Так город лишился весьма оригинального сооружения, признававшегося специалистами как не имеющего аналога. Церковь во имя Рождества святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна (церковь Иоанна Предтечи). Первая деревянная церковь во имя рождества святого и славного пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была построена в 1262 году, с нее начался монастырь. На месте старой церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись. Эта деревянная церковь существовала до 1695 года, а в 1695 году купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением построил каменную церковь. Церковь двухэтажная, о трех главах. Большая глава золоченая, с железным золоченым крестом, устроена над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, две главы поменьше над приделами крашенные с золоченными крестами. Наружные стены выбелены, на квадрате под крышей в круглых нишах изображены: на южной стороне - Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной - Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча. В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этаже холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского и Льва епископа Катанского, в нижнем этаже теплый - во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и святой великомученицы Варвары. В храме Рождества Иоанна Предтечи (верхний этаж): алтарь трехгранный, за престолом - в двух деревянных, точеных тумбах образа с рукоятями. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырской Божией Матери, в простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери; иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, в другом простенке - Нерукотворный Образ Спасителя - с окладами, венцом и ризой. Иконостас столярный, большей частью гладкий, по местам убран резьбой. Из местных образов по правую сторону царских врат: - образ Спасителя в стоянии, на нем венец и риза серебряные с золочением, чеканные, с надписью Ис. Хс. Вседержитель; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащего в левой руке блюдо с главой (эмалевый храмовый образ), на нем венец с сиянием и стразами, риза серебряная с золочением, чеканная. На венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных (по преданию, в храме хранились частицы мощей Иоанна Предтечи) на ленте - в сердце из лилового стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей святой великомученицы Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом. Вокруг образа изображено житие Иоанна Предтечи - образ Божией Матери Одигитрии, по письму и украшению принадлежит к XVII столетию.

http://sobory.ru/article/?object=12554

иером. Иаков (Цветков) На зачатие честного славного пророка и предтечи, Крестителя Господня Иоанна (Сентября 23-го). Кондак, глас 1-й. Подоб: Лик ангельский... Веселится светло великий 3ахария и преславная Елисавета, жена его, достойно приемлющая (во чреве своем) Иоанна Предтечу, о котором архангел благовествовал им с радостию. (Сего) и мы, людие, достодолжно почтим, как таинника благодати. Икосы: (Τν ερν Εαγγλιον) Раскроем священное Евангелие, которое написал нам божественный и чудный Лука, и будем созерцать светлое и исполненное дивных знамений зачатие Предтечи. Ибо он (Ев. Лука) говорит: когда старец и праведный муж, 3ахария, в чреду (служения своего), взошел во «Святая святых» для каждения, то предстал пред ним (архангел) Гавриил, благовествуя (ему): «Ты, священноначальниче, в старости своей будешь иметь сына, пророка – вместе и Предтечу, гласа и вместе проповедника, и присносветлаго 59 ) светильника, таинника благодати. ( καταστρπτων) Блистающий на небесах и предстоящей пред Богов архангел является ныне во храме и возвещает Захарии следующия преславныя благовестия благодати: «По воле Божией, и по твоему собственному желанно, ты, пречестный муж, будешь иметь сына, большаго между (всеми) рожденными, имеющего, притом, крестить Бога Сына и Слово; он, (который родится) от чрева Елисаветы, не будешь пить вина, и не вкусить сикера, но еще от утробы матерней исполнится Духа Святаго, как рожденный быть (γενμενος) таинником благодати» (Υπο κπλξεως) Объемлемый удивлением среди (приключившагося с ним) чуда, Захария в ужасе останавливается, возглашая ко ангелу: «Никак не могут исполниться эти страшныя благовестия, о которых ты мне вещаешь: ибо, вот, от старости ослабели члены мои, и тело мое безжизненно (νενκρωται); (жена моя) Елисовета даже до ныне неплодна и безчадна, и как родит она сына большаго между (всеми) рожденными? Неимоверно (πιστος) сие (твое) слово и благовестие. Я молюся о народе Божием, и не помышляю (οκ ομαι) о том, что жена моя зачнет сына (παιδον), таинника благодати. Читать далее Источник: Кондаки и икосы разных церковных песнописцев известные под названием безымянных : перевод с древнегреческого в первый раз, на русское наречие, иеромонаха Иакова (Цветкова) – М.: Тип. Л.Ф. Снегирева, 1885. – 193 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И о том из Святейшего Правительствующего Синода Монастырского Приказу к судии Василью Ершову послать указ. 140 (119). – 10 Июля. О дозволении Афонского монастыря Дионисата архимандриту Неофиту на основании грамоты царя Михаила Феодоровича собирать по всей России подаяние и милостыню на монастырь. Архимандрит Неофит в прошении, поданном Святейшему Синоду, изъяснил: В прошлых годах, а именно во 136-м, месяца Июня в 26 день Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всея России Самодержец, пожаловал нас, нижеименованных богомольцев, своею Царского Величества милостивейшею жалованною грамотою, которая за собственною Его Царского Величества (рукою) богомольцев Святой горы Афонской обители для монастырского строения и для милостыни приезжать в государствование Его Царского Пресветлого Величества в пятый или в шестой год, чего не получили мы себе со оного году. Того ради сим покорным прошением Правительствующему Синоду предъявляю, дабы мне, нижеименованному, по оной жалованной грамоте в здешней бытности для подаяния милостыни ходити было невозбранно. О сем всепокорне милости просят иноцы и жители той Святой горы Афонской царской и священной обители Дионисат храма святого и славного пророка, предтечи, крестителя Господня Иоанна всеуниженный служитель. Упомянутая в прошении жалованная грамота, приложенная к нему в копии, следующего содержания: Божиею милостию Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович, всея России Самодержец, Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новаграда Низовские земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и всея Северныя страны Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских князей и иных многих государств Государь и Обладатель, и отец наш, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии, пожаловали есмя Святой горы Афонской обители святого и славного пророка и предтечи крестителя Господня Иоанна, нарицаемого святого Деонисья, архимандрита Еремея с братиею, или кто по нём в том монастыре иной архимандрит будет, приезжати им в наше Московское государство и к нам в Москве временем для монастырского строения и для милостыни в пятый или в шестой год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя ныне препона строению оному церковному учинилась; за переменою Вице-губернатора Алексия Курбатова, но обаче всемилостивый Господь, вся по желанию на прославление имени Его Святого, волю боящихся Его сотворить и молитву их услышит, и пошлет ктиторов к оной Святой церкви, ихже Сам весть; точию пречестность ваша прикажите заранее кирпич делать и деньги у пре честного отца Иисуса на оный и прочее берите. Повторяя просим, и повелеваем дабы прилежное попечение, и радение о оных нуждах имели, за которое радение всемилостивый Господь да воздарит вам. И мы остаемся должны. Прочее же пречестности вашей святым молитвам себя придаем». У подлинного написано: Ц. Мария с царствующего града Москвы, 1715 года Марта 15 д. На освящение новоустроенной деревянной церкви на горе Голгофе не во имя честного славного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, как прежде было предназначено, а, во имя Страстей Христовых, последовала Преосвященного Варнавы – Архиепископа Холмогорского и Важского в Соловецкий монастырь к архимандриту Фирсу, с братиею следующая грамота: «Божиею милостию смиренный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, собственною рукою. Нашей Холмогорской епархии, о Святом Дусе сыну и сослужителю нашему, Соловецкого монастыря архимандриту Фирсу. В нынешнем 1715 году Мае, в 14 день нам Преосвященному Архиепископу бил челом Анзерского острова новозванной горы Голгофы строитель монах Иисус, и подал челобитную за рукою; а в челобитной его написано: в прошлом де 1714 году по благословению нашему Архиерейскому и по храмоставленной грамоте верховно на том Анзерском острове, на новозванной горе Голгофе, построить новую деревянную церковь во имя честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. А ныне де по указу Благородной Государыни Царевны и Великой Княжны Марии Алексеевны велено ту церковь освятить во имя Страстей Христа, Бога нашего; и нам Преосвященному Архиепископу пожаловать бы его строителя монаха Иисуса благословить и повелеть тое новопостроенную церковь во имя Страстей Христа, Бога нашего, освятить и антиминс выдать, и освящение той церкви дать нашу Архиерейскую благословенную храмоосвятительную грамоту, на твое архимандричье Фирсово имя, и мы милостию Божиею Преосвященный Варнава, Архиепископ Холмогорский и Важский, слушав того его строителева Ииусова челобитья, пожаловали его строителя, благословили вышепомянутую церковь во имя Страстей Христа, Бога нашего, когда та церковь будет в готовности построена противу указу и благословенной нашей архирейской данной грамоты, и кресты буде на той церкви на главах поставлены будут, вам Архимандриту Фирсу освятит соборне со иеромонахи и со диаконы, по исправному чиновнику, как напечатано о положении освященного антиминса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23/6 Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Прославление святителя Иннокентия, митрополита Московского (1977). Словенской иконы Божией Матери (1635). Тропарь зачатию Иоанна Предтечи, глас 4 Первее нераждающая неплоды возвеселися,/се бо зачала еси Солнца светильника яве,/просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую./Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:/пророк Вышняго есть, хотяй родитися. Кондак, глас 1 Веселится светло Захария великий/со всеславною Елисаветою сопружницею,/достойно зачинающе Иоанна Предтечу,/егоже Архангел благовести радуяся,/и человецы достодолжно почтим,/яко таинника благодати. Припев Иоанну Предтече Святый великий Иоанне Предтече Господень,/моли Бога о нас. Тропарь святителю Иннокентию, митрополиту Московскому, просветителю Сибири и Америки, глас 1 Во вся страны полунощныя изыде вещание твое,/яко приемшия слово твое,/ихже боголепно научил еси,/неведущия Христа светом Евангелия просветил еси,/человеческия обычаи украсил еси,/Российская похвало, святителю отче наш Иннокентие,/моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 3 Первый учитель прежде темным языческим племенам,/первый возвеститель им пути спасительнаго,/апостольски потрудивыйся в просвещении Сибири и Америки,/святителю отче наш Иннокентие,/Владыку всех моли мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4 Истинный и неложный учитель был еси:/заповеданная бо Господем сам сотворив,/имже учил еси и наказал еси ко благочестию приходящая чада,/неверныя вразумлял еси познати веру истинную,/просвещая их Святым Крещением./Сего ради со апостолы радуешися,/приемля почесть благовестника Христова. Величание Величаем тя,/святителю отче Иннокентие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

г) Цель праздника Возвещая христианам, что Захария и Елисавета, родители святого, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, были люди благочестивые, помнящие Господа и приснопамятные Богу, что показывали и самые имена их 64 , Церковь научает нас, что у благочестивых родителей большею частию бывают благочестивые и дети. Это замечено в человеческом роде весьма рано. Потомства благочестивого Сифа и первого человекоубийцы Каина суть очевидные примеры того, что добродетели и пороки предков наследуют потомки. Семена добрых нравов и благочестия, равно злые навыки и растление ума и сердца, посеяваются в детях родителями, можно сказать, при самом их зачатии. Премудрый Соломон говорит: «иже без порока живет в правде, блаженны оставит дети своя» ( Притч.20:7 ); а «от беззаконных снов чада раждаемая свидетели суть лукавствия на родители во испытании их» ( Прем.4:6 ). А царь Давид говорит к праведнику: «жена твоя, яко лоза плодовита, в странах дому твоего» ( Пс.127:3 ), а о грешнике возвещает: «да будут чада его в погубление, в роде едином да потребится имя его» ( Пс.108:13 ). Бывает иногда, что при непорочности супругов Господь не благословляет их чадородием: случается, что и добродетельная чета пребывает неплодна. Что мы должны видеть в таком неплодстве? Человеколюбие Божие и непостижимость судеб Божиих. Господь все творит с нами по единой своей благости и человеколюбию: что кому из нас полезно и нужно, то и подает. Посему и неплодство супругов должно относить к действиям человеколюбивого промысла Божия. «Когда увидишь мужа и жену, – учит Св. Иоанн Златоуст , – живущих добродетельно, а между тем бездетных; когда увидишь, что они богобоязливы и заботятся о жизни благочестивой, но не имеют детей; не думай, что это есть следствие грехов. Ибо многия намерения Божественнаго домостроительства недоведомы нам, но за все надобно благодарить Бога; несчастными же считать только тех, которые проводят жизнь в пороках, а не тех, которые не нажили детей. Бог часто много устрояет в нашу пользу, но мы не знаем причины событий. Поэтому во всяком случае должно удивляться Его премудрости, и прославлять Его неизреченное человеколюбие 65 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве молитвенно отметили 330-летие основания храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне 7 июля 2015 г. 20:22 7 июля 2015 года, в праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в столичном храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне состоялось торжественное богослужение по случаю престольного праздника, 330-летия основания храма и 10-летия архиерейской хиротонии настоятеля, председателя Синодального отдела по делам молодежи , управляющего Западным викариатством епископа Выборгского и Приозерского Игнатия . Божественную литургию совершили епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам и викарий Калининградской епархии епископ Балтийский Серафим . Архиереям сослужили секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , секретарь Калининградской епархии протоиерей Марьян Позунь, настоятель храма прп. Герасима Болдинского протоиерей Евгений Валяшник, благочинный Георгиевского округа г. Москвы протоиерей Серафим Недосекин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве протоиерей Николай Попов, настоятель храма прп. Алексия, человека Божия, протоиерей Леонид Кучерук, наместник Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Александр (Арва), клирики Западного викариатства г. Москвы и Выборгской епархии. По окончании Литургии состоялся крестный ход, во время которого все желающие могли поклониться частице мощей святого Иоанна Предтечи. Всех участников торжества приветствовал епископ Выборгский Игнатий. Он подарил епископу Балтийскому Серафиму памятную панагию, а также поздравил благочинного Георгиевского округа г. Москвы протоиерея Серафима Недосекина с 40-летием и вручил ему памятный крест. С 10-летием архиерейской хиротонии епископа Игнатия поздравили протоиерей Владимир Диваков, глава управы Пресненского района г. Москвы А.В. Михайлов и другие гости. Затем в духовно-просветительском центре при храме состоялся праздничный концерт и показ фильма «Иоанн — имя ему» об истории храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Фильм создан видеостудией «Верую», действующей при храме (руководитель — иерей Алексий Воронцов, режиссер — Елена Лунева).

http://patriarchia.ru/db/text/4146386.ht...

Святой Пророк, Предтеча и Креститель Иоанн Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11,11). Иоанн Креститель – самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Ни один святой муж не удостоился такого церковного прославления, как Иоанн Предтеча. В Христианской Церкви в его честь установлено несколько праздников: Предтеча Иоанн явил нам победу человеческого духа над плотью Предтеча Иоанн явил нам победу человеческого духа над плотью. Господь Иисус Христос говорит об этом как об абсолютном примере святости: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11,11). Святого честного славного Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей – потому, что он пришел прежде Христа Спасителя, он приготовлял пути Господни, смягчал человеческие сердца, чтобы они были способны воспринять слово Спасителя. Иоанн – величайший из пророков, последний ветхозаветный пророк, открывший народу Израиля Иисуса Христа как Единородного Сына Божия, как Мессию-Спасителя, Который избавит людей от рабства греха и смерти. Наименование Креститель связано с тем, что он крестил Иисуса Христа и совершал Крещение над иудеями в водах реки Иордана через погружение их в воду и омовение. По выражению церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем – Христом. Горненский женский Монастырь. Эйн-Керем. Фото: Валентин Бондаренко Житие святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания; часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви. Святой Иоанн жил примерно с 6 (2) г. до н.э. – до 30 года н.э. Будущий пророк родился в семье иудейского священника праведного Захарии, который был из колена Авии, отправлявшего чередой служение при Иерусалимском храме, и его жены Елисаветы, которая имела по прямой линии своим родоначальником первого Первосвященника Аарона. Дата рождения святого Иоанна – 7 июля по новому стилю – исчислялась на основе свидетельства апостола Луки о том, что Христос и Креститель имели шестимесячную разницу в возрасте. Иоанн Предтеча родился в городе Иутта, расположенном в обширной горной лощине на нижнем скате иудейских гор (современный Айн-Карем). По материнской линии он был родственником Иисуса Христа: мать Елизаветы была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/158255.html

Имеяй невесту жених есть, а друг женихов, стоя и послушая его, радостью радуется за глас женихов; сия убо радость моя исполнися: Оному подобает расти, мне же малиться ( Иоан. 3:99 ). Так говорил великий Предтеча, когда услышал о проповеди и чудесах Иисуса Христа. Ирод Антипа, сын Ирода–детоубийцы, четвертовластник Галилеи, отнял жену у родного брата своего Филиппа, хотя имел свою законную (дочь царя Аравийского Арефы). Св. Иоанн строго обличал беззаконие Ирода: не достоин тебе имети жену Филиппа брата твоего ( Марк. 6:18 ). Злая отрасль злого корени, Ирод повелел свя­зать Иоанна и посадить его в темницу. Впрочем, он не хотел умертвить его, потому что и сам уважал Праведника и боялся народа, который почитал Св. Иоанна, как великого пророка. В день рождения своего Ирод давал пир вельможам и военачальникам своим. Дочь Иродиады, жены Филиппа, своей пляской так угодила Ироду, что он, омраченный вином, перед всеми дал безумную клятву сделать все, чего бы она ни попро­сила. По наущению матери своей, она попросила гла­ву Иоанна Крестителя. И глава Праведника, большего в рожденных женами, была усечена и при­несена на блюде презреннейшей из жен – Иродиаде. Таким образом Св. Иоанн, вместе со сла­вой величайшего Пророка, Крестителя Господня, пустынника и девственника, соединил славу и венец Мученика за истину! Св. Церковь , прославляя память Праведника похвалами, оплакивает ужасное злодеяние Ирода и потому заповедует соблюдать пост в день «Усекновения честный главы честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» 29–го Августа. Пример Ирода показывает, до чего могут довести человека своеволие страстей, невоздержание, безумная клятва и ложное понятие о чести. Жизнь Св. Иоанна, напротив того, есть жизнь величайшего праведника; вся она была по­священа делу Божию и спасению ближнего: Он бе светильник горя и света, как свидетельствует сам Господь Иисус Христос ( Иоан. 5:35 ). Пример Св. Предтечи научает нас быть твердыми в добродетели, терпеливыми в бедствиях, му­жественными в исповедании истинной веры и нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

И, положив его на святой дискос печатью вниз, после слов диакона: Заколи, владыка. Надрезает его крестообразно со словами: Закалывается Агнец Божий, подъемлющий грех мipa, за жизнь мipa и спасение. И обращает его печатью вверх. Диакон же возглашает: Пронзи, владыка. Священник, пронзая копьем правую сторону [агнца], произносит: Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекли кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его. Диакон же, взяв вино и воду, обращается ко священнику: Благослови, владыка, святое соединение. [Священник: Благословенно соединение святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. ] И, приняв благословение, диакон вливает в святой потир вино с водой: Священник, взяв вторую просфору, произносит: В честь и память преблагословенной, славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, по ходатайствам Которой прими, Господи, эту жертву на превысший небес Твой жертвенник. И, изъяв частицу, помещает ее справа от святого хлеба, близ середины его, говоря: Предстала Царица справа от Тебя в одежду златотканную облаченная, изукрашенная. Затем, взяв третью просфору произносит: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. [Греч.: В честь и память величайших военачальников Михаила и Гавриила и всех небесных Сил Бесплотных. ] И, изъяв первую частицу, помещает ее слева от святого Хлеба, начиная первый ряд. Также произносит: Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея, святых трех отроков и Даниила пророка, и всех святых пророков. [Греч.: Святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных пророков: ] И, изъяв частицу, помещает ее ниже первой, по порядку. Затем продолжает: Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, [Двенадцати, Семидесяти] и всех (прочих) святых апостолов. И помещает третью частицу ниже второй, оканчивая первый ряд. Затем произносит: Святых отцов наших [великих] иерархов и вселенских учителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста , Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского, (Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена Московских , Никиты епископа Новгородского, Леонтия епископа Ростовского,) и всех святых святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010