Проблема «пророчество и время» невероятно сложна и многогранна. Поэтому мы выделим в ней только три отдельных темы, первые две из которых в какой-то степени уже были рассмотрены. 5.5.1. Время, возвещения пророчества Вопрос, когда, в каких обстоятельствах, слово Божие приносится в этот мир, был рассмотрен выше. Отметим, что пророчество, если оно от Господа, никогда не бывает не вовремя. Об этом в Священном Писании сказано очень давно и точно: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом:… время молчать, и время говорить» (Еккл 3.1,7). Пророчество всегда своевременно, что представляет непростую, но жизненно важную задачу для Церкви: она должна также своевременно услышать пророческое слово. В истории это бывает очень редко, недаром Господь Иисус так гневно обличал тех, кто не различает пророческое время, т. е. не способен услышать Его пророческое слово вовремя: «Горе вам, что строите гробницы, пророкам, которых избили, отцы, ваши: сим вы, свидетельствуете о делах отцов ваших и, соглашаетесь с ними, ибо они, избили, пророков, а вы, строите им гробницы» (Лк 11.47–48). Строить гробницы, т. е. памятники пророкам гораздо проще и безопаснее, чем прислушиваться к пророческому слову и исполнять его как слово Божье. 5.5.2. Пророчество в истории Слово Божие, возвещенное однажды в конкретное время и при определенных обстоятельствах, остается действенным во всей человеческой истории. Оно неизменно, и всякий, внимающий ему в любом месте и в любое время, получает дар жизни. Вот несколько свидетельств самого Священного Писания об этом. Из книги порока Исаии. «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Ис 45.23). Это — свидетельство на все времена и эпохи, для всякого народа и человека, верующего в Господа и доверяющего Ему. «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис 66.2). Мало быть «просто верующим» в Господа. Надо жить словом Его, что на языке Ветхого Завета и называется «трепетать перед словом Моим».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Это владычество человека Библия еще раз настойчиво подтверждает словами: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. 2, 15 ). Но как возделывать? Жестоко подчинять? Или находиться с природой в иных отношениях? Слово «возделывать» часто понималось в смысле подчинять , насиловать . Однако точный перевод древнееврейского кабаш – «попирать ногами». Современные филологи говорят, что это выражение эквивалентно нашему «наложить руку». В этом слове нет и намека на грубое вмешательство в жизнь Божьего творения. В это слово вложен смысл оберегания, взращивания земли, что удачно переведено русским «возделывать». Еще одно Божье слово, обращенное к новосозданному человеку и раскрывающее заданное ему Богом отношение к творению, мы находим в первой главе книги Бытие . «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,], и над птицами небесными …и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт. 1, 28 ). Здесь слово «владычествуйте» (древнеевр. радах ) несет смысл нежного управления творением. Как отмечает немецкий библеист Е. Зенгер: «Это слово означает, собственно, заботу пастуха о своем стаде. Он выводит своих животных на сочные луга, защищает перед лицом любой опасности, охраняет от хищников». Но какова задача человека в отношении к природному миру? Просто ли пользоваться, питаться им, поставить себе на службу? Человек был поставлен в центр Вселенной, как «священник творения». Прежде всего, человек должен был строить правильные отношения с Богом и, воспринимая Его благодать, освящаться. Затем человек должен был привести к Богу и освящению весь мир, который был ему вручен. Мир должен был восходить от духовной силы в силу, к Богу, обоживаться , освящаясь. Мы знаем, что произошло Грехопадение. Оно нарушило Богоданные отношения человека с миром. Человек и мир стали врагами. Человек стал мучить, жестоко подчинять себе природный мир, тот стал враждовать против человека.

http://azbyka.ru/parkhomenko/xristianin-...

Из этих слов, во-первых, видно, что суд бывает правым и неправым, как и мера бывает точной и не точной. Запрещая судить, Господь говорит о человеческом, эгоистическом суде, где «уголовный кодекс», это мои пристрастия, мои выгоды. По этому суду «хороший» тот, кто ко мне хорошо относится. «Плохой» же тот, кто мне мешает, и кого по этой причине надо убрать, изолировать, уничтожить. Но есть и истинный суд. Кто на этом суде судья? Господь говорит: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин.12:48 ). А кто на этом суде обвинитель? Тот, кто способен со смирением и любовью напомнить это слово: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть у вас обвинитель, Моисей» ( Ин.5:45 ). Не судить надо друг друга, но кротко и с любовью напоминать друг другу судящее всех нас Божье слово. А главное, самому всегда видеть пред собою это слово, самому всегда быть перед зеркалом Божьих заповедей. Вот тогда и увидишь, что «в твоем глазе бревно», которое именно тебе, а не кому-то, заградит вход в Царство Небесное. А то – «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза», займись этим в первую очередь, и тогда у тебя появится опыт, как очищать себя от всего чуждого Божьему слову. «И тогда» не просто будешь укорять брата, но действительно «увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего», и с любовью ему поможешь. Но не всякий человек способен вразумиться от Божьего Слова, а только тот, кто уже сам выбрал это слово в закон своей жизни. «Что мне судить и внешних?», – говорил Апостол Павел, – «Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» ( 1Кор.5:12,13 ). И Господь не советует требовать от «внешних», от безбожников выполнения Божиих заповедей: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И однако же, как часто семя это не созревает в наших сердцах и не приносит плода! Отчего это? Чаще всего оттого, что мы, имея уши слышати, не слышим – как будто мы вовсе не слышим вещаний слова Божия, оттого, что сердца своего не приготовили к восприятию слова Божия, не прониклись желанием слушать его именно как спасительное для нас вещание Самого Спасителя нашего и Его апостолов, просвещенных Духом Святым; или же оттого, что сердце свое наклонили к предметам тленного мира, не думаем об исполнении слова Божия и позволяем своим страстям и похотям заглушать в нас семя слова Божия. В самом деле, братья, как часто случается с нами то, что мы слушаем или читаем слово Божье, и между тем как бы вовсе не слушали его или не читали! Тут у нас и мысли многоразличные являются на уме, тут и как бы некоторая скука овладевает нами, является желание уйти из церкви от проповеди или чтения Евангелия на Страстной неделе, тут и усталость и другие немощи овладевают нами. Откуда все это вдруг является? О, знай, христианин, что в это время пришел к тебе диавол со своими искушениями и коварством и похищает у тебя из сердца все те слова, которые ты слышишь в проповеди или Евангелии! Но и он потому приблизился к тебе и потому похищает слышанное из сердца твоего, что сердце твое подобно дороге не вспаханной, не приготовленной тобой заранее к тому, чтобы принять в себя семя слова Божия и принести плоды добрых дел. Как часто с нами случается и то, что мы слушаем слово Божие, принимаем его, начинаем исполнять его; но вот, случается с нами какая-нибудь беда, и мы впадаем в уныние, забываем об учении евангельском и не приносим плодов, каких требует от нас Божественное Слово. Отчего это происходит? Оттого что сердце наше недостаточно приготовлено к принятию и возращению слова Божия, подобно каменистой, едва прикрытой землей, почве, не твердо в вере, не проникнуто истинною надеждою на Бога и любовью к Богу и ближним. Как часто с нами бывает и то, что мы слушаем или читаем слово Божие, даже понимаем все его требования и между тем заботимся только об исполнении требований телесной природы, всем сердцем прилепляемся к богатству, почестям и удовольствиям мира сего, а об исполнении слова Божия и не думаем! Сердце наше тогда бывает подобно земле, поросшей разного рода терниями: семя хлебное, упав посреди терния, не приносит плода, потому что терние вырастает очень быстро и совершенно заглушает хлебное растение; так что и слово Божие остается в нас бесплодным, если мы имеем большое пристрастие к земным вещам и служим злым страстям своим и похотям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

А. ОТКРОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ (⇒ Откровение, открывать ) 1) Бог говорит с людьми. Это утверждение, принимаемое верой и подтверждаемое опытом (см. выше, I,Б,1), представляет серьезные затруднения для рационального осмысления. Однако Библия видит причину этих затруднений не в интеллект. неспособности понять, а в ожесточении человеч. сердец ( Рим. 1:21 ; Еф. 4:18 ). По ее свидетельству, непосредств. общение с Богом, возможность видеть Его и говорить с Ним лицом к лицу ( Исх. 33:11 ; 1Кор. 13:12 ) были утрачены человеком в результате грехопадения. Теперь человек задается вопросом: как может Бог говорить и действовать в истории (абсолютно реально это происходило только когда на земле жило воплощенное Слово, Ин. 1:14 ), не становясь при этом историч. лицом? Как может Библия стать истинным Словом Божьим, являясь реальным (обусловл. литературно-исторически) человеч. словом? 2) библ. авторы не ставят таких вопросов, поскольку сами непосредств. вовлечены в откровение слова Божьего. Для них Бог остается суверенным Богом и тогда, когда Он открывает Себя. Он остается Господом истории, даже если входит в историю. Он остается Господом Своего слова, даже позволяя передавать и записывать это слово человеч. словами. «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него ( 1Кор. 8:2.3 ). Б. ОСНОВА АВТОРИТЕТНОСТИ 1) для библ. писателей Иисус Христос есть Слово Божье в Его вечном, в Его вочеловеченном и возвышенном, а также в Его возвещенном и письменно зафиксиров. образе. На этой нераздельной полноте жизни единого суверенного Слова Божьего основана достоверность Библии; 2) Библия облечена высшим Божеств. авторитетом, поскольку: а) она возникла в соотв. с суверенной волей Бога, передающего Свое слово человеч. словом. Бог продолжает заботиться о том, чтобы это Его слово было действенным. «Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось» ( Иер. 1:12 ; ср. Иер. 23:29 ); б) она ведет к истинному Слову Божьему, Которому дана вся власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ); в) через нее Господь постоянно обращается к людям, живущим в любой момент времени: «Смотрите, не отвратитесь... от Глаголющего с небес» ( Евр. 12:25 ; ср. Евр. 2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

У древних семитских племен кущи или шалаши служили укрытием от палящего палестинского солнца, от вечерней прохлады и дождя. Например, в Библии говорится о времени, когда Бог над всеми праведниками сделает большое укрытие или шалаш (сука):«И сотворит Господъ над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет (сукко) шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис 4:5–6)Бог, даровавший Закон на горе Синай, повелел евреям в праздник Суккот жить в шалашах семь дней, чтобы они всегда помнили, как их праотцы обитали в шалашах после исхода из Египта (Лев. 23:41- 43). Заповедь «жить семь дней в шалашах» имела и другую цель. Раввины считают, что шалаши напоминают столп облачный и столп огненный, окружавшие и защищавшие стан евреев в пустыне. Обитание в шалашах показывает нам, что мы должны вспоминать, как Бог заботился о своем народе, и что только Господь — наш единственный источник безопасности и мира. В Евангелии от Иоанна написаны такие слова про Йешуа: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца» (Ин. 1:14). Здесь говорится о том, что Йешуа — Слово Божье, по–гречески — Логос — стало плотью и присутствует среди нас. Греческое слово, переведенное в Библии как «обитало среди нас», является переводом еврейского слова, которое означает скинию собрания, где обитала слава Божья. «Скиния» на иврите — «мишкан» (обитель) или «микдаш» («святилище»). Слово «микдаш» указывает на действие, требуемое от сынов Израиля: освящать себя удалением от запрещенного. Слово «мишкан» от корня «шахан» («обитать») указывает на обещание Всевышнего обитать среди сынов Израиля:«Ликуй и веселись, дочь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах. 2:10), если они освятят себя для этого (комментарий к Исх. 25–8 раввина Шимона–Рафаэля Гирша) Таким образом, Йешуа — Тот Самый Господь, который пришел и поселился среди Своего народа, и Он является нашим единственным «спасительным шалашом», в котором мы можем найти защиту от врагов, помощь и восполнение всех наших нужд при условии, что мы будем постоянно хранить себя в чистоте и неоскверненности мирскими похотями и грехами. Традиция Суккота

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=894...

7)7) Приводимые сектантами слова ап. Павла к еп. Тимофею о том, чтобы люди не занимались баснями, нисколько не говорят о Священном Предании. Там ясно указано, чтобы люди не верили сказкам, т. е. говорится здесь про сказки о языческих богах. При апостолах были такие еретики гностики, которые смешивали язычество с христианством и вносили в христианство языческие мифы – басни про своих богов «эонов» с бесконечными родословиями этих богов. Обличение ап. Павла, написанное против еретиков-гностиков, которое приводят сектанты против Правосл. Церкви, как раз относится к ним самим. Ап. Павел говорит про них, что сектанты, именно, не будут принимать здравого учения. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. И от истины отвратят слух, и обратятся к басням.» ( 2Тим. 4:3–4 ). Так вот, настало это время; появились люди, которые от истины отвратились, а обратились к басням: Христу не верят, а верят Томасу Мюнцеру, анабаптисту, Вильяму Миллеру, адвентисту и другим. Сектанты именно «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорили, ни того, что утверждают» ( 1Тим. 1:5–7 ). Православная Церковь ясно учит, что предание есть слово Божие, не записанное в книгах Св. Писания, полученное св. Апостолами из уст Иисуса Христа, или же открытое Духом Святым, и ими потом переданное изустно своим ученикам, от которых оно дошло преемственно до нас чрез учение Церкви. Это не басни, а слово Божье: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как ч слово человеческое, но как слово Божие (каково оно есть по истине), которое и действует в нас верующих» ( 1Солун. 2:13 . См. Деян. 13:5, 17:3 ). Таким образом, уже самое понятие о Св. Предании, как слове Божием убедительно доказывает, что, наряду с Св. Писанием, должно признать и Св. Предание, как Богооткровенный источник вероучения. Приводимый сектантами второй текст ( 2Тим. 3:15–17 ) нисколько не оправдывает сектантов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Я думаю, что и в последние времена будет очень много таких «старцев». С синкретическим таким сознанием старцы будут. Поэтому мы должны верить в неизменяемость Христа. Сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). О Боге сказано, что в Нем «нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Поэтому мы должны проявлять упование на милосердие Божие до последнего издыхания, в момент нашей смерти, во время нашего хождения по мытарствам, в преддверии Суда, в момент Воскресения нашего тела… Потому что само это упование на милосердие Божие может для нас оказаться той праведностью, оправдывающей праведностью, некой одеждой виссона чистого, во что будут облечены спасенные. То есть праведность Христова для нас – это одежда оправдания. Он исполнил весь Закон от начала до конца, в том числе и за каждого из нас, так как мы немощны в деле исполнения Его заповедей. Далее сказано: «Имя Ему: “Слово Божие”» . Андрей Кесарийский поясняет: «Почему Неимеющий имени и никому Незнаемый здесь называется Словом? Или для указания на Его Сыновнюю Ипостась и бесстрастное рождение от Отца, подобно как наше слово происходит от нашего ума, или на то, что Он в Себе заключает разумное оправдание всего существующего, или же потому, что Он есть Провозвестник силы и премудрости Отца». Иисус Христос – это именно Логос, «Тео Логос», Божье Слово или Слово Божие. Вот, если мы Христа считаем Словом, Логосом, а сказано: «В начале было Слово», – Евангелие от Иоанна так начинается: «В начале было Слово» ( Ин.1:1 ), – то мы должны понять, что этим Словом сотворены небо и земля. Бог творил Своим Словом этот мир. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» ( Быт.1:3 ). Поэтому о Христе сказано, что Им и через Него небо и земля сотворены. Мы читаем далее, 14 стих: «И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» ( Откр.19:14 ). Мы уже с вами определились, что «воинства небесные» – это Ангелы; «белые кони», по истолкованию отцов, это святые; «облеченные в виссон белый и чистый» – это те, которые приняли оправдание Христово, то есть оправдываются не своими делами, но верой в Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Каждый человек, будучи сотворённым «по образу и подобию Божию», по своей человеческой природе уже является отражением Сына Божьего, который в свою Очередь Сам есть нетварный «образ Бога» ( Кол.1:15 ). Поэтому Сын, или Слово, или Сияние Божества, как он называется в Писаниях, всегда был в мире, присутствуя в каждом из Своих «тварных образов» не только как их Творец, но и как Тот, Чьё бытие разделяется и отражается ими. Кроме того, православное учение утверждает, что все богоявления святым Ветхого Завета были явлениями Отца – через посредство Сына, или Логоса. Так, например, произошли откровения Моисею, Илие и Исаие. Более того, Слово Божье, открытое ветхозаветным пророкам и святым, и сами слова Закона Моисеева (которые на иврите так и называются «слова», а не «заповеди», как мы говорим по-русски) – также являются откровениями Бога через Своего Сына, Божественное Слово. Поэтому, в ветхозаветном свидетельстве откровения Бога Слова можно найти такие отрывки, как, например, следующий текст пророка Исайи, говорящий о Нём почти так же личностно, как и христианское Евангелие:Как дождь и снег нисходит с неба, и туда не возвращается, но напояет землю, и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест: так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. ( Ис.55:10–11 ) …И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася… Бог послал Сына Своего в мир по Своей совершенной любви. Уже в самом акте творения Бог знал, что для существования мира потребуется воплощение и вочеловечение Его Сына. «Воплощение» – значит «облечение плотью», то есть принятие целостности человеческой природы, тела и души.И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. ( Ин.1:14 ) Предвечный Сын Божий рождён как человек от Девы Марии силой Святого Духа ( Мф.1 , Лк.1 ). Церковь учит, что девственное рождение было исполнением ветхозаветного пророчества ( Ис.7:14 ) и вместе с тем – человеческого стремления ко спасению, которое присуще всем религиям и философским системам во всей истории человечества. Но человек не в состоянии спасти самого себя, только Бог может это. Поэтому девственное рождение Спасителя необходимо не из-за ложной идеализации девства или греховного отвращения к природе человеческого пола, и не для «придания веса» нравственному учению Иисуса Христа, – оно необходимо потому, что Спаситель мира должен быть «не от мира сего».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Разве может каким-то образом погибнуть Тот, Кто властен спасать других? Именно такой и подобал нам ( Евр.7:26 ). Это сказано грамматически правильно. Даже у хороших авторов с богатым запасом слов и выражений встречается такой оборот: «Место более высокое, чем подобало победителям» 63 . Я упомянул об этом, чтобы мы знали: апостол словам и просторечным, и изысканным предпочитает слова общеупотребительные. Апостол говорит: Такой и подобал нам Первосвященник: праведный, святой, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес ( Евр.7:26 ). Он – Слово, обитающее превыше небес и освещающее всё. Мы читаем, что Он по природе Помазанник Бога Отца, ибо Слово – это Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир ( Ин.1:9 ). Именно Слову Божьему принадлежит достоинство первосвященника. Описывая одежду первосвященника 64 , Моисей подразумевает Его постигаемые лишь умом одеяния. Своею силою Слово проницает мир и словно окутанный им светит во всем. Слово Божье вступило в родство с человеческим родом, восприняв плоть. Обращаясь к Господу... 65 и расточая всем неизреченную любовь духом и полнотой Своего божества. И от этой полноты мы все приняли ( Ин.1:16 ), чтобы уразуметь превосходящую разумение любовь Христову... и исполниться всею полнотой Божией ( Еф.3:19 ). Христос – Глава всего, под Его началом пребывает всё тело, соединяясь взаимно скрепляющимися связями и получая приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:16 ). Превосходящее всё Слово говорит Моисею при устройстве ковчега Завета: И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе... и сделаешь также крышку примирения ( Исх.25:16–17 ). И далее: И положи крышку примирения на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе, и Я буду оттуда открываться тебе и говорить с тобою сверху ( Исх.25:21–22 ). Это значит: оттуда, находясь превыше небес, около Отца, Я буду говорить с тобою. 4. 17. Accedamus itaque fidei suffragio subnixi et eius remigiis eleuati ad illam sedem gratiae, fugientes hoc saeculum et eius contagionem.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010