Поскольку же не хотящие божественное представлять себе боголепно думают, что Сущему от Бога невозможно быть совечным Богу, потому что, держась неразумного мнения, будто бы естество божественное подлежит закону естества человеческого, предположили, что Отец старее Сына; то божественный Апостол посредством некоего подобия ясно показывает, что Единородный Сын и от Бога и совечен с Богом; потому что нарек Его «сиянием славы» ( Евр. 1,3 ), а сияние имеет бытие от огня и сопребывает с огнем. Вместе с огнем происходит сияние, и вместе с солнцем – луч; ибо как скоро солнце, так скоро и лучи, но виновник лучей – солнце, и виновник сияния – огонь; потому что не солнце от лучей, но лучи рождаются от солнца, и сияние бывает от огня. Так Единородный Сын, хотя рождается от Отца, но соприсущ Рождшему, как слово уму, как сияние огню, как луч солнцу. Но слово, сияние, луч не самостоятельны сами в себе, имеют же самостоятельность в том, от чего произошли. А Бог – Слово, сияние славы, есть не какая-либо несамостоятельная сила Отца, но живая, сама по себе самостоятельная Ипостась; потому что именуется не просто Словом, но Богом-Словом, и есть не только «сияние славы», но и «образ Ипостаси». Поскольку Божественного невозможно было в ясности изобразить одним подобием, то дознаем сие в некоторой мере из многих подобий. И Апостол, сказав: «сияние славы», научает совечности; а сказав: «образ Ипостаси», как показывает точное сходство, так научает и разности Ипостасей, наименовав же Словом, изображает бесстрастность рождения. Чтобы нам, слыша о Сыне, не впасть в человеческие догадки и не подумать, что Зиждитель всяческих рожден подобно нам, Евангелист нарек Его Словом, научая сим, что оное рождение свободно от всякой страсти; потому что наш ум, рождая слово, не имеет нужды в общении с женою, не терпит какого-либо сечения, или течения, но, будучи совершенным, производит совершенное слово. Посему научаемся чрез это и бесстрастию рождения и вечности Единородного. А что Сын равномощен Родшему и во всем Ему подобен и равен, сие нетрудно дознать из учения Самого Господа. Ибо говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» ( Ин. 5, 17 ); и: «якоже Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит» ( Ин.5,21 ); и: «вся, елика имать Отец, Моя суть» ( Ин.16, 15 ); и: «Аз во Отце, и Отец во Мне» ( Ин.14, 10 ); и «видевый Мене, виде Отца» ( Ин.14,9 ). Сими изречениями Господь ясно показал неразличаемое подобие; потому что Филиппу, просившему показать Отца, указал на Себя, научая тем, что Сам Он есть живой образ Родшего, ясно показывающий в Себе черты Родшего. Посему сказал Филиппу: «толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе?» ( Ин.14,9 ) То есть, взирая на Меня, желаешь еще видеть Отца. Значит, не познал ты Меня. А если бы познал Меня, то не пожелал бы видеть Отца; потому что во Мне созерцается Отец. Посему-то присовокупил: «видевый Мене, виде Отца».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И аще пойду и уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе, да, идеже есмь Аз и вы будете: И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. И аможе Аз иду, весте, и путь весте. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Глагола Ему Фома: Господи, не вемы, камо идеши: и како можем путь ведети? Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Глагола ему Иисус: Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо: и отселе познасте Его, и видесте Его. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Глагола Ему Филипп: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Глагола ему Иисус: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене виде Отца: и како ты глаголеши: покажи нам Отца? Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Глаголы, яже Аз глаголю вам, о Себе не глаголю: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела: Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне: аще ли же ни, за та дела веру имите Ми. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит: яко Аз ко Отцу Моему гряду: Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.

http://pravmir.ru/evangeliya-zaveta-svya...

Взойди со мною в твердыню веры, дабы не быть увлечену тебе обольщением таких рассуждений как бы сильным порывом ветра, подобно тому как с узкой и открытой дороги прах сметается ветром в пропасти погибели. Если Отец всего не рожден и вечен, премудр и всемогущ, а апостол, благовествуя веру в Него, всем проповедует, что Христос Божия сила и премудрость (1 Кор. 1:24): то как осмеливаются подчинять Его рождение времени и признавать не вечным и не безначальным? Ибо если рождение нашего Спасителя, по мнению некоторых, во времени получило начало: то сим лишается чести не только Сын, но и Отец, по слову Сына: «ни Мене весте, ни Отца» (Иоан. 8:19); «иже не чтит Сына, не чтит Отца» (Иоан. 5:23); один лишается чести как не существующий прежде рождения, а другой как не имеющий прежде бытия Сына ни силы, ни премудрости. Рассуждая же последовательно, они должны придти к мысли, что Отец прежде рождения Сына не был и Богом; ибо какой же Он Бог, если не обладал силою и премудростию? Если же Священное Писание провещало нам, что Он есть от века Бог: то должно веровать, чго Он вечно имел у Себя Премудрость и Силу, то есть, Христа. 3. Помню, что я прежде обещал показать вам как бы в зеркале, образ отношений между Отцем и Сыном; ибо что касается до самаго Божескаго естества, то не подлежит человеческому слову. И сам Бог беседует с нами не по силе Своего величия, но соразмеряет глас Свой с слухом человеческим так, чтобы мы способны были своим слухом принять Божественный глас. Свое нестерпимое и необъятное величие Он соразмеряет со взорами человеческими, и будучи Богом, является человеком; ибо «Себе умалил, зрак раба приим» (Флп. 2:7), дабы мы, люди, могли зреть Бога. Посему как мы веруем, что не будучи человеком, Он явился человеком, хотя по естеству был и есть Бог, Свое необъятное величие ограничивший телом, и в Себе, как бы в зеркале, явивший нам все величие Божества, дабы воспользовавшись им, как зрительным стеклом, мы узрели и Отца (ибо «сый,» по апостолу, «образ Бога невидимаго» (Кол. 1:15) сказал: «видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14:9): так и посредством того, что сказано в Писании сообразно с мерою нашего слуха (хотя сие, по немощи слова, часто и не вполне соответствует Божеству), мы соответственным образом созерцаем Его мыслию. Ибо как ради нашего зрения Он явился Богом, плотию описуемым: так и ради нашего слуха возвещается Словом умаленным по сравнению с величием Божества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3119...

1:3, 18), не возненавидит утверждающих, будто Сын есть одно из творений? В самом деле, как Он может быть одним из тех, которые чрез Него получили бытие? Или, как будет Он единородный, когда, сообразно с их мнением, включим Его в ряд всех прочих существ? Как выйдет, что Он произошел из не сущаго, когда Отец говорить: «отрыгну сердце мое Слово благо» (Псал. 44:1), и: «из чрева прежде денницы родих Тя» (Псал. 109:3). Или, как Он не подобен сущности Отца, когда Он есть совершенный «образ» и «сияние Отца» (Евр. 1:3), и когда Сам говорит: «видевый Мене виде Отца» (Иоан. 14:9)? Если Сын Божий есть Слово и мудрость Божия, то как могло быть время, когда Его не было. Это значило бы тоже, как если бы они сказали, что Бог некогда был без Слова и мудрости. Справедливо ли утверждать, что Он превратен и изменчив, когда сам же о себе говорит: «Аз во Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:10) и: «Аз и Отец едино есма» (Иоан. 10:30), или чрез пророка: «видите, яко Аз есмь и неизменяюся» (Мал. 3:6)? Правда, слова эти можно относить и к самому Отцу, но гораздо естественнее полагать, что здесь говорится о Слове, и именно то, что Оно, и вочеловечившись, не изменилось, а, как сказал апостол, «Иисус Христос вчера и днес, той же и во веки» (Евр. 13:8). Какая причина заставляет еще говорить, что Он получил бытие ради нас, когда Павел пишет: «Его же ради всяческая, и Им же всяческая» (Евр. 2:10)?    А что касается до богохульнаго их мнения, будто Сын не знает совершенно Отца, то мнению сему не должно удивляться; ибо как скоро решились они идти против Христа, то уже вместе с этим отвергли и сказанное им: «якоже знает Мя Отец и Аз знаю Отца» (Иоан. 10:15). Если бы мы положили, что Отец знает Сына только отчасти, то явно было бы, что и Сын знает Отца несовершенно. Но как перваго сказать нельзя, потому что Отец знает совершенно Сына, то следует, что как Отец знает свое Слово, так и Слово знает своего Отца, котораго Оно есть Слово.    Поставляя им на вид сии мысли и раскрывая пред ними божественныя Писания, мы часто доводили их до согласия с нами; но они, как хамелеоны, скоро опять изменялись, оправдывая на себе слова Писания: «егда приидеть нечестивый во глубину зол, нерадит» (Прит.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот – те сокровища премудрости и разума во Христе, сокровенные и те неизреченные блага Божественные, которые вполне удовлетворят нас! Вот – то многое множество благости Господней, которое всесовершенно насытит нас! Итак, покажи нам Отца, Господи, и довлеет нам ( Ин. 14:8 ), как говорил некогда Тебе один из Апостолов Твоих, или, как сказал и ранее того Псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Псал. 16:15 ). Но Он и Отец едино суть ( Ин. 10:30 ), и видевый Его, виде и Отца, яко Он во Отце, и Отец в Нем есть ( Ин. 14:9–11 ); следственно, Господь сил, Той есть Царь славы ( Псал. 23:10 ), и Спасаяй нас просветит лице Свое на рабов Своих, – и спасемся ( Пс. 30:17; 79:4 ). Здесь заключается вся полнота нашего блаженства. Да речет же Ему сердце наше: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лицо Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от Мене ( Псал. 26:8, 9 ). И Он Сам скажет нам в ответ: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; и аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин. 14:21, 23 ). Конечно, видели Его собственными очами те, коим Он глаголал сие, и собственными ушами слышали глас Его, и судили о Нем, как человеке, по-человечески же; но Он обещал явить Самого Себя с такими благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уютова любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), т. е. чего мы в жизни сей и постигнуть не можем. Итак, пока это сбудется, пока Он явит то, что долженствует всесовершенно удовлетворятъ нас, пока снемы от хлеба животнаго, да не имамы взалкатися никогдаже, и испием от воды живыя, да не имамы вжаждатися никогдаже ( Ин. 4:10, 14; 6:35, 51 ), мы, доколе алчем и жаждем вечной правды, горя неизъяснимым желанием наслаждаться бесконечным созерцанием красоты образа Божия, будем славить с глубочайшим смирением день рождения Его по крайней мере в зраке раба, доступном для нас. Еще не можем мы постигнуть предвечного рождения Его от Отца; так почтим достойно хотя временное рождение Его от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

—231— кланялись Ваалу, Хамосу, Астарте, Веелфегору. И к довершению сих зол, в этом пребывала не одна только толпа простого народа, но и из самих священников найдем многих уклонившихся. Посему и говорил Бог чрез пророка: священницы не рекоша: где есть Господь? и держащии закон не ведеша мя, и пастыри нечествоваша на мя и пророцы пророчествоваша Ваалу и идолом последоваша ( Иер.2:8 ). И пророк Иезекииль видел около двадцати пяти мужей из старейшин Израиля, только задняя имевших ко храму Господню, а лица их прямо (к востоку), и поклоняются на восток солнцу ( Иез.8:16 ). Не трудно собрать и многие другие примеры такого рода, но сих, думаю, достаточно будет для доказательства присущего им равнодушия к научению. Итак, колебался ум древних и был весьма нетверд, почему и сказал о них Бог: возлюбиша подвизати нозе свои и не пощадили, 1444 и Бог не благоволил 1445 в них ( Иер.14:10 ). Легко увлекались они к нелепому идолослужению и, будучи потомками Израиля, ревностно подражали иноплеменным Хананеям. Когда же Единородное Слово Божие стало подобным нам и, оправдав верою, Святым Духом запечатлело приходящих к благодати, исходящей от Него: тогда ум сделался у нас твердым, постоянным и непоколебимым, укрепленным в благочестии. Освященных никто не убедит чтить другого, кроме по природе и истинно сущего, Бога, Коего мы познали во Христе, ибо Он показал в Себе Отца, говоря: видевый Мене виде Отца ( Ин.14:9 ). Итак, в день он, —232— говорит, то есть в оное время, не будет Хананей, то есть иноплеменника и идолослужителя, в храме Господа Вседержителя; ибо мы, как я сказал, утверждены в вере и увенчаны украшениями твердости чрез Христа, чрез Коего и с Коим Богу и Отцу слава со Святым Духом вовеки. Аминь. Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Малахию [Мал.1:1–2/3]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1898. Т. 3. 8. С. 233–240 (1-я пагин.). (Начало.) —233— Предисловие И о пророчестве Малахии необходимо сделать несколько предварительных замечаний для научения читателей относительно того, как понимать им каждое его изречение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но когда о существовании особого религиозного опыта свидетельствуют целые роды и поколения людей, то отвергать его нельзя на основании предположения о возможности только одного опыта внешнего знания. И как отвергать, в частности, христианский опыт, когда в определенное историческое время в лице И. Христа Само Слово плоть бысть и вселися в ны (обитало с нами), и видехом славу Его, яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин.1:14 )? И Сам Господь И. Христос, когда Филипп обратился к Нему от лица апостолов с просьбою: покажи нам Отца, и довлеет нам, сказал ему: толикое время с вами есмь, и не познал еси Мене, Филиппе? Видевый Мене виде Отца; и како ты глаголеши: покажи нам Отца? Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть… Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне. И еще: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте; и отселе познасте Его и видесте Его ( Ин.14:7–11 ). Самовидцы Слова удостоверяют, что когда они возвещают о Нем, то возвещают о том, что слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки их ( 1Ин.1:1–3 ). Это свидетельство их подтверждается живым опытом церкви христианской в течение тысячелетий. § 13. Способы богопознания Главных и существенных способов богопознания два: естественный и сверхъестественный. I. Естественным способом богопознания называется познание Бога из естественного откровения Божия. Бог открывает Себя в природе видимой и неразумной. «Небо, земля, море, словом – весь мир есть великая и преславная книга Божия», говорит св. Григорий Богослов (в сл. 6), красноречиво проповедующая всем людям о всемогуществе, премудрости, благости Творца и Промыслителя всего – Бога. В Св. Писании находится много величественных изображений того, как природа возвещает явленную в ней славу своего Творца (напр. Пс.103 и 148; в кн. Иова 26, 28, 36–41 гл.). Небеса, – говорится в нем, – поведают славу Божию ( Пс.18:2 ); исполнь вся земля славы Господа Саваофа ( Ис.6:3 ). Душа человеческая, созданная по образу Божию, одаренная бессмертием и способностью к безграничному совершенствованию, с врожденными стремлениями к Божеству, к истине, добру и красоте, еще яснее может свидетельствовать человеку о бытии и совершенствах своего Творца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Посему Он и во веки пребудет, и никогда не перестанет царствовать; ибо Он и не начинал быть, но именует Себя вечно действующим с Отцем, говоря: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» ( Ин.5:17 ). Слово: «доселе» ведет мысль к вопросу: «отколе». А так как это: «отколе», относящееся ко времени, Он опустил, а сказал только: «доселе», то сим означил, что Он все вечно делает с Отцем. Он «доселе» делает, производя, животворя, возращая, всем управляя, и никогда не престанет делать, потому что бездействие не приличествует Богу, и делая Он не устанет, чтобы нуждаться в покое. 6. Думаю, что увлеченные Ариевым заблуждением воспользовались в свою защиту следующим евангельским изречением: «Пославый Мя болий Мене есть» ( Ин.14:28 ); на основании сего они предположили, что Сын есть создание и тварь. И ответ наименовавшему Его учителем благим: «никтоже благ, токмо един Бог» ( Мф.19:17 ), породил у них предположение, что Он есть человек, и имеет название Сына в несобственном смысле. По моему мнению их предположение, что Сын чужд существа Отчаго, порождено и следующими словами, сказанными в евангелии Марка: о последнем «дни и часе, никтоже весть, ни ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец» один ( Мк.13:32 ). А савеллиане, без внимательнаго рассуждения прочитав слова: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ); «видевый Мене, виде Отца» ( Ин.14:9 ): и еще: «егда предаст царство Богу и Отцу» ( 1Кор.15:24 ), впали в величайшее заблуждение нечестия, думая, что Сын временно изшел от Отца в следствие отпадения человека от Бога, а после исправления человеческаго грехопадения опять сокрылся, и, разрешившись, слился с Отцем. Или ты, мудрствующий савеллиански, не читал следующее место апостольскаго послания, противоречащее твоему мнению, где между прочим сказано: «по действу державы крепости Его, юже содея о Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства и всякаго имени именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем» ( Еф.1:19–21 )? Или и евангельский глас не убеждает тебя в том, что не временен Сын, но и в будущем веке суд над всеми вручен Сыну? " Отец бо, – сказано, – не судит никомуже, но суд весь даде Сынови: да вси чтут Сына, якоже чтут Отца» ( Ин.5:22–23 ). И в другом месте апостол говорит: «во откровении Господа Иисуса с небесе, со ангелы силы Своея, во огни пламенне, дающаго отмщение неведущим Бога и не послушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа» ( 2Сол.1:7–8 ). Смотри, как не послушающие, по словам апостола, понесут наказание – гибель вечную, когда Он придет прославиться во святых своих; понесут же наказание от Сына, который, по твоему мнению, уже не существует.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

ИНОЕ [доказательство, выводимое] из тех же [слов] посредством доведения до абсурда. Глаголет негде Христос: «Видевый Мене, виде Отца». Значит, если Он имеет это [свойство] быть жизнью прившедшим извне, т. е. имеет его по причастию, а не сущностным, то таковым же будет и Отец. Избегая же таковой абсурдности, ты по необходимости исповедуешь противоположное, к именно, что Сын – жизнь по природе. ИНОЕ. Если о Сыне говорится, что Он без малейшего отличия очерчивает (παραλλκτως χαρακτηρζειν) сущность Отца, а [Сам при этом] не является жизнью пο природе, но получает это в качестве приложения, то тем же будет мыслиться и Отец. Заключающаяся же в этом абсурдность повлечет противоположное [утверждение], которое и будет истинным. ИНОЕ. Никто из здравомыслящих не согласится, будто разнородные и разноприродные [субъекты] обладают одним и тем же действием. Ибо огонь не будет производить одно и то же действие с водой, но как разграниченным они имени логос сущности, т. е. качества, так различные покажут и действия. Итак, если при том, что Отец является жизнью по природе, Сын не будет этим по [Своей] природе, – как представляется христоборцам, – то как Он будет обладать тем же действием, что и Отец? Ведь говорит негде Христос: «Якоже бо Отецъ ихже хощетъ живитъ, тако и Сын ихже хощетъ живитъ» 531 . Ибо не говорят, будто иначе оживотворены те, кто получил это от Отца, и иным, в свою очередь, образом оживотворены те, кто приял это от Сына. Ибо Он сказал, что так животворит Отец, как животворил бы и Сын, определяя Себя во всем обладающим тем же самым действием, что и Отец. Стало быть, не неподобным Он будет по отношению к Родившему, но как Тот есть и называется жизнью по природе, так и Сын. ИНОЕ. Если мы принимаем за истину слова Иоанна, то согласимся, что Отец все делает чрез Сына. Если же так, а одним из дел Отца является и оживотворить кого-либо, то будет жизнью по природе и Сын, посредством Которого [Отец] все оживотворяет, дабы введением чуждого посредника не показать непричастным Богу то, что оживотворяется связью с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Кол.1:12.   Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете. «Благодаряще Бога и Отца, призвавшаго вас в причастие наследия святых во свете» . Песнословим же человеколюбивого Владыку, что нас недостойных соделал причастниками света святых. Под видом благодарения Апостол опять показывает неизреченность Божия человеколюбия и величие Божия о нас Домостроительства. Кол.1:13.   Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего. «Иже избави нас от власти темныя и престави в Царство Сына любве Своея. Властию темною» Апостол Назвал «владычество диавола» , а «Сыном любви нарек Владыку Христа, научая, что возлюблен Он Отцу не как тварь и раб,» но как Сын. Ибо Он не сын любви, но Сын возлюбленный, то есть истинный. Так наименовал и Исаака. Сказано: «Поими сына твоего возлюбленнаго» (Быт. 22:2), то есть искреннего, который для тебя дороже других. Итак, говорит Апостол, избавив нас от тьмы, сподобил Царствия Сына. Сие же сказал и в Послании к Тимофею: «Аще терпим, с Ним и воцаримся» (2 Тим. 2:12). Кол.1:14.   В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов. «О Немже имамы избавление кровию Его оставление грехов» . Ибо не закон, но Владыка Христос, Законоположник закона, даровал нам сие оставление спасительным крещением. Сказав сие, Апостол касается богословия и показывает, что Он — Создатель всего. Кол.1:15.   Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. «Иже есть образ Бога невидимаго» . Ибо имеет в «Се6е» явственные черты Родшего. Сие-то значит сказанное Господом Филиппу: «видевый Мене виде Отца» (Ин. 14:9). И Адам родил по образу своему, то есть во всем подобного себе. Посему образ означает единосущие. Неодушевленные образы не имеют в себе сущности того, чего суть образы, но образ живой и ничем не разнствующий имеет одно естество с первообразом. «Перворожден всея твари» . Если единородный, то в каком же смысле первороден? Если «перворожден» , то почему же единородный? Но в Божественном Евангелии именуется Он Единородным. Следовательно, «перворожден твари» не потому, что тварь ему сестра, но потому, что рожден прежде всякой твари. Ибо возможно ли быть и братом, и создателем твари? А если, по учению еретиков, Он тварь, то тварь Ему сестра. Но невозможно быть вместе и братом, и создателем твари. Создателем же называет Его Божественное Писание.» А если Он Создатель, то не брат; и если же не брат, то и не тварь. Притом же божественный Апостол назвал Его не первозданным, но перворожденным, то есть первым. Так Он и «перворожден из мертвых» (Кол.1:18), потому что первый воскрес.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2907...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010