Адрес: 157940, п. Красное-на-Волге, площадь Красная, Красносельский район, Костромская область Телефон: +7 (49432) 2-75-76 Электронная почта: info@kostromaeparhia.ru Подробнее... Никольский храм (Незнаново) [ править править код ] Храм святителя Николая Мир Ликийских чудотворца существовал со времени возникновения села Незнаново. В рукописях местного краеведа 19 века протоиерея Михаила Яковлевича Диева есть указания на то, что в переписных книгах 17 века село Незнаново упоминается уже в 1627-28 годах. О нашем селе и храме есть также информация в январском номере 1903 года в Костромских епархиальных ведомостях. В 1783 году в эпоху активного возведения каменных храмов в нерехтском уезде, был перестроен и старый Никольский храм в селе Незнаново. Считается, что архитектором и строителем был известный местный архитектор самоучка Воротилов Степан Андреевич (1741-1792). Позднее, в середине 19 века, к Никольскому приходу был пристроен зимний придел во имя святителя Василия Великого. Когда и кем был расписан храм и на чьи средства нам пока не известно. Адрес: Костромская область, Нерехтский район, с. Незнаново Телефон: +7-910-661-91-36 (протоиерей Сергий) Подробнее... Храм Илии Пророка (Яковлевское) [ править править код ] Ильинская церковь построена в 1768 году в традиции древнерусского церковного зодчества. Колокольня пристроена в 1780-1790-е годы в стиле барокко. Со второй половины XV века до секуляризации 1764 года село принадлежало Ипатьевскому монастырю. Уже в 1460-е годы существовала церковь в честь Иакова (по которой село и получило свое название). В 1695 году рядом с зимней была поставлена летняя церковь, привезенная настоятелем Ипатиевского монастыря архимандритом Паисием из подмонастырской Ипатьевской слободы в Яковлевское. Это был деревянный одноглавый храм во имя святого пророка Илии. В 1760-е годы была построена существующая церковь, в холодном четверике которой был помещен престол в честь пророка Ильи, а в теплой трапезной в честь святого апостола Иакова. В 1944, когда скончался последний настоятель церкви Александр Островский, храм был закрыт. С 1952 года здание было передано колхозу «Новый путь». Церковная утварь и иконы были вывезены частично в Кострому, частично – в Покровский храм в Шунге.

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

(в других прологах 1-й редакции 23 ноября, в святцах позднейших 29 декабря), 4 февраля память пр. Николая, второго после Феодора настоятеля студийского, 27 мая пр. Климента, творца канонов, третьего студийского настоятеля, 2 апр. пр. Тита чудотворца, брата Николая студийского, 26 декабря пр. Евареста, подвизавшегося в студийском монастыре в IX веке- 6 окт. о пр. Никите исповеднике прибавлено сведение к сказанию месяцеслова Василия, что он был мнихом близ студийского монастыря. Из вышеприведенного достаточно видно студийское влияние на сию редакцию пролога 353 . Самое принятие в России говорит за тоже. Все у нас было студийское: устав, минеи, следованные псалтири, кондакари и стихирари от XI до начала XV века. Но если пролог Илии не согласуется в немалом числе дней с минеями студийскими нам известными, то это может быть объяснено 1) тем обстоятельством, что он составлен позднее миней. Славянские студийские минеи, по нашему мнению, относятся к концу X или началу XI века, а пролог к концу XI века, когда в студийском монастыре в отношении к синаксарю и минеям могли произойти перемены. 2) Пролог мог быть изменен в отношении уставных показаний, потому что приспособлен был для других монастырей и церквей. Известно, что в нем сделаны изменения Константином, митрополитом мокисийским, который, вероятно, ввел его в своей митрополии. Естественно, что он или кто другой сделал изменения в отношении к студийским праздникам, например, муч. Мину с 11 ноября не перенес на 10 ради празднования пр. Феодору студиту и с 26 января не перенес др. Ксенофонта на 30 ради празднования Иосифу и Феодрру студитам и проч. Когда явилась на свет двойная редакция Илии и Константина мокисийского? Если определять время редакции Илии по внутреннему содержанию ее; то происхождение ее должно относить не ранее, как ко второй половине XI века и, вероятнее, к концу его, потому что в ней под 9 ноября значится имя Лазаря, без сомнения, галисийского, который у нас 7 ноября, а сей святой скончался 7 ноября 1053 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

416 Первым из этих князей известен Глеб, сын Юрия, правнук Михаила Святополка, который в 1184 году принимал участие в Ерельской победе (по Карамзину на берегах Угла или Орели), одержанной Святославом Всеволодовичем Киевским над Половецким Ханом Кончаком. 417 Другой Домбровицкий князь Александр погиб в 1224 г. на берегах Калки, где так несчастливо начал борьбу с татарами Мстислав Удалой. Когда остальные Князья, устрашенные напором дикой орды, искали спасения в бегстве, один только Мстислав Романович с зятем своим Андреем и Александром – помянутым князем Домбровицким, защищался три дня, укрепившись на скалистых берегах Калки. Но подкупленные изменники (бродники) предали их в руки Татар, которые подвергли их самой ужасной смерти, подложив их под доски, на которых пировали в память своей победы, пока несчастные не скончались в невыносимых мучениях. 418 Затем со времени подчинения Волынской земли под власть Великого княжества Литовского на Домбровице начинают именоваться родственные древним Домбровицким князьям – князья Ольшанские или Гольшанские, которые в половине XV в. отделились от общего родового своего корня и образовали особую ветвь Волынских князей Ольшанских, владевших Домбровицей, и потому подписывавшихся князьями Ольшанскими на Домбровице или Домбровицкими Ольшанскими. 419 От этой-то ветви происходил и отец св. Иулиании, которая потому у Кальпофойского, читавшего подлинную надпись на ее гробнице, прямо именуется «дочерью Юрия Домбровицкого, княжною Ольшанскою». 420 2. Родители и ближайшие родственники св. Иулиании. К сожалению, история сохранила нам весьма немного сведений как о св. Иулиании, так и об ее родителях. Известно только, что отец ее Юрий или Георгий на Домбровице Ольшанский был одним из благотворителей Киево-Печерской Лавры в первой половине XVI века. 421 Но особенно отличался он в 1503 году в борьбе с Татарами, которые, пользуясь неурядицами тогдашнего Польско-Литовского преобладала на Западе России, постоянно производили опустошительные нападения на города и селения земли Волынской, так что, по сказанию современников, княжеские города стояли среди усеянных пеплом степей, где скитались толпами бедняки – жители деревень, сожженных Крымцами. 422 В 1530 году, в истории является другой Домбровицкий князь Иван Ольшанский, который в этом году быстро собрал ополчение и разбил на голову Татар, покушавшихся пробраться в его имения. За тем с 1542 г. мы видим этого князя воеводою Киевским; в 1544 г. князь Иван Ольшанский был воеводою Уроцким и вскоре скончался в 1549 г. 423 Это, по всей вероятности, ближайший родственник и даже едва ли не брат св. Иулиании, в чем особенно убеждает нас как согласие некоторых ученых, 424 так еще более то обстоятельство, что князь Иван Ольшанский в хронологическом порядке именно как бы наследует Юрию Ольшанскому и таким образом является преемником не только его титула, но и славной борьбы с Татарами. 425

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

1470 Под 1144г. первый или второй летописец записал о себе: „в то же лето постави мя попом архиепископ святый Нифонт”. Это, по всей вероятности тот иерей церкви св. Иакова Герман Воята, который после 45-летнего иерейства скончался в 1188г. и о смерти которого записано в летописи под этим последним годом. Под 1230г. летописец называет себя попом Иоанном (а пономарь Тимофей, имя которого вместо имени попа Иоанна стоит в некоторых списках, есть переписчик, – тот, который в 1262г. написал Лобковский Пролог). В полном собрании летописей наша древняя Новгородская летопись напечатана под именем 1 Новгородской летописи (в III томе). „Историко-критические исследования о Новгородских летописях” г. Сенигова – в Чтениях Общества Истории и Древностей 1887г., кн. IV. [См. «Дополнения и поправки " ] . 1471 Напечатана в Полном собрании летописей, т. III, стр. 179; сокращение Летописи, относящееся к концу XV века, – в Харьковском Духовном Вестнике, 1862г. Март, стр. 56. Слова автора записи о себе кроме самой летописи владык читаются вместе с заимствованием из неё о смерти Иоакима – во 2 и 3 Новгородских летописях (в последней, впрочем, с переиначением) под 1030г. и в Никоновской летописи под тем же годом. Других частных или областных летописей, кроме Новгородской, из периода до-монгольского не дошло до нас и вовсе неизвестно. Симон Владимирский говорит в Патерике о старой летописи Ростовской. Но что это была не местная летопись Ростовская, а летопись общерусская, видно из того, что в ней читались многие записи о епископах из монахов Печерских. Симон называет её Ростовской по месту нахождения списка (вероятно, в библиотеке Ростовского кафедрального собора), а старой, вероятно, потому, что она много не доведена была до его времени. Предполагать, чтобы в Ростове велась своя местная летопись в первую половину периода до-монгольского, столько же вероятно, сколько вероятно предполагать, что в настоящее время ведут свои летописи деревни. 1472 Позднейшие сборники – Софийский Временник, Воскресенская летопись и особенно Никоновская летопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Предлагаемая читателю книга богослова, историка музыки и педагога Д.В. Разумовского (1818–1889) посвящена истории профессионального мужского хора XVII в. певчих государевых дьяков. Для всех интересующихся церковным пением и историей Церкви. Содержание I. Состав хора Государевых певчих дьяков и управлений их II. Содержание Государевых певчих дьяков III. Хоровые достоинства Государевых певчих дьяков IV. Судьба Государевых певчих в конце XVII и в начале XVIII в. V. Список Государевых певчих дьяков XVII в.     Православная Греко-Российская церковь , для исполнения богослужебного пения, всегда имела особых певцов при каждой епископской кафедре, и при каждом соборном или приходском храме. Эти певцы принадлежали к сословию священнослужителей и поставлялись иерархической властью, от которой они, по каноническим правилам, находились в зависимости. Древний обычай православной церкви дозволял петь в храме вместе с клиром народу. На этом основании в русской церкви, с самых первых времен ее, православный народ часто упражнялся в пении, любил его и вместе с клиром участвовал в исполнении при общественном Богослужении. Так в православных храмах образовались певцы-любители, не имевшие никакого иерархического поставления. По любви к церковному пению, по ревности к благолепию в богослужении, певцы любители нередко соединялись между собой в большие или меньшие группы, и приблизительно составляли то, что ныне известно под именем частного или вольного хора. С утверждением русской столицы в Москве, такой отдельный хор церковных певцов встречается в первый раз при дворе великокняжеском, не ранее, впрочем, XV века. Великокняжеские певцы считались в придворной службе – дьяками и пользовались от двора определенным содержанием. Во второй половине XVI века, содержание царских дьяков представляется уже в довольно правильной системе. Царь Иоанн IV отличался особенной любовью к церковному пению 1 и содержал при себе довольно значительное число дьяков. Он часто, за свое царево и великого князя казенное жалованье, награждал своих певчих дьяков данным приставством над монастырями. Таким приставством жалованы были царские певчие дьяки – Гаврилка Афанасьев, Матюшка Адамов, Митька Царев. В 1551 г., последние два певца скончались; царь и великий князь, вместо их, данным приставством наградил певчего дьяка Третьяка Зверинцева 2 . Таже почти система содержания певчих дьяков сохранялась ближайшими державными приемниками Грозного царя. В 1585 г., приставом Пешношского монастыря, как видно в грамоте из Приказа большого дворца, был певчий дьяк Андреев 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Восемнадцать лет настоятельствовал преподобный Ферапонт в Можайске. А на девяностом году жизни он отошел ко Господу († 1426). Оплакиваемый князем и его семейством святой старец с почестями был погребен в Лужецком монастыре, у северной стены соборного храма. Шестью годами позже, 2 июня 1432 года, скончался и князь Андрей Дмитриевич, завещав сыновьям своим «пещися о монастырях Белозерских и о Можайском Лужецком». Князь, как член Московского княжеского дома, был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Во владение великих князей Московских Можайск отошел уже в середине XV века. В ризнице Лужецкого монастыря некогда хранились тарханные грамоты на жалованные монастырю вотчины и земельные угодья от великого князя Московского Василия Иоанновича, «царя и самодержца» Ивана IV Васильевича и государя Михаила Федоровича, датированные 1506, 1551 и 1623 годами. Имя первого известного после преподобного Ферапонта архимандрита монастыря упоминается в монастырской летописи лишь в 1523 году. Это постриженик Боровского Пафнутьева монастыря Макарий, в будущем митрополит Московский и всея Руси († 1563; память 30 декабря/12 января). Хотя период его пребывания здесь невелик — всего три года, святитель Макарий никогда не оставлял своим вниманием Ферапонтову обитель в Можайске, делая вклады на большое каменное строительство. В первой половине XVI века простоявший сто лет первоначальный каменный собор Рождества Богородицы был разобран и на его месте выстроен новый, пятиглавый, собор с галереей. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Лужецком монастыре, построенный при святителе Макарии в начале XVI в. На церковных Соборах 1548–1549 годов, созванных трудами святителя Макария, были причислены к лику святых многие русские угодники Божии, прославленные от Бога чудесными знамениями. Среди святых, всей Российской Церковью чтимых, был прославлен также преподобный Ферапонт, Белозерский и Можайский чудотворец. В Ферапонтовом монастыре на Белом озере трудами иноков были написаны житие и служба преподобному, а в Лужецком монастыре над могилой святого соорудили храм.

http://pravoslavie.ru/3903.html

В период иконоборческих споров житие прп. Евпраксии активно использовалось полемистами. Эпизод, в котором Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина и в неопубликованном флорилегии М , восходящем к оригиналу сер. VIII в. . Прп. Иосиф Песнописец (+ 886) написал канон прп. Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей . Греческая Церковь отмечает день памяти прп. Евпраксии 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря Константинопольской церкви (кон. X в.) он обозначен под 24 июля. В монофизитских календарях память преподобной находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в двух Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но, - 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля. В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) св. Евпраксия чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления прп. Евпраксии с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.). В календаре Русской Православной Церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте. Греческая служба преподобной Евпраксии была составлена во второй половине XIX века игуменией монастыря во имя прп. Евпраксии на острове Докос (один из Саронических островов, к западу от острова Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г. Литература Использованные материалы   По Филарету (Гумилевскому) , архиеп. Черниговскому, скончалась в 410 году.   BHG, N 631   ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735   BHG, N 631b - 631e

http://drevo-info.ru/articles/1824.html

Первая – Изосименская (по народному, перешедшему и в акты, выговору имени Зосима – Изосима). Успенская пустынь в Клинском уезде, на границе его с Волоколамским, на реке Малой Сестре, основана была во второй половине XV века (около 1479 года) преподобными Зосимой и Адрианом (жившими в правление великого князя Ивана III), Зосима был первым игуменом этой пустыни. Церковное предание, именуя их преподобными, тем самым свидетельствует, что они провели в преподобии и святости все дни своей земной жизни; известно при этом, что они «соградили иноческую обитель, собрали в ней словесное стадо овец Христовых, поучали их словом и делом благочестивому житию и наконец почили в мире от трудов своих» 1 . О преподобном Зосиме местное предание говорит, что он был из рода бояр Еропкиных, и это подтверждается справкой в «Родословной книге», где в роде Еропкиных значится «Игнатий – во иноцех Изосима». Основанная преподобными Зосимой и спостником его старцем Адрианом обитель пребывала на протяжении XVI столетия в цветущем состоянии, имела до 100 человек братии и пользовалась милостями великих князей и царей. Пустынь утратила самостоятельность в 1680 году: по указу царя Федора Алексеевича ее приписали к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. Под его ведением пустынь оставалась до своего упразднения в 1764 году. С тех пор называлась «погостом в Зосименье». Спустя сто лет, в 1870-х годах, все деревянные строения на погосте пришли в ветхость. Место престола храма обители во имя Успения Пресвятой Богородицы было обозначено деревянным срубом с крестом. Вновь выстроенная церковь погоста, красивая, совсем не сельской архитектуры, была посвящена Покрову Пресвятой Богородицы. В южной стене близ алтаря устроили вход с тремя ступенями вниз в склеп с гробницей преподобных Зосимы и Адриана. Клинская Изосименская пустынь основана одновременно с соседним Иосифо-Волоколамским монастырем (расположенным в 15 верстах к югу от пустыни) и с бывшей Левкиевой пустынью (в Волоколамском уезде на реке Рузе). Преподобный Иосиф Волоколамский скончался в 1515 году, а преподобный Зосима – около 1506 года. Истории известны имена 17 игуменов и 11 строителей Изосименской пустыни. Сохранились многие древние акты 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Андрея Юродивого, есть еще кроме показанных нами, средство к продолжению жизни Епифания, по всей вероятности, бывшего потом Полиевкта, патриарха Константинопольского. Св. Андрей мог быть куплен не при Льве Мудром, а ранее при отце Льва Василии Македонянине (867–886). В начале жития говорится, что Феогност жил (то есть, процветал, проводил лучшую часть жизни в высоких должностях) при Льве Великом (то есть, Мудром), но как человек богатый мог покупать рабов и ранее царствования Льва Мудрого. Таким образом, Андрей, купленный при Василии Македонянине и при нем начавший учение, при Льве Мудром кончил его, проходил должность нотария и начал подвиги юродства. Если Андрей родился в 865 году и, может быть, и ранее, куплен около 882 года и умер около 930 года, будучи 66 лет, то Епифаний, во время его кончины имевший около 30 лет, скончался с именем Полиевкта в 970, имея около 70 лет и более, если св. Андрей родился ранее 865 года. И в житии св. Андрея не все следует понимать в строго буквальном смысле, как показано нами в исследовании.   Во время печатания второй части статьи этого исследования я узнал из немецкой книги К.Крумбахера (Karl Krumbacher. Geschichte der Byzantischen Litteratur от 527–1453 г. изд. 1897 года, стр. 197), что есть два кодекса за границей (именно: Cod. Sabbait. 415 Saec. 14 fol. 189–242 Cod. Monac. 552. Saec. 14), в которых начало жития св. Андрея отличается от изданного в печати. Очень может быть, что это древнейшая, неизвестная доселе, редакция жития св. Андрея, и что в ней царь Лев не называется Великим и не говорится о Данииле столпнике и проч. Потому вопрос о времени жизни св. Андрея не может считаться бесспорно решенным до обнародования вариантов или всего жития по означенным и другим подобным рукописям.   Монастырь св. Андрея юродивого существовал в Константинополе не только в XV, но и в первой половине XIV века (ок. 1321 г), как видно из Русского Анонимного Описания Константинополя, о котором исследование Хр. М. Лопарева издано в 1898 г. во 2 книжке III тома Известий Отделения Русск.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

3. Павел Самосатский (Самосат — древний город в Сирии) — епископ Антиохийский (260 г.), учил об Иисусе Христе, как о человеке, достигшем Божественности и о Духе Святом, как о силе Божией; осужден на Антиохийском соборе 269 г. — Диодор, епископ Тарсийский (Тарс — главный город Киликии — юго-восточной римской провинции в Малой Азии) — один из известных христианских богословов IV века, отличался благочестием и ученостью. Но он признавал в Иисусе Христе соединение двух естеств Божеского и человеческого лишь нравственное, а не по существу — неслитное и нераздельное, почему многие не без основания видят в нем прямого предтечу несторианства. 4. Кирилл Александрийский — замечательнейший — и ученейший богослов христианской Церкви в V в., ратоборец за православие и обличитель различных ересей, особенно же — несторианства; оставил после себя многочисленные творения; скончался в 444 г. 5. Св. Целестин I — папа римский с 422 по 432 г. 6. Св. Ювеналий — патриарх Иерусалимский с 420 по 458 г. 1. «Волок Ламский», иначе называвшийся просто «Волоком», нынешний уездный город Московской губернии Волоколамск, первоначально основан был Новгородскими колонистами при реке Городенке, притоке Ламы, и существовал еще в 1135 г. В древности Волок Ламский был очень обширен, многолюден и богат. 2. Прп. Иосиф, в мире Иван Санин, родился в 1439 или 1440 г. 3. Прп. Иосиф обучался грамоте в Воздвиженском монастыре. 4. Боровск — ныне уездный город Калужской губернии — расположен на правом берегу крутой излучины реки Протвы, в 80 верстах от Москвы и в таком же приблизительно расстоянии от Калуги. Город существует с XIII столетия и получил название от крупных сосновых лесов (боров), окружающих его и по настоящее время. 5. Прп. Пафнутий Боровский преставился в 1478 году. Память его совершается 1 мая. 6. Это было около 1459 г. 7. Это было около 1479 г. 8. Ересь «жидовствующих» возникла во второй половине XV в. в Новгороде, где распространителем ее был приезжий жид Схария, и отсюда перешла в Москву, получила широкое распространение и угрожала православной церкви великими смутами. Самым выдающимся и энергическим борцом против ереси явился прп. Иосиф Волоколамский, который написал против них так называемый «Просветитель», сочинение в 16 книгах, подробно изобличающее их лжеучения. Ересь «жидовствующих» заимствовала многое из иудейства, откуда и получила свое наименование; «жидовствующие» отрицали Боговоплощение и Божество Иисуса Христа; отрицали монашество и духовную иерархию, таинства, почитание святых и икон, отрицали загробную жизнь и т.д. Собор 1504 г. предал проклятию еретиков, осудил некоторых еретиков на сожжение и прекратил дальнейшее распространение ереси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010