О, Сыне Божий, совечный Отцу и Святому Духу, просвети нас и спаси нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 15 Сентября. Поучение о Слове Божием – Создателе мира Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть... ( Ин.1:2–4 ) О чудесном Слове Божием, братья, говорит Евангелист, о сущности словесной, осмысленной, о Мудрости Божией вечной, о Сыне Божием совечном. Это чудесное Слово было единосущным со Отцом и Духом Святым, а ипостасно отличным и от Отца, и от Духа, ибо рождалось от Отца нерожденного. Оно было, есть и будет. Когда Оно было у Бога? В начале, – говорит Евангелист. Что означают эти слова в начале? Они означают «первоначально» или «прежде всего». То есть, прежде всего Слово Божие было у Бога, всегда единосущное со Отцом, ипостасное как Сын, но еще не воплощенное. Потом это Слово Божие воплотилось, и во плоти явилось роду человеческому. Пока Оно было как невоплощенное Слово у Бога, все чрез Него стало быть. Небо и земля, весь мир Небесный и весь мир земной – все стало быть чрез Него, это Слово Божие, пока Оно было невоплощенным у Бога. ...Без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Прежде всего, смерть и грех представляют тьму. Эта тьма не объяла Сына Божия. Но и весь сотворенный мир есть тьма по отношению к Богу, однако в этой тьме светит Слово Божие, Мудрость Божия словесная, красноречивая, величественная. Каждое создание было бы тьмой, если бы из него не светился таинственный свет Сына Божия, чрез Которого все начало быть, что начало быть. Оно было в начале у Бога. А что потом было с Ним? И Слово стало плотию. Доселе – история сотворения мира, отселе – история спасения рода человеческого. Но, став плотию, Слово Божие не удалилось от Бога Отца и Духа Святого, ибо Троица Божественная нераздельна, а лишь облеклось плотью и душой человеческой, чтобы в тени плоти – Солнце из Солнц – могло приблизиться к людям и спасти людей. О, братья мои, сколь умилительна и несказанно удивительна тайна воплощения Божия! Если эту тайну примем сердцем, то легче приблизимся к ней и умом...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда услышанное будет питаться убежденностью и искренностью человека — самым главным, что действительно делает те или иные слова нашим жизненным принципом, а не только некоторыми сведениями, хранящимися в памяти. «А упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода» (ст. 14). Это третье предупреждение в самой большей степени касается именно нас — мы как раз принимаем слово Божие, оно растет в нас и не погибает. Однако, предаваясь заботам о богатстве, поскольку оно обеспечивает наше, как нам кажется, беспечальное существование, чрезмерно увлекаясь житейскими наслаждениями, может быть и сравнительно невинными, разрешенными, придавая им слишком большое значение, мы также губим в себе слово Божие и становимся пустоцветом. Вера как будто бы сохраняется в нас, но никаких нравственных, духовных плодов мы не приносим. Спаситель приводит четыре примера: в трех случаях семя погибает или остается бесплодным, и только в одном случае оно дает плод. Значит, плодоносящих меньшинство, образно говоря, их в три раза меньше. «А упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (ст. 15). Очень важно хранить слово в сердце добром и чистом, то есть подобном доброй почве, чистой от терния, и приносить плод в терпении. Иные люди действительно с радостью принимают слово Божие, но когда приходит время потрудиться, когда необходимы усердие, терпение и понуждение себя, тогда они остывают и становятся тегогохладными, безразличными. И поэтому Господь наш Иисус Христос говорит, что только тот, кто будет в терпении трудиться над словом Божиим, принесет сторичный плод. «Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 15). Не только тот, кто находится пока вне Церкви, должен напрягать свой слух, чтобы правильно понять слово Божие, но и мы, ученики Христовы, также должны приложить усилие, чтобы действительно услышать слово Божие, услышать его внутренним слухом, сердцем, чтобы наше сердце почувствовало что-то, поколебалось, ожило, перестало быть каменным и безразличным.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

«Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс.23:7). И так в города и страны языческие вошел Царь славы со Своею благодатью и спасением вечным. Не приняли Его, как Истинного своего Царя, иудеи, к которым и послан был, как написано: «пришел к Своим, и Свои Его не приняли» (Ин 1:11). Поэтому и отнялось у них царствие Божие. Народы, не знавшие и не ожидавшие Его, с радостью и верой отворили Ему города свои, приняли Его, поклонились Ему, и приняли на себя сладкое иго Его. Поэтому и царствие Божие обратилось к ним, ибо где Христос, Господь и Царь славы, там и царствие Божие. Богу благодарение, что и в нашу страну, в наше Отечество и города Царь славы и мира Иисус Христос вошел, и с Ним царствие Божие! Но видим, что от многих стран и городов за неблагодарность и презрение слова Его святого опять отошел, а с Ним и царствие Божие от них отнялось. А поскольку видим, что уже и в нашем Отечестве всякая неправда умножилась, любовь уже совсем почти иссякла, безмерная роскошь умножилась, плотская и беспечная жизнь почти везде усматривается, и так слово Божие в крайнем находится презрении, и почти все прихотям плотским и мирским, а не Божиим устам внимают, почти все плоти и миру, а не Богу угождают, временных и мирских, а не вечных благ ищут, то опасно, христиане, очень опасно, как бы и от нашей страны и городов не отошел Христос Господь со Своим царствием. Ни что иное и не последует, если люди мнят, что знают Его, но не почитают Его, а вместо Него почитают мамону неправды, Евангелием Его святым пренебрегают, закон святой попирают, мир и суета, а не царствие Его все ищут. Такие люди, следуя иудеям, выгоняют от себя Христа, и Он так убеждается отойти от них; и что иудеям, то и этим людям говорит: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). Страшное это слово, очень страшное! Что без Христа, как не явная погибель? Обратимся, христиане, ко Христу всем сердцем, и покаемся и восплачемся перед Ним. Да не оставит нас, да не отнимется от нас царствие Божие, как отнялось от ожесточенных иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

18. Вы же услышите притч сющаг: Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле 19. вском слышащем слово и не размвающ, приходитъ лкавый и восхищаетъ вснное въ сердцы при пт снное. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге Одно семя падает при дороге (пути) (ст. 4). Это семя изображает собою людей, которые слышат слово Божие (слово царствия, или учение о царстве, т. е. о царстве Христовом, или христианской церкви на земле, и царстве или блаженстве на небе, чит. объясн. 2 ст. 3 гл.), и не разумеют, т. е. по закоснению во грехе, или по нерадению или рассеянности, не понимают или не принимают учения сего. У таких людей слово Божие лежит, как бы на поверхности ума и сердца, подобно семени, упавшему на дорогу, и не проникает в их сердце, подобно как семя на дороге не пускает корней в глубь земли; злой дух пользуется этим и, подобно птице, похищающей семя с дороги, похищает слово Божие из сердец их. Это значит, что учение Христово остается совершенно бесполезным и бесплодным для таких людей. 20. А на камени снное, слышай слово и съ А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его 21. не имать же корене въ себ, но привремененъ бывши же печали ил словес ради, соблажнетс. но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется Другое семя падает на камени, т. е. на каменистых местах (ст. 5 и 6). Это семя означает людей, которые с радостью принимают слово, им нравится проповедываемое учение, им желательно получить спасение и они слушают учение с удовольствием; но не имеют в себе корня, т. е. слово не глубоко проникает в их сердце, подобно семени, упавшему на каменистое место, не овладевает их сердцем, и потому они оказываются непостоянными: исполняют слово в спокойное время; но лишь настанет скорбь или гонение за слово (бывши печали или гонению словесе ради) или явится искушение, тотчас (абие) соблазняются, т. е. изменяют своей вере и закону – они падают подобно тому, как вянет и сохнет трава без глубокого корня, палимая солнечными лучами; их вера, как не укоренившаяся в сердце, слаба для того, чтобы перенесть гонение и одолеть искушение. Таковыми были отрекавшиеся от христианской веры во время гонений. Таковы слабые волей и из нас христиан, которые легко впадают во грех при искушениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

ΙΙΙ Я перехожу к своему второму высказыванию: Мы являемся людьми и как таковые не можем говорить о Боге. Задумаемся о слове величайшего из пророков: О Господи, Господи, я не гожусь для того, чтобы проповедовать ( Иер.1:6 )! И он оставляет это в своих речах даже после 23 лет проповеднической деятельности (ср.: Иер.25:3 ) конечно же не как свидетельство своего развития, но как заголовок надо всем тем, что он сказал после этого: я не могу этого сказать. А ведь Иеремию Сам Бог освятил и призвал на служение. Мы не хотим касаться вопроса, так ли легко самому воспринять церковное служение, не будучи призванным на то Богом, одно отождествить с другим; так ясны, однако, были размышления Лютера, с помощью которых он это обосновал 210 . Допустим, что вместе с нашей должностью мы получили также и разумение, то есть божественное призвание и необходимые к тому средства, но все остается по-прежнему: как люди мы не можем говорить о Боге, Сколь необычно мнение о нас других людей, общины – они смогли взвалить на нас это бремя говорить им о том, о чем мы сами способны говорить лишь по необходимости, ради того, чтобы это любой ценой прозвучало, они поставили нас, как это делает университет, говорить о том, о чем обычно никто не может и не смеет говорить. Мы тоже люди, и касательно того, что они от нас ожидают и к чему мы сами должны стремиться как богословы, мы можем не больше, чем они сами. Мы не можем говорить о Боге. Ведь говорить о Боге означает, если отнестись к этому со всей серьезностью, говорить на основании Откровения и веры. Говорить о Боге – означает говорить Слово Божие, то Слово, которое может исходить только от Него, Слово, что Бог становится человеком. Мы можем произнести эти четыре слова, но это еще не означает, что мы тем самым сказали Слово Божие, то слово, в котором заключена истина. Сказать это Слово, слово о том, что Бог становится человеком, однако сказать как Божие слово, ибо оно и в самом деле есть слово Божие, в этом должна состоять наша богословская задача. Эго слово было бы ответом на обращенный к нам вопрос испуганной совести, ответом на вопрос человека о спасении его человечности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

д) Христианин не чрез Причащение, а чрез слово Божие очищается от грехов: «Вы уже, говорит ученикам Христос, очищены чрез слово, которое Я проповедал вам“ ( Иоан. 15: 3 ). е) Причащается Христа тот, кто хранит повеления Его: «Общник (по-славянски, по-русски – причастник) я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои“ ( Псал.118: 63 ). Объяснения православного: а) В словах Евангелиста Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог“ под «Словом“ разумеется вовсе не слово Божие, не св. Писание, а Единородный Сын Божий; оттого и напечатано здесь ,,Слово“ с большой буквы, а не с малой, в отличие наименования Сына Божия от Его учения, то есть Св. Писания. Только о Слове – Сыне Божием можно сказать, что «Оно было в начале у Бога“ и что «все произошло чрез Него и без Него не начало быть ничего, что произошло“ (ст. 2–3), ибо Слово Божие, т. е. Св. Писание, появилось только при Моисее (ст. 17), и мир весь произошел не чрез Св. Писание, а чрез Сына Божия ( Еф. 3: 9 ), ибо не Писанием, а «Им, то есть Сыном Божиим, создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, и Он (Слово – Сын Божий) есть прежде всего, и все Им стоит“ ( Кол. 1: 16–17 ). Что у Евангелиста Иоанна под «Словом“ (с большой буквы) разумеется не учение или Св. Писание, а Сын Божий, принявший плоть человеческую и велевший нам причащаться Его Плоти, это ясно видно из 14 и 15 стихов той же 1 главы евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию и обитало с нами (т. е. жило на земле; Оно теперь не живет уже плотию на земле, а сидит на небе одесную Бога Отца, писание же и теперь на земле существует), полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единороднаго от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня“. Вот о каком Слове товорит св. Иоанн в первой главе своего евангелия, – говорит о Сыне Божием, а не об Его учении. Сектанты писанное слово Божие принимают, а Тела и Крови живого Слова, то есть Сына Божия, не вкушают, ибо не исполняют того, что читают в Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Слово Твое есть истина (Ин.17:17), — говорит Спаситель Своему Небесному Отцу. Поэтому каждое Божие слово — это меч духовный, силою Божественной истины низлагающий всякую ложь. Таково каждое слово Спасителя. Ибо о Своих словах Он свидетельствует: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин.6:63). Никакая смерть не может их умертвить и никакая злая сила уничтожить. Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр.4:12). Это значит, слово Божие своей силой отторгает, отлучает от души, от духа, от сердца, от мысли, от помышления — всякое зло, даже самое утонченное и незаметное, истребляя его до конца, полностью, безвозвратно. И христолюбивый тайновидец, святой Воанергес, лицезрит Владыку Христа на небесном Божественном престоле — и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч (Откр.1:16; ср. Откр.2:12). Этим мечом Господь посечет и самого антихриста, ибо святой Апостол благовествует, что антихриста Господь Иисус убьет духом уст Своих (2Фес.2:8).    Будучи одного Духа со святым апостолом Павлом, святой Златоуст благовествует: «Надлежит нам взять не только щит и шлем, но и меч Духа, чтобы не только защитили мы себя от стрел, пущенных в нас диаволом, но и самого диавола погубили. Ибо душа, имея свой меч, и к тому же защищенная от распаленных стрел, может с великой смелостью противостать врагу, рассечь этим мечом его броню, убить змия и отрубить ему голову. И сам апостол Павел этим мечом разрушил и пленил умыслы диавола. — Который есть слово Божие. Словом Божиим Апостол называет здесь заповедь или учение, завещанное Иисусом Христом Апостолам, которое они всюду проповедали, творя чудеса во имя Его. Так и мы да соблюдаем во всем Божии заповеди; ибо, исполняя заповеди, мы ниспровергнем и умертвим диавола — этого лукавого змия».    «Мечом Духа Апостол называет действие Духа (την του Πνεματος ενεργεαν), а действием Духа именует слово Божие. Это значит, что Всесвятой Дух совершает наше спасением словом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3464...

   Правильность данного определения свидетельствуется Священным Писанием в словах: «Сын Человеческий грядет во Царствии Своем» (ср. Мф.16:28), «преобразившись... и просияв лицом, как солнце» (ср. Мф.17:2). «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (ср. Мф.12:28). «Христос-Агнец соделал нас царями и священниками Богу нашему» (Апок.5:10). «Господи, Ты принял силу Твою великую и воцарился» (ср. Апок.11:17). «Приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим.5:17).    Подобным же образом рассуждают о Царстве Божием и святые отцы, учители и пастыри Церкви и светские богословы, говоря:    «Нам вожделенно Его (то есть Господне) ежедневное присутствие, и мы просим, чтобы Он вскоре явил нам Свое Пришествие (как)... Царствие Божие». Само по себе «Царствие Божие есть пребывающее внутрь сердца Божество», «есть свет» и Христов Дух. Оно то же, что «принятие Божественного привтечения, которое восполняет недостающее в нас и усовершает несовершенное».    Приближение (к душе) Царя Небесного Царства с Его спасительными действиями есть то же, что приближение Царствия. Апостолы «Петр, Иаков и Иоанн увидели Царствие Божие, пришедшее в силе, когда Божество Иисуса... в Его славном преображении просияло сквозь Его человечество». С нашей стороны, «взыскание того, чтобы проникла все наше существо Божия благодать, есть то же, что взыскание Царства Божия или возлюбление... единого на потребу». «Вхождение в Царство Божие» зависит от того, что, например, в молитве «Бог Слово всегда благодатию Своею отзывается в сердце нашем на сердечные наши к Нему слова».    Если в смысле производящей Первопричины Царствие Божие «есть Сам Христос» и есть союз Бога Любви с членами Церкви во Христе, то в смысле человеческого богоощущения оно есть переживание самой высокой пламенной любви к Богу и ближним. Господь Спаситель называл его Небесным и приближающимся к людям в значении наступающего среди них порядка Небесных любвеобильнейших взаимоотношений. Отождествление Божия Царства с упрочением благодатной любви в человеческих сердцах встречается, например, в ответе Господнем книжнику: «недалеко ты от Царствия Божия, сказал ему Спаситель на его утверждение, что любить Бога и любить ближнего есть больше всех всесожжении и жертв» (ср. Мк.12:34, 33). Подобный смысл имеют и другие Христовы слова: «Отец ваш благоволил дать вам Царство... Давайте милостыню. Приготовляйте себе сокровище неоскудевающее на небесах» (ср. Лк.12:32—33). В истолкование этого места Евангелия можно привести такую параллельную выдержку из церковно-богослужебных песнопений: «В Царство Божие войдут не богатые, но те, кои свои сокровища влагают в руки нищих».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

– В том правда Божия, что нельзя служить Богу и мамоне. Так Христос сказал: не зависит жизнь человека от изобилия его имения; и какая польза человеку весь мир приобрести, а душе своей повредить! И еще сказал: где сокровища ваши, там и сердце ваше. И еще сказал: легче верблюду пройти через игольное ухо, нежели богатому войти в царствие Божие. Уничтожением жизни служат богатство и прелести мирские, людьми суетными установляемые, и первой стеной, отделяющей человека от царства Божьего. 93 . А сколько стен, отделяющих человека от царства Божьего? – Три: первая стена – плоти угождение, богатству служение; вторая стена – власти искушение, а третья стена – к славе, гордыне стремление. 94 . Кто же воздвиг эти стены? – Грех прародительский. 95 . Что есть грех прародительский? – Наследственная сила искушений, живущая в человеке, которую Иисус победил в Себе в сороковой день поста. 96 . Как выражается в человеке наследственная сила искушений? – Тремя немощами. И первая немощь есть та, что служит человек своим прихотям, а оправдывается, что исполняет необходимые потребности; а вторая немощь есть та, что становится человек ближних теснителем, а выставляет себя их благодетелем; и третья немощь есть та, что для суетного прославления своего житейского имени направлена вся жизнедеятельность человека. 97 . А на что же должна быть направлена вся жизнедеятельность человека? – А на водворение Царства и правды Его. 98 . Где же должно быть водворено Царство Божие и правда Его? – Внутри человека. 99 . Что же есть Царство Божие? – От немощей освобождение, удовлетворение совести, соединение с Богом и людьми душой и сердцем, и приобщенье к жизни вечной есть Царство Божье. Так Христос сказал: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. 100 . А на земле может ли быть водворено Царство Божие? – Будет внутри человека, будет и на земле, а не будет внутри человека, не будет и на земле. Через водворение в себе наступает Царство Божие на земле. Кто в себе Царство Божие водворит, для того и наступает Царство Божие на земле; и на суд тот не приходит, но перешел от смерти к жизни; так Христос сказал.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. λγος — «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит : «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32: 6). Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие. Апостол Павел так определяет слово Божие : «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно. Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2345...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010