Но жизненные трудности в виде гонений за Слово Божье заставляют такого человека отречься от Слова Божьего. Потому что такой человек соблазняется более легкой, но греховной жизнью, и отступает от Слова Божьего. Поэтому люди этого типа не способны воспринять Царства Божьего и Слова Божьего всей душой окончательно и бесповоротно. Характеризуя другой тип людей, Спаситель говорит: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно» ( Мф.13:22 ). Этими словами Спаситель говорит о тех людях, которые, несмотря на услышанное ими Слово Божье, сильно обременены заботами века сего и обольщены богатством. И поэтому для таких людей Слово Божье бесплодно. Мы знаем, что князь мира сего – это лукавый дух. «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин.12:31 ). «Уже немного Мне говорить с вами; ибо вдет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30 ). Поэтому заботами века сего обозначены заботы, связанные с удовольствиями, гордыней, похотью, стяжательством и богатством. То есть, обозначены соблазны, исходящие от лукавого. И конечно люди, поддающиеся этим соблазнам, не способны воспринять ни Царства Божьего, ни Слова Божьего. Характеризуя следующую категорию людей, Спаситель говорит: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» ( Мф.13:23 ). То есть Спаситель говорит о том, что люди, которые отличаются твердым верованием в Бога, способны воспринять Слово Божье. Они уподобляются зернам, посеянным на доброй земле. Потому что они Слово Божье слышат сердцем и разумеют умом, воплощают заветы Божьи в своей жизни, и ведут богоугодный образ жизни. Всем этим они и дают плод Богослужения. Вот таким людям и подобны апостолы Божьи и другие люди, имеющие твердое верование в Бога, и исполняющие добрые богоугодные поступки. Из всего выше сказанного видно, что с приходом Мессии на земле вокруг Него находилось Царство Божье.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Библия есть Слово Божье. Иисус, Сын Божий (см. Христос: божественная сущность), указывал на Ветхий Завет как на «слово Божье», которое «не может нарушиться» ( Ин. 10:35 ). Он сказал: «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» ( Мф. 5:18 ). Павел добавил: «всё Писание богодухновенно» ( 2Тим. 3:16 ). Оно исходит «из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Хотя слова записывали люди, «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:21 ). Иисус обвинил религиозных наставников того времени в устранении слова Божьего «преданием вашим, которое вы установили» ( Мк. 7:13 ). Иисус указывал на записанное Слово Божье, снова и снова употребляя фразу «написано» (например, Мф. 4:4, 7, 10 ). В Новом Завете это веское указание на божественный авторитет Писания встречается свыше девяноста раз. Подчёркивая неизменность Божьей истины, апостол Павел называет Писание «словом Божиим» ( Рим. 9:6 ). Священнописатель Послания к евреям провозглашает: «слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ). Следовательно, Библия не может быть ошибочной. Если Бог не может ошибаться и если Библия есть Слово Божье, то Библия не может быть ошибочной (см. Библия: свидетельства истинности). Бог не сбивается, когда говорит. Бог истины дал нам Слово истины, и в нём нет ничего, что не от истины. Библия есть непогрешимое Слово Божье. Это не значит, что в наших текстах Библии нет трудностей. Они там есть, иначе в таких энциклопедиях, как эта, не было бы нужды. Но народ Божий может подходить к трудным местам с уверенностью, зная, что там нет реальных ошибок; Бог не может ошибаться. Ошибки в естествознании и истории? Кое-кто полагает, что Писанию всегда можно доверять в жизненных вопросах, вопросах веры и нравственности, но в вопросах истории оно не всегда правильно. Эти люди полагаются на Писание в духовной сфере, но не в сфере научного знания (см. наука и Библия). В таком случае Библия оказалась бы несостоятельна в качестве божественно авторитетного источника, так как историческое и научное знание нерасторжимо связано с духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Слово «лицо» в Ветхом Завете часто используется, чтобы показать чье-то личное присутствие, личную связь с кем-то. А выражение «лицо Божье» подчеркивает личное присутствие Божие. С одной стороны, Бог Ветхого Завета трансцендентен, то есть потусторонен нашему миру. Но любовь Божья к людям «пробивает» эту потусторонность. В Книге Исход мы читаем: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33, 11). Здесь говорится о том, что Бог всё-таки может быть нам близок, что всё-таки лучшие из людей Ветхого Завета могли вступить с Ним в личные (слово «личность» происходит от слова «лицо») отношения. В Книге Бытия, в 32 главе, рассказывается, как внук Авраама Иаков ночью боролся с Богом и в конце концов получил благословение Божье. Иаков увековечил это событие, назвав место его ночной встречи с Богом Пенуэль (лицо Божие), сказав: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32, 30). Библейское слово ( паним , лик, лицо) может подчеркивать не только личное Божье присутствие, но и Его благословение. В Книге Чисел приводится благословение Аароново, где тоже дважды упоминается Божье лицо: «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да просветит Господь лице Свое на тебя и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Чис. 6, 24–26). Что означает выражение «да просветит Господь лице Свое на тебя?» Современный православный автор Роберт Аракаки пишет: «В этом благословении лице Божье упоминается дважды. Оба выражения очень красочные и живые. Выражение да просветит Господь лице Свое на тебя может пониматься так, что Бог смотрит на тебя с широкой улыбкой на Своем лице. Вы никогда не замечали, как от улыбки лицо человека как будто всё светится? Или как улыбка матери или отца заставляет ребенка буквально сиять от радости? Обращенная к нам Божья улыбка говорит нам, что Он нас любит, что Он благоволит нам… Другое выражение из благословения Ааронова: да обратит Господь лице Свое на тебя , означает следующее . Когда Бог благословляет нас, Он обращает к нам Свое лицо, то есть Он принимает нас, Он вступает в личные отношения с нами. И, наоборот, когда Бог в Библии отвращает Свое лицо, это означает, что Он нас отверг, что наши отношения с Ним закончены…» .

http://pravoslavie.ru/134244.html

В течение двухтысячелетий, истекающих ныне со времени прихода в наш мир Господа Иисуса Христа, Священное Писание являлось предметом благоговейного почитания постоянно обращавшихся к нему проповедников и учителей христианской веры, особенно отцов Церкви, многие страницы творений которых буквально испещрены библейскими изречениями (см. например, творения св. Иоанна Златоуста или св. Григория Нисского ). Это неудивительно, ибо «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр 4:12 ). Слово Божье, преподанное нам в Священном Писании, как все в нашем тварном мире, имеет причину и цель. Причиной, источником его происхождения является воля Божья, благая и совершенная. На эту причину указывает евангелист св. Иоанн Богослов, приоткрывающий нам тайну вочеловечения Второго Лица Святой Троицы, Которое он именует «Словом». «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть… и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» ( Ин 1:1–4 ). Таким образом, Слово Божье онтологически божественного происхождения; наша Церковь учит, что Сам Богочеловек Иисус Христос – высшее Божественное Откровение, Слово Отчее: Он явил Себя миру, в Себе явил миру Бога Отца ( Ин 14:9–12; 10:30 ) и от Отца послал Духа Святого, Который делает людей способными принять, понять и усвоить Слово как Откровение Божье, познать Бога верой, надеждой и любовью, в чем и состоит спасение и жизнь вечная ( Ин 4:26; 15:26; 16:13; 17:3 ). Имея божественное происхождение, Слово Божье дано нам с целью также божественной. Эта цель совпадает с целью воплощения Слова Отчего, Сына Божьего – спасение рода человеческого, о чем Он Сам многократно говорил: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ); «Сын Человеческий… пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф 20:28 ); «Сын Человеческий пришел… души человеческие… спасать» ( Лк 9:56 ). Эта величайшая истина глубоко проникла в сознание не только учеников, непосредственных свидетелей земной жизни Спасителя, но и в церковное сознание всех последующих поколений; так, апостол Павел, сам принадлежавший ко второму поколению учеников, писал своему ученику Тимофею предельно кратко, но с предельной ясностью: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим 1.15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

4) Чудеса возможны (см. чудеса: аргументы против). 5) Чудеса подтверждают истины, провозглашённые Божиими пророками (см. чудеса: значение для апологетики). 6) Новозаветные документы исторически достоверны (см. Новый Завет: датировка; Новый Завет: историческая достоверность; Новый Завет: рукописи). 7) Как засвидетельствовано Новым Заветом, Иисус провозглашал Себя Богом (см. Христос: божественная сущность). 8) Провозглашение Иисусом Своей божественности было подтверждено чудесами (см. воскресение Христа: свидетельства; чудеса в Библии; чудеса: значение для апологетики). 9) Следовательно, Иисус есть Бог. 10) Всё, что Иисус (как Бог) утвердил в качестве истины, есть истина (см. Бог: сущность). 11) Иисус, Который есть Бог, подтвердил, что Библия есть Слово Божье. 12) Следовательно, истинно, что Библия есть Слово Божье, а все, что противоречит любой библейский истине, есть ложь (см. мировые религии и христианство; плюрализм религиозный). Что Иисус утверждал относительно Библии . Шаг 9 имеет решающее значение для всего доказательства. Коль скоро Иисус – Сын Божий, то всё сказанное Им о Библии истинно. А утверждал Иисус, что Библия есть ненарушимое, неизменное, непогрешимое Слово Божье (см. Библия: предполагаемые ошибки). Что Иисус утверждал относительно Ветхого Завета. Новый Завет был написан только после Вознесения Иисуса. Поэтому Его утверждения о Библии относятся к Ветхому Завету. Однако, то, что Иисус подтвердил в отношении Ветхого Завета, Он также обещал в отношении будущего Нового Завета. Иисус подтвердил божественную авторитетность Ветхого Завета. Иисус и Его ученики употребляют фразу «написано» свыше девяноста раз. Обычно используется совершенный вид греческого глагола, чем подразумевается: «Это было написано в прошлом, и это по-прежнему остаётся истиной, как записанное Слово Божье». Нередко Иисус говорит это в смысле «таково последнее слово по данному вопросу; дискуссия окончена». Так было в случае, когда Иисус противостоял искушению от диавола. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (...] Иисус сказал ему: написано также: «не искушай Господа Бога твоего» [...] Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» [ Мф. 4:4, 7, 10 ; курсив Н. Г.].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Всякий, кто тем или иным образом принимает на себя имя Христово, становится сыном Востока. Ибо написано о Христе так: «Вот Муж, – имя Ему – Восток» ( Зах.6:12 ). Следовательно, каждый, кто принимает имя Христа, является сыном Востока, однако не всегда принимающий имя Христово пребывает в Церкви Христовой. Поэтому если видишь, что еретики считают себя христианами, но нападают на церковь Христа, вооружаются против веры Христовой, нападают на людей Господа и разжигают войны против кафолической веры, хочу, чтобы ты без колебаний сказал о них, что таковые суть «сыны востока» – те, кто с мадианитянами и амаликитянами идут враждовать на народ Божий, потому что вкупе с язычниками и иудеями преследуют Церковь Божию и еретики. Вот кто, как мне думается, назван «сыны востока». 2 . Сказано: «Мадианитяне и Амаликитяне и сыны востока собрались вместе, перешли реку и стали станом в долине Иезраель» ( Суд.6:33 ). Те, кто хотят сражаться с народом Божьим, разбивают стан в долинах, в местах низких и низменных, как сказано, «в долине Иезраель». Однако мы находим, что Иезраель означает «семя Божье». Видишь, где враги разбивают стан? Они не осмелились идти туда, где, по-видимому, уже созрел «плод духа» (ср. Гал.5:22 ), но идут туда, где еще только брошено семя Божье и плод еще не вырос. Ибо тот, кто вышел сеять слово (ср. Мк.4:3:14 ), сеет везде; но послушай, что Сам Господь говорит о том, что происходит с семенем Божьим. Сказано: «Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали его» ( Мк.4:4 ). Объясняя это, Он позже говорит: «Упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» ( Лк.8:12 ). Так и ныне приходят те, кто хочет унести семя Божье из сердец тех, в которых оно посеяно, ибо обнаруживают их живущими в долинах, в самых низменных местах. Среди таковых есть принимающие слово Божье низко и недостойно, так сказать, в иудейском понимании, и поэтому демоны могут похищать его «из сердца их». У того же, кто поднялся от низменности буквы до высоты духа, и, удаляясь от плотского понимания, устремляется к более высокому, что есть Дух Божий (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Понятие Царства Небесного употребляется в Библии для обозначения степени праведности и добродетели человеческой души. Об этом в Библии пишется так. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Согласно вышеприведенной цитате Царство Божье может возникнуть внутри человека и присутствовать в его душе и разгореться в ясный свет из искры Божьей. Под искрой Божьей у всех толкователей подразумевается Божественное доброе светлое начало, которое вдыхается в человека при его рождении Богом, как дух жизни. Например, как Бог вдохнул дух жизни в Адама. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Применяя религиозные представления можно сказать о том, что Царство Божье, как состояние счастья, радости, мира, умиротворения, справедливости, правдивости может возникнуть только в душе человеческой. Применяя логику и здравый смысл для пояснения этого места Библии, можно предположить что Царство Божье может возникнуть в душе не каждого человека, а только добродетельного и праведного. Подтверждением правильности такого рассуждения являются слова из Библии о том, «неправедные Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9 ). Из этой цитаты становится видно то, что для достижения Царства Божьего человек должен удерживать себя от греховных поступков, превозмогать соблазны, побеждать искушение, терпеть без обиды и мщения несправедливость, проявлять любовь к Богу и ближнему своему. То есть человек должен проявить усилие для обуздания своей греховной натуры, для воздержания от греха. На это ясно указывается в Библии. «С сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» ( Лк.16:16 ). «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его» ( Мф.11:12 ), Слово «усилие» обозначает «напряжение сил физических и умственных». Слово «сила» обозначает «способность проявления какой-либо деятельности, состояние, отличающееся определенной степенью напряженности, устремленности» (Толковый словарь русского языка). Таким образом, чтобы войти в Царство Божье, необходимо применить усилие по достижению праведности в своей душе и жизни. Усилие, направленное на совершение добрых богоугодных поступков и на воздержание от совершения греха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

Беседа тринадцатая Во время нашей последней беседы мы рассуждали о том соревновании, которое происходило между двумя женами патриарха Иакова: между Лией и Рахилью. Соревнование заключалось в том, какая из жен больше родит ему детей. Современное представление о благополучии несколько иное, но я хочу напомнить слова, которые мы читали ранее. Это 12-я глава Книги Бытия, 3-й стих: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт. 12:3 ). Здесь несколько неправильный перевод. В действительности перевести можно так: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящего тебя прокляну». То есть, здесь обращает на себя внимание то, что когда Господь говорит, кого Он благословит – используется множественное число («благословляющих»). А когда Он говорит, кого Он проклянет – не сказано «злословящих» во множественном числе, как в Синодальном переводе, но в единственном, то есть «злословящего», как есть в подлиннике. То есть тот, который подпадает под Божье проклятие, остается один: у него нет детей, нет семьи, он как Каин скрывается от людей. В этом заключается Божье проклятие, Божье наказание. А Божье благословение – в детях, которых Господь посылает родителям. В этом – смысл брака. В Писании прямо сказано женщине: «Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2:15 ). То есть чадородие не исключат ни целомудрия, ни святости. Ну, а первые слова, обращенные от Бога к одинокому мужчине: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт. 2:18 ). Таким образом, мы и выясняем, что слово «благословение» в ветхозаветном тексте по преимуществу означает именно «хорошую семью и детей». А дети – и есть по преимуществу обозначение действенности этого благословения! Итак, сегодня мы с вами читаем 30-ю главу Книги Бытия с первого стиха и ниже. « И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю » ( Быт. 30:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И если Я силою веелъзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?»— говорит Господь (Матф. 12:27; Луки 11:19). Под сыновьями можно понимать здесь и Апостолов, получивших от Господа власть изгонять бесов, и учеников фарисейских, упражняющихся в заклинании злых духов, и того человека, о котором Апостолы говорили Господу, что он изгоняет бесов именем Христа, но сам с Христом не ходит (Марк. 9:38; Луки 9:49). «Посему они [сыновья] будут вам судьями» (Матф. 12:27; Луки 11:19), то есть на страшном суде изобличат в преднамеренной лжи. «Если же Я Духом Божьим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божье» (Матф. 12:28; ср. Луки 11:20); здесь Господь имеет в виду то, что пришло Царствие Божье вместо царства сатаны, который и бежит от мира, гонимый Христом: изгоняя бесов, Господь доказывает тем самым, что Он «связал» самого «сильного» — сатану. Тут же Господь добавляет следующую мысль: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Матф. 12:30; Луки 11:23). В Царстве Христовом: кто не с Христом, тот уже враждебен Ему, ибо он вносит разделение в единый «дом» под единой властью. Другое дело, когда человек находится еще вне Царства Христова, еще не был призван туда; тогда лишь бы он не был бы против Христа, не был бы в союзе с враждебным Христу миром. Такой человек, уже отчасти принадлежащий Христу, может стать за одно с Ним и вступить в Его Царство. Но кто не с Христом в Его борьбе с сатаной за собирание всех людей в Царствие Божье, тот против Него, поскольку любой, кто, слыша и понимая учение Христово, не становится на Его сторону, тот уже враг, и тем более враг тот, кто противодействует. А выводом из этого следует: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матф. 12:31-32; ср. Марк. 3:28-29). Милосердие Божье бесконечно, и нет греха, который побеждал бы его; но всякий, кто упорно отвергает самое это милосердие, кто упорно противится самой спасающей благодати Божьей, для того нет милосердия, и грех его остается непрощенным, и такой человек погибает. Это намеренное противление спасающей благодати Божьей, которая есть благодать Святого Духа, Господь называет хулой на Духа . Это ясно выразилось в том, что фарисеи осмелились назвать дела всемогущества Бога делами дьявола. Почему же нет прощения за этот грех «ни в сем веке, ни в будущем?» Да потому, что если человек отвергает очевидные действия спасающей благодати Святого Духа, то неоткуда взяться в нем и покаянию, без которого нет спасения. Если кто похулит Христа, видя Его уничижение, тому простится этот грех, поскольку это простое заблуждение, легко смываемое покаянием.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

Но скажите по совести: так ли вы обращаетесь с другими вещами, которые вас интересуют? 3. Если вы имеете поле, не обрабатываете ли вы его с утра до вечера, не удобряете ли, не пашете ли, не сеете ли? С какой заботливостью вы печетесь обо всем, что есть в вашем доме? Сколько раз вы посещаете свои житницы, чтобы там ничего не пришло в беспорядок, не затерялось, не испортилось? Ваша бережливость простирается даже до ничтожного огарка свечи. A душа — это Божье поле , Божье здание, Божий храм оставляется вами в крайнем небрежении! Не безумно ли так много заботиться о том, что куплено ценой крови Сына Божьего? Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит? (Марк. 8:36 ). О высоком достоинстве нашей души “ Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? ” (ст.16). Как низко иные лжеучители ценят душу человека! Но не так ценит ее Слово Божье, не так говорит о ней Дух Святой, устами апостола: текст! 1. Откуда мы узнаем это достоинство? Наша душа создана Богом Отцом, искуплена Богом Сыном, освящена Богом Духом Святым. В этом заключается ее величайшее достоинство. а) Она создана Богом . а. “Человек! ты образ, нарисованный самим Богом ; ты начертан великим Художником и Живописцем.” Высоко ценят произведение искусства, нарисованное кистью знаменитого художника. Не нужно ли высоко ценить душу уже потому, что она происходит от Самого Бога? b. Если художник трудится с особенным старанием, то говорят: он выразил в своем произведении свою душу. Но наша душа сотворена Богом непосредственно, по образу Божию; она есть Божье дыхание. Как велико ее достоинство?! с. Земля, солнце, звезды суть прекрасные творения Божьи. Но они — преходящи, следовательно, не имеют такого достоинства, как бессмертная душа. б) Она искуплена Богом Сыном . а. Его слезами . Он плакал. Α о чем плачут, то дорого. b. Его потом. Для спасения души Он обливался кровавым потом на горе Елеонской. с. Его кровью. “Хотите ли знать цену вашей души? Посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но сам Бог был ценой нашего выкупа.”

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010