Вот что находил принявший крещение грек в сокровищнице античной языческой гимнографии эллинов. Но когда он раскрывал греческий перевод Библии (Септуагинту) и специально «Книгу хвалений» – Давидовы псалмы, он сталкивался с совершенно иной традицией религиозной лирики. Интонации последней определены общими мировоззренческими предпосылками библейской веры. Здесь все иное, чем в Гомеровых гимнах 297 . Языческие боги многочисленны, но бог Ветхого Завета один, и как раз поэтому преданность, которую он требует от человека, должна быть безусловной. Боги Греции, как они были освоены классической эллинской культурой, – это пластические образы, «эйдосы», предложенные человеческому созерцанию, и форма их существования есть «эпифания», явленность, зримое самообнаружение; но бог Ветхого Завета по самой своей сути обозначается как бог незримый. С ним можно вступить в разговор, встретиться с ним в любви или в споре, но его нельзя рассматривать и подсматривать, а значит, воображать и изображать: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Яхве на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний» ( Втор. 4:15–16 ). Изваяния строго запрещены («не сотвори себе кумира»), и этот запрет естественным образом не оставляет места также и для описаний, для словесных изваяний, словесных кумиров, которые являли собой в греческой гимнографии соответствие изваяний из камня, металла и слоновой кости. Итак, незримого Яхве описать нельзя; но о нем нельзя и рассказывать так, как греки рассказывали о своих божествах, каждое из которых имело пестро расцвеченную народной фантазией историю своего происхождения, своих деяний и подвигов, своего брака. У Яхве ничего подобного нет и быть не может. О нем нечего рассказать, кроме того, что он сотворил мироздание и человека, а затем вступил с ними в бесконечные перипетии взаимоотношений и конфликтов. Рядом с ним нет ему подобных, нет родителей, супруги, брата, соперника; тот, кто ему противостоит, кто может быть его другом или врагом – это сам человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Помните, какой был дым над Нью-Йорком? Огромный, страшный дым от пожара, он все небо закрывал, этот дым. Однажды произойдет окончательное уничтожение лукавой системы вещей. И те, которые мнили себя господами этого мира, они будут выбрасываться в окна, что Бог и показал на примере двух уничтоженных башен всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Это был некий прообраз тех окончательных событий, которые грядут и которые неизбежно постигнут всю эту лукавую систему вещей. И сказано: «стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой» ( Откр.18:10 ). В один час, пал, пал, все гибнет, все сокрушается, все уничтожается. Андрей Кесарийский поясняет: «Мы думаем, что царями земными называются начальники». Начальники, то есть люди, которые начальники в своих странах, которые завязаны на торговых системах всемирного Вавилона. Вы знаете, как Россия рвется во всемирную торговую систему, рвется проникнуть на этот рынок, где все продается, все покупается, все перекупается, все закладывается. Почему мы так стремимся в этот мир? Почему так алчем войти в эти отношения? Наверное, потому, что многие из нас, из россиян, захотели отождествить себя с этой всемирной системой вещей, не понимая того, что, если подобное отождествление произойдет, то мы разделим участь уничтожаемого Богом всемирного Вавилона. Далее читаем: «И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает» ( Откр.18:11 ). Торговый центр не перепродает уже товаров, никто не покупает ничего: «товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы (торговый процесс остановился во всем мире, – О.С.), и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора» ( Откр.18:12 ). А также и: «корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих» ( Откр.18:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И потом, обращаясь к царю, он восхваляет в нём, прежде всего, то, что более бросается в глаза, именно: чрезвычайную красоту и прелесть царя благословенного Богом. Отсюда, затем, священный певец переходит к прославлению того, в чём сохраняются и обнаруживаются в царе данные ему Богом достоинства, именно: к прославлению его могущественного, кроткого и справедливого правления, от которого все неприятели его падут пред ним” (4–6). И продолжает: „престол твой, Боже, во век; жезл правоты-жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (7–8). Высокому достоинству царя соответствует и блеск его обстановки. Облечённый в великолепные одежды, издающие приятный смешанно-ароматический запах мазей и жидких эссенций из разных душистых древесных смол и корней 150 , среди роскоши и блеска дворца, везде украшенного изящными изделиями из слоновой кости,-он представляется окружённым дочерями царей, из которых особенно выдаётся одна, блистающая чистейшим золотом, которая, как царица, стала по правую сторону его (9–10). Видя последнюю, как бы пред собою, певец, далее обращается с своим словом лично к ней и напоминает ей, что она должна теперь всем своим существом принадлежать царю, пожертвовавши даже многими прежними дорогими привязанностями. „Слыши, дщерь, и смотри”, говорит он ей, „и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего”, за что царь подарит тебя своею любовью и народы, славящиеся богатством, будут прославлять тебя (11–13). В следующих стихах, сначала, описывается величие этой невесты царя, её торжественное вступление в чертог его, в сопровождении преданных ей подруг, при звуках веселья и радости. Отсюда, потом, богодухновенный певец вдруг переносится в отдалённое будущее, обращает свои взоры к последствиям этого брака, именно: к потомству, которое имеет произойти от этого брака. „Вместо отцов Твоих будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле” (17), говорит он, продолжая свою, прерванную на некоторое время, речь к царственной невесте, или вернее, обращаясь к царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Еврейские источники утверждают, что этот трон был одним из чудес света, и многие цари приезжали в Иерусалим только для того, чтобы полюбоваться им. Вот как описывает царский трон Соломона Библия: «И сделал царь большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном из царств» ( 3Цар. 10:18-20 ). Но следует отметить, что в устном предании престол Соломона предстает куда грандиознее: «Устройство престола было таково. Верх — закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени лежал: с одной стороны лев, а с другой — вол. На второй ступени — волк и ягненок. На третьей — леопард и козленок. На четвертой — медведь и олень. На пятой — орел и голубь. На шестой — ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурой горлицы, держащей в коготках ястреба. Над верхним закруглением — светильник со всеми принадлежностями его: светильнями, щипцами, пепельницами, чашечками и чеканными цветами. С правой стороны его — семь стеблей с именами семи патриархов рода человеческого: Адама, Ноя, Сима первородного, Авраама, Исаака и Иакова и Иова с ними. И с левой стороны семь стеблей, а на них имена семи праведников вселенских: Левия, Каата, Амрама, Моисея, Аарона, Елдада и Медада и Хура с ними. На верху светильника утверждено было золотое елеехранилище, откуда брался елей для храмовых лампад, а под ним — большая чаша с елеем для возжигания этого светильника; на чаше начертано было „Элий“, на двух стеблях от нее — имена сыновей Элия „Офни“ и „Финеас“, а на сточных трубках внутри стеблей „Наддав“ и „Авигу“. По бокам престола были две кафедры — для первосвященника и для наместника его, и семьдесят кафедр перед троном для семидесяти старейшин, судей синедриона. В уровень с висками восседающего — фигуры двух наяд.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3/

«Когда входят в Святую Софию для молитвы, то тотчас чувствуют, что этот храм не есть дело людского могущества и искусства, но скорее дело Самого Божества; и ум, обращаясь к небу, сознает, что Бог здесь близко от него и что Богу особенно нравится этот дом Его, который Он Сам избрал для Себя». При соприкосновении с такими шедеврами человеческого гения нельзя не почувствовать какое-то дыхание Божие и отпечаток десницы Всевышнего, содействовавшей человеку в его создании. Святая София, как и все памятники человечества, уничтожится при последнем акте земной истории, но в каком-то преображенном виде ее «гений», ее логос не пропадут. Хочется, вместе с Прокопием, верить, что Богу могут особенно быть угодны совершеннейшие произведения, сотворенные человеком-творцом. «И было ко мне слово Господне: и ты, сын человеческий, подними плач о Тире и скажи Тиру, поселившемуся на выступах в море, торгующему с народами на многих островах: так говорит Господь Бог: Тир! ты говоришь: “я совершенство красоты!” Пределы твои в сердце морей; строители твои усовершили красоту твою: из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим» ( Иез 27, 1–7 ). С каким совершенством художественного чутья описана эта картина! Сколько знания архитектурного и иного искусства воплотилось в этом гимне! Тут упомянуты и сенирские кипарисы для постройки помостов, и ливанские кедры для сооружения мачт, и васанские дубы для изготовления весел. И узорчатые полотна Египта для парусов, голубые и пурпуровые ткани для покрывал. Благородные металлы, слоновая кость, черное дерево, карбункулы, кораллы и рубины, благовония, вина и богатства – все, чем украшали люди этот изумительный по красоте город. Все ремесленники, мастера и искусные художники, творцы этой красоты, которые вместе с гребцами, купцами и мореплавателями служили вящшему прославлению Тира.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Пусть не подумает кто-либо, что из-за ранней смерти уменьшились их добродетели. Восхищен Енох, да не изменит злоба сердце его. Иосия на восемнадцатом году царствования своего так праздновал пасху Господню, что всех прежних царей превзошел своим благочестием, однако из-за веры своей он не дольше прожил; но, так как Иудейскому народу предстояла тяжкая гибель, то праведный царь прежде восхищен. Почему надлежит мне боязнь: не ради прегрешения ли нашего какого-либо изъят ты от нас, чтобы тебе на восемнадцатом году царствования твоего как праведнику избегнуть жестокости наступающего зла? Но время уже обнять любезный мне труп и предать его гробу. Валентиниан мой, возлюбленный мой бел и румян, имей в себе образ Христов! Такими словами Церковь в песнях взывает ко Христу. И это не сочти за обиду: ибо знамением Господним знаменуются рабы, именем же императора запечатлеваются воины. Сам Господь говорит: «Не прикасайтеся к помазанным Моим» ( Пс 104, 15 ). «Вы – свет мира» ( Мф 5, 14 ). И Иаков сказал: «Иуда! тебя восхлалят братья твои» ( Быт 49, 8 ). С этими словами обращался он к сыну и этим открывал Господа. Об Иосифе же сказал: «Сын возвращен Иосиф, сын возвращен мои ревностный» ( Быт 49, 22 ) и этим означал он Христа 2 .. Почему можно и мне знаком Господним запечатлеть раба: «возлюбленный мой бел и румян, избран от тем» ( Песн. 5, 10 .) 3 .. Избран сын мой, когда по смерти отца в малых летах потребован на царство. «Голова его – чистое золото; ...глаза его – как голуби при потоках вод»( Песн 5, 11, 12 ). «Там сидели мы и плакали» ( Пс 136, 1 ), сказали пришедшие оттуда. «Живот его – как изваяние из слоновой кости» ( Песн 5, 14 .), да примет слова Писаний и сможет сказать: «Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего» ( Иер 4, 19 ), как пророк воскликнул. Ибо это говорит подражатель Христов. «Щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растении»( Песн 5, 13 ). Губы его – лилии, источают текучую мирру; руки его – золотые кругляки, усаженные топазами ( Песн 3, 13–14 .) Ибо в словах его сияла правда, в делах же – благотворение и человеколюбие, разговоры его исполнены были добродетели и царской важности, постоянство его не преклонялось перед страхом самой смерти, исправление нравов и дел было непрестанное: ибо всякий добрый делатель есть рука Христова. «Уста его – сладость, и весь он – любезность» ( Песн 5, 16 ). Рассуждения его сколь милы были всем! С какой приятностью пересказывают разговоры его! Сколь много народы сожалеют о тебе, дитя! Последние слова, которыми ты требовал меня твоей быть порукой, запечатлены в памяти моей, ими оставил ты обо мне доброе и славное свидетельство. Я не мог оказать тебе своей верности, которую приготовлял, однако заочно ручался, и Христос меня, ручающегося за тебя, слышал. Обещание мое известно на небе, хотя неизвестно на земле; обязался я Богу, хотя не мог обязаться людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Острые стрелы твои – (народы пред Тобою падут) – в сердца царевых врагов.   Престол твой от Бога 18 вовек; скиптр правоты – скиптр царства твоего. Возлюбил ты правду и возненавидел зло; сего ради помазал Бог , Бог твой, елеем веселий тебя – более сопутников твоих.   Все одежды твои – смирна, касия, алой; из покоев слоновой кости тебя увеселяет звон струн; дочери царей – средь избранных твоих; стала царица одесную тебя, из злата Офира – убор ее.   Услышь, дочерь, воззри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего! Возжелал царь красоты твоей; ведь он – господин тебе, так склонись перед ним! И дочерь Тира приносит дары, богатые из народа хвалят твой лик.   Сокровенна слава дщери царя, златом шита одежда ее, ведут ее в узорных ризах к царю, за нею девы, подруги ее; веселием и кликами встречают их, и приводят их в чертог царев.   Вместо отцов твоих будут сыны твои; ты князьями поставишь их по всей земле. –   Соделаю имя твое памятным в род и род, потому и народы восславят тебя всегда и вовек. Псалом 45/46 Начальнику хора. Сынов Кораха. На аламот 19 . Песнь. Бог – наша сила и наш оплот, скорый помощник во дни беды: не устрашимся, если дрогнет земля и горы сойдут в бездны зыбей.   Пусть воды вздымаются и шумят, колеблются горы от буйства волн – (Села!) потоки веселят Божий град, святой Вышнего приют!   С ним Бог , и он нерушим, поможет ему Бог на рассвете дня. Царства колеблются, народы кипят, глас Божий звучит, тает земля! С нами – Господь сил, Бог Иакова – наш оплот. (Села!) Посмотрите, что творит Господь – дивное являет на земле, смиряет брани до концов земли, ломает лук, сокрушает копье, колесницы сожигает огнем.   «Смиритесь, познайте, что Я – Бог, превыше народов, превыше всего!» С нами – Господь сил, Бог Иакова – наш оплот. (Села!)   Псалом 50/51 На чальнику хора. Псалом Давидов. Когда приходил к нему пророк Натан после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по милости Твоей, и обилием благосердия Твоего изгладь беззаконие мое; всецело отмой меня от вины моей,

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Таким образом в Чис.22–24 нет достаточных признаков думать, что этот отдел представляет изображение государственного состояния Евреев в век первых двух царей. Не менее шаткою представляется и другая гипотеза, усматривающая в сказании о Валааме отблеск царствования Иеровоама II в IX веке. Иеровоам II царствовал сорок один год «и делал неугодное в очах Господних не отступал от всех грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех . Он восстановил пределы Израиля, от входа в Емаф до моря пустыни, по слову Господа, Бога Израилева, которое Он изрек чрез раба своего Иону, сына Амафиина, пророка из Гафхефера. Ибо Господь видел бедствие Израиля, весьма горькое, так что не оставалось ни заключенного, ни оставшегося, и не было помощника у Израиля. И не восхотел Господь искоренить имя Израильтян из поднебесной и спас их рукою Иеровоама, сына Иоасова» ( 4Цар.14:23–27 ). Материальное благосостояние государства вследствие этого достигло высокой степени. «Самария разбогатела от военных добыч и торговли. Повсюду возвышались великолепные дома, внутренние стены которых, в подражание дворцу Ахава, обшивались плитами слоновой кости, привозившейся из Африки Финикианами. Комнаты наполнялись роскошною мебелью, обделанною тем же дорогим материалом. Были особые прохладные дома для жаркого времени года и теплые дома для зимы. Превосходные виноградники покрывали прилегавшие к ним склоны гор. Все богатые равнины к востоку и западу от Иордана засевались разнородными хлебами и повсюду видны были сеятели и жнецы в должное время. Богатые люди обоего пола блистали изысканною роскошью, но вместе с тем большинство населения находилось в нужде и бедности. В то время как богатство немногих все возрастало, масса населения все более беднела. Огромное большинство населения уже не имело собственной земли, которая, в виду всеобщего попрания законов Моисеевых, переходила в руки богатых, и народ принужден был жить лишь наемною платою за обработку чужой земли, что низводило его на степень рабов. Уже из последнего обстоятельства видно, что все внешние успехи Иеровоама II не имели для себя прочного обеспечения в религиозно-нравственном отношении, так как в общем он держался того же направления, которое намечено было первым царем израильского народа, его соименником Иеровоамом I.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Возвещая гибель Тира за грехи его, Господь повелевает пророку Иезекиилю «поднять плач о Тире», о великолепии его культуры: Тир! ты говоришь: «я совершенство красоты!» Пределы твои в сердце морей; строители твои усовершили красоту твою: Из Сенирских кипарисов устроили все помосты твои; брали с Ливана кедр, чтобы сделать на тебе мачты; Из дубов Васанских делали весла твои; скамьи твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских; Узорчатые полотна из Египта употреблялись на паруса твои и служили флагом; голубого и пурпурового цвета ткани с островов Елисы были покрывалом твоим. ( Иез.27:3-7 ) Художественные аргументы в устах Господних чрезвычайно сильны: это птицы небесные, которые ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их , это полевые лилии, которые ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них ( Мф.6:26, 28-29 ). Но прежде всего – это Сам Христос. Тот, Который трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит ( Мф.12:20 ). Тот, Который как овца, веден был… на заклание и, как агнец, пред стригущим его безгласен ( Деян.8:32 ). Тот, Который явил на Фаворе Свет Своего Преображения: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет ( Мф.17:2 ). Тот, Который Сам есть Любовь, и никто – ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:38-39 ). Да и человека Он сотворил из праха земного как некое художественное произведение: вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Святитель Григорий Палама пишет, что человек был сотворен так, «чтобы только телом принадлежать этому чувственному миру, а душу иметь премирную, которая через особое и необъяснимое вдуновение от Самого Бога стала чем-то великим и чудесным, над всем возвышающимся и все созерцающим, всем руководящим и познающим Бога и лучше всего свидетельствующим, что она есть произведение превосходного величия Художника» 131 .

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

Но за этим стоит целая идея. Блаженный Августин говорил о том, что воскресшая душа, плоть не будет нести на себе следы страданий, не останется никаких шрамов, увечий на теле мученика, все исчезнет. Воскреснут все обновленными, в первозданной красоте. Но Христа нужно изобразить так, чтобы Он был узнаваем, и поэтому вдали мы видим Голгофу. Пусть страница перевернута и страдания смыты, но Мемлинг изобразил на торсе Христа раны от гвоздей и от копья. Христос пассивный и действующий На этом же триптихе справа мы видим Вознесение, то есть для Мемлинга это было единое откровение. По сравнению с Воскресением Вознесение не представляет собой тайны, оно совершилось при свете дня, на глазах учеников, и об этом в Новом Завете сообщается трижды, но слишком немногословно. Прежде всего евангелист Марк заканчивает этим эпизодом свое Евангелие и считается, что это позднейшая добавка, потому что ее нет во многих древнейших рукописях. Марк пишет: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк 16:19). Но как конкретно выглядело это Вознесение, мы не знаем. В Книге Деяний говорится: Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян 1:9). Он просто исчез. Поэтому у художника тоже есть карт-бланш. Некоторые ограничивались изображением ступни на камне. Мемлинг изображает и то, и другое. Вы можете увидеть, что действительно на скале, которая служила постаментом для Христа перед моментом вознесения, остаются следы ступни это знаменитая святыня. И одновременно в верхней части картины — сами ступни Христа, Который уже вознесся на небо и уже оказался за пределами видимого пространства. Мастер изображает исчезновение Христа, как в эпизоде с учениками у Эммауса, когда Христос в момент преломления хлеба внезапно для них стал невидим. Здесь Вознесение, конечно, несколько театрально. Христос исчезает как будто с помощью Deus ex machina. Этот тип тоже получил широкое распространение на Западе, только по-разному исполнялся разными мастерами. Складень из слоновой кости XI века, который хранится сегодня в Лувре. Такое впечатление, что Христос расположился в лифте, вошел в кабину, и четыре ангела выполняют роль подъемника, который возносит мандорлу в небо. Искусствоведы условно называют такой тип Вознесения пассивным, потому что Сам Христос не прилагает никаких усилий.

http://blog.predanie.ru/article/kak-tajn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010