4. Кастор и Поллукс, по верованиям греков и римлян, были сыновьями властителя неба и высшего из богов Зевса (иначе Дия), почему назывались Диоскурами; по смерти они, по этим верованиям, живут и через день снова умирают, пользуясь лопонесскими божествами света. В то же время они почитались как покровители государства. В честь их совершались особые праздники, называвшиеся «Диоскуриями» (по их имени), а также «Анакиями» — праздниками властителей и правителей, как в некоторых местностях назывались Кастор и Поллукс). 1. Страдания св. Зосимы относятся к началу IV века ко временам царствования римского императора Диоклитиана. Память св. Зосимы пустынника совершается еще 4 января вместе с св. Афанасием комментарисием (смотрителем за узниками, ведшим им запись), который, увидев Зосиму невредимым после страшных мучений, уверовал во Христа и после молитвенных подвигов предал дух свой Господу в пустыне. Св. Зосима, по минейным сказаниям, кратко передаваемым и св. Димитрием Ростовским под 4 января, скончался не сразу после претерпенных от Дометиана мучений, а мирно предал дух свой Господу там же в пустыне, вместе с св. Афанасием, в расщелине одной скалы. 1. Год рождения св. благоверного князя Феодора точно определить нельзя, но, несомненно, это было между 1240 и 1245 гг. — По свидетельству его жизнеописателя (иеромонаха Антония, 2-й половины XV в.), он от юных лет воспитан был в благочестии и научен божественным догматам, коими с любовью наполнялось его сердце, как губка, напояемая чистою водою; отроком он уже уклонялся детских игр и обычаев, прилежа наипаче чтению священных книг и соблюдая чистоту душевную и телесную. 2. Можайск (ныне небольшой уездный город Московской губернии) был тогда еще очень юным, бедным и малонаселенным городком с небольшою округою и прилежащими селами. Но Феодор принял удел, по выражению составителя его жития, безропотно, помышляя паче всего о стяжании сокровища некрадомого, нетленного, вечного. В короткое время умный и добрый князь сумел сделать свой удел и людным и не бедным и заслужил благоговейную любовь народа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Ярославский (по происхождению – Смоленский) князь Феодор Ростиславич, прозванием Чёрный, скончался в 1300г. 1008 ; из двух его сыновей – старший Давид скончался в 1321г. 1009 , а младший Константин неизвестно когда, причём все трое, несмотря на разновременную смерть, положены были в одном общем гробе, в Ярославском Спасском монастыре. Так как существует краткая повесть о преставлении Феодора, которую есть основания считать написанной немного спустя времени после его смерти 1010 , то представляется не невероятным думать, что местно он начал быть почитаем (в смысле поклонения гробу, пения панихид над ним) более или менее вскоре после смерти. Настоящим образом были причислены к лику святых или канонизованы все три князя после 1463г., в котором начали совершаться при их гробе чудеса 1011 . Свои предположения о времени жизни и о лице преподобного Аврамия Ростовского мы высказали выше (I т. 2 половина, стр. 641 sqq/763 sqq ). Он был причислен к лику святых в конце XV – в начале XVI века (ibid. стр. 650/772 ). Преподобный Димитрий Прилуцкий, скончавшийся в 1392г., был причислен к лику святых, как нужно думать, в начале второй половины XV века 1012 . Празднование памяти преподобного Сергия Радонежского, скончавшегося в том же 1392г., началось с 1422г., когда вследствие чудесного откровения, были извлечены из земли и обретены нетленными его мощи. Как кажется, сначала было установлено празднование не общее, а местное – монастырское; но, во всяком случае, оно сделалось общим в смысле общерусского весьма скоро 1013 . Преподобный Кирилл Белозерский, скончавшийся в 1427г., был причислен к лику святых ещё более скоро, чем преподобный Сергий Радонежский: в одной грамоте митрополита Ионы от конца 1448 – начала 1449г. он уже молитвенно поминается вместе с Петром митрополитом, Леонтием Ростовским и Сергием Радонежским, как принадлежащий к числу преимуществующих (великих) русских святых 1014 . Подводя итог отчасти положительным известиям, отчасти вероятным предположениям относительно времени, когда какой святой из числа занимающих нас святых был прямо канонизован, как святой общерусский или из местных святых стал святым более или менее общерусским, мы получим следующее относительно постепенного умножения числа общерусских святых за рассматриваемое нами время (от нашествия Монголов до митрополита Макария): в XIII веке к четырём святым, наследованным от периода до-монгольского (Борису и Глебу, преподобному Феодосию Печерскому и Леонтию Ростовскому) прибавились два святые: Владимир и Ольга; в XIV веке прибавились четыре святые: митрополит Пётр, Игнатий Ростовский и Михаил Черниговский с боярином Феодором; в первой половине XV века прибавились три святые: Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский и митрополит Алексей; во второй половине четыре святых: Варлаам Хутынский, Димитрий Прилуцкий, Никита Переяславский и Антоний Печерский; в XVI веке пять святых: Исаия Ростовский, Феодор Ярославский с сыновьями Давидом и Константином и Аврамий Ростовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святый, святый Димитрие, помолись обо мне грешном Игнатии. Письмо грешного Игнатия начато года 693. . . (?) месяца октября во 2. Божий дар и Игнатия труд приими, честный Кресте, и помилуй мя». Во-вторых, среди самой рукописи, на л. 202 крупной тончайшей вязью: «Книга сия по дару и по благости Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа написана в лето Великих Князей Ивана Васильевича и Ивана Ивановича Самодержцев руския земля». По первой летописи рукопись окончена в 1429 году, по второй написание ее относится ко времени между 1462 и 1490 гг., которое определяется восшествием на престол Uoahha III и кончиной Иоанна Иоанновича. Противоречие должно быть объяснено тем, что первая списана с древнейшего оригинала, а вторая принадлежит писцу самой рукописи. Потому Троицкую Псалтырь следует относить, не означая года, просто ко второй половине XV века. В XVI веке принадлежала она князю Пенкову или Пенькову, как значится в записи на обороте первого порожнего листа почерком того века: Княж Михаила Даниловича Пенкова. Над словом Михаила надписано Александра. В упомянутом описании Троицких рукописей объяснено так: «Боярин кн. Данило Александрович Пенько-Ярославский скончался в 1520 г.; Александр – сын его, о Михаиле ничего неизвестно». Рукопись состоит из двух частей, существенно отличающихся между собою и по письму, и по стилю в украшениях. А именно: лл. 1–4 с чтениями из Евангелия и лл. 41–167 с текстом Псалтыри принадлежат одному писцу и выдерживают один и тот же стиль в своеобразных украшениях из листьев и цветов; что же касается до лл. 5–40 и от л. 168 до конца рукописи, то эта большая половина отличается от первой как письмом, представляющим смесь славянского почерка с греческим, так и киноварными, и разноцветными с золотом украшениями, в стиле славяно-русских орнаментов XV века. Эта половина – главная; в нее входит первая, как составная ее часть. Можно думать, что они соединены вместе случайно, только переплетом, который сам по себе не представляет ничего особенного. Обе вышеприведенные летописи принадлежат к большей, второй половине.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

По времени их подвигов, начинающихся с первой половины XII, и продолжающихся до последней половины XVII столетия, большее число их жило в XV и XVI столетиях; местами их святой жизни и деятельности по преимуществу были: Вологда, Устюг и Тотьма, с их окрестностями. Для большей наглядности прилагается при сем топографический их список, составленный митроп. Евгением. Топографичестй список святых Вологодских чудотворцев, с означением места жительства их, или иахождения их святых мощей. По городу Вологде и Вологодскому уезду: 1) Антоний, Епископ Вологодский и Великопермский, коего мощи почивают под спудом в Вологодском Софийском соборе; поставлен был из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря во епископа на Вологду, в 1586 году, преставился в 1588 году, Октября 26. Память его Октября 26. 2) Преподобный Герасим, игумен и начальник 3 Троициаго монастыря, что на Кайсарове ручье, пришедший в Вологду из Киева в 1147, а преставившийся в 1178 году, марта 4. Мощи его исчивают под спудом в приходской церкви при Кайсарове ручье. Память его Марта 4. 3) Преподобный Галактион, затворник и начальник Спасокаменского Духова монастыря, замучен от Литвы, напавшей на Вологду в 1613 году, Сентября 24. Мощи его под спудом с монастырской церкви. Память Сентября 24. 4) Преподобный Димитрий Прилуцкий, игумен и начальник Спасо-прилуцкого монастыря. Преставился 1392 года, Февраля 11. Мощи его под спудом почивают в нижней монастырской церкви. Память Февраля 11. 5 и 6) Князья: Иван, а в монашестве Игнатий, и брат его Димитрий Андреевичи Углицкие, от великого князя Ивана Васильевича заточенные в Прилуцкий монастырь; оба тут скончались, Игнатий 1522 года, Мая 19, а Димитрий неизвестно когда. Мощи их под спудом в Прилуцком монастыре. Память Игнатия Мая 19. 7) Св. благоверный князь Феодор Всеволодович. Но когда скончался и где положен, неизвестно. 8) Преподобный Петр, чудотворец Спасокаменного монастыря, жил около начала XV века, а почивает в Спасокаменном монастыре на острове Кубенского озера. 9) Блаженный Василий, Юродивый, живший в братстве Каменного монастыря на Кубенском озере. Мощи его под спудом в нижней палатке там, под церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. Арсений был епископом в Твери. Здесь он и родился от благочестивых, богатых и знатных родителей. Получил высокое по тогдашнему времени образование. Но ни богатство, ни знатность рода, ни образование не прельщали Арсения: он с ранних лет стремился к Богу. И со смертью родителей начал расточать имение на бедных и убогих, так что многие смеялись над ним и укоряли его в безрассудной расточительности. Расточив имущество и отпустив на волю своих рабов, Арсений удалился в Киево-Печерскую лавру и принял монашество. Здесь днем он исполнял трудные монашеские послушания, – рубил дрова, носил воду, готовил» пищу, а ночью молился. Скоро он был посвящен в иеродиакона и взят митрополитом Московским Киприаном для заведывания письменными делами по митрополии. Затем, по желанию князя Михаила Александровича, посвящен в епископа в Тверь. Сначала святой не соглашался на принятие высокого епископского сана, ссылаясь на свое недостоинство. 20 лет он управлял тверской паствой, служа для нее первым примером во всем добром. Св. Арсений примирял враждующих князей. Основал в 4-х верстах от Твери, на берегу реки Тмаки, в урочище Желтикове, монастырь. Сам приготовил для себя гроб из большего камня. Скончался в 1409 г. Через 80 лет мощи его обретены нетленными и почивают в Желтиковом монастыре. Преподобный Агафон подвизался в Египте, в Скитской пустыни. Жил в V веке. Мученик Троадий, будучи юношей, пострадал в Неокесарии при Декии. Кончину его зрел духом св. Григорий Неокесарийский (память 17 ноября). Мученица Евфалия дева, рожденная в Сицилии, за веру Христову была убита собственным братом, воеводой Сирмилианом, в 257 году. Мученики 440 пострадали в VI веке в Италии от лонгобардов на то, что отказались служить идолам. Преподобные Савватий Тверской и ученик его Евфросин жили в XV веке. Св. Савватий основал пустынь (ныне село Савватиево) в 15 верстах от Твери. Он был весьма строгим подвижником. Святые подвижники Корнилий Комельский (19 мая) и Иосиф Волоколамский (9 сентября) приходили к нему поучиться иноческой жизни. В одном из бывших монастырских храмов стоит доселе гробница св. Корнилия. Св. Евфросин был достойным учеником и подражателем св. Корнилия. Многие князья и бояре приходили к нему для назидания. Для уединения удалился он на один из островов Ладожского озера. Но и здесь не мог иметь его, так что снова возвратился в Савватиеву пустынь. Скончался св. Евфросин во 2-й половине XV века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Чёлма, урочище. Кирилло-Челмогорская пустынь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1378. Адрес: Архангельская обл., Каргопольский р-н, б. выселок Челма у впадения р. Челма в Монастырское озеро Координаты: 61.664756, 38.190333 Проезд:1. На лодке из Лекшмозера или Орлово до пирса в юго-восточной части Лекшмозера, пешком 1,5 км. 2. Возле а/д Р-2 Долматово-Пудож стоит поклонный крест. От него по заросшей, частично заболоченной тропе 5 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь находится на месте молитвенных трудов и подвигов преподобного Кирилла Челмогорского, который прожил в уединении на горе Челме 52 года из 82 лет своего земного жития и скончался 8 декабря 1368 года. Он основан в 1378 году иеромонахом Арсением. Однако история монастыря второй половины XIV-bcero XV в. неизвестна. Монастырь входил в Каргопольский уезд Олонецкой епархии. Ныне Архангельская область Каргопольский район. Расположен к юго-востоку от д.Морщихинской между Лекшмозером и озером Монастырским. В XV веке была воздвигнута новая Богоявленская церковь с приделом великомученицы Екатерины. Иоанн Грозный пожаловал монастырю пашенные земли, сенные покосы, леса, озёра и небольшие речки, велел отписывать монастырю часть каргопольских доходов. В начале XVII века пустынь не раз подвергалась разорению литовскими отрядами. В 1633 монастырю была выдана грамота митрополита Новгородского и Великолуцкого Киприана с благословением на строительство двух храмов — Богоявления Господня и Благовещения Богородицы, в 1637 году — ещё одна грамота с благословением на строительство третьего храма над Святыми воротами во имя Великомученицы Екатерины. В 1674 году взамен сгоревшей Благовещенской построена Успенская церковь. Кроме того, монастырь имел своё подворье в Каргополе. В 1764 году по приказу Екатерины II монастырь попал под секуляризацию (передача церковных земель государству), затронувшую многие обители. Храмы пустыни стали приходскими. В 1845 году строения бывшего монастыря были приписаны к Александро-Ошевенскому монастырю, а в 1880-х годах Челмогорский монастырь получает относительную (хотя официально и не подтверждённую) самостоятельность. В 1880 и 1887 годах монастырь страдает от пожаров. В 1904 году указом Святейшего Синода монастырь официально получает самостоятельность. Известно также, что в 1910 году настоятелем был постриженик Александро-Свирского монастыря иеромонах Герман. В советское время, около 1920 года, монастырь был окончательно упразднён. Но ещё около десяти лет там теплилась жизнь. Настоятель пустыни Афанасий пытался наладить скитскую жизнь. Ещё значился выселок Челма в четыре хозяйства. В 1925 году с колокольни сняли колокола. Через три года вывезли иконы. Ещё через двадцать лет разрушили колокольню. В 1932 году после арестов духовенства и монашествующих Кирилло-Челмогорский монастырь окончательно ликвидирован.

http://sobory.ru/article/?object=27950

Вскоре известие о благочестивой жизни преподобного Корнилия распространилось по окрестностям. И, несмотря на уединенность острова, к нему стали приходить многочисленные посетители, искавшие у него духовной помощи и наставлений. Некоторые из них просили святого подвижника разрешить им поселиться на острове для отшельнической жизни. Преподобный Корнилий с радостью принимал их, помогал им строить келлии, а затем вместе с ними построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Так было положено начало Палеостровскому монастырю. Не оставляя своих обязанностей по управлению созданной им обители, угодник Божий часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, расположенную на том же острове у подножия горы. Молитвенный подвиг преподобного Корнилия усугублялся ношением тяжелых железных вериг и суровым постом. Однажды во время ночной молитвы святой игумен удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который явился ему с крестом в руках и благословил его и обитель. Утешенный столь сладостным видением, преподобный Корнилий оставил настоятелем обители своего любимого ученика преподобного Авраамия (память 21 августа/3 сентября) и удалился в затвор в пещеру, где пребывал до самой смерти. Преподобный Корнилий скончался около 1420 года в преклонном возрасте и был погребен на месте своего затворнического подвига. Еще при жизни преподобного игумена Авраамия (скончался во 2-й половине XV века) Господь прославил нетлением тело первооснователя обители преподобного Корнилия. Преподобный Авраамий с братией торжественно перенесли честные мощи своего учителя из пещеры и положили под спудом в соборном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Дмитрий Донской, благоверный Великий князь Московский Благоверный великий князь московский Димитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. О детстве будущего великого князя сына Иоанна Красного и великой княгини Александры известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, — говорится в «Слове о житии» Димитрия Иоанновича, — и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В половине XVIII века Аркадиевская обитель была приписана к Клопскому монастырю. В этой обители погребен известный в истории посадник новгородский Твердислав Михалкович, который здесь принял иночество в 1221 году. МОСТИЦКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, муж. с церковью Николая Чудотворца, существовавший близ Новгорода в XV, XVI и XVII веках. Дальнейших подробностей о сей обители никаких неизвестно. РОГОВИЩСКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. близ Новгорода; основан был св. Моисеем архиепископом в 1334 году. Сей монастырь давно уничтожен. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. в 3 верстах от Новгорода, на берегу озера Мячина. Основан был в 1171 году первым новгородским архиепископом св. Иоанном и братом его св. Григорием, который впоследствии был также хиротонисан во архиепископа. В смутное время междуцарствия, монастырь этот разорен шведами; после чего, в царствование Михаила Феодоровича, возобновлен. – Здесь три церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы; 2) Богоявления Господня, на вратах; храмы эти сооружены каменные св. Иоанном, в 1180 году; 3) Воскресения Христова, построена каменная ж в 1421 году. При соборной церкви устроен, в начале XIV века, придел во имя св. архиепископа Феоктиста, который был здесь игуменом и хиротонисан, 1300, во архиепископа; оставя ж епархию, жил на покое с 1308 года и скончался здесь 23 декабря 1310. Мощи его, обретенные около 1607, перенесены отсюда, 1786, по случаю уничтожения обители, в Юрьев монастырь. АНДРЕЕВСКИЙ, муж. существовавший некогда близ Новгорода. О нем упоминается в XV веке. Впрочем, никаких подробностей неизвестно. ВОЛОТОВ-УСПЕНСКИЙ, муж. близ Новгорода, на реке Волховце; основан был в 1352 году архиепископом св. Моисеем, который соорудил здесь, в 1357 году, каменную церковь Успения Богородицы. В этом храме, существующем поныне, находится по стенам древнейшая Корсунская или Византийская живопись. Обитель упразднена в 1764 году. Окрестности монастыря известны под названием Волотова поля потому, что тут, на горе, стояли некогда капище и кумир новгородского идола Волоса. Подле Успенской церкви есть древний курган, почитаемый многими за могилу Гостомысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Адрес: 157940, п. Красное-на-Волге, площадь Красная, Красносельский район, Костромская область Телефон: +7 (49432) 2-75-76 Электронная почта: info@kostromaeparhia.ru Подробнее... Никольский храм (Незнаново) [ править править код ] Храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца существовал со времени возникновения села Незнаново. В рукописях местного краеведа 19 века протоиерея Михаила Яковлевича Диева есть указания на то, что в переписных книгах 17 века село Незнаново упоминается уже в 1627-28 годах. О нашем селе и храме есть также информация в январском номере 1903 года в Костромских епархиальных ведомостях. В 1783 году в эпоху активного возведения каменных храмов в нерехтском уезде, был перестроен и старый Никольский храм в селе Незнаново. Считается, что архитектором и строителем был известный местный архитектор самоучка Воротилов Степан Андреевич (1741-1792). Позднее, в середине 19 века, к Никольскому приходу был пристроен зимний придел во имя святителя Василия Великого. Когда и кем был расписан храм и на чьи средства нам пока не известно. Адрес: Костромская область, Нерехтский район, с. Незнаново Телефон: +7-910-661-91-36 (протоиерей Сергий) Подробнее... Храм Илии Пророка (Яковлевское) [ править править код ] Ильинская церковь построена в 1768 году в традиции древнерусского церковного зодчества. Колокольня пристроена в 1780-1790-е годы в стиле барокко. Со второй половины XV века до секуляризации 1764 года село принадлежало Ипатьевскому монастырю. Уже в 1460-е годы существовала церковь в честь Иакова (по которой село и получило свое название). В 1695 году рядом с зимней была поставлена летняя церковь, привезенная настоятелем Ипатиевского монастыря архимандритом Паисием из подмонастырской Ипатьевской слободы в Яковлевское. Это был деревянный одноглавый храм во имя святого пророка Илии. В 1760-е годы была построена существующая церковь, в холодном четверике которой был помещен престол в честь пророка Ильи, а в теплой трапезной в честь святого апостола Иакова. В 1944, когда скончался последний настоятель церкви Александр Островский, храм был закрыт. С 1952 года здание было передано колхозу «Новый путь». Церковная утварь и иконы были вывезены частично в Кострому, частично – в Покровский храм в Шунге.

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

Предлагаемая читателю книга богослова, историка музыки и педагога Д.В. Разумовского (1818–1889) посвящена истории профессионального мужского хора XVII в. певчих государевых дьяков. Для всех интересующихся церковным пением и историей Церкви. Содержание I. Состав хора Государевых певчих дьяков и управлений их II. Содержание Государевых певчих дьяков III. Хоровые достоинства Государевых певчих дьяков IV. Судьба Государевых певчих в конце XVII и в начале XVIII в. V. Список Государевых певчих дьяков XVII в.     Православная Греко-Российская церковь , для исполнения богослужебного пения, всегда имела особых певцов при каждой епископской кафедре, и при каждом соборном или приходском храме. Эти певцы принадлежали к сословию священнослужителей и поставлялись иерархической властью, от которой они, по каноническим правилам, находились в зависимости. Древний обычай православной церкви дозволял петь в храме вместе с клиром народу. На этом основании в русской церкви, с самых первых времен ее, православный народ часто упражнялся в пении, любил его и вместе с клиром участвовал в исполнении при общественном Богослужении. Так в православных храмах образовались певцы-любители, не имевшие никакого иерархического поставления. По любви к церковному пению, по ревности к благолепию в богослужении, певцы любители нередко соединялись между собой в большие или меньшие группы, и приблизительно составляли то, что ныне известно под именем частного или вольного хора. С утверждением русской столицы в Москве, такой отдельный хор церковных певцов встречается в первый раз при дворе великокняжеском, не ранее, впрочем, XV века. Великокняжеские певцы считались в придворной службе – дьяками и пользовались от двора определенным содержанием. Во второй половине XVI века, содержание царских дьяков представляется уже в довольно правильной системе. Царь Иоанн IV отличался особенной любовью к церковному пению 1 и содержал при себе довольно значительное число дьяков. Он часто, за свое царево и великого князя казенное жалованье, награждал своих певчих дьяков данным приставством над монастырями. Таким приставством жалованы были царские певчие дьяки – Гаврилка Афанасьев, Матюшка Адамов, Митька Царев. В 1551 г., последние два певца скончались; царь и великий князь, вместо их, данным приставством наградил певчего дьяка Третьяка Зверинцева 2 . Таже почти система содержания певчих дьяков сохранялась ближайшими державными приемниками Грозного царя. В 1585 г., приставом Пешношского монастыря, как видно в грамоте из Приказа большого дворца, был певчий дьяк Андреев 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010