Об одиннадцатом члене Символа Веры 11 . Чаю воскресения мертвых В одиннадцатом члене Символа Веры говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира. Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем) последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут. Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом , при жертвоприношении сына его Исаака ( Евр.11:17 ), Иовом , среди тяжких его страданий: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов.19:25–26 ); пророком Исаией: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис.26:19 ). Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божия соединились одна с другою, облеклись плотно и одушевились духом ( Иез.37 ). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5:25 ). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ). Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» ( Мф.22:29, 31, 32 ). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:20, 21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Шестой член Символа Веры И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Поучение 47 1) Изъяснение шестого члена Символа Веры Произнося слова: и возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца, мы исповедуем ту истину, что Иисус Христос, совершив на земле спасение рода человеческого, и воскресением из мертвых показав Свое торжество над смертью и адом, человечество Свое вознес превыше всего сотворенного, и с ним пребывает во славе Отца Своего. Восшел или вознесся Иисус Христос на небо не Божеством Своим, а человечеством: Божеством Своим Он всегда пребывает превыше всех тварей, во славе Отца Своего, как и везде невидимо присутствует, и Своею Божескою силою всегда все содержит в бытии и всем управляет. Человечество свое Сын Божий занял от пресвятой Девы Марии; в естестве человеческом Он видимо пребывал на земле от Своего рождения в вертепе Вифлеемском до вознесения на небо, – возрастал, странствовал, терпел, изнемогал, пострадал и умер на кресте, воскрес из мертвых, и наконец вознесся на небо. Седящаго одесную Отца. Сидение одесную Отца или по правую руку Отца – это изображение Божеского величия Иисуса Христа, занятое от земного порядка вещей. С кем царь разделяет свое царское владычество, того сажает по правую руку подле себя ( 3Цар. 2:19 ). Так и сидение Иисуса Христа одесную Бога Отца означает, что Он и по Своему человечеству превознесен над всеми тварями, и получил Божескую власть над всеми созданиями мира видимого и невидимого, как Сам Господь в Евангелии говорит о Себе: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ). Но не должно понимать это сидение одесную Отца чувственным образом: Бог, как совершеннейший Дух, не имеет ни правой, ни левой руки, или стороны, будучи везде присущ, все наполняя и всегда пребывая превыше всего сотворенного. Это Божеское величие Иисуса Христа апостол Павел изображает так: иже сый сияние славы и образ Ипостаси Его, нося всяческая глаголом силы Своея, Собою очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких, толико лучший быв Ангелов, елико преславнее паче их наследствова имя ( Евр. 1:3. 4 ). Иисус Христос, как единородный Сын Божий, сый в лоне Отчи, от вечности пребывает в Божественной славе; а по вознесении на небо естеством человеческим, и как Богочеловек имеет одинаковое могущество, величие и славу со безначальным Своим Отцом и Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Поучение 1-е «Двери, двери! Премудростию вонмем!» 2 Торжественно во всеуслышание, на каждой святой Литургии, перед совершением Таинства Причащения в храме Господнем поется Символ веры : «Верую во Единаго Бога Отца...» В древние времена все молящиеся возглашали Символ веры ; теперь, для большего порядка и согласия в пении делают это одни только певчие или псаломщики, а богомольцы в уме своем должны повторять за ними. Смысла тут такой: кто хочет слушать святую обедню и особенно кто готовится приобщиться Тела и Крови Христовой, тот пред алтарем Господним должен исповедать свою правую, истинную веру в Бога. Слово «Символ» не русское; по-нашему оно означает – пример, образец, знак. Стало быть, «Верую во Единаго Бога Отца» есть такое правило, в коем в коротких словах высказана вся наша вера православная: во что нам должно веровать и какую содержать веру. Чтобы не сбиваться и не путаться в вере, святые отцы и учители Церкви по внушению Духа Святого и дали нам указку, образец веры. Целых полторы тысячи лет прошло, как написан Символ веры , – и ни единого слова Святая Православная Церковь в нем не переменила: не прибавила и не убавила. Так его она, мать наша, свято чтит и наблюдает! Поступает ученик в школу, ему рассказывают порядки и правила этой школы; определяется солдат на службу в полк, ему толкуют уставы и законы военной службы. Плохой ученик, который не знает порядков своей школы; что за солдат, который не ведает устава воинского? Точно так, какой будет христианин тот человек, который не знает самого основания, так сказать, самой азбуки веры, – не знает Символа веры ? В последнее время, благодаря Господу Богу и попечительному начальству, грамотность у нас на Руси быстро и широко стала распространяться; школы позавелись и заводятся в самых отдаленных и глухих деревнях. Сердце радуется, как малые дети, и мальчики, и девочки, читают в книжках молитвы, Символ веры и заповеди, – читают и заучивают на память. После самых важных и необходимых молитв (Отче наш... Богородице Дево, радуйся...) из закона Божия детям обыкновенно преподается Символ веры : так он важен и необходим для христианина. Есть даже и между неграмотными такие, которые Символ веры знают наизусть: почитает, значит, его народ православный – за это ему и великое спасибо. Но вот в чем беда: прочитать-то Символ веры многие действительно умеют, а рассказать-растолковать его и не в силах. А чтобы верно соблюдать какое-либо правило, надобно не только знать его, а ясно, толково и разумно понимать: иначе человек постоянно будет ошибаться – выполнит его, да не так, как следует. Так и с Символом веры: уменье прочитать его без толку и понимания немного принесет человеку пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

М.г.! Какого бы мнения я ни было программе Вашего издания, вопросы, которые в нем обсуживаются касаются меня столь близко, что я не могу оставаться Равнодушным к полемике, ими возбуждаемой и к вызываемым ими нападкам на Церковь. Смею надеяться, что вы не откажетесь напечатать несколько слов в ответ на брошюру отца Гагарина (под заглавием: Ответ русского русскому). В речи, им произнесенной до издания этой брошюры, досточтимый отец сказал следующее: ( " Поверите ли, братья, в славянском переводе символа веры слово " кафолическая " заменено выражением неопределенным и темным, вовсе не передающим понятия всемирности. Миллионы христиан, когда поют символ веры, вместо того, чтобы говорить: " верую в Церковь кафолическую " говорят: " верую в Церковь соборную " . И после этого нас обвиняют в искажении символа! " На это нелепое обвинение вы отвечали с полным основанием, что слово соборный значит кафолический , что таков смысл его по церковному словарю, что в том же смысле оно употреблено в надписании Послания Св. Иакова и т.д. и т.д. Ныне, в брошюре своей, о. Гагарин задает себе целью оправдать прежнее свое обвинение; но, будучи приперт и уличен в невежестве, что находит он сказать в свое оправдание? Вот его слова: " Как бы то ни было, всякий видит, что позволительно сожалеть о том, что символ в том виде, в каком он читается в русских церквах, не содержит в себе выражения, в котором смысл слова кафолический сиял бы во всем блеске " . Допустим, что ему позволительно сожалеть о слабости или недостаточности перевода; следует ли из этого, что позволительно было прибавлять к изъявлению сожалений восклицание: " И после этого нас обвиняют в искажении символа! " Следует ли, что это восклицание не служит доказательством самой явной недобросовестности? Но что сказать о первом обвинении? Чем объяснить его: недобросовестностью или невежеством? Первое предположение было бы само по себе довольно правдоподобно и даже не могло бы быть сочтено за оскорбление в применении к писателю, прибегающему в споре с противниками к доносу и клевете. Это я ему сказал и доказал в одной из моих брошюр. Он не отвечал, не посмел, не мог ничего ответить; да и никогда не посмеет и не сможет. Я вызываю его на это. Но в настоящем случае я оправдываю его: обвинение, им высказанное, происходит от полнейшего невежества; оно-то дало ему смелость ринуться, очертя голову, в беду, которой он даже и не подозревает, и, так сказать, наткнуться на острие смертоносное для всей его партии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/340/...

Хронологически самым ранним является «Первое учение отроком. В немже буквы и слоги. Также: Краткое толкование законного десятословия, Молитвы Господни, Символа веры , и девяти блаженств», подготовленное по повелению царя Петра I. 1 Неизвестно, когда Феофан приступил к составлению учебника; его младший современник поэт Антиох Кантемир (1708–1744) датирует катехизис 1714 г. 2 , что представляется маловероятным. К печати учебника приступили 1 марта 1720 г. 3 Долгое время первое издание, датированное 23 июня 1720 г., было известно только по библиографическим описаниям XIX в. 4 ; благодаря изысканиям А. А. Гусевой удалось установить, что его уникат сохранился в Фонде Франке (Franckesche Stiftung, Галле, Германия). 5 Имя автора на титульном листе катехизиса отсутствует, но в письме к своему киевскому другу, генеральному подскарбию Якову Марковичу (1696–1770), от 10 мая 1720 г. из Петербурга Прокопович называет себя сочинителем: «Написал я также краткое изложение десяти заповедей, с толкованием Никейского символа и молитвы Господней, что скоро будет напечатано вместе с алфавитом для первого учения отрокам». 6 Из письма Феофана следует, что катехетическая часть учебника состояла первоначально из трех частей, а именно: толкования Декалога, символа веры и молитвы «Отче наш». Во втором самом раннем из доступных в России изданий «Первого учения» помимо этих частей присутствует еще раздел «Краткое толкование блаженств евангельских»; сложно сказать со всей определенностью, было ли это поучение уже в первом издании. Исследователи XIX в. высказывали предположение, что толкование евангельских блаженств в «Первом учении» представляет собой краткое извлечение из другого сочинения Феофана, а именно из трактата «Христовы о блаженствах проповеди толкование» (СПб.: тип. Александро-Невского монастыря, 16.III.1722). 7 Это сокращение, как считает А. Ежов, подготовил иеромонах Георгий. 8 Общее сопоставление двух текстов не позволяют усмотреть между ними буквального сходства; тем более удивительно, что краткая версия вышла из печати более чем на год раньше полной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Скачать epub pdf Что такое Символ веры? Символ веры – это молитва , в которой изложены в кратких и точных словах основные истины православной веры. Человек без веры – все равно, что слепой. Вера дает человеку духовное зрение, помогающее человеку видеть и понимать суть того, что происходит вокруг: как и для чего все сотворено, какова цель жизни, что правильно, а что нет, к чему надо стремиться и так далее. Историческая справка Издревле, с апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры . В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Символ веры , который мы будем здесь объяснять, составлен отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором – остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского. Символ веры состоит из 12-ти членов. 1-ый член говорит о Боге Отце, 2-ой по 7-ой члены говорят о Боге Сыне, 8-ой – о Боге Духе Святом, 9-ый – о Церкви, 10-ый – о крещении, 11-ый и 12-ый – о воскресении мертвых и о вечной жизни. Текст Символа веры По-русски: 1 . Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2 . И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Однажды мне в голову пришло сделать условную эмблему, шеврон, который люди из войска Христова, сражающиеся в последние времена с войсками антихриста смогут крепить себе на левую руку как отличительный знак. Почитав о христианских символах я нашёл такой интересный знак как Адамова голова, что символизирует как смерть, так и бесстрашие перед ней и решил использовать его, ведь православные люди не боятся смерти, не боятся положить свою голову за Веру, Царя и Отечество, а боятся лишь гнева Божьего. Мне показалось, что этот символ подойдёт хорошо, но многие суеверные люди считают, что череп, Адамова голова — это плохой символ. Но ведь будь он плохим — его бы не использовали православные монахи на своих схимах под распятием. И поэтому хотел бы спросить, может быть я не прав и его не стоит использовать? Источники символизма (христианские корни): Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом, голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле. Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму. Похожие вопросы 4 Ответа Не совсем понятно, что конкретно Вы имеете в виду, когда пишите о «воиске» Христовом, сражающемся в «последние времена с воисками антихриста». Если Вы подразумеваете здесь всех православных христиан, то зачем изобретать какои-то отличительныи знак. Нательныи крест  – вот наш отличительныи знак. А главное, наши дела и образ жизни должны нас отличать, а не нашивки. Что же касается символа «Адамова голова» — да, Вы правы, это изображение имеет христианские корни. Но если речь идет об использовании данного символа в настоящее время в каких-либо военизированных объединениях или похожего толка общественных организациях, то этот символ, особенно размещенныи на военнои форме, воспринимается многими у нас в стране негативно, т.к., например, во время Великои Отечественнои Воины этот символ носили на своеи форме фашисты.  Сеичас его используют некоторые современные неонацистские банды.

http://azbyka.ru/vopros/dopustimo-li-isp...

Происхождение и содержание Символа Веры Символом веры называется краткое и точное изложение истин христианской православной веры. Слово «символ» означает «образец». Так называлось в первые века изложение истинного христианского учения, которое отличало истинных христиан от неверующих и лжеучителей. Сначала в христианской Церкви было несколько символов веры , но с IV века введен был повсюду один символ, который неизменно употребляется в Восточной Православной Церкви до настоящего времени. Этот символ веры составлен был на I и II вселенских соборах. Вселенским собором называется собрание верховных пастырей Церкви, по возможности со всей вселенной, для решения важных вопросов, касающихся главных истин христианской веры. Само правило собирать соборы взято из примера Апостолов, которые, по поводу недоумения относительно принятия в Церковь Христову язычников и обязательности для них ветхозаветного закона Моисеева, собрались на собор в Иерусалиме ( Деян.15:6–21 ). Основанием этого служат слова Самого Иисуса Христа: «Если кто не послушает Церкви, пусть будет для вас, как язычник» (Мф.18:17); в этих словах Спасителя постановлениям Церкви приписывается такая важность, что не послушавший их становится лишенным благодати Божией, подобно язычнику. Первый вселенский собор был созван в Никее в 325 году для разбора лжеучения Ария, который учил, что второе лицо Святой Троицы – Сын Божий не есть Бог и не равен Богу Отцу, а есть творение Божие, хотя самое лучшее и совершеннейшее. Второй вселенский собор был созван в 381 году в Константинополе для разбора лжеучения Македония, который учил, что третье Лицо Святой Троицы, Дух Святый не равен Богу Отцу и Сыну. На этих двух соборах был составлен Символ веры , который назван Никео-Константинопольским. Символ веры разделяется на 12 членов или частей, причем первые 7 членов составлены на Никейском соборе, а остальные на Константинопольском. Содержание членов символа веры следующее: в 1-ом члене говорится о Первом Лице Святой Троицы, Боге Отце; во 2-ом члене о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе, в 3-ем члене о воплощении Сына Божия, в 4-ом члене о страданиях, смерти и погребении Иисуса Христа, в 5-ом члене о воскресении Иисуса Христа, в 6-ом члене о вознесении Его на небо, в 7-ом члене о втором пришествии Иисуса Христа на землю, в 8-ом члене о Третьем Лице Святой Троицы, Святом Духе, в 9-ом члене об истинной Церкви Христовой, в 10-ом члене о таинстве Крещения, в 11-ом члене о будущем воскресении мертвых, в 12-ом члене о жизни будущего века. 1-ый член

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры, в сжатом и сокращенном виде, заключаются в Символе веры . Слово Символ, но словопроизводству с греческого языка (σμβολον, от σμβλλω – «вместе бросаю», «сливаю»), имеет два значения: оно означает – а) «склад», «собрание» и б) «знак». В первом смысле этим названием указывается на содержание Символа веры , во втором – на то, что Символ веры , какой кто из христиан содержит, служит вернейшим признаком и указанием, к какому кто принадлежит вероисповеданию. Таким образом, « Символ веры есть, в кратких, но точных словах, изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане» (слова Катехизиса); он, следовательно, служит способом или средством, коим Церковь вводит нас в учение о вере, – и есть руководство в нашей вере. Мы еще из самых первых наших уроков знаем, насколько необходимо для нас руководство в деле нашей веры, чтобы быть людьми действительно и истинно религиозными 77 . Теперь к сказанному прежде нам следует прибавить, что руководство это одинаково необходимо по отношению ко всем истинам христианской веры. Нельзя думать, чтобы из христианских догматов одни были главными и существенными, другие частными и несущественными, так чтобы одних из них следовало строго держаться, а другие оставлять на произвол каждого. Божественное откровение не может сообщить чего-либо несущественного; если Богу было угодно открыть ту или другую догматическую истину, то каждая из них не может быть несущественною сама в себе, или необязательною в отношении к принятию или непринятию её человеком. Кода мы будем излагать содержание христианских догматов отдельно, то увидим, что с изменением одного какого-либо христианского догмата потрясается вся вообще система христианского вероучения (разумеем догматы , отличающие западные христианские общества от нашей православной Церкви, каковы: догмат об исхождении Святого Духа, о таинствах и проч.). Истинная вера может быть только одна, т.е. без всяких произвольных прибавлений или изменений, как один Бог, давший её нам. Св. Апостол Павел говорит: один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ). Отсюда мы тем с большим вниманием должны выполнять заповедь сего Апостола, которую он дал ученику своему Тимофею, и которая относится и к каждому из нас. Держись, – писал Св. Апостол Епископу Ефесскому Тимофею, – образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христа Иисуса ( 2Тим. 1:13 ). К этому, в одной из дальнейших глав послания, прибавляет: ибо будет время, когда здравого ученья принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух, и обратятся к басням ( 2Тим. 4:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Собрание символов и вероизложений православной церкви Под именем символов разумеются в настоящем сборнике исключительно те разнообразные формы одного и того же в сущности символа веры , которые в разные времена и в разных местах, под разными наименованиями, преимущественно до половины пятого столетия, употреблялись православной Церковью в таинстве крещения, равно как та форма, которая дана ему вторым вселенским собором и в которой со времени этого собора он употребляется Церковью при крещении доселе; под именем же вероизложений – всякого вообще другого рода изложения догматов христианской веры, служащие верным выражением учения православной Церкви, таким образом – не только вероопределение, или послания о вере, православных соборов, но и изложения веры, составленные отдельными лицами в каком бы то ни было виде. Первая мысль издания подобного сборника принадлежит высокопреосвященному Иннокентию, блаженной памяти архиепископу Херсонскому и Таврическому. В предисловии к составленному им с этой целью «Памятнику православной веры» он писал: «Святая вера, нами содержимая, и святая Церковь , нас содержащая, не всуе именуются апостольскими. Каждый догмат веры получил начало свое не вчера, или третьего дня, а от времен апостольских. Но между Апостолами и нами – 18 веков. В продолжение сего времени в мире физическом и нравственном произошло несметное число явлений, изменивших лицо земли и обществ человеческих; в недрах самого христианства совершилось множество событий касавшихся не одной поверхности и внешнего вида Церкви, а и самих оснований веры и иерархии церковной. Не простерся ли этот закон изменяемости и на существо нашей веры и Церкви? В то ли мы веруем и то ли содержим, чему учили и что учредили Апостолы, за что претерпевали смерть мученики, чем воодушевлялись святые подвижники? Вопрос крайне важный для всякого истинного христианина. К ответу на него не один способ, но самый верный и для всех успокоительный – тот, когда при решении вопроса полагается в основание свидетельство 18 веков прошедших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chelcov/d...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010