Когда же Господь Иисус Христос воцаряется в душе человека, тогда и открывается в ней Царство Божие. Посему это царство Господа есть внутреннее. Фарисеи однажды спрашивали Спасителя о времени открытия царствия Божия. Он сказал им: не придет царствие Божие с соблюдением: ниже рекут: се зде, или: онде, се бо царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:20–21 ). Много раз Спаситель благовествовал о Царствии Божием. Фарисеи не верили Ему. Вопрос их о времени появления этого царства был более насмешлив, чем искренен. Но Спаситель ответил им, что они все могут телесными очами видеть открытие Царства Божия. Оно не походит на мирские царства. О нем, значит, нельзя сказать: вот оно, в таком-то месте появилось. Как не от мира сего, а Божие и небесное, оно духовно. Начало его в душе человека. Но не сам человек насаждает его в себе. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю». Человек, бросающий семена в землю, есть сеятель. А сеющий слово Божие есть учитель веры. Первый и всемирный Божественный Учитель есть Господь наш Иисус Христос: Он Сеятель Божественного Откровения. И до Него святые Божии человеки, просвещаемые Духом Святым, возвещали волю Божию, но только по частям, не полно, а сколько Бог им давал. Спаситель же наш есть Сам Бог. Посему Он и мог даровать людям совершенное откровение, достаточное для спасения их. Земля – это люди. Господь Иисус Христос им преподавал свое Божественное учение. Он для того и пришел на землю чтобы свидетельствовать об истине. Много было слушателей у Него. Но не все слушают Его с одинаковым сердечным расположением, не все принимают и хранят в сердце своем слово жизни. Но что же именно Спаситель желал открыть слушателям, когда говорил притчу о растущем семени? Он только что возвестил, что благовествуемое слово Божие может упадать и в сердце, подобное торной дороге, или почве тернистой и каменистой. Но ведь оно падает и на добрую землю. Так как же произрастает оно и плоды приносит, будучи посеяно на хорошей почве? Слушают слово Господа нашего Иисуса Христа и такие, сердечно к нему расположенные люди, о которых Он Сам мог сказать: «кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Иоан. 8:47 ) и «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Мы не творим Царство Божие. Это Царство – Божие! Мы можем препятствовать его росту или создавать более благоприятные условия для его раскрытия. Но в конечном счете все принадлежит Богу, и Его есть Царство и сила и слава во веки веков. Есть тайна роста. Велико расстояние между той безмерностью, которую совершает природа, и тем очень скромным участием в этом человека, почти не понимающим ничего. Таково Царство Божие. Оно – реально, оно – безмерно, оно – самое действенное, что только есть в мире! А от человека как бы мало что зависит, и он различает эти тайны с трудом. Семя всходит и растет, хотя он не знает как. И мы не знаем, как Дух Святой словом, посеянным в нас, производит изменения в нашем сердце. Точно так же, как не знаем, откуда приходит ветер, дуновение которого мы явственно слышим, и куда уходит. Несомненно одно – Царство Божие это Царство света, даже если мы видим только тени и слабые отсветы его, Царство жизни, даже если кому-то кажется, что все на свете только сон и смерть. И Господь уподобляет Царство Божие зерну горчичному, «которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные». Царство Божие явлено в его предельной малости и предельном величии – таков образ зерна, из которого рождается огромное дерево. Идет ли речь о человеческом сердце, в котором слово всходит и растет подобно зерну, посеянному в землю. Или о мире, для которого Царство Божие является очень неприметным, когда Господь говорит о нем, но которое позднее явится более впечатляющим: и в конце концов раскроется в той мере, когда оно станет всеохватывающей реальностью. Образ этого гигантского дерева, «высота которого достигала неба, и оно видимо было до краев всей земли», мы находим у пророка Даниила ( Дан.4:7–9 ). Царство Божие – это когда воля Божия будет на земле как на небе – в полноте. Разница между горчичным зерном и выросшим из него деревом – ничто, по сравнению с разницей между только что обратившимся к вере юношей и прославленным святым на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Плотская страсть погашается скорбью, мучительной болезнью, жизненными обстоятельствами, тяжелой, изнурительной работой и жизненно важными заботами. Она также подавляется воздержанием в пище и питии (постом), бдением, молитвою, сопровождаемою преклонением колен, чтением Священного Писания… Всякое слово Бога чисто… ( Притч.30:5 .) Бог! — непорочен путь Его, чисто слово Господа… ( 2Цар.22:31 .) Слово Твое весьма чисто… ( Пс.118:140 ). Спаситель говорит ученикам: Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ( Ин.15:3; 6:63 ). Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.24:35 ; Мк.13:31 ; Лк.21:33 ). …Слово Бога нашего пребудет вечно ( Ис.40:8 ). Слово Божие живет, потому что оно есть слово неизменного, независимого Бога. Бог не скажет сегодня того, чего Он не хотел вчера, и также завтра не вычеркнет того, что Он говорит сегодня. Когда мы читаем в Библии слова Божий — повеления, заповеди, обетования, — высказанные тысячи лет назад, они так же новы и сильны для нас, как будто уста Господни произнесли их сегодня. Вечное Слово, исходящее из уст Всемогущего Бога, обладает тою же могучею силою и новизною сегодня, как и тогда, когда Он говорил его Моисею, Илии или высказывал Его устами Своих пророков Исайи или Иеремии… Слово Божие всегда верно, неизменно и полно могущества. Оно — не просто слово, облеченное нравственною силою. Оно — сила Божия, живой носитель благодати Божией, проводник ее в приемлющие души. Оно никогда не будет отжившим свое время. Слово Божие — вечно, свежо, ибо оно есть вода живая ( Ин.4:11 ): Евангелие Царства Божия, проповедь Любви, учение Христа Спасителя. Благоговейно читающий Слово Божие тем самым утоляет жажду души своей кристально чистою водою живою, как бы омывает ею свою душу и очищается от грязи греховной. Все Писание богодухновенно ( 2Тим.3:16 ), и молитвенное чтение Священного Писания, размышление над ним, исследование его помогают очищать душу от греховной нечистоты, освобождают ум от дурных помыслов и склоняют его к размышлению о Боге. «Занимайся тщательнее либо молитвою, либо чтением — и будешь то сам с Богом беседовать, то Бог с тобою» ( 14 . Ч. 1. С. 20). Целомудрие и любовь — условия познания

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

39. Наконец, в следующих за этим свидетельством местах апостол благодарит Бога за уверовавших – не потому, конечно, что им возвещено было Евангелие, а потому, что они уверовали. Ибо говорит: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его. Посему и я, услышав о вашей вере во Христе Иисусе и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога» ( Еф 1, 13–16 ). Вера их была совсем недавней и свежей после проповеди Евангелия, и, услышав об этой вере, апостол благодарит за них Бога. Если бы он благодарил человека и при этом полагал бы или знал, что тот не дал того, за что он его благодарит, то сие называлось бы скорее лестью или насмешкой, а не благодарением. «Не заблуждайтесь, Бог поругаем не бывает» ( Гал. 6, 7 ), – ибо даром является также и начавшаяся вера, чтобы благодарение апостола не было осуждено по заслуге как ложное или лживое. Что же? Неужели начало веры не проявилось среди фессалоникийцев, за что тот же апостол, однако, благодарит Бога: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли его не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» ( 1Фес. 2, 13 )? По какой же причине благодарит апостол? Ведь суетно и тщетно благодарит, если Тот, Кого благодарит, не сделал того, за что благодарит. Но, поскольку сие не суетно и не тщетно, то, конечно, Бог, Которого он за это благодарит, Сам и сделал, чтобы, приняв от апостола слово Божие, они приняли его не как слово человеческое, но как истинное слово Божие. Итак, Бог, действуя в людских сердцах посредством того согласного с намерением призвания, о котором мы уже многое сказали, дает им не впустую слушать Благую Весть, но, чтобы услышав, обратились и уверовали. Ибо они принимают сие не как слово человеческое, а как истинное слово Божие. Глава 20 40.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

XII. Пребывавшее же в них Слово говорило о Себе. Оно было провозвестником Самого Себя и открыло, что среди людей имеет явиться Слово. А Оно провозглашало так: Я открылся тем, которые Меня не искали; нашли Меня те, которые обо Мне и не спрашивали 92 . Кто же Тот, Который явился, как не Отчее Слово, посылая Которое, Отец явил людям Свою власть ( ξо υа ιаи)? Вот таким-то образом и произошло явление Слова, как говорит блаженный Иоанн, предлагая вкратце сказанное пророками и показывая, что Слово есть Тот, чрез Которого стало все. Он так говорит: Слово было изначала и «Слово было у Бога, и Слово было Бог . Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть " 93 . И ниже: «мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» 94 . Следовательно, если мир, – как говорит, – чрез Него начал быть; если, как утверждает и пророк: Словом Господа небеса утверждены 95 , то Он и есть То Слово, Которое открылось ( μφаи ς δειки μενος). А вследствие этого мы видим Слово воплощенным, чрез Него познаем Отца, веруем в Сына, поклоняемся Святому Духу. Рассмотрим же, как в Писании было провозглашено имевшее последовать явление Слова. XIII. Иеремия говорит: кто состоял в существе ( и πо σт μαти) 96 Господа и видел Слово Его 97 ? Слово же Божие и есть только видимо, тогда как слово человеческое слышимо. Следовательно, если (пророк) говорит, что видел Слово, то я и вынужден верить, что Оно было послано видимым. А послан был, конечно, не кто-либо иной, как Слово. В самом деле, о том, что Оно было послано, свидетельствует Петр в своей речи, обращенной к Корнилию сотнику: Бог послал Слово Свое сынам Израилевым чрез благовествование Иисуса Христа. Он есть Бог, всех Господь 98 . Итак, если Слово посылается чрез Иисуса Христа, то Иисус Христос есть воля (т Ф λημα) Отца. XI. Итак, вот что, братья, показывают Писания. Такое же домостроительство (о αιкоио μιаи) передает нам и блаженный Иоанн, когда свидетельствует в Евангелии и исповедует это Слово Богом в следующих словах: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

Какое семя сеется, такой и плод от него родится: от пшеницы пшеница, от ржи рожь, от овса овес, и " рожденное от плоти есть плоть " (Ин. 3, 6). Так и Божие слово, как семя, брошенное на землю сердец человеческих, рождает подобный себе плод. Божие слово есть семя духовное, доброе, небесное, святое, животворящее и посеянное в сердце человеческом, рождает человека, подобным себе, то есть делает его духовным, добрым, небесным, святым, живым (104, 1806). Святое Божие слово, как чистое зеркало, представляет нам, какой в человеке, рожденном водой и Духом, должен быть образ Божий и в чем он состоит. Слово Божие содействует, чтобы в нас возобновился тот образ, который растлился после падения Адама. ...Ибо как образ ветхого человека-земной и животный, так образ нового-небесный и Божий, в нем описаны. И нам повелевается " отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины " (Еф. 4, 22-24). Это же подразумевает слово Божие, когда повелевает нам быть милосердыми, " как и Отец ваш милосерд " (Лк. 6, 36); быть совершенными, " как совершен Отец ваш Небесный " (Мф. 5, 48); быть святыми, потому что Он свят (I Пет. 1, 15-16) (104, 1813-1814). Читай эти книги, и уразумеешь лучше путь Господень, по которому дойдешь до вечной жизни (104, 1825). Слово Божие-дверь ко Христу, источнику жизни (104, 1825). Старания человеческие без помощи Божией бессильны. Поле- сердце человеческое - соединиться с небесным семенем и принести плод не может. Здесь должна действовать сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Он Сам говорит: " без Меня не можете делать ничего " (Ин. 15, 5). Поэтому желающему и старающемуся принести плод слова Божиего надо усердно молиться, чтобы Сам Господь творил и растил плод слова Своего в наших сердцах. " Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

СЛОВО БОЖИЕ Хорошо говорит Писание: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). О, как велико было усердие к слушанию слова Божия у тех древних людей (см. Мф. 14:13–21 )! Оставляют домашние дела, идут ко Христу далеко в пустыню с женами и детьми; голодают не только до полуденного обеда, но и до вечера; забывают о своем голоде и не заботятся о пище, лишь бы только услышать слово Божие. Вот как велико усердие и заботы о пользе душевной! Нельзя не стыдиться ныне нам, пренебрегающим словами Божиими и не заботящимся о пользе душ наших. Поистине, осудят нас на Страшном Суде Божием те древние люди. Они целые дни проводили в слушании поучений Христовых, мы же ленимся постоять час-другой во храме Господнем. Они, голодая, не заботились о своей пище, а мы, и на молитве стоя, заботимся в уме нашем о том, что будем есть и пить. Они издалека приходили ко Христу и даже далеко в пустыню шли за Ним, мы же, и близко имея храмы Господни, ленимся ходить в них для славословия Божия. Они шли ко Христу, когда никто их не звал, нас же и великие звоны не могут призвать. Они так сильно любили Христа и с таким сильным желанием к Нему стремились, даже не зная, что Христос есть Бог и считая Его только пророком, – мы же, прекрасно зная, что Христос есть Истинный Бог, и веруя в Него, не проявляем по отношению к Нему никакого усердия. Поистине, стыдно нам, христианам (1). В Святом Писании слово Божие названо хлебом. Бог, разгневавшись на неблагодарных евреев, говорит устами Своего пророка Амоса: «Пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних» ( Ам. 8:11 ). Если кто не ест хлеба, тот голодает желудком, если же кто не слышит слова Божия, тот голодает душой. Что хлеб для тела, то и слово Божие для души. Слово Божие для души есть хлеб духовный (1). «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге; иное упало на камень; а иное упало между тернием» ( Лк. 8:5–7 ). Семя, упавшее на плохие места, погибло: при дороге оно было затоптано ногами и поклевано птицами, на камне высохло, в тернии было подавлено. Попавшее же на добрую землю проросло и принесло плод…

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: " Я сказал: вы боги " (Пс. 81, 6)? Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, - тому ли, которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что я сказал: Я Сын Божий? Так как Господь сказал, что Я и Отец - одно, разумеется, по власти и силе, и показал, что рука Его и Отца одна, то иудеи сочли это за богохульство и хотели побить Его камнями за то, что Он делает Себя равным Богу. Господь, обличая их и показывая, что они не имеют никакой благословной причины к неистовству против Него, но ярятся напрасно, напоминает им о чудесах, какие Он совершил, и говорит: Я показал вам много добрых дел; за которое из них хотите побить Меня камнями? Они отвечают: мы хотим побить Тебя камнями за богохульство, за то, что Ты делаешь Себя Богом. Он не отрицает этого, не говорит, что Я не делаю Себя Богом, Я не равен Отцу, но еще более утверждает их мнение. А что Он Бог, доказывает это тем, что написано в законе. Законом же называет и книгу Давида, равно как и все Писание. Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (Пс. 81, 6), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству - Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я - Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение. - Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами: " к которым было Слово Божие " , с которыми было, в которых обитало. Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Этими словами Христос не отрицает гласа похвалы Богородице, сказанной этой женщиной, но, более того, умножает своим ответом Похвалу Своей Матери. Здесь надо рассмотреть два положения. ПЕРВОЕ, о том, что Слово Божие зачинается и вынашивается плотью. ВТОРОЕ, о том, что Слово Божие зачинается и вынашивается мыслью. Первое имела в виду эта женщина, когда, воздавая хвалу Богородице, сказала: блаженно чрево, носившее Тебя. Второе же восхваляется самим Христом. Когда Он говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Оба эти блаженства истинны для Богородицы, Которая прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде верой, нежели утробой зачала Христа, и не зачала бы Христа плотью, если бы прежде не зачала верой. Поэтому Елизавета, исполненная Святого Духа, возгласила к Ней: И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа ( Лк. 1, 45 ). Поэтому, когда Христос говорит: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его, он не отрицает, что Его Мать, зачавшая Его по плоти, блаженна, но к блаженству по плоти прилагает блаженство по духу, как было сказано. Он не говорит, что блаженна Его Мать, как только выносившая Его, и не говорит, что блаженны только слышащие слово Божие и соблюдающие его, но объединяет оба блаженства и к первому блаженству добавляет второе, к плотскому духовное. Его мать, Пречистая Дева, блаженна обоими блаженствами, и плотью, носившей Его, и духом, когда Она соблюдала все Его слова. Как говорит Лука: И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем ( Лк. 2, 51 ). Есть и другое, также не бесполезное толкование текста о том, что Христос, услышав человеческую похвалу от одной женщины, которая, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы. Тебя питавшие. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие ( Лк. 11, 27–28 ). Христос говорит это, не отрицая блаженства Своей Матери, но отрицая человеческое прославление. Он Сам говорит: Не принимаю славы от человеков ( Ин. 5, 41 ). И снова: Впрочем Я не ищу Моей славы ( Ин. 8, 50 ), желая и нас научить этому, сторониться тщеславия, отворачиваться от ласковых человеческих слов и всячески избегать суетного славолюбия в мире сем.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вот о чем должен непрестанно заботиться каждый христианин, по совету апостола Павла! – О том, чтобы слово Христово обильно собиралось в его душу, в его сердце. Не сокровища тленные собирай, не о вещах земных пекись; а собирай в душу слово Христово. Слово Евангельское, слово написанное во Евангелии – оно, как драгоценнейшее, дороже всякого семени; слово Божие оплодотворяет, умножает в душе мысли святые, добрые чувствования и подавляет терние страстей, потому что оно слово Христово, Христом сказано, а не человеком. Итак, кто бы ты ни был, человек, если ты Христов, то слово Христово полюби, принимай, обогащай себя им. Слово человеческое – слышимое ли тобой или прочитанное – есть всегда или пустое, бесплодное, о пустяках говорящее, или гнилое, заразительное, вредное, развращающее, или даже убивающее, если произносится гневливым или завистливым человеком. Не таково слово Христово: оно подобно семени, которое возрастает в большое дерево, дающее и пищу и защиту многим птицам и зверям. Слово Божие имеет жизнь и силу – животворить все омертвевшее. Словом Божиим сотворен мир, словом Божиим небеса утвердились, словом Божиим земля тварями разукрасилась; словом Христовым бесы прогоняются, мертвые воскрешаются, болезни исцеляются, все оживляется. Вот почему слово Божие или слово Христово да вселяется в нас обильно. Старайся, как можно чаще, читать оное; имей на устах оное часто, собирай в уме и сердце много, чтоб вместе со словом Христовым обогатить себя всякой премудростью; да не себя только, но и ближнего своего: научайте и вразумляйте друг друга – говорит апостол. Если мы любим друг друга, то должны и научать друг друга. Спрашиваю: неужели ты целые вечера просиживаешь даром, проводишь время в празднословии и смехотворстве? – Это значит – убивать свою душу. Нет! ты по вечерам читай святое Евангелие, или Библию , или жизнь святых, или псалтырь; не знаешь читать – выучи сына или дочь чтению и письму, – и пусть читает, а все слушайте; если же грамотного нет между вами, то пойте псалмы и песни, какие слышите в церкви; ибо апостол так написал: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. Значит: с пением псалмов, благодать Божия наполняет душу, и ты хотя устами перестанешь петь, принявшись за домашнюю работу; но в сердце еще и еще будут раздаваться отголоски твоего псалмопения. Да и почему бы тебе и за работой своей не петь в сердце: «Святый Боже», – или: «Достойно есть», – или другую святую песнь? От этого ты сам соделаешься святым, и душа будет свята, и сердце свято, и совесть чиста. А с мирской и грешной песни какая польза? – никакой; а пагубы, грехов не оберешься. Зато и семейство, и дети твои привыкнут к псалмопению церковному; они для тебя же будут добры, и для себя. Святая пища, святое слово святым делает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010