То, что руки Его золотые , означает царственность Его деяний. А то, что обточены кругляки, по-гречески τορευτα, то есть «гравированные, изваянные», означает ювелирность Его дел. Все, что Он творит – божественно изощренно, точно, прекрасно. Усаженные топазами , драгоценными камнями различных цветов – многообразие, красота и драгоценность дел Ягве. Или по LXX: наполнены Фарсиса. Фарсис – город на юге Испании, куда корабли Хирама и Соломона плавали за превосходного качества золотом, чем означено превосходство дел Божиих. В храмовом символе здесь можно усмотреть указание на фарсисское золото Соломонова храма. 8 . Живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами . Живот означает земное телесное чувствование. В приложении к Ягве, находящемуся бесконечно выше всякого земного чувствования, живот изображается как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами . Изящество изваяния из слоновой кости и указывает на беспредельную возвышенность Ягве над всяким земным чувствованием. Усугубляется еще эта мысль тем, что живот Жениха обложен сапфирами , а сапфир – драгоценный небесно-лазурного цвета весьма твердый камень, то есть в Ягве все небесно, надземно и твердо, «живот Его» не подвержен никакому чувственно-земному воздействию и ощущению. В храмовом символе сапфир был одним из двенадцати камней на судном наперснике первосвященника. Изваяние из слоновой кости может напоминать также царский престол из слоновой кости царя Соломона ( 3Цар. 10:18 ), олицетворявшего Небесного Царя Израиля – Ягве. 9 . Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях. Ноги и голени, как мраморные столбы, указывают на крепость, незыблемость, непоколеблемую утвержденность Ягве. В этом мире все шатко и проходит. Стоит и вечно пребывает только Ягве. А если даже подножие Ягве золотое , то каков тогда Он Сам?! В Господе своем и Израиль поражал всех врагов своих. «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109:1–3 ). Особенно этим указывается победоносное царствование Давида и блестящее Соломона. Тогда воистину, как божественный колосс, возвышался Ягве в Израиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Другой важной археологической находкой была стела Адад–Нирари III (811–783 гг. до Р. X.), обнаруженная в 1967 году в Телль–эр–Римахе в Северном Ираке. В надписи на этой стеле упоминается имя царя Иоаса, сына Иоахаза. Надпись сделана по указанию ассирийского царя, в ней сообщается о том, что в первый год своего правления он «получил дань от Я’асу (то есть Иоаса) самаритянина, от правителя Тира и правителя Сидона». 317 Таким образом, историчность еще одного израильского царя подтверждается археологически.   Пиры, ложа с отделкой из слоновой кости и дорогие благовония   На время правления израильского царя Иеровоама II и иудейского царя Озии приходится деятельность двух великих пророков, Амоса и Осии, которые в своих проповедях обличали народ за вероотступничество, бичевали князей и народ за грехи, забвение Бога и поклонение идолам. Пророк Амос также порицал бесполезную роскошь и чрезмерное богатство Самарии. Хотя сам он жил в Фекое, находившейся в Иудейском царстве, в 19 км к северу от Иерусалима, и именно там проповедовал покаяние ( Ам. 2, 4, 5 ), тем не менее он обличал и северное царство, и особенно его столицу Самарию ( Ам. 4, 1 ), а также идолослужение в Вефиле, где почитали золотого тельца ( Ам. 4,4 ). О самаритянах Амос сказал следующее: «Горе беспечным на Сионе и надеющимся на гору Самарийскую именитым первенствующего народа, к которым приходит дом Израиля! Пройдите в Калне и посмотрите; оттуда перейдите в Емаф великий и спуститесь в Геф Филистимский: не лучше ли они сих царств? Не обширнее ли пределы их пределов ваших? Вы, которые день бедствия считаете далеким и приближаете торжество насилия, – вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями и не болезнуете о бедствии Иосифа!» ( Ам. 6,1–6 ). Археология пролила свет на эти слова Амоса, резко осуждающего негу, необузданную роскошь и характерное для самаритян материальное благополучие. В результате раскопок, начатых в Самарии в 1931 году группой археологов под руководством англичанина Дж. Кроуфута, в районе крепости и акрополя Самарии были обнаружены многочисленные фрагменты декоративной отделки из слоновой кости, подтверждающие слова пророка о ложах из слоновой кости. Большая часть фрагментов представляет собой пластины или рамки с рельефами. Очевидно, они украшали ложа или другую мебель. На рельефах встречаются изображения цветков лотоса, лилий, папирусов, львов, быков, оленей, крылатых мифологических существ с человеческим лицом, сфинксов и таких египетских богов, как, например, Исида и Гор. Некоторые изображения украшены золотом, полудрагоценными камнями, порошком из цветного стекла. 318

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

И поражу дом зимний вместе с домом летним, и погибнут дома из слоновой кости, и исчезнут многие дома, говорит Господь. LXX: Слушайте, священники: засвидетельствуйте дому Иакова, говорит Господь, Бог всемогущий. Ибо в тот день, в который Я отмщу Израилю за беззакония его, отмщу и за жертвенники в Вефиле, и будут выкопаны роги алтаря и падут на землю. Поражу и разрушу дом с зубцами (pinnatam) и дом летний, и погибнут дома из слоновой кости, и присоединятся к ним многие другие дома, говорит Господь. Поставленного нами в начале этого места по переводу LXX слова священники в еврейском тексте нет, но вместо него читается ares, что Акила перевел чрез ложе; я полагаю, что LXX поставили это еврейское слово; но некоторые, не понимая его, вместо ares читали ιερεις, то есть священники. Пророческая речь повелевает сначала слушать и потом засвидетельствовать дому Иакова, то есть десяти коленам, то, что сказал Господь. Когда Я начну, говорит, посещать дом Израилев за преступления или нечестия его и воздавать ему то, чего он заслуживает, и когда настанет время плена, то будут разрушены жертвенники в Вефиле, где находились золотые тельцы, и будут отсечены роги жертвенника, который распался также в то время, когда Иеровоам простер руку ( 3Цар13:4 ), и падут на землю, будучи разрушены при опустошении со стороны ассириян. И поражу, говорит, дом зимний вместе с домом летним, что мы можем понимать просто в буквальном смысле: они были так богаты, что имели двоякого рода дома, зимние и летние, из которых одни были обращены на север, а другие на юг, чтобы, смотря по различию времени, защищать себя от холода и жары и перемен погоды. Мы можем назвать зимним домом царство израильское, в котором был холод относительно религии и служения Богу, разного рода сильные ветры и жестокая буря, а летним домом – Иуду и Иерусалим, где был храм и приносились жертвы утром и вечером и господствовала теплота религии. И погибнут, говорит, дома из слоновой кости. Это можно понимать и в буквальном смысле, потому что мы читаем, что Ахав, царь Израильский, утопал в такой роскоши, что построил для себя дом из слоновой кости ( 3Цар22:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

6 . Губы его – лилии, источают текучую мирру . Губы , или уста указывают на превечное Слово, как на источник всякого учения. Логос находится в основе всякой «логии» (теология, космология, сотериология, эсхатология, биология, психология, филология и т.д.). Божественное Слово произвело словесную тварь и всякое слово. Уста (губы) Его источают текучую мирру . Слово порождает и источает мирру божественного учения. Обычно уста бывают красные, и у Невесты они сравниваются с алой лентой (4:3), а у Жениха – с белой лилией . Белизна лилии означает божественную непорочность, бесстрастность, божественность, непричастность плоти и крови (означаемых красным цветом). Уста Логоса – белы, уста плоти – красны. Христос – Богочеловек, и уста Его как Бога означены белой лилией. 7 . Руки его – золотые кругляки, усаженные топазами . Это – о делах божественного Логоса. Они царственны, что означено золотом . Они весьма искусны, а Он – божественный ювелир, что означено обточенными кругляками и усаженными топазами . О делах Бога-Слова сказано: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин. 1:3 ). «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол. 1:16 ). «Веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» ( Евр. 12:3 ). «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5:17 ). А Символ веры учит о делах Бога Слова: «Имже вся быша». 8 . Живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами . Чрево Его сосуд слоновый на камени сапфировом. Чрево Его из слоновой кости указывает на сокровенные тайны Божии. Внутренность чрева непроницаема для взора – непостижимость тайны Бога-Слова. Цвет слоновой кости указывает на божественность и святость этих тайн. А камни сапфиры небесно-голубого цвета указывают, что это тайны горнего мира, Царства Небесного. 9 . Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях . Голени , или ноги Его, уподобленные мраморным столбам , указывают на твердость, незыблемость, постоянство божественного Логоса, Его «стояние» в этом мире. Золотые подножия указывают на царственное достоинство. Злато сопровождает Его от главы до ног – Он Царь царей. Две ноги, как два столпа, означают также два Завета, которыми стоит Слово в мире этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Пс.44:9 .  Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. «Смирна», «касия» и «алой» – виды благовоний, которыми умащались знатные люди на древнем востоке. Эти благовония добывались из смолы ароматических кустарниковых растений. «Смирна» – род камедистой смолы дерева, «касия» – ароматическая кора, «алой» – дерево, родом из Индии, с очень тонким ароматом. – «Из чертогов слоновой кости» – вероятно, от дворцов, которые построил Соломон и в которых были украшения из дорогой слоновой кости. Из этих дворцов увеселяли Соломона теми увеселениями, которые тогда были приняты на Востоке у царей. У Соломона же, как царя пышного и роскошного, предметы роскоши достигали необыкновенной ценности, а виды развлечений – разнообразия. Пс.44:10 .  Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. «Дочери царей между почетными у Тебя». Это были подруги невесты царя и, как знатные по роду, они пользовались почетом во дворце Соломона. Из всех их, однако же, выделялась одна, которая получила царское достоинство, т. е. сделалась венчанной царицей, супругой, ( «Одесную» – по правую сторону, значит, получить полное право, власть и почет). – «В Офирском золоте» – у восточных женщин, особенно в древнее время, любимыми цветами были яркие, и их костюмы поражали пестротой красок. Вместе с тем в ткани их одежд пропускались золотые и серебряные нити, что, придавая блеск и пестроту наряду, делало его вместе с тем и очень ценным. Такие одежды были доступны только людям богатым и знатным, какою и была невеста, происходившая, очевидно, из царского рода ( 2Цар. 13:18 ), так как и подругами-то ее были «дщери царей». Пс.44:11 .  Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. Пс.44:12 .  И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. Пс.44:13 .  И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Речь писателя обращается уже к этой царице и автор псалма просит особенно усиленного ее внимания к своим словам, придавая последним особенную важность ( «слыши, ...смотри, и приклони ухо»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

22 я переоденусь. Переодевание Ахава свидетельствует о том, что он в конце концов поверил пророчеству Михея. а ты надень твои царские одежды. Со свойственным ему цинизмом Ахав предлагает Иосафату надеть царские одежды в надежде, что царем, которому предстоит пасть в сражении (ст. 17), станет не он, а царь иудейский. 22 с одним царем Израильским. Гибель Ахава означала бы полную победу сирийцев, поскольку лишенное предводителя израильское войско уже не могло бы оказать сопротивление противнику. См. 22,17. 22 псы лизали кровь его. Таким образом, частично сбылось предсказание Илии (21,19; см. 4Цар. 9,25.26 ). блудницы. Возможно, имеются в виду женщины, занимавшиеся культовой проституцией при капище Ваала. 22 дом из слоновой кости, который он построил. При раскопках в Самарии были обнаружены фрагменты инкрустации из слоновой кости, возможно относящиеся к периоду царствования Ахава. Хотя столь дорогие украшения и свидетельствовали о благосостоянии правителя и его страны, пророк Амос осуждал их как излишество. города, которые он строил. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в период, совпадающий с царствованием Ахава, города Самария и Мегиддон подверглись значительной перестройке. в летописи царей Израильских. См. ком. к 11,41. 22 в четвертый год Ахава. Если Иосафат, как полагают некоторые исследователи, действительно в течение трех лет являлся соправителем своего отца Асы, это значит, что воцарился он в 869 г. до Р.Х. 22 двадцать пять лет царствовал. Т.е. с 872 по 848 г. до Р.Х. 22 делая угодное пред очами Господними. Иосафат один из тех царей Иудеи, которые получают вполне положительную оценку автора Третьей и Четвертой книг Царств. Только высоты не были отменены. См. ком. к 3,2. 22 Иосафат заключил мир с царем Израильским. На протяжении первого периода существования двух царств между ними шли практически непрерывные военные действия, договор же Иосафата с Ахавом ознаменовал начало периода мирных отношений между Иудеей и Израилем ( 4Цар. 8,18.26 ). 22 подвиги его. См. 4Цар. 3,7–27 ; 2Пар. 17,1; 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3Цар.10:17 .  и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева. 3Цар.10:18 .  И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; 3Цар.10:19 .  к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; 3Цар.10:20 .  и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве. 3Цар.10:21 .  И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что; Из предметов роскоши во дворце Соломона свящ. писатель называет: а) двоякого рода золотые щиты: больших размеров щиты, евр. цинна, по 600 сиклей каждый щит, покрывал все тело, и меньший – евр. маген, по 3 мины (­180 сиклей) или по 300 сиклей ( 2Пар.9:16 ), щиты положены были в дом леса Ливанского; военного значения они, по-видимому, не имели, а употреблялись в парадных царских выходах ( 3Цар.14:28 ); б) трон из слоновой кости (ст. 18–20); об устройстве его по представлению иудейской традиции см. примечание к ( 3Цар.7:7 ). 3Цар.10:22 .  ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов. Фарсис (евр. Таршиш ), по общепринятому почти мнению, есть Финикийская колония в Испании (ср. Ис.23:10 ; Иер.10:9 ; Иез.38:13 ). Но выражение «корабль Фарсисский на море» не означает корабля или флота, ходившего в Фарсис (как ошибочно в ( 2Пар.9:21,20:36–37 ). Vulg.: ibat in Tharsis): флот Соломона ходил в Офир ( 3Цар.9:28,10:11 ), а не в Фарсис; выражение это имеет общий смысл: морской корабль, корабль дальнего плавания, как теперь есть эпитеты для пароходов «гренландский» или «ост-индский». И. Флавий, напротив, видел здесь название залива Средиземного моря при известном Киликийском городе Тарсе, родине Апостола Павла: «у Соломона, – говорит И. Флавий, – имелось множество кораблей в так называемом Тарсийском море» (Иудейские Дpebh.VIII, 7, 2). Но о последнем ничего не известно из библейского текста. В числе товаров, привозимых флотом, названы обезьяны (евр. кофим) и павлины (евр. туккиим). И. Флавий считал последнее слово названием невольников, эфиопов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8), то есть тех, которые соединенными силами воевали против Иерусалима. Вместо «угла постели и ложа Дамаска» LXX перевели: «против колена и в Дамаске», чтобы мы в переносном смысле разумели под коленом Иуду, а под Дамаском призванных язычников; из них образовалось одно стадо Господне, овец которого часто растерзывают лютые львы, и из пасти их едва исторгаются две голени или край уха. Голень указывает на путь учений, а ухо на таинственное значение слов. Поэтому и апостолам повелевается ходить босыми ногами, без обуви и без всего, сделанного из кожи мертвого животного (Матф. гл. 10). И верующим говорится: «имеяй ушы слышати да слышит» (Лук. 8:8). Также в Апокалипсисе Иоанна мы читаем: «имеяй ухо да слышит, что Дух глаголет церквам» (Апок. 2:7), и яснее у пророка говорится: „примите слова ваши в уши сердца нашего». Этот путь как еретики, так учители их, демоны, стараются заградить и опутать сетями, чтобы мы пали на пути, который есть Христос. Но приходит член церкви, человек Божий, «Сампсон», означающий «солнце», и убивает льва; сошедши в ров преисподний, освежающий воды во время снега, бури и дождя, он удушает льва, чтобы мы твердою ногою могли следовать за Господом и внимательными ушами слушать слова Его. Ам.3:13—15. Слушайте и засвидетельствуйте в доме Иакова, говорит Господь Бог воинств. Ибо в тот день, когда Я начну посещать Израиля за преступления его, посещу и за мертвенники в Вефил, и отсечены будут роги алтаря и падут на землю. И поражу дом зимний вместе с домом летним, и погибнут дома из слоновой кости, и исчезнут многие дома, говорит Господь. LXX: Слушайте, священники: засвидетельствуйте дому Иакова, говорит Господь, Бог всемогущий. Ибо в тот день, в который Я отмщу Израилю за беззакония его, отмщу и за жертвенники в Вефиле, и будут выкопаны роги алтаря и падут на землю. Поражу и разрушу дом с зубцами (pinnatam) и дом летний, и погибнут дома из слоновой кости, и присоединятся к ним многие другие дома, говорит Господь.    Поставленного нами в начале этого места по переводу LXX слова «священника» в еврейском тексте нет, но вместо него читается «ares», что Акила перевел чрез «ложе»; я полагаю, что LXX поставили это еврейское слово; но некоторые, не понимая его, вместо «ares» читали ερεις, то есть «священники».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«…живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами» ( Песн.5, 14 ). То есть, живот – это то, в чем содержится пища. Помните: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» ( Ин. 4, 34 ). Его живот поэтому ровен, и он красив, как из слоновой кости, и обложен сапфирами. То есть, Он берет людей, которые соединяются со Христом Его высшей милостью. Он людей делает местом Божиим. Вот когда Моисей видел Бога на горе, он видел под Его ногами нечто, подобное обработанному кирпичу из сапфира. Это было место Божие. Вот это место Божие – это человеческая душа, преображенная Богом, она становится сапфиром, прекраснейшим и драгоценнейшим из камней. «голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях» ( Песн.5, 15 ). Нечто подобное видел Иоанн Богослов в видении, когда видел Христа, стоящего во славе Его: «…и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи» ( Откр. 1, 15 ). И здесь: даже человеческая природа Его подобна мраморным столпам на золотых подножиях, украшена золотом нетления. Безгрешная человеческая природа Христа, она стала после Воскресения нетленною, не подверженной смерти, неподверженной распаду; и человек, который соединяется с ней, он сам становится золотым, тоже нетленным. «…вид его подобен Ливану, величествен, как кедры» ( Песн.5, 15 ). Ливанская Гора – облик Его, как кедры, из которых построен храм. То есть, Сам Он подобен храму. Его тело – это храм, и наши в нем очищаются согрешения. Он – очистилище для людей. Он – единственное средство для очищения их сердец. «уста его – сладость» ( Песн.5, 16 ), то есть, когда Он говорит, это действительно что-то прекрасное, сладкое. «...и весь он – любезность» ( Песн.5, 16 ). Действительно, очень интересно. Бог – он любезный Бог. Это не Бог какой-то топорный, который с человеком по-топорному разговаривает: «баш на баш: ты – мне, я – тебе». Как с идолами чукчи делают: идола кормят, и, если удачная охота, они его еще покормят, а если плохая – они его побьют. Нет, Бог – Он любезный Бог, Он очень деликатный, Он никогда не взламывает человека изнутри, поэтому, действительно, сам Он – любезность. «Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские!» – говорит Невеста ( Песн.5, 16 ). Глава 6

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как половинки гранатового яблока – ланиты твои под кудрями твоими. Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных; шея твоя – как столп из слоновой кости. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда. Два сосца твоих – как два козленка, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями. Живот твой – круглая чаша, (в которой) не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника. О, как прекрасны ноги твои в сандалиях! Этот стан твой похож на пальму... Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее. Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Таков образ Невесты Слова – пречистой плоти Его, которую Он восприял от святой Девы Марии Богородицы. Пусть не смущает, что тело или плоть Христа, «Мужа, засвидетельствованного... от Бога» ( Деян. 2:22 ), описано под женственным образом Невесты. Образ Невесты в данном случае является обычным для библейского языка антропоморфизмом, употребляемым для описания Бога и тайн Царства Его, в котором «ни женятся, ни выходят замуж» ( Мф. 22:30 ). Эти образы не могут быть в буквальном смысле приписываемы своему первообразу. К тому же все творение Божие является в некоем смысле Невестой Божией. Так же и человеческая плоть, воспринятая божественным Словом, уневещена Ему. Отметим еще немалое сходство в описании образов Жениха и Невесты. Так, описываются кудри жениха и невесты, глаза и его и ее уподобляются голубям. Живот уподобляется сосуду из слоновой кости, или круглой чаше. Сладость уст жениха, и источающие отличное вино уста невесты. Это сходство образов отражает отмечаемое в догматическом богословии общение в Иисусе Христе свойств обоих Его естеств. Свойственное человеку усвояется Богу, свойственное Богу усвояется человеку. При этом оба естества остаются неслитны и неизменны. Одно естество не изменяется в другое, но одно участвует в другом – Слово воплощено, плоть обожена. 81

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010