В.......ы, мать и дочь, сколько ни старались скрывать свое любоначалие, свою зависть и враждебные действия против Старца, но эти ядовитые страсти, усилясь тайно в душах их, открылись, наконец, следующим образом. В уставе сего общежития положено было, чтобы ни одна сестра не принимала в свою келью никого, ни даже родителей, не испросив прежде на то благословения, также не писать, ни получать писем без благословения. Этот устав в первом случае, т. е. в принятии посетителей нарушали иногда В….ы, а особенно принимали они часто, и тайно одну городскую девушку. Однажды две пожилые сестры, посланные в город за послушание, по делу обительскому, узнали нечаянно, что эта девушка отправляется на Богомолье в Верхотурье и в Оболак и будет в Тобольске, и несет большой запечатанный пакет от В...х в Тобольск. Сии две Старицы, сильно испуганные таким нарушением устава, убедили со страхом Божиим не быть орудием такого искушения: та убоявшись греха и негодования Старца и всех сестер отдала им этот пакет, не зная сама, что в нем заключалось, и умоляя их, чтобы они испросили ей прощение у Отца Зосимы и у сестер. Сколь велика была скорбь и удивление Отца Зосимы и преданных ему сестер, когда Старец по праву устава открыв пакет, открыл неожиданный ков против себя и против всего устройства Обители. В пакете оном был белый, неписанный лист бумаги, в коем внизу мать и дочь, и две их келейные приложили свои руки. При листе приложено было длинное письмо от В......х к одному сильному родственнику их, служившему в Тобольске Г-ну Р., в коем они просили его написать на прилагаемом листе от имени их прошение к Тобольскому Преосвященному; в письме своем излагали основную мысль сего прошения следующую: 1-е будто неприятно и тяжко всем сестрам и соблазнительно мирским, что Старец живет в женской Обители 15 и управляет ею. 2-е, что и приличие и желание всех сестер требует иметь Игуменью (при сем довольно ясно давали понять своему родственнику, что они обе и по званию, и по вкладу и по вступлению из первейших в Обители имеют право на Начальство); 3-е, что Старец вносит в Церковное служение какие-то Скитские раскольнические правила 16 ; 4-е, что, не имея Священства, исповедует сестер и прощает грехи. 17 5-е – производит весьма дурную постройку в монастыре, издерживая безрассудно на оную Обительские деньги, коих много устаивает и у себя 18 ; 6-е, что он должен быть раскольник, ибо сам служит молебны 19 ; 7-е, что не имеет к ним уважения и притесняет их. – В заключении письма сказано, что они просят его (т. е. своего родственника), пусть он напишет сам, что хочет от них на посланной и подписанной ими бумаге, только бы постарался у Владыки или в Консистории удалить из монастыря Старца и о поставлении Игуменьи (здесь дочь не утерпела даже, чтобы не упомянуть, что мать ее Советница и по летам и по приличию и по достоинствам своим может быть избрана, а о себе смиренно выражалась, что она не достойна, не способна и не желает.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Если же и после сего не перестанет стужать этот дух, перенеси мысль свою на иной какой предмет – Божественный или и человеческий. Прежде же всего, душа, хотящая угодить Богу, да возьмется крепко и держится терпения и упования, как пишет святой Макарий. Ибо хитрость вражеской злобы для того и наводит на нас уныние, чтобы лишить душу упования на Бога. Но Бог никогда не допускает, чтобы душу, уповающую на Него, одолели напасти, ибо знает все немощи наши. Если и люди знают, какую тяжесть может понести лошак, какую осел, какую верблюд, и налагают на каждого по силе его; если и горшечник знает, сколько времени нужно держать на огне делаемые им сосуды, чтобы излишне передержанные – не потрескались, а недодержанные – не оказались слабыми; если и в людях есть довольно на их дела рассуждения, не тем ли более разум Божий ведает, какое какой душе навести искушение, чтобы сделать ее годной и способной к Небесному Царствию и удостоить ее не только будущей славы, но и здесь – утешения от Святого Духа. Зная это, да терпим все доблестно и безмолвно, сидя внутрь своей келлии. Правда, иногда бывает крайняя нужда, как говорит святой Василий Великий , войти в общение и собеседование с каким-либо опытным и назидательным человеком, ибо благовременное и благонамеренное посещение такого человека и беседа с ним в меру, т.е. без празднословия и многословия, могут не только изгнать из души уныние, в ней гнездящееся, но и, доставив ей некоторый отдых, придать силы и усердия к дальнейшему подвигу в благочестии; но отцы, уразумев дело из собственного опыта, говорят, что в часы искушения лучше пребывать в келлии, неисходно безмолствуя. 7. Седьмой помысл – тщеславия Много и бдительно мы должны наблюдать за духом тщеславия; ибо он весьма сокровенно, со всяким ухищрением, вкрадывается в наши намерения и действия, преграждает иноку путь к истинному преспеянию и силится исказить и извратить дело наше так, чтобы оно было не для Бога, но из тщеславия и человекоугодия. Поэтому нужно нам во всякое время строго испытывать себя и свои упражнения – внешние и мысленные: для Бога ли и для пользы ли душевной они совершаются? Надлежит всячески избегать похвал человеческих и, памятуя сказанное святым Давидом: Господь рассыпа кости человекоугодников ( Пс. 52, 6 ), отгонять всякий льстивый помысл, внушающий сделать что-либо по человекоугодию. Так вседушно да утверждаем помысл свой, чтобы все творить нам по Бозе!

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/i_...

1563 См.: Сергий, архим. Полный Месяцеслов Востока. 2-е изд., испр. и доп. Владимир, 1901. Т. 2: Святой Восток. С. 579−627, 657−665. 1564 См. об этом подробнее: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 431−500. 1565 Используя термин «топос», я понимаю его в том расширенном значении, которое он приобрёл в современном литературоведении: топосом может быть любой повторяющийся элемент текста (художественная константа) – от литературной формулы до мотива или сюжета. См., например: yevkyj D. Zur Stilistik der altrussischen Literatur: Topik//Festschrift für Max Vasmer zum 70. Geburtstag am 28. Februar 1956. Wiesbaden, 1956. S. 107; Obermayer A. Zum Toposbegriff der modernen Literaturwissenschaft//Toposforschung/Hrsg. von Max L. Baeumer. Darmstadt, 1973. S. 265−267. (Wege der Forschung; Bd. 395); Буланин Д.М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. München, 1991. С. 218. (Slavistische Beiträge; Bd. 278). Ср.: Pratsch Th. Der hagiographische Topos: Griechische Heiligenviten in mittelbyzantinischer Zeit. Berlin; New York, 2005. S. 11, 355. (Millennium-Studien zu Kultur und Geschichte des ersten Jahrtasends n. Chr.; Bd. 6). 1566 См., например, об этом: Гролимунд В. Между отшельничеством и общежитием: Скитский устав и келейные правила. Их возникновение, развитие и распространение до XVI века//Монастырская культура: Восток и Запад. Сб. ст/Сост. Е.Г. Водолазкин. СПб., 1998. С. 122−135; Монашество и монастыри в России, XI−XX века: Ист. очерки/Отв. ред. Н.В. Синицына. М., 2005. С. 4. Подробное изложение «трёх чинов» монашеского жития в его святоотеческом понимании см. у Паисия Величковского : Житие и писания молдавского старца Паисия (Величковского) . М., 1847 (репринт, изд.: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2001). С. 238−256. За указание мне этого издания благодарю Т.Б. Карбасову. 1567 См.: Смирнов С.А. Монашество// Христианство : Энциклопед. словарь: В 3 т. М., 1995. Т. 2. С. 148. Ср.: Лисовой Η.Η. Восемнадцатый век в истории русского монашества//Монашество и монастыри в России, XI–XX века. С. 189. Высказанное недавно С.В. Минеевой особое мнение о том, что «жития отшельнические исторически, видимо, возникли даже позднее, чем жития преподобнические, поскольку этот тип подвижничества являлся вторичным по отношению к общежительному монашеству» (курсив мой. – Т.Р.), не подкреплено какими бы то ни было ссылками на источники. См.: Минеева С.В. Проблемы комплексного анализа древнерусского агиографического текста (на примере Жития преп. Зосимы и Савватия Соловецких). Курган, 1999. С. 122. Необходимо отметить, что названная работа С.В. Минеевой включает в себя сравнительную характеристику отшельнических и преподобнических житий (см. с. 121−129), которые исследовательница склонна рассматривать как «самостоятельные жанровые разновидности внутри агиографии».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот взгляд впоследствии особенно прочно привился в сознании русских людей; так что даже наши раскольники, отделившись от Церкви, не дерзали пользоваться церковным богослужением и должны были измыслить для себя особый устав: «како лишившимся соборной службы псалтирию и поклонами угодити Богу». Однако со временем на Востоке отношение скитян к соборным службам существенно изменяется. Сильное влияние на эту перемену оказало вступление в иноческую среду лиц священного сана, свыкшихся с богослужением «соборной церкви». Да и взаимоотношение скитских и соборных служб успевает уже значительно видоизмениться. Благодаря постоянному взаимодействию, резкое различие между ними постепенно сглаживается, и происходит обоюдное сближение: скитские службы перестают чуждаться соборных «тропарей и песней»; в свою очередь и соборные службы, подвергшись соответствующей обработке, приобретают келейно-монастырский строй. В результате то, что прежде допускалось только в виде исключения, теперь становится обычным явлением. Многие соборные службы входят в келейное правило, а службы келейные получают доступ в соборную практику. – Посредниками в данном случае являются: чин 12 псалмов – с одной стороны, и последование часов – с другой. Эти службы очень рано обнаружили взаимное тяготение друг к другу, послужившее основанием для дальнейшего сближения скитских и соборных служб между собою. Связь чина 12 псалмов с часами устанавливается уже при И. Кассиане. Сказавши сначала, во второй книге De institutis coenobiorum, «о каноническом чине (de canonico modo) ночных молитв и псалмов», соблюдаемом в Египте и Фиваиде, этот писатель говорить далее, в третьей книге, «о каноническом чине дневных молитв и псалмов, т. е. «о службах третьего, шестого и девятого часов, по правилу монастырей Палестины и Месопотамии» 1), и, между прочим, о том, что на всем Востоке службы эти «состоят только из трех псалмов и молитв» 3). Следовательно, уже И. Кассиан делает попытку соединить практику египетскую с палестинской, 12-типсалмие – с 3-псалмием, правило псалмопения – с часами. Попытка эта, нужно думать, не прошла бесследно, и у преп. И. Кассиана явились подражатели и продолжатели его стремления объединить две наиболее авторитетные и влиятельные суточные богослужебные системы. Мало того: по всей вероятности, и сам И. Кассиан был лишь выразителем стремлений своих современников, обнаруживавших явную склонность к совмещению египетской и палестинской практики псалмопения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Копто-эфиопский Часослов, судя по всем данным, употреблялся при церковно-общественном храмовом богослужении (стр. 173–175); ему не чужды даже характерные признаки песненного последования: трехъантифонный строй (напр. вечерни), молитвы отпуста («отпустительный»), молитвы главопреклонения («благословения», стр. 173) и ектении (стр. 129–137). Тем не менее связь его с монастырской практикой вне всякого сомнения 186 . Есть в нем также и явные следы приспособления к келейно-одиноч- ному обиходу. Так напр. все добавочные (сравнительно с общим чином) молитвословия часов третьего, шестого и девятого предназначаются только для одного молящегося; обращение к Давиду-царю перед чтением псалмов («Прииди ко мне днесь, Давиде-царю») в свою очередь произносится от имени одного чтеца, с намерением «в законе Господни поучаться день и нощь» (стр. 9–11) 187 . Но особенного внимания заслуживает строго выдержанное во всех службах 12 – типсалмие. Несомненно здесь отразилось влияние монашеского правила псалмопения и, в частности, чина 12-ти псалмов; при чем чин этот был истолкован слишком расширительно, и таким образом, вместо вечернего и ночного чина 12-ти псалмов, образовалось столько же 12-типсалмных последований, сколько отдельных суточных служб было в церковном употреблении у египтян. 5. В Палестине Наивысшего развития и процветания скитское монашество достигло на палестинской почве, в монастырях, основанных преп. Евфимием Великим и Саввою Освященным. Здесь же получил свою окончательную обработку, свое завершение, и первоиноческий устав, или «правило псалмопения» в широком смысле. Вот почему египто-палестинская скитская богослужебная практика впоследствии совершенно отожествляется с «правилом псалмопения» палестинских монастырей преп. Саввы Освященного, а дошедшие до нас памятники только и знают «правило и последование преподобного отца нашего Саввы Освященного». Проф. А. А. Дмитриевский подробно описал виденную им в Синайской библиотеке рукопись VIII–IX века, которая озаглавливается так: ρολγιον κατ τν καννα τς λαρας το γου πατρς μν Σββα (Часослов по правилу лавры святого отца нашего Саввы) 188 . Этот Часослов представляет не что иное, как монастырское палестино-саввинское «правило псалмопения» в полном его составе. Из рукописи видно, что часы – первый, третий, шестой и девятый – входили в состав палестинского «правила», как его необходимая и самая значительная по объему часть. Даже все правило в рассматриваемом Часослове излагается в виде последования часовых служб; откуда и самое название «Часослов» 189 . – Рассмотрим обстоятельнее состав этого Часослова, являющегося пока древнейшим представителем палестино-саввинских скитских последований в их чистом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

—71— тив своему предложению энергичный отпор со стороны большинства членов собора, преп. Нил ничего не сделал для его защиты, хотя, конечно, мог бы многое противопоставить тем доводам, какие приводились сторонниками монастырского вотчиновладения. Но он предпочел за лучшее укрыться от шума полемики в свой скит, где и окончил дни среди книжных занятий 1309 и подвигов. 1310 Этот поступок Нила Сорского находится в полном соответствии со следующим его наставлением, в котором он советует истинному иноку удаляться от согрешающих, без всякого осуждения последних, потому что суд над ними – дело Бога: «не въсхощи же приати… обычных другов беседы, иже мирская мудрьствующих и упражняющих ся в безсловеснаа попечениа, яже в прибыткы монастырскаго богатства и стяжаниа имений, яже мнятся сиа творити в образе благости и от неразумиа божественных писаний или от своих пристрастий добродетель мнят проходити. И ты, человече Божий, таковым не приобщайся. Не подобает же и на таковых речми наскакати, ни поношати, ни укаряти, но Богови оставляти сиа, – силен бо есть Бог исправити их». 1311 Наставление это точно выражает тот принцип, которым вообще руководился Нил Сорский в своём отношении к вопросам современной ему церковно-общественной жизни. Таким образом преп. Нил Сорский не был церковно-общественным деятелем в том смысле, в каком, например, является его выдающийся современник преп. Иосиф Волоцкий , – не в этой деятельности заключалось истинное призвание преп. Нила, полагавшего «живот и дыхание в «испытании» Божественных писаний на пользу души 1312 и не к ней должно обращаться, чтобы выяснить —72— его историческое значение: не ею, а сочинениями своими он приобрел себе наименование «великого старца», наименование единственное «на всем протяжении нашей древней литературы». 1313 Как бы сознавая это, древнерусская письменность не сохранив жизнеописания преп. Нила Сорского , с особенным уважением сберегала его произведения. Самым важным из них для характеристики мировоззрения преп. Нила, бесспорно, должно признать Устав о жительстве скитском, на страницах которого аскетическое учение Сорского подвижника нашло наиболее полное изложение, за исключением, впрочем, одного важного пункта о значении для инока св. писания: пункт этот более подробно развит Нилом Сорским в его посланиях. К выяснению основных идей устава мы теперь и приступаем, исключительно имея в виду тесную связь между ними и публицистическими произведениями «заволжских старцев».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1253 . Vogüé A. de. Le codex de Leodegundia (Escorial A.I.13). Identification et interpretation de quelques morceaux//RB 1986. 96:1–2. 100–105. 1254 . Vogüé A. de. Les critères du discernement des vocations dans la tradition monastique ancienne//CollCist 1989. 51:2. 109–126. 1255 . Vogüé A. de. [Préface à] Jean Cassien, Entretiens avec l’abbé Isaac sur la prière. Bouère 1996. 7–16. (Classiques spirituels. 3). 1256 . Vogüé A. de. De Saint Pachôme à Jean Cassien: Études littéraires et doctrinales sur le monachisme égyptien à ses débuts. Rome 1996. 532. (Studia Anselmiana. 120). Nin M.//StMon 1998. 40. 166–167. 1257 . Weaver R. H. Divine grace and human agency: A study of the Semi-Pelagian controversy. Macon, GA 1996. (Patristic Monograph Series. 15). 1258 . Weber H.-O. Die Stellung des Johannes Cassianus zur au βerpachomianischen Mönchstradition. Eine Quellenuntersuchung. Münster 1962. (Beiträge zur Geschichte des alten Mönchtums und des Benedektinerordens. 24). T.//OCP 1962. 28. 439–440. 1259 . Zananiri М. La controverse sur la prédestination au V е siècle. Augustin, Cassien et la tradition//Saint Augustin/Dossier conçu et dir. par Ranson R. Lausanne; P. 1988. 248–261. 1260 . Zelzer К. Cassianus natione Scytha, ein Südgallier//Wiener Studien. 1991. 104. 161–168. Стефан Фивейский CPGS 8240; DS 4/2. 1525–1526 Этому св. отцу (ср. ст. в DS и: Lucchesi Е. Vers l’identification d’Étienne de Thèbes//AB 1998. 116:1–2. 106) атрибуируются нек-рые аскетич. произведения IV-V вв. Не только никаких сведений о его жизни, но и никаких упоминаний о нем в творениях др. авторов не дошло; в то же время, значит, часть атрибуируемых ему сочинений оказывается фрагментами корпуса поучений аввы Исаии «Скитского» (из Газы) – в том числе, те поучения, которые дошли по-славянски. Стабильно атрибуируется преп. Стефану «Слово подвижническое», известное на неск. яз. Кроме этого, в греч. корпусе имеются два небольших произведения («Устав» и «Заповеди» к монахам; изданы по единств. рукописи), пересекающиеся с корпусом творений аввы Исаии и псевдо-Антониевыми «Regula et Praecepta», а в коптском корпусе (не сохранившем атрибуции) находится еще несколько мелких произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Хотя деятельность митрополита Киприана давно привлекала исследователей, однако ответ на вопрос, какие именно новые тексты привез с собой митрополит Киприан на Русь, остается нерешенным 457 . Традиция приписывала митрополиту Киприану изменение в составе дополнительных к Псалтыри статей. Исследуемый памятник тоже попал в тексты Псалтырей вместе с другими статьями Устава. Однако в рукописях включение данного памятника в состав Псалтыри можно проследить не во время Киприана, а во второй половине XV в. Самый старший список – РГБ. Ф. 304 Троице-Сергие- вой лавры, 46 – 1496 г. Однако нельзя не отметить, что Псалтыри, как правило, описываются суммарно и поэтому наличие текста Устава могло и не быть отмечено в описаниях. Таким образом, вопрос о происхождении памятника пока не может быть решен окончательно. Сложно определить и первоначальный состав памятника. В описании Синодального собрания составители сделали предположение о том, что окончание Скитского устава следует на статье «От Никейского собора» 458 . Но изучение состава сборников более ранних показывает, что сборники РНБ Погод. 876, ЯГМЗ 15479, РНБ КБ XV совпадают до статьи «О калугерицах» (в уставной редакции этот раздел называется «Об инокинях»). Однако составитель Устава отсылает к текстам, которые входят в состав расширенной редакции, где после статьи «О калугерицах» следуют статьи «О внутреннем посте», «О коленопреклонениях», «О праздницех Господских». Трудно ответить на вопрос, являются данные статьи дополнением к памятнику или его составитель уже имел в виду какое-то определенное собрание, которым он впоследствии решил пополнить свой текст. Ряд статей, ставших дополнительными к Скитскому уставу, близок к статьям Иерусалимского устава. Отметим, что статья Иерусалимского устава, рассказывающая о его создании и обращенная к игумену («О еже со всяким тщании хранить игумену не презирати во уставе положенная вся»), известная как в древнейших славянских списках, так и в греческих, открывает в ряде списков Скитский устав. Несомненно, что редактирование Иерусалимского устава на Руси происходило одновременно с включением в него Скитского устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В чем может выражаться неправильная ревность? В том, что человек без всякой нужды, а только из-за своей гордости, фантазии, высокоумия выбирает для себя какие-то особенные подвиги, какие-то особенные добродетели, по большей части внешнего характера, считая, что исполнить их очень просто. («Высокоумие» в данном случае можно понимать как «возношение». Греческое слово со значением «возносящийся» буквально переводится как «парящий умом». Таким образом, высокоумный – это человек, высоко о себе мечтающий, парящий умом в каких-то высоких о себе представлениях.) Допустим, человек возлагает на себя строгий пост, носит нищенскую одежду, делает много поклонов или уединяется для того, чтобы избегать общения с людьми, которые, как ему кажется, вводят его в грех. При этом он осуждает людей, которые, с его точки зрения, живут нерадиво. Конечно, для фарисеев имели значение другие добродетели, не те, что сейчас важны для нас, но Спаситель ведь не напрасно сказал: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской ( Мф. 16, 6 ). Может получиться так, что все выдуманные ими обряды мы отвергнем, а сам фарисейский дух, то есть соблюдение только внешнего благочестия, сохраним. Поэтому все упреки Спасителя в адрес фарисеев за соблюдение ими всевозможных человеческих преданий, могут быть отнесены и к нам. Когда монахи упрекали Моисея Мурина за то, что он нарушил устав скита, позволив себе разжечь огонь и сварить пищу (а он сделал это из любви к посетившим его странствующим братьям), один из пресвитеров скитской пустыни сказал, что Моисей нарушил заповедь человеческую, но соблюл заповедь Божию. Значит, и такой подвиг, как строгий пост, который в соединении с другими подвигами приводил многих пустынников в бесстрастное состояние, может восприниматься людьми неправильно и стать для них тем же, чем были для фарисеев предания старцев. Потому пост и назван в данном случае заповедью человеческой. Когда Спаситель сказал фарисеям, что пришел не праведников, а грешников призвать к покаянию (см. Лк. 5, 32 ), то этими словами Он намекнул на то, что и фарисеи не праведники, а грешники. Но они не образумились и, желая оправдаться, продолжали укорять Господа, обвиняя Его учеников в нерадении: Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также фарисейские, а Твои едят и пьют? ( Лк. 5, 33 ). Фарисеи упрекали учеников Спасителя за то, что те нарушают посты, молятся мало и не совершают положенных молитвословий. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? ( Лк. 5, 34 ). Конечно, во время брачного пира никто поститься не будет, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни ( Лк. 5, 35 ). Значит, всему свое время ( Еккл. 3, 1 ): сначала нужно устремить внимание на внутреннее делание – на приобретение духовных добродетелей, а позднее, по достижении некоторого преуспеяния, будет уместен и пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Нила Сорского на месте их рождения, т. е. в Заволжье еще более способствовали переходу их на общественную почву. 1959 В соответствии с характером образовательных средств древней Руси XV–XVI вв., среди которых «почитание книжное», открывавшее доступ исключительно к книгам религиозно-нравственного содержания, занимало первое место, религиозно-нравственное развитие было почти единственным способом общего умственного развития. Поэтому всё сводилось на религиозную почву и оценивалось с религиозной точки зрения, так что даже явления чисто государственного порядка старались освятить авторитетом религии; 1960 и неудивительно, что идеи преп. Нила Сорского в обществе, высшие интересы которого сосредоточивались в религиозной сфере, получили практический характер, стали применяться к решению вопросов церковно-общественной жизни. Затем, идея личной свободы, самобытности, которой проникнут Устав скитского жития, у последователей преп. Нила Сорского «заволжских старцев» необходимо должна была принять иную форму, проявления. Здесь, в Заволжье, царил дух новгородской вольности и свободы. Наследие еще от темных времен язычества дух свободы в Новгороде был жизненный нервом его политического строя, носившего республиканский характер: политический центр тяжести сосредоточивался на вечевой площади, где собира- —59— лись все граждане для совокупного решения важнейших дел. 1961 Этот же дух свободы породил и те своеобразные особенности в общественном быте новгородцев, которые составляли его отличительные черты, а именно: склонность к раздорам, выражавшаяся в постоянных внутренних усобицах между местной богатой знатью, «вячшими» людьми и чернью «меньшими» людьми, 1962 личный произвол, стеснение которого заставляло новгородских удальцов искать простора за пределами новгородской земли 1963 и дух предприимчивости, нашедший яркое выражение в богатом развитии торговли, которая вследствие частого нарушения договоров с иноземцами, 1964 неустроенности путей сообщения и разбоев, 1965 была сопряжена с большим риском.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010