Совершенно исключительное положение занимает построенный в столице в 532–536 гг. императором Юстинианом храм святой Софии – Премудрости Божией Архитекторы – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Собор, являющийся особым примером купольной базилики, имеет в плане основного объёма размеры 70 х 75 м, с двумя нартексами, к которым примыкает атриум. Боковые нефы решены как двухуровневые галереи, существенно более тесные, чем расширенное центральное пространство. Здесь применён совершенно новаторский конструктивный приём перекрытия центрального нефа. Купол, диаметром около 32 м, имеет в основании часто расположенные окна, вызывающие ощущение парения его над зданием. Его распор по основной продольной оси перехватывают два полукупола, а ниже их меньшие по размерам также четвертьсферические своды (три с востока и два с запада), один из которых является конхой алтарной апсиды. По поперечной оси распор принимается мощными контрфорсами. К зданию примыкали дополнительные объёмы. Храм, вероятно, имел Побразно выступающую к центру алтарную преграду и большой амвон под куполом. К сожалению, живопись доиконоборческого времени в Софии утрачена. Взаимовлияние двух типов церквей раннехристианского времени приводит к формированию геометрически двухфокусного интерьера (алтарь и подкупольное пространство как образ присутствия Божия и образ преображённого мира). Это характерно и для купольных базилик VI века (храм св.Ирины в Константинополе, церковь св. Тита в Гортине на Крите, перестроенный храм св.Иоанна Богослова в Эфесе), и для центрических церквей, при этом не всегда мартириев, разных регионов (столичный храм свв. мучеников Сергия и Вакха, сирийский кафедральный собор в Босре, св. Виталия в отвоёванной Юстинианом у готов Равенне, октогональный в плане с прекрасными образцами ранневизантийской живописи). Сооружаются этот период и более архаичные некупольные базилики (две равеннские – “Sant Apollinare in Classe” и “Sant Apollinare Nuovo”, Eufrosiana в Порече, синайская в монастыре св. великомученицы Екатерины, кавказская в Цандрипше – трёхапсидная с баптистеием и мартирием наряду с главным алтарём – это ещё не трёхчастный алтарь более поздних храмов).

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Октябрь 1.10 Преподобнаго Романа Сладкопевца Службу зри в минеи октябрь в 1-й день Тропарь, глас 3: От юности житию равноангельному ревнуя,/веру, смиренномудрие и терпение стяжав,/преподобне Романе Сладкопевче,/обитель Святаго Духа был еси,/таже избранник Божия Матере явился еси,/и от Нея милостивно сподобися дара славити Бога./Сего ради молися о нас, недостойных ученицех твоих,/да воспоем с тобою сладкогласно славу нас ради Воплотившемуся Превечному Богу. Преподобный Роман Сладкопевец Родился в сирийском городе Емесе в конце V века. С юных лет он проводил благочестивую и целомудренную жизнь. В царствование византийского императора Анастасия (491–518) святой переселился в Константинополь, где служил при храме во имя Богородицы в Кирах. Он проводил жизнь в посте и молитве, утруждая свое тело многочисленными подвигами и всенощными бодрствованиями. Вскоре святой Роман был поставлен пономарем в храме Святой Софии. Преподобный не имел дара пения и чтения, но вел добродетельную жизнь. Видя особое прилежание святого Романа к церковному послушанию, к нему благоволил Патриарх Евфимий (490–504), что вызывало зависть у других клириков. Однажды в навечерие праздника Рождества Христова, когда в храме присутствовал сам император Анастасий, клирики заставили святого Романа читать и петь вместе с ними. Осмеянный ими святой Роман не ушел из храма после окончания службы, а пал перед иконой Пресвятой Богородицы, долго плакал и молился. Ночью в сонном видении ему явилась Пресвятая Богородица. Она подала святому Роману свиток (по-гречески «кондакион») и повелела его съесть. Так преподобный получил дар книжного разумения, сочинения и исполнения церковных песнопений. На всенощном бдении в день праздника Рождества Христова преподобный Роман взошел на амвон и пропел свой первый кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает...». Вскоре святой Роман был рукоположен в сан диакона и стал учителем пения. Преподобный Роман составил более тысячи кондаков на праздники Господские и Богородичные, многими из которых Святая Церковь и доныне прославляет Бога. Читать далее Источник: Минея дополнительная. Вып. 1. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2005. - 416 с. ISBN 5-94625-058-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Календарь Материалы 17 октября 2014 г. [Поместные Православные Церкви/Антиохийская/Публикации] Все должны понять: угроза пришла именно извне и как раз для того, чтобы разделить исторически единое, мультиконфессиональное сирийское общество. [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] На панагии у архиерея изображается Богородица: Она олицетворяет смирение – то, к чему должен стремиться каждый архиерей. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Андрей Горбачев «Путешествие в 1000 ли начинается с одного шага», — говорят китайцы. Так и любая страсть начинается с одного помысла, который называется «прилог». [Встреча с Православием/Святые и святыни] Диакон Павел Садовников Незадолго до расстрела отец Феодор записал на полях канонника: «20, 21, 22 ноября – плач 3 дня». «С 23 на 24 ноября, в 3 часа ночи – акафист Иисусу Сладчайшему». [Документы истории] Диакон Владимир Василик Явилась ему во сне Пресвятая Богородица и свиток пергаменный дала и повелела съесть его… Роман проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Доклад Архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон) «Смысл и значение келейной молитвы в духовной жизни братии общежительного монастыря » на Собрании игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви (Свято-Троицкая Сергиева лавра, 8−9 октября 2014 года). Юрий Пущаев Как великому русскому писателю Антону Павловичу Чехову, который не раз говорил о том, что «он давно растерял всю веру», удавалось создавать произведения, созвучные духу и смыслу христианства? Об этом и многом другом мы говорим с доктором филологических наук, заведующим кафедрой истории русской литературы филологического факультета МГУ, председателем Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры РАН Владимиром Борисовичем Катаевым. Протоиерей Андрей Ткачев Вот какие слова я услышал однажды и вспомнил совсем недавно. «Кто молится только тогда, когда молится, тот никогда не молится». Это не дзен и не «словесный туман» под мудрость. Это - чистая правда.

http://pravoslavie.ru/archive/141017.htm

Прошло четыре года. В 516 году император приказал губернатору Палестины во что бы то ни стало свергнуть патриарха Илию с престола и поставить на его место другого, который бы согласился вступить в общение с Севиром. Воля императора была немедленно исполнена: Илия был внезапно схвачен и отправлен в заточение в Айлу, а на патриарший престол возведен пресвитер храма Воскресения Иоанн, давший обещание исполнить волю императора 345 . Св. Савва, услышав о произошедшем в Иерусалиме, тотчас же прибыл в Святой город. Старец заплакал, когда узнал, что патриарха Илии уже нет на первосвятительской кафедре и что с ним так насильственно и жестоко поступили. Потом обратился к новому патриарху и заклял его не вступать в общение с еретиком Севиром. «Восстанут на тебя все пустынные отцы, сын мой, – грозил Иоанну старец, – предадут тебя анафеме, если меня не послушаешь». Патриарх послушался, дал слово старцу твердо держаться Халкидонского Собора и не сообщаться с Севиром. Страшно разгневался император и на губернатора, и на нового патриарха и послал в Палестину дука 346 Анастасия с приказанием или расположить Иоанна к принятию Севира в церковное общение, или низложить с епископского престола. Анастасий, прибыв в Иерусалим, схватил патриарха и ввергнул его в общественную темницу, но потом освободил из нее, когда тот изъявил согласие исполнить данное обещание. Иоанн ночью дал знать по всем обителям, чтобы все иноки собрались в Иерусалим. «И собралось, – говорит жизнеописатель преподобного Саввы, – до десяти тысяч иноков, так что кафедральный собор Воскресения не мог вместить их, и они по необходимости собрались все за вратами города в обширный храм первомученика архидиакона Стефана». И вот патриарх Иоанн, Феодосий и Савва, взошедши на амвон посреди храма, в присутствии Анастасия и Ипатия, племянника императора, торжественно предали анафеме Нестория, Евтихия, Диоскора, Севира и всех, кто не принимает Собора Халкидонского. Иоанн и Савва сошли с амвона; Феодосий еще остался на нем и, мановением руки потребовав общего молчания, громким голосом воскликнул: «Кто не принимает четырех Вселенских Соборов, как четырех евангелистов, да будет анафема!» Услышав это, дук Анастасий бежал из храма и удалился в Кесарию, а Ипатий одобрил действия Саввы и Феодосия, прибавив, что он и прибыл в Иерусалим искать общения с ними. Узнав обо всем произошедшем в Иерусалиме, император решился послать в заточение как архиепископа Иоанна, так и Савву, и Феодосия, но оставил это намерение, когда получил от них и всего общества иноков защитительное письмо. Вскоре после этого Анастасий умер (518 год). Преемник его Юстин (518–527 гг.), благоверный и благочестивый государь, повелел возвратить всех, сосланных Анастасием в заточение, и определения Халкидонского Собора внести в церковные постановления. Когда получен был в Иерусалиме императорский указ, преподобный Савва ходил для объявления его в Кесарию и Скифополь и совершил во время этого пути много чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Роман был совершенно необразован и не имел голоса. Все вокруг часто смеялись и подшучивали над ним. Его родиной был Сирийский город Емеса. Он служил диаконом в Городе Бейруте. В 496 году, во время царствования императора Анастасия I (491–518), преподобный Роман перебрался в Константинополь. Здесь он очень любил принимать участие во всенощных бдениях в храме Пресвятой Богородицы «Влахернской». Но больше всего он любил другой храм Богородицы, который назывался «Киру», где проводил день и ночь в бдении и молитве. В этой церкви находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Молодой диакон часто припадал к ней и слезно молил Преблагую Деву ниспослать ему дар пения. Была рождественская ночь, и преподобный Роман стоял за всенощным бдением. Во время шестой песни канона на него нашел глубокий сон. И вдруг прямо перед собой Роман увидел Богородицу, у Которой в руке был какой-то свиток. Обратившись к нему, Она сказала: — Возьми это и съешь. Преподобный так и сделал. С того времени он получил желанный дар пения. В тот же момент он проснулся, взошел на амвон и воспел кондак праздника «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Преподобный Роман Сладкопевец составил свыше тысячи кондаков, посвященных Господским и Богородичным праздникам, а также многим святым. Два богословских трактата Нестория Авва Кириак (V—VI вв.) был пресвитером в Каламонской лавре , что находится возле реки Иордан. Как-то он рассказал следующую историю. «Однажды во сне я увидел возле своей кельи скромную, одетую во все красное Жену и двух священнолепных мужей. Я понял, что это Сама Богородица, а мужи — Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Я вышел из кельи и пригласил их войти внутрь, дабы они благословили мое жилище. Но Божия Матерь отказалась это сделать. Я очень долго умолял Ее, пока Она не ответила мне со строгостью: — У тебя в кельи Мой враг. Как же Ты хочешь, чтобы Я вошла? Сказав это, Она исчезла. Проснувшись, я стал думать, что может быть врагом Приснодевы в моей кельи? Может, я согрешил перед Нею своими помыслами, ибо, кроме меня, в кельи больше никого не было. Долго размышлял я над своими поступками и помыслами, но ничего, чем я мог перед Ней провиниться, не нашел. Тогда я, подавленный тяжкой скорбью, сел почитать книгу, дабы чтением развеять печаль. Это была книга святого Исихия, пресвитера Иерусалимского . Полистав ее, в самом конце я обнаружил два богословских трактата нечестивого Нестория. Тут я понял, что именно его имела в виду Богородица, когда говорила о Своем врагё.

http://azbyka.ru/fiction/yavleniya-i-chu...

Интерьер восточно-сирийского храма Владычицы Марии в Москве в восточно-сир. традиции соотносится с библейскими образами иерусалимского храма. Алтарное пространство делится на 3 части. В центре находится святилище со св. алтарной частью (  , или  ), на севере - диаконник (  ), на юге - баптистерий (  ). Святилище также поделено на 3 части. Место у вост. стены, где находится Дарохранительница, называется «Святое святых» (  ). На престоле располагаются Крест и Евангелие. Иконы в храмах отсутствуют. В алтарной части храма хранятся священные сосуды и св. елей. В предалтарном пространстве, к-рое носит название «Святое» (  ) и отделено от алтаря завесой, находится лампада. В центре основной части храма в ср. века строилась особая платформа, вима (в наст. время практически не встречается), к-рая соединялась с алтарем солеей (  ). Перед престолом располагается амвон (  ), с к-рого читается Псалтирь и произносится проповедь. С юж. его стороны причащают Телом Христовым, с северной - Кровью Христовой. Места между вимой и алтарной частью храма традиционно занимают мужчины, за вимой - женщины. В сев. стене между муж. и жен. половинами храма хранятся мощи св. мучеников. Обычно здесь ставят свечи. В юж. стене сделаны двери во двор отдельно для мужчин и отдельно для женщин. В нек-рых храмах в юго-зап. части отводят места для больных и женщин с детьми. Там же полагается читать молитвы матери на 40-й день после рождения ребенка. Хлеб для Евхаристии (  ) выпекается диаконом или священником в печке, установленной в диаконнике, и сразу же используется. В вост. части диаконника находятся мощи или саркофаг святого - покровителя храма или местности. Здесь также хранятся священные облачения, елей и вино. В баптистерии имеется 2 двери: внешняя, для входа со двора, и внутренняя, ведущая в храм. Внутри баптистерия находятся купель, столик для помазания, алтарь с Крестом и Евангелием. В сев. стене делается окошко для священника, через к-рое он при Крещении женщин благословляет воду и совершает помазание св. елеем. На востоке дворика находятся Крест и помост для священников. В условиях жаркого климата здесь могут совершаться службы суточного круга. Во дворе устраивается колодец. В пределах церковной ограды принято хоронить клириков. В наст. время традиц. храмовое устройство упрощено. Наиболее известное символическое толкование устройства храма принадлежит перу Юханнана бар Зоби († 1235) (см.: Mannooramparampil. 1993; Khoreiche. 1966; Vries W. , de. 1943). Богослужение таинств

http://pravenc.ru/text/155372.html

Кроме завесы алтарь со временем стал отделяться не высокой решёткой, о чём упоминает, например, св. Григорий в вышеприведенной цитате (абз. 66). Об этом пишет, около 316–317 года, также и Евсевий Кесарийский : «Чтобы (алтарное пространство) было недоступно для многих, (строитель) огородил (его) решетками из дерева, с предельно искусной тонкостью украшенными, чтобы смотрящим представить удивительный вид» . Со временем церковная завеса и решётка были преобразованы в величественный иконостас (хотя осталась и завеса 374 , называемая ещё катапитасмой). В том, что ветхозаветная завеса ныне стала иконостасом, нет ничего недопустимого, ибо Церковь , как было уже неоднократно замечено, устройство ветхозаветного храма не слепо заимствует, но исправляет его и приводит в большее совершенство согласно тому, как наставляет Её Дух Святой ( Ин.16:13 ). Иконостас же более чем матерчатая завеса отвечает нуждам храма новозаветного. При этом назначение иконостаса осталось прежним – отделять Святое Святых (алтарь) от остальной части храма. И как в иерусалимском храме на завесе были святые изображения (херувимов), так и ныне на иконостасе находятся святые изображения – Христа, Девы Марии, Апостолов, Ангелов, пророков, древних патриархов и других святых. Главная идея иконостаса – показать вселенскую Церковь Божию, объединяющую в себе ангельский и человеческий мир, Ветхий и Новый Завет. Иконостас есть видимое выражение той истины, что верные верою во Христа «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22–24 ). Иконостас наглядно показывает, с кем православно верующие находятся в духовном общении, с кем составляют одну Церковь. Амвон. В ветхозаветном храме был амвон – возвышение для торжественных молитв священников пред лицом всего народа: «книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для сего сделали» ( Неем.8:4 ). На амвоне молился и царь Соломон о построенном им храме: «ибо Соломон сделал медный амвон длиною в пять локтей и шириною в пять локтей, а вышиною в три локтя, и поставил его среди двора; и стал на нем, и преклонил колени впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» ( 2Пар.6:13 ). В новозаветном храме, воссозданной иисправленной скинии Давидовой, также есть амвон 375 (и солея) – возвышение перед алтарём, на котором (амвоне) также совершаются молитвы (например, дьякон произносит здесь прошения от имени всей Церкви), произносятся проповеди, читается диаконом Евангелие, а главное – совершается причащение верных.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

К сему прибавим, что даже и не на Соломоне (строителе храма) остановил Господь взоры Свои; но в вечном предызбрании Своем призрел Он, как Сам говорит, именно, на Давида, верного раба Своего, от которого имел родиться, по человечеству, Сын Всевышнего, и Ему-то (Сыну) Господь Бог определил дать престол Давида, отца Его, как возвестил Архангел Деве 784 . 6:12–13. …И стал Соломон, – по окончании речи своей к народу, – у жертвенника Господня впереди всего собрания...Ибо Соломон сделал медный амвон... и стал на нем, и преклонил колена впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу... С этого же самого амвона Соломон и благословлял народ, и держал к нему речь 785 , но во время речи он лицом своим обращен был к народу; собравшись же произнести молитву пред Богом, Соломон обратился взором своим к жертвеннику и святилищу, – посему и замечается, что он стал на амвон у жертвенника впереди собрания, хотя и прежде стоял на этом же амвоне. Говорят, что вообще царь никогда не сидел в храме при богослужении и на амвоне своем либо стоял, либо склонял колени, либо повергался. По всей вероятности, царский амвон имел навес в виде покрывала для защиты от лучей солнечных 786 . Краткое изложение молитвы Соломоновой см. в объясн. 3Цар. 8:22–35 . Здесь же остановим внимание только на некоторых выражениях сей молитвы. 6:21–22. ...Услышь с места обитания Твоего,.. когда... будет совершаться клятва пред жертвенником Твоим в храме сем… Сими словами Соломона указывается на утвердившийся в народе израильском, хотя нигде в законе не заповеданный, обычай произносить клятвы пред священным алтарем во дворе храма. Обычай сей с особенной строгостью соблюдался в тех случаях, когда, за отсутствием свидетелей, клятвою, единственно, могли завершиться спорные дела. 6:38. …и будут молиться (Израильтяне), обратившись к земле своей,.. и к городу, который избрал Ты, и к храму... В этих словах заключается укнзание на древний обычай Евреев обращаться лицом к Иерусалиму и храму во время молитвы, или даже только к земле Обетованной, если кому приходилось находиться вне пределов ее. Так и Даниил пророк в стране Вавилонской трижды в день молился через растворенное окно к Иерусалиму 787 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В Киеве кафедра Митрополичья о семи ступенях и господствует над всею церковью, так что виден за престолом восседающий Святитель; а семь ступеней горнего места, кроме символического значения богословских добродетелей, изображенных и на Софийской иконе Премудрости Божией, знаменовали также степень чести Русского первосвятителя в иерархии вселенской Церкви, как самостоятельного архиерея, первенствующего над многими подведомственными ему епископами. Престол горний патриарха был о двенадцати ступенях, равно как и облачальный амвон, и это преимущество чести сохранилось доселе за Фессалоникийским архиепископом, который соблюдает его даже в убогой церкви своей, где едва может поместиться столь высокий амвон, ибо драгоценно такое предание бедствующему Востоку. Если теперь столь величественным представляется внутри алтаря сидение и стояние Святителя на горнем месте Софийском с двенадцатью сослужащими ему архимандритами и пресвитерами во время чтения Апостола и Евангелия, что же было прежде, когда с первенствующим Митрополитом служили еще, кроме двенадцати пресвитеров, и епископы всея Руси, занимавшие верхнюю ступень горнего сопрестолия над иереями? Все это было открыто взору мирян, и с высоты хор и из средины храма, потому что иконостас не был первоначально так высок и шире были царские двери. Зрелище сие представлялось еще в большем величии, когда целы и свежи были мозаические изображения Апостолов и Святителей вокруг горнего места, так что от низу и до верху все собрание живых и начертанных ликов сливалось в одно целое, и торжествующая на небесах Церковь являлась сослужащею воинствующей на земле, соединяясь с нею в один священный сонм. Знаете ли, откуда заимствована сия великолепная картина? – Св. Иоанн Богослов изобразил нам Церковь небесную, которую созерцал в духе. – Раскройте четвертую главу его Апокалипсиса: «по сих видех и се дверь отверста на небеси.» – Вот сквозь какие двери смотрел тайновидец. «Я был в духе, – и се престол стоял на небеси и на престоле Седящий... и окрест престола престолов двадцать четыре, и на престолах видел я двадцать четыре старца, седящих, облеченных в белые ризы, и имели венцы златые на главах своих; и от престолов исходили молнии, громы и гласы, и семь светильников огненных горели пред престолом, которые суть семь Духов Божиих; и вокруг престола четыре животных, исполненных очами отовсюду: первое животное, подобно льву, и второе, подобно тельцу, и третье имело лицо как человека, и четвертое, подобно орлу летящему; каждое из четырех животных имело по шести крыл, изнутри исполненных очами; ни днем, ни ночью не имеют они покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, который был, есть и будет.» Это символы, данные Церковью четырем Евангелистам, и заметьте, что сидение и стояние священнослужителей на горнем месте бывает собственно во время чтения Апостола и Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Преподобный Роман, именуемый сладкопевец, смолоду начал угождать Богу, живя в девстве и целомудрии. Он был пономарем в Софийской церкви г. Константинополя. Хотя св. Роман и не знал книжного писания, но был премудр добрыми делами, которыми превосходил премудрых книжников. Он был один из тех, о которых сказал апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых ( 1Кор.1:27 ). Патриарх Евфимий полюбил Романа за его добродетельное житие и, видя труды его по церкви, давал ему равную часть с клириками. Между тем последние стали роптать на патриарха, говоря: «невежду сравнял с нами!» Поэтому ненавидели св. Романа и причиняли ему всевозможные огорчения. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда был в церкви сам царь, а Роман ставил в церкви свечи, вдруг клирики схватили Романа и потащили на амвон, со словами: «равной части ты с нами удостоен, так, взошедши на амвон, воспой богохвальную песнь, подобно тому, как и мы». Это они сделали из зависти, желая посрамить его, потому что знали, что Роман, как необразованный, не может сделать того. Роман, получивши такое оскорбление при царе и при всем народе, горько заплакал. По окончании пения, когда все вышли из церкви, св. Роман упал на колени пред образом Богоматери и с плачем и рыданием долго молился. Потом, когда, пришедши домой, он немного уснул, явилась ему во сне Пресвятая Владычица Богородица, Которая есть утешение всем скорбящим, и, держа в руке маленький книжный свиток, сказала ему тихим голосом: «открой уста!» Когда он открыл уста, Владычица вложила свиток и сказала: «проглоти его!» Роман проглотил хартию (бумагу) и тотчас же проснулся и никого уже не видел. Сердце же его исполнилось неизреченной сладости и утешения, а в уме своем ощутил книжное разумение, какое сообщила ему Дева Богородица. Св. Роман, исполненный премудрости, стал со слезами воздавать благодарение своей Учительнице за то, что Она в малое время научила его более, чем кто через много лет разумеет. Когда настало время всенощного бдения (под Рождество Христово), то он с радостью пошел в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010