29 апреля 2013 года на сайте «Православие.ру» была опубликована наша статья «Яйца с образами. О новом виде иконоборчества» . В статье обсуждалось отношение к священным изображениям в Церкви и российском обществе. В частности, речь шла об использовании священных изображений (иконных образов Спасителя, Богородицы, ангелов, святых угодников) в качестве дизайна «товаров для православных» (о наклейках для пасхальных яиц, сумках, салфетках, рушниках, ювелирных украшениях и бижутерии, одежде, посуде, постельном белье, винно-водочной продукции и т.п.). К этой же категории товаров относятся книги, журналы, газеты, календари, книжные закладки, элементы фирменного стиля православных организаций (бланки, визитки и др.) и т.п., о чем говорилось в другой нашей статье . Обсуждение названных проблем читателями сайта «Православие.ру» и сделанные ими предложения можно обобщенно изложить следующим образом. 1. Существует широкий разрыв между внутренним благочестием немногих и внешним следованием обрядам у большинства. 2. Налицо утрата значительной частью народа чувства Священного и благоговения перед ним. Отсюда столь широкая практика профанного употребления Священного вообще и священных изображений в частности. Равнодушие к святыне, даже по умолчанию, порождает кощунство. 3. Для предотвращения профанирования священных изображений необходимо, чтобы священноначалие Русской Православной Церкви приняло административные меры в церковной среде, а государство законодательно оградило христианские святыни от поругания. 4. Церковь должна монополизировать продажу всех товаров, так или иначе затрагивающих христианство. И в то же время очень строго подойти к выпуску всей продукции и к ее продаже. Все СМИ и другие организации должны испрашивать церковного благословения на публикацию святых образов и т.д. 5. Необходима церковная цензура в отношении правомерности использования священных изображений в православных печатных изданиях (книгах, журналах, газетах), в фильмах, на православных выставках и т.п. Те, кто занимается изданием печатной продукции и ее распространением, должны понимать свою меру ответственности за недолжное употребление священных изображений.

http://pravoslavie.ru/67821.html

Скачать epub pdf ОТКРОВЕНИЕ СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА 1. Сведения о книге Откровение и ее писателе Откровение, или по-гречески Апокалипсис, – пророческая книга, заключающая собой Новозаветный канон книг Священного Писания . Это богодухновенная, возвышенная песнь о торжестве Агнца-Христа над древним змием – диаволом. В ней открывается судьба Церкви в продолжение всех времен до обновления мира и наступления Царства славы. В ней находим разрешение многих тайн Священного Писания; здесь оканчивается то великое действие промысла Божия об искуплении рода человеческого, которое началось еще в раю обетованием о семени жены, которое сотрет главу змия. Автор книги называет себя Иоанном ( Откр.1:4, 9 ), самовидцем Иисуса Христа ( Откр.1:2 ), находящимся на о. Патмосе ( Откр.1:9 ), где он и получил откровение (откровение возвещено Иоанну в «день Господень» (kuriakoz hmera), т. е. в воскресный день, а не в смысле эсхатологическом. Это день, следующий за еврейской субботой, ставшей уже в апостольское время праздничным днем у христиан). Эти краткие биографические данные, а также общность выражений Откровения и книг св. ап. Иоанна Богослова подтверждают древнее общецерковное мнение о нем как писателе этой книги. Подтверждают это также и многие Отцы Церкви: Иустин Философ , Ириней Лионский , Поликарп Смирнский и др. 2. Время и место написания Откровения По свидетельству самой книги Откровения, оно написано ап. Иоанном на о. Патмосе во время его заточения. Время же написания указывается различное. Западные Отцы и учители Церкви (св. Ипполит, св. Ириней Лионский , Евсевий Кесарийский , блаж. Иероним) считают, что Патмосское заточение было при императоре Домициане (81–96 г.), и время написания относят к 96 г. Но, судя до тому, что в Откровении только предсказывается разрушение Иерусалима и храма ( Откр.11:2 ), случившееся в 70 г., а также по другим данным, большинство наших богословов считают, что эта книга написана в 68 г. при императоре Нероне или Гальбе. 3. Цель написания Откровения С самого начала существования Церкви Христовой с ней повели ожесточенную борьбу иудейство и язычество. Изображение воинствующей на земле Церкви, ведущей борьбу под водительством Христа с силами зла и неверия и наконец побеждающей их, предсказание и изображение наступившего Царства славы для всех племен и народов, сохранивших верность Христу, составляет главный предмет Откровения. Главная же цель книги – укрепить веру и стойкость христиан ввиду непрестанных гонений и преследований за веру. 4. Замечания о толковании Откровения

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

296. Беседа в день Успения Божией Матери (Говорена в Успен. соборе августа 15; напечатана в Твор. Св. От., в Моск. и Губ. Вед. 1854 г. и в собр. 1861 г.) 1854 год Вся слава Дщери Царевы внутрь. ( Ncaл. XLIV. 14 ) Дух пророческий в четыредесять четвертом псалме изображает Царя: «глаголю аз дела моя Цареви». Но в сем изображении полагает частию такие черты, которые могут относиться к совершенству человеческому, как сия черта: «красен добротою паче сынов человеческих», а частию такие, которые не могут принадлежать никакому земному царю, и которые безмерно выше всякого совершенства человеческого, какова следующая черта: «престол Твой, Боже, в век века» ( Пс. 44:2, 3, 7 ). Сколько бы вы не изыскивали, с кого списан сей пророческий образ, не найдете сего нигде, как только в лице Иисуса Христа 753 , Который, как человек, «красен добротою паче сынов человеческих», потому что в Нем едином естество человеческое безгрешно; Который, как Бог, царствует от века, и, как Богочеловек, «воцарил ся» так, что «царствию Его не будет конца» ( Лyk. I. 33 ). Дух пророческий в том же псалме изображает Царицу, Дщерь Цареву, Которая приближается к изображенному выше Царю, и предстоит одесную Его: «предста Царица одесную Тебе» ( Пс. 44:10 ). В изображении сей Царицы есть также необыкновенная черта следующая: «вся слава Дщере Царевы внутрь». Где найдем лицо, которому принадлежала бы сия черта? – Что заключено внутри, то мы обыкновенно называем сокровенностью или тайною: славою называем обыкновенно нечто такое, что вне открыто и всем явно. Напротив того, дух пророческий велит искать «всей славы... внутрь», и по сей черте узнавать «Дщерь Цареву», Которую Он прославляет. Не даст ли сему пророчеству изъяснения то, что мы ныне благоговейно воспоминаем? Ныне должны мы зреть духом, как Преблагословенная Дева Мария, – «Дщерь Царева», по родословию от Царя Давида, – Дщерь Царя небесного Бога, потому что осенена Духом Святым, – «Царица» и «Дщерь Царева» вместе, потому что Она есть и Матерь и Дева, – восходит от земли на небо, чтобы предстать одесную Царя Христа, и сообразно с достоинством Матери Его, восприять достоинство Царицы небесной.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

А. О священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения Беседа о священных вещах и сосудах, необходимых для священнослужения I. Говоря в предыдущих беседах о храме Божием, мы сказали еще не все. Чтобы можно было в храме совершать Божественную литургию, для этого имеются в нем священные вещи и сосуды, необходимые для священнослужения. И вот о них-то и будет у нас теперь речь. II. Эти священные вещи и сосуды следующие: а) Антиминс. Это освященный шелковый или льняной платок, на котором изображено Положение Тела Господа Иисуса во гроб. О нем мы уже беседовали ранее, когда говорили о престоле, посему в настоящее время скажем только то, что дополняет наши сведения о нем. На нем, во время Литургии, поставляются Святые Дары, по перенесении их с жертвенника на престол. Освящение антиминса должно быть совершено непременно архиереем. В древние времена, когда, по причине гонений на христиан, нельзя было иметь постоянных престолов, антиминсы употреблялись вместо престолов. Устроялись они в те времена преимущественно из льняной ткани, (но были антиминсы и каменные), в малом виде (в два – три вершка), с изображением креста. В XVII веке стали устроять их в большем виде, но тоже из льняной ткани и с изображением Положения Господа во гроб... Впоследствии у нас в России стали устроять из шелковой ткани. В антиминсы влагаются части святых мощей, в воспоминание того, что в древние времена христиане имели обыкновение совершать Литургию на местах погребения святых мучеников. Антиминс составляет необходимую принадлежность престола, как свидетельство архиерейского благословения и позволения священнодействовать на нем. Он напоминает нам Плащаницу (полотно), которою обвито было тело умершего Спасителя. Антиминс сохраняется на престоле в особом шелковом платке, который называется илитоном. В духовном смысле илитон означает тот сударий (повязку), которым обвязана была голова Господа Иисуса Христа во время Его погребения. б) Евангелие . Это священная книга, написанная, по внушению Духа Святого, четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукою и Иоанном. Слово евангелие греческое, по-русски – добрая весть, или благовествование. Книга эта заключает в себе повествование о рождении Иисуса Христа, Его земной жизни, учении, чудесах, страдании, смерти, воскресении и вознесении на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Алферьева, Афанасьева, Брюхова, Георгиевского на Уводи, Григорьева, Доронина, Инивеж, Кочнева, Кулеберьева, Маршева, Миловского, Митрофаниевского погоста, Новоселок, Першина, Пищуговой Пустыни, Семеновского-Поливановых, Семеновского-Сарского, Галицкого погоста, Тейкова, Тюрикова, Церковного и Яковлевского погоста. Алферьево Село Алферьево расположено при речке Санебе и находится от уездного города в 55 верстах, а от губернского города в 90 верстах. В настоящее время в селе Алферьеве две каменные церкви, с каменною же колокольнею: холодная – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая, однопрестольная. Холодный Благовещенский храм сооружен в 1697 году средствами архимандрита Феодосия, как свидетельствует о том надпись, сделанная в олтаре на северной стене: «Лета 7205 июля в 29 день построил сию святую церковь с трапезою и с колокольнею каменное по обещанию своему Архимандрит Феодосий за сие строение за просфорами и за упокой ево Архимандрита Феодосия такожде и ево родителей поминать рабов Божиих иеромонаха Никодима, схимонаха Нестора монаха Нифонта монаха Аввакума схимонахини Февронии Иоанна, Григория Мины Ирины Ульянеи Ксении Петра вживых иерее Иоанна Игнатия ермонаха Аввакума Елены девицы схимонаха Гурия схимонаха Ферапонта инокини схимницы Наталии Анны Иоанна младенца»; подобная же надпись высечена и на западной стене храма. Кто был архимандрит Феодосий, – неизвестно; никаких биографических о нем сведений не сохранилось; а равно также неизвестно, где он и указанные в надписи лица погребены; при церкви же Благовещенской нет ни древних склепов, ни древних надгробных памятников, которые бы указывали на место их погребения. Храм Благовещенский отличается высотою; имеет форму квадрата с полукруглым алтарем; венчается пятью грушевидными главами с осмиконечными крестами; наружные стены украшены различными лепными изображениями и колоннами. Главный престол обит листовой медью; над ним – сень, утвержденная на четырех столбах и украшенная сверху вызолоченною резьбою; внутри же сени изображены Триипостасный Бог и символы Ветхого и Нового завета; иконостас пятиярусный с гладкими колоннами; царские двери в нем глухие и совершенно гладкие, с обычными изображениями Благовещения и евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В.П. Тихонравов Рождественский монастырь Рождественский монастырь расположен в самом центре города, на валу, получившем название архиерейского. Особенно красив монастырь с полотна железной дороги: по зеленому валу тянется длинной белой полосой монастырская стена, за которой видны монастырские здания, а надо всем этим горит медная, вызолоченная гальваническим способом, глава монастырского храма. С главной улицы города ведут внутрь монастыря святые ворота, украшенные по стенам и сводам фресками старинного письма. На своде передней части ворот изображение Иисуса Христа с ангелами и апостолами по обе стороны. Ниже изображены два момента страшного суда: направление грешников к месту мучения и праведников к месту блаженства. Далее идут изображения на библейские сюжеты и изображения местных святых. В часовне при Святых воротах находится старинный образ Рождества Пресвятой Богородицы .(около 2 арш. высоты и 1 1/2 арш. ширины) в серебряной ризе: в центре иконы – изображения Иоакима и Анны в молитвенных позах, а между ними младенец в пеленах; в других местах иконы изображены события из жизни Пресвятой Богородицы и ее родителей, а на верху иконы находится очень оригинальное и выдержанное изображение лиц Св. Троицы в нисходящем порядке. За святыми воротами лежит широкий двор в рамке монастырских зданий. Наиболее сохранившим свой первоначальный вид зданием является шатровая колокольня, построенная в 1654 году, где и по настоящее время висит 300 пудовый колокол, пожертвованный Михаилом Феодоровичем, как это видно из следующей надписи вокруг колокола: «Божиею милостию повелением великого Государя Царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси Самодержца слит сей колокол в летии 7144 (24) лето государства при его Царице и великой княгине Евдокии Лукияновне и при благородных чадех царевиче князе Алексее Михайловиче (лета 1636) и царевиче князе Иване Михайловиче, и царевне и великой княгине Ирине Михайловне, и царевне и великой княгине Софии Михайловне, и царевне и великой княгине Татиане Михайловне, и при их богомольце Святейшем Иоасафе патриархе Московском и всея Руси в третие лето патриаршества его и дая Государь сей колокол во град Владимир пречистые Богородице в Рождественский монастырь и великого чудотворца князя Александра Невского по отце своем Государе блаженные памяти великом Государе Святейшем Филарете Никитиче патриархе Московском и всея Руси в в вечную память» 1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источники церковного права на западе Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Источники права Католической Церкви. После отделения Римской Церкви от Вселенского Православия (1054 г.) канонический кодекс Западной Церкви, в основу которого лег Лже-Исидоров сборник, где подлинные каноны и папские декреталы соединены с фальсификатами, расширялся, главным образом, за счет папского законодательства и соборных постановлений. Папа на Западе получает статус верховного полновластного и абсолютного законодателя и правителя как в церковных, так и в светских делах, соприкасавшихся с церковными, в некотором смысле он был сюзереном светских государей, в теории даже не только христианских. Общее название папских законов, или декретов, то же, что и императорских указов - «Constitutiones» (постановления). Известно две формы папских «конституций:» буллы и бреве. Слово «булла» в собственном смысле означает печать, которую с конца VI века оттискивали на золоте, серебре или свинце и привешивали к документу. Такие документы назывались «scripta quae sigillis bullata» (запечатанные писания). Отсюда и возникло название «булла» для обозначения самих документов. Обычно для запечатывания папских конституций употреблялась свинцовая печать с изображением апостолов Петра и Павла на одной стороне и именем папы - на другой. Буллы писались на толстом пергаменте темного цвета латинским языком, без знаков препинания и заголовков. Первые слова буллы - имя папы без числового обозначения его места среди соименных пап с добавлением «episcopus servus servorum Dei» (епископ раб рабов Божиих). Буллы, адресованные всему епископату или всей Католической Церкви, называются bullae enciclicae (окружные буллы), или просто «энциклики.» Акты о назначении на высокие церковные должности тоже облекаются в форму булл. Названия булл, в том числе и энциклик, соответствуют первым словам, следующим за именем и титулом папы. Бреве (краткие документы) издаются по менее торжественным или менее важным случаям, чем буллы. Они пишутся на тонком белом пергаменте на латинском или итальянском языке. В заголовке бреве помещается имя папы с его числовым обозначением. К бреве привешивается печать, оттиснутая на красном воске, с изображением апостола Петра в рыбачьей лодке и ключом в руке - anulus piscatoris (рыбачье кольцо).

http://sedmitza.ru/lib/text/432377/

Калуга. Лаврентьев монастырь. Собор Рождества Христова. Христорождественский собор; Рождественский собор Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс - главное сооружение обители Св. Лаврентия. Центр этого комплекса состоял из двухэтажного одноглавого храма с четырехскатной крышей. На первом этаже храма располагалась церковь во имя св. мученика и Архидиакона Лаврентия, на втором этаже церковь имела два престола: Вознесения Господня и Рождества Христова. Храм с юга, запада и севера окружали крытые галереи. С юга и севера галереи поворачивали от храма под прямым углом и оканчивались башенками. С запада галерея соединяла храм с колокольней, с юга через башню с архиерейскими покоями. Нижняя церковь была первым каменным зданием на территории Лаврентьева монастыря, построена в 1650 г. Вторично освящена в 1790 г. по изготовлению нового иконостаса. А в третий раз - в 1855 г. и при этом переименована: во имя св. праведного Лаврентия Христа ради юродивого Чудотворца. Л. Кавелин так описывает нижнюю церковь: " При первом шаге внутрь храма, вы чувствуете себя под сводами древнего Святилища. Коробовые своды, таинственный сумрак, одинокая лампада в стороне, все приготовляет вас к тому, что это место успокоения одного из угодников Божиих. Все дышит здесь простотой и смирением. Под балдахином помещается рака, или гробница, обитая медными посеребренными листами; на верху ее древнее иконописное изображение Св. Праведного Лаврентия в рост, в серебряном чеканном окладе... " Под тем же балдахином располагалось иконописное изображение Спаса. Размер иконы 1,75х1,58 м. Л. Кавелин отмечает, что икона эта упоминалась в описании чудес св. Лаврентия, а именно, в 1632 г. 2 ноября 1832 г. архимандрит Арсений докладывал: " Нерукотворный образ Спасителя, при гробе Праведного Лаврентия находится, весьма обветшал. Почему на исправление оного чрез искуссного иконописца испрашиваю Архипастырской резолюции " . На самой иконе внизу была сделана следующая надпись: " 1833 года в ноябре обновися сей Нерукотворный образ, по благославления Преосвященного Никанора Епископа Калужского и Боровского, усердием Иеромонаха Авеля, художеством же иконописца Ивана... " . Что потом стало с этой старейшей монастырской иконой, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=18338

Лик Преподобного Серафима проявился на старой иконе Слева – необычное изображение, проявившееся на обструганной иконной доске. Справа – примерно такое иконописное изображение Батюшки Серафима было на старинной иконе Эту старую потемневшую икону уже называли просто «доской». Стояла она в деревенском сарае, где хранился всякий хлам, но у хозяев за многие годы так и не поднялась рука распилить ее на дрова, сжечь или выбросить. К темной «доске» со временем даже появилось у них некое благоговейное отношение, но как правильно поступить с ней, люди не знали. Стали спрашивать, советоваться со знакомыми, и кто-то из Православных сельчан подсказал отнести потемневшую икону в церковь… В ноябре прошлого года в Самаре освятили храм в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, и настоятель этого прихода протоиерей Сергий Жихарев решил заказать иконописцу храмовую икону. У знакомых коллекционеров-антикваров он увидел ту самую темную икону, которая много лет простояла в сарае, потом была в сельском храме и теперь оказалась у любителей старины. Батюшка купил у них эту темную икону и по сложившейся в иконописи традиции, когда новые иконы пишут на досках от старых икон, на которых лики уже совсем не видны, решил заказать на ней роспись храмовой иконы святых Петра и Февронии. Но жизнь или, правильнее сказать, Господь распорядился иначе, и на доске проявился образ другого святого. Об этом странном случае отец Сергий Жихарев вспоминает так: – Я в тот день отслужил в храме святого Пантелеимона, который находится в санатории имени Чкалова, и после службы заехал к знакомым, у которых заказал доски для храма. Увидел очень старую доску, которой уже было более ста лет, на ней краски были выедены, сама икона просто черная, с еле различимым и сильно поврежденным образом Преподобного Серафима Саровского. Восстановлению икона совсем не подлежала, и решено было писать на ней новую икону. Я отвез ее в мастерскую к столярам, где с нее сняли слой краски и около десяти минут шлифовали. Доска стала белая, и на ней прочитывалась текстура дерева, столяры упаковали ее в целлофановый пакет. Уже у меня дома постепенно слетела древесная пыль от шлифования, и через прозрачный пакет я увидел на свеженькой белой доске… образ Серафима Саровского! Глаза, губы, руки, четки – все прочитывалось и напоминало тень. Образ будто был написан тонким сероватым карандашом и выглядел как набросок. Удивительно, что фон на той иконе был прописан темно-синей краской, а после снятия слоя он стал светлым, сам же образ на старой иконе был светлее фона, теперь же стал темнее. Я на следующий день поехал к иконописцу Татьяне Юрьевне Даниловой и попросил ее снять кальку с проявившегося лика Преподобного. Она прорисовала потом все как было на том чудном наброске: благословляющая правая рука, левая положена на грудь, борода старца и его сосредоточенный взгляд…

http://pravoslavie.ru/38371.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ветхий денми. Икона VII в. (Мон-рь вмц. Екатерины на Синае) (церковнослав.-      , рус.- Ветхий днями), в основе иконографии - текст Книги пророка Даниила, описывающий видение В. д., одеяние Которого «было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан 7. 9), и Откровения ап. Иоанна Богослова: «глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр 1. 14). Святые отцы связывали этот образ с темой Воплощения Предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиеп. Андрей Кесарийский в толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он однако древний, точнее - Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ Михаил Хониат , митр. Афинский: «Белые волосы означают вечность. Говорят, они появились с Ним, Который был с начала, с Ветхим Деньми; и однако Он, принесенный за нас в жертву,- Младенец в Воплощении». Тема Воплощения звучит и в текстах службы на Сретение: «Ветхий Деньми, иже закон древле в Синае дав Моисею, днесь Младенец видится» (1-я стихира на литии); «                  » (литийная стихира на «И ныне:»). Самое раннее из известных изображений - икона VII в. из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, представляющая В. д. во славе. Надпись «Эммануил» соответствует святоотеческому толкованию этого образа. Следующей по времени является миниатюра из Книги Иова (Patm. 171. Fol. 449, IX в.) - В. д. представлен с крещатым нимбом, его фигура окружена ореолом, внутри к-рого 9 ангелов; на миниатюре в Книге Иова из Ватопедского мон-ря (Vatop. 590, XII в.) - с монограммой ИС ХС. В рукописи Евангелия сер. XI в. (Paris. gr. 74) В. д. изображен дважды: с надписью « παλαις τν μερν» (ветхий днями) перед текстом Евангелия от Матфея (Fol. 1) в медальоне, сидящим на троне, здесь же - 2 медальона с серафимами, в центре - евангелист Матфей, в медальонах внизу - праотцы Авраам и Исаак; перед текстом Евангелия от Иоанна (Fol. 167) - между сидящими на тронах Христом Пантократором и Христом-Эммануилом, В. д.- с крещатым нимбом, пропорции его фигуры крупнее 2 др. В композиции «Страшный Суд» в Джанавар-килисе в Соганлы (Каппадокия), XIII (датировка Н. Тьери) или XV-XVI вв. (датировка Ж. Лафонтен-Дозонь), В. д. следует понимать как образ Христа Второго пришествия, поскольку Его поясная фигура в медальоне является центром композиции. Также в сцене Страшного Суда В. д. изображен на фреске ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря, 1313 г. Тема Второго пришествия выражена и в росписи 2-й пол. XII в. в ц. св. Николая Каснициса в Кастории, где В. д. представлен в Деисусе.

http://pravenc.ru/text/Ветхий денми.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010