скитский устав



 001   002   003   004   005   006   007

О духовных «содругах» – преподобных Иосифе ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... в слове, жизни и рассуждении» [18] – по строжайшему скитскому уставу, требовавшему предельно одиночного, отшельнического жития в трудах, в полном неприятии земных благ, в совершенном отвержении любых форм владения каким-либо имуществом или угодьями. Нигде, пожалуй, на Руси церковные службы не совершались с такой полнотой, строгостью и пламенным молитвенным духом, как в убогом скиту преподобного Нила. В отличие от также довольно сурового «общежитного» устава преподобного Иосифа, два руководства к духовной жизни, составленные Нилом, – «Предание ученикам своим о жительстве скитском» и «Устав скитский» более нацелены на внутреннее совершенствование человеческой личности; для них характерна и б о льшая разработанность учения о путях достижения иноком благодатного состояния его души, полностью укорененной во Христе. Дошедшие до нас сочинения великого учителя скитского подвижничества и ныне представляют собой драгоценное руководство для монашествующих; они, к тому же, являются и значительными памятниками древнерусской учительной литературы. В первых четырех главах «Устава» (всего их 11) преподобный Нил «говорит вообще о сущности внутреннего подвижничества или о нашей ... далее ...
Путевка на Соловки. Монах Севастиан / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... что внутренняя жизнь монастыря, неважно северного или южного, чрезвычайно энергична. Каково устроение этой стороны монастырской жизни у вас? – Можно сразу сказать: хвастаться нечем. У нас нет чего-то особенного, что бы вас порадовало, чего нет в других монастырях. Обычный устав, среднестатистический для монастырей. Все подчинено больше труду, а потом уже молитве, хотя декларируется обычно наоборот. Ведь все приходится делать самим. У нас нет наемников. Есть у нас трудники, паломники, которые помогают. Устав богослужения, как таковой, ничего особенного из себя не представляет. Хотя скитский устав на Анзере направлен больше на молитву: полуночница ночью, часы во время подобно, ночные службы, хотя и очень много послушаний, связанных с хозяйством. А вот в зимний период самое хорошее время для молитвы – нет ни паломников, ни стройки. Островной монастырь в этом плане имеет преимущество. 8 месяцев в году мы избавлены от паломников, можно заниматься духовной жизнью тем, кто это как-то могут. Старца у нас нет. О. Герман, духовник братии, говорит, что может научить только самым азам. Углубленное духовное делание – про это я мало что могу сказать. Большинство братии москвичи и ... далее ...
Учение Святых отцов и подвижников православной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Сирина, Филофея Синайского, Иоанна Дамаскина, Марка Подвижника, Нила Сорского и др. 171 Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Архимандрит Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 30. Ср. : то же о страсти у преп. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, свт. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы Добротолюбие. Т. 2. М., 1889. С. 509. 178 См. Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. 1, гл. 18–19. 179 Преп. Исихий. Слово о трезвении и молитве. §§ 20, 29, 105 и др. 180 Преп. Исаак Сирин. Творения. Слово 58. С. 313–314. 181 Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Слово 5; преп. авва Дорофей. Поучение 9, 17. 182 Преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 177. С. 143. 183 Еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Изд. 3-е. СПб., 1908. T. V. Гл. 45. С. 344–345. 184 Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Изречения преп. Пимена Великого. § 59. 185 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 277–278. Он же. Что есть духовная жизнь. Письмо 61; Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 16. 186 Еп. Феофан. Путь ко спасению. С. 278–280. 187 Преп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. Ч. I, гл. 15. О том, ... далее ...
Церковный устав (типик), его образование и судьба ...Искать в Источникеazbyka.ru
... лист 25, ср. ibid. лист 15) . В Кутлумушском уставе из Синодальной библиотеки, в заключительной статье о типике, содержится указание на скитское правило в следующих словах. Сказавши, какой порядок нужно соблюдать во время общего пения, составитель статьи делает следующее замечание: «впрочем за невозможностью не всегда бывает общее пение, но как у сынов Израиля было установлено не ежедневно входить во храм, а только в определённые времена и годовые праздники, то же самое имеет место и здесь у нас» (Прибавления к Творчествам св. отец 1884 г., книга 2, стр. 790–710) . Окончательную обработку скитский устав получил на русской почве в эпоху устава иерусалимского. Обстоятельство это было, конечно, вызвано усилением у нас скитского образа жизни и желанием дать келлиотам положительное правило, как отправлять службу по праздникам сообща, а в будние дни каждому особо, в своей келье. Скитское правило, как оно изложено в наших славянских списках, представляет попытку регулировать образ жизни и молитвы скитников, ввести однообразие в их быт и определить отношение к обиходу монастырей общежительных. Скитский устав встречается в некоторых славянских рукописях служебного содержания и ... далее ...
Чин всенощного бдения (῾Η ἀγρυπνία) на ...Искать в Источникеazbyka.ru
... черноризцами, образом жизни напоминавшими восточных келиотов; но эти скитяне имели свой устав, создавшийся у нас же на Руси на основе восточных келейных правил. Они имели и свой чин всенощного бдения, состоящий, главным образом, из кафизм, канонов и чтений, и греческая агрипния в том изложении, какое предлагал Иерусалимский устав в константинопольской редакции, им была не нужна и, быть может, непосильна ввиду малочисленности братий. Более того, возможно, что непригодность восточной агрипнии для наших скитян была причиной к созданию ими своего русского скитского всенощного бдения. Скитский устав составлен был неизвестным деятелем на поприще скитского жития на основе келейного правила, принесенного с Афона киево-печерским игуменом Досифеем (XIII век) и Иерусалимского устава. Самые ранние списки Скитского устава восходят ко второй половине XV века. Устав составлен был с учетом отсутствия среди скитян хороших певцов и лиц в иерейском сане. Поэтому преобладающим было чтение псалтири и канонов. Всенощное совершалось под воскресенье и на четверг. Если на неделе случался бденный праздник, то четверговое бдение переносилось к этому празднику. Бдению предшествовала малая ... далее ...
Преподобный Нил Сорский и устав его скитской ...Искать в Источникеazbyka.ru
... поступать так же», писал он к Иннокентию, «присному своему любимому» ученику 36. Далее он разумеет испытание божественных писаний (под которыми понимает не только книги библии, но и отеческие творения) не в смысле только логического анализа, а испытание их собственным опытом жизни. Точно также обучение добродетели других может успешнее совершаться при помощи прямого опыта и живых примеров, нежели одним только словом и вразумлением. Так поступали все святые, сначала сами делая благое, а потом и иных научая (стр. 52 и 202) . Пр. Нил строго держался означенного правила, так что в этом смысле скитский устав его, как справедливо замечают, был принесен с Афона не как готовое творение, заключенное в письмена; но по определенному плану (Посл 3, 180) вырабатывался постепенно им самим, на основании божественных писаний и собственных опытов духовной жизни. Нил не поступил так, как поступают многие законодатели: напишут правила и вводят их в жизнь; но он сперва находил в писаниях отцов правила о скитском житии и об умном делании; эти правила прилагал в своей обители к жизни своей и сущих с ним; и уже, по долгом испытании на поле жизни и деятельности, возводил их в форму скитского ... далее ...
Соловецкий патерик, Глава 15 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Иов, основатель Голгофо-Распятскаго скита Происхождение. – Иерейство. – Посетители. – Нищелюбие. – Придворная жизнь. – Посещение темниц. – Уединение в доме. – Болезнь. – Клевета. – Удаление в Соловецкий монастырь. – Послушание. – Искушение. – Переселение в Анзерский скит. Назначение строителем. – Поучение братии. – Скитский порядок. – Служение больным. – Схима. – Явление Пресвятой Богородицы. – Переселение на Голгофу. – Основание скита. Построение церкви. – Пожертвования царских особ. – Письма царевны Марии. – Нападение разбойников. – Умножение скитян. Подвиги Иова. – Скитский устав – Явление Пресвятой Богородицы. – Чудеса. – Болезнь. – Прощение. – Кончина. – Погребение. – Состояние скита по смерти Иова. – Присоединение к Анзерскому скиту. Причисление к Соловецкому монастырю. -Построение каменного храма. -Настоящее положение скита. Иов родился в Москве при царе Михаиле Феодоровиче в 1635 г., и назван Иоанном. О родителях его и первоначальном воспитании ничего не известно, – кроме того, что отец его именовался также Иоанном. По преданию, он происходил из духовного звания и, будучи воспитан в правилах доброй нравственности и благочестия по достижению ... далее ...
Святые Новгородской Земли, или история святой ...Искать в Источникеazbyka.ru
... руками закрепляху, к тому же и от многолетных старец, издревле живущих ту, он правым слышанием уверися, что от кого и кия разные вклады от них во храмы Святыя Троицы поданы. И елико от всех сих возмог уведети и со многим тщанием вместе совокупи погибшее, и минувших и настоящих тех боголюбивых вкладчиков имена их в сию книгу вписати повеле и всегда за здравие их поминати утверди, а отшедшим ко Господу усопшим душам приносимою безкровною жертвою Христовою свободную пользу благоразумно учини». Братство в ските незаметно стало умножаться, так что в короткое время собралось до 30 человек. Скитский устав в главных чертах был такой. Всякого приходящего принимать, не рассматривая, богат ли он или беден и нищий, только с предупреждением о трудности иноческих подвигов. Новоначальный должен ходить в своей одежде, доколе не привыкнет к монашеской жизни. По облечении (облекатися, облечься – надевать на себя платье, принимать свойство или состояние какого-либо существа или вещи) 1Кор. 15: 53 (56 С. 364) в рясу с новоначальным продолжали строгое испытание во всех послушаниях; затем, когда он оказывался достойным, был принимаем в монашество пострижением в мантию, а более достойные были ... далее ...
Афонский патерик, День 23 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... старцем: как противиться блудным помыслам, как побеждать помысл хульный, как отступить от мира и как не покинуть пути истинного и не заблудиться. Ответы эти, особенно на первые два вопроса, почти буквально приводятся в Уставе скитского жития. Из содержания посланий св. Нила видно, что его долго занимали и многим потребны были те самые мысли, которые собраны и систематически изложены в его Уставе скитского жития. Самое драгоценное, что нам осталось после Нила и что, конечно, пройдет еще сквозь ряд столетий безсмертным зерцалом жития иноческого, – это его созерцательные главизны, или скитский Устав, достойный первых времен пустынножительства Египта и Палестины, ибо он проникнут духом Антония и Макария. " " Устав скитского жития " " , или " " Предание о жительстве скитском " " , есть главное и самое важное сочинение преп. Нила. В предисловии к Уставу св. старец касается внешнего поведения иноков; говорит кратко о их повиновении настоятелю, о трудах телесных, о пище и питии, о принятии странников, заповедует соблюдать бедность и нищету не только в кельях, но и в украшении храма, так чтобы в нем ничего не было ни из серебра, ни из золота, запрещает выходить из скита без воли ... далее ...
Учение Святых отцов и подвижников православной ...Искать в Источникеpravmir.ru
... 96. «Помысл» (с греч. — логисмос) означает размышление, рассуждение, обсуждение, взвешивание, обдумывание в душе, т. е., главным образом, деятельность человеческого ума и сердца. Преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 60. С. 329—330. Ср. : Преп. Иоанн Карпафский. Увещательные главы, § 31. Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. Изд. 4-е. Троице-Сергиева Лавра. 1904. Слово 7, гл. 4. С. 443—444. Излагается по учению преп. Иоанна Лествичника, Ефрема Сирина, Филофея Синайского, Иоанна Дамаскина, Марка Подвижника, Нила Сорского и др. Преп. Нил Сорский. Скитский Устав. Архимандрит Иустин. Преп. Нил Сорский и его Устав. Изд. 3-е. М., 1892. С. 30. Ср. : то же о страсти у преп. Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, свт. Григория Богослова. См. Еп. Феофан. Письма. Душеполезное чтение. 1896. Т. III. С. 304. Он же. Начертание христианского нравоучения. С. 158—159. Ср. Преп. Пимен Великий Еп. Игнатий Брянчанинов. Отечник. § 61; преп. Варсонофий. Руководство к духовной жизни. Отв. 253. Преп. Иоанн Лествичник. Слово 21, § 7. Преп. Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы Добротолюбие. Т. 2. М., 1889. С. 509. Достопамятные ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007

Постоянная ссылка на эту страницу: скитский устав
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"