§ 186. Откровенное учение А, что не только не противно, но даже благоугодно Богу, чтобы люди, в известных случаях, обращались к предстательству перед Ним святых Его, это видно из следующих немалочисленных мест, как Ветхого, так и Нового Завета. Так, наставлявший Авраама, Бог, что перед Ним так многоценны праведники, что не только ради пятидесяти, но и десяти праведников Он готов щадить от гибели целые города ( Быт.18:24–33 ), повелевает царю герарскому Авимелеху обратиться к молитве самого Авраама, как пророка, чтобы избежать, угрожающей ему и его дому, гибели за жену Авраамову Сарру, и когда помолился Авраам Богу, то не только миновала дом Авимелехов эта гибель, но и ниспослано было ему Божие благословение ( Быт.20:7–17 ). Подобным образом, Бог и, прогневавшим Его, друзьям праведника Иова, чтобы отклонить последствия сего гнева, повелел обратиться за предстательством пред Ним к Иову, сказав им: «Пойдите к рабу Моему Иову, и принесите за себя жертву, и, раб Мой, Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»; и когда они «сделали так, как Господь повелел им, то Господь принял лице Иова» ( Иов.42:8, 9 ). Когда, поэтому, иудеи в своих трудных обстоятельствах обратились к Самуилу с мольбою, чтобы он не переставал, о спасении их, взывать к Господу Богу, Самуил сказал им: «Да не будет этого со мною, чтобы отступить от Господа Бога моего, и не взывать о вас в молитве», и на самом деле «воззвал он ко Господу о Израиле, и услышал его Господь» ( 1Цар.7:8, 9 ). Правда, здесь прямо говорится только о том, что Господу угодно было, чтобы, нуждающиеся в предстательстве пред Ним, обращались за таковым к, еще живущим на земле, праведникам. Но не давало ли это твердого основания для верования и в то, что, согласно с волей Божией, можно и должно было, за предстательством пред Богом, обращаться и к, отшедшим из мира, праведникам, в полной надежде, что они и по смерти могут предстательствовать о людях пред Богом и, что их предстательство будет принято Богом? Таким, именно, верованием был одушевлен богодухновенный Давид, когда, для усиления своей молитвы, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отец наших» ( 1Пар.29:18 ), подобно тому, как и мы обращаемся к Богу, прося услышать нас по молитвам святых Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

§ 73. Разбор возражений протестантов против почитания святых Протестанты, отвергая почитание святых и призывание их в молитвах, прежде всего указывают на то, что будто бы в св. писании нет ни заповеди о том, что призывать святых надобно, ни примера, который бы показывал, что призывать их можно, ни обетования о том, что они могут по молитвам нашим предстательствовать пред Богом. Но верно ли все это? Что Господу не только не противно, но даже благоугодно, чтобы люди в известных случаях обращались к предстательству пред Ним святых Его, это видно из следующих немалочисленных мест как ветхого, так и нового завета Сам Господь повелевает царю герарскому Авимилеху обратиться к молитве Авраама, чтобы избежать угрожающей ему и его дому гибели за жену Авраамову Сарру, и когда помолился Авраам Богу, то не только миновала дом Авимилехов эта гибель, но ниспослано было ему Божие благословение ( Быт. 20: 7:17 ). Подобным образом Бог, прогневавшись на друзей Иова, повелевает им обратиться за предстательством пред Ним к Иову, сказав так: «пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас»; и когда они «сделали так, как Господь повелел им, то Господь принял лице Иова» ( Иов.42: 8:9 ). В ветхозаветной – церкви живо было верование, что святые и по смерти могут предстательствовать о людях пред Богом. и что их предстательство будет принято Богом. Таким именно верованием был одушевлен богодухновенный Давид, когда, для усиления своей молитвы, взывал к Богу: «Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцев наших» ( 1Пар.29:18 ), подобно тому, как и мы обращаемся к Богу, прося услышать нас по молитвам святых Его. Иуда Маккавей, как повествуется в книге Маккавейской, видел в сновидении бывшего первосвященника Он, который молился за народ иудейский, и который, кроме того, указывая на явившегося потом другого мужа, окружённого дивным величием, сказал ему, это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий, и этим рассказом Иуда обрадовал и ободрил своих воинов для мужественной борьбы с врагами ( 2Мак. 16:11:14 ). А это служит ясным и несомненным знаком того, что в ветхозаветной церкви было общим верованием – верование в возможность и важность предстательства за живых пред Богом скончавшихся святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

А в Псалме 108: «Отовсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины. За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь: воздают мне за добро злом, за любовь мою – ненавистью… Да будут дни его кратки (царь Алексей умер в 1676 г. до исполнения 47 лет) и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, а жена его вдовой (дети царя Алексея преждевременно остались сиротами и вместе с своей матерью, его второй женой подвергались опасностям и несчастьям после его смерти); да скитаются дети его и нищенствуют и просят хлеба из развалин своих (его сын Петр, оставшись без отцовских забот странствовал у нечестивых иностранцев, моля у них яда, как хлеба, и был странником вдали от Бога и своей страны, ища пищи из опустошенных мест, где не произростало хлеба); да захватит заимодавец все, что есть у него, и чужие да расхитят труды его (его царство обеднело от войн и плоды его ранних побед были захвачены иностранцами, и труд его и его преемников был поглощен немецким басурманством); да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его, да будет потомство его на погибель, и да изгладится имя его в следующем роде (не было никого: Матвеев был в изгнании, когда его присутствие было особенно нужно, изгнанный родственниками самого царя Алексея; Феодор умер, как скоро достаточно вырос, чтобы делать добро; Петр был духовно истощен и духовно убит своей собственной полусестрой Софьей и превратился благодаря плохому воспитанию в чудовище, способное только развить следствие грехов своего отца. Право наследственного преемства отошло от потомков Алексея, и наследник был предан смерти своим собственным отцом, сыном Алексея, и во втором поколении его имя в мужском поколении исчезло). Да будет вспомянуто перед Господом беззаконие отцов его (Иоанн III и IV) и грех матери его да не изгладится (Семейство матери его и родственники его Стрешневы). Да будут они всегда во очах Господа и да истребит Он память их на земле (оно исчезло с земли: ни семьи его матери, ни семьи от его первой жены больше не существует)» (IV, 444).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

А если ты поймешь благословение Иуды, то узнаешь то, что я говорю. Ибо, отделяется семя от Иакова и проходит через Иуду, Фареса, Иессея и Давида. Это было знаком того, что некоторые из вашего народа обретутся детьми Авраама и в части Христовой, а другие, хотя и дети Авраама, будут наподобие песка на морском берегу – непроизводительного и бесплодного, который весьма велик количеством и неисчислим, но не приносит никакого плода, а только поглощает морскую воду: этим обличается великое множество таких в вашем народе, которые впивают в себя учение горечи и нечестия, а слово Божие отвергают. Об Иуде Он говорит: «… не оскудеет князь от Иуды и правитель от чресл Его, пока не придет то, что отложено для Него: и Он будет чаяние народов» 559 . Ясно, что это сказано не об Иуде, а о Христе, ибо все мы из всех народов ожидаем не Иуду, но Иисуса, который и отцов ваших вывел из Египта. Ибо, пророчество до пришествия Христова предвозвестило: «… пока придет Тот, которому отложено; и Он будет чаяние народов» 560 . Итак, Он пришел, как я пространно показал, и опять на облаках придет тот Иисус, Которого имя вы оскверняете и стараетесь осквернить по всей земле. Я мог бы, государи мои, – продолжал я, – с вами спорить об изречении, которое вы изъясняете говоря, что сказано: «… пока не придет то, что отложено Ему»; ибо семьдесят толковников не так перевели, но: «… пока не придет Тот; кому отложено». Но так как следующие слова – они так читаются: «… и Он будет чаяние народов» – доказывают, что в них говорится о Христе, то я, не вступаю с вами в спор о незначительном выражении, подобно тому, как я не старался представлять доказательство о Христе из мест Писаний, не признаваемых вами, которые выше привел я из пророка Иеремии, Ездры и Давида, но доказывал теми, которые и доныне признаются вами. Если бы ваши учители поняли эти места, то – будьте уверены, уничтожили бы их, как они сделали с местом, касающимся смерти Исаии, которого вы распилили деревянною пилою. И это самое было таинственным указанием на Христа, Который имеет разделить ваш народ на двое, т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

А потому, удовольствовавшись пока представленным на сей раз из Ветхого Завета, к остальным свидетельствам из Нового Завета, если соблаговолит Бог, обратимся в следующем огласительном слове. Бог же мира «Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа» ( Рим. 15:20 ), всех вас да сподобит духовных и пренебесных даров. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. 17-е огласительное слово к просвещаемым, говоренное без приготовления в Иерусалиме, в дополнение учения о Святом Духе Чтение из Первого послания к Коринфянам: «Одному дается Духом слово мудрости...» ( 1Кор. 12:8 ). 1. В предыдущем огласительном слове, по мере сил своих, слуху любви вашей предложили мы малую некую часть свидетельств о Святом Духе; в настоящем же слове, по воле Божией, сколько в состоянии будем, коснемся и оставшихся свидетельств Нового Завета. Как тогда, соразмеряясь с силами слушающих, удержали мы усердие, не насыщаемое словом о Святом Духе, так и теперь скажем опять малую некую часть из оставшегося. Ибо и ныне чистосердечно признаемся, что немощь наша затмевается множеством мест Писания, потому что и сегодня не человеческие умствования употребим в дело, что бесполезно, но припомним только места Божественных Писаний, что всего безопаснее, по слову блаженного апостола, который говорит: «Что и возвещаем не от человеческоймудростиизученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным» ( 1Кор. 2:13 ). Поступим же мы подобно путешественникам или плавателям, которые, имея одну цель длинного пути, хотя и поспешают усердием, однако же, по человеческой немощи, обыкли останавливаться в различных городах или пристанях. 2. Но хотя беседы о Святом Духе и раздельны, однако же Сам Он неразделен, потому что один и тот же. Как в словах об Отце, то предметом было единоначалие, то рассуждали, почему именуется Отцом или Вседержителем, то доказывали, что Он есть Творец всяческих и раздельность огласительных слов не произвела разделения в вере, потому что цель благочестия и была и есть одна; и как в словах об Единородном Сыне Божием излагали мы учение то о Божестве, то о человеке, на многие беседы разделив преподаваемое о Господе нашем Иисусе Христе, возвещая же нераздельную в Него веру; так и теперь, разделив огласительные слова о Святом Духе, возвещаем нераздельную в Него веру, потому что един и тот же есть Дух, Который разделяет дарования «каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор. 12:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

А такое учение о человеке и есть единственно истинное, чистое и вполне соответствующее понятию о человеке. В законах нравственности нет ни одного закона, который бы не охранял и не возвышал достоинства существа нравственно-свободного. Самые тонкие оттенки грехов обозначены указаны; и самые высшие стремления бессмертного духа нашего к нравственному совершенству не только указаны, но и объяснены в живом примере и образце. Не только запрещено дело дурное, но и слово, и чувство, и желание, и сокровеннейший помысл. Чистота нрав. совершенства требуется такая, что человек должен уподобляться Самому Богу: „будите совершенни, якоже Отец небесный совершен есть“.    III. Пророчества. О важности пророчеств, как признаков истинного откровения, особенно много мест находится у прор. Исаи; так, например, обличая язычество, пророк прямо доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинных пророчеств. Приведите (говорит он, обращаясь к язычникам) ваши доказательства... Пусть ваши боги представят и скажут нам, что произойдет, пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... Но вы ничто и дело ваше ничтожно» (Ис. XLI, 21, 24). „Где твои мудрецы? пусть они скажут тебе, пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте» (XIX, 12).    „Я Господь, это – Мое имя и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось и новое Я возвещу прежде, нежели оно произойдет, Я возвещу вам“ (XLI, 8, 9). В новом завете мы находим такой же взгляд на значение пророчеств. Сам И. Христос указывал на Свои предсказания будущего, как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в Его божественном достоинстве. Так, напр., свое предсказание о предании Его одним из учеников, Христос сопровождал следующими словами: „теперь сказываю вам прежде, нежели сбылось то, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я“ (Иоан. XIII:19). Равным образом, говоря о Своем отшествии к Отцу и будущем Своем пришествии, И. Христос присовокупил: „вот Я сказал вам о том прежде, нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» (Иоан. XIV:29). Какое важное вообще значение И. Христос приписывал пророчествам и их исполнению, это видно также из неоднократных указаний Его на ветхозаветные пророчества, как на доказательства истины Его учения и божественного Его достоинства: «и начен от Моисея и от всех пророк сказаше има от всех Писаний, яже о Нем“ (Лук. XXIV:27). По примеру Спасителя и Апостолы в ветхозаветных пророчествах о Мессии и в исполнении этих пророчеств на лице И. Христа видели самое сильное доказательство той же истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А такое учение о человеке и есть единственно истинное, чистое и вполне соответствующее понятию о человеке. В законах нравственности нет ни одного закона, который бы не охранял и не возвышал достоинства существа нравственно-свободного. Самые тонкие оттенки грехов обозначены, указаны; и самые высшие стремления бессмертного духа нашего к нравственному совершенству не только указаны, но и объяснены в живом примере и образце. Не только запрещено дело дурное, но и слово, и чувство, и желание, и сокровеннейший помысл. Чистота нраственного совершенства требуется такая, что человек должен уподобляться Самому Богу: «Будите... совершенни, якоже Отец небесный совершен есть» ( Мф. 5:48 ). III. Пророчества. О важности пророчеств, как признаков истинного откровения, особенно много мест находится у прор. Исаи; так, например, обличая язычество, пророк прямо доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинных пророчеств. " Приведите (говорит он, обращаясь к язычникам) ваши доказательства... Пусть ваши боги представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги... Но вы ничто, и дело ваше ничтожно» ( Ис. 41:21, 24 ). «Где твои мудрецы? пусть они... скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил о Египте» ( Ис. 19:12 ). «Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» ( Ис. 42:8, 9 ). В Новом Завете мы находим такой же взгляд на значение пророчеств. Сам Иисус Христос указывал на Свои предсказания будущего, как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в Его божественном достоинстве. Так, напр., свое предсказание о предании Его одним из учеников, Христос сопровождал следующими словами: «Теперь сказываю вам, прежде нежели сбылось то, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я» ( Ин. 13:19 ). Равным образом, говоря о Своем отшествии к Отцу и будущем Своем пришествии, Иисус Христос присовокупил: «вот, Я сказал вам о том, прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется» ( Ин. 14:29 ). Какое важное вообще значение Иисус Христос приписывал пророчествам и их исполнению, это видно также из неоднократных указаний Его на ветхозаветные пророчества, как на доказательства истины Его учения и божественного Его достоинства: «И начен от Моисея и от всех пророк, сказаше има от всех Писаний яже о Нем» ( Лк. 24:27 ). По примеру Спасителя и Апостолы в ветхозаветных пророчествах о Мессии и в исполнении этих пророчеств на лице Иисуса Христа видели самое сильное доказательство той же истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А что они скрежетали зубами своими по случаю нарушения суетно соблюдаемых ими обычаев, или того, что изречено Моисеем в прообразах, это не трудно понять всякому, кто хотя сколько-нибудь знаком с Евангельскими Писаниями. А что, с другой стороны, Он избрал своею невестою Церковь из язычников, еще черную по причине темноты в познании и образе жизни, так как в ней еще не был свет истинный, способный сделать ее светлою и белою, на это всякий очень легко может найти доказательства у пророков. Но мне более приличным кажется показать это на домостроительстве Спасителя нашего. Он проповедовал иноплеменным самарянам и в них положил как бы некое начало и основание Церкви из язычников (Ин. 4, 4 и дал.). А что они были иноплеменны и чужды общества израильского, это всякий без труда может видеть и из следующего. Посылая учеников своих возвещать проповедь о Царствии Небесном, Спаситель говорит: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:5—6). Видишь ли, как оных поставил Он вне овец дома Израилева? Итак, еще не расторгнув брака с израильтянкою, то есть с синагогою, и еще представляясь сожительствующим с нею, Он уже обручился некоторым образом и вступил в брак с черною иноплеменницею, то есть с Церковию из язычников. Поэтому, беседуя с иудеями, Он говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). И еще строже изобличая их, как непокорных, когда они явно спрашивали Его, говоря: «если Ты Христос, скажи нам прямо» (Ин. 10:24), Иисус отвечал им: «Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам» (Ин. 10:25—26). Своими овцами теперь называет уже язычников. Весьма разгневавшись и негодуя за это на Него, как любящего иноплеменных и ни во что считающего Божественный закон, иудеи с насмешкою говорили: «не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?» (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3508...

А что это неразумно и речь об этом полна была бы безрассудства, мы без труда усмотрим, приняв во внимание нижеследующее. Иерусалим, как я недавно сказал, значит «видение мира или возвышающийся над смертию», Израиль – «ум, видящий Бога»; а Иуда – «похвала и воспевание». Но сколько было по времени нечестивых и скверных царей в Иерусалиме над Израилем и Иудою, об этом ясно гласит Священное Писание. Итак, земной царь не мог быть царем видения мира, похвалы и воспевания, или ума видящего Бога. Но человеку даже и не приличествует, основываясь на толковании имен, говорить, что царствовавшие по времени суть тени и образы, а совсем даже и не люди, но скорее – Дух, как и о Мелхиседеке сказано. А что сила имен или толкований никоим образом не вынуждает к признанию в них самой природы вещей, об этом ты можешь узнать из следующего. Разве не подумает кто-либо, даже более того, разве не сочтет во всяком случае и всячески за истинное, что если Иерусалим есть видение мира, то под ним нельзя не разуметь Христа? «Ибо Он есть мир наш», по Писанию ( Еф. 2, 14 ). Но он не видел очами ума Того, чрез Которого имамы приведение и прилепляемся в духовном единстве «к Отцу» ( Еф. 2, 18 ), – Того, Который сотворил обоя едино и два народа создал в «одного нового человека» ( Еф. 2, 14–15 ). Каким же образом он есть видение мира, если не видел Христа? И если он есть возвышающийся над смертью , то есть превосходнейший и высший ее, то каким образом он, несчастный, погиб за неверие во Христа? Сам Христос взывал к иудеям, говоря: «истинно говорю вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Ин. 8, 24, 34 ). И если Израиль значит «ум, видящий Бога», то почему он не видел славу Христа, чрез Которого и в Котором мы познали Отца? Почему он одержим мраком? или почему о нем и руководителях его сказано: «оставите их: вожди суть слепи слепцем» ( Мф. 15, 14 )? Какая может быть подразумеваема слепота в уме, видящем Бога? Итак, признаком полного невежества было бы, на основании качеств имен, всячески и во всяком случае усвоять силу и самим вещам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

А что это составляет отличие апостольства и признак учеников Христовых, послушай, как Сам Христос указывает на этот признак. Он, начертывая образ учеников Своих и показывая, что составляет отличительный признак апостольства, сказал: по тому узнают все, что вы Мой ученики. По тому, из чего? Из того ли, чтобы творить чудеса, воскрешать мертвых? Нет, говорит. А из чего? По тому узнают все, что вы Мой ученики, если будете иметь любовь между собою. ( Ин. 13:35 ). Любовь же относится не к чудесам, а к деятельности, потому что любовь есть исполнение закона ( Рим. 13:10 ). Видишь ли признак учеников Христовых? Видишь ли отличие апостольства? Видишь ли образец? Видишь ли начертание? Не ищи же ничего более; Сам Владыка изрек, что любовь отличает учеников Его. Итак, если ты имеешь любовь, то ты стал апостолом и даже первым из апостолов. Хочешь ли узнать то же и из других мест? Христос, беседуя с Петром, сказал: Петр, любишь ли ты Меня больше, нежели они ( Ин. 21:15 )? А для получения царства небесного ничто не может сравниться с тем, как если мы окажемся любящими Христа так, как должно любить Его. Потом Он показал и признак. Какой же именно? При каких делах мы можем любить Христа больше апостолов? Мертвых ли воскрешая, или совершая другие какие-либо чудеса? Нет. Но что совершая? Послушаем самого предмета любви – Христа. Если ты, говорит Он, любишь Меня больше, нежели они, паси овец Моих. Вот и здесь одобряется деятельность; ибо пещись о других, сострадать, предстательствовать, не искать своего, но всего того, что должен иметь пастырь, все это относится к деятельности, а не к чудесам и не к знамениям. Но апостолы, скажешь, за чудеса сделались такими? Нет, не за чудеса, а за жизнь, и ею особенно они просияли... Хочешь ли, я покажу тебе, что и сам Петр, этот верховный из апостолов, который явил и высочайший образ жизни, и творил чудеса, превышающие естество человеческое, если сравнить то и другое, и чудеса и жизнь его, удостоился чести более за жизнь, нежели за знамения? Выслушай следующее событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010