980 По преп. Максиму, слово «Израиль» значит в переводе с еврейского: «ум, видящий Бога» (Qu. ad Thal. LXV, 753В) от муж и видеть; ср. Быт. 32:30 . Такое толкование имени находим в древних греч. словарях библейских имён, P.Dc. Lagarde, Onomastica Sacra (2 изд., Gottingae 1887; мы цитуем страницы 1-го изд., отмеченные на полях 2-го издания) р. 170:90 (Onom. Coisl.). 203:92 (Glossae Colbert.). Иное производство у св. Иустина (Диал. с Триф., гл. 125): «человек, побеждающий силу». 1012 Имя «Ирод» скорее всего греческое (от ρως, герой), но преп. Максим, следуя древним словарям еврейских собственных имён, считает его еврейским и передаёт δερμτινος, как толкуется оно и в Onomastica sacra (изд. De Lagarde), р. 176, 44 (Vatic.), очевидно, при корнепроизводстве от ρ () кожа: р. 165, 96 (Coisl). То же производство видим и в Quaest. et dubia (после 16 вопроса), PG. 90, 800А. 1013 Ирод означает чувственное любовещественное настроение в человеке, привязывающее его к плотским помышлениям и греховным удовольствиям и являющееся в нём законом плоти, твёрдо вкоренившимся в силу преобладания чувства и чувственных влечений неразумных (страстных) сил души (Qu. ad Thal. XXXIII, 373D–376A). 1014 φυλακς, подтверждаемое Fr., схолией и Cap. quing. I, 79, представляет более правильное чтение, чем φλακε Reg. 1022 Св. Григорий Нисск., Против Евномия, кн. XIII (XII b.), PG. 45, 912A–B; русск. пер. VI, 237. Св. И. Златоуст (Бес.26 на 1Кор., § 2, PG. 61. 214). 1024 Вера – глава и источник всех добродетелей (Qu. ad Thal LXIV, 697A). Схема развития их из неё указана в Сар. de char. I, 3. Cap. theol. I, 16. 1025 Вера есть Христос, таинственно вселяющийся в человека (Ер. ad Nicandrum, PG. 91, 92А: ср. Qu. ad Thal. XL, 400B–C) и развивающийся в нём наподобие горчичного зерна (Сар. theol. II, 11). 1026 Веру Христову так же нужно чтить и предпочитать всему, как и Самого Господа Иисуса Христа, не ставя выше её никаких мирских интересов. 1027 Главой для деятельного подвижника, является благодатная сила веры, исповедуемая внешне в своём содержании в слове (учении) веры. По существу эта благодатная сила веры есть не что иное, как проявление Ипостасной Веры – Христа, вселяющегося в вере в подвижника и приносящего с Собою все блага веры, потенциально уже переживаемые верующим, и существенно заключённые во Христе (см. сх. 2 и 3). Равным образом, и слово веры есть не что иное, как отражение в верующем сознании Ипостасного Слова веры, Второй Ипостаси Св. Троицы, открывшейся в творении, промышлении и домостроительстве воплощения: оно так же содержит откровение истины, как содержит его по существу Ипостасное Слово. В виду такого соотношения указанных понятий преп. Максим без особого разграничения употребляет здесь их (вера и слово веры) в их субъективном (состояние человека) и объективном (благодатная энергия Логоса) значении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Продолжение следует). М. Муретов Голубцов А.П. О причинах и времени замены главного чтения литургийных молитв тайным//Богословский вестник 1905. Т. 3. 9. С. 69–75 (3-я пагин.) —69— В настоящее время все молитвы литургии, кроме заамвонной, у нас читаются священнослужащим тайно (μυστις) от народа. Вместо цельных молитв последний слышит лишь так называемые возгласы, то есть окончания молитв, содержащие славословие св. Троицы, большей частью в виде заключения причинного периода 1622 , или краткие извлечения, отрывочные фразы из средины их 1623 , между которыми нет видимой связи и нелегко восстановить её тому, кто незнаком с содержанием молитв и никогда не имел в руках служебника. Совершенно обратное явление представляла в этом отношении литургийная практика первых трёх–четырёх столетий: там гласное, общенародное произнесение молитв предполагалось само собой, являлось своего рода conditio sine qua non самой литургийной службы. В доказательство этой мысли сошлёмся прежде всего на известное место Апологии Иустиновой (главы 65–67), в котором от лица верующих своего времени последний писал: „По окончании молитв (о себе и новокрещённом), мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братий приносятся хлеб и чаша воды и вина, и он, взяв, —70— воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение (τς εχς α τν εχαρισταν), весь присутствующий народ возглашает (επευφημετ), говоря: Аминь, Аминь на Еврейском языке значит: Да будет“ 1624 . Что народ подтверждал произносившиеся предстоятелем вслух всех молитвы и благодарения, в этом заверяет одно место из письма Дионисия Александрийского к Римскому епископу Сиксту, приведённого в церковной истории Евсевия (кн. VII гл. 9; русск. пер. стр. 406–407). „Я не дерзаю“, писал первый ко второму об одном из крещённых еретиками, но находившемся в давнем общении с церковью, „снова приготовлять (ко крещению) того, кто выслушивал благодарения, и вместе с прочими произносил Аминь ( εχαριστας γρ πακοσαντα κα συνεπιφϑεγξμενον τ μν), и предстоял пред трапезой, и протягивал руки для принятия св. пищи“... В одном из древнейших литургийных списков – Александрийском Людольфовом после слов: Достойно и праведно об участии в литургийном каноне молящихся даже прямо замечено: „Потом произносят (dicunt) евхаристическую молитву, следуя за предваряющим епископом (episcopum praeeuntem sequendo) 1625 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

563 Приводим эту выдержку: «Вопрос что ес требокладенье идольское еже реч стыи василии не принимай приношенья от требокладеля идольска. Не поганым глть не крестьяном. Мнози бо от хрестьян, трапезы ставят идолом, и наполняют черпала бесом, кто суть идоли. Се первый идол рожанице, о нихже великий пророк Исаия глт велегласно вопиет река о горе ставящим тряпезу рожаницам, и исполняюще чернанья демоном, се вси вы яко хворост в огни изгорите и павел рече не можете ясти трапезы сотонины и трапезы Христовы, и паки не можете пити цяше сотонины и чаше Господни, таже реч дане не разгневаим Бога. А се второе вилам и мокоше и да ище ся не на яве молять да отай призываюче идоломольцы бабы, тоже творят не токмо худии люде не и богатых мужии жены, се же есть влеми злые иже есть прикладати трепрь святые бця, к идольстии трапезе»… Печатаем по изданию Тихонравова. Лет. русск. лит 4, 3, стр. 85–86. Ркп. Моск. Синод. Б. 14 в. л. 33. Но в ркп. Моск. Син. Б. мы не нашли этого места или номера рукописей изменены, или же у Тихонравова ошибка. 564 Приводим самую статью. Лаодикийского сбора. Еже им поведа англ. Церкви. Лоодикийския творимое дело злыми члвекы и глше англ. Горе, горе члвком тако творящем, иже есть ненависть бгоу, и на гневе бщи ижи от неразумья деюще, неподобное и непотребное, мнящеся честь творяще гжи бци ставяще трапезоу кроуничьными хлебы и сыры, и черпала наполняюще вина добровольного и творяще тропарь рожствоу и подавающе дроуг дроугу ядять и пиють; и мнятся добро творяще и хвалоу тем въздающе влдчци чистии. Ей же сть бечьстие и хоула, виною ревше рожьства. Нее честь се двци гжи бци не бо есть ед творимое в славоу бгоу и в похвалоу бци» Тихонравов. Лет. ibid, стр. 86. 565 Ркп. Новгородск. Софийск. соб. лист. 47. Напечат. Тихонравовым. Летоп. 4, 3, стр. 88. Ркп. Моск. Главн. Арх. Мин. Иностр. Дел. л. 352 (сокращ.). Напечат. В Арх. Истр. юрид. свед. Калачова, 2, 1, стр. 23. 569 Труды Киевской Духвной Академ. 1871, 3, стр. 574. У нас имеются любопытные сведения относительно исследуемого обычая. Простонародие Подольской губ. второй день праздника Рождества считает женским праздником. В этот день женщины в честь родившей Богоматери приносят в храм хлеб, называемый «приносом», над которым совершается краткая лития по усопшим. Хотя в этом случае нет намерения поминать умерших, но оно совершается по издавна установившемуся обычаю в Малороссии, и других молитвословий над приносами не совершают. Приносы имеют значение подарков, приносимых в честь родившей Богоматери, которую простолюдины считают необходимым приветствовать, как приветствуют всякую родильницу с благополучным разрешением от бремени. В виду этого обычай назывется «ходити на родини до Богородици». После богослужения женщины идут в дом священника и поздравляют его жену с праздником. Этот обычай очень древний и встречается в греческих месяцесловах 10 века под именем apilochia, т.е. «родильные дары»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 Возражения сии и ответы на них записаны здесь из уроков по Обличительному Богословию бывшего профессором Богословия и Ректором во Владимирской Семинарии, покойного Преосвященного Евфимия (Быликова), Епископа Саратовского († 1865 г.). 59 Оригенова молитва к небесным силам помещена в русском переводе в Воскресном Чтении за 1880 год. – Подробное рассмотрение приводимых Лютеранами свидетельств на свое мнение о почитании Ангелов из древних отцов и учителей Церкви чит. в Обличит. Богословии Рект. Каз. Д. Семинарии А. Иннокентия. Т. III, стран. 255–271. Здесь же раскрыто и значение правила собора Лаодикийского, на которое ссылаются Лютеране. 60 Лютеранские вероучители и другие приводят соображения от разума против истины бытия Ангелов-Хранителей. Но эти соображения только показывают в сих учителях отсутствие ума Христова ( 1Кор.11:16 ). Подробное рассмотрение всех их хитросплетений см. в Обличит. Богослов. А. Иннокентия. Т. III. Отд. 4. § 250. – См. также превосходный трактат об Ангелах Хранителях в Журн. М. Д. Ак. Прибавления к изданию Творений Св. Отцов в русск. переводе 1849 г. Часть осьмая. Учение веры. 62 Юлиан, вооружившийся на святых Христовых, потому вооружился, что и Христа отвергнул, и сделался из христианина язычником. У протестантов, не почитающих святых, не явилось ли множество подобных Юлиану, т. е. отрицающихся Христа-Богочеловека и новых язычников в христианстве в самом их богословски-ученом сословии? 63 Подробное обличение сего заблуждения Лютеранского чит. в Обличит. Богословии А. Иннокентия. Т. III, стр. 475–524. 65 Примечание. В Книге: Руководство к изъяснительному чтению Апостольских посланий и Апокалипсиса сост. А. Ивановым изд. 2. Киев. 1875 г. в объяснении 4-го и 5 стихов 8-й главы Апокалипсиса читаем следующее: «Молитвы святых, как благовонное курение беспрепятственно восходят к Богу. Ангелы Хранители и сотрудники нашего спасения служат лучшими посредниками между людьми и Богом, они приносят Ему только святые молитвы и восполняют их своим ходатайством. Когда молитвы святых не возносятся к небу в знамение ходатайства о земле, но повергаются на нее в знамение гнева святых, тогда они наводят на землю ужас страшными знамениями. Ап. Иоанн как бы с намерением коснулся этих молитв, чтобы показать, какое бедствие угрожает тем, которые не молятся святым и не просят их ходатайств пред Богом» стран. 541.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Митр. Макарий говорит, что слово «пресуществление» правильно и весьма сильно выражает самое существо древнего и постоянного учения Церкви о таинстве Евхаристии. – Проф. Бронзов А. Преложение и пресуществление. Петроград, 1916, стр. 16, 7. 3 и др. Ср. митр. Макарий Православно-догматическое богословие, т. IV, изд. 1852, стр. 203. 209 Известно, что митрополит Московский Филарет, которому Свят. Синодом было поручено перевести на русский язык догматические определения Иерусалимского Собора 1672 года, остался не совсем доволен греческой их редакцией и кое-что при переводе выпустил, а иное ради большей догматической точности выразил несколько иначе. В частности цитированное нами место не содержит некоторых схоластических излишеств, допущенных в греческом тексте, который читается так: «μετ τν γιασμν το κα ρτου κα το ονου οκ τι μνειν τν οσαν το ρτου κα το ονου, αλλ ατ τ σμα κα τ αμα το Κυρον ν τω το ρτου κα το ονου εδει κα τπ, τατν επεν, π το το ρτου συμβεβηκσιν. Подчеркнутые выражения «существо» (οσα) и «акциденции» (συμβεβηκ) митр. Филарет отчасти опустил, отчасти заменил. (См. Kimme1 Ε. J. Libri symbolici Ecclesiae Orientalis. Jenae, 1843, p. 458; ср. Послание восточных патриархов на русск. яз. Член 17-й. 210 Точнее – Единому Триипостасному Божеству. В определении Константинопольского Собора 1157 г. сказано: «Богочеловек Слово вначале во время владычних страстей принес Спасительную жертву Отцу, Самому Себе, как Богу, и Духу, от Которых человек призван от небытия к бытию, Которых он и оскорбил, преступив заповедь, с Которыми произошло и примирение страданиями Христа. Равным образом и теперь бескровные жертвы приносятся всесовершенной и усозершающей Троне, и Она их принимает». См. «Богословские труды», сборн. 1-й, изд. Моск. Патр. I960, стр. 93. 211 Св. Григорий Нисский говорит, что Иисус Христос «не ожидал определение Пилата, но неизреченным, таинственным и невидимым для людей образом священнодействуя, прежде взятия Своего на смерть, предварил по Своему всеведению насилие смерти, «Предавая Самого Себя в приношение и жертву за нас. Сам будучи Священником и вместе Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира». «Когда это было-» " – спрашивает он вслед за этим, и отвечает: «Тогда, когда Он подал теле Свое в пищу ученикам; тогда Он ясно показал, что жертвоприношение Агнца уже совершилось» (1-е слово о воскресении Христовом). См. Олесницкий И. Символическое учение лютеран о таинстве Евхаристии. Каменец-Подольск, 1894, стр. 211. Или Творения св. Григория Нисского . Ч. 8. М., 1871, стр. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Подобное многолетие говорится и после других служб. 59 В чине XVI в. прибавлено: «и стоят доньдеж сконьчают славословие и трисвятое и прокимен, и тогда входят в пещь пред протопоп». 60 «По славословии», говорится в уставе обрядов Московского Успенского собора, «чтутъ евангелие в пещи воскресное от 20 дни декабря, или от пещнаго действа до января по 14 день, или по первую неделю по Крещении» (Русск. Истор. библ., т. III, стр. 40). 64 О пении псалма 136 в чине XVI в. не говорится; нет упоминания даже и об антифонах, положенных по печатному чину. 67 В чине пещнаго действа XVI в. мы имеем относительно даннаго момента литургии следующий весьма интересный вариант: «И пропев (т. е. Трисвятое) стоят пред митрополитом доколе апостол чтут, и как подяк возгласит. Аллилуия. Келевсате (κελσατε). и отроки покланяются митрополиту и исходят изо ольтаря пред царския двери ». 70 Γ.Γ.Савваитова, Путешеств. Новгород, архиеп. Антония в Царьград в конце XII в. Спб. 1872 г. стр. 77. 72 В Διταξις’е протонотария Дмитрия Гемисты говорится: «κα λγεται τ. Πιστεω ες να Θεν». Ркп. Каир. патр. библ. 371. Тоже самое свидетельствует и Феодор еп. Андидский в своем толковании на литургию. Migne Patrol, curs. Complet, t. 140, col. 445. 73 Выражение печатнаго чина пещнаго действа: «Ioceй песнь» нам было бы не понятно, если не предположить здесь не совсем удачную передачу греческих слов: σοι πιστο в русской транскрипции: «Оси писти», непонятой и искаженной справщиками, при печатании «чина пещнаго действа». 74 В списке чина пещнаго действа XVI в. отроки от великаго выхода до самого конца литургии не принимают никакого участия в совершении богослужения. Во время «кенаников», они приносят «дору» митрополиту, а когда, по окончании литургии, последний разоблачается, они поют: «Ис полла ити деспота» и провожают митрополита в его покои. 77 Вставочныя слоговыя украшения «не-не-на», называвшияся у греков «кратиматами», а у нас «попевками», появляются в русских нотных богослужебных кннгах из Византии в самых ранних памятниках этого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Шла процессия, впереди ее митрополит Филарет в полном облачении, с крестом в руках. Его под руки ведет отец М-ва и говорит митрополиту: «Благослови, Владыка, сына моего Василия». – И митрополит перекрестил его, говоря: «Бог благословит тебя благополучно продолжать путь». Видение кончилось, дремота М-ва прекратилась, и вдруг он услышал лай собаки. Ни одной собаки между тем с ними не было. Все слышали этот лай, а верблюды сами повернули в ту сторону и бодро пошли в сторону лая. Пять или более верст раздавался перед путниками этот лай невидимой собаки и довел их до киргизского аула. Подкрепившись, они спросили, где собака, которая привела их к жилью? Этот вопрос удивил киргиз: во всем ауле не было ни одной собаки... Один московский книгопродавец, чтящий память митрополита Филарета, в 1883 году вечером, накануне дня св. Филарета Милостивого (1 декабря), имя которого носил митрополит, – собрался в театр. В это время ему приносят портрет митрополита, который ему давно хотелось иметь. Он купил портрет, а в это время ударили на соседней колокольне. Он спросил, какой завтра праздник, и ему ответили, что день Ангела почившего митрополита. Он призадумался и, вспомнив, что и торговлю свою он когда-то открыл 1 декабря, пошел ко всенощной... Через несколько лет он взял более обширную лавку. Когда все уже было перевезено, он пошел в церковь пригласить священника для молебна, в церкви служили панихиду по митрополите Филарете: опять было 1 декабря. Через несколько дней, когда он открыл уже лавку для покупателей – входит простой русский мужичок и делает «почин», – спрашивает «Слова и речи» митрополита Филарета. «Пусть умники, – заключил свой рассказ этот купец, – нынешнего века назовут все случайностью. Но я, темный человек, не могу не видеть в этом благословения великого митрополита, и потому свято чту его память». (Извлеч. в сокрощ. из кн.: «Русские подвижники XIX в.» Приложение к журналу «Русск. Паломник»). 2. Случаи прозорливости из жизни Иосифа, архиеп. Воронежского. Некоторые случаи подтверждают то, что в нем был дар прозорливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

238 «Чин Иакова брата Заведеева: говорю и я Иаков, брат Иоанна Заведеева, чтобы тотчас дьякон говорил: да никто из оглашенных, никто из слушающих, никто из неверных, никто из иноверных! Молившиеся первою молитвою выйдите (по толкованию Августи, под первою молитвою разумеется молитва об оглашенных, Daniel, 60, прим 2); детей возьмите матери. Да никто против кого, да никто в лицемерии! Прямо стоя будем приносить (μεν προσφρειν) Господу со страхом и трепетом. – По исполнении этого (всего оказанного – νγενομνων) дьяконы пусть приносят дары(προσαγτωσαν τ δρα) епископу к жертвеннику (престолу – θυσιαστριον), а пресвитеры с правой и левой стороны его пусть стоят как бы ученики, стоящие при учителе. Два же дьякона с той и другой стороны жертвенника пусть держать рипиду... и отгоняют ею маленьких насекомых, чтобы они не попали в чаши (κπελλα).//Итак архиерей, помолившись про себя вместе с священниками и nepeoдebшucь(μετενδς,Konig: ein anderes hellglazendes Gewand angezogen; русск. перевод не точно: облачившись, ибо μεταв сложении с глаголами значит: пере) в светлую одежду и став к жертвеннику, пусть сделает рукою на челе знамение креста и скажет ко всем: благодать Вседержителя Бога и любы Господа нашего И. Христа и причастие»... 239 Возглас дьякона: никто из немогущих да не приступит (по одному чтению: μ προσερχτω– да не приступает к таинству, по-другому: προερχτω– да не уходит вместе с оглашенными. Первое должно предпочесть, – Бунзен, II, 519, прим. 5; Даниель, 55), потом общая ектенья за верных: о мире и благосостоянии всего мира и вселенской церкви, за местный приход, о плодоносящих во св. Церкви и совершающих бедным милостыни», потом и о приносящих (προσφερντων) жертвы и начатки Господу Богу нашему помолимся, яко да всеблагий Бог во дает им пренебесными своими дарами и даст им в настоящем в сто крат и в будущем жизнь вечную и дарует им за земные пренебесные, о новопросвещенных, больных; восстанем и предадим себя Богу; молитва епископа за верных, по содержанию сходная с теперешними молитвою об оглашенных, прежде святого возношения (по форме и началу), и двумя молитвами о верных; диакон – вонмем, епископ приветствует Церковь словами: мир Бога со всеми вами, народ отвечает: и со духом твоим, дьякон: лобзайте друг друга лобзанием святым; лобзание епископа с клиром, мужчины с мужчинами, женщины с женщинами, детей ставьте к алтарю (πρς τ βματι, – алтарь, как мы сказали, возвышался над остальною частью церкви; точнее, по нашему, должно переводить: «к солее», рус. перевод: «к амвону», Konig: «amchöre», Probst: «an den stufen»); заними надзирает один дьякон, – другие стоят при дверях мужчин, иподьяконы при дверях женщин, – один же из иподьяконов подает иереям омыть руки в знак чистоты посвященных Богу дyш«.–(Daniel, 55–60).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Это брашно остается навсегда. С другой стороны, так как иудеи вовсе не заботились о вере и не старались узнать, кто совершает такие дела и какою силою, а хотели только одного – насыщаться ничего не делая: то Христос справедливо назвал такую пищу брашном гиблющим». (Беседы Злат, на Ев. Иоанна, р. перев, ч. II. стр. 115–118). Вот истинный смысл слов – вводивших в заблуждение и смущавших одних и служивших поводом к злоупотребление для других. «Павловы уста – Христовы уста, – Златоустовы уста – Христовы и Павловы уста» («люблю, говорил св. Димитрий Ростовский , одну старую книгу за то, что в ней написаны эти, приведенные, слова»). И из этих уст, таким образом, мы слышим призыв к жизни, полной труда. Прибавим еще, что по мысли великого учителя церкви, «искать полезного для всех – вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства»! (Беседы на I посл. Коринф., ч. II, русск. пер., стр. 49). Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу ( 1Кор. 13 ), говорить апостол. А Златоуст объясняет: «ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних: постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, и еще далеко отстоишь от образца. Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим. Это видно из примера того, который принес талант целым и был наказан за то, что не умножил его. Так и ты, брат, будешь ли оставаться без пищи, спать на земле, есть пепел и постоянно воздыхать, но если ты не оказываешь никакой пользы другим, то не делаешь ничего важного! Это особенно имели в виду все великие в древности и доблестные мужи: исследуй тщательно жизнь их, и ты ясно увидишь, что каждый из них имел целью пользу не свою, а ближних: тем они особенно и прославились» (Ibid. 50). Мы должны, конечно, здесь повторить тоже самое, что было замечено относительно приведенных выражений св. Епифания: нельзя, разумеется, в словах вселенского учителя видеть похвалу исключительно труду, приносящему материальную пользу: тяжкий труд церковного благовествования ужели не есть труд имеющий свое оправдание в пользе вечной? Но в тоже время решится ли кто приписать словами Златоуста и ту мысль, будто человек, доставляющей дрова для согревания дома благовестника, или шьющий одежду для защиты его тела, есть человек не приносящий никакой пользы в златоустовском смысле? И не должно ли и сюда распространить мысль о разделении дарований, из коих каждое имеет смысл и потому каждое «заслуживает похвалы»? Но Златоуст касался вопроса о труде и предлагал христианское учение о нем не только в опровержение тех ложных воззрений в понимании жизни по духу христианства, какие в его время иные как будто бы благовидно основывали на слове Божьем, но он же подобно св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

е. блюстителям церковным). Т. I, σελ 299. 975 Prolegomena (см. выше), pp. 37–38. Толковая Псалтырь Зигавина переведена на русск. язык (Киев, 1898). Переводы этого труда существовали и раньше. 984 Ullmann Uber die dogmatische Entwickelung der gnechisch. Kirche im XII Jahrund. Studien und Knt. 1833 (S 671) Статья эта, несмотря на то, что она написана давно, не потеряла своего значения и теперь: ее называют основательной (Дрэзеке), прекрасной (Гасс), отличающийся здравыми взглядами (Калогер). 986 Zigabeni Narratio de Bogomilis, seu Panopliae dogmaticae titulus XXIII (no Миню XXVIII). Editio Gieseler’s Gottingae, 1842. В предисловии, с. 2–3. Ниже мы будем пользоваться этим Гизилеровым изданием Зигавинова титула «О богомилах», так как это издание считается наилучшим. 1001 Kurtz. Handbuch der Kirchengeschichte. В. I. Abtheil 3, S. 97. Mitau, 1858 И в самом деле, описывая этих еретиков, автор при изложении их учения всегда употребляет формы настоящего времени: contendunt, audent, asserunt. 1005 Начиная с VI книги, сочинений издано (Migne. PG. Т. 140) в подлиннике с латинским переводом, но зато в отрывках. Целиком изданы лишь немногие книги •Сокровища», например, 24–я, где заключаются акты собора относительно одного спора середины XII века о Христе, как приносящем жертву и приемлющем ее; Книгу 25–ю составляют акты соборные по поводу спора о тексте: «Отец больше Меня», спора, бывшего во дни Никиты. Нужно сказать, что акты соборные, помещаемые в 24–й книге Никиты, из этого сочинения заимствованы Минем и отпечатаны в его изданиях. 1008 Оба эти спора изложены были нами в своем месте, с. 109 и далее.; 121 и Далее. Известия Никиты касательно последнего спора уже стали, к счастью, достоянием русской науки. 1009 Draseke. Zu Nicolaos von Methone. Две статьи в журн. Zeitschrift fur Kirchcngeschichte, 1888 (Band IX). Еще: Draseke. Nicolaus von Methone. Byzant. ZeimschrifmB. I, 1892, S. 438–479. И еще: Draseke. Nik. von Meth. als Bestreiter des Proklos Theol. Studien und Kntiken, 1895, S. 589–616. 1010 Например Gass, написавший статью о Николае в энциклопедии Герцога– Гаука (Band X, 1882 г.), не знал о существовании многих изданных сочинений Николая, напечатанных еще в 60–х годах. Даже Дрэзеке не все мог достать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010