Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Да, сегодняшний праздник - это вторая Великая Пятница. Почему? Потому что нет большего преступления, нежели совершенное в день Великой Пятницы и совершенное ныне, когда Ирод погубил наибольшего рожденного женами. Почему Спаситель так возвеличил святого великого Иоанна Крестителя, как никого из людей? Почему? Потому, братья, что святой Предтеча в себе, в личности своей, вместил все добродетели неба, все добродетели всех пророков, всех апостолов, всех мучеников, всех Ангелов небесных, всех исповедников. Смотри, сегодня мы прославляем погубление, усекновение первого апостола среди святых апостолов, ибо Предтеча Господень первым был послан от Бога, чтобы видеть и объявить миру Спасителя мира. Намного раньше апостола Петра, раньше апостола Нафанаила, раньше кого бы то ни было, он засвидетельствовал и объявил миру Бога, Который воплотился и явился как Господь Иисус Христос. Первый апостол, узревший Духа Святого, сходившего с неба на Господа Иисуса, когда крестил Его во Иордане, объявляет Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Он - и первый евангелист среди евангелистов. Он первый объявил миру и указал на Носителя всех благих вестей для рода человеческого - на Господа Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос - вот Евангелие неба и земли, Евангелие Божие для людей в этом мире. - «Вот Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира». Все Евангелие Святой Предтеча выразил в нескольких словах. Взглянув на восток, он всему роду человеческому от Адама до наших дней, говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Царство Небесное? - Вот Оно - Господь Иисус с неба. В Нем Царство Небесное. Оглянувшись на запад и увидев людей, потопленных грехами и смертью, он и к ним воззвал: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Посмотрел и на север, и на юг - те же люди, все рабы греха, рабы смерти, рабы дьявола. Всем возвестил славное, святое и спасительное Евангелие: «Люди покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Такой Евангелист, имеющий силу великую, - такой! Когда Господь начал проповедовать Свое Евангелие, проповедовать с силою, Он эти слова взял как начало и совершение Своего Евангелия. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: «Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). По тому святой Предтеча и есть первый евангелие между евангелистами Христовыми.

http://zavet.ru/usekn1.htm

   Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно.    Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.    Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год).    И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.    Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия.    Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17).    И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Предтечу Иоанна и Крестителя Христова приидите... вси вернии достойно почтим прилежно. Ныне Святая Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда-либо живших на земле, по определению Самого Христа Спасителя, — усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Служитель и таинник неизреченных чудес Христовых Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (1799 год). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства пред Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Всё в его жизни необычно, всё — предначертание новых духовных ценностей, выходящих за рамки Ветхого Завета. Он весь и во всем — Предтеча Того, Кто есть Путь, Истина и Жизнь на вечность — Христа Спасителя, Сына Божия. Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда Промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына: «жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; ...он будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк.1:13—17). И свидетельство Иоанна о пришествии в мир Спасителя Христа тоже начинается до его рождения, когда, быв еще во утробе матери своей, «взыграся [он] младенец во чреве ея» и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «и откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк.1:43).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3259...

Но Иоанн Креститель был велик не по одному только необычайному служению своему, но и по своему личному характеру и самой жизни. Святые Евангелисты говорят о нем, что он вел такую строгую и святую жизнь, так пламенно любил правду и с таким самоотвержением возвещал ее людям, а вместе с тем был так скромен и смирен сердцем, что и в этом отношении его надо признать одним из величайших угодников Божиих. По свидетельству Евангелистов, святой Иоанн с самого детства пребывал в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он не ест и не пьет (ср.: Мф. 11:18 ). С такой изумительной строгостью жизни он соединял еще большую чистоту нравов, так что весь народ иудейский признавал его за великого праведника, а некоторые даже думали, не Христос ли он. Другого подобного мужа не представляет история: все Пророки, хотя и вели жизнь святую и воздержную, но не столь строгую, как Иоанн Креститель. Сам пророк Илия, в духе и силе которого он явился, был строгий подвижник, однако уступал святому Иоанну Предтече в подвижничестве и духовных совершенствах. Илия обитал в горах и при уединеннных потоках, но история не говорит, чтобы он с детства и до смерти был пустынником, как Иоанн Креститель. Святой Илия вел постническую жизнь, довольствовался тем, что ему приносили вороны и уделяла бедная сарептская вдовица, имевшая только горсть муки и немного масла в кувшине, но он не питался одними акридами и диким медом, как Иоанн, а вкушал хлеб, масло и даже мясо. Святой Илия был муж высокой святости и великий ревнитель закона Божия, но его ревность иногда, кажется, выходила за пределы милосердия к согрешающим, поэтому Сам Бог умерял ее. Напротив, Иоанн Креститель, при не меньшей ревности по Богу, всегда действовал с любовью, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3:14 ). Будучи сам величайшим праведником, святой Иоанн ревностно проповедовал правду и смело обличал пороки людей с полным самоотвержением. По всей окрестной Иорданской стране он проповедовал крещение покаяния во оставление грехов и, когда приходили к нему креститься грешники, смело обличал их. Фарисеям и саддукеям, людям лицемерным и коварным, он строго говорил: Порождения ехиднова… ( Лк. 3:7 ). Воинам говорил: Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем ( Лк. 3:14 ). Мытарям: Не требуйте более определенного вам ( Лк. 3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн родился на пол года раньше Христа, поэтому его зовут Предтечей. Он жил в пустыне, проповедовал Слово Божие и предсказал пришествие Мессии. Позже он крестил в реке Иордан народ Израиля и Самого Иисуса Христа - отсюда получи имя Крестителя. Был убит по приказу царя Ирода путем отсекновения головы. 7 июля Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции Иоанн Креститель и его праздники Почему Иоанна Крестителя изображают с крыльями? Пророк, Предтеча и Креститель: История в картинках Иоанн Креститель (Предтеча) Православные праздники 8 июля Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228) Петр и Феврония - православные святые, любящие друг друга всю жизнь и умершие в один день. Их мощи после смерти чудесным образом оказались лежащими в одном гробу. В этот же день в России празднуется день семьи, любви и верности. Петр и Феврония Православные праздники 9 июля Тихвинской иконы Божией Матери (1383) Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя, икона явилась на Руси и остановилась на холме у реки Тихвинка, где возвели Успенский храм в ее честь. Тихвинская икона Божией Матери Нечаянная гостья: Тихвинская икона Божией Матери Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995). 5 удивительных фактов о Ниловой пустыни Православные праздники 10 июля Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530)   Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998) Амвросий Оптинский - великий и мудрый старец дореволюционного времени. Его постигла нелегкая судьба: большую часть жизни Амвросий был прикован к постели. Сегодня мощи святого старца пребывают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Преподобный Амвросий Оптинский: Афоризмы Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

И вот Елисавете настало время родить сына. И услышали соседи и родственники, что возвеличил Господь милость Свою над ней, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его по имени отца его, Захариею, но на это мать сказала: «Нет, нужно его назвать Иоанном». И сказали ей: «Никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем». И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Захария потребовал дощечку и написал: «Иоанн (что значит «благодать Господня») имя ему». И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих в окрестности, и рассказывали об этом по всей нагорной стране иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Духа Святаго и стал пророчествовать, говоря: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил ему избавление. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему». Младенец же возрастал и укреплялся духом и был в пустыне до дня явления своего Израилю (см.: Лк. 1, 8–25:57–80 ). Вот ч!удная история рождения и возрастания святого человека Божия. Святой Иоанн был пророком Божиим, Предтечей и Крестителем Спасителя нашего Иисуса Христа. И эти достоинства так велики, что он по праву почитается одним из величайших святых в Церкви Божией, ибо из рожденных женами нет никого, кто бы был более его. Рассмотрим же поподробнее, почему он больше всех. Прежде всего святой Иоанн был не только святым мужем и Пророком, но и, как уже сказано, Предтечей и Крестителем Господним. Эта особенность весьма много отличает его от других ветхозаветных Пророков и возвышает над ними. Другие Пророки видели пришествие Христово только издалека и в тени, а потому и говорили о нем неясно, в символах и гаданиях, и умерли все, не удостоившись узреть предсказанного ими Мессию. Святой же Иоанн Креститель видел Его и беседовал с Ним лицом к лицу, а потому не предсказывал только, но и утвердительно свидетельствовал о явлении Его и даже сподобился чести совершить над Ним Крещение, а через это как бы посвятить Его на великое служение человеческому роду. Таким образом, он был больше пророка: он был земной Ангел Божий, которого Отец Небесный послал пред возлюбленным Своим Сыном приготовить путь Ему (см.: Ис. 40, 3–5 ; Мал. 3, 1 ; Лк. 3:4–6 ). Он был друг Сына Божия, которому было поручено возвестить людям о пришествии обетованного Мессии и приготовить их к принятию Его. Такой великой чести не имел ни один Пророк, и это поставляет его выше всех рожденных женами.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Сегодня, 07 июля 2016 года, когда православное христианство празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, у стен храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, что находится у восточной стены Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего женского монастыря, с утра собрались многие видные богослужители, меценаты, представители государственной власти, СМИ, строители, паства. Вскоре прибыл Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По русскому обычаю, хлебом-солью у входа в храм его встретил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Все проследовали в храм, где отслужили праздничный молебен. Затем Патриарх Кирилл крестным ходом проследовал вокруг церкви и у её входа сотворил молитву, освятив таким образом восстановленный Иоанно-Предтеченский храм. Новоосвященному храму Патриарх Кирилл подарил Шестоковску икону Божией Матери (в репродукции). Перед всеми собравшимися Патриарх Кирилл сказал слово:«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Рождества святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и с освящением в честь этого великого Божиего угодника сего святого храма! Храм восстановлен у стен Новодевичьего монастыря - в центре нашей столицы. После того, как храм предстал пред всеми, кто имел желание его увидеть, в этом замечательном виде, в окружении прекрасного парка, наверное ни у кого не возникает мысли о том, что храм каким-то образом нарушил гармонию этого места. Мы знаем, что нередко ныне строительство храмов сопровождается протестными действиями. Кто-то, может быть, делает это по злому умыслу, а кто-то по неведению. И тем, кто протестует иногда против строительства храма в местах, подобных тому, на котором воздвигнут этот храм, я бы очень рекомендовал приехать к стенам Новодевичьей обители и увидеть, насколько гармонично, прекрасно вписывается храм в окружающую среду. А иначе и быть не могло. Недаром наши благочестивые предки всегда для строительства храмов избирали самые красивые, самые высокие места. Что было бы с Россией, каким был бы ее лик, если бы не сохранились хотя бы немногие из тех замечательных храмов, которые сегодня украшают наши города и села?

http://sobory.ru/article/?object=34914

Тропарь, глас 4: Пророче и Предтече пришествия Христова,/достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя:/неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися/славным и честным твоим рождеством,/и воплощение Сына Божия мирови проповедуется. Тропарь, глас 4 Пророк и Предтеча пришествия Христова,/достойно восхвалить тебя не можем мы,/с любовью почитая тебя;/ибо бесплодие родившей и немота отца окончились/славным и священным твоим рождеством,/и воплощение Сына Божия миру возвещается. Слава, и ныне, Богородичен: Еже от века утаеное,/и ангелом неведомое таинство,/Тобою Богородице сущим на земли явися Бог,/в неслитном соединении воплощаемь,/и Крест волею нас ради восприим,/имже воскресив первозданнаго,/спасе от смерти души наша. Слава, и ныне, Богородичен: От века сокровенное/и Ангелам неведомое таинство,/через Тебя, Богородица, явлено живущим на земле,/– Бог, воплощающийся в неслитном единении двух естеств,/и ради нас добровольно принявший Крест, –/им Он воскресил Адама первозданного/и спас от смерти души наши. РОЖДЕСТВО СВЯТОГО СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ИОАННА НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ По обычном псалме поем: Блажен муж: 1й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8. Глас 4. Самогласны. После обычного псалма поем: Блажен муж: 1й антифон. На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 4, самогласные. Иоанна монаха: Разрешает Захариино молчание рождейся Иоанн,/ибо не подобаше отцу молчати, пришедшу гласу,/но, якоже не веровавшу первее/язык связа,/сице явльшуся дати отцу свобождение./Емуже и благовестися,/и родися глас Слова/и Света Предтеча, моля о душах наших. Иоанна монаха: Прекращает молчание Захарии/родившийся Иоанн,/ибо не подобало отцу молчать, когда произошел Глас;/но, как прежде за неверие он язык его связал,/так явился, чтобы дать отцу освобождение, –/тому, кто и благовестие услышал,/и от кого родился Слова Глас/и Света Предтеча, ходатайствующий о душах наших. Днесь глас Слова,/глас, за неверие держимый, разрешает отеч/и Церкви являет благочадие,/соузы неплодствия разрешая матерни./Светильник Света предгрядет,/заря Солнца правды возвещает пришествие/в создание всех и спасение душ наших.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Басказык. В 1842 году, при введении управления государственными крестьянами, в Далматове возник бунт против правительства. В нем приняли участие и некоторые жители Верхтеченского прихода. По прекращении бунта, мятежники были наказаны плетьми и заключены в острог. В остроге они наслышались про старую веру. Озлобленные против правительства, как-бы в отместку за понесенное наказание, по выходе на свободу, они отреклись от православия. Басказыкские раскольники придерживаются безпоповщинского толка – стариковщины. Для вразумления отпадших и возвращения их в лоно Православной церкви в Верхтеченском приходе учрежден особый противораскольнический миссионерский Комитет. По занятиям своим жители Верхтеченскаго прихода – земледельцы, скотоводы, птицеводы и огородники. В селе бывают еженедельные базары по субботам и, кроме того, два годовых торжка 24 июня и 24 ноября. Ивановский торжок 24 Июня самый важный: на нем закупаются в большом количестве хлеб, масло коровье, конопляное и льняное семя. Срубленная, по замечанию летописца, из сосны в 1734 году Верхтеченская церковь была однопрестольною. В 1773 году 14 ноября церковь эта сгорела. На месте ее, спустя два года, была в 1775 году начата постройкой, а в 1778 году и освящена новая деревянная-же церковь во имя того-же святого Иоанна Предтечи. В 1794-1795 г.г. к ней с южной стороны был пристроен придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Существующий в настоящее время в селе Верхтеченском храм – каменный, двухэтажный, пятиглавый, двухпрестольный. Заложен этот храм на новом, более возвышенном месте, с благословения преосвященного Иустина, епископа Пермского, по ходатайству крестьянина Назария Мартынова, в 1806 году. Нижний храм теплый, освящен 23 сентября 1815 г. в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; верхний – холодный, посвящен имени св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память славного его рождения, и освящен 23 сентября 1822 года. Верхтеченский храм довольно обширен, вмещает до 1? тысяч и более человек.

http://sobory.ru/article/?object=48023

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010