«Все в мире спасительно…», т.е. все, что Бог сотворил, служит к сохранению и продолжению бытия, причем, как видно из последующего, писатель говорит преимущественно о сохранении человека. «Нет пагубного яда». Совершенно произвольно многие экзегеты видят в этих и последующих словах намек писателя на рассказ Моисея ( Быт. 2:17 и гл. 3), что люди через вкушение плода от древа познания добра и зла подверглись смерти и отсюда делают дальнейший вывод, что повествование Моисея о грехопадении прародителей писатель кн. Премудрости понимал в аллегорическом, а не буквальном смысле. Из других мест его книги мы ясно видим, что он признавал исторический характер за повествованием Моисея о творении мира и первых людей ( Прем. 2:23–24 ). «Ядом» здесь в переносном смысле названо все то, что приводит человека к духовной смерти, что лишает его бессмертия. Все это находится в самом человеке, а во всем материальном мире нет ничего такого, прикосновение к чему вело бы человека к нравственной смерти. «Нет и царства ада на земле». Эти слова ясно показывают, что писатель духовную смерть представлял, как печальное состояние умерших в аду. Ад, как место пребывания умерших, здесь берется в поэтическом олицетворении: ад царствует; но нельзя думать, что писатель о действительном князе ада говорит здесь, как в Откр. 6:8, 20:2–3 . В Св. Писании ад и смерть часто отождествляются ( Ис. 38:18 ; 1Кор. 15:55 ; Откр. 1:18, 6:8 ). Прем.1:15 . Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: 15 . Так как смерти Бог не сотворил (13 ст.), а она является следствием нравственных причин, греха (12 ст.), то отсюда естественный вывод, что «праведность бессмертна». Хотя праведные и умирают, но это есть только переход к другой жизни, лучшей ( Прем. 3:1 ). Прем.1:16 . нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием. 16 . В 16 ст. мысль та же, что и в 12 стихе и выражена в таком же ироническом тоне над нечестивыми. Смерть для них, конечно, наказание, но такое, которого они страстно добивались, привлекали ее своими делами и словами, чувствовали к ней привязанность, как к другу, и томились в этом чувстве («исчахли»), наконец, заключили с ней продолжительный союз и всем этим показали, что они ее достойны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 59–60) 1 . После многих обличений, высказанных против нечестия книжников и фарисеев, Господь и Спас наш обратился к Иерусалиму, как слышала ваша любовь в нынешнем чтении: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!» 306 . Под именем Иерусалима здесь обличаются не городские стены Иерусалима, , или, скорее, синагога иудеев, которая весьма часто именуется Иерусалимом 307 . Ведь не городские стены убили пророков и не они побили камнями посланных к ним, а люди синагоги. Это они некогда убивали пророков, они побивали камнями праведных. Но, может быть, иудеи скажут, что они невиновны в крови пророков и в убийстве праведников, потому что не жили в то время. Однако, поскольку они не верят словам праведных или пророков о Христе, то тем самым словно сами побивают теперь камнями праведников и пророков. Ведь для праведников и пророков какое может быть большее оскорбление, чем то, что кто-то не верит во Христа? И поскольку иудеи не верят в Него, то, без всякого сомнения, они побивают праведников камнями, не камнями с дороги, а богохульными устами; убивают и пророков, не стальным мечом, а клинком неверия. Ибо кощунства иудеев в отношении Христа – это камни для праведных и убийство для пророков. Впрочем, хороший солдат примет смерть за своего царя. Это нужно понимать и о праведных и о пророках, потому что для Христа они и хорошие солдаты, и прекрасные слуги. Поэтому, без сомнения, хула на Христа для праведников значит быть побитыми камнями, а Его смерть значит смерть для пророков. 2 . Это мы говорим потому, что и сегодня видим, как иудеи преследуют праведников и убивают пророков, поскольку не верят словам праведников и пророков о Христе. Так, иудейской синагоге не сказано: «Иерусалим, Иерусалим, избивавший пророков«, а «избивающий пророков». Говорится не: »камнями побивавший посланных к тебе», а «камнями побивающий посланных к тебе» 308 , чтобы все иудеи поняли, что и они виновны в убийстве праведных и в крови пророков. Так что синагоге сказано: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз, – сказано, – хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и ты не захотел!» 309 Когда Он говорит: «Сколько раз хотел Я собрат детей твоих», не в первый раз ныне, а многократно... 310 Слово 14. Об исцелении расслабленного и о крещении

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

На пути к Пасхе 18 апреля 2011, 18:16 Иерей Михаил Браверман , Санкт-Петербург Земное служение Христа Спасителя евангелист Марк описывает как путь – восхождение – из Галилеи в Иерусалим. И на этом пути Господа сопровождают Его ученики. Они видят силу Христа, явленную в Его делах – чудесах, – и они слышат Его слово – благовестие о Царствии Божьем. Ученики участвуют в том, что «многие пророки и праведники желали видеть… и не видели, и слышать … и не слышали» (Мф.13:17). И конечно, они полагают, что путь Иисуса – это путь к славе и принятию царства. Но в один из дней происходит перелом: все меняется. После того, как Петр от лица всех учеников исповедует Иисуса Христом, Сыном Живого Бога, Господь начинает открывать им, что Он идет в Иерусалим, чтобы принять там не власть и почести, а страдание и смерть. Ученики и слово о смерти И вот Господь идет впереди учеников, а они, ужасаясь, вслед за ним. И опять Господь говорит им о Своей смерти и воскресении: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам; и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк.10:33-34). И опять, как это уже было, когда ученики слышат о грядущей смерти своего Учителя, с ними происходит нечто поразительное, никак не соответствующее тому, что они услышали. Ученики опять начинают соперничать между собой, споря, кто из них больший. И мы должны понимать, что за этим стоит не душевная черствость, а то, что современные психологи называют защитной реакцией. Ученикам очень страшно. И они как бы не слышат слово о смерти. Они боятся и думать, и спросить об этом, и начинают говорить о радостном: о Царстве Божьем и о том, кто из них будет в нем более значим. Братья Иаков с Иоанном просят Иисуса о том, чтобы им быть в самой близости к Нему в Его Славе – Его Царстве: они хотят сесть «по правую и по левую сторону» от Него. В ответ Господь говорит, что просьба о таком прославлении на самом деле есть просьба об участии в Его страданиях: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк.10:38) Ученики понимают, что речь идет о чаше страдания и о погружении в смерть и выражают свою готовность пострадать с Господом. Так и будет на самом деле. Иакова обезглавят, другие ученики тоже примут смерть за Христа, Иоанна же отправят в заточение. Разделив страдания Христа, апостолы станут причастны к Его Славе.

http://zavet.ru/a/post_1303136168.html

< >< назад > Глава 2. Христианин перед лицом смерти 2.1 Тление, старость, болезни Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, ибо " не сделал греха, и не было лжи в устах Его " (Ис. 53:9), взявший " на Себя грех мира " (Ин. 1, 29), не был подчинен смерти, ибо смерть вошла в мир через грех. Смерть приходит, и, «поглотив телесную приманку, пронзается удою Божества, и, вкусив безгрешного и животворящего тела, погибает и отдает назад всех, которых некогда поглотила. Ибо подобно тому, как тьма уничтожается присутствием света, так и тление прогоняется прикосновением жизни и для всех возникает жизнь, а для губителя – гибель». Уничтожение, гибель смерти в этом тексте, видимо, следует понимать в смысле уничтожения того тягостного состояния души, в котором она пребывала после смерти телесной. После победы Христа над смертью открыты врата преисподней, из которой выводятся праведники. Об этом свидетельствуют новозаветные тексты: « И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов своих, воскресли» (Мф.27:52,53). «…Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет; Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет; Это – первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти. Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». (Откр. 20:4-6). Сопоставление этих текстов Евангелия и Откровения, по общепризнанному толкованию, позволяет сделать важный вывод- смерть Христа рождает истинную праведность и ее носителей – праведников, как детей Божиих, сонаследников Христу. Их души возносятся ко Христу и царствуют с Ним тысячу лет, т.е. период от Его воскресения до второго пришествия как Судьи Страшного Суда. Указание на продолжительность этого периода, имеет сугубо образный характер (тысяча – полнота), до «исполнения полноты времени», а не хронологический, как некоторые думают. «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян.1:7) Согласно св. Августину, св. Иерониму и др. экзегетам первых веков, этот тысячелетний период есть история Церкви, начинающаяся с воскресения Христа.

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

Глава 5 ( Рим.5:1–5 ) «Итак, оправдавшись верою, верою крещения, мир... да имеем к Богу, чрез Господа нашего Иисуса Христа, ибо чрез Него мы возъимели доступ к... благодати сего Евангелия, в коей стоим и хвалимся в надежде славы Его», то есть силою чудес Его. «Но также и в скорбях, ради Него претерпенных, хвалимся,.. зная, что... скорбь производит терпение» в нас, и мы переносим испытания, ибо имеем надежду, которая никогда не смутит нас. И это «потому, что любовь Божия разлита в сердцах наших чрез Духа Святаго», то есть чрез Духа Святого, Которого мы получаем. ( Рим.5:6–7 ) «Ибо,.. когда... мы еще были без добродетели, в последнее время сие, за нечестивых , – которые не были в силах исполнить закон, – Христос... умер,.. ибо едва ли... за праведнаго ...кто умирает». Какая благодарность и от кого может быть воздана тому, кто умер бы за праведника? За праведников и мучеников, может быть, кто решился бы умереть – в надежде получить от Христа награду, по скончании времен. ( Рим.5:8–9 ) Чрез это, более всего «показывает Он любовь... свою в нас», чрез смерть то есть, которую претерпел ради грехов наших. Ведь, если ради нечестия нашего умер, то тем более Он оправдает нас кровью Своею и спасет нас от того гнева, который придет при кончине мира. ( Рим.5:10 ) " Ибо если, когда мы были врагами ради дел наших, примирен с нами Бог чрез смерть... Сына Его» , то не тем ли более, при самом примирении спасет нас чрез «жизнь... Его» ? ( Рим.5:11 ) Также и «по хвала наша да будет в Боге чрез Господа нашего Иисуса Христа» , Который умер за нас и примирил нас с Пославшим Его. ( Рим.5:12 ) Но кроме того, соделал всех людей единым телом, и, говорит, в одном лице Адама грешника, и начал доказывать, что Он есть Адам сравнительно с Адамом . Как первый тот (Адам) посеял греховную нечистоту в чистые тела, и вложена была закваска зла во всю нашу массу (естество), – так Господь наш посеял праведность в тело греха, и закваска Его всю нашу массу (естество) смешала: " как чрез Адама грех вошел,.. и чрез грех... смерть» , так и на всех эта самая смерть распространилась, ибо все, как «предки», так и «потомки» грехом согрешили.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

2 . Мы возвестили, что Отрок пред Ним, как корень в жаждущей земле: нет у Него ни вида, ни славы, и мы видели Его: и не имел Он ни вида, ни красоты. 3 . Но вид Его бесчестен, умален более всех сынов человеческих; человек, находящийся в язве, умеющий претерпевать 709 болезни, так что отвращались от лица Его, Его бесчестили и ни во что не ставили. 4 . Он грехи наши носит и о нас болезнует, а мы думали, что Он находится в бедствии и язве и страдании – от Бога 710 . 5 . Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучен был за беззакония наши, наказание мира нашего (было) на Нем, язвою Его мы исцелились. 6 . Все мы, как овцы, блуждали: каждый заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехи 711 наши. 7 . А Он, несмотря на мучение, не отверзает уст Своих: как овца веден был на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. 8 . Во уничижении Его суд Его совершился 712 . Род же Его кто разъяснит? Ибо берется от земли жизнь Его, за беззакония народа Моего отведен на смерть. 9 . И предам лукавых за погребение Его и богатых за смерть Его 713 , ибо Он не совершил беззакония и не было лести в устах Его. 10 . И Господу угодно очистить Его от язвы; а когда Он предан будет 714 за грех , душа ваша узрит долговечное потомство. 11 . И Господу угодно Своею рукою удалить страдание 715 от души Его, явить Ему свет и даровать разум 716 , оправдать Праведника, послужившего ко благу многих. И грехи их Он понесет. 12 . Посему Он получит в наследие многих и разделит добычу с сильными, за то, что на смерть предана была душа Его, и Он причтен к беззаконникам, и Он грехи многих понес и за беззакония их предан. 717 713 Так понимают Кир. Алекс., Феодор., Иерон. и видят предание врагов Христа, в наказание за уничижение и смерть Его, страданиям от римлян и других народов. 714 Слав. аще дастся о гресе соотв. греч.: ν δται – в изданиях алекс., у Иустина, Фильда; а распространенное чт. ν δτε, по изъяснению Кир. Алекс., значит если принесете жертву. 715 Слав. отъяти болезнь соотв. греч. φελεν τν πνον в компл., а обычно π το πνου – от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 3 1–3. Блаженство праведных по смерти. 4–6. Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни. 7–9. Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами. 10–19. Совершенно противоположна судьба нечестивых: их надежды на счастье земной жизни тщетны. Прем.3:1 . А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. 1–3 . Изображение судьбы благочестивых по смерти в противоположность выраженной выше (24 ст. II гл.) мысли о гибели нечестивых. 1 . «А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т.е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим (см. Прем. 7:16 ст., Ис. 31:6 ; Лк. 23:46 ). «Мучение не коснется их» – разумеются мучения по смерти (ср. Лк. 16:23 ). Прем.3:2 . В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, Прем.3:3 . и отшествие от нас – уничтожением; но они пребывают в мире. 2–3 . Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» – те же самые люди, о которых была речь выше ( Прем. 1:3 ст.); «исход их», т.е. смерть: см. Лк. 9:31 ; 2Пет. 1:9 . По смерти праведные «пребывают в мире». Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. Евр. 3:11 ; Откр. 14:13 ; а затем – с положительной стороны – блаженство в Боге. Прем.3:4 . Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. 4–9 . Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). 4 . Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христианство есть, прежде всего, Евангелие спасения, – вера в Спасителя, в Искупителя и в совершившееся искупление... Спасение совершается уже в Воплощении Слова. Ибо это есть Откровение Жизни: «Жизнь явилась, и мы видели, и мы свидетельствуем, и возвещаем вам эту Вечную Жизнь, Которая была у Отца и явилась нам...» ( 1Ин.1:2 ). И сам Христос есть «Путь, Истина и Жизнь» ( Ин.14:6 ). Но жизнь открывается нам через смерть... Христос спасает нас не Своею земною жизнью, но Своею смертию, – не жизнью праведника, но позорною смертью с беззаконными. Он приходит на землю не только для проповеди и не только для дел милосердия; но, прежде всего, – для того, чтобы пострадать и смертию Своею разрушить, или упразднить, смерть в Воскресении. И в этом – таинственный парадокс христианства: жизнь через смерть, жизнь от гроба и из гроба, гроб животворящий, – гроб как купель крещения, как купель рождения к вечной жизни... Спасение есть избавление, спасение от чего-то, – от греха, от немощи, от смерти... Спасение есть прощение, оправдание, примирение... Спасение есть жертва – и жертва смертная, жертва Крестная... И Христос умирает за нас, «рукописание грех наших растерзавый»... Но Он приносит нам не только прощение или оставление грехов, но и славу... Смерть прелагается в Воскресение. И в Воскресении Христос является, как Новый Адам, как родоначальник нового человечества или нового народа, «третьего рода людей», «рода христианского»... Как «первенец из умерших» ( 1Кор.15:20,22 )... И за Воскресением следует Вознесение и Седение одесную Отца, – в этом Христос есть тоже «первенец», и Его слава есть слава человеческого естества. Христос входит в предвечную славу, как человек, и со-вводит в Себе и с Собою человечество. «Бог, богатый милостью, – по великой любви Своей, которой возлюбил нас, – нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и совоскресил с Ним, и спосадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф.2:4–6 ). Это – дар Милости и Любви. Но это не есть нечто сверхдолжное для человека. В этой славе – смысл человеческого существования; в ней – цель творения, «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» ( Еф.1:4 ). Так «совершается из всего нового самое новое и единственно новое под солнцем», – замечает преп. Иоанн Дамаскин . Жизнь человека отныне «сокрыта со Христом в Боге» ( Кол.3:3 ), и для человека открывается путь «обожения» во Христе, – не только «последования» Христу, но и «уподобления» Богу... И «невозможное для человека, возможно для Бога» ( Мф.19:26 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010