Отец Владимир Воробьев свидетель ствовал: «В батюшке более всего поражали простота, смирение, любовь и кротость, с которой он переносил все свои жизненные трудности и не взгоды. А невзгод у него было немало Во-первых, слепота, которая к старости прогрессировала буквально с каждым годом и делала его совсем беспомощным в обыденной жизни. Потом – бедность, на грани нищеты. Когда он жил в Верхне-Никульском, у него иногда не было денег, чтобы купить на зиму дров. А еда? А другие жизненные нужды?» Отец Владимир также рассказывал: «А тут еще, ко всему прочему, обрушился свод в главном приделе Троицкого храма!.. Но и в том, как рухнули эти своды, тоже видна милость Божия и забота о Своем избран нике. Батюшка сам мыл полы в главном приделе. Неожиданно в руку его вонзилась большая заноза. Боль была такая, что батюшка бросил тряпку и вышел из храма. И в эту самую секунду рухнул свод купола. Многотонные каменные глыбы проломили пол, причем в том самом месте, где несколько секунд назад стоял отец Павел!» Протоиерей Сергий Цветков вспоминал: «Когда, вследствие поднятия уровня почвенных вод, в его храме в Никульском произошла усадка фундамента, то в результате рухнул один из куполов и сокрушил алтарь. Даже в этом случае он не показал вида, что страдает. И когда он лежал слепой, с трубкой в боку, до последнего вздоха продолжал шутить и не терял своей веселости». Протоиерей Сергий еще свидетельствовал об отце Павле: «Помню, мама моя после соборования упала с крылечка и сломала себе какую-то кость в плече. Перелом был очень болезненный, причем боль не отступала ни на минуту. И врачи толком помочь не могли. И мы с мамой поехали к отцу Павлу. А он постучал по ее плечу кулаком – и все... И боль прошла. Я не скажу, что сразу кость срослась или еще что-то. Нет, заживление шло своим чередом. Но боль отступила, ушла, – а для нее тогда именно боль была самой большой тяжестью. И таких случаев было немало». Валентина М. рассказала, как отец Павел исцелил ее и дочку. У Валентины был нарыв на пальце. В больнице хирург прооперировал палец и задел нерв, в результате ладонь перестала сгибаться. Хоть плачь! Ведь работа в колхозе, и дома за скотиной ходить надо. Поехала с этой бедой в Верхне-Никульское к батюшке. Он взял ее за руку и долго держал в своей руке. В этот же день рука стала здоровой. А у ее дочери Веры после гриппа случилось осложнение на глаза: образовалась пленка, и она перестала видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Попробую высказать робкое предположение, что тесные врата по виду – дверь, а она – Христово прощение грехам. Но тогда врата, от которых Он дал ключи апостолу Петру, – это Он Сам ( Мф.16:19 ). Вход в жизнь, вход в рай через дверь – врата милости Христа, и ключи, которые есть у Церкви, – это ключи от Него Самого. В Таинствах, которые совершают священнослужители, мы принимаем Его прощение, по нашему желанию мы принимаем Его Тело и Его Кровь. Дар Христа зависит от личного решения, вольного желания, реальной, а не вымышленной нужды и твердого выбора человека. Есть выбор – есть Дар. Путь ежесекундно требует зрения и рассуждения. Влюбленные каждый день в себе узнают новое, познание друг друга – признак того, что путь не оборвался. В этом контексте слепота, о которой часто говорил Христос, соответствует лицемерию, то есть обману в выборе добра, самообману в понимании Бога и ближнего, обману в понимании зла. Внешне все похоже на Истину, только силы в себе не имеет, такое возвышенное и святое не веселит душу (именно поэтому люди удивлялись той радующей благодати, исходившей из уст Христа при слышании в точности тех же самых угнетающих слов, которые раньше произносили книжники и фарисеи). Христос описывает одно смертельно опасное поприще, очень напоминающее путь, но по сути не являющееся им: «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). Путь без опознавательных знаков для слепого широк, ведь он не видит ни востока, ни запада. Опять в кратких словах Христос выявляет разницу с теми, кто видит внешность, а суть – нет. Незрячие поводыри не близки ведомым – они не друзья, не отцы; они имеют неизбывное превосходство, по праву которого руководят. Христос хочет прозрения человека, возрастания до Своего совершенства, а не управления им. Деятельность слепцов – не поиск добра, а подделка под добро, фальшивая, лицемерная деятельность, имеющая сходную (а чаще даже намного более красивую внешность, и это как один из признаков лицемерия – навязчивая привлекательность, избыточная доброта, чрезмерное украшательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-odno...

Утром я проснулась в том же положении с чувством легкости в теле и ощущением выздоровления – живот мой больше не болел и чувствовала я себя очень хорошо. Это было первое чудо помощи отца Паисия мне и малышу! Через некоторое время нас выписали из больницы, и мы мирно доходили до 2 ноября 2007 года. Во время беременности в голове моей родилось еще одно желание – окрестить ребенка на восьмой день по рождении. У меня начались преждевременные роды, и в ночь на 2 ноября родился мой сын, недоношенный и очень слабый. Малыша поместили в кувез , а мне оставалось только молиться о нем. Будучи человеком воцерковленным, я понимала, что ребенка нужно быстрее окрестить: неизвестно, как пойдет его выздоровление. Вспомнила, что хотела окрестить его на восьмой день по рождении, и выдался хороший случай это сделать. Отойдя к этому времени от родов, я пригласила в больницу священника, окормляющего роддом. Отец Андрей совершил таинство Крещения над младенцем. В вопросе об имени не было сомнений, свое обещание, данное отцу Паисию, я выполнила, и мальчика окрестили с именем Арсений. Нас с малышом перевели в перинатальное отделение города Балашихи, и там случилось несчастье: у Арсения начался менингит, никто не сказал, по каким причинам, да это меня меньше всего заботило, тревога была связана с последствиями и вообще жизнью ребенка. Спустя время, проанализировав те события, я поняла, что Господь заранее мне показал, что мальчик будет глухим. Когда мы с мужем приехали в больницу, то в холле на диване я увидела двух молодых людей с красивыми, волнистыми волосами и очень добрыми улыбками. Оба смотрели на меня, при этом они «говорили» руками и улыбались мне. Я тоже улыбнулась им, подумала: «Надо же, как жалко, такие красивые, улыбчивые – и глухие». Мы с мужем поднялись в палату, где лежал наш сын, но его там не оказалось, он был в реанимации. Найдя нашего доктора и выслушав, по какой причине ребенок в реанимации, поняли, что положение тяжелое. Врач сказал: «Он может остаться и глухим, и слепым». Я подумала: «Только не слепой!» Почему-то для меня глухота не была страшна так, как слепота. Потом вдруг вспомнила, что в холле сидят молодые глухие люди, и побежала к ним. Мне хотелось еще раз их увидеть, спросить, как же мне теперь жить и воспитывать малыша, я их искала, но все тщетно, молодых людей не было...

http://pravoslavie.ru/117278.html

Унизит ли солнце слепой, который стоит и порицает его? И славу Божества, которое превыше всего, уменьшит ли пытливый исследователь? К посрамлению слепого достаточно того, что слепота стала его путеводителем. К посрамлению пытливого исследователя достаточно того, что дерзко говорит он о Творце своем. Прошу всех вас помолиться, чтобы Господь явил мне щедроты Свои на Суде. Тем, которые вынесут тело мое и почтят меня ради священства, да даст Господь наш по милосердию Своему возрадоваться, наконец, в чертоге. Вас же, братия мои возлюбленные, и весь церковный сонм слезно заклинаю разлучившим меня с вами Богом, когда стоите на молитве, поминать и меня (вместе) с собой. Молите и просите Господа нашего, чтобы помиловал Он меня в день пришествия Своего и по милосердию Своему простил мне грехи, какие соделал я пред Ним». – Иди, брат наш, и не скорби, что смерть разлучает тебя с сонмом нашим. Господь Твой, Который поемлет (берет) тебя у нас, вселит тебя во свете вместе с праведными. Тебя ожидают сонмы братии твоих, почивших прежде тебя; тебя ждут лики отцов твоих, предваривших тебя отшествием. Ты отходишь, соединяешься с Ангелами и в их сонмах будешь воспевать хвалу; а среди нас уста твои прекратили свое служение и умолкли. В служении духов немолчно будут раздаваться хвалебные звуки песней твоих и сладкогласие словесной цевницы (флейты, лиры) твоей, которой не стало слышно в наших собраниях. С сынами горнего Неба соединишься ты и с ними воспоешь хвалу. Ноги твои, оставив дом Господа твоего, разлучившего тебя с нами, обретут радость и веселие в обители радостей. Радость и скорбь причиняет нам день разлучения твоего с нами: скорбь о том, что разлучаешься ты с нами, и радость о том, что отходишь ты в чертог света, преселяешься к праведным и соединяешься с ними. Когда посмотрим и не увидим тебя с нами, облечемся скорбью и горестью; а когда представим, что ты в чертоге, возрадуется и возвеселится дух наш. Все мы приносим молитву общему Господу Богу, чтобы вселил тебя в блаженную обитель и нам ты стал стеной и оружием.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/Na...

10, 36), говорит св. апостол Павел. Итак, ради памяти св. благоверной княгини Ольги, молим вас со святым апостолом не вотще благодать Божию прияти (2 Кор. 6, 1). Посему будем ценить эту благодать Божию, будем стараться возгревать в себе дух той веры, с которой первые христиане шли на костры и были готовы претерпеть всевозможного рода мучения, но не изменить ей. Ведь от этого зависит все, и земное и небесное, счастье наше и отечества нашего. Аминь. (Составлено по проповедям, приложенным к «Руководству для сельских пастырей» за 1888 г., июль). Двенадцатый день Поучение 1-е. Святые мученики Прокл и Иларий (О слепоте душевной) I. Bocnoмuhaeмыe ныне св. Церковью святые мученики Прокл и Иларий пострадали при Траяне, в конце I и в начале II веков, в г. Калипте, близ Анкиры. Правитель Максим хотел заставить Прокла отречься от Христа и жестоко мучил его с этою целью. Случилось, что, когда Максим переезжал с Проклом из одного города в другой, лошади с повозкой остановились и никак не могли сдвинуться с места. Св. Прокл объявил, что повозка пойдет вперед только тогда, когда Максим утвердит в той стране веру православную. Максим согласился, но не сдержал своего слова, даже более, он замучил и самих свв. мучеников. II. Удивительна слепота одного из гонителей христианства, как это вы слышали, братия, из только рассказанного жития свв. муч. Прокла и Илария. И в наш «просвещенный» век нередки случаи подобной слепоты духовной. О, как несчастен слепой духовно! Грех затмевает очи души его: ум, совесть, сердце и ослепляет его до такой степени, что человек видя не видит и слыша не слышит и не разумеет. а) Кажется, например, как разумному человеку, устремляющему взоры на красоту видимого мира, на его премудрое устройство, на замечательный порядок в целом и частях, не видеть в создании Создателя и Промыслителя всяческих? Как разумному человеку, думающему о себе самом, о своей совести, о своих мыслях и чувствах, о своих возвышенных стремлениях, не видеть в себе души бессмертной? Но, братия, как, однако, часты, несмотря на это, случаи душевной слепоты в наше время, и как много слепцов, следующих слепым вождям своим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Спасение здесь мыслится, прежде всего, как избавление от наказаний за грехи. В православии спасение понимается, прежде всего, как избавление от самого греха («и той избавит Израиля от всех беззаконий его» — Пс. 129, 8; «той бо спасет люди своя от грех их» — Мф. 1,21; «яко той сеть Бог наш, избавлей нас от беззаконий наших»; «яко той есть Бог наш от прелести вражия мир избавлей»; «род же человеческий от истления свободил еси, жизнь и нетление мирови даровав» — стихиры Октоиха). Грех вносит порчу, «тление» в природу человека, удаляет человека от Бога, побуждает человека враждовать с Богом. Но Бог и грешного человека не оставляет Своим попечением: «Ты врага суща мя зело возлюбил еси» (канон Октоиха). От человека-грешника Бог требует не удовлетворения за грехи, а изменения образа жизни — рождения в новую жизнь. В конечном итоге, христианин должен достичь состояния обожения, а не избавления от наказания за грехи. Таким образом, в Православии спасение осмысливается в органически мистических и нравственных категориях, в католичестве — в юридических. Патриарх Сергий (Страгородский): «Два совершенно отличных, не сводимых одно на другое мировоззрения: правовое и нравственное, христианское» [Православное учение о спасении, с.9]. 2. Учение о первозданной праведности и первородном грехе По католическому учению человек состоит из двух борющихся между собой стихий — земли и духа. «Человек мир в малом, микрокосмос. В нем — силы земли, их слепой неистовый порыв, их страстность и сила, их изменчивость и бессилие, их безумие и слепота, и вся их условность. Эти силы — настолько часть его, что они претендуют на власть даже над его царским достоинством, над величием его духа» . «Человек двойственен, он — земля и дух». Земля тянет его к себе, потому что человек «сам по себе не закончен, фрагментарен, никогда не покоится на самом себе, никогда не автономен. Постоянно подпадает хаосу, когда желает принадлежать только себе одному». И чтобы человек не превратился в «неудавшегося зверя», ему были даны при творении дары.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Непустое время 10 мин., 25.09.2015 7 — 5 — 3. Такой у них сейчас возраст: у Лизы, Ани и Ромы. Ежедневно они нас радуют, печалят, смешат-веселят и огорчают, вдохновляют и пугают. Иногда пугающе вдохновляют. Такая жизнь. И часть ее сегодня предлагаю вам. Заголовки мои. Правда жизни — детская. Без цензуры. О здравии Лиза (в 3 года 8 мес)  — на утренней молитве: Господи, спаси и помилуй папу, маму, бабушку, дедушку, Аню (сестру), Дусю (любимую куклу) и всех моих кукол. Аминь! Про Красную шапочку Лиза рассказывает сказку про Красную шапочку: ...А Серый Волк все подслушал и решил всех съесть: и Красную шапочку, и бабушку... И колобка. Устами младенца Лиза: Бывает слепота телесная, а бывает духовная. Если ты ослеп только телесной слепотой, то можно спастись молитвой и делая добрые дела. Но если ты ослеп сразу духовной и телесной слепотой, то от телесной спастись уже нельзя, так как ты не можешь молиться. Аня: Лиза, папа не слепой! Лиза:  Да я не про папу… Я: А что же делать, если ослеп духовно и телесно? Лиза: А уже ничего не сделаешь: ты не можешь почитать Бога, ты начинаешь служить многим богам. Ты стал, как язычник. Я: Э-э-э, ясно, спасибо. Лиза: Ладно, папа, я пошла. если что-то непонятно — ты меня зови. Прививка от жадности Пытаясь, как мне казалось, ловко преподать Ане (в 2 года) урок «от жадности», поучительно рассказываю ей «Жадина-говядина соленый огурец...» Анька быстро выучила и охотно повторяет. Однако в ее редакции концовка звучит как: «Никто его не съест»! Снисходительно пытаюсь объяснить разницу между нежеланием и невозможностью, настаивая на том, что надо говорить «не ест». Аня упорно продолжает «нет, не съест!», каждый раз победоносно глядя на меня и лукаво улыбаясь. Урок усвоен. И опять мною. Урок вежливости Аня: Лизя, дай лопатку! Я: Аня, надо вежливо просить. Вообще, надо вежливо разговаривать: спасибо, пожалуйста. Аня: Спасибо, Лиза. Лиза: Пожалуйста. А ты дай мне совок, пожалуйста.

http://foma.ru/nepustoe-vremya.html

«Находясь в поезде на всём ходу, – говорил м-р Гендрикеон, – я свободно различаю и считаю телеграфные столбы, и нередко делаю это для времяпрепровождения или для определения быстроты нашего хода. Конечно, я их не вижу, но догадываюсь о них. Это – ощущение; конечно, моим распознавательным способностям нимало не мешает моя слепота. Я не могу этого объяснить, но я никогда не бываю в полном мраке: в полдень, как и в полночь, меня всегда окружает одинаковый яркий свет. Однажды меня ужалила пчела, и я на мгновение почувствовал как бы оглушение и стал слепым, т. е. я должен бы сказать, очутился в полном мраке, не мог ни различать, ни ощущать ничего». В присутствии нескольких лиц было произведено практическое испытание этого необъяснимого двойного зрения. На голову слепого наброшено было толстое тяжёлое сукно, свешивавшееся со всех сторон и доходившее до пояса сидевшего м-ра Гендриксона. Сквозь это сукно ровно ничего не было видно. Затем перед испытуемым иди сзади него держали палку, переменяя её положение. На вопросы вроде следующих: – «в горизонтальном ли она положении или в вертикальном?» – или – «как я держу её?» – он давал быстрые и правильные ответы, ни разу не ошибаясь, иногда определяя под прямым или косым углом держат палку. «Это простое проявление моей способности отгадывать, – сказал слепой, – и я не могу объяснить этого иначе». Эго покрывало – простая формальность, оно чистая бессмыслица. Мои зрительные или распознавательные ощущения получаются мной не этим путём. Я никогда в жизни не видел глазами ни одного предмета, ни даже малейшей его тени. Вот вам доказательство моих слов. Приведите меня в незнакомую комнату, в которой я никогда не бывал, и о которой никогда не слыхал, и как бы темно ни было, я весьма точно определю вам размеры её. Я не ощупываю стен, ничего не трогаю, ничего не вижу, но по какому-то странному закону отгадывания узнаю размеры и фигуру комнаты». «В 1878 г., – продолжал он, – я отправился в Нью-Йорке и зашёл к Брик Померою в его контору на Юнион Сквер. Там собралось несколько лиц, и мы приятно побеседовали. Я был без провожатого. М-р Померой пригласил меня к себе на квартиру и спросил, найду ли я дорогу. Я сказал, что по его описанию смогу найти его дом; гости его стали смеяться. Состоялось пари, и я отправился пешком – остальные последовали за мной, кто в экипажах, кто тоже пешком. Я прямо пришёл к дому м-ра Помероя на Сорок первой улице, пройдя длинное расстояние, и ни разу не ошибся ни на одном повороте. Действительно, я узнал дом, подойдя к нему; я его не видел, а между тем, узнал и выиграл пари. Я учусь у м-ра Уайта стенографии и так как имею очень хороший слух, то надеюсь сделаться искусным стенографом. Сперва мне было несколько трудно писать, но теперь я могу писать очень хорошо».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Попробуем разобраться в этом запутанном обмене взглядами. Полотно разворачивается перед глазами зрителя, предлагая нам все, что только может увидеть око. Главный персонаж полотна, Афродита, не удостаивает взгляда ни рассматривающего ее зрителя, ни прочие окружающие ее предметы, кроме одного из них: картины о том, кто ничего не видит. Простая редукция: от многого к единому, от единого – к ничто. Однако, поскольку картина в картине посвящена исцелению слепого, его глаза впервые отверзаются и его взгляд встречает Единого – благодаря Которому он теперь может видеть. В этом смысле, слепой (и прозревший) составляет определенную симметрию с Афродитой, которая также «слепа» ко всему окружающему, кроме картины, которую показывает ей Эрот. Точно посреди между видением слепого и «слепотой» Афродиты располагается та линия, которая делит композицию Брейгеля на две половины. Именно здесь проходит ось инверсии, где зрение слепнет, а слепота прозревает. Это и есть «слепое пятно» (punctum caecum) картины, нулевая точка зрения, в которой картина как бы охлопывается и из которой она разворачивается вновь. Отношение между двумя картинами можно изобразить схематически: Картина А––→Картина Б Многое→Единое→Ничто Ничто→Единое→Многое Глядя на полотно Брейгеля, мы осознаем, что наш взгляд постоянно воспроизводит и повторяет один и тот же путь: от многого (полнота предметов, представленных на картине) к одному особому полотну, к которому нас привлекает взгляд Афродиты. Далее утрата зрения слепым приглашает нас пережить опыт слепоты, чтобы наши глаза могли раскрыться вновь в момент исцеления, к Единому и Единым, в Котором нам вновь дается многое (множественные возможности видения мира). И последний вопрос, прежде чем мы покинем аллегорию Брейгеля: почему Афродита и Эрот? На какие мысли нас должен наводить этот выбор персонажей? Я уже говорил о своего рода редукции или же анагогии, ведущей нас от многого к единому, – о движении, параллельном лестнице красоты (скала каллонис), описанной Платоном в Пире. Подобно Платоновому влюбленному, зритель картин Брейгеля возводится от множества прекрасных вещей, посредством эротического восхождения, к самой Идее Прекрасного (персонифицированной здесь в образе Афродиты). Однако Брейгель идет еще на шаг далее Платона, дополняя эротическое восхождение (от многого к единому) его контрапунктом– кенотическим нисхождением Влюбленного, Который в мир пришел (от единого ко многому).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

III. Заключение. Мнения учёных о сем. 1) Величайший учёный Ньютон своё сочинение «Системы мира» заканчивает словами: «Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель мира. Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем миром, что есть и что может быть. Он всегда и везде Тот же и единый Бог... Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия. А всё это, соответственное месту и времени, разнообразие сотворённых предметов, что представляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного». 2) Гениальный астроном Кеплер своё сочинение «О мировой гармонии» заканчивает так: «Прежде чем оставить этот стол, за которым я совершил свои исследования, мне остаётся только возвести свои очи к небу и, подняв руки, благодарить Творца вселенной за Его милосердие ко мне. Боже великий, Ты распространяешь Свой свет на землю и, поднимая нас к источнику Своей благости, уготовляешь нам место в лучах Твоего света. Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании дел Твоих. Вот я окончил эту книгу, в которой заключаются результаты всех моих трудов. Я вложил в неё способности, которыми Ты меня наделил. Я сообщил людям о величии дел Твоих. Я им дал все объяснения, какими мой конечный ум позволил мне обнять бесконечное. Я употребил все свои старания для того, чтобы подняться до истины, но, если я, ничтожный червяк, рождённый и взросший в грехе, сказал что-нибудь недостойное Тебя, тогда, о Боже, научи меня, как исправить мою ошибку. Я молю Тебя не допустить меня до самообольщения этим трудом, который посвящаю Твоей Божественной славе. Боже, приими меня в лоно Твоей благости и даруй мне милость, чтобы труд этот никогда не послужил бы для зла, но лишь для прославления Твоего имени и для спасения душ». 3. Телеологическое доказательство бытия Божия I. Почему некоторые люди не веруют в Бога? 1) Причиной этому является душевная их слепота, глухота, нечувствительность к духовному миру, или, говоря по-учёному, духовная атрофия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010