Беседа XLIII. О пятом члене символа веры. О явлениях Господа нашего Иисуса Христа ученикам по воскресении И воскрешшаго в третий день по писанием. Господь наш Иисус Христос на третий день после смерти, как вы знаете, братие, воскрес из мертвых, – душа Его соединилась опять с телом, только уже прославленным и светоносным. О воскресении Его вскоре многие узнали различными способами. Воины, которые стерегли гроб Его с ужасом узнали сие потому, что Ангел Господень отвалил камень, которым закрыт был гроб Его и притом произошло великое землетрясение. Ангелы также возвестили о воскресении Христовом Марии Магдалине и некоторым другим. Сам Иисус Христос по воскресении неоднократно являлся многим, как то: Марии Магдалине, Мироносицам, Апостолу Петру, двум ученикам, шедшим в Еммаус, апостолам в доме, которого двери были заперты. Затем чрез восемь дней по воскресении Господь опять явился апостолам. При этом апостолу Фоме, который не был при первом явлении и не верил словам апостолов, что они видели воскресшего Господа, – дал осязать Свои раны, чтобы уверить Его. Чрез несколько времени он явился ученикам при море Тивериадском во время рыбной ловли. При этом Он восстановил Петра, который во время суда над ним у первосвященников три раза отрекся от Него, в звании Апостола троекратным вопросом, обращенным к нему: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня»? и поручением пасти стадо Его. Потом многократно являлся Господь апостолам в продолжение четыредесяти дней; в некоторый же день явился более, нежели пятистам верных вместе. Передавая об этом явлении Апостол Павел говорит, что многие из видевших Господа в это время (разумеется, время написания послания к Коринфянам) находились еще в живых, а некоторые уже умерли ( 1Кор.15:6 ). Господь являлся ученикам своим для того, чтобы удостоверить их в истине Своего воскресения. А постолы сначала отнеслись недоверчиво к первым известиям о воскресении Иисуса Христа. Чтобы уверить их в этом Господь, являясь им, пользовался всеми возможными способами уверения: Он беседовал с ними, вкушал пред ними пищу и питие, позволял им осязать руки и ноги и ребра свои. Особенно недоверчиво отнесся к известию о воскресении Христовом апостол Фома. Когда ему апостолы сказали о том, что видели воскресшего Господа, он ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И вот спустя восемь дней после этого, когда все ученики были вместе и Фома с ними в запертом доме, явился Господь и сказал им: «мир вам»! Потом обратившись к Фоме, сказал ему: «подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома, уверившись в истине воскресения Господа, воскликнул: Господь мой и Бог мой. На это Господь ответил ему: «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XL. О четвертом члене символа веры. О страданиях Господа нашего Иисуса Христа (К Страстной неделе) Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами о том, что Иисус Христос по требованию иудейского народа осужден был Пилатом на крестную смерть. Теперь побеседуем о самых страданиях Спасителя. После осуждения, воины взяли Иисуса Христа, одели Его в Его одежды, возложили на Него крест и повели Его на место распятия. Таким местом была гора Голгофа, называвшаяся иначе лобным местом. Измученный предшествующими страданиями, Иисус Христос падал под тяжестью креста, и воины сложили с Него крест и возложили на одного человека, шедшего с поля, по имени Симона Киринеянина. Пришедши на Голгофу, они поставили три креста, и на одном из них повесили Иисуса Христа, пригвоздив руки и ноги Его ко кресту. На других крестах распяты были два разбойника, один по правую, а другой по левую стороны. Таким образом исполнилось предсказание пророка Исаии и со беззаконными вменися ( Ис.53:12 ). Для облегчения страдания распятым предлагали вино, смешанное с миррою. Такой напиток производил некоторого рода беспамятство ; но Иисус Христос, отведав, не стал пить. Над главою Иисуса Христа, по повелению Пилата, была повешена доска с надписью Иисус Назарянин, Царь Иудейский. Иудеи просили прибавить к надписи, что повешенный выдавал Себя за Царя, но Пилат ответил: «что я написал, то написал». Между тем воины разделили одежды Иисуса Христа на части, причем о хитоне, который был не сшивной, а весь тканый, бросили жребий, как об этом еще задолго предсказывал царь Давид, и он достался одному из воинов. Так совершилось распятие Спасителя. Злодеи причинили Ему ужасные страдания, ибо крестная смерть есть самая жестокая. Кроме того эта смерть была и самою позорною и такой смерти подвергали только рабов или страшных злодеев. Посему крест у язычников был предметом отвращения. С презрением относились к нему и иудеи: распятый считался проклятым, так как закон Моисеев говорит: проклят всяк висяй на древе ( Втор.21:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XV. О первом члене символа веры Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей беседе мы говорили с вами, братие, о служении ангелов и сказали, что оно состоит в том, что ангелы прославляют Бога и возвещают волю Его людям. Но этим не ограничивается служение их. Ангелы невидимо присутствуют при наших молитвах и церковном богослужении, молятся и ходатайствуют за нас пред Богом. Святой евангелист Иоанн в откровении видел на небеси ангела, которому дано было множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил на золотой жертвенник, который пред престолом; и вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога ( Откр.8:3–4 ). Ангелы наблюдают за нашею жизнью, знают все, что происходит с нами, и радуются, когда мы делаем добро и обращаемся на путь истинный. Тако глаголю вам, говорит Иисус Христос, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся ( Лк.15:10 ). Таким образом, ангелы принимают в нас участие. Мало этого, каждому христианину, при самом крещении, дается Богом особый ангел, так называемый Ангел Хранитель. Ангел хранитель сопутствует человеку до самой смерти, помогает ему в добре и предохраняет от зла. «Ангелы Господа», говорит пророк Давид, «ополчаются вокруг боящихся Его и избавляют их» ( Пс.33:8 ). Об ангелах хранителях говорил и Иисус Христос в следующих словах: «смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Под малыми здесь разумеются христиане, и каждый из них, по слову Спасителя, находится под охраною своего ангела. Самое название ангела хранителя взято из Священного Писания , и именно из следующих слов: Ангелам своим заповесть о Тебе, сохранити тя во всех путех Твоих ( Ис.90:11 ). Ангел хранитель является помощником и заступником христианина от злого духа, дьявола, в страшный час смерти. Но, братие, наш ангел хранитель тогда только находится в общении с нами, когда мы слушаемся внушений его и стараемся жить по заповедям Божиим. Если кто не заботится о жизни своей, от того удаляется ангел хранитель, и им овладевает злой дух-дьявол.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXLVIII. О седьмом члене символа веры. Об ответе на суде Христовом за грехи словом И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. В прошедшей беседе мы видели братие, что Господь на суде воздает нам по делам нашим. Но на том же суде, братие, Господь будет судить нас не за дела только, но и за грешные желания и мысли и за худые слова, если не загладим их покаянием, верою и исправлением жизни. Обличительницею нашею на суде явится совесть наша, которая откроет пред всеми всю жизнь нашу, и обнаружатся не только все дела, какие мы сделали во всю свою жизнь на земле, но и все сказанные нами слова, тайные желания и помышления. Приидет Господь, учит апостол Павел, иже во свете приведет тайная тьмы, и объявит советы сердечныя: и тогда похвала будет комуждо от Бога ( 1Кор.4:5 ), то есть Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда последует воздаяние. А что на том же суде подвергнутся испытанию и слова наши, об этом Сам Господь сказал: глаголю же вам: яко всяко слово праздное, еже аще рукутъ человецы, воздадят о нем слово в день судный. Отъ словес бо своих оправдишися и от словес своих осудишися ( Мф.12:36–37 ). Праздное слово, по изъяснению св. Иоанна Златоуста , есть слово, «несообразное с делом, ложное, дышущее клеветой, а также и пустое слово, напр., возбуждающее беспорядочный смех, срамное, бесстыдное, не благопристойное», «всякое слово», по изъяснению блаж. Феофилакта, «не служащее к действительной христианской пользе». За всякое такое слово, братие, мы должны будем отдать ответ Богу. Но, братие, мы так привыкли к словам своим, так много каждый день из уст наших исходит пустых слов, что мы не придаем им никакой цены. Нам может показаться даже странным, неужели на страшном суде будет взыскано с нас каждое слово? Да, братие, так. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», говорит Спаситель. Почему же так строго поступит Господь? Что такого греховного в словах наших? Своими словами, братие, мы выражаем то, что думаем и что чувствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXV. О первом члене символа веры. О том, почему иногда праведники страдают, а нечестивые благоденствуют Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей бесед мы говорили с вами, братие, о праведном Иове, которому пришлось перенести много скорбей. В жизни мы также видим, как праведники нередко страдают, а нечестивые наслаждаются спокойною жизнью. Из истории Иова мы знаем, что это есть дело непостижимого для нас промысла Божия. Но несмотря на это все-таки можно слышать вопросы: почему же праведники часто страдают, а нечестивые благоденствуют? Почему иногда беда за бедою обрушивается на какую-нибудь семью, напр., на беззащитных вдов и сирот, почему промысл Божий не спасает их от несчастий? На основании слова Божия постараемся дать посильные ответы на эти вопросы. Прежде всего, братие, мы должны припомнить, что зло действительно существует в мире и что оно вошло в мир по вине самого человека, вследствие его непослушания Богу. При этом мы не должны забывать, что все мы люди грешные. Аще речем, говорит св. Иоанн Богослов, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нестъ в нас. Аще речем, яко не согрешихом, лжа творим его, и слово его несть в нас ( 1Ин.1:8,10 ). Все мы поэтому заслуживаем наказания, так что блага, которыми каждый из нас пользуется, во всяком случае превышают наши достоинства. Мы привыкли больше замечать дни наших бедствий, а не благополучия, напр., не ценим здоровья, данных нам Богом способностей, и. т. п. Кроме этого мы должны смотреть на себя и на других людей, как на путников, идущих по жизненному пути. А путник необходимо должен мириться со всеми неудобствами пути. На земле мы живем временно жизни ради вечной; эту вечность мы и должны иметь главным образом в виду. В сравнении с нею наши земные временные страдания, как понятно само собою и как свидетельствует слово Божие, не значат ничего. «Думаю», говорит Св. Апостол Павел, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении, с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Беседа XXXVII. О третьем члене символа веры. О значении учения о жизни Иисуса Христа для спасения людей Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. В прошедшей беседе мы говорили с вами братие, что Господь Иисус Христос учил нас вере в Бога и заповедям Божьим. Этим учением, говорили мы, Он совершил, между прочим, наше спасение. Как важно учение Его в деле нашего спасения, – это видно из того, что Господь сравнивает его с семенем. Однажды Он предложил своим слушателям такую притчу (рассказ): «вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно в сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». В этой притче Господь под сеятелем разумел Самого Себя, под семенем – Слово Божие, учение Свое, под землею – сердце человеческое. Под семенем, упавшем при дороге, разумеются люди легкомысленные, в уме и сердце которых не пускает корней учение Христово. Под семенем, упавшим на каменистую почву, разумеются люди, окрепшие в других привычках, которые вначале увлекаются учением Христовым, но затем, при гонениях, прельщениях и вообще неблагоприятных условиях, отказываются от него, потому что оно не пустило в них глубоких корней. Под семенем, упавшим в терние разумеются люди, которые слушают учение Христово, но вследствие привязанности к земной жизни подавляются житейскими заботами и забывают это учение, так что оно не приносит в них плода. Наконец под семенем, упавшим на добрую землю, разумеются люди, которые слушают учение Христово, принимают его, живут по нему, так что оно дает добрые плоды. – Из этой притчи, братие, мы видим, что учение Христово приносит в нас плод и доставляет спасение нам в том только случае, когда мы принимаем его всем сердцем и поступаем по нему. Как семя есть начало жизни растения, так учение Христово, усердно приемлемое Христианами, становится в них семенем новой, святой и бессмертной жизни. Христиане, по словам апостола Петра, «возрождены не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего во век» ( 1Пет.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Богословие ожидания: богословские комментарии эсхатологии Никео-Цареградского Символа веры РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_22910.html 16 ноября 2005 Проф. Константин Скутерис Богословие ожидания: богословские комментарии эсхатологии Никео-Цареградского Символа веры Источник:  http://www.theolcom.ru/ TheolCom.ru " Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века " а) Вопрос об эсхатологии В 1964 г. немецкий профессор Jürgen Moltmann издал важный труд под названием " Богословие Надежды " (Theologie der Hoffnung). В этой книге Moltmann вновь поднял, но уже в новом свете, вопрос о христианской эсхатологии, сам же он был для своей эпохи проводником и горячим защитником так называемой " динамической " эсхатологии. Эсхатология в его труде представлена как динамический фундамент для понимания как домостроительства Божьего о человеке и мире, так о всем историческом пути. Основным началом " динамической " эсхатологии является то, что взгляд на Историю через призму эсхатологии являет глубину, достоинство и динамику исторической действительности. Протестант профессор Jürgen Moltmann в своей работе о Богословии Надежды, связал эсхатологию как с Христологией, так и с исторической действительностью, понял общую дискуссию о надежде в ее тесной связи с философской мыслью своей эпохи. Идею написания Богословия Надежды дал ему труд немецкого философа Ernst Bloch " Das Prinzip Hoffnung " , вышедший в 1959 г. Идеи представленные в книге Moltmann о Надежде послужили толчком не только к оживлению дискуссии об эсхатологии (περ των εσχτων), но и для оценки исторических процессов в свете эсхатологического совершенства, Так, известное " богословие восстания " , а также известное " политическое богословие " признали, в большой степени то, что история толкуется и утверждается своим концом. Конец истории дает смысл, обогащает и просвещает настоящее. Исполнение времени (то является совершенным исполнением истории. Идея Надежды как категория эсхатологии дала толчок к последующим богословским дискуссиям и не только в среде богословов и реформистских церквей, но и, в общем, во всех христианских кругах. Так комитет " Вера и Порядок " , то есть богословский комитет Всемирного Совета Церквей, в котором принимают участие Православные, Римокатолики и Протестанты, под председательством блаженной памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа и при участии также почившего профессора Никоса Нисьотиса, выбрал как тему исследования на период с 1971 по 1974 гг. " Ответ о вашем уповании " Эта тема своим агиографическим основанием имеет фразу из Первого Послания ап. Петра (3, 15): " готови же присно ко ответу всякому вопрошающему вы словесе о вашем уповании " .

http://religare.ru/2_22910_1_21.html

В двенадцатом члене символа веры говорится, братие, о жизни будущего века, т. е. о той, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. Как вы знаете, братие, после воскресения мертвых совершится страшный суд, на котором Господь произнесет окончательный приговор праведникам и грешникам, а затем последует и исполнение его. И идут сии (т. е. грешники), сказал Господь, в муку вечную: праведницы же в живот вечный ( Матф. 25:46 ), таким образом, для праведников наступит жизнь вечная, а для грешников наступят вечные мучения. Для праведников, т. е. для верующих, любящих Бога и делающих добро эта вечная жизнь будет столь блаженная, что мы теперь этого блаженства и вообразить не можем. Апостол Иоанн говорит: «возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Равным образом и Ап. Павел, словами пророка Исаии свидетельствует: «не видех того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Этот же апостол, сообщая о себе, что он был восхищен в рай, говорит, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе, и от соединения с Ним и со святыми. Блаженны чистии сердцем, говорит Господь, яко тии Бога узрят ( Матф. 5:8 ). Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Нынешнее наше познание о Боге не полно, а тогда праведники будут иметь полное знание. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, говорит Ап. Павел, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ). К этому присоединится блаженное соотношение праведников между собою и с Ангелами, ибо все они не только приступят, но и действительно приобщатся ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных ( Евр. 12:22–23 ); все возлягут с Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небесном ( Матф. 8:11 ); все едино будут ( Ин. 17:21 ), как дети одного общего Отца, который будет всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Десятый член Символа Веры Исповедую едино крещение во оставление грехов. Поучение 60 1) Понятие о Благодати Десятый член Символа Веры читается так: исповедую едино крещение во оставление грехов. Упомянуто в Символе об одном таинстве крещения потому, что святое крещение есть дверь к новой благодатной жизни. Кто крестится, по заповеди Господа Иисуса Христа, тот обязывается принимать и прочие спасительные таинства и исполнять все учение Христово. Посылая апостолов проповедовать Евангелие во всем мире, Иисус Христос заповедал им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся елика заповедах вам ( Мф. 28:19, 20 ). Поэтому, исповедуя крещение, мы вместе исповедуем свою веру и в прочие таинства, которые установил Господь, и которые преданы православной церкви святыми апостолами, равно как и обязываемся соблюдать все заповеданное Господом в Евангелии. Спасительные таинства суть такие действия, Иисусом Христом установленные, в которых, под видимыми знаками, сообщается верующим в Иисуса Христа невидимая спасительная Благодать. Поэтому ныне скажу вам о спасительной Благодати. Слово благодать значит благое даяние. В этом смысле слово благодать означает всякое благое даяние Божие или всякий дар Божий. Но если говорится о спасительной Благодати, действующей в Христовой церкви, то под Благодатию разумеется сила Духа Божия, сообщаемая верующим в Иисуса Христа, для совершения их спасения. Эта спасительная сила Духа Божия, сообщаемая верующим в Иисуса Христа, по преимуществу есть Благодать или благое даяние, потому что даруется христианам по заслугам Иисуса Христа. Единородный Сын Божий, Иисус Христос, для того и сходил на землю, пострадал и умер на кресте, чтобы, Своими заслугами удовлетворив правосудию Божию, примирить Бога с человеками и ниспослать от Отца Всесвятого Духа Утешителя, для спасения верующих. Поэтому Благодать Божия называется и даром ( Рим. 5:15, 16 ), различные действия Благодати – дарами Святого Духа ( 1Кор. 12:4–11 ). 2) Необходимость спасительной Благодати

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О третьем члене Символа Веры 3 . Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. В третьем члене Символа Веры говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился , то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом. – Стал Богочеловеком . Сын Божий сошел с небес и стал человеком (Богочеловеком) для того, чтобы спасти нас – людей – от власти диавола, греха и вечной смерти. «Грех есть беззаконие» ( 1Ин.3:4 ) то есть преступление Закона Божия. Грех появился в людях от диавола, который соблазнил в раю Еву, а через нее Адама, и уговорил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить. Грехопадение первых людей – Адама и Евы расстроило природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть. Это мог сделать только Сам Бог – Творец всего. Милосердный Господь дал обещание (обетование) людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от власти диавола и вечной смерти. Когда настало время спасения, Сын Божий вселился в пренепорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, принял от Нее человеческую природу – родился сверхъестественным образом «от Духа Свята и Марии Девы». Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Была Она дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девою , потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевою называется потому, что Она всегда пребыла девою – прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения. Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, – как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим», – так как она Матерь Самого Господа. Так, по внушению Святого Духа, назвала Ее праведная Елизавета: «и откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010