Везде больной сначала совершает действие по вере и одновременно возникает сама вера, которая вызывает реальное следствие — исцеление. Это следствие как непреложный, очевидный факт, оправдывающий веру, и укрепляет ее в сознании человека, придавая ей силу прочного, несомненного убеждения. Точно так же и в нашей жизни. Поступайте по вере, исполняя волю Божию, и вы увидите, что следствия, вызванные вашими действиями, оправдают вашу веру и докажут Божественное происхождение ее законов. Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, — говорит Иисус Христос, — тот узнает о сем учении, от Бога ли оно (Ин. VII, 17). Итак, вот совет людям, страждущим слепотою веры: не имея веры, жить по вере. Не менее опасна для духовной жизни и слепота другого рода — слепота любви. Она состоит в том, что человек как бы не замечает своих ближних. Он весь поглощен собой, думает только о себе, о своих выгодах, о своих интересах. Чужая жизнь его не интересует. Он равнодушен к чужому горю, мимо чужой нужды проходит, не замечая ее, страдания ближних его не волнуют. Он весь замкнут в своем эгоизме, в себялюбивых думах. Вижу проходящих людей, как деревья (Мк. VIII, 24), — сказал слепой, когда Господь возложил на него руки. Совершенно так же смотрит на всех людей и слепой эгоизм. Для него люди имеют не более нравственной цены, чем деревья. Теперь так и говорят: " человек человеку — бревно " . Замкнутый в себе эгоист не чувствует скорби ближних, его не трогают их бедствия, и он совершенно не заботится ни о нравственном, ни о материальном их благополучии. Ближний как существо чувствующее, мыслящее, страдающее для него не существует. Ему просто нет никакого дела до других людей. Если от этих слепых эгоистов мы обратимся к людям высокой духовной жизни, то сразу заметим, что в их психологии забота о ближних, особенно об их духовном преуспеянии, всегда составляла главную, основную черту. Из многочисленных примеров этого рода приведем здесь трогательную историю из жизни преподобного Аврамия Затворника, художественно рассказанную преподобным Ефремом Сириным в его творениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Потом, чтобы ты знал, что не употребление брения содействовало Ему для дарования прозрения слепому, но что Он и без вещества мог бы одним повелением создать эти глаза, Он прибавляет: иди, говорит, умыйся в купели Силоамсте. Показав нам самым способом чудотворения, Кто и вначале сотворил человека, Он потом говорит слепому: иди, умыйся в Силоаме. Как отличный ваятель, желая показать на деле свое искусство, при изготовлении статуи оставляет некоторую часть ея неоконченною, чтобы на этой части представить доказательство своего искусства в устройстве целой статуи, так и Христос, желая показать, что Он, сам сотворив целаго человека, оставил этого (слепого) несовершенным для того, чтобы, пришедши и даровав ему глаза, этою частию внушить нам веру в отношении к целому. И посмотри, с какою частию тела Он поступил так: не с рукою и ногою, но с глазами, прекраснейшим и необходимейшим из наших членов, драгоценнее котораго у нас нет ни одного члена. А кто мог создать прекраснейший и необходимейший член, т.е. глаза, Тот очевидно может сотворить и руку, и ногу, и прочие члены. О, как блаженны те глаза, которые сделались предметом зрелища для всех присутствовавших, привлекали к себе всех, и своею красотою проповедывали, возвещая всем присутствовавшим о силе Христовой! Подлинно, дивное было событие: слепой учил зрячих прозрению. Выражая это, Христос и говорил: на суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут (Иоан. IX, 39). О, блаженная слепота! Глаза, который слепой не получил от природы, он получил от благодати, и не столько потерпел вреда от промедления (в получении глаз), сколько получил пользы от способа создания их. Что может быть удивительнее тех глаз, которые создать удостоили непорочныя и святыя руки? И что случилось с безплодною женою, то произошло и здесь. Как она не потерпела никакого вреда от долгаго безплодия, но, сделалась более славною, получив сына не по законам природы, а по законам благодати (Быт. XVI, 1; Лук. I, 7); так точно и слепой не потерпел никакого вреда от предшествовавшей слепоты, но и получил отсюда величайшую пользу, удостоившись сначала узреть Солнце правды, а потом - солнце видимое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

В нем наполовину было жителей язычников. Иудеи уживались с ними и даже усваивали некоторые обычаи их, противные требованиям закона. Но и сюда занесена была весть о Великом Чудотворце, Господе нашем Иисусе Христе. Лишь только появился Он в селении, как «приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему» ( Мк.8:22 ). Больной не от рождения был слеп. Он лишился зрения уже в возрасте. Для человека это тяжелее, чем слепота от рождения. Тягостно особенно для него состояние слепоты потому, что с ним соединяется воспоминание о прежнем здравом состоянии, сожаление и скорбь об утраченном даре, т. е. зрении. Спасителя просит не сам слепой, а те, которые привели его. Быть может, и в самом больном не глубока была вера, а еще менее ее в его провожатых. Милосердый Господь благоволил оказать милость слепому, но пожелал прежде в сердце его насадить веру. Без сего, как без почвы, не привилась бы Божественная сила. Спаситель емь за руку слепаго, изведе его вон из веси: и, плюнув на очи его и возложь руце нань, вопрошаше его, аще что видит ( Мк.8:23 ). Спаситель не пожелал совершить чудесного исцеления при народе. Причиною этого могло быть только маловерие жителей селения, а для удовлетворения любопытства толпы Спаситель никогда не совершал чудес. Правда, жители селения слышали о чудесных деяниях Иисуса Христа, а потому и привели к Нему слепого, чтобы прикосновением рук Он исцелил его. Но это могло быть только простым желанием посмотреть, исцелит Он или нет. До веры тут слишком далеко. А где нет веры, там не бывает и чуда. Потому-то Спаситель и вывел слепого из селения. И далее не словом одним исцеляет, а действиями и притом медлительно. «Плюнув ему на глаза, возложил на него руки», – вот внешние действия Спасителя. Заметь, каково милосердие Его! Слепой маловерен. Сердце его не восприимчиво к воздействию Божественной силы. Спаситель воспитывает в нем веру внешними действиями. Как не совершенный в вере, слепой скорее уверует, примечая благотворные следствия названных внешних действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

А вот когда мы начинаем хотя бы стараться жить по заповедям Божиим, начинаем хотя бы судить себя по ним и каяться, тогда Бог нас узнаёт, и мы становимся Его овцами, а Он нашим пастырем, и мы следуем за Ним в Царство Небесное. Чтобы Бог нас узнал, мы должны Его признать, то есть именно Божии заповеди признать законом своей жизни, а не что-нибудь другое. Ведь бывает, мы угрызаемся совестью и очень строго себя судим, но не по закону Божию, а по каким-то измышлениям человеческим или просто по своим страстям. Часто мы на себя гневаемся и обижаемся за то, что какое-то свое греховное желание не исполнили. Вот где самооправдание было бы уместно! 80. Демоны не стремятся нас утешить Бесы обманывают нас, внушая, что путь Божий очень трудный и горький, а путь потакания своим страстям легкий и приятный. Он легкий и приятный вначале. Когда маньяк манит мальчика шоколадкой в кусты, он вовсе не желает утешить мальчика шоколадом, а хочет насладиться его страданиями и убить. Так же и бесы нас соблазняют наслаждениями, не желая утешить и упокоить хотя бы во временной жизни, но желая предать нас вечной муке, а по возможности и здесь страданиями довести до отчаяния. 81. Телесная и душевная слепота Слепой не видит самого себя, не видит окружающих, не видит цели, к которой должен идти, и не видит пути, ведущего к этой невидимой цели; а душевно слепой не видит своего внутреннего состояния, в ближних не видит образ Божий, Бога не видит и не видит пути покаяния. Сам слепой не может не только прозреть, но и узнать, что он слеп. Только всемогущий Бог может сделать нас зрячими. 82. Все наше богатство - Господне Борьба со страстями не спасает нас - спасает лично Христос, но, чтобы познать это и сердечно молиться, необходим подвиг борьбы со страстями. Человек обращается к Богу, начинает ходить в храм, читать святых отцов, причащаться, обретает духовника, старается исполнять заповеди Божии - он идет правильным духовным путем, преуспевает и духовно обогащается. А в Евангелии сказано: Блаженны нищие духом (Мф. 5, 3). Парадоксально: идя правильным путем, мы пришли в противоположную сторону, обогатились, когда сказано: " Обнищайте " . Значит, от нас требуется жертва, не отказ, конечно, от милости Божией, Его даров (мы ведь не должны возвращаться к прежним грехам), но признание, что все наше богатство - Господне, что мы лишь пользуемся Его дарами, сами же, помимо Бога, не имеем никакого добра. Сказать это очень легко, умом согласиться труднее, но можно, а чтобы принять сердцем, нужен подвиг всей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

А кто мог создать прекраснейший и необходимейший член, т. е. глаза, Тот, очевидно, может сотворить и руку, и ногу, и прочие члены. О, как блаженны те глаза, которые сделались предметом зрелища для всех присутствовавших, привлекали к себе всех, и своей красотой проповедовали, возвещая всем присутствовавшим о силе Христовой! Подлинно, дивное было событие: слепой учил зрячих прозрению. Выражая это, Христос и говорил: « на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы » (Иоан. 9:39). О, блаженная слепота! Глаза, который слепой не получил от природы, он получил от благодати, и не столько потерпел вреда от промедления (в получении глаз), сколько получил пользы от способа создания их. Что может быть удивительнее тех глаз, которые создать удостоили непорочные и святые руки? И что случилось с бесплодной женой, то произошло и здесь. Как она не потерпела никакого вреда от долгого бесплодия, но, сделалась более славной, получив сына не по законам природы, а по законам благодати (Быт. 16:1; Лук. 1:7); так точно и слепой не потерпел никакого вреда от предшествовавшей слепоты, но и получил отсюда величайшую пользу, удостоившись сначала узреть Солнце правды, а потом — солнце видимое. 5. Это я говорю для того, чтобы мы не огорчались, когда увидим себя или других в несчастьях. Если мы будем с благодарностью и мужеством переносить все случающееся, то всякое несчастие непременно будет иметь благой для нас конец и сопровождаться многими благами. Но я начал говорить, что подобно тому, как тела, имевшие недостатки, Христос исправлял, так и закон, оказавшийся несовершенным, Он устраивал, преобразовывал и делал лучшим. Впрочем, слыша о несовершенстве закона, никто пусть не думает, будто я сужу Законодателя. Тот закон несовершенен не по своей сущности, но сделался несовершенным с течением времени; в то время, когда он был дан, он был, весьма совершенным и пригодным для принявших его; а когда род человеческий, руководимый им, сделался лучше, то закон стал менее совершенным, не по своей сущности, а по причине нравственного усовершенствования наученных им.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Грешная душа слепа, не различает добро от зла (2:29, см. ДУША, 328). Духовно слепой не замечает своей греховности (1:50, см. СЛЕПОТА ДУХОВНАЯ , 885). Грех есть тьма духовная Что тьма глазам телесным, тое грех душе человеческой. Тьма ослепляет глаза так, что человек, хотя и глаза имеет, ничего не видит, и во тьме ходящий во всем подобен СЛЕПОМУ: пути, по которому идет, не видит, и вреда пред собою не познает; единой вещи от другой не разделяет, напр. злата от сребра, меди от железа, белаго от чернаго, и краснаго от зеленаго и проч.; с пути сбивается и заблуждает, не знает, куды идет, в ров падает, и прочая вредная приключения претерпевает. Сия злая тьма и слепота вещественная человеку делается. Подобным образом грех – тьма духовная, оно душевное помрачает и ослепляет так, что грешник подобная или паче горшая душевная злая претерпевает и ходит, как слепый: не знает, куда путь ведет его; не видит пред собою рва вечныя погибели, в которой имеет пасти; порока от добродетели, зла от добра, истины от лжи, истиннаго благополучия от истиннаго злополучия не распознает, и так видяще не видит, и осязает как слепый (2:140, 3:215) (также, 4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Грех есть тьма, необходимо удаляться от него Любовь мира и грех есть тьма: отвратимся от тьмы, и обратимся к свету сему, и возлюбим его, и прилепимся ему, пойдем в след его, и не будем ходити во тьме, но будем имети свет животный. Всяк, удаляяйся от света, во тьме ходит: приходяй к свету, во тьме не пребудет. Свет есть Христос: ходяй вслед Христа, не имать ходити во тьме греха, а не ходяй, неотменно во тьме будет, и имеет заблудити (5:79). Грешник живет, как во тьме Якоже изшедший из тьмы на свет: тако обратившийся от беззаконнаго жития к Богу. Ибо и сей в беззаконном житии, как во тьме, обращался и блудил и осязал, как во тьме ходящии блудят, и осязают, как слепии (4:123). Грешник, оставивший греховную жизнь, как из темницы вышел Якоже изшедший из темницы: тако оставивший нечестивое и безбожное житие и находящийся в истинном покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Родиться слепым, каким был слепорожденный, о котором прочтено ныне святое Евангелие, и которого Христос Господь исцелил и даровал зрение; – родиться, говорю, слепым на свет – великое несчастье; но родиться зрячим и потом навсегда ослепнуть – еще большее; самое же большее несчастье – быть слепым душою. Слепой от рождения ли, или болезни, действительно ничего не видит; зато не видит грехов и соблазнов; а несчастные, зрячие, ослепленные душевными очами – и все видят очами телесными и ничего не видят очами душевными. И без сомнения; если бы мы спросили кого-либо: как ты желаешь быть слепым, – телесными, или душевными очами? – верно, таковой согласился бы скорее принять первое, нежели последнее, – быть слепым телом, нежели душою. Впрочем, слепцов от телесных очей мало; но душевными слепцами наполнена вся земля. Ах! что может быть несчастнее того, как, когда человек предается пьянству, пропивает вещи своего семейства, подвергает побоям, бранит всякого неприличными словами, болеет, страдает сам и другие чрез него, – что спрашиваю, пагубнее сей слепоты? Что может быть несчастнее прелюбодея, или развратника и развратницы, – которые помрачают душу похотями, связываются со всяким, презирают святость брака, мучатся совестно, или заливают ее пьянством, теряют стыд, делаются орудием диавола, наживают страшные болезни, делаются добычею и слугою бесов. Что может быть пагубнее такой слепоты? С чем сравните вы слепоту сребролюбца, который обманом, потом и трудами бедняков наживает огромное богатство, и своею скупостью доводит братьев Христовых до хлада, глада и подвергает их всяким нуждам? – Сребролюбцы, по словам Писания, те же идолопоклонники. Что может быть отвратительнее этих чудовищных нарядов, которыми покрывают себя любительницы мод, и образ Божий превращают в идола, чтобы развращать души и сердца старых и юных; не бесы ли трудятся над выдумкою этих украшений: прикрас, побелки лица, накладками и приплетом чужих волос, кудрями, длинными власами и тканями – больше обнажающими, нежели прикрывающими наготу тела, сотворенного для рая; не слепота ли это? – Чрезвычайная слепота душевная! Эти разгульные лица, сеющие и веющие деньгами в клубах, маскарадах, театрах и гостиницах, – которые нередко за долги попадаются в острог, где самые искренние их созастольники и друзья – не хотят посещать и утешать их, – которые делиться деньгами хозяйскими или родительскими умели; а заключением в темнице – не хотят поделиться; – скажите, не слепцы ли это душевные?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Ангелы окропили душу Жени водой и стали что-то мягко и тихо говорить ему. Женя расплакался и закрыл лицо руками. «Как я неправ» — одна мысль ярко высветилась в душе Жени и не покидала ее. Пребывание ангелов рядом с Женей не прошло бесследно. Линия жизни Жени, почти приблизившаяся к пропасти, отвернула от нее и пошла вверх. Ангелы осторожно вели Жени по этой линии, и она постепенно вышла из мрачного пространства в более светлый мир, где было много других линий человеческих жизней. «Как же я был тогда неправ» – размышлял Евгений над увиденным. – «И как хорошо, что мне помогли образумиться». Он припомнил, как отказался от претензий руководить жизнью Ирины, и как она, все поняв, светло улыбнулась ему. Евгению стало стыдно. Освобожденная от его опеки Ирина пошла своим путем. Эта тихая и скромная женщина оказалась на удивление предприимчивой и сумела создать успешный бизнес. Она много помогала людям и заслужила такое их уважение, какое молодому Жене и не снилось. При этом осталось все той же скромной Ириной, аккуратно ходившей в храм по воскресеньям и тихо стоявшей на службе возле иконы Богородицы «Скоропослушница». Они расстались, но расстались друзьями. «Неужели так трудно было понять это простое правило жизни – живи сам и давай жить другим?» — спросил себя Евгений. - И что же ты понял? – негромко спросил его знакомый голос. Евгений не обернулся, зная, что все равно никого не увидит. Он просто помедлил и ответил: - Моя ошибка заключалась в том, что я начал не с мысли о своем недостоинстве, грехах и немощи, а с мысли о своем особом призвании искоренять недостоинство, грехи и немощи других людей. Не может слепой быть поводырем слепых, и что еще хуже, по упрямству он может захотеть вести за собой и зрячих. Слепота, слепота – вот что незаметно подменяет правильное стремление служить Богу и людям страстью поставить других на служение себе и своим мнениям. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. - Ты недалек от истины – заметил голос. - Я видел это сейчас – печально сказал Евгений.

http://azbyka.ru/fiction/nad-zlymi-i-dob...

      Быть слепым по отношению к невидимому, воспринимать только осязаемый мир означает, что мы лишены полноты знания, опытного знания истинной реальности: того, что мир - в Боге и Бог - в сердцевине мира. Слепой Вартимей это мучительно осознавал, потому что из-за его физической слепоты видимый мир был ему недоступен. Он мог воззвать к Господу из глубины отчаяния, со всей силой отчаянной надежды, которую он ощутил, когда спасение проходило мимо него, потому что чувствовал себя отверженным. Мы слишком часто неспособны воззвать к Богу подобным образом, потому что не осознаем, насколько из-за нашей слепоты нам недоступно истинное видение - видение, которое могло бы придать абсолютную реальность самому видимому миру. Если бы только мы умели стать слепыми по отношению к видимому, чтобы увидеть за ним глубину, увидеть в нас самих и вокруг нас - невидимое, пронизывающее все и вся!       Слепота бывает разная. У святых - не у нас! - она может быть следствием видения слишком яркого света. Святой Симеон Новый Богослов, говоря о Божественном Мраке, разъясняет, что это избыток света столь ослепительного, что тот, кто раз увидел его, лишается зрения. Бывает слепота, когда смотрят и не видят. Толстой в " Войне и мире " описывает, как Пьер Безухов смотрит в огромные красивые глаза Элен и видит в них только самого себя, без всяких недостатков, каким она (дурочка) видела его. Он взглянул в ее глаза и увидел только себя - и совершенно проглядел ее! С нами случается то же, даже в мире вещей; например, в зависимости от того, как мы направляем взгляд, глядя в окно, мы можем увидеть либо собственное отражение, либо оконное стекло, либо вид из окна. Мы можем глядеть безразличным взглядом, как прохожие глядели на Вартимея. Можем глядеть жадными глазами диккенсовского обжоры, который при виде пасущихся в поле коров, думает лишь: " Ходячая говядина! " Можем видеть ненавидящими глазами, и тогда мы становимся ужасно проницательными, но бесовской проницательностью: мы видим только зло, превращаем все в отвратительную карикатуру. Мы можем видеть и любящими глазами, чистым сердцем, способным прозреть Бога и Его образ в людях; даже в тех, в которых образ Его потускнел, мы можем, сквозь внешние напластвования, вопреки кажущейся очевидности, видеть истинную, сокровенную сущность человека. Как говорит лисенок Маленькому принцу: " По-настоящему можно видеть только сердцем; главное невидимо для глаз " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1279...

Практический распорядок чувств заимствуется от их пользы и употребления, по которому они служат средством к наслаждению, сношению с другими и самообразованию. Во всех этих отношениях ниже всех прочих чувств обоняние, которого недостаток может не иметь особенной невыгоды и которое повторяется в человеке только как остаток органической природы животных низшего порядка. Напротив того зрение и слух во всех отношениях занимают высшее место, потому что они представляют людям изящнейшие наслаждения, открывают самый обширный круг сношения и делают их доступными человеческому образованию. –Кто из двух несчастнее, глухой или слепой, этого нельзя решить прямо. Прирожденная глухота, без сомнения более затрудняет сношение и образование, нежели прирожденная слепота даже и теперь, когда глухим в особенных заведениях открыт доступ к образованию. Напротив того слепота, происходящая по совершении образования, кажется, гораздо тягостнее, нежели со временем приключающаяся потеря слуха, потому что первая более пресекает способов привычного сношения, нежели последняя. Обзор содержания чувственного наблюдения § 73 Общий предмет чувственных наблюдений есть телесный мир. Его свойства, состояния и действия воспринимаются частью только отдельными чувствами, а частью многими, или же всеми вместе. След. содержание чувственного наблюдения разделяется на частное наблюдение отдельных чувств и на общее многим чувствам. Это различие, кроме уяснения дела, имеет еще философский интерес относительно предлежательной истинности внешнего наблюдения, которую приводят иногда в сомнение, по крайней мере в частных чувственных впечатлениях. а) Частные наблюдены отдельных чувств § 74 Исключительно посредством зрения усматриваются цвета и блеск. Блеск есть чистый, бесцветный свет, впрочем и он имеет некоторые оттенки: есть блеск алмаза, металла, стекла и проч. –Главные цвета психолог считает иначе, нежели физик: физик признает главными цветами только красный, желтый и синий, а психолог, следующий явлению, причисляет к ним еще черный и белый.

http://azbyka.ru/otechnik/Orest-Novickij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010