Церковь южной Индии До настоящего времени ни одна Церковь Православного Востока не сделала официального заявления относительно воссоединения, введенного с открытием Церкви Южной Индии. Программа никогда не изучалась и не обсуждалась компетентными органами на Востоке. Поэтому христианский богослов может лишь высказать собственные частные замечания и соображения. Однако все православные, возможно, придут к согласию в отношении некоторых пунктов этой программы. Нет истинного единства веры Прежде всего, сам характер южноиндийской программы совершенно чужд православному мышлению. В православном понимании воссоединения сначала необходимо полное согласие по вопросам вероучения. Необходимо тщательно исключить всякую неопределенность в интерпретации участниками договора истинного смысла такого соглашения. По этой причине «исторические вероисповедания» не рассматриваются православными как надлежащая база или достаточная гарантия истинного «согласия». Безусловно, не потому, что Православная Церковь не понимает фундаментальной важности. Напротив, Православная Церковь , строго говоря, не имеет другого доктринального или символического критерия, кроме древнего Никейского Символа Веры наряду с формальными определениями Вселенских Соборов и непрерывной традицией собственного существования. Для себя она не нуждается ни в чем, кроме Символа Веры . Однозначное понимание и интерпретация Веры, засвидетельствованная Символом Веры, обеспечивается именно этой последовательностью ее жизни. Но в переговорах с теми, от кого она была отделена веками – хотя бы по недостатку контактов, Православная Церковь всегда требует намного большего для обеспечения истинного единодушия и совершенной целостности Веры. Между тем главное соображение южноиндийской программы прямо противоположное. Предполагаемое «согласие» намеренно излагается в общих и весьма смутных выражениях с определенной целью оставить как можно больше возможности для «разумной свободы интерпретации». Это выражение может означать как свободу критического изучения, так и свободу продолжения в «объединенной» Церкви самых разнообразных конфессиональных интерпретаций, существовавших до слияния. По-видимому, верно последнее, поскольку открыто дозволяется использовать для наставления верующих в новой Церкви любые «конфессии», которые использовались в объединяющихся Церквях в состоянии разрыва и разделения. Православный никогда не сочтет такие условия пригодными и надежными для обеспечения истинного единства веры, а для него такое единство – неотъемлемая предпосылка Единства Церкви. Для него южноиндийская программа в том виде, в каком она существует и устанавливается, – не программа воссоединения, а, скорее, административное соглашение, позволяющее различным органам и традициям действовать вместе, словно в согласии. Однако для православного недопустимо никакое «словно» в таком благородном и священном деле. Нет четкого определения Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

поиск:   разделы   рассылка Константин Андреев Наш ответ Дэну Брауну, или Евангелизация через искусство Источник:  Baznica Скандальный фильм " Код да Винчи " наделал немало шума в христианском мире. Церкви, словно специально подыгрывая создателям этой киноподелки, развернули массовые акции протеста, тем самым еще более рекламируя в общем-то третьесортное творение голливудских ремесленников. А можно ли было по-другому? Как нам относиться к " Коду да Винчи " ? Об этом рассуждает пастор Константин Андреев в своем новом памфлете, который мы представляем вашему вниманию. Тайна всегда притягательна! Сокровенное манит и завораживает. За дверцей в каморке папы Карло всегда чудится новая жизнь. Вот только бы узнать эту тайну, постичь то, что не дано другим. Почему для нас христиан так важно постоянно размышлять над Божьим откровением и держаться правильного исповедания веры? Каждая тринитарная церковь признает три основных христианских символа веры, в которых сконцентрированы все основные доктрины, приверженность которым дает библейское основание рассчитывать на спасение и жизнь вечную. Это: Апостольский, Никео-Царьградский и Афанасьевский символы. Однажды в разговоре со мной один верующий христианин выразил сомнение в важности и необходимости сформулированных исповеданий и в частности веры в Святую Троицу. " Какая практическая польза от исповеданий? " , – говорил он, – " Главное – духовные переживания и любовь в твоем сердце " . Возможно, исповедания и доктрины действительно лишь удел высоколобых богословов и теоретиков от религии. Но наличие 66 книг Библии заставляют усомниться в этом. Одним из символов веры, признаваемым всеми тринитарными христианскими церквями, является Афанасьевский символ веры, который традиционно провозглашается на Троицу. В первых строках этого символа было сказано: " Если кто желает спастись " и далее " без этой веры никто не сможет избежать вечной погибели " . И далее подробное изложение природы Бога, как это открыто церкви. Что может быть более практического в вере в Святую Троицу? Что может быть более практического в исповеданиях?

http://religare.ru/2_30680.html

Э. Артемьева-Скворцова Вторая книга о православной вере Предисловие Настоящая книга является продолжением пособия «Первая книга о православной вере». В ней рассказывается о том, во что верит и как молитвенно живет в своем богослужении Православная Церковь . Велика и трудна задача передать все богатство вероучения и богослужения Православной церкви, приспосабливаясь к уровню нашей молодежи, и настоящая книга является, быть может, лишь одним из первых шагов к ее разрешению. Составители стремились сделать пособие максимально содержательным, чтобы оно могло служить как бы справочной, настольной книгой об основах веры и богослужения. Книга не пытается предрешить метод преподавания и не содержит методических указаний. Она только дает объяснение Символа Веры и богослужения, стремясь сделать это в форме наиболее отвечающей потребностям духовной жизни, избегая одного отвлеченного, теоретического изложения. Для того чтобы принести ожидаемую от нее пользу, она требует творческого труда со стороны занимающихся по ней. Часть 1. Символ веры Вера Мы веруем и хотим и должны жить по вере. Св. Апостол Павел говорит, что «без веры невозможно угодить Богу». Что же называется верой? Во время земной жизни Господа Иисуса Христа одна женщина, язычница, имела дочь, одержимую жестоким бесом – бесноватую. Услышав, что Иисус Христос милосерд и имеет власть над бесами, эта женщина сердечно поверила этому. У нее явилась глубокая уверенность, что Господь непременно изгонит из ее дочери беса. Когда Иисус Христос подходил к месту ее жительства, женщина вышла навстречу Ему и кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос ничего ей не ответил. Женщина же была так твердо уверена в ожидаемом ей исцелении дочери, что с прежней уверенностью продолжала просить. И ученики Христовы, сжалившись над ней, стали просить Господа. Тогда Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (т. е. только к избранному в Ветхом Завете еврейскому народу). Но и после этого уверенность женщины, что Господь непременно исцелит ее дочь, не поколебалась. Она подошла к Нему и, кланяясь, говорила: «Господи, помоги мне!». Господь же ответил ей решительным, по виду, отказом. Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» – т. е. не следует оказывать благодеяния язычникам, когда эти благодеяния предназначены пока еще только евреям. Но уверенность женщины в ожидаемом исцелении не поколебалась и теперь. Она была такова, какова бывает уверенность в событиях, совершающихся перед глазами. И женщина продолжала просить. Ничто не могло поколебать ее веры. В ответ на такую уверенность, Господь сказал: «о, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее и ожидание ее осуществилось. В этом Евангельском рассказе мы видим твердую и непоколебимую уверенность женщины в осуществлении желаемого и ожидаемого ею события, как бы уже совершившегося перед ее глазами. Такую уверенность Сам Господь назвал верой . ( Мф. 15:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Введение в догматику 1 . Догматика есть систематическое изложение христианского вероучения. Вероучение христианское представляет собой состав истин, данных Богом для нашей веры: данных, потому что человек теперь не может видеть Бога телесными очами. Как апостолы познавали в Иисусе Христе Бога больше очами веры, при воззрении на Его дела, и в собственном смысле познали Его уже по вознесении: так, по настоящему своему состоянию, человек не может видеть лицо и Бога Отца, а необходимо должен верить, потому что без веры, по словам ап. Павла, не возможно угодить Богу. По этому необходимости веры, Бог открыл нам Себя столько, сколько нам возможно вместить. Откровение это есть нечто сосредоточенное и приведенное к единству: потому и самое вероучение также может быть приведено к единству. Правда, мы не можем сказать, как обширна область веры, потому что не можем знать пределов и своего знания. Черта, составляющая границу нашей веры теперь, временная, потому что самый предмет веры – Бог , духовный мир, будущая жизнь – бесконечен: потому Свящ. Писание говорит, что можно восходить от веры к вере, доколе она не преобразится в видение. Нельзя положить пределов также и самому откровению. Но верой мы можем принимать только то и столько, что и сколько Богу угодно было открыть нам чрез Иисуса Христа. 2 . Все, открытое Иисусом Христом для нашей веры, заключено, главным образом, в Символе веры апостольском; следовательно, Символ веры есть состав тех истин, которые составляют основание нашей духовной жизни. Самые эти истины называются δγματα, что собственно значит вообще учение; на церковном же языке под этим термином разумеется учение христианское (хотя и еретические и эллинские мнения у писателей церковных называются также догматами). В частности, догмат означает или все вероучение христианское, или всякую истину вероучения порознь; в последнем отношении слово догмат употребляется в более и менее обширном смысле: можно и целый член символа веры назвать догматом, а можно назвать так и малейшую его часть. Всякое же более точное определение известной истины называется у отцов церкви δροζ: так надписывают свои определения вселенские соборы. Отсюда, эти два слова, δγματα и δροζ, в совокупности будут значить, что под именем догмата разуметь должно не всякую истину, относящуюся к христианскому учению, а истину определенную собором всей церкви, как закон веры, – истину, которой уже нельзя ни изменить, ни отменить. Таким образом, в вероучении христианском все, что нужно для нашего спасения, для нашей веры, определено церковными соборами; если же некоторые предметы веры не определены соборами, то определены они общим преданием церковным, что равносильно определению соборному.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

§ 127. Оглашения – как изложение догматов и как объяснение обрядов. Другие сочинения. Сочинения св. Кирилла, дошедшие до нас, состоят почти из одних оглашений 316 . Но 18 оглашений готовящимся к Крещению (φωτιζομενοις) и 5 к новопросвещенным (μυσταγογι), составляют драгоценный памятник древности, и весьма важны для Церкви Православной. Было время, когда много трудились над тем, чтобы оспорить подлинность их 317 . Но самое содержание оставляет их за проповедником Иерусалимским 318 , жившим спустя 70 лет после Манеса 319 , – притом все за одним тем же, так как все они находятся в непрерывной связи между собою 320 . А древние не только говорят об оглашениях св. Кирилла, но приводят слова из всех оглашений которые читаются ныне 321 . Оглашения св. Кирилла весьма важны как изложение догматов и как объяснение обрядов. В первом отношении они составляют довольно полное учение о вере, расположенное по членам символа веры , хотя и не с строгой отчетливостью в распорядке частных предметов. Одно уже то, что в сих оглашениях сохранен и объяснен древний Символ веры древним учителем древнейшей из всех церквей доставляет сему сочинению особенную важность. После вступительного поучения о сущности и важности Крещения первые пять из 23 оглашений содержат: а) увещание к нравственному обновлению (1 оглашение); б) учение о спасительных действиях покаяния (2 оглаш.); в) поучение необходимости и спасительных действиях Крещения (оглаш. 3); г) обозрение главных предметов веры (оглаш. 4); поучение о вере в двух видах ее – о вере догматической (τ δογματικν εδος) и вере деятельной (πστις ενεργεπκ). Следующие за тем 13 оглашений (6–18) объясняют члены веры по их порядку. В 6–9 оглашениях объяснен первый член веры о Творце и Правителе мира. В 10 оглашении говорится о втором члене. В 11 и 12 объясняется вечное бытие Сына Божия и Его воплощение. В 13 оглашении показываются плоды Крестной смерти Христовой. В 14 оглашении объясняются слова: «и воскресшаго в третий день по Писанием». Оглашение 15 говорит о Втором пришествии и о Суде всемирном. Слова: «верую и в Духа Святаго»» объясняются в 16 и 17 оглашениях. В последнем оглашении объясняется учение Символа: «верую в кафолическую Церковь , в воскресение плоти и вечную жизнь». Тайноводственные поучения, которые предварительно обещал Кирилл предложить в праздничные дни Пасхи (18 оглаш. 5, 33), объясняют сущность и обряды таинств Крещения, Миропомазания (оглаш. 19–21) и Евхаристии (оглаш. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Никео-Цареградский символ А.В.Карташев. Вселенские соборы//II Вселенский собор в Константинополе 381 г.(оглавление) Лишь спустя ряд столетий было бесспорно признано вселенское достоинство как самого II Константинопольского собора 381 г., так и связываемого с ним ныне символа веры. Последний начал свое вселенское бытие в лоне этого собора. Но обстоятельства его рождения до сих пор остаются (и, по-видимому, навсегда останутся) точно и протокольно неясными. Только со времени IV Вселенского Халкидонского собора 451 г. наш символ начал приобретать всеобщую известность и обязательность. Знаменитый собиратель материалов для истории церкви Tillemont (Mémoires. T. IX) заметил и подчеркнул, что этот наш всеми церквами и даже сектами мира согласно употребляемый символ веры на фоне множества древних символов по своей букве наиболее близок к символу, читаемому нами теперь в тексте «Анкората» (т.е. «Якоря Веры») св. Епифания Кипрского. Сочинение это написано в 374 г. Критика текста Епифания нашим проф. А. П. Лебедевым (учителем Н. Н. Глубоковского) доказала, что в тексте Епифания каким-то поздним переписчиком сделана прибавка. K букве просто Никейского вероопределения механически приписана вся вторая половина более позднего Никео-Цареградского символа. Полный же текст этого последнего в первый раз попутно приводится лишь в протоколах IV Вселенского Халкидонского собора. A после этого, без всяких споров и разговоров, этот символ веры как бы автоматически разливается по всем церквам Востока и Запада. Без всяких сомнений и возражений, в порядке молчаливой практики принимается даже и во всех периферических странах Востока, удалившихся и оторвавшихся от кафолической церкви, — в церквах монофизитских и несторианских. Символ этот довольно рано (VI в.) приобрел на практике, без всякой формальной санкции, название Никео-Цареградского. Таким названием внушалась мысль, будто он издан II Вселенским собором, на что собор этот не был уполномочен. Ни самим собором (381 г.) и никем из его участников и современников этот символ веры II собору не приписывался.

http://sedmitza.ru/lib/text/435092/

Никита Струве Статьи. На церковно-богословские темы О соборной природе церкви 49 Соборность – краеугольное понятие нашего времени, живущего под знаком двух полярно противоположных систем: абсолютного индивидуализма и абсолютного коллективизма. Общественный синтез между этими двумя крайними течениями так и не был найден, да и вряд ли будет, поскольку он предполагает благодатное начало. Но он дан в Церкви, и мир может его получить через Церковь , но только, разумеется, при условии, что Церковь выполнит порученное ей задание. Мы за каждой литургией исповедуем в нашем Символе веры догмат соборности Церкви. «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Так называемый апостольский Символ веры , более поздний, чем Цареградский, и значительно сокращенный, сохранил только два атрибута Церкви – «святость и соборность». Это показывает, насколько неотъемлемо от Церкви понятие соборности. Однако, когда западный человек произносит тот же член Символа веры , думает ли он о «соборности»? Западный человек, исповедуя свою веру в Eglise catholique, catholic Church, katolische Kirche, думает попросту, что речь идет о католической церкви, имеющей свой центр в Риме, в лучшем случае под этим словом он воображает себе Церковь вселенную, распространенную по всему миру. Это обстоятельство дало повод русскому иезуиту XIX века о. Гагарину упрекнуть славянские церкви в изменении догматического учения Символа веры . Не латинская церковь изменила-де Символ веры , прибавив filioque, а славянские церкви, придумав туманный и неправильный перевод «соборная Церковь». Хомякову было нетрудно возразить этому чрезмерно ревностному иезуиту, что «соборный» гораздо менее туманное слово, чем catholique, которое ни на одном языке, кроме как на греческом, ровно ничего не значит. Трудность, правда, состоит в том, что не так легко восстановить точное значение греческого слова. В древнегреческом – καθολικος (этимологически: «по всему, согласно общему») означает «повсеместное», «общее». В христианской литературе это слово впервые встречается у Игнатия Антиохийского в самом начале II века, в послании к жителям Смирны, в следующем контексте: «Где появляется епископ, там да будет и община, подобно тому, как там, где Христос, там и кафолическая Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Методика проведения огласительной беседы с родителями и восприемниками крещаемых детей на приходе Св.Георгия Победоносца г. Ростова-на-Дону В Избранное 1. Преамбула В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Православной Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»). С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, следует проводить разъяснительную беседу о смысле и значении Таинства Крещения. 2. Основные темы для обсуждения 2.1 Смысл Таинства Крещения как смерти для греха и воскресения для жизни в Боге, как Таинства соединения с Церковью Следует выяснить степень воцерковленности пришедших людей. Уточнить, знают ли они, что такое Символ веры и его содержание. Незнание Символа веры автоматически указывает на отсутствие у таковых утреннего молитвенного правила, содержащего в себе Символ веры. В таком случае необходимо кратко рассказать об истории спасения в рамках Символа веры. 2.2 Преодоление возможных суеверий, магического восприятия и профанирования Таинства Крещения младенцев  Некоторые мотивы для Крещения совершенно недопустимы для христиан (чтобы ребенка не сглазили, с целью дальнейшего лечения у целителей и «бабок и т.д.). Иные мотивы сами по себе положительны, однако должны рассматриваться как второстепенные по отношению к центральной цели Крещения как смерти для греха и со-воскресения со Христом ради служения Ему (Крещение ради здоровья младенца, чтобы был у него Ангел-Хранитель, чтобы был как все русские и т.д.). 2.3 О крещении младенцев. Условия допуска к крещению младенцев Крещеные младенцами не чувствуют освящения, получаемого в Крещении. Такое чувство освящения есть умное дело, а младенцы еще не совершенны умом, чтобы уразуметь принятую благодать. С течением времени они возрастают, постепенно изменяются и могут склониться на сторону греха. Тогда благодать святого Крещения в них погасает и совсем теряется, в иных сохраняется малая искра. Кто после Крещения утрачивает благодать вследствие грехов, тот перестает уже быть верным. Для возвращения в Церковь христианин должен исповедать грехи в таинстве Покаяния ( преп. Симеон Новый Богослов)

http://azbyka.ru/katehizacija/metodika-p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКЕО-КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ Вероопределение II Вселенского Собора в К-поле (381); принят в качестве главного исповедания веры как правосл. Церковью, так и ориентальными нехалкидонскими Церквами и с добавлением Filioque - католич. Церковью и умеренными протестантами - англиканами и лютеранами, т. е. подавляющим большинством христиан. Древнейшее название Н.-К. С. в.- «вера 150 отцов» (по числу отцов Вселенского II Собора). Текст Символа: «Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли и всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, Отцу единосущного, чрез Которого все произошло. Ради нас человеков и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, по Писаниям. И восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца. И вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, Царствию Которого не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, вместе с Отцом и Сыном покланяемого и славимого, проглаголавшего чрез пророков. Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь» (ACO II. Vol. 1(2). P. 276). В основу Н.-К. С. в. был положен Никейский Символ веры - Символ Вселенского I Собора , к-рый впосл. перестал употребляться, хотя еще Вселенский III Собор знает только его и не упоминает о Символе 381 г. (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 12-13; ДВС. Т. 1. С. 222). Мысль о необходимости восполнить Никейский Символ высказывалась отцами-каппадокийцами (см. Каппадокийская школа ). Свт. Василий Великий , неоднократно заявлявший о достаточности Никейского Символа ( Basil.

http://pravenc.ru/text/2565340.html

Вступление       Православный христианин должен для своего спасения иметь правую веру и добрые дела: ибо «праведный от веры жив будет» ( Евр. 10:38 ) говорит Св. Писание и: «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». ( Иак. 2:26 ) Но чтобы вера сия, руководствующая делами, была непогрешительна, он должен твердо держаться учения Православной Кафолической Церкви, которая утверждена «на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа» ( Ефес. 2:20 ). Истина её учения засвидетельствована Откровением Божиим в Священном Писании Ветхого и Нового Завета чрез Предание Апостольское и Соборные Уставы Святых Отцов. Они посреди гонений, твердо исповедуя устами то, чему веровали сердцем, единодушно изложили на Первом Вселенском Соборе в Никее учение веры Апостольской в Кратком Символе в Константинополе передали Кафолической Церкви как твердое и непреложное её исповедание, в котором ни единое Слово не может быть ни прибавлено, ни убавлено. Таков священный Символ сей: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки градущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. Первое слово Символа: Верую показывает уже, что Божественные догматы в нем, излагаемые свыше человеческого разума, и могут быть постигаемы только верою, которая, по словам Апостола, есть осуществление ожидаемого и обличение вещей невидимых, и без неё не возможно угодить Богу, ибо приходящий к Нему должен уже веровать, что Он есть и что Он ищущих Его вознаграждает. ( Евр. 11:1, 6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010