Как и каким образом? Скажи, — в этом и вопрос. « Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего » (1 Кор. 6:11). Видишь ли, что Дух Святый истребил все это нечестие и тех, которые прежде погибали от собственных грехов, вдруг возвел до высочайших почестей. 2. Кто же достойно пожалеет и оплачет тех, которые решаются хулить достоинство Духа, которые, как бы умоисступленные, даже величием благодеяний не могут быть удержаны от своего безумия; но осмеливаются делать все к вреду своего спасения, отнимая у Него, сколько это возможно для них, достоинство Владыки, и стараются низвести Его в ряд тварей? Я хотел бы спросить их: для чего вы объявляете такую войну против достоинства Духа, или лучше, против собственного спасения, и не хотите взять в рассуждение сказанное Спасителем ученикам: « идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа » (Матф. 28:19)? Видишь ли равночестное достоинство? Видишь ли точно выраженное согласие? Видишь ли нераздельность Троицы? Разве есть здесь различие, или изменение, или уменьшение? К чему вы осмеливаетесь прибавлять к словам Господа новое повеление? Или вы не знаете, что и в человеческих делах, если бы кто покусился или дошел до такой дерзости, что прибавил бы что–нибудь или убавил в грамоте царя, который одного с нами рода и причастен одному и тому же естеству, то подвергся бы крайнему наказанию и ничто не могло бы избавить его от этого наказания? Если же столь велика опасность из–за человека, то, какое может быть прощение тем, которые оказывают столь великое безумие, покушаются искажать слова общего нашего Спасителя и не хотят слушать и Павла, который имел в себе Христа, и который громким голосом взывал и говорил так: « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » (1 Кор. 2:9)? Итак, если ни око не видало, ни ухо не слыхало, ни сердце не могло вместить познания о том, что уготовано любящим Его, то откуда мы, блаженный Павел, можем получить познание об этом? Подожди немного, и услышишь, как он объясняет и это.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Писания, особенно беседы Святого Златоуста, а из этих особенно беседы на Евангелие от Матфея, также на книгу Бытия. Кроме того, у Отцов Церкви есть множество историко-характеристических Слов на отдельные предметы: укажем на некоторые. Св. Григория Назианзена: 1) Слово надгробное в похвалу Кесария, брата своего; 2) Слово надгробное в похвалу сестры своей Горгонии; 3) Слово на кончину отца своего Григория; 4) Похвальное слово Василию Великому ; 5) Слово на Афанасия Великого , Архиепископа Александрийского; 6) на память Святых мучеников Маккавеев; 7) Слово в похвалу Ирона, Философа Александрийского; 8) Обличительное Слово на Иулиана – отступника первое; 9) Обличительное Слово на Иулиана второе и проч. Св. Василия Великого: 10) Слово на Св. муч. Иулиту; 11) Слово на Св. мученика Варлаама; 12) Слово на Гордия мученика; 13) Слово на Сорок Мучеников; 14) Слово на Св. мученика Маманта. Св. Григория Нисского: 15) Похвальное Слово брату своему Василию Великому ; 16, 17:18) Слова на Сорок Мучеников; 19) Слово о жизни Св. Григория Чудотворца ; 20) Похвальное Слово Св. мученику Феодору; 21) Похвальное Слово Св. Ефрему Сирину ; 22) Надгробное Слово Пульхерии Царевне, дочери Императора Феодосия Великого; 23) Надгробное Слово Флакилле Императрице, супруге Феодосия Великого; 24) Слово на Стефана первомученика. Св. Амвросия Медиоланского: 25) Надгробное Слово Императору Феодосию Великому; 26) Надгробное Слово на смерть Валентиниана младшего Императора; 27) Надгробное Слово брату своему Сатиру. Св. Иоанна Златоуста: 28, 29:30) Слова в похвалу Св. Апостола Павла (напеч. в Христиан. чтен.); 31) Слово о Давиде и Сауле; 32, 33:34) Слова о молитве Анны, матери пророка Самуила; 35) Слово о терпении и страдании Иова; 36) Слово об Авеле и Каине; 37) все слова в похвалу мучеников и святых, также некоторые на праздники Господские: Рождество, Крещение, Пятидесятницу и проч. Из отечественных проповедников можно представить в образец многие Слова Св. Дмитрия Ростовского на памяти Святых; Феофана Прокоповича похвальные и надгробные Слова; Платона поучения на памяти Святых и Высокоторжественные дни; Преосвященного Филарета, Гедеона Криновского на те же случаи; Иннокентия Пензенского ; светлую седмицу и множество других Слов и бесед на праздники Святых, храмовые праздники, дни торжественные и Высокоторжественные.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Тропарь, гл. 4: «Ныне вступление к исполнению милости Божией и предвестие о спасении людей, в храме Божием торжественно появляется Дева и всем Христа предвозвещает, Ей и мы громко воскликнем: радуйся, исполнение предначертания о нас Создателя». Величание. «Прославляем Тебя, Богом избранная Отроковица и почитаем Твой вход в храм Господень». Стихи псалмов. «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на Святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли (Пс. 47; 2–3). Славное возвещается о Тебе, град Божий (Пс. 86; 3). Город великого Царя, как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего; Бог утвердит Его на веки (Пс. 47; 3. 9). Святое жилище Всевышнего (Пс. 45; 7). Сила и великолепие во святилище Его (Пс. 95; 6). Стала Царица по правую сторону Тебя в Офирском золоте. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. Дочери царей между почетными у Тебя. Вся слава дщери Царя внутри; одежда Ее шита золотом. В испещренной одежде ведется Она к Царю, за Нею ведутся к Тебе девы, подруги Ее; приводятся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя. Слыши, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое и забудь народ Твой и дом отца Твоего и возжелает Царь красоты Твоей. (делаю имя Твое памятным в род и род. Поэтому народы будут славить Тебя во веки и веки». (Пс. 44; 10. 13, 10, 14–16, 12, 11, 18). Прокимен, гл. 4: «Слыши, Дщерь, и смотри и приклони ухо Твое». Стих: «Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе. (Пс. 44; 11, 2). Стихира после св. Евангелия: «Ныне одушевленный храм, Святая Дева, и храм великого Царя, — Христа Бога, входит в храм Господень, чтобы приготовиться Ему в Божественное жилище; люди, веселитесь». Ирмосы и канон, гл. 4. Песнь 1: «Открою уста мои и они исполнятся Духа и провозглашу хвалебное слово Царице–Матери, явлюсь светло торжествующим и радостно буду воспевать Ее вхождение». Припев: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Тропари: 1. «B Тебе, Всечистая, мы. знаем сокровище премудрости и вечнотекущнй источник благодати; ороси же нас, просим, каплями ведения Твоего, Владычица, чтобы воспевать Тебя всегда». 2. «Будучи храмом и чертогом высшим небес, Пречистая, Ты водворяется в храме Бога–приготовиться в Божественное жилище Ему при Его пришествии». 3. «Воссияв светом благодати, Богородица просвещала всех и собирала возвеличить пресветлое торжество Ее песнями; придем же я мы в это собрание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Литургия Прокимен Песнь Богородицы, глас 3 Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе спасе моем. Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем. Стих Яко призре на смирение рабы своея; се бо отныне ублажат мя вси роди. Что призрел Он на смирение рабы своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды. См. Р.Б. 101. Апостол В качестве апостольского чтения выбрано наиболее подробное в Н.З. описание скинии и особенно того святого святых, куда по преданию, Пресв. Дева была допускаема, наряду с первосвященником, почему чтение и заканчивается замечанием о таком допущении. Евр 9. 1–7 , зачало 320 Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское. Скиния бо сооружена бысть первая, в ней же светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. По вторей же завесе скиния глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превыше же его херувими славы, осеняющии олтарь, о них же несть ныне глаголати подробну. Сим же тако устроенным, в первую убо скинию выну вхождаху священницы, службы совершающе; во вторую же скинию единою в лето един архиерей, не без крове, юже приносит за себе, и о людских невежествиих. Аллилуиарий Аллилуиа. Глас 8 Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое. Слыши, Дщерь, и смотри и приложи ухо твое. Стих Лицу твоему помолятся богатии людстии. Богатейшие из народа будут умолять лице Твое. См. Р.Б. 104–105. Евангелие Лук. 10, 38–42; 11, 27–28 . (Зачало 54) Во время оно вниде Иисус в весь некую, жена же некая именем Марфа прият его в дом свой; и сестра ей бе, нарицаемая Мариа, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово его. Марфа же молвяше о мнозе службе: ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе; едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отъимется от нея. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече ему: блаженно чрево носившее тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: тем же убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В сей день Гавриил благовествует Благодатной:/“Радуйся, Отроковица безбрачная и мужа не познавшая!/Не поражайся необычному моему облику,/и не страшись, ибо я – Архангел./Змей некогда Еву обольстил,/ныне же я благовествую Тебе радость,/и Ты пребудешь непорочной,/и родишь Господа, Пречистая!” Канон праздника, ирмосы по дважды, тропари же на 12. Катавасия праздника, оба лика вкупе. А идеже трипеснец, тамо поем праздника со ирмосом на 6 и трипеснец на 8. Катавасия Триоди, оба лика вкупе. Канон, творение кир Феофана, егоже краегранесие по алфавиту до 8й песни. Глас 4. Канон преподобного Иоанна Дамаскина, глас 4; ирмосы канона исполняются дважды, тропари поем на 12. Катавасия праздника, оба хора вместе. В тех же песнях, где трипеснец, поем праздника с ирмосом на 6 и трипеснец на 8. Катавасия триоди, оба хора вместе. Песнь 1. Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа,/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее зачатие. Да поет Тебе, Владычице, движа свирель духовную, Давид, праотец Твой:/послушай, Дщи, радованнаго гласа от Ангела,/радость бо возвещает Тебе неизглаголанную. Да поет Тебе, Владычица,/приводя в движение лиру духовную/Давид, праотец Твой:/“Услышь, Дочь, радостный голос Ангела;/ибо открывает он тебе/радость несказанную!” Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся,/приклони ухо Твое и вонми ми,/Божие возвещающу безсеменное зачатие,/обрела бо еси благодать пред Богом,/еяже никогдаже обрете другая, Всечистая. Ангел возгласил: В радости взываю к Тебе:/“Склони ухо Твое и внемли мне,/возвещающему о зачатии Бога без семени;/ибо такую благодать обрела Ты пред Господом, Всечистая,/какой ни одна жена никогда не обретала!” Богородица рече: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу,/како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше?/Како зачну, Дева сущи, Отроковица?/Како же и Мати буду Зиждителя Моего? Богородица сказала: Я желала бы познать/силу слов твоих, Ангел;/как будет то, что ты сказал?/Говори самым ясным образом:/как зачну Я Дева непорочная?/И как же сделаюсь Я/матерью моего Создателя?

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagovesh...

«Раскольник есть не имя, а кличка, и притом, ругательная уличная кличка. Она ожесточает сердца старообрядцев так же, как «свиное ухо» – татар, как «пейсы» – еврея». Для законодательного языка это слово – просто «нечистоплотно», для обыкновенного употребления – «бессмысленно». Вот еще аргумент. Очевидно «древние» отцы церкви, по свидетельству Василия Великого , установившие для известных видов церковных «разделений» термин «раскол», поступили необдуманно. «Свиное ухо» и «пейсы» – еще иная статья, но просмотреть «бессмыслицу» – это уже верх оплошности. Мне кажется, однако, что здесь дело просто в нечистоплотности языка самого автора. Напрасный вопрос, удобны ли для светского законодательства термины церковных канонов, но не будет напрасным ожидать от раскольников, что за наименование канонического термина «нечистоплотным» и «бессмысленным», они запишут за «никонианами» еще одну «ересь» Вместо слова «раскольник», автор предлагает слова «старовер» и «старообрядец». Он говорит: «закон должен и имеет право пользоваться только научно-точными, бесстрастно-точными терминами». Но ведь вера христианская есть всегда единая, ни «старины», ни «новизны» здесь быть не может. Поэтому, пусть бы даже отдаление раскола началось действительно из-за «веры», пусть бы даже раскольники, впоследствии, сохранили всю «старую веру», даже и при этих условиях, что могло бы означать слово «старовер?» Не бессмысленно ли оно? Вера, как и церковь , «никогда же стареет, но присно юнеется». Сами раскольники, если люди книжные, ныне хорошо понимают это 2 . Точно также, нет ни малейшей «научной точности» и в слове «старообрядец», так как раскольнические религиозные обряды нисколько не «старее» обрядов православных, ни по греческому происхождению, ни по русскому употреблению. 13 февраля. Длинная и туманная статья под заглавием «Война и свобода совести». По мнению автора, в чем, собственно, должно каяться правительство, в виду военных неудач на Дальнем Востоке, так это именно в том, что доселе, не отменены «стеснительные» законодательные статьи о раскольниках и особенно, что еще не распечатаны алтари московских рогожских часовен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Вопрошающий. Что означает прещение Господне ангелу Ефесской Церкви – за оставление первой любви двигнуть светильник его, аще не покается? Отвещающий. Во сих словах содержится действительно прещение ангелу Церкви Ефесской, и не одному только ангелу этой Церкви; но с прещением выражается здесь и велия милость Господня на вселенную. Ибо не рече Господь ко ангелу Ефесскому: аще не покаешься, угашу светильник твой, но двигну светильник твой с места своего, то есть переставлю его на иное место. И по сему Господню словеси светильники церковные в мире с места на место переставляются, но не угашаются, не умаляются, только от иных мест на вселенную сияют, и благодать Божия от них истекает для верующих. Так и Русская земля до лет князя Владимира не имела своего светильника, то есть епископа; а с того времени сколько в ней воссияло светильников, изливающих свет на вселенную! Вопрошающий. Что означают слова: имеяй ухо слышати да слышит? Отвещающий. Слышат слово Божие и лукавые человецы, но не внемлют глаголанному. Господь во Евангелии слышащего слово Его и творящего уподобляет мужу мудру, а слышащего и не творящего уподобляет мужу юродиву (Мф. зач. 24). По сему Господню слову тот имать ухо слышати, иже внемлет глаголанному Господом и творит. Сим выражением: имеяй уши слышати да слышит, Господь и во время земной своей жизни многократно оканчивал речи свои к народу. Вопрошающий. Прошу объяснить слова: побеждающему дам ясти от древа животного, еже есть посреде рая Божия. Кто есть побеждающий и что есть древо животное посреде рая? Отвещающий. Адам за несохранение заповеди Божией, лишен был блаженства вкушать от древа животного, которое было посреде рая Божия, якоже глаголет Писание: И рече Бог: се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое. И ныне да некогда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век. И изгна его Господь Бог из рая сладости, делати землю, от неяже взят бысть ( Быт.3:22 ). Тогда, при Адаме, древо животное находилось среди рая, и вкушающему от него оно должно было давать жизнь и бессмертие; в Новом Завете, во Святой Церкви, древо живота есть сам Христос, дающий вкушающим от него не только естественную жизнь, как древо райское, но и жизнь духовную, живот вечный, якоже Церковь воспевает: «Христос есть древо животное, от негоже ядый не умираю» (Блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Книга четырнадцатая Господь, который призирает на землю, – и она трясется, который прикасается к горам, – и они будут дымиться ( Пс. 103:32 ), который говорит в песни Второзакония: Аз убию, и жити сотворю, поражу, и Аз исцелю ( Втор. 32:39 ), частыми болезнями привел в сотрясение также и мою землю, которой сказано: земля еси, и в землю отыдеши ( Быт. 3:19 ), и при забвении о свойственном человеку положении Он часто делает напоминания мне, чтобы я знал, что я человек и старец и близкий к смерти, о котором пишется: почто гордится земля и пепел ( Сир. 10:9 ). Поэтому, поразив меня внезапною болезнию, Он исцелил с неимоверною скоростию, чтобы скорее устрашить, нежели поразить, и более исправить, чем наказать. Итак, зная, от кого зависит все то, чем я живу, и что ради того может быть отсрочивается моя смерть, чтобы я докончил начатый труд, посвященный пророкам, я всецело предаюсь этому занятию, и как бы поставленный на некоей высокой башне, созерцаю, не без стенания и скорби, бури и крушения мира сего, помышляя не о настоящем, а о будущем, и трепеща не пред славою и толками людскими, а пред судом Божиим. Ты же, девственница Христова Евстохия, помогавшая болевшему твоими молитвами, также и для исцелявшегося испрашивай благодать Христову, чтобы с тем же духом, с каким пророки возвещали будущее, я мог войти в их облако и мрак и познать слово Божие, которое слушается ушами не плоти, а сердца, и сказать с пророком: Господь дает мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово ( Ис. 50:4 ). Это свидетельство составляет начало четырнадцатой книги на Исаию, которую я теперь желаю изложить. Глава L. Ст. 4–7. Господь дал мне язык искусный, чтоб я мог поддерживать утомленного словом. Утром он пробуждает, утром пробуждает у меня ухо, чтобы я слушал [Его], как учителя. Господь Бог открыл мне ухо: я же не противоречу, не отступил назад. Тело мое я дал бьющим и ланиты мой терзающим. Лица моего я не отворачивал от ругающихся и оплевывающих. Господь Бог ( в вульгате прибавлено: Мой) помощник мой; поэтому я не постыжен: поэтому я держал лицо мое, как камень весьма твердый, и знаю, что не буду постыжен.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом избранный: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Лицу Твоему помолятся богатии людстии. Чашу спасения прииму и Имя Господне призову. Освятил есть селение Свое Вышний. Преславная глаголашася о Тебе, граде Божий. Яко избра Господь Сиона, изволи Его в жилище Себе. По полиелеи седален, глас 1: Не престани изливати милости Твоя, Владычице Богородице, на Церковь Русскую и на отечество наше, не отврати лица Твоего от нас и яви благоволение Твое, принеси мольбу к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, да дарует нам мир и спасет души наша. Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: П омяну Имя Твое/во всяком роде и роде. Стих: С лыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Всякое дыхание: Евангелие от Луки, зачало 4. По 50-м псалме стихира, глас 6: Не имамы иныя помощи,/не имамы иныя надежды,/разве Тебе, Владычице,/Ты нам помози,/на Тебе надеемся/и Тобою хвалимся,/Твои бо есмы раби,/да не постыдимся. Канон Богородице на 12, егоже краегранесие: К олоцкия обители Заступницу воспоем. Глас 4. Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Колочскую икону почтити и слово похвальное изрещи Царице Матери уста моя отверзи, Боже, да воспою, радуяся, Тоя чудеса. Обрет Лука земледелец икону Твою, Богородице, умилися душею и прослави, Тя, яко Матерь всех Бога, Заступницу жизни нашея. Лествица Небесная и спасительная, Еюже Бог на землю сниде, явилася еси, Богородице Пречистая. Возведи и нас к Небесному Царствию. От святыя иконы Твоея, Владычице, разслабленный исцеления сподобися и верою своею от одра болезненнаго Тобою, Всемилостивая, спасен бысть. Катавасия: Отверзу уста моя: Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/Живый и Независтный Источниче,/лик себе совокупльшия, духовно утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. Цельбы людем града Можайска источала еси, Владычице мира, егда тии, пред иконою Твоею явленною со умилением припадающе, хвалу и благодарение Тебе возсылаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010