Таковое, истинно апостольское патриаршество и предстанет в Русской Церкви, если патриарх её будет именно как первый между равными. Однако, говорят, трудно, даже невозможно найти идеально-совершенное лицо, которое было бы достойно столь высокого сана и достаточно по своим личным силам для столь трудной должности. Да, но в делах, касающихся области научных знаний и глубоких специальных исследований в этой области, патриарху обязана и будет помогать академическая кафедральная учёность. А чтобы патриарх непостыдно совершал свой подвиг труднейшего из всех служений, особенно в наше время, сего ради наша Всероссийская Православная Святая Церковь помолится и непрестанно будет молиться о патриархе как своем отце, да приидет на него сугубая благодать Всесвятаго Духа Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Кн. 3 Приложение 11 к Деянию 31. Пг, 1918 Примечание составителя. Автор статьи – Троицкий Николай Иванович , член Собора 1917–1918 гг. по избранию от Тульской епархии; магистр богословия; заведующий Тульской палатой древностей. Патриаршество и соборность Член Собора А.В. Васильев 1 . Православное исповедание веры гласит о Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Святость Церкви обусловливается верностью её апостольскому преданию и соборности. Существеннейшая же часть апостольского в Церкви предания, это – её священноначалие, не даваемое преемственно через рукоположение святительское от апостолов. Православно понимаемая соборность, по которой все стосковались и восстановления которой хотят, объединяет в себе совет и священноначалие. Прообраз соборности Триединый Бог: при равночестности Божественных Лиц в Нем есть и священноначалие. От Единого источника Начала-Отца рождается Слово-Сын исходит Дух Святый. Господь наш Иисус Христос говорит: «Аз и Отец едино есма», 23 «видевый Мене виде и Отца» 24 ; но Он же сказал: «Отец Мой болий Мене есть» 25 и – «снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца» 26 . В предвечном Божием Совете о творении мира и человека участвуют все Божественные Лица; но Сын покорствует Отцу до самоуничижения, до сошествия на землю в образе человека-раба, до страданий и смерти крестной. И Дух равен Сыну и Отцу; но Сын посылает Его от Отца, и Он покорен Отцу и Сыну, нисходит на нашу грешную землю, животворит, просвещает и святит её. И весь мир, и все населяющие его Богозданные твари носят в себе, в меру большего или меньшего их совершенства, образ и подобие своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

270 Доселе это последнее являлось пред нами только как вывод из данных посылок, причем мы стремились по возможности предотвратить его посредством (мнимых) видимых признаков Церкви в разобранном нами определении Церкви и т.д. Но все наши попытки оказались напрасными; учение о невидимой Церкви теперь является пред нами уже не как вывод из данных посылок, но как несомненное и вполне самостоятельное догматическое положение, само служащее в виде особой посылки для многих из него выводов. 271 М. Филар . Слова. II. 413: «Если бы… разоблачить тонкое духовное око твое от грубого телесного? Поистине, ты сам увидел бы то видение, которое изображает тебе церковная песнь: увидел бы здесь «Царя всех Ангельскими дориносима чинми». Ср. IV. 297–301. 272 Guericke 617–8. Petersen 1. 180–1. Hollaz . 1281–2. Gerhard . Loc. theol. 262–76. Idem . Confessio. Lib. II. 716–21. Chemnit . 278. 306. 308 etc. 273 М. Филар . Слова. IV. 222: «Как для находящихся на земле есть особенное присутствие солнца, когда они сквозь чистый воздух видят светоносный круг его и примечают, как оно восходит, идет и заходит, так для очищенных от мглы плотской душ есть особенное присутствие Божие, которое является им в чудных образах Божественного света, пред очами духа их открывающихся, преходящих и паки сокрывающихся». 274 Пр. Катех ., предварит. понят., стр. 2: «По изъяснению св. Павла «вера есть уповаемых извещение…». То есть, уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем». Тем не менее, протест. богословы, как, напр., Wendt 9, вслед за Лютером совершенно в превратном смысле понимают приведенный текст Апостола, точно мы для того и веруем, чтобы ничего не видеть! 275 М. Филар . Слова. II. 420: «Может христианская душа не только слышать Бога, ее призывающего, но и видеть Его. Или я неправду сказал теперь? Можно подозревать, если угодно кому: но, без сомнения, правду сказал и написал Божественный Давид: «предзрех Господа предо мною выну " » Пс. 15, 8 . 276 И. Дамаск . О св. иконах (из третьего слова), см. Прав. Испов. 204–5: «А что Сын… в Самом Себе являет Отца, сие видно из Евангелия Иоанна, где на слова Филиппа: «Господи! покажи нам Отца, и довлеет нам», Господь ответствует: «толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе. Видевый Мене, виде Отца» Ин. 14, 8. 9 . Следовательно, Сын есть естественный образ Отца , нимало не различный, но во всех отношениях сходный с Отцом, кроме нерождения и отчества… Следовательно, чрез Духа святого мы познаём Христа, Сына Божия и Бога, а в Сыне созерцаем Отца : ибо мысль естественным образом выражается чрез слово».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Церковь благоговейно чтит и священные изображения святых или иконы, вместе с изображением Самого Господа. Почитание икон, как и мощей, выражается в поклонении пред ними, церковных празднествах и пр. Почитается, конечно, не физическая сущность икон, а изображенные на них существа. Священные изображения составляют естественную принадлежность православных храмов: для молящихся они служат постоянной и понятной проповедию о единстве церкви земной и небесной. Употребление их в частных домах является для верующих также постоянным напоминанием о новом и близком общении с теми, кто изображен на иконах. Основания для употребления и благоговейного почитания св. изображений имеются в Св. Писании. Еще в ветхозаветной скинии были изображения херувимов, эти изображения были и в храме Соломоновом. Этим священным, изображениям херувимов – существ близких к Богу, – вполне соответствует изображения в христианских храмах ангелов и близких к Богу людей – святых, как молитвенников и помощников для живущих на земле. Кроме изображений ангелов и святых людей в христианской Церкви применяются и изображения Божества. Бог Отец изображается в виде Ветхого деньми – старца, согласно видению прор. Даниила (7, 9); Сын Божий – в человеческом виде как младенец, отрок и муж зрелого возраста: Дух Святый – в виде голубя, духовные дары Его – в виде огненных языков. В Ветхом Завете не было изображений Божества, подобных христианским изображениям. Бог не открылся еврейскому народу в каком-либо телесном образе. Но во времена нового Завета Бог , – в Лице Иисуса Христа явился во плоти. В Нем же показуется и образ Бога Отца: Видевый Мене виде Отца» ( Ин. 14:8 ), сказал Он Филиппу. И Дух Святый открылся телесным образом в виде голубя, в момент Крещения ( Лк. 3:22 ). Такие откровения и явления Бога людям в Новом Завете показали, что настало время чтить Его и чрез иконы и изображения: человечество было подготовлено к принятию Бога во плоти, люди настолько созрели духовно, что для них изображение Божества не послужит поводом к идолослужению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Посему в Отце и Сыне и Святом Духе и есть неприступное для всего того, что ниже Его и создано Самою Троицею. Троица же не неприступна для Самой Себя: ибо Она есть несозданная, и непроизведенная, и несравнимая. Посему ничто не может равняться Отцу и быть спокланяемым Ему из производенного от не сущих, а не рожденного: ибо никому из произведенных не сказал Он когда-либо: седи одесную Мене ( Пс.109: 1 ; сн. Мф.22:44  и парал). И Единородный не сказал о ком-либо: видевый Мене, виде Отца ( Ин.14:9 ), и: Аз во Отце, и Отец во Мне (ст. 10) и: никто же знает Сына, токмо Отец, ни Отца кто знает, токмо Сын и ему же аще Он откроет ( Мф.11:27 ). Открывает же через Духа Святого, знающего и научающего, и возвещающего в мире то, что относится до Сына (срав. Ин.14:26  и 15:26), и испытующего самые глубины Божия ( 1Кор.2:10 ). Поэтому Он и говорит: иже не чтит Сына, как чтит Отца, гнев Божий пребывает на нем ( Ин.5:23  и 3:36). И не сказал: кто не чтит ангелов, как чтит Отца; не сказал также опять: кто не чтит и Сына, но Сына, как Отца. Точно также и изрекающему хулу на Духа не отпустится ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:31,32 ), дабы тем обозначить неприступность и несравнимость Троицы во Отце и Сыне, и Святом Духе. Аэтия глава 30. Если Вседержитель превосходит всякую природу, то превосходит по причине нерожденности, которая есть причина существования для всего рожденного. Но если нерожденность не выражает сущности, то откуда природа предметов рожденных получит свое сохранение? Опроверж. Прилично говорить и исповедовать, и такого мнения держаться, что превосходит всякую природу Вседержитель, от Которого неизъяснимо для нас произошел Единородный Бог – Слово и Святой Его Дух. И по сему непоколебимо не твари приписываем божество, чтобы не оказаться безумными, но превосходящую всякую природу славословим Троицу, Сына с Отцом и Святого Его Духа, как не рожденного и не созданного. Поскольку и Единородный и Святой Дух не иной природы, но Бог от Бога, и Свет от Света; с Отцом Вседержителем, и Сам Единородный носит название Вседержителя, как на это ясно указывает и Божественное Писание (срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

26:26—28). Божество не имеет ни тела, ни крови; виновником же сего соделался Человек от Марии, Которого понесло на Себе Божество. О Нем говорили апостолы: «Иисуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас» (Деян. 2:22). Град Назарет именуют земной, а не небесный; и Его мужем, а не Богом называют, обращаясь к иудеям и к тем, которые с того времени и доныне, подобно иудеям, мудрствуют по плоти. И апостолы говорили, и Сам Господь ответствовал о Себе как о человеке, говоря: «что ищете Мене убити, человека, Иже истину вам глаголах» (Иоан. 8:40)? Не сказал: ищете убить Меня, Бога, потому что Бог, бесстрастный и бессмертный, в бездействие приводит смерть, животворит же мертвых, говоря: «Аз есмь... живот» (Иоан. 14:6). Но когда обращает речь к Филиппу, который с верою приемлет слышимое, тогда и его, и прочих апостолов, и всех, подобно им способных понимать духовно, научает: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14:9); «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30), и: «Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:10).    30) Итак, в самом указании Писаний имеем Человека Спасителева. О Нем научаемся мы разуметь, что Он создание, а не Божество Слова невидимое, сокровенное в Отчих недрах, Которого доныне никто не видел. И это лучше нас знал Павел, сказав: «облиста Меня свет мног, и падох на землю, и слышах глас глаголющ ми: Савле, Савле, что Мя гониши? Жестоко ти есть противу рожну прати. И сказал я: кто еси Господи? И Господь говорит мне: Аз есмь Иисус Егоже ты гониши» (Деян. 22:6—8; Деян. 9:5). Исповедует же, что от славы света Господня поражен был он слепотою и чрез три дня прозрел по откровению и повелению Господню. Если же «сосуд избран» (Деян. 9:15) Павел поражен слепотою, не имея сил видеть славу Господню, то как же учит он нас разуметь Божество Самого Слова? Напротив того, неоднократно говорил я и теперь повторяю, что Павел повелел нам разуметь Иисуса, Спасителева Человека, «верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:2).    31) «Подобни мне бывайте, — говорит апостол, — якоже аз Христу» (1 Кор. 4:16); очевидно же, разумеет человека — сие лежащее основание (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   80) Не должно также дивиться, если Сын о Своем образе в нас говорит как о Себе. Господь некогда (не утомимся повторять одно и то же) и Савлу, гнавшему тогда Церковь, на которой был Его отпечаток и образ, как будто гоним был Сам, сказал: «Савле, что Мя гониши?» (Деян. 9:4). Поэтому если бы, как сказано, сей отпечаток премудрости, сущий в делах, сказал: «Господь созда Мя в дела», то никто не удивился бы тому. Так, если и сама истинная и зиждительная Премудрость — Единородное Божие Слово, что свойственно образу Ее, то говорит как бы о Себе: «Господь созда Мя в дела», никто не должен, оставляя премудрость, внедренную в мире и в делах, думать, что «созда» сказано о сущности Премудрости источной, иначе, мешая вино с водою, окрадет он истину, потому что источная Премудрость есть творящая и зиждительная, а отпечаток Ее внедряется в дела, как образ образа. Называет же ее Слово началом путей, потому что таковая премудрость делается неким началом и как бы начатками боговедения. По ее первоначальному руководству человек, как бы вступив на путь и охраняя ее страхом Божиим, как сказал Соломон: «начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7), а потом восходя мыслью и уразумев зиждительную в твари Премудрость, уразумеет в ней и Отца Ее, как сказал Сам Господь: «видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14:9), и как пишет Иоанн: «исповедаяй Сына, и Отца имать» (1 Иоан. 2:23). Говорит же: «прежде... век основа Мя», потому что дела незыблемо и вечно пребывают утвержденными в образе сей Премудрости. И потом, чтобы слыша об этой в делах созданной премудрости, не подумал кто, что истинная Премудрость — Божий Сын — есть тварь по естеству, по необходимости присовокупляет: прежде гор, прежде земли, прежде вод и «прежде всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:25), чтобы сказав: прежде всей твари (так как в предыдущих словах изображена вся тварь), — показать тем, что Премудрость по сущности не создана вместе с делами. Ибо если создана в дела и предшествует делам, то явно, что предшествует и самому созданию. А поэтому по естеству и по сущности Она — не тварь, но, как присовокупляет Слово, есть рождение. А чем различаются или сколь далеки между собою по естеству тварь и рождение, это объяснено выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

человеку не взыдоша, яже уготова Бог живущим добродетельно, и любящим Бога и Отца (ср.: 1Кор. 2:9 ), о Христе Иисусе Господе нашем. Им и с Ним Самому Отцу, совокупно с Сыном, в Духе Святом честь, держава и слава во веки веков! Аминь. Стр. 57. Стр. 263−264. Изложение веры 66. Подробное изложение Никейского Символа веры Веруем во Единаго нерожденнаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому, имеющаго бытие от Себя. И во Единаго Единороднаго – Слово, Премудрость, Сына, безначально и превечно от Отца рожденнаго, – не устно и мысленно произносимое слово, не излияние Совершеннаго, не отсек и не отпрыск безстрастного Естества, но Сына самосовершеннаго, живаго и действеннаго; истинный, равночестный и равнославный Образ Отца; ибо сказано, что такова воля Отца, да якоже чтут Отца, тако чтут и Сына (ср.: Ин. 5:23 ); Бога истиннаго от Бога истиннаго, как говорит Иоанн в соборных посланиях: И да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и Живот Вечный ( 1Ин. 5:20 ); Вседержителя от Вседержителя; ибо над чем начальствует и чем обладает Отец, над всем тем начальствует и всем тем обладает и Сын, Всецелый от Всецелаго, подобный Отцу, как говорит Господь: видевый Мене виде Отца ( Ин. 14:9 ). Рожден же Он неизреченно и недомыслимо: род бо Его кто исповесть? (ср.: Ис. 53:8 ). Иначе сказать: никто. И при скончании веков низшел из недр Отчих, и от Пречистой Девы Марии восприял нашего человека, Христа Иисуса, Котораго, по собственному изволению, предал за нас на страдание, как говорит Господь: никтоже возмет душу Мою от Мене; область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (ср.: Ин. 10:18 ). По сему-то человеку распятый и умерший за нас, воскрес Он из мертвых и вознесся на небеса. Созданный для нас в начало путей (ср.: Притч. 8:22 ), пребывая на земле, показал нам во тьме свет, спасение от заблуждения, жизнь из мертвых и вход в рай, из которого Адам изгнан, и в который паки вошел чрез разбойника, как сказал Господь: днесь со Мною будеши в раи ( Лк. 23:43 ), в который восходил и Павел; – показал вхождение на небеса, идеже предтеча вниде о нас Господний человек (ср.: Евр. 6:20 ), в Котором будет судить живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

I. В Откровении единосущие Божеских Лиц указано ясно. Лица Святой Троицы имеют единое Естество. В заповеди о Крещении во имя, будучи поставлено в единственном числе, хотя одинаково относится к Отцу, Сыну и Св. Духу, показывает, что Им принадлежит единая и нераздельная Божеская честь, что предполагает и единство Их по Своей Божеской природе и достоинству. В частности, учение о единосущии Сына с Отцом неоднократно выражал Сам Спаситель. Он говорил: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ). В знаменательном наставлении Спасителя Филиппу, спрашивающему Его от лица апостолов: «Покажи нам Отца, и довлеет нам» ( Ин.14:8 ), Он сказал: «Толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе; видевый Мене виде Отца; и како ты глаголеши: покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть» (ст. 910). Для сильнейшего запечатления в апостолах веры в Его единосущие с Отцем, Он присовокупил: «Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне; аще ли же ни, за та дела веру имите Ми» ( Ин.14:11 ), т. е. за вышеестественное учение и чудеса, свидетельствующие о Его особенном, не нравственном только, но и существенном единстве с Отцем. Из апостолов о единосущии Сына с Отцом особенно ясно говорит ап. Иоанн, когда пишет: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» ( Ин.1:1 ). Наконец, единосущие Божеских Лиц утверждается в Откровении учением о личных свойствах Лиц Святой Троицы. Представляя Сына и Духа Святаго заимствующими бытие из Существа Отчего, Сына – чрез рождение, а Духа – чрез исхождение, без отделения, однако, Их от Отца, Откровение тем самым показывает и единство природы Безначального, Рождающегося и Исходящего. II. Церковь , при проповедании Триипостасности Божества, вместе с этим от начала научала в своих символах исповедовать и единство Божества. Следовательно, мысль, которая выражается ныне словом «единосущие» Божеских Ипостасей, была присуща общецерковному сознанию от начала. В IV веке догмат о единосущии Лиц Св. Троицы торжественно исповедан Церковью и на Вселенских Соборах и внесен в самый Символ веры , а великими отцами этого века был раскрыт и в чертах подробных.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Он, в последние дни нисшедши нашего ради спасения и родившись от Девы Марии, соделался человеком. Гл. 3. «Итак верую в Бога вседержителя и во Христа Иисуса, Сына Его единороднаго, Господа нашего, рожденного от Духа Святого и Марии Девы, при Понтие Пилате распятого и погребенного и в третий день воскресшего из мертвых, вознесшегося на небеса и седящего одесную Отца, откуда придет судить живых и мертвых; и в Духа Святого, в святую церковь , оставление грехов, воскресение тела, жизнь вечную. А что Божество Отца и Сына нераздельно, мы научились этому из Божественных Писаний. Ибо если кто отделяет Сына, то есть Слово Бога Вседержителя, тот необходимо должен или допустить, что два Бога, что признается противным Божественному учению, или признать, что Слово не есть Бог, но и это оказывается противным правой вере; потому что евангелист говорит: и Бог бе Слово. Я же верно научен, что Сын есть сила Отца, неразлучная и нераздельная. Ибо Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос говорит: Отец во мне и Аз во Отце ( Ин. 14:10 ): Аз и Отец едино есма ( Ин.10:24 ); и еще: видевый Мене, виде Отца (14:9). Принявши эту веру от Божественных Писаний и научившись ей от предков наших по Богу, я проповедую ее в церкви Божией и ныне написал тебе, оставивши список этого у себя. И прошу тебя копии с него вписать в письме к епископам, дабы те, которые не знают меня близко, не поверили писанному о мне теми и не введены были в заблуждение. Прощай». (Конец письма). Гл. 4. Правильно ли содержание этого письма, пусть прочитают его и обсудят сказанное в нем те, которые могут сделать это; и есть ли в нем какие погрешности, пусть они и рассудят. Мы не хотим говорить более того, что знаем и что дошло до нас. Ибо если это письмо по содержанию и правильно, то читатели и слушатели пусть обдумают опять, не напрасно ли, не безрассудно ли признал он необходимым защищаться, если только действительно он не сказал каких-нибудь смущающих слов, заставивших его выступить на защиту сказанного им. Могло случиться и то, что он, после впадения в заблуждение, посредством письма хотел защитить и оправдать себя, или в письме приукрасил свои слова, чтобы прикрыть сказанное им, дабы вследствие отлучения ее отпасть от общего собрания и постановления епископов. Вот, что дошло до нас о Маркелле. Некогда я сам спрашивал блаженного папу Афанасия о том, какого он мнения об этом Маркелле. Он и не защищал его и не отнесся

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Спаситель явился во плоти, и тем стал как бы живым всеизъясняющим Евангелием; тогда все стало ясно, тогда даже то, что сказано было пророками, явилось во свете Евангелия 659 в новом завете исполнилось то, что обещалось и что ожидалось в ветхом; пришествием Господа в мир исполнилось Писание, и чрез то самое оно сделалось ясным, как дневной свет Божий; вочеловечением Слова объяснено все Писание 660 ; как на вечери в Кане Галилейской Иисус Христос претворил воду в вино, также Он претворил и воду, т. е. непонятное в Писании в вино, т. е. открыл его глубокий смысл 661 . И в ветхом завете ведом был истинный Бог; но как Отца мог познать Его только тот, кто способен был вникать в глубокий таинственный смысл Писания: в новом же завете семь Сын Божий открыл вам своего Отца, так что кто видел, кто познал Его, тот видел и познал самого Отца, как сам Он сказал: видевый Мене виде Отца 662 . Даже нравственное учение ветхого завета в сущности своей не только не противоречит учению Иисуса Христа, но даже не так резко отличается от него, как это кажется с первого разу; многие высокие, преподанные Иисусом Христом правила благочестия можно найти даже буквально в книгах ветхого завета; и если не останавливаться на одной букве, но доискиваться скрытого под нею смысла, то многие ветхозаветные правила, даже видимо непохожие на правила учения Христова, могут быть легко поняты в духе сего последнего; но поскольку там только искалось высшее духовное совершенство, то это искание и выразилось в формах только ведущих к совершенству, но не достигших еще его, в формах недоконченных и неполных; здесь же сам Сын Божий явился во всей полноте своих божественных совершенств, и начертал тот совершеннейший образ нравственной жизни во всей его полноте и законченности, который в ветхом завете только искался и чертился неясными и неполными чертами, имея значение приготовляющее только, воспитательное 663 . Вот в чем заключается тайна быстрого повсеместного распространения учения Христова: оно было сколько ново, столько же и древне, оно было полнейшим откровением того, что начало открываться людям от начала истории рода человеческого, оно было Евангелием в обширнейшем и полнейшем смысле слова, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/dogmati...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010