В 1899 г. в Москве, на В. Красносельской ул., при доме призрения им. И. Н. Геер его вдовой был возведен храм, освященный во имя небесного покровителя ее покойного мужа св. Иосифа Обручника. В наст. время эта богадельня возрождена. Лит.: Дубенский Н. Я. Следование святыни Афонской в Могилев и по Вост. Белоруссии в 1866 г. по случаю освящения возобновленного Могилевского Иосифовского правосл. собора. СПб., 1867; Описания знамений и исцелений, благодатию Божиею бывших в разных местах в 1863-1867 гг. от св. мощей и части животворящего древа Креста Господня, принесенных со Св. Афонской Горы из Русского Пантелеимонова мон-ря. М., 19016; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 288, 393-394; Булгаков С., прот. Друг Жениха: О правосл. почитании Предтечи. П., 1927; Filas F. L. The Man Nearest to Christ: Nature and Historic Development of the Devotion to St. Joseph. Milwaukee, Stramare T. Giuseppe, sposo di Maria Vergine: Nel culto//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1268-1287; DSAMDH. T. 8. Col. 1316; Lienhard J. T. Augustine, Sermon 51: St. Joseph in Early Christianity//In Dominico Eloquio: Essays on Patristic Exegesis in Honor of R. L. Wilken/Ed. P. M. Blowers et al. Grand Rapids; Camb., 2002. P. 336-347; «Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в./Отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007; Иосиф (Крюков), игум. История почитания св. Иосифа Обручника в Правосл. Церкви: Дис./МДА. Серг. П., 2010. Ркп. Игум. Иосиф (Крюков) Почитание на Западе Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Прав. Иосиф Обручник в мастерской. Фрагмент створки триптиха «Благовещение». Мастер из Флемаля. Ок. 1427 г. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) Поклонение волхвов. Скульптор Арнольфо ди Камбио. 1290–1292 гг. (Музей Либериано в ц. Санта-Мария Маджоре, Рим) О почитании И. О. в поздней античности и в раннее средневековье известно мало.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

11 Термин восходит к Филону Александрийскому и используется в Ареопагитском корпусе для аллегорического толкования Писания: см. Дионисий Ареопагит. Церк. иер. 2, 5, 7–13//PTS 36, 16 и др. 13 Ср. Blowers R. Exegesis and Spiritual Pedagogy in Maximus the Confessor. Notre Dame, Indiana, 1991, p. 149. 14 Sherwood P. Exposition and Use of Scripture in St. Maximus as Manifest in Quaestiones ad Thalassium//OCP 24 (1958), p. 203. 15 Вопросоответы 52, 173–177//Творения преп. Максима Исповедника. Кн. II/Пер. С. Епифановича и А. Сидорова. М., 1993, с. 149 (см. CCG 7, 425). 16 В общежительных монастырях преп. Пахомия Великого это было обязательно для каждого монаха: см. Rousseau H. Pachomius. California–London, 1985, p. 81. 21 О духовном законе 4, 24, 87//Преподобнаго и богоноснаго отца нашего Марка Подвижника Нравственно-подвижнические слова. М., 1858, сс. 10 (гл. 6), 13 (гл. 26) и 23 (гл. 85); см. PG 65, 905B, 908D, 916C. 30 Термин (чтение) в святоотеческой литературе обычно означает “чтение Писания”, в особенности “чтение псалмов”. 35 Легко заметить разницу между интересом к библейской критике у Оригена и советом Симеона избегать дискуссий по поводу “внешнего” смысла текста. Тем не менее оба автора сходятся в том, что главное — концентрировать свое внимание на “внутренних” задачах Писания. Более того, на практике преп. Симеон очень часто обсуждает значение отдельных библейских слов и выражений, показывая тем самым и свое внимательное отношение к “внешнему” смыслу текста. 36 Термин yeudTnumoj gnusij, унаследованный от ап. Павла (1 Тим 6:20), использовался в раннехристианской антигностической литературе. У преп. Симеона этот термин, применявшийся во втором веке к еретикам-гностикам, используется для “внешнего” (эллинистического) знания вообще. 46 Статистика заимствована у Х. Тернера, который в свою очередь использовал указатели в издании SC (“Христиансие источники”), сделав к ним весьма небольшие дополнения: см. Turner H. Symeon the New Theologian and Spiritual Fatherhood. Leiden, 1990, pp. 39–42. Согласно той же статистике, некоторые книги Ветхого Завета преп. Симеон никогда не цитирует: книгу Руфь, 1 и 2 книги Ездры, Плач и книгу пророка Иеремии, книгу пророка Авдия, книгу пророка Софонии, книгу пророка Аггея.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-simeon-nov...

-You know how they’ll answer you, Father Afanasy? That you just happen to have a good hierarch, because in some other dioceses they can get a hierarch of whom they have heard this and that … How can one call him “father” and “lord” and kiss his hand? -It will be hard, yes. There is no escape for us because we have been keeping the hierarchical structure of the Church since time of the apostles, and if we are not some kind of mindless renovationists, we will be living with this hierarchical structure of the Church till the Second Coming of Christ. How should we live with this? At the Dreadful Judgment, God is not going to ask you how many people you have denounced, but what you have done in your life. Did you feed the hungry, did you give drink to the thirsty, did you clothe the naked, did you visit the sick? The problem with all those whistle blowers is that they try to save the Church, having not even begun saving their own souls. Everyone has to realize, once and for all, that we all, both priests and hierarchs, remain human even after our ordination. You see, we do not receive deification at the ordination. We are normal people, sinful people. We have the same passions as all humans have and we are trying to fight our passions — most of the time just as unsuccessfully. We are common sinful humans, that’s who we are. – What is the line marking the lowest degree of moral corruption of a priest or a hierarch after which you just can’t help but realize that you can no longer serve with him, and you have nothing else to do but recognize that all the mysteries he celebrates are void of grace? – This line is talked about in the canon of the Council of Trullo – preaching a heresy, that’s all. We must to understand that it is not a priest or a hierarch who performs the mysteries, but the Holy Spirit for the payers of the Church. Therefore, in the Church, the mysteries are preformed always, regardless of the moral qualities of the given priest. If the priest’s sins cry out to heaven – there are legitimate canonical actions to be taken.

http://pravmir.com/in-search-of-the-sinl...

   001    002    003    004    005   006