Говоря о смерти и первородном грехе, мы совсем не подразумеваем, что смерть, как якобы естественное состояние человеческой природы, предшествовала первородному греху. Напротив, смерть связана с грехом праотца Адама как следствие с причиной. Этот момент очень важен, и его необходимо особенно подчеркнуть: смерть не была изначально естественной для человека, она вторглась в результате греха в человеческое естество и, следовательно, действует в нем как паразит. В Священном Писании много раз повторяется, что Бог не сотворил смерть, но смерть вошла в мир через грех Адама. Я бы хотел привести здесь лишь два библейских отрывка. Первый из Ветхого Завета. Сказано: " Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна " (Прем.1:13-15). Невозможно, чтобы зло имело своим началом Бога, ибо Бог - благ. Он сотворил человека совсем не для того, чтобы человек умер. Но, как видно из святоотеческого предания, Бог сотворил человека ни по необходимости смертным, ни по необходимости бессмертным, но имеющим возможность стать либо смертным, либо бессмертным. Второй отрывок взят из Послания апостола Павла к Римлянам: " Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, ...однако же смерть царствовала от Адама до Моисея " (Рим.5:12,14). Из этого отрывка видно, что смерть привнесена, что это паразит на человеческой природе, результат и плод греха Адама. Таким образом, смерть вошла в человеческую природу, а через нее во все творение. Грех, вследствие которого родилась смерть, - это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: " В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь " (Быт.2:17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная - разлучение души с телом в свое время. В день согрешения Адам умер духовно, а позже умер и телесно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Небо, земля и человек предстали Суду Божьему. Последний день мира кончился. Откр.20:14 И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Это – смерть смерти. Иные под ввержением смерти из ада в озеро огненное понимают ввержение в геенну властителей и служителей смерти и ада, то есть демонов. Как часто под городом разумеют жителей города, так и под адом можно разуметь его жителей. Лучше же видеть здесь то, о чем писал апостол Павел: «Во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем (то есть на Страшном суде – Г. Ф.) конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор. 15:22–26 ). Так на Страшном суде после Суда над всем миром и людьми будет осуждена и сама смерть. «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где, твоя победа?» ( 1Кор. 15:52–55 ; Ос. 13:14 ). Смерть, это – прекращение жизни человека, разделение души и тела. Ад – место пребывания душ умерших. Когда же все воскреснут, предстанут на суд и начнется вечность, тогда упразднятся и излишни будут смерть и ад. Смерть – это отчуждение от Бога. Ее породил Люцифер, когда отпал от Бога, ею умер Адам, когда согрешил. Но вот всё снова предстает перед Богом – и умирает смерть. Настал смертный день смертисмерть вторая. Смерть вторая , это – озеро огненное , это – вечное отчуждение от Бога. Туда попадет смерть первая и ее жилище – ад. Когда оправданные на суде праведники увидят это страшное ввержение смерти и ада в геенну, то воскликнут: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». В наше время очень многие утешают себя тем, что все кончится смертью, то есть небытием. Но здесь глубокое непонимание того, что такое небытие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В Священном Писании много раз повторяется, что Бог не сотворил смерть, но смерть вошла в мир через грех Адама. Я бы хотел привести лишь два библейских отрывка. Первый из Ветхого Завета. Написано: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна ( Прем. 1,13–15 ). Невозможно, чтобы зло имело своим началом Бога, ибо Бог благ. Поэтому Он, сотворив человека, сотворил его не для того, чтобы он умер. Естественно, как видно из святоотеческого предания, Он не сотворил его ни смертным, ни бессмертным, но имеющим возможность стать либо смертным, либо бессмертным. Второй отрывок из Послания к Римлянам апостола Павла: Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков…. однако же смерть царствовала от Адама до Моисея ( Рим. 5,12,14 ). Из этого отрывка видно, что смерть привнесена, что это паразит на человеческой природе, результат и плод греха Адама. Итак, смерть вошла в человеческую природу – и через нее во все творение. Грех, от которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2, 17 ). И действительно, после этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая состоит в отлучении человека от Бога, а потом смерть телесная – разлучение души с телом в свое время. В день согрешения Адам умер духовно, а позже умер и телесно. Но несмотря на то что таково воззрение на смерть Священного Писания и в этом направлении движутся святые отцы, как мы увидим впоследствии, западное богословие исследует эту тему иным образом. Смерть она считает наказанием Божиим для человека за его грех, а наследие смерти всем человеческим родом она видит как наследие вины. Отец Иоанн Романидис в своей весьма оригинальной и интересной работе опроверг этот ошибочный взгляд западного богословия и представил на эту тему учение святых отцов 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

     Смерть может быть приношением Господу, а может быть бессмыслицей. Так говорит нам Священное Писание. Например, незадолго до своей кончины апостол Павел написал: «Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2Тим.4,6). Греческое выражение, переведенное как «я уже становлюсь жертвою», буквально означает «я уже возливаюсь». Здесь используется греческий глагол, обозначающий возлияние жертвенной крови на жертвенник. Получается, что апостол осмысляет свою приближающуюся смерть как жертвоприношение. Комментируя данное место, блаженный Августин пишет: «Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание». Итак, смерть может быть приношением Богу, но такую смерть надо заслужить. «Не всякий кто умирает, отдается на заклание» - т.е. не всякая смерть прославляет Господа. Апостолу Петру, например, Христос предрек однажды, что его смерть прославит Бога. После того, как Господь сказал Петру: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин.21,18), евангелист Иоанн прокомментировал слова Господа так: «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога» (Ин.21,19). Смерть любого праведника всегда прославляет Всевышнего. «Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс.115,6) - говорит псалмопевец. Но есть смерть, которая никого не прославляет. Такова, к примеру, смерть евангельского богача из притчи о богаче и Лазаре. Когда нищий Лазарь умирает, о нем говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк.16,22). От этого стиха, пусть и небольшого, душа согревается. Богатый же (имя его даже не поминается) умирает после, и о его смерти сказано лишь несколько мрачных слов: «Умер и богач, и похоронили его» (Лк.16,22). Умер, похоронили – вот и все. Такая смерть лишь доносит до нас дыхание адского пламени и сырость могилы. В такой смерти нет жизни, надежды и веры, она обозначает лишь конец, но не начало.

http://pravoslavie.ru/100474.html

Второе. Притча сообщает о том, что в жизни человека есть смерть. Богач и Лазарь умерли. Смерть – это разлука души с телом. Это состояние еще называется сном, потому что смерть была упразднена Воскресением Христовым. Христос Своими страданиями, Крестом и Воскресением онтологически уничтожил смерть и дал человеку, живущему в Его Церкви, возможность превзойти ее. То, что смерть является сном, временным состоянием, видно из того, как умирают святые. Все они имеют надежду на Христа, что видно по их нетленным и чудотворным мощам. Бог не создавал смерти. Смерть вторглась в природу, потому что она – плод человеческого греха и удаления от Бога. Существует телесная и душевная смерть. Душевная смерть есть отъятие у души благодати Божией. Телесная – разлучение души с телом. Все люди вкушают страшное таинство смерти, потому что все наследуют тленность и смертность, потому что мы рождаемся для того, чтобы умереть. Смерть – это самое несомненное и неизбежное событие нашей жизни. Даже современные философы-экзистенциалисты говорят, что самым истинным событием является «бытие к смерти». Хотя смерть и является самым вероятным событием, но неизвестны день и час смерти. Никто не знает, когда он умрет. Вопрос в том, чтобы жить правильно, дабы качество смерти определяло к вечной жизни. В тексте притчи говорится: умер нищий, а также умер и богач, и похоронили его. Смерть, таким образом, является величайшим демократом, потому что не делает никаких исключений. Третье. Душа Лазаря по выходе своем из тела была принята Ангелами и приведена на лоно Авраама. Это означает, что существует Ангелы и, конечно, Ангел Хранитель каждого человека, его личный защитник, которые принимают души праведных людей и приводят их к Богу. Напротив, в другой притче говорится, что души нераскаявшихся грешников принимают демоны. Безумный богач услышал глас от Бога: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20). Глагол « возьмут» (дословно с греч.: «истяжут» (слав.), « пот ребуют») намекает на демонов, которые требуют душу грешного человека, чтобы держать ее вечно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Святый Златоуст говорит: «Плодом прежнего состояния, даже по освобождении, есть стыд; а плодом нынешнего – святость. Но где святыня, там много и упования. Концом прежнего есть смерть, а концом нынешнего – жизнь вечная. Примечаешь ли, что Апостол на одно указывает, как на данное, а на другое, как на ожидаемое? Но по данному мы удостоверяемся в ожидаемом; по святости – в жизни. И дабы не мог ты сказать, что все есть только ожидаемое, Апостол доказывает, что ты и здесь пожал уже плоды. Во – первых, ты освободился от порока, и от тех худых дел, о которых одно воспоминание приводит тебя в стыд; во – вторых, поработился правде; в – третьих, получил святость; в – четвертых улучишь жизнь, и жизнь не временную, но вечную. Оброцы бо греха, смерть: дарование же Божие, живот вечный о Христе Иисусе Господе нашем. «Ибо возмездие за грех смерть». Сказав впереди, что плод греха – стыд и смерть, а плод праведности или служения Богу есть святость и жизнь вечная, Апостол объясняет, почему это так, и указывает на закон правды и благости Божией. «Возмездие за грех – смерть », разумеется не смерть телесная (и праведники умирают по телу), но смерть душевная, это в настоящей жизни – лишение благодатных даров, как, правды, и мира и радости о Дусе Святе и др. ( Рим.14:17 ); а в будущей жизни – лишение славы Божией, или вечной блаженной жизни. Это – естественное следствие греха или противления воле Божией, нарушения заповедей Божиих; это – естественное наказание за грех, потому смерть и называется у Апостола возмездием за грех. «А дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Смотрите, братия, как Апостол изображает плод служения праведности или служения Богу? О грехе говорит: возмездие за грех, или за служение греху смерть. Это естественная награда: чего заслуживает грех, или противление воле Божией, нарушение заповедей,–то и получает грешник, получает великое наказание–смерть. Но не говорит Апостол таким же образом о праведности или о служении Богу, не говорит, что возмездие за праведность–жизнь вечная, но говорит: «А дар Божий–жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем». За служение Богу или за праведность верующий в Иисуса Христа получает не возмездие, а дар, потому что, по беспредельной благости Божией, получает несравненно более, нежели сколько заслуживает он своею праведностью. Этот дар–жизнь вечная. Это– такое благо, которого человек ничем заслужить не может, а получает по благодати, по вере в Иисуса Христа, Господа нашего. Все труды и подвиги и все временные скорби и болезни, переносимые на пути спасения, ничего не значат в сравнении с вечною жизнью. Апостол Павел говорит: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». ( Рим.8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

И как царь какой-нибудь печется о всех подданных, но о правительственных лицах и приближеннейших – сам непосредственно, а о других – уже через них, так, некоторым образом, и Бог о всех людях говорит вообще: «Повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф. 5:45 ), – это, впрочем, обще у них и с бессловесными, – а о близких: «У вас же и волосы на голове все сочтены» ( Мф. 10:30 ), показывая этим особенный Промысл об них. И многим Он дает только жизнь, по благости Своей, потому что сего только и просят; а Своим дает жизнь блаженную, притом вечно блаженную жизнь. И посему смерть вообще людям естественна, а смерть некоторых и зла; ибо «смерть грешников», как сказано, «зла» (и как же злая смерть предопределена?). Но смерть праведников – честная, потому что бывает во славе Божию, как говорит Писание: «Честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс. 115:15 ). Сия-то смерть и предопределена, как, например, святому Петру сказано: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» ( Ин. 21:18 ). А сказал это Господь «давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» ( Ин. 21:19 ). Видишь, какая смерть предопределена? И святой Максим, объясняя предопределения Божии, говорит, что они суть святые и благие хотения, существующие прежде веков в Боге. И так, если предопределение есть благая воля Божия, а Он никоим образом не хочет смерти грешников: «Не хощу», – говорит он, – «смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему» ( Иез. 18:23 ); то, значит, смерть грешника, даже и находящая просто по природе, не предопределена. А если кто припомнит человеколюбие Божие к некоторым грешникам и отсрочку смерти и укажет на год льготы для бесплодной смоковницы ( Лк. 13:8 ), то увидит, что и они (т. е. кающиеся грешники) тоже из части спасаемых и потому предопределенных. Таков был Павел, который, после того как попущено ему было жить, несмотря на гонения и яростное преследование им христиан, вместо гонителя стал проповедником Евангелия и сосдом избранным и учителем языков, и верховным в лике апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Смерть бывает «троякая»: телесная, духовная и вечная. Телесная смерть состоит в разлучении души от тела. Эта смерть – общая всем, праведным и грешным, и неминуема, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: «человекам положено однажды умереть» ( Евр. 9, 27 ). Вторая смерть – вечная, которой осужденные грешники вечно будут умирать, но никогда не смогут умереть; пожелают обратиться в ничто из-за жестокого и нестерпимого мучения, но не смогут. Об этой смерти говорит Христос: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Апок. 21, 8 ). Третья смерть – духовная, которой мертвы все, не верующие во Христа, истинную Жизнь и Источник Жизни. Также и христиане, исповедующие Бога и Христа, Сына Божия, но живущие беззаконно, мертвы этой смертью. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1865 ). Знаете ли вы, что такое душевная смерть? Душевная смерть – это тяжкий, смертный грех, за который человек будет вечно мучиться в аду. Почему же тяжкий грех является смертью для души? А потому что он отнимает у души Бога, которым только она и может жить, ибо как жизнью тела является душа, так и жизнью души является Бог, и как тело без души мертво, так и душа без Бога тоже мертва. И хотя грешный человек ходит, будучи живым по телу, но душа его, не имеющая Бога – своей жизни, мертва. Потому-то святой Каллист, патриарх Цареградский, и говорит: «Многие в живом теле имеют мертвую душу, погребенную как бы во гробе». Гробом является тело, а мертвецом – душа. Гроб ходит, а душа в нем бездыханна, то есть безбожна, ибо не имеет в себе Бога. Таким образом, живое тело носит в себе мёртвую душу. Если кто не верит сказанному мной, тот пусть послушает слова Самого Господа. Он явился некогда Своему возлюбленному ученику Иоанну и сказал ему: «Ангелу Сардинской церкви напиши: ... знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» ( Апок. 3, 1 ). Внемлем словам Господним: человека достойного, святого, с чином Ангела, «Ангела Сардийской церкви», Он называет живым, но считает его мертвым: «ты носишь имя, будто жив, но ты мертв».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

8:6–7 Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она пламень весьма сильный 62 . Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем. С сими словами Жених обращается к Невесте, Христос к Церкви Своей искупленной, Бог к душе, Его возлюбившей. Беспредельна сила любви! Бл. Феодорит толкует о печати на сердце и печати на мышце ( перстне на руке ) 63 : «Положи мя яко печать на сердце твоем, яко печать на мышце твоей. Под сердцем разумеется здесь умозрительное свойство души, а под именем мышцы деятельная ея сила. Посему-то в законе Моисеевом велено от приносимыя жертвы отделять священникам правое рамо (мышцу, плечо) и грудь ( Чис. 18 ). Хощет убо Спаситель наш, дабы Его как при умозрении, так и в делопроизведении имели вместо печати, и знамение его изображали на всех словах, и на всех делах наших». Таким образом, Тот, Кто по существу Своему есть Любовь, возбуждает в нас любовь к Себе и людям через умозрение тайн Божиих и делание добра людям. В сих двух заповедях любви – весь Закон и пророки. Зане крепка яко смерть любы. Бл. Феодорит: «Ибо как смерть, по произнесении от Бога осуждения прародителям нашим, всеми обладает: так и любы вся превозмогает, и даже самую побеждает смерть». Объятия любви сравнены с объятиями смерти по крепости своей. Как ничто в нынешнем мире не может избежать смерти, так ничто не может победить и любви. Любовь – всесильна. Любовь ведет к верности и преданности даже если это дается ценою смерти. Как смерть отымает всё, так любовь отдает всё и требует всецело. Как требовательна смерть, так требовательна любовь, не терпя никакого лукавства, никакого подлога, никакой половинчатости. Любовь побеждает, по слову бл. Феодорита, и саму смерть. Пасха и воскресение – это торжество любви. В этом мире нет силы, могущей победить смерть – ей подвластны тираны и властители, богатые и премудрые и даже вообще всякая тварь от небесных светил и до мельчайших первокирпичиков мироздания (атомов и элементарных частиц).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Почему смерть дала свободу? Там, на Голгофе, когда Христос умер за нас, совершилась и наша смерть для греха. “Пойдем выпьем! — как же я могу, я же умер”. “Пойдем, украдем! — не могу, я же умер.” “Пойдем, отомстим! — как? я же мертв.” “Давай, хотя бы, позлословим кого-нибудь! — не могу, я умер.” 22 апреля, 2011 Там, на Голгофе, когда Христос умер за нас, совершилась и наша смерть для греха. “Пойдем выпьем! — как же я могу, я же умер”. “Пойдем, украдем! — не могу, я же умер.” “Пойдем, отомстим! — как? я же мертв.” “Давай, хотя бы, позлословим кого-нибудь! — не могу, я умер.” Сергей Худиев В Великую Пятницу мы вспоминаем смерть Христа на Кресте. В том, как это событие отражается в Писании и Предании, есть характерная для Благой Вести многоплановость, которая часто кажется неверующим раздражающе противоречивой. Распятие — ужасное проявление зла и греха. Совершенного Праведника предали, оклеветали, подвергли издевательствам и истязаниям, и наконец, изощренно-мучительной казни. В то же время, это событие — источник невыразимой надежды и утешения. Апостолы черпают свою непоколебимую уверенность в любви Божией именно в том, “что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. (Рим.5:8)”. Невыносимая скорбь оборачивается вечным ликованием; предельное лишение свободы — как несвободен человек, прибитый ко Кресту — приносит свободу верующим. Смерть Иисуса оказывается чем-то гораздо большим, чем просто проявлением жестокости, предательства, несправедливости и равнодушия людей; она оказывается спасительным делом Божиим. Агнец Божий добровольно предает Себя на муку и на смерть ради спасения грешников. Это не просто факт истории — как настаивает Новый Завет, это факт нашей собственной жизни. Апостол говорит: “ Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. (2Кор.5:14,15)” Как он выражает эту же мысль в другом месте “Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. (Кол.3:3)”. Что это значит? Это значит, что тогда, в Страстную Пятницу на Голгофе, совершилась и наша смерть.

http://pravmir.ru/osvobodila-nas-xristov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010