Сообразно сказанному, эмпирический характер индивидуума есть совокупность правил действования, усвоенных им самостоятельно, а не навязанных извне. Здесь перед нами автономия индивидуума, состоящая в том, что он сам вырабатывает себе правило поведения и сам может отменить его. Кантианское учение об автономии нравственного характера мы распространяем на весь характер индивидуума. Поскольку я осуществляет свое идеальное назначение и вступает в любовное отношение к Богу и миру, положительная свобода его возрастает, как будет показано ниже. Наоборот, поскольку я в каком-либо отношении отчуждается от Бога и мира, творческие силы его, как будет показано ниже, убывают, а вместе убывает и положительная свобода его, на первый план выступает та или иная односторонне разросшаяся черта эмпирического характера, напр., честолюбие, скупость и т. п., и поведение человека начинает приобретать видимость мертвой предопределенности, видимость утраты автономии. Ошибка большинства детерминистических теорий заключается в том, что они  видят в я лишь эту природу его. И действительно, если бы сущность я исчерпывалась системою определенных качеств, тогда прав был бы Шопенгауер: жизнь такого я была бы лишь рядом процессов, необходимо определенных этими качествами. В самом деле, такое я подобно тому, как мы представляем себе напр., свинцовый шар с той абстрактной точки зрения, какую вырабатывает физика: такая-то масса, такой-то диаметр, определенное положение центра тяжести и т. п.; прибавьте сюда еще среду, наделенную такими же качествами, и соответственные этому воздействия ее, напр. толчок определенной силы в определенном направлении, и окажется, что мы не можем в этой системе найти ничего, кроме мертвой предопределенности всех реакций. Стилизуя свой ум так, чтобы видеть лишь эти отвлеченные определенности, сторонник неорганического миропонимания и отвлеченного идеал-реализма, а вслед за ними и натуралисты перестают воспринимать или, по крайней мере, понимать динамический момент бытия; причинность для них перестает быть порождением, причинением, творчеством и низводится лишь на степень порядка событий, выразимого в отвлеченной общей формуле. Между тем, в действительности личность есть еще нечто более сложное: кроме ограниченного эмпирического характера, в ней есть нормативное начало и, сверх того, металогическая творческая сила воли, источник неиссякаемого разнообразия жизнедеятельности. Как бы прошлые мои проявления не выкристаллизовали мой эмпирический характер, ограниченно-оформленный тип действования не поглощает всю мою силу, не заполняет всю мою личность; я остаюсь все же существом, которое стоит выше своей природы, выше своего характера. Действенно это выражается в том, что я могу хотеть нового хотения, т. е. могу перерабатывать свой характер и в этом смысле творит себя.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/svo...

Существуют еще два замечательных явления в природе в бесконечном количестве разных существ, это – их произведение и гармоническое расположение (production et disposition), стоящие тоже в непосредственной зависимости от Бога. В самом деле: г) Ничто в мире не может совершаться само собою и все требует или условливает собою внешний производящий агент. Напр., здание не может соорудиться без архитектора, мириады звезд и планет, земной шар, со всем его разнообразием предметов и существ, точно также не могли возникнуть без Творца, не могут жить сами по себе, без Его мудрого плана и законов, по которым все должно жить и действовать, сообразно с общей мировой гармонией. Из рассматривания этого мирового порядка и гармонии, как в целом, так и частях, с особенной очевидностью проявляется художественное творчество и промысл Господа. Таково, напр., устроение человеческого тела и деятельность душевных сил в неразрывной зависимости; такова организация в царстве животном и растительном, разнообразие пород, видов, их противоположность и, вместе, – неразрывная зависимость друг от друга. Таково же соотношение и взаимодействие во всех частях мироздания, получающих свой смысл и значение только в гармонии целого и жизни универса, охраняемого и управляемого Богом. д) Все, что рождается и получает тело, должно образоваться в недрах матери, произойти из яйца, или вырасти из зерна, семени. Но кто же дал бытие и мудрое устроение этим началам материальной жизни существ? Очевидно, некто другой, – иная высшая сила и могущество, то есть Бог. О происхождении Бога, на вопрос китайского ученого, говорится, что Бог , – безначален, бесконечен, вечен, тогда как все твари имеют от Него начало, определенную жизнь, имеют и свой конец, – разрушение, смерть. Вопр. Каким образом примирить и допустить можно положение, что Бог есть Творец мира, когда замечаем, что отец происходит от другого отца, одно животное происходит от такого же животного? Ужели Бог в этих случаях так же творит людей и животных? На этот вопрос Христ. ученый отвечает не менее тонко, прибегая к логическому и метафизическому построению понятия о причине. Бог , сотворив однажды человека и тварей, определил каждому роду производить тот же род, по однажды навсегда установленным законам; от человека рождается только человек; животное и дерево производят только животное и дерево; все совершается по необходимости. Но это не мешает признавать, что первопричина всего – Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Они приводили на это следующее основание: если действия людей свободны, то никто не в состоянии узнать о них наперед, потому что они происходят не от необходимых причин. А если дела людей можно угадать и сказать наперед, каковы они будут, в таком случае они не свободны, но действительно необходимы. По свидетельству Гассенди у Аммония был на этот предмет такой ряд доказательств или боги совершенно знают исход случай ных событий, т. е. что случится одно из двух, или ничего о том не знают, или имеют, подобно как и мы, неопределенное и неясное о том познание. Ни второго, ни третьего допустить нельзя: и так остается допустить первое, именно, что боги определенно знают, что одно из двух должно последовать: они знали напр., что одна деревянная стена спасет Афины, что Крез, перешедши Галис, потеряет множество войска, и т. п. Очевидно, что все это не могло не совершиться; если бы не совершилось, то боги по необходимости оказались бы лживыми. Посему должно допустить одно из двух, или что все происходит по необходимости, так именно, как боги предвидят и знают, и тогда случайное существовать не может, или что дела человеческие неизвестны богам, но как этого не может быть, то случайное не существует. На это отвечаем с Кудвортом: свобода нашей воли не уничтожается, и мы не связаны необходимостью от того, что Бог наперед может знать, что мы решились сделать; ибо не потому совершаются дела наши, что прежде их совершения Бог знал, что они будут совершены, но потому они и бывают предвидимы, что имеют совершиться. Аммоний так решает возражение: случайное должно совершаться не потому, что боги определенно знают оное; случайное неопределенно только по своей природе, а по отношение к уму божественному – определенно. Известно, что и наш ум может определенно предузнать случайное, именно; когда сообразим предшествующие причины. Так напр. шар, покоющийся на плоскости, может двигаться и не двигаться: но если плоскость получит наклонное положение, не может быть, чтоб он не двинулся. Так врач иногда может смело предсказать, выздоровеет больной, или умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Можно впрочем догадываться, что внутренность земли действительно представляет не огненно-жидкое, как думали до сих пор, а скорее особого рода твердое состояние, что доказывается, во-первых, отчасти вычислением земной массы, а затем, в последнее время, и сейсмографическими наблюдениями, обнаруживающими, напр., что волны далеких землетрясений передаются не только поверхностными слоями земли, но и ее внутренней толщей, и притом совершенно так, как если бы весь земной шар состоял из самой твердой стали 111 . В области столь же громадных величин, но уже не пространственного, а временного, исторического познания нашей планеты приходится в еще более широком масштабе вдаться в область гаданий, а так как именно вопрос о прошедшем и будущем земли, т.-е. о моментах начала и конца нашего земного мира, являлся всегда одним из пунктов разногласия науки и религии, то мы и считаем вполне уместным привести здесь всю ту путаницу чисто гипотетических дат, которой, мне думается, меньше всего следует опасаться строго объективной естественно-научной апологетике. Быстро переходя предел исторической памяти человечества, охватывающий не более 6 тысячелетий; оставляя за собою приблизительно втрое больший период времени, отделяющий нас от наших отдаленнейших предков, наука быстро вступает в довольно обычный для нее лабиринт колоссальных цифр, стремящихся обосноваться на данных и геологии, и палеонтологии, и астрономии. Так, напр. Гейки и Рётерфорд насчитывают для земли почтенный возраст в 1000 миллионов лет 112 . Приблизительно ту же цифру дает и Эмден 113 , оговариваясь, впрочем, что она уж чересчур грубо (раз в 60!) не сходится со сравнительно скромной цифрой 17 миллионов, выводимой лордом Кельвином на основании контракционной теории миро образования. Но зато геолог Рудзский увеличивает эту цифру еще вдвое (2000 мил. лет) 114 . По одним данным вода в виде океанов, а с нею якобы и первая жизнь, появились не ранее 10 миллионов лет 115 , а по другим – внезапно оказывается, что органические остатки находятся в пластах насчитывающих в 10 раз большую давность 116 , и, наконец, современный ботаник Де-Фрис ограничивается всего 20–40 миллионами лет 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/rel...

Едва ли для признания чего-либо превышающим силы человеческие нужно ждать и требовать окончательного изучения человека. Напр., для уверенности в том, что человек не в состоянии поднять земной шар, вовсе не требуется ждать того времени, когда будут изучены в точности все мускулы и нервы человеческого тела и все законы механики. Невозможность здесь ясна сама собою и признается всеми. Равным образом, для здравого смысла очевидно, что мы не можем знать с уверенностью того, что еще не существует, и для познания чего нет точек опоры ни в прошедшем, ни в настоящем. Законы нашего обычного мышления, неизменность которых является необходимым условием всякого исследования, не допускают такого знания. И если мы видим, что подобным знанием обладали пророки, то мы обязаны признать чрезвычайность, сверхъестественность этого факта, – его божественное происхождение. Но, возражают нам далее, факт пророческих предсказаний не есть что-либо исключительное. История знает немало таких предсказаний, которые исполнились, и, для объяснения которых мы, однако, не считаем нужным прибегать к божественному вмешательству. Равным образом, говорят, история свидетельствует, что у всех народов древности были прорицатели или мантики, приписывавшие себе общение с божеством, и усвоявшие дар проникать в божественные советы и их истолковывать. У греков, напр., были не только отдельные прорицатели как Тирезий, Калхас, Полидам, но существовали целые учреждения, вроде оракулов в Дельфах или Додоне, имевшие своей задачей предсказывать будущее. Мы должны сказать, что факты, о которых здесь идет речь, давно известны апологетам Библии , и, тем не менее, они не колеблют изложенного выше взгляда на происхождение библейских пророчеств. Все предсказания, на которые указывают, как на аналогию для библейских пророчеств, существенно отличаются от последних. Им, прежде всего, не достает той ясности, которая принадлежит библейским пророчествам, и они не выходят за пределы простых предположений. В этих предсказаниях, далее, выступает момент рефлексии, рассуждения, так что они более имеют характер логических заключений, чем выражений непосредственного чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

(Breal, o. c. 134, 1). 51 «В языке нет собственных выражений, и чем более точному анализу подвергнем мы слово, тем более сходства обнаружит оно с символическими выражениями позднейшей народной поэзии» (Потебня, 158). 52 Согласно замечанию Квинтилиана (VIII, 6), кажется благодаря метафоре всякая вещь имеет для себя слово в языке (Breal, l. с. 134, 1). 53 Пример анекдота: обобщением понятия мы имеем напр., в латинском aedes жилище, здание, которое выводится из корня idh – гореть, первоначально обозначало место очага. Из лат, pavimenturn истоптанная земля (от pavis) румынское pâmentu, обозначающее весь земной шар. Подобным образом нем. Erde (корень ar) означала первоначально вспаханную землю. Могут получать обобщенное значение собственные, имена: из Caesar получился Kaiser кесарь, царь, из Karl слав. и венг. kral, kiraly народ. Гораздо чаще, бывает специализирование значения, при котором род употребляется вместо вида. Так напр. λογον в новогреч. означает лошадь. Немецкое слово Fohlen, Füllen, стоящее в связи с греческим πλος, лат. pullus обозначало первоначально «молодое животное», в греческом употреблении значит молодая лошадь или даже молодой осел. Происшедшее отсюда poulain «молодое животное», как и сродное немецкое слово, обозначает теперь молодую лошадь (Giesswein 110–11). 54 Пример метонимии: значение Sonne, (sol, λιος) солнце и luna (luc-na) луна первоначально было лишь «светящее», Mana, Mensch – мыслящее, femina (женщина) – кормящая, fillus, filia – сын, дочь – сосущий, сосущая, argentum, aurum, Gold, золото, серебро – сверкающее, terra – сухая земля, Rost, Rose, лат. rubus (земляника) – красное, евр. lebanâ(oceл), араб, aquar (лисица) – красный, араб. laban (молоко), евр. l e bânâ (месяц), lebênâ(чepenuцa), араб. gamar (месяц), фр. aube (заря), лат. alba (перл), евр. hôri (пшеничный хлеб), нем. Weizen пшеница – белое, нем. Galle, гр. χολ, лат. fel желчь – желтое, Bär (медведь) – коричневый– ovis der Braune; лат. ovis – овца – кроткое, милое, нем. Wolf, волк – разрыватель, нем. Hahn – петух – поющий, лат. galus – петух, кричащий, нем. Gerste лam.hordeum, евр. Secôrâ – колющее, Himmel и Hemd – покрывающее, equus, aqua – ckopoe,cervus, Hirsch –рогатое, sus, Schwein –рождающая, bos, Kuh, bu-te-o bu-fo – кричащая (корень gu – кричать), corvus, cornix, Krähe (ворон) – каркающее, Gras – растущее и т. д» (Giesswein о. с. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

При этом массивный из того же материала постамент, единичные элементы декора (на торцовых сторонах по одному небольшому рельефному лекифу), емкие надписи на лицевых сторонах саркофага, а главное - довершающий композицию карниз с высокими лучковыми фронтонами и акротериями,- все это создает выразительный образ Н. как жертвенника. Новшество в применении к форме саркофага проявляется и в варианте его установки на 4 шарах в качестве ножек (напр., гранитный саркофаг, визуально отделенный шарами от изготовленного из того же материала высокого постамента - Н. тайного советника и сенатора П. А. Мансурова, † 1834, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Такая оригинальность решения в Н. частного лица была немыслима для средневек. мышления, где шар, или сфера, с утвержденным на нем крестом - элемент христ. космологии, однако стала возможна в Новое время, при обращении к античности в поисках иных содержания и форм. Тот же прием установки памятника на шарах, как материально реализованная иллюстрация разделения сфер земной и небесной, часто встречается при установке в качестве памятника пирамиды (напр., гранитное Н. фабриканта В. В. Ольхина, † 1791, Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра). Надгробие гр. П. К. Разумовского. После 1787 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие гр. П. К. Разумовского. После 1787 г. (Некрополь XVIII в., Александро-Невская лавра) Надгробие Н. М. Карамзина и Е. А. Карамзиной. 20-е гг. XIX в. (Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра) Надгробие Н. М. Карамзина и Е. А. Карамзиной. 20-е гг. XIX в. (Некрополь мастеров искусств, Александро-Невская лавра) Н. в виде жертвенника или с жертвенником в качестве детали памятника является едва ли не одним из самых распространенных. Классицистический жертвенник - решенная в ордерной системе форма, с прямоугольным или квадратным в плане объемом, завершенным выступающей плитой-карнизом с фронтонами и акротериями. Активное использование такого вида Н. на протяжении длительного периода (с кон.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

Задача игры состояла в умении как можно дальше забросить металлический кружок, называвшийся диском. Как любил грек эту забаву и как любовался ловкими приемами метателей диска, показывает известная статуя Мирона « δισκοβολος» (метатель диска), копии с которой находятся во многих европейских музеумах. Эта статуя представляет обнаженную фигуру молодого, хорошо сложенного мужчины, который наклонился вперед, чтобы сообщить более силы движению правой руки, которая делает размах диском. Диск, найденный в Херсонесской могиле, показывает, что эта игра, точно также как и игра в шар, была в употреблении у Херсонитян, и что греческие колонисты Таврического полуострова следовали в этом отношении обычаям своей метрополии. Также как и на родине, устройство общественных игр и заведывание гимнастическими упражнениями находилось у них в распоряжении правительства и подчинено было его контролю. В числе государственных должностей упоминается и обязанность гимнасиарха, иди надзирателя за гимнастическими играми Херсонесской молодежи и общественными гимназиями. Изображения на монетах Херсонесских и надписи дают понять, что эти игры были любимы дорийскими поселенцами Тавриды и состояли в единоборстве ( πλη), беганьи в запуски ( δρομος), бросании копий мячей ( κ ντ ον), бросании диска 37 . Из древних писателей известно, что у греков, кроме знаменитых Олимпийских, Немейских и других обще-еллинских игр, отправлялись хотя с меньшим великолепием игры и в других городах, во время праздников в честь полубогов и героев. Подобными играми славились и Припонтийское побережье. Сочувствие к ним было так велико, что победители на этих турнирах награждались золотыми венками, а имена их нередко вырезывались на памятниках. Так напр. жители древнего Одиссоса (на месте нынешней Одессы), в лице своих военачальников (стратегов), поставили в честь Ахиллеса каменную плиту, желая увековечить подвиг своего архонта, Леонида, победившего в состязании на копьях 38 . На Херсонесских монетах встречается изображение колесницы, запряженной двумя или четырьмя конями с возницею, который держит в правой руке бич, а в левой вожжи – сюжет, заимствованный из игр, отправлявшихся в Херсонесе во время праздников. 39 Видно, что гимнастические забавы входили в число любимых, занятий у жителей греческих поселений Припонтийского края, а вещи и снаряды, употреблявшиеся при играх, переносились, вместе с покойником, в могилу как один из предметов часто употреблявшихся покойником при жизни. 10. Пряжки и застежки

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Неужели поддерживать в небесных пространствах земной шар, которого вес простирается до 1/3 квинтилиона (315175 квадрилионов) пудов, сообщить ему движение менее требует всемогущества, нежели хоть напр. разрушить стены Иерихона? А когда узнаете, что солнце по массе своей превосходит землю в 355000 раз, что оно само держится, движется и вместе с собой увлекает все планеты и неисчисленное еще множество комет; то неужели Существо, которое всю солнечную систему поддерживает и сообщает ей движение, покажется вам менее всемогущим, нежели когда оно раздвинет воды Иордана, или Черного моря? Ну, а если еще узнаете, что в небесных пространствах находится неподвижных звезд более, нежели сколько получится песчинок, когда вы изотрете в мелкий порошок египетские пирамиды, что каждая из неподвижных звезд в миллионы раз более земли, и что все это держится Верховным Существом; – неужели вы в этих фактах увидите менее всемогущества, нежели даже в том, чтобы остановить солнце? Подумайте! Вы удивляетесь премудрости и благости Творца, который сохраняет чистоту вашей нравственной и религиозной жизни, успокаивает ваши страсти, защищает вас от искушений диавола, от соблазнов мира, от похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, поддерживает вашу веру, словом ведет вас тайными неисповедимыми путями в царство благодати, к вечному спасению. Удивляйтесь; мы вам не препятствуем. Но неужели вы не удивитесь той же благости и тому же всемогуществу, рассмотрев устройство организма человеческого? Неужели не удивитесь, узнав, что в этом организме находится множество артерий и вен, которые до такой степени утончаются, что их нет возможности заметить глазами и между тем по всем ним происходит правильное кровообращение; и чрез это поддерживается питание всего тела; что в том же теле из головного и из спинного мозга выходит новое множество нитей, называемых нервами, посредством которых до нашего мыслящего начала доходят все впечатления внешние от мира и передаются приказы во все части тела; что кроме того в нем распространено множество так называемых лимфатических сосудов, что наши легкие состоят из миллионов ячеек и в каждой из них есть ветки артерий и вен; – неужели, повторим, вы не станете удивляться премудрости того существа, которое всем этим миллионам артерий, вен, нервов, лимфатических сосудов, ячеек легочных и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostis...

Жизнь св. Терезы наполнена видениями и слышаниями не менее, чем жизнь блаж. Сузо. В молодости во время суетной беседы с посетителями монастыря она увидела «глазами души» Христа с серьезным лицом. Описывая свою жизнь, она говорит, что видела Его «яснее, чем телесными глазами», и, хотя с тех пор прошло 26 лет, ясно помнит, как будто видит Его лицо 617 . Когда религиозная жизнь ее окрепла, у нее было множество видений. Однажды она видела руки, потом лицо Иисуса Христа «в сверхъестественной славе и красоте»; наконец, она увидела всего Христа, как Он изображается в «Воскресении»; белизна и блеск Его превосходили человеческое воображение, ясность солнца в сравнении с Ним – тьма; тем не менее этот блеск не ослепляет (XXVIII гл., стр. 363–369). Были у нее иногда и видения царства зла. Однажды она видела дьявола: у него был отвратительный рот, пламя исходило из его тела; он говорил, что Тереза избежала его власти, но он опять овладеет ею (гл. XXXI, стр. 415). Видения бывают не только у великих мистиков и подвижников. Особенно трогательны и значительны по своим следствиям для всего христианского мира видения детей, напр. явление Богоматери Бернадетте и превращение Лурда в центр паломничества и исцелений множества людей. Еще замечательнее, пожалуй, явление Богоматери 19 сент. 1846 г. двум детям-пастухам Пьеру Максимину Giraud (11 лет) и Мелании Calvat (15 лет) на горе в «Alpes daufinoises» вблизи деревни Salette. Спускаясь с горы, дети внезапно увидели огненный шар и сияние, наполнившее всю долину. Когда сияние раздвинулось, дети увидели сидящую на камнях «Прекрасную Даму» («Belle Dame») в безутешном горе, с локтями на коленях, с лицом, закрытым руками. Она встала, подошла к детям. На голове у нее был венок из роз: платье ее сияло, на груди или, скорее, внутри ее было распятие с клещами и молотком. Она ободрила детей и сделала им важные сообщения. Часть их была обращена к обоим детям, часть – только к Максимину, наиболее значительные сообщения – одной Мелании с приказанием опубликовать их только через двенадцать лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010