3:17); о себе же говорит: не достигох, гоню же и стремлюсь. К чему же? Чтобы познать Господа, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10). И еще: «елика истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика достохвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте» (Флп. 4:8). И вообще, если собрать изречения святого Апостола в сем Послании воедино, то получим сжатое, но возвышенное и сильное изображение христианства в вере и жизни. — Пишется же это не тоном рассуждения, а так, как, например, следующая речь: «если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то исполните мою радость, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп 2:1 - 2); или еще: «умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе Ей, молю и тебя, искренний сотрудник, помогай им»,— и прочее (Флп.4:2 - 3).    Так, если смотреть на внешнюю форму сего Послания, то ни одно Послание святого Павла так не близко к форме обычного письма, как это; если взять во внимание тон и дух его, то ни в одном своем Послании не выразил Апостол столько сердечности и интимности, как в этом; если остановиться на содержании, то оно при всей простоте Божественно, возвышенно и всеобъемлюще. 4) Разделение    Послание, как сказано уже, писано не по предначертанному плану, а как внушало сердце. Святой Павел имел в виду только сказать все, что нужным считал по тогдашним обстоятельствам, не заботясь об отчетливом порядке в изложении — Отправляет он Епафродита, посланца филиппийцев, с пособием ему от них. Как в этом был главный повод к написанию Послания, то нельзя было не помянуть в нем о том и другом. И поминается об отправлении Епафродита — в конце второй главы, с присовокуплением предуведомления, что скоро будет послан к ним и святой Тимофей; о получении посланного — в конце четвертой. — Но Апостолу нужно же было сказать любимым филиппийцам что-нибудь утешительное о себе и успехе своей проповеди; и говорится.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2952...

(3, 27) Итак, где же похвала? Исключена 37 (V, B) Ведь кто вообще и о чём будет хвалиться, если все стали негодными и совратились с правого пути и совсем нет никого, кто делал бы добро? (ср. Рим.3, 12 ). Поэтому похвала,говорит он, исключена,то есть отвергнута и упразднена, не имея у нас никакого места. Каким же образом она исключена?Мы обогатились прощением бывших прежде грехов, по милости и благодати получая оправдание даром( Рим.3, 24 ) во Христе. (3, 31) Итак, мы уничтожаем закон верою? (V, B) Бог всех сказал божественному Моисею: «Я воздвигну им Пророка из братьев их, такого, как ты, и дам слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им так, как Я повелю Ему; и человек, который не послушает слов Его 38 , которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу»( Втор.18, 18–19 ). Так разве мы не утверждаем закон верою, принимая слово от Него? И Пророком, по причине человеческого, наименован Еммануил, Который, как бы в чине Моисея, является посредником междуБогом и человеками( 1Тим.2, 5 ) 39 . И ещё, хотя закон был в тенях, однако видно, что он мучительно рождает изображение истины 40 и истина не упраздняет прообразы, но делает их яснее. (4, 2) Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом (V, B) «Я предполагаю, – сказал некто, – что тщательно исследующие это рассуждение о праотце Аврааме должны заметить следующее. Изречено было негде одним из святых учеников, что без дел вера мертва (ср. Иак.2, 17 ), и он прибавил к этому: »Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» ( Иак.2, 20–21 ). Так неужели эти духоносные мужи утверждают проти- воположное друг другу?» Итак, что нам ответить на это? Тому, кто достиг старости, Бог всех против всякого ожидания обещал сына и утверждал, что семя, которое произойдёт от него, будет соперничать по числу с неизмеримым множеством звёзд. Он же, поскольку чтил Обещавшего, Который способен совершить всё, свидетельствуя об этом Богу, был Им оправдан и приобрёл в качестве равноценной награды за столь боголюбивый образ мысли забвение древних грехов. Однако спустя какое-то время Бог дал этому праведнику в качестве испытания прорицание об Исааке. Но он даже при этом был верным и боголюбивым, поскольку ничего не ставил выше любви к Богу. Впрочем, как пишет ученик Спасителя, вера содействовала делам его, и делами вера была подтверждена ( Иак.2, 22 ) 41 . Но и сам чудный Павел сказал негде о праотце Аврааме, что он верою, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принёс единородного, о котором было сказано: «В Исааке наречётся тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мёртвых воскресить ( Евр.11, 17–19 ). Поэтому если даже скажут, что он оправдался делами благодаря тому, что, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, однако это было у него ясным доказательством прочнейшей веры 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

3.4.1. Обоснование версии Принимая вышеприведенные критические доводы, логично считать, что раскрытие книги начинается со снятием последней печати. Важным аргументом в пользу этого является указание на «безмолвие на небе» (8: 1), следующее за снятием седьмой печати: оно может знаменовать переход к иному плану, символизировать смену перспективы. В этом случае содержанием запечатанной книги является повествование Откр 8: 1 – 22: 5 , которое открывается «безмолвием на небе», и видениями первых шести труб. 3.4.2. Вывод: содержание обетованного откровения – воздаяние грешникам Описанное в начале 8-й главы безмолвие является важным символом: в пророческой традиции говорится о молчании всей твари пред лицом Божиим: «Да молчит всякая плоть пред лицем Господа!» ( Зах 2: 13 ; cp.: Соф 1: 7 «Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень»). Безмолвие предшествует наступлению «Дня Господня», когда Бог осуществит свой суд над миром 725 . Образность предстояния пред Богом и, в особенности, Дня Господня далее получает развитие в образах «труб». Трубы широко использовались в богослужебном ритуале Израиля, созывая израильтян на многочисленные праздники и собрания 726 . В писаниях пророков трубный звук служил важным символом – он обозначал призыв всего народа к покаянию перед лицом грядущего суда Божия ( Иоил 2: 1, 15 ; Иер 4: 5; 6: 1, 17 ; Иез 33: 3 ; Ис 58: 1 и пр.). Неслучайно цикл семи труб предваряется изображением «молитв святых» в образе «дыма кадильного»: «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Откр 8:4 ). Как наглядно показывает У. Ванни, этим выражена важная мысль: молитвы верных достигают небес (вспомним Откр 6: 10 ), и Бог отвечает на них, низводя наказания на грешное человечество 727 . Указано, что казни первых шести труб ( Откр 8–9 ) затрагивают «третью часть» сотворенного мира и «живущих на земле», которым в Откр 8: 13 возвещается горе от бедствий трех последних труб. Необходимо отметить, что саранче, казни 5-й трубы, дается повеление не делать вреда «траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» ( Откр 9: 4 ). Тем самым «живущие на земле» отождествляются с людьми, не имеющими «печати Божией»; из этого становится очевидным, что выражение ο κατοικουντες επ τς γς в Апокалипсисе всякий раз обозначает нераскаянных грешников ( Откр 3:10; 6:10; 8:13; 13: 8,14; 17: 8 ). Таким образом, в повествовании цикла труб выражается идея, что на протяжении истории Бог, хотя и попускает зло (ср.: Откр 6: 1–11 ; Откр 13 ), ограничивает его действие, наказывая грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nebesn...

3 . Ошибка саддукеев происходит от чтения пророческих книг, которых они не понимают. Среди них следующий отрывок из книги Исайи: «А избранные Мои… не родят детей на проклятие» ( Ис.65:23 ), и из Второзакония, где сказано о блаженствах: «И благословит плод чрева твоего» ( Втор.7:13 ). Они думают, что эти пророчества исполнятся «в воскресении», ибо не понимают, что предрекаются духовные блаженства. Павел – «избранный сосуд» – объясняет все блаженства, содержащиеся в законе, с духовной точки зрения. Он знает, что они – не плотские, и пишет ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» ( Еф.1:3 ). Таким образом, все эти блаженства будут существовать духовно, когда мы воскреснем из мертвых и обретем вечную радость. Они также находят нечто сходное в Псалтири и делают ту же ошибку: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» до того места, где сказано: «Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей» ( Пс.127:3–5 ). Поэтому когда Иерусалим будет восстановлен в его древнем виде, праведник увидит те блага, о которых сказано в Писании. 4 . Те, кто понимает «Иерусалим» духовно и знает, что о нем сказано: «А вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам» ( Гал.4:26 ), увидят то благое, что сказано об этом городе; они узрят то, о чем говорится в только что приведенных нами словах псалма: «Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей» ( Пс.127:3 ). Саддукеи понимают все это в материальном смысле. Они относятся к тому направлению в иудаизме, о котором Спаситель говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Это вкратце то, что касается вопроса, который саддукеи задали Господу. Теперь нам следует немного поговорить об изображении кесаря. Спаситель говорит об этом просто: «Отдавайте кесарю кесарево» ( Лк.20:25 ), то есть платите те подати, которые должны платить. Кто же против того, чтобы отдавать должное кесарю? Здесь имеет место нечто мистическое и таинственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3) Покрытие пастырями своих голов во время богослужения и ношение длинных волос. Сектанты говорят: «у апостола сказано: «всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову... Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него ( 1Кор. 11:4,7,14 ). А православные пастыри носят длинные волосы, во время молитвы надевают на головы митры, камилавки, скуфьи, клобуки и таким образом нарушают заповедь об этом апостола». 650 – Но такое обвинение совершенно несправедливо. Указанные слова ап. Павла, как видно из содержания 11-й главы, относятся не к священникам, а к мирянам и сказаны по следующему поводу. В Коринфской церкви вошло в обычай являться на церковные собрания – женщинам, подобно язычникам, с открытыми головами, а мужчинам, подобно язычникам (и иудеям), – с покрытыми. Но обычай этот, как иудейско-языческий, не приличествовал христианам, поэтому апостол, желая уничтожить его, и написал указанные слова. О православных же священниках здесь не говорится ни слова. В других местах Св. Писание, наоборот, ясно свидетельствует, что священнослужителям отнюдь не запрещалось молиться с покрытыми головами и носить длинные волосы. Так, по закону, установленному Самим Богом, ветхозаветные первосвященники молились в кидарах или митрах и в головных повязках «для славы и благолепия» ( Исх. 28: 4,40 ; Лев. 8:9,13 ). Прор. 3ахария, по повелению Господа, возложил золотой венец на голову великого иерея Иисуса сына Иоседекова ( Зах. 6:11 ), а ап. Иоанн Богослов видел на небе старцев, славословящих Господа, «которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» ( Откр. 4:4 ). Что же касается длинных волос, то их носили ветхозаветные назореи, как посвященные на служение Богу ( Чис. 6:5 ; Суд. 13:5 ), Сам Иисус Христос, как Назорей ( Деян. 22:8 ), что подтверждается историей и изображениями Его в катакомбах, ап. Павел, однажды остригший их в Кенхреях «по обету» ( Деян. 18:18 ), и некоторые из христиан первенствующей церкви (–21: 24). Поэтому, что же худого в том, что такие волосы носят и православные пастыри? 651

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

47 От них остались развалины великолепного мавзолея Caecilia Metella, дочери Metellus Creticus, жены триумвира Красса. 48 Нельзя предположить, что тут дело идет об отпущенниках (которые, вышедши из рабства, часто принимали фамилии своих прежних владельцев), потому что к этим именам прибавлено vir clarissimus, clarissima foemina, puella, honesta foemina и т. д., что в древнем Риме делалось только, говоря о членах патрициальных родов. 49 Надо предполагать, что они одновременны. – По мнению известного немецкого археолога Welker’a, фрески двойного cubiculum крипт Lucina следует отнести к концу первого столетия. В отделе христианского искусства, где мы снова возвратимся к ним, будут помещены хромолитографические копии с них. 50 Описание и объяснение этого изображения, равно как и исследование его происхождения должно войти в отдел истории христианского искусства, но мы уже столько раз называли доброго Пастыря, что считаем не лишним дать о нем пока некоторое понятие. Из всех образов, в которых Спаситель являлся верующим, из всех сравнений, которые Он любил делать с Собою, последователи его учения в Риме, избрали для искусства самое милосердное и поэтическое. «Я есть Пастырь добрый», – говорил о себе Христос, – «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». – И, когда фарисеи и книжники роптали, что Он принимает грешников и ест с ними, Он сказал им следующую притчу: – «Кто из вас, имея сто овец, и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне, и не пойдет за пропавшей, пока не найдет ее? И, нашедши, возьмет ее на плечи свои с радостью». ( Лк. 15 ). В таком виде, т. е. добрым Пастырем, первые христиане изображали Спасителя с самых ранних времен. Фигуру пастуха встречаешь в христианских памятниках апостольских времен; она повторяется впоследствии бесчисленное количество раз, но чаще – в первые три столетия, чем в последующие, и начинает пропадать только в шестом или седьмом веке. В образе доброго Пастыря, Спаситель пока не имеет постоянно одно и то же лицо, потому что изображение это употребляли, преимущественно, в те времена, когда тип Христа еще не успел сформироваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

47). Это показывает, что пророческое слово научает их, как должно им умилостивить к себе Бога и заслужить Его попечение. И великий апостол предсказал будущее спасение иудеев через Илию Фесвитянина: « придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их » (Рим. 11:26, 27; Ис. 59:20). Конечно, не построения Иерусалима — по словам неразумных — нужно ожидать, и не (восстановления) подзаконного служения, бессловесных жертв, обрезания, субботы, или кроплений, тени после всесвятого крещения, — все это бредни пьяных старух, — но, разумеется здесь призвание и познание истины, и вера во Владыку Христа, и заключение нового завета. Научаются они здесь, как должно молиться о том, чего именно иудеи ожидают, и что мы считаем исполнившимся с пришествием Спасителя, когда все повсюду принимают спасительную проповедь и приступают к лучшему сообществу в царстве небесном. Там помимо настоящей обещана нам истинная земля, когда сказано: « блаженны кроткие, ибо они наследуют землю » (Мф. 5:5); собравшиеся там вознесут благодарность Богу за то, чего они удостоились, превознося и себя похвалами Спасителю своему. « Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века. И да скажет весь народ: да будет, да будет » (ст. 48). Все превозносят песнями Господа всяческих, назвавшегося Богом Израилевым и столько соделавшего для спасения людей. И следует всему народу на голос поющих ответить: аминь. « Да будет, да будет » — по–еврейски и есть: «аминь, аминь». Отсюда и в церквах принято за обычай, чтобы к славословию священников присоединялся народ произнесением слова: аминь, чтобы принять в нем участие и получить благословение о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь. СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ПСАЛОМ 106 Аллилуиа.   1. Много раз мы указывали, что ветхий завет есть тень нового. Не менее легко убедиться в этом и из настоящего псалма. И он с одной стороны предрекает освобождение иудеев, а с другой — предсказывает спасение всех людей. В сто четвертом псалме были изображены обетования, данные Богом патриархам, и дары, полученные потомками их; в следующем за ним псалме помимо благодеяний описана и неблагодарность иудеев, и постигшие из–за нее бедствия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

481. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ? Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний — свидетельство совести, и закон Божий внешний — заповеди Божии. 482. ЧТО В СВ. ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ? В св. Писании о внутреннем законе говорится: Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим 2:15). 483. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ? Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан по причине преступлений (Гал 3:19). 484. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ? Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян прор. Моисея. 485. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО? Главные и всеобщие заповеди закона Божьего — следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках): 1. Я — Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня. 2. Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того, что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что на водах под землёю: не поклоняйся им и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день покоя и проводи его свято; шесть дней работай и заверши дела твои, седьмой же день, покоя, — Господу Богу твоему. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего (Исх 20:1-17).

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

4. Видение Славы при реке Ховаре (гл. 1-2, 8-11). Первое видение посетило пророка в пятый день летнего месяца таммуза 592 года, за пять лет до падения Иерусалима. Оно предсказывало близкую гибель святого града, и поэтому повергло пророка в оцепенение и немоту. Только знаками он показывал людям, что ждет их далекую родину. Описывая видения, пророк, по-видимому, использовал образы, навеянные ему священным искусством Вавилона (см.: М. Скабалланович. Первая глава Книги пр. Иезекииля. Мариуполь, 1904, с. 41 сл.). Пророк создавал в своей книге как бы словесную икону, постоянно подчеркивая, что ее символы есть лишь «подобия», да и то отдаленные. Этим он хотел показать, что видения по существу трудноописуемы. Вначале, по словам Иезекииля, он увидел, как с севера несется гигантское пламенное облако («север» здесь не случаен: он издавна обозначал «местопребывание» Божества). В облаке вырисовывались четыре исполинских существа. Их сплетенные крылья поднимались над четырьмя ликами: человека, льва, тельца и орла. Они образовывали «небесную колесницу» которая несла небесный Ковчег. По мнению экзегетов, колеса (евр. офаны) Меркабы означают космические сферы, а «очи» на них — звезды. Сами же крылатые существа (херувимы) олицетворяют тварные силы, нерукотворный Ковчег Славы Господней. Обращенность херувимов на четыре страны света связана со вселенским характером Ковчега. Слава, которую несла колесница, изображена в следующих словах: А над сводом, который над головами их (херувимов), было подобие престола по виду как бы из камня сапфира, а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри него вокруг; от вида чресл его и выше и от вида чресл его и ниже я видел как бы некий огонь, и сияние было вокруг него. В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом. (1,26-27) Что означает это видение? Оно есть продолжение того, что открыто было пр. Иеремии. Земной, рукотворный Ковчег есть лишь тень космической Божественной Колесницы. Иными словами, вся Вселенная есть Ковчег Божий, а близкая гибель рукотворного Ковчега не умалит Славу Ягве (ср. Откр 4,3-8, где храмовому богослужению противопоставлена небесная литургия).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

513. Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам как мнимым божествам или как изображениям ложных богов. 514. Но иметь какие бы то ни было священные изображения отнюдь не запрещается. Это ясно видно из того, что пророк Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в скинии, или подвижном (передвижном) храме еврейском, золотые священные изображения Херувимов, и притом в той, внутренней, части храма, к которой народ обращался для поклонения Богу. 515. Этот пример примечателен для Православной Христианской Церкви, потому что он объясняет правильность употребления в Православной Церкви святых икон. 516. Слово " икона " (с греческого) значит " образ " , или изображение. В Православной Церкви этим наименованием называются священные изображения Бога, явившегося во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Его Матери и святых Его. 517. Употребление святых икон не было бы согласно со второй заповедью только в том случае, если бы кто-то стал боготворить их. Но этой заповеди нисколько не противоречит почитание икон как изображений священных и употребление их для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, ибо в таком случае иконы суть книги, в которых написаны вместо букв лики и предметы (свт. Григорий Великий. Письма, кн.9, письмо 9, к Серену епископу). 518. Во время поклонения иконам следует быть в следующем расположении духа: взирающий на них должен умом взирать к Богу и святым, которые на них изображены. 519. Грех против второй заповеди называется идолопоклонством. 520. Кроме грубого идолопоклонства, есть еще более тонкие грехи против второй заповеди, к которым принадлежат: 1) любостяжание; 2) чревоугодие, или лакомство, объедение и пьянство; 3) гордость, к которой относится также тщеславие. 521. Любостяжание относится к идолопоклонству. Апостол Павел говорит, что лихоимание (любостяжание) есть идолослужепие (Кол.3,5), потому что любостяжательный человек более служит богатству, нежели Богу. 522. Вторая заповедь запрещает корыстолюбие и тем самым научает нелюбостяжанию и щедрости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010