Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ [Яковишко] (2-3-я четв. XV в.), новгородский книгописец-каллиграф, работал в т. ч. по заказу владычного двора при новгородских архиепископах св. Евфимии II Вяжицком (1434-1458) и Ионе (1459-1470). Деятельность И. органично входит в культурно-историческую ситуацию Новгорода той эпохи, характеризующуюся сочетанием традиционализма и новаций. И. принадлежал к числу книжников, писавших на пергамене и на бумаге монументальным литургическим «младшим» полууставом (возможно, участвовал в его выработке), к-рый сложился в Новгороде во 2-й четв. XV в. под влиянием южнослав. почерков, придя на смену уставу и «старшему» полууставу, восходящим к рус. традиции XIV в. В переписанных книгах (все известные - литургического содержания) И. последовательно употреблял среднеболг. орфографию, надстрочные знаки и знаки препинания, применял фигурные завершения текста. Все рукописи И. украшены плетеным орнаментом балканского стиля и вязью с большим показателем (соотношением высоты букв к их ширине), нередко выполненной золотом (возможно, самим книгописцем). Известна одна подписная рукопись И.- Триодь постная (РНБ. Соф. 87), датируемая на основании упоминания имени заказчика (архиеп. Евфимий II) и по филиграням ок. 1456 г. К этому богослужебному комплекту книг относится написанная несомненно тем же писцом Триодь цветная с Синаксарем (ГИМ. Увар. 517-F). На основании характерного почерка И. могут быть атрибутированы самые роскошные новгородские пергаменные рукописи XV в., украшенные миниатюрами: Евангелие-апракос полный 30-х (?) гг. XV в. (ГИМ. Муз. 364), т. н. Евангелие Шереметевой, возможно напрестольное Евангелие новгородского Софийского собора, написанное по заказу архиеп. Евфимия II ( Смирнова. 1994. С. 100-107, 233-248. Кат. 4), и кодекс того же содержания 1468 г. (ИАХМНИ. 7344/Б 651 З.В. 70), созданный по заказу владычного ключника Пимена ( Смирнова. 1994. С. 100-107, 290-304. Кат. 9). К числу работ И. на основании почерка и оформления предположительно может быть отнесен пергаменный Служебник (НБ НАНУ. Собр. Киево-Печерской лавры. 21 п/9), переписанный в 1461 г. для ц. арх. Михаила в Пскове, к-рый до последнего времени считался псковской рукописью (см.: Гнатенко Л. А. Слов " янська кирилична рукописна книга XV ст. з фohдib Ih-my рукопису Haцiohaльhoï бiблiomeku Украïни iм. I. Вернадського: Кат. К., 2003. Табл. 43). Графические приемы и орфография рукописей И. оказали заметное влияние на новгородскую рукописную книгу последующего периода.

http://pravenc.ru/text/200265.html

Э.А. Гордиенко полагает, что в Москве осталась копия «Спас Златая Риза», а подлинник был возвращен в Новгород; по мнению исследовательницы, образом, который послужил основанием для рождения легенды, является нерасчищенная икона из Новгородского музея-заповедника – Гордиенко 1999, 55 – 56, 68, 73 – 74. Иконе «Спас на престоле» и ее месторасположению в местном ряду иконостаса соборного храма патриарх Никон придавал особое значение. Во время реконструкции иконостаса Успенского собора патриарх Никон , по совету митрополита Макария Антиохийского, переставил икону Спаса с конца местного ряда на самое почетное место – справа от Царских врат – Качалова 1976, 106 – 107; Толстая 1979, 38 – 39. Л. 23 «Божий бо слуга ecu в отмщение злодеем, в похвалу же благотворцем». – Парафраза одного из наставлений апостола Павла к Римлянам; ср.: Рим. 13:4 . «Не на лица зряще, суд суди, но праведен суд суди». – Соединение двух перефразированных библейских высказываний – Втор. 1:17 н Лев. 19 : 15. Бог святый! Не постави им в грех ! – Парафраза слов первомученика Стефана, произнесенных им перед смертью, – ср.: Деян. 7:60 . ...амофор прислал мне Гавриил. Халкидонский митрополит... – Это могло случиться во второй половине 1654 г. Не ранее августа 1654 г. из Константинополя в Москву выехал посол халкидонского митрополита Гавриила архимандрит Матфей; он вез мощи для царя Алексея Михайловича (голову) св. Евгения и древнюю рукопись Псалтыри с миниатюрами, принадлежавшую императору Алексею Комнину (1081 – 1118), взятую из библиотеки греческих императоров и привезенную в Константинополь экзархом всей Вифании халкидонским митрополитом Гавриилом – РГАДА, ф. 52, оп. 2, д. 517; Белокуров 1882а, 36 – 37; Белокуров 1, XCII – XCII; Фонкич 1977, 218 – 224. О греческой Псалтыри Алексея Комнина сообщается и в преди- словии к «Служебнику» 1655 г. По-видимому, тогда же от халкидонского митрополита патриарху Никону был передан и омофор «Отпустите. – рече, и отпустится вам» – Лк. 6:37 . 6. Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (до 2 сентября) РГАДА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. Вяжищский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Гравюра. Худож. Антонис Хутеерис. 1615 г. К сер. XV в. В. м. был одним из самых богатых и влиятельных наряду с Юрьевым , Антония Римлянина и Варлаамиевым Хутынским мон-рями. В нем существовала книгописная мастерская, устроенная, вероятно, свт. Евфимием. Сохранилась Триодь Постная (РГБ. Ф. 255. 438), в к-рой имеется авторская запись: «Боголюбивому архиепископу Еуфимию Великого Новаграда, а писал поп Дионисие у святаго Николы на Вежищах» (Л. 305-305 об.). Сохранился также исполненный по заказу свт. Евфимия Служебник с миниатюрами (1438-1441) ( Смирнова Э. С. С. 76, 88). В 1464 г. в В. м. свящ. Иона переписал для Юрьева мон-ря Евангелие учительное (собр. РНБ) (Там же. С. 93). В. м. принадлежали обширные владения в Новгородской земле. Согласно писцовым книгам 1582 г., крупнейшие вотчины находились в Водской пятине: Заверяжском, Лузском и Гдицком погостах. В Шелонской пятине В. м. принадлежала вотчина в Сутоцком погосте, в Деревской - в Понедельском и Кременицком погостах, в Обонежской - в Рождественском Вороновском погосте. Почти все деревни и вотчины, находившиеся в Водской и Шелонской пятинах, числились в 1582 г. пустошами (запустение связано прежде всего с Ливонской войной). Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца с нижней ц. во имя свт. Евфимия. 1681-1685 гг. Фотография. 2004 г. В. м. был разорен в 1580 г. войсками Стефана Батория и во время швед. оккупации нач. XVII в. О постройках В. м. в этот период дает представление рисунок 1615 г. участника голл. посольства Антониса Хутеериса (см.: Малков. 1993): здание Никольского собора имело 8-скатное пощипцовое покрытие, к-рое, вероятно, возникло в XVI в. (первоначально кровля была посводовой), стены разделены на 3 части плоскими пилястрами. На рисунке изображены пристроенные по углам собора контрфорсы, крест на главе снесен.

http://pravenc.ru/text/161147.html

Наряду с христ. воспитанием И. З. получил хорошее светское образование, изучил греч. лит-ру, историю, поэтику, географию, геометрию и др. науки. Особенно преуспел в риторике, по всей видимости, под рук. ритора Ливания. Обучение И. З. у Ливания не является доказанным фактом - по имени последний назван только у Сократа ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3) и у Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VIII 2); еп. Палладий ничего не говорит о нем. И. З. называет своего учителя «мой софист... самый суеверный из людей» ( Ioan. Chrysost. Ad vid. jun. 2//SC. 138. P. 120). По легенде, когда у Ливания на смертном одре спросили, кого он оставил бы преподавать вместо себя, тот сказал: «Иоанна, если бы его не похитили христиане» ( Sozom. Hist. eccl. VIII). Сократ и Созомен приводят также имя наставника И. З. по философии - Андрагафий; о нем ничего не известно. Обучение велось на греч. языке (основном разговорном языке в Антиохии того времени); сир. языком И. З. не владел. С 367 по 372 г. И. З. учился в аскитирии у Диодора (впосл. еп. Тарсийский), к-рый преподавал Свящ. Писание и экзегетику. Аскитирий представлял собой школу, программа которой совмещала получение знаний, гл. обр. в области экзегезы Свящ. Писания, с духовно-аскетической практикой. Товарищами И. З. по учебе - светской, а затем христианской - были Феодор (впосл. еп. Мопсуестийский) и Максим (впосл. еп. Селевкии Исаврийской). Сократ сообщает о дружбе И. З. с диак. Василием, упоминая, что впосл. тот стал епископом Кесарии Каппадокийской ( Socr. Schol. Hist. eccl. VI 3), однако отождествлять его со свт. Василием Великим († 379) нельзя. Рукоположение Иоанна Златоуста еп. Флавианом во пресвитера. Миниатюра из Служебника. 1706 г. (Lond. Brit. Mus. Add. 16373) В 367 г. И. З. познакомился со свт. Мелетием, еп. Антиохийским, принял от него крещение (вероятно, в 369) и был возведен в чтецы (371 или 372), скорее всего еп. Зиноном Тирским (но возможно, свт. Мелетием). В 372 г., вероятно после смерти матери, И. З. вступил на путь иноческой жизни; 4 года он провел на горе Сильпий (рядом с Антиохией), населенной в то время монахами; его наставником стал сир.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

В кон. XIV - 1-й четв. XV в., во время пребывания на кафедре святителей Киприана и Фотия , при митрополичьем дворе активизировалось книгописание (прежде всего создание роскошных пергаменных кодексов). Здесь были созданы такие рукописные шедевры (обычно богато иллюминированные миниатюрами и орнаментом в неовизантийском стиле), как Евангелие Хитрово, Евангелие Успенского собора Московского Кремля , Евангелие Федора Кошки , Спасо-Андрониковское Евангелие, Климентьевское Евангелие и др. Наиболее известным московским книгописцем этого времени является диакон (впосл. протодиакон) Спиридоний, написавший в 1393-1394 гг. Евангелие (РНБ. F.n.I.18) для боровского и серпуховского кн. Владимира Андреевича. Участвовал Спиридоний и в написании Евангелия Успенского собора (1-й писец), пергаменного Синодика того же храма (ГИМ. Син. 667) и т. н. Служебника митр. Исидора (Vat. Slav. 14), а во время пребывания в 1397 г. в Киеве со Смоленским еп. Михаилом переписал лицевую Киевскую Псалтирь . В это время создавались и скромные обыденные кодексы, связанные со сменой богослужебного устава со Студийского на Иерусалимский, такие как Триоди Постная и Цветная (ГИМ. Усп. 6-перг. и 7-перг.- Вздорнов. 1980. С. 92). В 10-20-х гг. XV в. был переписан и отредактирован сборник поучений митр. Киевского Фотия («Книга, глаголемая Фотиос»), сохранившийся в черновике (БАН. Тек. пост. 13 - см.: Фотий, митр. Киевский и Всея Руси. Сочинения: Книга, глаголемая Фотиос. М., 2005). При кафедре свт. Киприана велось летописание; очевидно, была составлена Троицкая летопись (сгорела во время московского пожара в 1812), продолженная до 1408 г. и известная по пергаменному списку не ранее 1416 г. Позднее летописание при кафедре (наряду с великокняжеским) становится практически регулярным. Известны греч. рукописи, переписанные в XV в. при митрополичьей кафедре, напр. Анфологион 1408 г. и др. книги, в большинстве своем увезенные ок. 1437 г. в Италию митр. Исидором ( Фонкич. 1977. С. 10-15); часть их, оставшаяся в Москве, вероятно, погибла во время пожара в 1547 г.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

1610 г. (мон-рь Драгомирна) Митр. Анастасий (Кримка). Миниатюра из Служебника. 1610 г. (мон-рь Драгомирна) В авг. 1595 г. при поддержке Польши Иеремия Мовилэ занял молдав. престол. Вместе с этим состоялось и возвращение митр. Георгия III (Мовилэ). Митр. Мардарий поселился сначала в мон-ре во имя вмч. Георгия в Дрогобыче, где стал игуменом, затем в афонском мон-ре Ставроникита . В период 2-го предстоятельства митр. Георгия III в М. м. произошел ряд значимых для Церкви событий. В 1598 г. была создана суффраганная Хушская епископия , в юрисдикцию к-рой вошли уезды Фэлчиу, Тигеч, Лэпушна, Орхей, Сороки. Кафедральным собором стала ц. во имя святых Петра и Павла, построенная св. Стефаном III в г. Хуши. Господарь Иеремия и митр. Георгий III вели с местоблюстителем К-польского Патриаршего престола патриархом Александрийским свт. Мелетием I (Пигасом) переговоры о повышении статуса Молдавской Церкви, сохранились письма свт. Мелетия I 1597-1598 гг., адресованные господарю Иеремии и митр. Георгию III, в к-рых обсуждался в т. ч. и этот вопрос. Запросы молдав. стороны точно не известны, однако ответы патриарха позволяют предположить, что речь шла о возведении М. м. в ранг патриархии. Патриарх предложил предоставить М. м. статус архиепископии по примеру Охридской Архиепископии и выслал митр. Георгию III патриаршую мантию. Несмотря на то что соборное постановление относительно данного вопроса так и не было принято, митр. Георгий III принял титул архиепископа и в дальнейшем Молдавские предстоятели до митр. Варлаама (Моцока) (1632-1653) влючительно пользовались двойной титулатурой - архиепископа и митрополита. В мае 1600 г. молдав. престол занял Михай Храбрый. Вместе с Иеремией страну покинули митр. Георгий III и епископы Романский и Рэдэуцкий. На призывы Михая вернуться архиереи ответили отказом. Господарь возвел на кафедру иерарха М. м. митр. Тырновского Дионисия (Ралли-Палеолога) . 2 июня был созван Собор, на котором присутствовали 4 греческих и 2 галицких архиерея. Было решено лишить сана бежавших архиереев и поручить митр.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Георгия III). К кон. 1577 г. Георгий III был хиротонисан во епископа Рэдэуцкого. Он проявлял особое попечение о монастыре Сучевица: выстроил ц. в честь Крещения Господня, в 1586 г. при помощи братьев возвел большую ц. в честь Воскресения Господня, в 1596 г. был расписан ее интерьер и фасады; эта церковь стала усыпальницей рода Мовилэ. Митр. Георгий III был изображен в литургической сцене на зап. стене нефа. При нем в 1589 г. из Мирэуцкой ц. в новый митрополичий собор во имя вмч. Георгия в Сучаве были перенесены мощи вмч. Иоанна Нового, для их хранения соорудили мраморную раку, где они покоятся и в наст. время. В период архипастырства митр. Георгия III Молдавское княжество посетили многие иерархи Восточных Православных Церквей, к-рые находились под османским господством и искали поддержки в Валахии, Молдавии и на Руси. Так, только в 1588-1589 гг. в княжестве побывали К-польский патриарх Иеремия II (Транос) , патриарх Иерусалимский Софроний V , бывш. патриарх К-польский Феолипт II , патриарх Антиохийский Иоаким V Дау . В авг. 1591 г. господарь Петру VI покинул престол, вместе с ним из страны уехали братья Мовилэ, в т. ч. и митр. Георгий III. До смерти господаря (1594) они находились в тирольском г. Боцен (Больцано), затем - в Польше. Новый господарь Арон Тиран сначала посадил на митрополичий престол Романского еп. Никанора, в 1594 г.- нового Романского еп. Митрофана, а Никанора вернул на Романскую кафедру ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 478-479). Впервые в истории М. м. произошла подобная перестановка, когда архиерей был понижен в статусе. Возможно, данный случай связан с более высоким уровнем образования митр. Митрофана: известно, что господарь направил его в качестве посла к кор. Германии Рудольфу II. Митр. Митрофан оставил престол одновременно со смещением Арона Тирана в 1595 г. Правление господаря Штефана VIII Рэзвана было столь же кратким (неск. месяцев), как и предстоятельство митр. Мардария, переведенного с Рэдэуцкой кафедры. Митр. Анастасий (Кримка). Миниатюра из Служебника.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Рукоположение Иоанна Златоуста еп. Флавианом во пресвитера. Миниатюра из Служебника. 1706 г. (Lond. Brit. Mus. Add. 16373) Как и в родной Антиохии, святитель регулярно произносил в столице проповеди, теперь уже с самого высокого амвона, и они привлекали к себе всеобщее внимание, мало кого оставляя равнодушным. И тут обнаружилось, что Евтропий ошибся в расчетах, которыми он руководствовался, предлагая пригласить на столичную кафедру Иоанна. «Человек не от мира сего» оказался зорким и в высшей степени неравнодушным обличителем не только личных грехов людей, но и общественных пороков и язв и в своих проповедях крепко задевал сильных мира сего, виновных в страданиях «малых сих» – нищих и убогих, обиженных и оскорбленных. Не требуя отмены рабства, святитель Иоанн, однако, напоминал о его языческом происхождении, о его несовместимости с христианскими нравственными идеалами. Своею жизнью он подавал пример подлинно христианского отношения к ближним. Он не устраивал, не в пример своему предшественнику, званых пиров для городских вельмож и уклонялся от приглашений столичной знати на подобные пиршества. Средства, которые выдавались на содержание архиерейского дома, святитель тратил на устроение больниц и приютов, раздавал нищим. Всем этим он вооружил против себя городских богачей, которые обвиняли его в том, что он соблазняет народ, разжигает антагонизм и вражду между сословиями, между имущими и неимущими. Его невзлюбили многие из подведомственных ему константинопольских клириков, успевшие разбогатеть и развратиться. Суровые меры, которые он применял по отношению к недостойным пастырям, настраивали против него и тех, кто уже был им наказан – нередко лишением сана, и тех, кого, ввиду его образа жизни и непримиримого отношения святителя к порокам духовенства, ожидала подобная мера. В его проповедях, посвященных социальной теме, звучал голос библейских пророков. И как древние пророки бичевали грехи избранного народа, вновь и вновь попиравшего заповеди Божии и тем обнаруживавшего свою склонность к религиозному прелюбодеянию, а еще более – преступления правивших народом судей и царей, так и святой Златоуст с амвона константинопольского кафедрального храма произносил исполненные праведного гнева и скорби слова, обличавшие поверхностное, по существу дела лицемерное исповедание Христа новообращенными массами, не пережившими евангельского преображения ума и сердца, оставшимися в жизни своей язычниками, и в особенности злодеяния правителей и начальников, которые своими публично известными личными грехами искушали народ, а своими правительственным делами ожесточали его.

http://pravoslavie.ru/49552.html

Миниатюра из Служебника Соловецкого мон-ря. XIII в. (РНБ. Солов. 1017/1126. Л. 20 об.) Свт. Иоанн Златоуст. Миниатюра из Служебника Соловецкого мон-ря. XIII в. (РНБ. Солов. 1017/1126. Л. 20 об.) В терминологии И. З. синонимом человеческой «природы» (νθρωπνη φσις, νθρωπτης) часто выступает слово «плоть» (σρξ), т. е. прежде всего реальная человеческая телесность (см.: Lawrenz. 1996. P. 88, 91, 103): «[Христос] родился от женщины… но и от плоти Девы (κ τς σαρκς τς παρθενικς); а каким образом, этого я не могу объяснить. Это произошло, чтобы никто не подумал, будто Рождаемое было чуждо нашей природы» ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 26. 1; cp.: In Matth. 4. 3; 19. 5; 44. 3; In Hebr. 5. 1). Но святитель подчеркивает, что в отличие от остальных людей Христос «имел не грешную плоть, но подобную нашей грешной плоти, однако безгрешную и тождественную нам по природе» (In Rom. 13. 5; ср.: In Eph. 20. 4; In Matth. 12. 1). Его плоть «не совершила греха, но была подобна грешной плоти по природе, а не по пороку» (In Philip. 7. 3). Поэтому Христос имел «все, что свойственно [человеческой] природе, кроме греха» (Contr. Anom. 7. 6); Он «имел многое свойственное нам (πολλ μτερα), но многого и не имел, например Он не был рожден от соития и не совершил греха. Более того, у Него было то, чего нет ни у кого из людей: Он был не только тем, что было видимо, но и Богом. Ведь Он явился как человек, но не был подобен многим, хотя по плоти и был подобен» (In Philip. 7. 2). Вместе с тем И. З. также ясно учит, что Христос имел и человеческую душу: «[Апостол] говорит, что Он не был простым человеком (ψιλς νθρωπος), потому и говорит: «в подобии человеков». Мы суть душа и тело, а Он есть Бог и душа и тело… А тем, кто отрицает, что Он воспринял душу, необходимо сказать: «Если Образ Божий - это совершенный Бог (τλειος Θες), то и образ раба - это совершенный раб»» (τλειος δολος, т. е. совершенный человек с телом и душой - Ibid. 7. 2-3; ср.: In Ioan. 27. 2). Однако у него, так же как и у свт.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Э. Н. С. Песнь А. в богослужении Прор. Аввакум. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30-40-е гг. XIV в. (ГИМ) Прор. Аввакум. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30-40-е гг. XIV в. (ГИМ) Песнь А. о пришествии Мессии и спасении Израиля (Авв 3. 2-19), по-видимому, использовалась в ветхозаветном иудейском храмовом богослужении (ср. перевод Септуагинты Авв 3. 2: «          », где под «    » имеются в виду херувимы славы, осенявшие Ковчег Завета ). Песнь А. присутствует среди др. библейских песен в Александрийском кодексе (V в.), следов., употреблялась в александрийском богослужении , что подтверждается и прп. Верекундием (IV в.). В иерусалимском богослужении Песнь А. пелась на утрене: первоначально - по четвергам, в составе трипеснца (сир. Псалтирь VIII в., отражающая богослужебную практику VI в.- РНБ. Сир. нов. сер. 19), позднее (по данным иерусалимского Тропология и греко-грузин. палимпсестов,- РНБ. Греч. 7 и РНБ. Греч. 41 - предположительно в 1-й пол.- сер. VI в.) заняла четвертое место в структуре канона (между песньми пророчицы Анны и прор. Исаии); это место сохранилось за ней и в визант. обряде . По действующему в наст. время Типикону Песнь А. в сокращенном виде должна петься ежедневно на утрене, все 30 стихов (богослужебная разбивка на стихи не совпадает с библейской) должны стихословиться только по четвергам Великого поста . В греч. и слав. следованных Псалтирях Песнь А. озаглавлена: «                » (Псалтирь Следованная. Т. 2. С. 72), вторая часть фразы, по-видимому, древнейший припев к ней. В рим. обряде со времен прп. Венедикта (VI в.), а также в галликанском Песнь А. пелась по пятницам на утрене. В арм. богослужении она звучит в начале особой службы «перед сном» после повечерия (см. Армянская Церковь , богослужение ). Содержание Песни А. перефразируется в ирмосах 4-й песни канонов, где часто встречаются аллюзии на пророчества А.: «                                                    » ( Великий канон - Триодь Постная. Ч. 1. Л. 300 об.); «                                              » (канон на св. Пасху - Триодь Цветная. Л. 3) и др. Стих Авв 3. 3a обычно интерпретируется как пророчество о Боговоплощении: «                                                            » (канон на Рождество Христово - Минея (СТ). Декабрь. Л. 215). Стих Авв 3. 3b в измененном виде («                    ») вошел в чин проскомидии , он произносится при покровении дискоса (Служебник. Т. 1. С. 90). Гимнография

http://pravenc.ru/text/62564.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010