Это действительно зло и грубое покажение христианства. С одной стороны – вера в обряд и жизнь по церковным законам, с другой – вера в учение мира и жизнь по стихиям этого мира. Все христианство сведено на соблюдение внешних обрядов, а самое учение Христово забыто. Это – тот самый формализм, который обличали ветхозаветные пророки, и то фарисейство, которое осуждал Христос Спаситель. Таким образом, еще в Ветхом Завете было это явление, когда при строгом соблюдении обрядового закона повсюду нарушается нравственный закон. Дают, напр., десятину с мяты, аниса и тмина 114 , строго следят за тем, чтобы умывать руки пред обедом 115 , чтобы не делать никакого и доброго дела в субботу 116 ), а между тем – «оставили важнейшее в законе – суд, милость и веру» 117 . По наружности они кажутся праведными и благочестивыми, а внутреннее у них полно лицемерия и беззакония 118 . Поэтому и к нам целиком приложимы не только обличительные слова Спасителя, но и грозные речи ветхозаветных пророков. Чтобы яснее видеть худую сторону своей жизни, которую иногда люди незаметно для себя прикрывают своей религиозностью, воспользуемся высоко-авторитетным словом ветхозаветных пророков, весьма поучительным для нашего времени. Какое резкое слово слышим мы здесь относительно соблюдения внешней обрядности при отсутствии внутренней правды. Столь резкое, что и теперь, в наше христианское время, не всякий решится сказать подобное слово. Между тем надо иметь в виду, что вся ветхозаветная обрядность была точно определена и строго предписана Самим Господом Богом. У нас же церковная внешность есть свободное создание христианского духа. – «Беззаконник, закалающий вола (для принесения жертвы) – тоже, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву – тоже, что задушающий пса; приносящий семидал – тоже, что приносящий свиную кровь, воскуряший фимиам – тоже, что молящийся идолу 119 . «О чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным?» взывает пророк Михей (VI, 6–8). «Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея?.. – О, человек! сказано тебе, что добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. 120

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Это мы можем понимать или относительно настоящей церкви, собранной во всем мире чрез апостолов, или относительно будущей, чтобы исполнилось то, что предрек апостол Духом Святым: восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем ( 1Фес. 4:17 ). Иудеи и наследовавшие иудейское заблуждение евиониты, получившие вследствие низкой степени разумения название бедных 79 , и все, ожидающие тысячелетних наслаждений, понимают коней, и четверни, и колесницы, и носилки или носильные кресла, и спальные помещения, и мулов, и лошачих, и телеги и разного рода орудия для передвижения так, как написано, – в том именно смысле, что при кончине мира, когда прийдет Христос, чтобы царствовать в Иерусалиме и будет восстановлен храм и станут закалаться иудейские жертвы, то возвратятся из всего мира сыновья Израиля, и не на конях, а на нумидийских мулах. Имевшие же сенаторское достоинство и занимавшие место начальствующих, из [среды] британцев, испанцев, галлов и самых отдаленных из людей моринов, и оттуда, где разделяется двурогий Рейн, прибудут на телегах (carrucis), встречаемые всеми народами, которые предуготованы на служение им. Ст. 20–21. Подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в чистом сосуде в дом Господа. И буду брать из них в священники и левиты, говорит Господь . LXX: Подобно тому, как сыны Израилевы приносят Мне жертвы свои с псалмами в доме Господа. И буду брать из них священников и левитов, говорит Господь. Те, кои будут направлены, говорит, к народам и возвестят им славу Мою, так доставят братьев ваших от всех народов в дар Господу с конями и колесницами, и носилками и мулами, и телегами и разного рода орудиями для передвижения на святую гору в Иерусалим, как сыны Израилевы, пока продолжалось их богослужение и исполнялись обряды в храме, приносили обыкновенно жертвы с псалмами в доме Господнем. Или, как стоит в еврейском и как все согласно перевели, в чистом сосуде , так как и доселе в доме Божием, то есть в церкви, приносят сыны Израиля, мысленно созерцающие Бога, духовные жертвы с плодами и добродетелями своей души в чистых сосудах, то есть в святых телах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

14, 10; Иов.30, 23), подавленных одним и тем же мучительным сознанием дальнейшей невозможности жить (Екклез. 9, 4-5). Тогда действительно было " всему и всем одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы " (Екклез. 9, 2). И это бессмысленное положение, разумеется, так бы и осталось навеки неизменным, если бы в загробном мире человеческих душ не появилась душа умершего человека с ипостасью Божия Сына. По словам апостольского послания, душа умершего на кресте Спасителя не только являлась в печальной темнице человеческих душ, но и возвестила им истину Божия спасения мира (1 Петр. 3, 18-20). И так как она действительно не осталась в темнице душой умершего человека, а возвратила себе из гроба умершее тело свое, то в проповеди о воскресении Спасителя умершие люди наконец в первый раз могли получить себе прочную надежду и положительное свидетельство, что для них временной была не жизнь, а лишение жизни и что они действительно могут снова образовать из себя мир живых людей. Эта надежда, конечно, сама по себе составляет творческий элемент жизни, потому что она позволяет духу умершего человека не только вспоминать свою минувшую жизнь, но и создавать представление о своей будущей жизни; в зависимости же от этого представления дух естественно может создавать и воспитывать в себе и новые чувства, и новые желания, т.е. он действительно может создавать себе загробную жизнь. Само собой разумеется, что и сфера чувствований, и сфера желаний, как и сфера представлений, образуют своим содержанием собственно внутреннюю жизнь человеческого духа, но так как эта внутренняя жизнь выходит из познаний объективной действительности, то она естественно и необходимо может развиваться духом умершего человека лишь в определенном отношении к известной ему действительности. Умершие именно знают о своей будущей жизни только из проповеди Спасителя и из факта Его воскресения из мертвых, а потому, ожидая себе будущей жизни, они уж не могут, конечно, не думать о всемогущем виновнике ее и, стало быть, не могут не иметь определенного отношения к Нему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

(16) Ибо Он сокрушил затворы медные, засовы железные разрубил. (17) Безрассудные за пути злодеяния своего и за грехи свои страдают . (18) Всякой пищи гнушается душа их, дошли они до ворот смерти. (19) Но они взывали к Богу в беде своей, Он от бедствий их спас. (20) Послал Он слово Свое и исцелил их, избавил их от могил их. (21) Да славят они Бога за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (22) Да приносят они Ему жертву благодарения, да возвещают о деяниях Его с песнопением! (23) Отправляющиеся на кораблях в море, производящие работу в водах великих (24) видят творения Бога, чудеса Его в пучине: (25) изрек Он – и бурный ветер восстал, высоко поднял волны его. (26) Взошли они до небес, до бездны низошли, душа их в беде сжималась. (27) Кружились они, пошатывались, словно пьяные, вся мудрость их исчезла. (28) Но они взывали к Богу в беде своей, Он из бедствий их вывел. (29) Бурю Он остановил, она затихла, волны успокоились. (30) Возрадовались они, что затихло, что Он привел их к желаемой пристани. (31) Да славят они Бога за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (32) Да превозносят они Его в собрании народа, в заседании старцев пусть славят Его! . (33) Он реки превращает в пустыню, истоки вод – в место безводное, (34) почву плодородную – в солончаковую, – за злодеяние живущих на ней. (35) Превращает Он пустыню в озеро вод, землю иссохшую – в истоки вод. (36) Поселяет там голодающих, они основывают город для обитания, (37) засевают поля, виноградники насаждают, которые приносят им плоды, урожаи. (38) Он благословляет их, они весьма размножаются, скота их не умаляет . (39) Были они малы и унижены от гнета, злосчастия и скорби. (40) Он изливает позор на князей, оставляет их блуждать в смятении безысходном. (41) Нищего же поднимает Он от бедности, умножает род его, как овец. (42) Честные видят это и радуются, а всякая неправда закроет уста свои. (43) Кто мудр, тот сохранит это, задумаются над милосердием Бога. (1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

18. Вместе с приведенным мною для вас примером духовным, даю вам другой пример - телесный. Посмотрите на Израиля плотского (по плоти): ведь те, что едят жертвы, они общники суть жертвенника. 19-21. Не то говорим, что идол есть что-либо, ибо я знаю, что то, что приносят в жертву язычники, они бесам приносят. Ради сего увещеваю вас избегать их, так как общение ваше с бесами устраняет вас от общения с Господом нашим: ибо не можете чашу Господню пить и чашу бесовскую, ни есть за столом Господним и за столом бесовским. 22. Или ревность хотите вызвать у Него этим? Разве сильнее Его мы (есмы), так что не взыщет этого с нас? 23. И хотя все можно ради свободы, но не все, что можно, бывает полезно ближним нашим. 24. Не своей только пользы должны искать мы, но и ближних. 25. Все, что продается на торгу, ешьте, только к жертвеннику бесовскому не приступайте. Ради совести не распрашивайте о том, что находите на рынке, - совесть разумею не распрашиваемых, а распрашивающих. 27. Если кто из неверующих зовет вас на обед, и вы желаете пойти, - то все, предлагаемое вам ешьте, по причине голода, никого не распрашивая ради совести, дабы не ослабеть ей. 28. Если же кто скажет: это священная жертва, - то не ешьте ради того, кто объявил. Ибо Господня земля с полнотою ея (и что наполняет ее). И хотя здесь вам не даст есть, но в другом месте не воспрещает вам. Ради совести, будет ли слаб, или окажется твердым. 29. О совести же говорю не моей, но другаго. Для чего свободе моей подвергаться суду чужой совести? то есть: если они соблазняются, то стану ли и я подобен им? 30. Если же я с благодарением принимаю пищу, то для чего подвергаюсь хуле за то, что я благодарю? Быть может, лжеапостолы хулили его за то, что проповедывал и ни от кого (за это) ничего не брал, - и, таким образом, преградил вход для лжеапостолов, которые устремляли свои глаза только на получение (вознаграждения за проповедь). Глава XI 1. Итак, подражателями мне будьте, как и я Христу. Поелику вы не видали Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, - так как и мы подвизаемся в подражание Христу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/892/...

(19) Но они взывали к Богу в беде своей, Он от бедствий их спас. (20) Послал Он слово Свое и исцелил их, избавил их от могил их. (21) Да славят они Бога за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (22) Да приносят они Ему жертву благодарения, да возвещают о деяниях Его с песнопением! (23) Отправляющиеся на кораблях в море, производящие работу в водах великих (24) видят творения Бога, чудеса Его в пучине: (25) изрек Он – и бурный ветер восстал, высоко поднял волны его. (26) Взошли они до небес, до бездны низошли, душа их в беде сжималась. (27) Кружились они, пошатывались, словно пьяные, вся мудрость их исчезла. (28) Но они взывали к Богу в беде своей, Он из бедствий их вывел. (29) Бурю Он остановил, она затихла, волны успокоились. (30) Возрадовались они, что затихло, что Он привел их к желаемой пристани. (31) Да славят они Бога за милосердие Его, за чудеса Его для сынов человеческих. (32) Да превозносят они Его в собрании народа, в заседании старцев пусть славят (33) Он реки превращает в пустыню, истоки вод – в место безводное, (34) почву плодородную – в солончаковую, – за злодеяние живущих на ней. (35) Превращает Он пустыню в озеро вод, землю иссохшую – в истоки вод. (36) Поселяет там голодающих, они основывают город для обитания, (37) засевают поля, виноградники насаждают, которые приносят им плоды, урожаи. (38) Он благословляет их, они весьма размножаются, скота их не (39) Были они малы и унижены от гнета, злосчастия и скорби. (40) Он изливает позор на князей, оставляет их блуждать в смятении безысходном. (41) Нищего же поднимает Он от бедности, умножает род его, как овец. (42) Честные видят это и радуются, а всякая неправда закроет уста свои. (43) Кто мудр, тот сохранит это, задумаются над милосердием Бога. (1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Бог славословия моего, не молчи! (2) Ибо уста злодея, уста коварные отверзлись на меня, говорят со мною языком лжи. (3) Окружили меня словами ненависти, воюют против меня без причины. (4) За любовь мою они ненавидят меня, а я (5) Воздали мне злом за добро, ненавистью – за любовь мою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

1.2. Теперь перейдем от нравственных вопросов к мистическому пониманию. И хотя в предыдущем обсуждении уже было немного сказано об этом, добавим то, чего, как кажется, не достает. Посмотрим, кто есть тот, кто упрекает Моисея (ср. Чис.12:1 ), кто злословит его. Не только иудеи, но и еретики, которые не признают закон и пророков, также осуждают Моисея. Они даже обвиняют Моисея в преступлении, когда говорят, что он – убийца, ибо «он убил Египтянина» (ср. Исх.2:12 ), и много иной хулы возводят они и на Моисея, и на других пророков. И за то, что они упрекают Моисея (ср. Чис.12:1 ), в душе их проказа и прокажен их внутренний человек, и потому находятся они «вне стана» (ср. Чис.12:14 ) Церкви Божьей. И так, все, в ком есть этот порок, будь то еретики, которые упрекают Моисея, или принадлежащие Церкви, осуждающие братьев своих, или те, кто злословит ближних, все они, без сомнения, прокаженные в душе. 1.3. Итак, Мариам по ходатайству первосвященника Аарона исцеляется (ср. Чис.12:15 ). Если порок осуждения заразил душу проказой, она будет прокаженной и нечистой до конца недели этого мира, то есть до воскресения; если же нет, то, пока есть время покаяться, обратившись с молитвой к Господу Иисусу, покаянием очистимся от проказы и скверны. Но мне думается, что упрекают Моисея не только эти первоначальные люди, не одни лишь еретики, которых мы упоминали выше; но все, кто понимает написанное Моисеем неверно и кто духовный закон принимает по-плотски, осуждают его, ибо о словах Духа учат по-плотски. Вы слышали, какому осуждению подвергаются клеветники и злословящие. Теперь послушайте, какую пользу они приносят тем, кого очерняют. Вы нигде больше не найдете, чтобы Бог так восхвалял раба Своего Моисея, как здесь, когда его упрекают. 2.1. Так послушай, о чем говорится дальше и какие хвалы Святой Дух воздает ему. Сказано: «И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба. И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, – он верен во всем дому Моему: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в загадках 11 , и славу 12 Господа он увидел 13 ; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом» ( Чис.12:5–10 ). Посмотрите, какое наказание навлекают на себя клеветники и какую похвалу получает от этого тот, кого они злословят. Себе приносят они позор, ему – честь, себе – проказу, ему – славу, себе – бесчестье, ему – величие.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1); впрочем, кто глубже исследует, тот найдет, что и это обвинение предполагает похвалу. Так как в то время нельзя было сказать ни о каком добром их поступке, а обвинение было велико, все развратились, и имели силу перенести (обвинение), то он начинает обвинением, говоря: « Удивляюсь » (Гал. 1:6), — что также есть похвала, — а потом хвалит их не за настоящее, а за прошедшее, говоря: « если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне » (Гал. 4:15). 2. « Принося плод », — говорит, — это о делах; « укрепляясь », — это об искушениях. « Во всяком терпении », то есть, в долготерпении друг к другу, а в терпении относительно внешних, так как долготерпение бывает там, где можно бы и отомстить, а терпение там, где месть невозможна. Потому Богу никогда не приписывается терпение, а долготерпение всегда. Так говорит этот блаженный, пиша и в другом месте: « Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия » (Рим. 2:4)? « Во всяком ». Не то, что теперь только, а после уже нет. « Во всякой », — говорит, — « премудрости и разумении духовном », — так как иначе нельзя познать волю Его. Хотя и думали они, что знают волю Божию, но это была мудрость не духовная. « Чтобы поступали », — говорит, — « достойно Бога »: это — путь наилучшей жизни, когда кто познал Божие человеколюбие; а познает его тот, кто может видеть преданного Сына, — он будет иметь большее рвение. Впрочем, мы не о том только молимся, чтобы вы знали (волю Божию), но чтобы показывали это и самыми делами, так как знающий и не делающий будет наказан. « Чтобы поступали », говорит, то есть, всегда, не однажды, а во всякое время. Как ходить нам необходимо, так и правильно жить; и такую жизнь справедливо называет он хождением, показывая, что эта–то жизнь предложена нам, и что мирская не такова. И велика похвала в словах его: « Чтобы поступали достойно Бога », и: « Во всяком деле благом », т. е., чтобы вы всегда возрастали и никогда не останавливались, и метафорически: « Принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога », т. е., чтобы вы столько облеклись в силу Божию, сколько это возможно человеку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1. Скука, нестерпимое однообразие (все – едино), безразличие. 2. Смерть, неизбежный конец жизни. 3. Время, нескончаемый круговорот. 4. Неразрешимая загадка зла. 5. Непостижимая тайна Бога. 1. Безразличие Все мы делаем ценностными суждения – что-то лучше для нас, что-то хуже. Мы выбираем жизнь, а не смерть; красоту, а не уродство; благо, а не зло. Мы – но не природа. Она равнодушна, безразлична. Стивен Крейн пишет: « Человек сказал мирозданью: «Знаешь, я существую». «Ну и что? – отвечало оно, –  Мне-то какое дело? Существуешь – и ладно ». Попросите вселенную ответить на вашу анкету. Узнайте у нее, сколько живых существ она породила. Пусть ответом будет некое число « х ». Теперь осведомитесь, сколько из них умерло, умирает или умрет. Ответ тот же самый, « х » – не « х – 1», а именно « х », полностью. Главная наша беда не в том, что бывают беды, а в том, что они бывают у всех, у кого угодно. Беда вот в чем: «На все это я обратил сердце мое для исследования, что праведные и мудрые и деяния их – в руке Божией, и что человек ни любви, ни ненависти не знает во всем том, что пред ним. Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы» ( Еккл. 9:1-2 ). «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» ( Еккл. 9:11 ). Мироздание – прямо как Ретт Батлер из «Унесенных ветром». Оно говорит нам: «Честное слово, мне на это наплевать». 2. Смерть Смерть – самая неприятная вещь на свете, но и самая очевидная. её не скроешь, как не спрячешь на кухне слона. Мало того: она не «будет», она «есть». Как только мы родимся, мы начинаем умирать. Все мы – банкроты, но не все заявили о своем банкротстве. Мы – олигархия живых в неисчислимой демократии мертвых. Что такое смерть? Человеческий разум, исходя из опыта, ответит:

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolkovaniya...

21. Манассия — Ефрема, и Ефрем — Манассию : это законные братья. Оба вместе — Иуду . Видишь ли гнев, усматриваешь ли бешенство? При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта , чтобы они знали, каких они достойны наказаний. Будучи подвержены стольким наказаниям, они однако не исправились, но оставались доселе погрязшими в те же пороки. ГЛАВА 10 1. Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения . Другие же переводчики говорят: горе тщательно изыскивающим основания. Почему он повторяет это? Только потому, что злодейства их были многочисленны и часты, что и было причиной болезней. Писание всюду называет злодейства болезнями: под языком — его мучение и пагуба (Пс.9:28). И поистине, болезнями служат злодеяния, не только не приносящие хорошего плода, но приносящие в крайней степени плод погибели. 2. Чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот . Не видишь ли ты, что пророк считает жалкими не обижаемых, но обижающих? Чем более он показывает обиды бедняков, тем более умножает наказания богачей. На них все постоянно жалуются, и, однако, постоянно так делается. Неудивительно, что евреи несут наказания, так как они совершенно привержены к земным вещам, но нам, ставшим трезвыми и мудрыми, не дозволительно быть виновными в преступлении того же рода. Вести вдов... и сирот в добычу народа Моего. Вот, иное великое убежище! Тем, которых не мучило сиротство, не притесняло вдовство и никакое другое зло, не дозволительно было притеснять других. Меня, говорит, должно бояться, и вследствие страха предо Мною вам надлежит быть кроткими и трезвыми. 3. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? Почему он говорит: издалека ? Чтобы обратить их к покаянию и чтобы показать, что Бог угрожает наказанием и оно определено небом. К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше? Другие же переводчики говорят: еже не впасти во узы. Так как вы оказались жестокими и бесчеловечными к своим ближним, то Я пошлю на вас чужих, и вы не найдете ни утешения, ни спасения. Это совершенно справедливо. Вы не жалели сирот, и вас никто не пожалеет. Кто привел вас в такую бедственность?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010