В день прославления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этого образа в городе Шахтёрск. По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос воскресе! Сегодня мы молимся перед чудесным образом Матери Божией. Нам это необходимо и важно. Одна из проблем, с которой мы живём – это духовная слепота, которая не даёт нам увидеть ни себя самих, ни Бога. Мы не всегда видим самих себя, какие мы есть, и Бога не всегда видим и понимаем Таким, Какой Он есть. Эта слепота связана с грехом, с нравственной стороной человеческой жизни. Сын Божий пришёл в мир, стал человеком для того, чтобы открыть нам глаза, но люди, которые рядом с Ним находились и слышали Его слово, иногда так и оставались слепы. Не всегда даже присутствие Божие рядом с человеком помогает ему прозреть. Не всегда, даже находясь рядом с Самим Христом, слепой становится зрячим. Не все слепые прозрели и не все, кто слышал слово Христово, потом изменились, потому что это слово осталось в их сердце. Духовная слепота – это проблема. Бог пришёл в мир не для того, чтобы нас судить и наказывать. Он никому Себя не навязывает, никого не заставляет насильно следовать за Собой. Точно так же Он и не прячется от тех, кто Его ищет, не отвергает тех, кто к Нему идёт, и не отворачивается от тех, кто к Нему обращается и за Ним хочет следовать. Но что делать в той ситуации, когда грех ослепил человека, когда человек из-за этого греха перестаёт видеть и понимать, что с ним происходит? Это болезнь, это несчастье. Духовная слепота, когда человек не хочет следовать за Христом, когда он не хочет слышать и видеть Христа – это препятствие, которое мешает нашей встрече с Богом. Бог не может для человека сделать то, чего сам человек не хочет, чтобы с ним сделал Бог. Так происходит с человеком, когда он одержим, например, недугом пьянства. Всем вокруг очевидно, что он болен. Семья разрушается, таланты, способности теряются, здоровье разрушается, ничего хорошего нет. Это очевидно всем, кроме самого человека, который этим недугом страдает. Он говорит, что у него всё хорошо.

http://pravoslavie.ru/103647.html

Со страниц Евангелия Иерехонский слепец. (Лк. 18:35–43) В дни праздника Крещения Господня мы многократно слышали: «Явился еси днесь вселенной и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: «Пришел еси, и явился еси, Свет неприступный " ». А вскоре, в дни приближающегося Великого поста, будем слышать: «Свет Христов просвещает всех». В жизни же нашей мы чаще, пожалуй, видим тьму – грех и недостатки окружающих нас. Свет Христов мы видим плохо. Почему? Да потому что очи души нашей плохо видят, потому что часто живем мы как духовные слепцы. Что делать? Пример Иерихонского слепца, о котором мы сегодня слышали в Евангелии, может нам помочь. Этот слепец, сидя у дороги и прося милостыню, услышал, что идет Иисус Христос. Тогда он начал кричать: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня ( Лк 18:38 ). Ему мешали, заставляли молчать, но он продолжал кричать еще громче: помилуй меня ( Лк. 18:39 ). Иисус Христос услышал, остановился, подозвал к Себе слепца и исцелил его. Вот и нам, духовным слепцам, надо молиться: «Господи, помилуй, исцели душу мою». Многое мешает молитве нашей – трудности жизни, суета, спешка. Но, как и иерихонский слепец, которому мешали, которого заставляли молчать, будем и мы не обращать внимания на то, что мешает молитве нашей, и молитвой стремиться к Свету. И еще одно, что должно помочь нам видеть Свет и жить во Свете, – это борьба за чистоту жизни, борьба с грехом, «духовная брань», ибо, по слову Господа, чистые сердцем ... Бога узрят ( Мф. 5:8 ). «Христе Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, дай нам в Свете Твоем узреть Свет и стать сынами Света». Закхей. (Лк. 19:1–10) Каждая неделя приближает нас теперь к Великому посту. В прошлое воскресенье читалось Евангелие об Иерихонском слепце. Думали о слепоте. Какое это несчастье! Но слепота бывает не только физическая, но и душевная. Душевно слепой человек не видит своих грехов и прегрешений, но обычно хорошо замечает действительные или воображаемые грехи и прегрешения других людей. Душевная слепота еще страшнее физической, потому что она сопровождает человека в жизнь вечную за гробом и до Страшного суда. Вот почему скоро начнем мы повторять слова дивной молитвы преподобного Ефрема Сирина : «Даруй ми зрети моя прегрешения». Евангельское чтение прошлой недели звало нас искать у Господа духовного прозрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Легойда Владимир: диалоги с детьми Непустое время или диалоги с Лизой, Аней и Ромой. 7 — 5 — 3. Такой у них сейчас возраст: у Лизы, Ани и Ромы. Ежедневно они нас радуют, печалят, смешат-веселят и огорчают, вдохновляют и пугают. Иногда пугающе вдохновляют. Такая жизнь. И часть ее сегодня предлагаю вам. Заголовки мои. Правда жизни — детская. Без цензуры. Автор: ЛЕГОЙДА Владимир. Церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата (первый в истории Русской Православной Церкви мирянин, назначенный на этот пост). Владимир Легойда Диалоги с детьми 7 — 5 — 3. Такой у них сейчас возраст: у Лизы, Ани и Ромы. Ежедневно они нас радуют, печалят, смешат-веселят и огорчают, вдохновляют и пугают. Иногда пугающе вдохновляют. Такая жизнь. И часть ее сегодня предлагаю вам. Заголовки мои. Правда жизни — детская. Без цензуры.    О здравии   Лиза (в 3 года 8 мес) — на утренней молитве: Господи, спаси и помилуй папу, маму, бабушку, дедушку, Аню (сестру), Дусю (любимую куклу) и всех моих кукол. Аминь!   Про Красную шапочку   Лиза рассказывает сказку про Красную шапочку: …А Серый Волк все подслушал и решил всех съесть: и Красную шапочку, и бабушку… И колобка.   Устами младенца   Лиза: Бывает слепота телесная, а бывает духовная. Если ты ослеп только телесной слепотой, то можно спастись молитвой и делая добрые дела. Но если ты ослеп сразу духовной и телесной слепотой, то от телесной спастись уже нельзя, так как ты не можешь молиться. Аня: Лиза, папа не слепой! Лиза:  Да я не про папу… Я: А что же делать, если ослеп духовно и телесно? Лиза: А уже ничего не сделаешь: ты не можешь почитать Бога, ты начинаешь служить многим богам. Ты стал, как язычник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Смирение Христово Пришел как-то в храм знакомый человек и попросил какую-нибудь книгу о Матроне Московской. Книги не было, но мы с ним с обоюдной радостью и восхищением поговорили об этой святой, похвалили ее, поохали, повосторгались. Больше всего удивлялись тому, что человек она была, с мирской точки зрения, абсолютно немощный и бесполезный. Всего, что любит и чтит мир, в ней не было. Ни образования, ни власти, ни богатства, ни красоты. Ни-че-го. Вместо же всех желанных качеств была у нее в изобилии немощь. Точнее – слепота и бездвижность. Только представь себя на месте неходячей и слепой старухи, только представь себе ее беспомощность и зависимость от посторонней заботы, и тебя как током передернет. О какой тут святости можно говорить? Дома престарелых у нас переполнены подобными несчастными стариками. И что, много вы там святости видели? Но в том-то и чудо, что через человека, внешне беспомощного, но молящегося и неунывающего, Христос в данном случае явил Свою великую силу. «Сила Моя в немощи совершается», – вспоминается при этих размышлениях. И еще: «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 28–29). Разговор о Матроне закончился, оставив в душе смесь радости и удивления, мы со знакомым распрощались, а ум мой, как-то сам собой, ухватился за продолжение темы. «Христос явил многократно и продолжает являть Свою силу, – говорила зашевелившаяся мысль, – через людей немощных, ничего не значащих, на которых мирскому глазу остановиться лень. Калики перехожие, юродивые, странники – это проводники силы Господней. И это потому, что и Сам Он “уничижил Себя Самого, приняв образ раба… Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной”» (Флп. 2: 7–8). «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». Эти истины веры, формально известные давно и многим, способны, по мере углубленного размышления над ними, растопить сердце и увлечь человека на такую мысленную глубину, на которой часы пролетают, словно минуты. Среди многих мыслей думалось и о следующем.

http://pravoslavie.ru/49124.html

Разделы портала «Азбука веры» проповедь архимандрита Саввы (Мажуко), насельника Свято-Никольского монастыря города Гомеля – Здравствуйте, друзья мои! Для богословской мысли, как и для философского дискурса, очень характерно использование метафоры «слепоты и зрения». Человек, которому открыты истины, подлинная реальность – это человек «зрячий», «зрящий», тот, у кого есть дар зрения. И наоборот, слепой – это человек, который бежит от истины, скрывается от реальности, прячется от правды. В Священном Писании очень часто встречаются эпизоды описания слепоты, как нечестивого состояния человека, его умышленного бегства от истины, от Бога. Пророк Исаия в 59й главе своей книги пишет о нечестивых людях, которые скрываются от Бога и устремлены ко всякому злу и непотребству: «Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их — мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас; ждем света, и вот тьма, — озарения, и ходим во мраке. Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки, между живыми — как мертвые». Какой яркий образ слепца, который идет на ощупь! Мы как будто чувствуем пальцами, кожей эту шершавую, нагретую солнцем восточную стену, по которой движемся, не видя дома, не видя дороги. Пророк Исаия здесь говорит о том, что если свет Божества, благодать Божия покинет человека – он теряет все свои таланты, теряет способность видеть. Неужели нам не знакома эта слепота? Очень знакома, друзья мои! И она чаще всего проявляется в слепоте по отношению к нашему ближнему. Мы общаемся с людьми, как будто видим их, бываем даже «душой компании», веселимся, радуемся, переписываемся и перезваниваемся, обмениваемся новостями, но не видим человека рядом с нами. Мы толпа одиноких. Потому что зрение, во-первых, требует усилия по отношению к тому, на кого ты смотришь, а во-вторых, оно требует хождение в истине. Пророк Исаия говорит, что в полдень – когда много света, сияет солнце и освещает наши пути – мы спотыкаемся. Что это за солнце? Это второй момент слепоты нашей: мы не видим ближнего, потому что не видим Бога. Мы не видим и этого мира, потому что не видим Бога. Мы не видим самих себя, потому что лица наши прячутся от Бога. Почему мы от Него прячемся? Почему нам с Ним так неуютно и тяжело? Потому что дела наши злы.

http://azbyka.ru/svet-nevechernij-duhovn...

О школе Бога Христос не просто вмешивается в нашу жизнь, а учит нас и дает уроки святости. Это понятно, но как-то нам лениво и трудно учиться. 25 мая, 2014 Христос не просто вмешивается в нашу жизнь, а учит нас и дает уроки святости. Это понятно, но как-то нам лениво и трудно учиться. В неделю о слепом священник Константин Камышанов — о настоящем смирении, исповедании веры и уроках от Бога, которые нам так часто лень «учить». Есть люди, которым Бог доверяет больше, чем другим. Есть люди, которые доверяют Богу больше, чем другие. Господь может положиться на них, а они полагаются на Него. Таким человеком был слепорожденный нищий. Что-то дано было этому страдальцу от Бога при рождении, а нечто он прибрел в страдании — смирение. Смирение не как понимание собственного бессилия, не как абсолютная неспособность что-то изменить, а как полное доверие Богу. Смирение — от слова «мир». То есть имение мира, прежде всего с Богом.. Это не то же самое, что быть просто покорным, раздавленным, бессильным и при этом улыбающимся. Это некоторая ступень веры, когда человек уступает свое будущее Богу. Почему мы можем думать, что слепой приобрел смирение? Слепой получил от некого человека предложение — поверив голосу сердца, пойти к купальне Силоам и испытать судьбу еще раз. Причем не просто пойти, а осознанно пойти за чудом. Можно было бы принять за розыгрыш предложение некого бродячего учителя пойти с замазанными глазами на источник и прозреть. Ведь больной все знал о своей болезни и особенно то, что не было того никогда, чтобы слепорожденный прозрел. Пойти, как пошел слепой — это поступок огромного доверия Богу. Это и есть нахождение на ступени веры, на которой человек уступает свое будущее Богу. Так может поступить только человек, живущий в мире с Богом. Слепота, наверное, самая страшная потеря в нашем здоровье. Поэтому прозрение — самое грандиозное приобретение. Увидеть мир, которого ты никогда не видел. Такие странные лица людей и удивительные глаза, устремленные на тебя, неожиданно высокое и голубое небо. И зрение, кроме радости, на контрасте, принесло больному новое потрясение — испытание веры

http://pravmir.ru/o-shkole-boga/

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Сделали неудачную операцию на позвоночнике. И теперь я обездвижен, прикован к постели. Не вижу смысла в жизни дальше. Каждый день посещают мысли о смерти. Я вижу как мучаются со мной мои родные. И хочу “уйти”. Нет радости новому дню. Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 5 Ответов Смысл жизни каждого человека, независимо от его состояния здоровья, – это спасение души. Безусловно, ситуация, в которой Вы оказались, очень тяжелая. Тем не менее, тяготы телесные необходимо переносить со смирением и терпением. Во всем есть смысл. В Православии немало примеров прославления Христа людьми немощными. Вспомните нашу святую Матрону Московскую: «Человек она была, с мирской точки зрения, абсолютно немощный и бесполезный. Всего, что любит и чтит мир, в ней не было. Ни образования, ни власти, ни богатства, ни красоты. Ни-че-го. Вместо же всех желанных качеств была у нее в изобилии немощь. Точнее – слепота и бездвижность. Только представь себя на месте неходячей и слепой старухи, только представь себе ее беспомощность и зависимость от посторонней заботы, и тебя как током передернет. О какой тут святости можно говорить? Дома престарелых у нас переполнены подобными несчастными стариками. И что, много вы там святости видели? Но в том-то и чудо, что через человека, внешне беспомощного, но молящегося и неунывающего, Христос в данном случае явил Свою великую силу. «Сила Моя в немощи совершается», – вспоминается при этих размышлениях. И еще: «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1 Кор. 1: 28–29 ). …Христос явил многократно и продолжает являть Свою силу… через людей немощных, ничего не значащих, на которых мирскому глазу остановиться лень. Калики перехожие, юродивые, странники – это проводники силы Господней. И это потому, что и Сам Он “ уничижил Себя Самого, приняв образ раба… Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной ”» ( Флп. 2: 7–8 )» (протоиерей А.Ткачев)

http://azbyka.ru/vopros/est-li-smysl-zhi...

Слово в неделю о слепом 89 На суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут. Много чудес совершил Господь Иисус, но ни одного из них так злоревностно не исследовали враги Его, как исцеление слепорожденного. Изложим все дело в той простоте и естественности, в какой оно представлено в чтенном ныне Евангелии, и извлечем для себя назидательные уроки. Человек слепой от рождения сидит на дороге, по которой проходит Иисус с учениками Своими. Ученики, видя сего слепца, спрашивают своего Учителя: Равви, кто согрешил, он ли или родители его, что родился слеп? Нет, отвечает Спаситель, прирожденная слепота сего несчастного не есть наказание за грехи; ни он не согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем. Сказав это, приступает к делу Божию, делает брение из плюновения, помазует им глаза слепому и приказывает ему идти в Силоамскую купель умыться. Слепец идет, умывается и прозревает. Вот все дело Божие! Как оно ясно, чисто, свято, и вместе как чудесно и необыкновенно! Можно ли приписывать прозрение слепого действию или брения, или воды, или совокупности того и другого вещества вместе? Это слишком было бы нелепо. Сила Божия в деле Христовом очевидна. Назвав себя светом миру, он тут же проявляет свет Свой в откровении зрения слепому человеку – сему малому миру. Видели дело Божие. Посмотрим на дела человеческие. Как только узнают знавшие слепца и подававшие ему несколько раз милостыню, что он прозрел: то с каким любопытством бегут к нему со всех частей города, и с каким изумительным вниманием смотрят на него. Одни говорят: да тот ли это, который сидел и просил милостыню? Он, отвечают другие, знавшие слепца; – нет, говорят иные, это не он, а похожий на него. Можете представить, как скучно было прозревшему слепцу слышать разные толки о себе в народе, смотрящем прямо ему в глаза. Не должен ли тотчас вывесть всех из недоумения? Аз есмь, говорит он им и рассказывает обо всех обстоятельствах исцеления, но с такою простотою, естественностию и краткостию, как может говорить только сама истина и природа. Человек, называемый Иисус, сделал брение и помазал мне глаза, и сказал мне: пойди в купель Силоамскую и умойся. Я пошел, умылся и стал видеть. Но мог ли удовлетворить он этим рассказом пытливому любопытству всех зрителей и оставаться покоен? Нет, взяли его и повели к фарисеям, и для чего? – дабы услышать мнение верховного судилища о сем чудодействии Иисуса Христа, дабы знать, как надобно думать о Нем самом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

САМОМНЕНИЕ Духовно слепой всегда думает, что он прав и разумен. Доколе человек в таковой слепоте находится, думает о себе, что он все право и разумно делает; но в самой вещи все его поступки, дела, замыслы и начинания значат едино заблуждение. Ибо СЕРДЦЕ, от котораго все происходит, суетою исполненное и мирскою любовию напоенное, что иное, как только суетное замышляет, и в действо производит? И таковый во всем подобен слепому, или во тьме находящемуся, который хотя и весь замаран, однакож думает, что он чист; хотя и сбился с пути и блудит, однакож думает, что он надлежащим трактом идет, И тем бедственнейшая сия слепота, что человек ея не усматривает, познание бо ея есть начало духовнаго блаженства. И сия слепота не токмо в простых и безграмотных людях примечается, но и в мудрых и разумных века сего, которые нечто высокое о себе мечтают и отделяют себе от простых, безкнижных и невежд: ибо где неумеренное самолюбие и любовь мира сего имеется, тамо и слепота сия место свое имеет. Самолюбие бо и мирская любовь без тьмы той не бывает (2:151). Человек, не просвещенный благодатью, считает, что он все хорошо делает (2:155, см. БЛАГОДАТЬ , 39). Душа, не просвещаемая светом Христа, думает, что идет прямым путем (4:9, см. ДУША , 314). Уверенные в своей праведности не принимают Евангелия От сего видно, ради чего надменные мнимою своею правдою не требуют и не приемлют ЕВАНГЕЛИЯ, яко не ПОЗНАЮТ и не признают своея НЕМОЩИ и окаянства. Напротив того, явные грешники удобнейшие бывают к тому, ибо видят свою бедность и окаянство. Откуду пишется, что бяху приближающеся Ему (Христу) вси мытарие и грешницы, послушати Его; напротив того; роптаху на Христа книжники и фарисеи, мнимою своею святостию надменные, глаголюще, яко Сей грешники приемлет и с ними яст ( Лк. 15,1– 2 ). Ибо кто не видит своея немощи и не признает, тот и врача не ищет, но единии болящии, которые болезнуют сердцем, сердце стрелою греха и печали уязвленное имеют. Не требуют бо здравии врача, но болящии, глаголет Христос ( Мф. 9, 12 ) (3:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Родиться слепым, каким был слепорожденный, о котором прочтено ныне святое Евангелие, и которого Христос Господь исцелил и даровал зрение; – родиться, говорю, слепым на свет – великое несчастье; но родиться зрячим и потом навсегда ослепнуть – еще большее; самое же большее несчастье – быть слепым душою. Слепой от рождения ли, или болезни, действительно ничего не видит; зато не видит грехов и соблазнов; а несчастные, зрячие, ослепленные душевными очами – и все видят очами телесными и ничего не видят очами душевными. И без сомнения; если бы мы спросили кого-либо: как ты желаешь быть слепым, – телесными, или душевными очами? – верно, таковой согласился бы скорее принять первое, нежели последнее, – быть слепым телом, нежели душою. Впрочем, слепцов от телесных очей мало; но душевными слепцами наполнена вся земля. Ах! что может быть несчастнее того, как, когда человек предается пьянству, пропивает вещи своего семейства, подвергает побоям, бранит всякого неприличными словами, болеет, страдает сам и другие чрез него, – что спрашиваю, пагубнее сей слепоты? Что может быть несчастнее прелюбодея, или развратника и развратницы, – которые помрачают душу похотями, связываются со всяким, презирают святость брака, мучатся совестно, или заливают ее пьянством, теряют стыд, делаются орудием диавола, наживают страшные болезни, делаются добычею и слугою бесов. Что может быть пагубнее такой слепоты? С чем сравните вы слепоту сребролюбца, который обманом, потом и трудами бедняков наживает огромное богатство, и своею скупостью доводит братьев Христовых до хлада, глада и подвергает их всяким нуждам? – Сребролюбцы, по словам Писания, те же идолопоклонники. Что может быть отвратительнее этих чудовищных нарядов, которыми покрывают себя любительницы мод, и образ Божий превращают в идола, чтобы развращать души и сердца старых и юных; не бесы ли трудятся над выдумкою этих украшений: прикрас, побелки лица, накладками и приплетом чужих волос, кудрями, длинными власами и тканями – больше обнажающими, нежели прикрывающими наготу тела, сотворенного для рая; не слепота ли это? – Чрезвычайная слепота душевная! Эти разгульные лица, сеющие и веющие деньгами в клубах, маскарадах, театрах и гостиницах, – которые нередко за долги попадаются в острог, где самые искренние их созастольники и друзья – не хотят посещать и утешать их, – которые делиться деньгами хозяйскими или родительскими умели; а заключением в темнице – не хотят поделиться; – скажите, не слепцы ли это душевные?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010