Разногласие в приведенных нами толкованиях (именно в последних трех) показывает, что едва ли возможно сказать что-либо точное и определенное относительно того, что именно следует разуметь под днями творения – обыкновенные ли дни, или неопределенные периоды времени. Если что и возможно в этом отношении, так это предположения и гадания, которые хотя и могут иметь большую или меньшую степень вероятности, но едва ли когда-либо приведут к несомненному результату; поскольку творение как дело всемогущего Бога принадлежит к области чудес и тайн и может быть постигаемо лишь верой ( Евр. 14, 3 ). А потому достаточно согласиться, не вдаваясь в какие-либо соображения, с замечанием высокопреосвящ. Филарета, что «дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий Творческой силы, совершающихся в определенное время». День один: Моисей называет первый день одним, или единым, употребляя число количества, вместо числа порядка. Это употребление числа количества вместо числа порядка встречается и в других местах книги Бытия, напр. 4, 19. Да будет твердь: по-еврейски Rakia, что значит протяжение, растяжение воздушного пространства, которое, как атмосфера, окружает земной шар и отделяет его от прочих тел вселенной. Στερεωμα LXX-mu и fïrmamenmum Вульгаты – обозначения более материальные. Правда, евреи представляли себе твердь то распростертым над землей ковром ( Пс. 103, 2 ) или прозрачным покрывалом (Исаии 40, 22), то прозрачным сапфировым сводом ( Исх. 14, 10 ), или литой зеркальной поверхностью ( Иов. 37, 18 ); но это не более, как чисто поэтические сравнения. «И создал Бог твердь; и отделил воды, которые под твердью, от вод, которые над твердью»: воды под твердью суть воды земные, на земле находящиеся. Под водами над твердью можно разуметь носящиеся в воздушных слоях атмосферы и отделенные этими слоями от земли водные массы, которые собираются в тучи и из них, в виде дождя, проливаются на землю. Такое разумение сообразно с ветхозаветным еврейским воззрением, по которому, во время сильного дождя разверзаются хляби неба ( Быт. 7, 11. 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Да и для жителей самого Рима также положительно были необходимы греческий язык и греческое образование как сами по себе, в виду их значительного превосходства и пред латинским языком, и пред римской образованностью, так и для сношения с многочисленными подданными римской империи, говорившими только по-гречески. Таким образом ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа греческий язык все более и более достигал своей популярности и силы; он не только был известен в кружках людей образованных, но он стал языком мировым, языком народных сношений по крайней мере настолько, или даже еще более, чем в наше время французский, немецкий или английский языки. Поэтому Элий Аристид имел полное право сказать о греках: «В победе, одержанной их языком, они достигли гораздо большего торжества, чем на Марафонском поле. Все государства и все народы усвоили себе наш образ жизни и язык. Столпы Геркулеса не заградили им пути; им не положены пределы жителями Ливии, Босфорами, или теснинами Сирии и Киликии; но как бы по божественному водительству весь мир охвачен ревностным стремлением к нашей мудрости и образованию; этот язык признали общим все подобные нам существа, а через него весь земной шар в одном и том же звуке стал понятным для самого себя». Но если тот самый язык, который объединил народы римской империи, то не есть ли он также и тот язык, на котором, напр., апостол Павел мог сделать свою проповедь легко понимаемой всеми в Малой Азии, в Афинах или Риме? Город Рим был сердцем мировой империи и далеко пред ним отступали назад даже такие значительные пункты, как Александрия, Антиохия, или Коринф. К нему тяготели, в него стекались все нации древнего мира. Рим был, как часто говорили, общиной образованной из соединения всех народов, сборным местом земного шара. В этом городе ежедневно можно было видеть самые разнообразные, разноплеменные и бесчисленные костюмы; сюда являлись и ученый грек, и александрийский купец, и пронырливый в торговле иудей; смуглый африканец и загорелый азиат здесь встречались с белолицым европейцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Основные (геральдические) фигуры щита: Перевязь справа Основные (геральдические) фигуры щита: Перевязь справа Основные (геральдические) фигуры щита: Стропило Визуальная модель Г. условна, требования к ней сформулированы преимущественно в XVI-XVII вв. на основе обобщения опыта герботворчества. Элементы Г.: щит, шлем, корона, нашлемник, намет (или мантия), щитодержатели, девиз, дополнительные украшения (располагались за щитом или вокруг него). Счет левой и правой сторон в Г. осуществляется от лица, несущего щит, а не от зрителя. В Г. разрешается использование 2 металлов (золото, серебро), 5 основных финифтей (красная, голубая, зеленая, пурпурная, черная), 2 мехов (горностаевый, беличий). С XVII в. приняты графические обозначения цветов при помощи штриховки или точек, правило сочетания цветов: металл на металл и финифть на финифть накладывать запрещено. Гербовый щит может быть различной формы (треугольный, круглый, овальный, прямоугольный с выступом внизу и др.; ромбический щит используется в Г. женщин). Он может быть разделен пополам вертикально (рассеченный), горизонтально (пересеченный), диагонально (скошенный справа или слева) прямыми или различным образом изогнутыми линиями. Основные (геральдические) фигуры щита: Тулузский крест Основные (геральдические) фигуры щита: Тулузский крест Основные (геральдические) фигуры щита: Вилообразный крест Изображаемые на щите фигуры могут быть геральдическими (первостепенными и второстепенными) и негеральдическими. К первостепенным относятся глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило, костыль, крест (используется ок. 300 разновидностей); второстепенными считаются кайма, квадрат, вольная часть, клин, брусок, гонт, ромб, турнирный воротник, острие, бизант (шар), щиток и др. Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (люди, животные, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, рыбы, растения, солнце, звезды, облака и т. д.), искусственные (все, сделанное человеком: оружие, строения, орудия труда, предметы быта и т. д.), фантастические (грифон, дракон, пегас, феникс и т. д.). К естественным фигурам традиционно относят изображения Иисуса Христа (в т. ч. и Нерукотворный образ Спасителя), Богоматери (преимущественно с Младенцем на руках), ангелов, апостолов, святых, великомучеников, поверженного диавола (напр., в Г. Архангельска, Малоархангельска и др.); святые изображаются со своими атрибутами (ап. Павел с мечом, ап. Петр с ключами, вмц. Екатерина с четками и особого вида колесом). К искусственным фигурам причисляют Евангелие, терновый венец, хитон Иисуса Христа, храм, монастырские стены, епископский дворец, кадильницу, колокол, орарь, архиерейский посох и митру, хоругвь, трикирий, четки и др.

http://pravenc.ru/text/164643.html

2 . Буддисты в центре всего воображаемого ими мира поставили гору Сумеру, четырехгранную, всю состоящую из драгоценностей. К северу – кристальная грань, к югу – из лазурика, к востоку – золотая, к западу – серебряная. На свете нет горы выше Сумеру. Эта замечательная гора окружена морем. На море по странам света находятся четыре больших острова или материка. На всех этих материках живут люди, с разными свойствами телесными и душевными. Земной шар, на котором мы живем, по мнению Буддистов, на юге от Сумеру, и называется: Джамбудвипа (Нань-ян-фу-ти). 3 . На нашем материке существуют шесть путей перерождений, 135 именно в нисходящей линии: а) перерождение в духов счастливых; б) в людей, в) в асур, г) в адах, д) в голодных духов, е) в бессловесных – до инфузории включительно. Все сии шесть путей перерождений суть не иное что, как степени большего или меньшего совершенства души, прежде разумной, но огрубевшей и помрачившейся. По мере своего очищения, возвращения к прежнему совершенству, она возвышается и состоянием своим, напр. из бессловесных она перерождается в людей, в адах, в голодных или счастливых духов, и когда возвысится до созерцания абсолютного, полной жизни духа, то переходит за черту всех шести путей перерождений. Само собою разумеется, что в каждом состоянии много соблазнов, что стремясь к совершенству большему – при малейшей неосторожности, легко потерять и то, что приобретено. Выйти за черту перерождений значить возвратиться на родину, погрузиться в Нирвану – покой, бытие неизъяснимое, высшее всякой жизни. 4 . Духи счастливые размещены в 28 небесах. Небеса возвышаются над горою Сумеру одни над другими, и разделены на три отдела или мира. Первый, нижний отдел, называется: мир вожделений (юй-цзе). В этом отделе шесть небес. В первом небе по граням горы обитают четыре главных духа (Сы-тянь-ван). Во втором из них господствует Индра с 32-мя духами, составляющими штат его двора. В 4-м живет теперь Майдари – будущий Будда. В 6-м живет Мо-ван (Мара), вечный противник Буддизма.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вот почему, если бы гипотеза Руайе сейчас же оказалась твердообоснованной теорией, то она, в сущности говоря, нисколько бы не оправдала собой атомистического механизма, и разве бы только направила все старания его приверженцев на объяснение посредством механизма атомов – тепловых явлений. Но таких стараний и без того было не мало и мы видели, что тепловые явления несмотря на это, в свою очередь, этим стараниям и попыткам совсем не поддаются. К тому, что было сказано по поводу механической теории теплоты в главе о единстве физических сил, теперь мы можем добавить лишь следующие соображения, которые, впрочем, разнятся от прежних не столько по существу, сколько по форме. Относительно каждого вида энергии физика различает две вещи: количество и интенсивность или степень напряженности; последняя в применении к некоторым видам энергии, напр., к электрической энергии, называется „потенциалом“. Существенное различие между количеством энергии в теле и между её потенциалом открывается из того обстоятельства, что при соприкосновении двух тел с различными количествами энергии и с различными потенциалами первое может распределяться по поверхности, объему или массе обоих тел как придется: и равномерно, и неравномерно; потенциал же, вообще говоря, распределяется всегда равномерно. Обратимся к примерам. Возьмем два различно наэлектризованных медных куска различной величины и поверхности; прежде всего уже в каждом отдельном куске количество электричества на его поверхности распределится неравномерно, именно, на выпуклых частях это количество будет больше; после соприкосновения, если меньший кусок имел больший потенциал, он потеряет некоторую долю своего количества электричества, хотя бы это количество и без того было меньше, чем у другого куска; но если бы мы взяли куски с одинаковой поверхностью в форме одинаковых полушарий и, наэлектризовав, сложили бы их плоскими сторонами в шар, то общее количество электричества по поверхности этого шара распределилось бы равномерно; напротив того, потенциал электричества оказывался бы распределенным равномерно не только в последнем, но и во всех первых случаях.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/bog...

Глава третья Целесообразность б) в небесной механике . – Невозможность объяснить происхождение небесных тел из одних механико-динамических дат. – Высочайшая целесообразность в распределении звезд и планет по небесному пространству. – Замечательная приспособленность их к целям существования находящихся на земле тварей. – Возмущения небесных мел и уравновешивание возмущений. – Свидетельство астрономии в пользу пассивной целесообразности. – Предуставленная гармония во вселенной. Отыскание объективных целей в небесной механике находится вне зависимости от какой-либо космогонической гипотезы. Сколько угодно можно с Канто-Лапласом поставлять кружащийся газовый шар или вертящийся с быстротою вихря до-мировой туман на то место, на котором до того времени незрелое понимание предполагало бесформенный хаос; формы и направления газовых и эфирных частиц, из которых в конце концов компонируются формы движения, и орбиты мировых тел, можно изобразить тончайшими штрихами, согласно с найденными законами молекулярной и тепловой механики,-при всем том, эмпирическая наука-астральная физика, астрономия- никогда не сделает ни одного шага далее, а только до пределов доказательства вероятного: может быть, что мирообразование подвигалось вперед так, как предполагает лучшая гипотеза. Напротив, самые важные вопросы остаются совершенно без ответа при допущении только одних механических причин и только номологического их взаимодействия. Сплошное однообразие до мировой материи не содержит в себе достаточного основания для последующего развития ее в полноту родов и форм, в постепенном восхождении от самых простых к самым сложным существам и действиям. Развитие материи произошло бы совершенно в другом направлении, при совершенно равномерном рассеянии атомов или, напр., при абсолютном холоде, а таким состоянием и является, именно, атомистическое безразличие, в котором не происходит ни механических, ни химических, ни физических действий; где не действуют ни сцепление, ни притяжение, ни сродство; следовательно, невозможно произвести из первобытного тумана, которому не свойственно было ни притяжение, ни отталкивание, ни близость, ни дальность, ни центры, ни массы, ни группы. Первым, чем первоматерия вызвалась бы за пределы ее внешнего безразличия, могло быть только образование центров, которые, естественно, как оплотненные ядра, повлияли бы на первоматерию в таком направлении, что она стала бы нагреваться до той высшей степени, на которой теплота проявляется в виде света.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

97 Иосиф Флавий так отзывается о галилеянах: «галилеяне с младенчества приучались к битвам, всегда были многочисленны и никогда не имели ни боязливости, ни недостатка»; почему несмотря на то, что «были окружены многочисленными иноплеменными народами, стояли всегда и против всякого военного покушения» (De bello iudaico III, 3. 2). 99 Из времени Тотмеса III в гробничной надписи военачальника Аменемхиба. Там же (336, 339); из времени Аменофиса II в надписи в храме Амада (381–2, 380); из времени Рамзеса II в папирусе Анастази (524; Lautb. Moses der Ebräer. S. 92 и в Трудах Киевской дух. Акад. 1876. Март. 491. 492). Во всех этих текстах Тахис представляется землею. Так переводит их и Бругш. Но там, где он говорит от себя, он разумеет (почему то) город Тахис. Ср. 339. 380. Положения его он не определяет точно, считая его одной из важнейших местностей верхнего Рутен (339). 100 Там же 336; Насру(на), Наеруна (339). Властов отожествляет его с озером Геннисаретским, но, кажется, в противоречии с текстами. 102 Замечательно, что уже в период ханаанский Сион, если основательно отожествление его с Сина, был, кажется, религиозным центром округа: в папирусе именно упоминается об «идоле Сина», – упоминание естественное только при этом предположении; обыкновенные идолы были в каждом городе. 103 Бругш предлагает для некоторых городов иные отожествления с библейскими городами, выводя их из пределов Иудеи, как напр. Дапур (вм. Давир)=Фавор, Циди-пута (вм. Цифат)=Иотапата, Бита-шеал (вм. Бейг-Шар)=Вефсан. История фараонов, стр. 524. Но видно, что сходство между именами не вынуждающее. Исключение составляет Каурец в страие Аун. Страна Аун лежала вне Палестины; по Бругшу, она составляла северную границу народа Халу или финикийцев (Бругш. История фараонов. 339). Г. Олесницкий разумеет под нею Ливан с его округом (Труды Киев. дух. Акад., стр. 494. 477). 105 Это можно заключать из начальных слов 18-го письма, в котором говорится о Тахис. Письмо начинается так: «Я буду говорить тебе о других городах, не имевших отношения к предшествующим», т. е. к городам северной Палестины (о которых говорилось в семнадцатом письме).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шар, цилиндр, конус, круг не абсолютны ли и не предельны ли в одно и то же время? – абсолютны постольку, поскольку они не воображаемы только, но и реальны; предельны постольку, поскольку мы не можем построить их через последовательное умножение граней и сторон правильного вписанного многогранника или многоугольника, хотя и приближаясь к этой цели более и более; так как мы не в силах осуществить в действительности число бесконечное. V. Бесконечное Существо. Аксиомы: ни что не происходит из ничего, ни что не превращается в ничто истинны только при том условии, если в качестве факторов мы имеем перед собой существа конечные. Если же имеются в виду —403— факторы бесконечные, тогда следует сказать: ни что не происходит через ничто, ни что не уничтожается через ничто, а это совсем иное. Существо бесконечное необходимо обладает силою неограниченного воспроизведения, равно как и силою неограниченного разрушения, т. е. могуществом творчества и уничтожения. В этом всемогуществе нет ничего противоречащего разуму. Кто признает Существо бесконечное, тот необходимо признает возможность творчества. И несомненно, наш ум допускает без противоречия возможность творения. То, что единственно противоречит разуму, это – понятие творения через существо конечное, будь оно сколь угодно (indéfiniment) велико. VI. Проявления бесконечного. Бесконечное ускользает от нас, потому что мы конечны. Благодаря нашим познавательным способностям, наш взор прямо обращен на него, но мы не в состоянии достигнуть его или приблизиться к нему. Это похоже на то, как если бы мы всегда видели перед собою какой-нибудь предмет (в неясных очертаниях), шли бы к нему безостановочно, а он постоянно отступал бы от нас, оставляя всегда одно и то же расстояние. – И тем не менее, бесконечное в такой мере находится повсюду вокруг нас, что иногда мы почти соприкасаемся с ним. Мы созерцаем фигуры и тени предметов, линии без ширины, плоскости без толщины; роды монад, образующих тела, которые представляют сущности, подлежащие измерению и отнюдь не чистые ничтожества; роды идей, доступных нашим чувствам, образы поразительные, напоминающие нечто, произведенное какою-то силою из ничто. – И однако, Бесконечное в такой мере есть основа всего существующего, что мы бессознательно полагаем его, как аксиому, в основание наших наук, отличающихся наибольшею достоверностью, которые мы называем точными. Наконец, не говоря об исчислениях дифференциальном и интегральном, – что сталось бы, напр., с геометриею, если не допустить с самого начала как истину, не подлежащую доказательству, что линия происходит от движения точки, не имеющей измерения, или, что то же, составлена из бесконечного числа непротяженных точек? – И кроме того, существование бесконечного столь непоколебимо и есть нечто столь определенное, что как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Со стороны изложения сочинение г. Попова также не чуждо некоторых недостатков. Он нередко повторяется и в своих суждениях о лицевых рукописях и ещё чаще в описании миниатюр последних; особенно это наблюдается у него в обозрении Годуновской псалтири, где по нескольку раз в одних и тех же чертах изображены одни и те же события из истории царя Давида и земной жизни Богочеловека. Есть в сочинении слова и выражения неточные, неудачные и даже прямо вульгарные, как то: сабля – вместо – меч, воины в кукулях вм. шлемах, кадильница вм. ладоница, круг вм. шар, колпаки вм. шапки, плешь вм. лысина, поддёвка, армяк, курносый и т. п. (стр. 28, 48, 52, 162, 165, 176, 227, 239, 297, 251, 253, 257–258, 263, 268, 270–271, 275, 298:317). Переписка сочинения, произведённая по большей части не самим автором, также нуждается в серьёзном исправлении и страдает многими описками; так, напр., в нём читаем: типический вм. типологический, совет вм. свет, с мальчиком на плечах вм. с мешком на плечах, с дискосами вм. дисками, текст вм. крест, вознесение вместо взятие (стр. 9, 15, 28, 44, 70, 72, 156, 161, 224, 296, 249, 264, 270, 280:288). Если одни из указанных и им подобных описок легко исправить самому читателю по связи и смыслу речи, зато других он может и совсем не подозревать, будучи предварительно не знаком с описываемой автором лицевой рукописью. Последнего рода обмолвки неизбежно ведут к неверному представлению самих миниатюр. Многие из перечисленных в сочинении недостатков будут понятны и вполне простительны, если принять во внимание, что начинающему автору на первых же порах пришлось иметь дело с описанием целых сотней миниатюр в строгом смысле этого слова и что от подобного рода недочётов и недосмотров несвободны совсем и труды многоопытных и учёных археологов и историков искусства. Мы отметили их здесь лишь для того, чтобы предохранить от них г. Попова на будущее время. Хорошо изучивши всю отечественную литературу по вопросу о византийско-русской миниатюре, непосредственно познакомившись с ней на лицевых рукописях Московской академии и в общем

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Очевидно, необходимо допустить, что мирообразовательный процесс, в его движении к конечной цели, направлялся некоторым высшим разумным Существом, непосредственно или посредством сообщения первозданному веществу необходимых сил и целесообразных законов. Итак, Канто-Лапласовская теория образования мipa (если бы даже с течением времени она была окончательно принята в науке, как теория безусловно верная, 33 при правильном разумении ее, оказывается, не имеет резкого антибиблейского характера; наоборот, она необходимо предполагает библейское учение о происхождении мipa, притом в самых существенных пунктах его. Она необходимо приводит, как мы видели, к признанию не только особого высшего разумно-свободного устроителя или «художника» мipa, но и Творца его. Вот почему эту теорию нередко разделяли и разделяют верующие естествоиспытатели и даже богословы (из русских, напр., протопресвитер Сергиевский, Η. П. Рождественский и др.). в) По учению геологии, постепенное образование земли (подобно другим телам мipobым) совершалось чрез охлаждение и сгущение первоначального вещества, которое изначала имело круговое движение около своего центра. Земной шар дошел до настоящего состояния своего только после многих перемен, в продолжение такого длинного времени, для которого едва ли можно составить нам приблизительные числа. Он подвергался многократным и страшным переворотам, из коих каждым заканчивалась одна эпоха его существования и начиналась другая, и в каждую эпоху были на нем особого рода растения и животные, соответствующие известному его состоянию. В свое подтверждение гипотеза ссылается на то, что земная кора состоит из многочисленных пластов, которые имеют в себе окаменелости растений и животных, который будто бы совершенно различны по различию пластов. Как показывают некоторые, ныне наблюдаемые, аналогичные явления (образование известковых натеков, наростание земляных пластов от наносов илу, песку и т. под.), пласты земные, говорят геологи, под влиянием охлаждения и сгущения могли образоваться только в течении необычайно продолжительного времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Gulya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010