Изображения Л. встречаются в произведениях лицевого шитья, исполненных в строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в.: на саккосе митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (ЯИАМЗ); на правом вскрылье его клобука (1665, ГМЗРК; Л. с короткой бородой, в молении, перед свт. Исаией). На палице сер. XVII в. размещен сюжет «Богоматерь с Младенцем в молении святителей Леонтия, Исаии, Игнатия Ростовских» (ЯИАМЗ). В сер. XVII в. архидиак. Павел Алеппский видел образ Л. со святителями Исаией и Игнатием на саккосе, омофоре, палице и епитрахили Ростовского митр. Ионы ( Павел Алеппский. Путешествие. С. 125). В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский», на к-рой святители представлены фронтально в рост в архиерейском облачении, каждый с Евангелием в руке (кон. 50-х - 60-е гг. XVII в., НИАМЗ). На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, выполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), Л. помещен среди избранных святых на вставной полосе, пришитой к подольнику в XVIII в. Конец подвеса с изображением Л. (XVIII в., ГМЗРК) был сделан в ростовском Рождественском мон-ре. Ростов был центром резьбы по дереву, о чем свидетельствуют сохранившиеся произведения XV-XVI вв., близкие по иконографии, стилю и приемам резьбы. На резной иконе «Ростовские святые со свт. Николаем Чудотворцем и Спасом Еммануилом» кон. XVI в. (ГММК; Соколова И. М. Рус. деревянная скульптура XV-XVIII вв.: Кат. М., 2003. С. 101-103. Ил. 11) помещена прямоличная фигура Л. с двуперстно благословляющей правой рукой, в левой покровенной руке - Евангелие. На 2 деревянных крестах (сер. XVI в., ГМЗРК) ростовые изображения Л. и свт. Николая Чудотворца представлены на оборотах, на средней перекладине в круглых медальонах - полуфигуры Ростовских святителей ( Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. М., 1914. Вып. 12. Табл. 195. 1-3; Табл. 196. 2, 3, 5). На иконе «Ростовские святители и свт. Петр Московский» (сер. XVI в., СГИАХМЗ; Николаева Т. В. Мелкая пластика, скульптура, декоративная резьба//Очерки рус. культуры XVI в. М., 1977. Ч. 2. С. 364) вырезаны образы святителей Иакова, Л., Исаии и Игнатия, на раме - полуфигура свт. Петра, митр. Московского. Деревянный резной наперсный 2-сторонний крест XV-XVI вв., выполненный в Москве, имеет сложную иконографическую программу: на лицевой стороне под центральным образом Богоматери «Знамение» изображены святители Петр, Николай и Л. (ГРМ; Древлехранилище памятников иконописи и церк. старины в ГРМ. СПб., 2014. С. 90. Кат. 106. (Альманах; Вып. 433)). Л. изображен среди избранных святых: свт. Николая, свт. Климента, прор. Илии, прп. Ефрема, еп. Никиты Новгородского (дерево, резьба, скань; ВУИАХМЗ).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Значительное число изображений Д. И. в XVII в. было создано по заказу представителей рода Строгановых , напр. 2 близких по иконографии образу 1621-1622 гг. из Благовещенского собора в Сольвычегодске (СИХМ) иконы сер.- 2-й пол. XVII в. из ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Орле-городке, пермской вотчине Строгановых (ПГХГ), на к-рых Д. И. изображен в молении Божией Матери с Младенцем. Возможно, с почитанием св. царевича Строгановыми связано и его изображение на поле Владимирской иконы Божией Матери (сер. XVII в., ВУИАХМЗ). Церковь во имя св. царевича Димитрия на Крови в Угличе. 1661-1692 гг. Фотография В. А. Бутуса. 1892 г. (ГПИБ) Церковь во имя св. царевича Димитрия на Крови в Угличе. 1661-1692 гг. Фотография В. А. Бутуса. 1892 г. (ГПИБ) Особенно много изображений Д. И. сохранилось в шитых произведениях 20-60-х гг. XVII в., созданных в мастерских Е. Н. и А. И. Строгановых (подвесные пелены для икон, плащаницы, облачения духовенства - вклады Строгановых в храмы своих вотчин и др. городов). Как правило, Д. И. изображен фронтально, в сонме патрональных и др. почитаемых Строгановыми святых (комплект облачения Ростовского митр. Ионы (Сысоевича) 60-х гг. XVII в. в собр. ГМЗРК, ЯИАМЗ), в т. ч. на полях пелен с фигурой св. царевича в среднике; в ряде случаев он представлен на поле в молении вместе со св. Анной пророчицей - небесной покровительницей 2-й супруги Д. А. Строганова (серия подвесных пелен с сюжетами праздников нач. 50-х гг. XVII в., СИХМ). Особую группу шитых строгановских изображений Д. И. составляют подвесные пелены с его фигурой, которые по иконографии восходят к московским иконам 10-20-х гг. XVII в., особенно близки к иконам из Орла-городка. Такова пелена 1654 г., вышитая, согласно надписи на обороте, А. И. Строгановой и инокиней Марфой «по реклу Веселкой» (очевидно, предназначалась для украшения иконы 1621-1622 гг. из Благовещенского собора в Сольвычегодске, СИХМ). Как и на 2 похожих пеленах из того же храма (СИХМ), в среднике рядом с фигурой св. царевича показано его убиение (по-видимому, сюжет разработан именно строгановскими мастерами). На фоне условного вида Угличского кремля представлен закалывающий отрока «убийца Никитка Кочалов» в облике усатого безбородого мужчины в шапке (типаж палача или неверного), душу Д. И. в виде исходящей из уст обнаженной фигурки принимает слетающий ангел.

http://pravenc.ru/text/178207.html

Уже в XVI в. в сцене с Калояном, входящей в состав житийных циклов Д. С. (клеймо иконы из НГОМЗ, клеймо на окладе иконы 1586 из Ипатиевского мон-ря, ГИМ), встречается условное изображение Фессалоники, к-рое на рубеже XVI-XVII вв., обогатившись многочисленными деталями, стало частым атрибутом отдельных композиций (икона рубежа XVI и XVII вв. из Димитриевской ц. с. Сабурова Московской обл., ЦМиАР; средник строгановской житийной иконы 1609, ГТГ,- изображение города и народа; средник иконы сер. XVII в. из с. Селецкого Медвежьегорского р-на в Карелии (МИИРК), где за стенами города изображена царица (?) со служанкой). Очевидно, этот вариант иконографии отражает стремление уподобить образ Д. С. иконам вмч. Георгия. В искусстве XVII - нач. XVIII в. сохранились основные варианты иконографии Д. С., но наибольшей популярностью пользовался образ воина, иногда дополняемый необычными деталями. На иконе кон. XVII в. из с. Тимощелья Мезенского р-на (АМИИ) Д. С. показан со щитом, на к-ром представлен двуглавый орел, у ног святого - горящие свечи; на ярославской иконе рубежа XVII и XVIII вв. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собраний/Авт.-сост.: И. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 44) в традиц. иконографию добавлены орнаментированные доспехи, трактованные в европ. духе, и знамя в левой руке святого; у его ног лежат щит, ножны, саадак; фоном служит тщательно разработанный пейзаж с обильной растительностью, многочисленными сооружениями, зверями и птицами (близкое, но менее насыщенное подробностями изображение - в среднике житийной иконы нач. XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). Изображение пейзажа и доспехов у ног святого встречается также в появившихся в сер.- 2-й пол. XVII в. изображениях святого в молении (иконы 3-й четв. XVII в. из старообрядческого Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве; ок. 1700 из московского Златоустовского мон-ря, ГТГ; в среднике житийной иконы 1725 г. письма И. Кондакова из Димитриевской церкви в Дымковской слободе близ Вел. Устюга, ВУИАХМЗ - в 2 последних случаях на заднем плане - город (Фессалоника?)). Редкий пример переосмысления древней фессалоникийской традиции изготовления реликвариев и ампул для мира св. Димитрия - серебряный ковчег кон. XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК) с изображением Д. С. на лицевой стороне и сценой исцеления от его мироточивых мощей - на обороте.

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

чудотворцев (Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. М., 1994. С. 34). Образы И. сер. XVII-XVIII в. в основном представлены в композициях в паре с блж. Прокопием. Они создавались в разных техниках и имели разное назначение, но гл. обр. были местными или пядничными иконами. Последние зачастую выполняли функции «подносных» («раздаточных») образов, особенно после учреждения в 1682 г. Устюжской епархии (ср. сведения об иконе, написанной в 1683 Б. Дементьевым и «обложенной» И. Гавриловым, к-рая была поднесена прибывшему в город первому Устюжскому архиеп. Геласию (РИБ. Т. 14. Стб. 1033-1034); 2 иконы устюжских блаженных во 2-й пол. XVII в. хранились в царской образной палате (Церк.-археологическое древлехранилище при Московском дворце в XVII в./Предисл.: А. И. Успенский//ЧОИДР. 1902. Кн. 3. С. 36)). Данные о таких произведениях, находившихся в Вел. Устюге, содержатся в писцовой книге города 1676-1683 гг. К этому времени образ блаженных Прокопия и И. появился в местном ряду иконостаса нового Успенского собора в Вел. Устюге, освященного в 1658 г. (Устюг Великий. 1883. С. 45). В др. (далеко не во всех) храмах города в писцовых книгах также упомянуты только парные изображения этих святых, относившиеся к разным типам (Там же. С. 56, 62, 68, 72, 74, 78, 83) - как отдельные иконы, так и фигуры, к-рые дополняли иные композиции, акцентируя заступническую миссию устюжских чудотворцев. К числу последних принадлежали образы на створах, фланкировавших иконы Страшного Суда и Спаса Нерукотворного, или образ Спаса Смоленского с припадающими святыми в «бочке» на фасаде деревянной Никольской ц. (аналогичная композиция, также включающая фигуры храмовых святых, блаженных Прокопия и И., очевидно, восходит к нач. XVIII в. и помещена в бочкообразном киоте на вост. стене ц. вмч. Димитрия Солунского в Дымковской слободе Вел. Устюга, построенной в 1708). Сорокатый сообщает о деисусной иконе И. сер. XVII в. в собрании ВУИАХМЗ и делает вывод о существовании парных деисусных икон устюжских юродивых ( Сорокатый.

http://pravenc.ru/text/469408.html

в саккосе с орнаментом из вписанных в круги крестов, белом клобуке с херувимом, обеими руками поддерживает Евангелие. Эти памятники отражают основные изводы в иконографии П., получившие в дальнейшем значительное распространение. Среди деисусных изображений П. (преимущественно ростовых) можно выделить 3 варианта: святитель с приподнятыми в молении руками; с Евангелием в руке (руки могут меняться: в правой или в левой, в зависимости от поворота фигуры) либо двумя руками поддерживает Евангелие. Первый, довольно редкий вариант, представлен, напр., на пелене с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» и избранными святыми 80-х гг. XV в. (ГРМ), в составе ростового деисусного чина на иконе ок. 1497 г. из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), на иконе 1-й трети XVI в. из Пскова (ЦМиАР). Второй вариант изображения известен, в частности, на ростовой деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. из иконостаса Гуслицкого Преображенского мон-ря (ГРМ); возможно, к такому варианту извода относилась также несохранившаяся икона П. из деисусного чина 1481 г. иконостаса Успенского собора Московского Кремля. Др. образцы этого же извода: деисусные иконы ок. 1558 г. (из ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, НГОМЗ), 2-й пол. XVI в. из Успенского собора Черемшанского монастыря (Хвалынский краеведческий музей), 1685 г. (ГИМ), XVII в. (ВУИАХМЗ), 1660-1662 гг. из иконостаса ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ), XVII в. (ГВСМЗ); створка походного иконостаса XVII в. (?) (НГОМЗ). На иконе 1-й пол.- сер. XVII в. из Тихвина (ГИМ) на голове у П.- архиерейская шапка . Более поздний вариант имеется на иконе кон. XVII в. (из собрания икон Троицкой ц. с. Троице-Лыково, ц. Покрова Пресв. Богородицы в Филях, ЦМиАР): П. облачен в декорированный узорами саккос без крестов, митру, палицу, на груди - панагия; посох в его левой руке наделен чертами исторической реликвии. В 3-м иконографическом варианте П. изображен в составе ростового деисусного чина на иконах: 3-й четв. XVI в. из Троицкой ц. Троице-Сергиева монастыря в Свияжске (ГМИИРТ), ок. 1595 г. из ц. Преображения Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), «Святители Петр и Алексий Московские» кон. XVI - нач. XVII в. (КБМЗ; П. слегка приподнял Евангелие вверх), 1652 г. из ц. Воскресения Христова на Дебре и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме, 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК), 1778 г. письма И. В. Минина (из ц. Вход Господень в Иерусалим дер. Верховье (В. Мудьюга) Онежского р-на Архангельской обл., СГИАПМЗ). Подобным образом П. представлен на левой створке царских врат XVI в. (из ц. Ризоположения с. Бородава, КБМЗ; на правой створке - свт. Кирилл Александрийский); на левом поле Владимирской (Волоколамской) иконы Божией Матери ок. 1572 г. (из Иосифова Волоколамского мон-ря, ЦМиАР; на правом поле - свт. Иона, митр. Московский).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

XIX в., частное собрание); с блгв. кн. Глебом и Ангелом-хранителем (иконописец И. С. Чириков, 1902, НГОМЗ) и др. В составе избранных святых О. представлена, напр., на иконах 1-й трети XIX в. в числе 5 святых, предстоящих Нерукотворному образу Спасителя (собрание В. М. Федотова; см.: Коллекция иконописи. 2013. С. 70-71. Кат. 216); «Блж. Василий Московский, равноап. кнг. Ольга и блгв. кн. Александр Невский, предстоящие Спасу Нерукотворному» кон. XIX в. (частное собрание); 1895 г. (ГМИР) и др. После спасения семьи имп. Александра III при крушении имп. поезда в 1888 г. у ст. Борки появились иконы с группой святых, тезоименитых членам царской семьи: равноап. Мария Магдалина, блгв. князья Михаил Тверской и Александр Невский, вмч. Георгий Победоносец, свт. Николай Чудотворец, прп. Ксения и О. (иконы из ЦМиАР, ц. Св. Троицы в Ирбите (Уральская икона. 1998. С. 101, 223. Кат. 498), ц. Покрова Пресв. Богородицы из с. Хомутова (ныне г. Щелково Московской обл.), из ГМЗ «Александровская слобода»). На иконе 1913 г. иконописца В. П. Гурьянова (в раме работы Д. Л. Смирнова, ГЭ) представлены святые, тезоименитые семье имп. св. Николая II, в их числе О. Образ О. встречается на минейных иконах на июль с сер. XVII в.: на иконе 40-60-х гг. XVII в. (ИркОХМ); на иконе 1-й пол. XIX в. (ГМЗРК); на иконе 2-й пол. XIX в. (СПГИХМЗ); на иконе кон. XIX в. (КБМЗ) и мн. др. Изображение О. в Соборе святых появилось уже в XVII в.- икона «Ярославские и избранные святые в молении Феодоровской иконе Божией Матери» (кон. XVII в., Феодоровский собор Ярославля). Ее образ включен в состав Собора Псковских святых (икона посл. трети XIX в., собрание Ф. Р. Комарова), представлен на иконах «Собор благоверных царей и князей Российских» из собора арх. Михаила в В. Устюге (1786, ВУИАХМЗ), «Образ святых благоверных князей Русской земли» калужского иконописца К. Михайлова (1857, ГМИР) и «Образ всех святых Российских вел. князей и княжон роду царского» (60-е гг. XIX в., собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге). В кон.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

В минейных циклах образ П. под 28 июля, как правило, вытеснен изображением идущего первым в списке святых этого дня ап. Прохора (редко - апостолов Прохора и Никанора, как, напр., на минейной иконе на июль кон. XVI в., ВГИАХМЗ - см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 60). Под 2 марта апостол представлен в греко-груз. рукописи (РНБ. O.I.58, XV в.): в рост, с отведенной в сторону правой рукой (т. н. ораторский жест), в опущенной левой руке держит свернутый свиток; у него пышные, вьющиеся, длиной до середины шеи волосы каштанового цвета, короткая борода (Л. 102); под 28 июля в этом палимпсесте, не ориентированном на изображения мученичества святых,- образ одного ап. Тимона (Л. 122 об.). В монументальной живописи образ П. в составе изображений апостолов от 70 встречается в XVII в. в росписи ряда храмов (напр., ц. прор. Илии в Ярославле, 1680; Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, 1684; Троицкого (Зачатия св. Анны) собора Иаковлевского мон-ря в Ростове, 1689: вместе с апостолами Прохором, Никанором и Тимоном в зап. центральной арке и еще раз - в росписи алтаря на сев. стене в составе 12 образов св. диаконов) ( Никитина. 2015. С. 232, 418). В сер. XVII в. Собор апостолов дополняют темами апостольских проповедей и страстей: иконы «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» (кон. XVII в., собрание К. В. Воронина), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Федор Рожнов (1700, ГММК); П. обычно показан в правой группе апостолов. Лит.: Евсеева. Афонская книга. С. 280; Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Вел. и Ростовского у. XVIII - нач. XX в.: Кат. М., 2008. Э. В. Ш. Рубрики: Ключевые слова: ЛИН (I в.), ап. от 70, сщмч. (пам. 5 нояб. и 4 янв.- в Соборе апостолов от 70; пам. визант. 4-5 нояб. и 30 июня - в Соборе всех апостолов; пам. зап. 23 сент.), еп. (папа) Римский

http://pravenc.ru/text/2579047.html

Более поздние циклы Жития И. представлены памятниками, отражающими как теснейшую взаимосвязь почитания устюжских юродивых, так и «второстепенный» характер почитания этого святого по сравнению с почитанием блж. Прокопием. Они принадлежат к довольно редкому типу икон, к-рые объединяют сцены Житий 2 святых, не являющихся современниками или сподвижниками; 2 цикла разделяются по вертикали и читаются сверху вниз. Наиболее ранним примером такой житийной иконы устюжских чудотворцев служит образ из собора Михаило-Архангельского мон-ря в Устюге (ВУИАХМЗ), отнесенный к сер. XVII в. ( Сорокатый. 2003. С. 161-164). В его среднике помещено изображение 2 юродивых на фоне огненной тучи и панорамы города, в к-рую включена сцена моления блж. Прокопия перед иконой Божией Матери «Одигитрия» в Успенском соборе; каждому святому посвящено 11 клейм. Более лаконичный вариант этого типа житийного образа представлен иконой посл. четв. XVIII в. из собрания А. В. Анисимовой (происходит из Вел. Устюга). В ее среднике оба юродивых изображены на фоне пейзажа и огненной тучи, извергающей каменный град (Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выставка из частных собраний к 60-летию Музея им. Андрея Рублёва. М., 2007. Кат. 67). Из 16 клейм иконы 6 посвящены И.: рождество и крещение святого, его беседа с родителями (видимо, иллюстрирующая житийный рассказ о разговоре И. с матерью, удивлявшейся аскетической жизни сына), подвиги юродства И. в Устюге (святой, в белом рубище, с оголенным плечом, представлен на фоне холмистого пейзажа с постройками; у его ног - 2 белые ткани, по-видимому, одежды, в к-рых И. изображен в предыдущем клейме и которые он сбросил, начав вести жизнь юродивого), чудо с печью и со свящ. Григорием и погребение И. Краткость цикла объясняется желанием показать все основные события Жития блж. Прокопия (при этом иконописец не изобразил посмертные чудеса ни одного из святых, что говорит об упрощении житийной иконографии устюжских юродивых). Сцены чуда И. с печью и молитвы блж. Прокопия в Успенском соборе также включены в композицию неск. икон XVIII в. с изображением 2 устюжских чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Житийная иконография И. мало исследована из-за того, что важнейшие памятники или утрачены, или еще не реставрировались. Древнейшими, возможно первыми, иконами И. с клеймами жития являются образ кон. XVI в. из СИХМ (очевидно, происходит из Иоанновского придела ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» сольвычегодского Борисоглебского мон-ря) и упоминавшаяся икона, вложенная Н. Г. Строгановым в 1602 г. в ц. Происхождения честных древ Креста Господня и И. По размеру, иконографии и количеству клейм (24) эти произведения идентичны 2 житийным образам блж. Прокопия - кон. XVI в. из Сольвычегодска (СИХМ) и 1602 г. из Прокопиевского храма в Вел. Устюге (ВУИАХМЗ). По мнению Сорокатого, обе уцелевшие житийные иконы блж. Прокопия имели прототип сер. XVI в., находившийся у гроба святого, тогда же был создан прототип аналогичных житийных икон И. ( Сорокатый. 2003. С. 160-161). Этой гипотезе противоречат сведения об убранстве храмов устюжских юродивых, содержащиеся в писцовой книге 1623-1626 гг.: если в Прокопиевской ц. кроме образа 1602 г. находилась житийная икона «на золоте», в среднике к-рой блж. Прокопий, по-видимому, был представлен вместе с Богоматерью «Молебная» (эта икона действительно могла быть написана в сер. XVI в.), то в ц. Происхождения честных древ Креста Господня имелась только одна житийная икона И., отождествляемая с вкладным образом Н. Г. Строганова 1602 г. (Устюг Великий. 1883. С. 6-7; Описание Вел. Устюга. 1993. С. 170, 172). Состав пространного цикла сольвычегодского образа кон. XVI в. и устюжской иконы 1602 г. пока неизвестен, однако он, безусловно, опирался на Житие И., написанное в 1554 г. Судя по иконе блж. Прокопия 1602 г., примерно половина сцен могла быть посвящена строительству храма и чудесам И. (чудо с горящей печью, исцеление жены устюжского наместника кн. Федора Красного кнг. Марии и расслабленной Екатерины). В то же время текст Жития дает основания полагать, что в отличие от древнейшего цикла Жития блж. Прокопия, открывающегося сценой прибытия юродивого в Устюг, житийные иконы И. изначально включали эпизоды, связанные с его детством.

http://pravenc.ru/text/469408.html

Д. Паллас насчитывал 52 2-сторонние И., у к-рых на лицевой стороне помещен образ Божией Матери «Одигитрия», на обороте - «Распятие». Их общим протографом и образцом для последующей иконографии исследователь назвал к-польский палладиум - чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Одигон ( Pallas. 1965. S. 308-322). Шалина подразделяет сохранившиеся 2-сторонние И. (проанализировано ок. 70 произведений) на 3 типологические группы ( Шалина. 2005. С. 566-567). К наиболее обширной группе она относит икону с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне и «Распятием» («Снятие с Креста» или «Оплакивание») на обороте. Невелико число И. с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне, а на обороте - с Нерукотворным образом Спасителя (чудотворная Коневская икона Божией Матери , кон. XIV в., не сохр.) или Христом во гробе (кон. XII в., Византийский музей, Кастория). Отдельную группу составляют И. с образом Богоматери (или Спасителя) на лицевой стороне и изображением праздника на обороте, напр.: к-польская икона из ц. Богоматери Перивлепты в Охриде с образом Божией Матери и эпитетом «Ψυχοσστρια» (Душеспасительница), в драгоценном окладе, на лицевой стороне и с «Благовещением» на обороте (ранний XIV в., Галерея икон, Охрид); икона из Успенского собора Вел. Устюга с образом Божией Матери «Одигитрия» и святыми на полях и с «Богоявлением» на обороте (ок. 1558, ВУИАХМЗ), повторяющая, вероятно, икону, присланную к освящению 1-го здания собора в 1290 г. К 3-й группе Шалина относит И. с образами Божией Матери на лицевой стороне и святого (или святых) на обороте, напр.: новгородская икона с образом Божией Матери «Одигитрия» на лицевой стороне (3-я четв. XIV в.) и вмч. Георгия на обороте (сер.- 2-я пол. XI в., ГММК). Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Богоматерь «Одигитрия» Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Христос во гробе Двусторонняя икона. Кон. XII в. (Византийский музей, Кастория) Статистика сохранившихся памятников и анализ их программы показывают, что особым временем в истории выносных И.

http://pravenc.ru/text/389040.html

  001     002    003    004