Богоматерь Одигитрия. Двухсторонняя запрестольная икона из Успенского собора. Ок. 1558 г. (ВУИАХМЗ). Лицевая сторона Богоматерь Одигитрия. Двухсторонняя запрестольная икона из Успенского собора. Ок. 1558 г. (ВУИАХМЗ). Лицевая сторона Прав. Прокопий, Христа ради юродивый. Средник иконы «Св. Прокопий Устюжский с житием». 1602 г. (ВУИАХМЗ) Прав. Прокопий, Христа ради юродивый. Средник иконы «Св. Прокопий Устюжский с житием». 1602 г. (ВУИАХМЗ) Иконописание Древнейшие памятники иконописи В. е. относятся к XIII-XV вв. и связаны со старейшими монастырскими и городскими храмами Вел. Устюга, напр., храмовая икона собора Михаило-Архангельского мон-ря «Собор архангелов», созданная, вероятно, мастерами ростовской школы (2-я пол. XIII в., ГРМ); икона «Успение Богоматери» из местного ряда иконостаса собора во имя Успения Пресв. Богородицы, созданная ок. 1496 г., относящаяся к т. н. облачному варианту иконографии этого праздника (ВУИАХМЗ). На нижнем поле иконы сохранилась надпись, рассказывающая о времени создания образа и заказчике, кн. Семене Борисовиче Суздальском. Среди чтимых икон города следует упомянуть двухстороннюю запрестольную икону Успенского собора с изображением Богоматери Одигитрии с избранными святыми на полях на лицевой и композицией Богоявления Господня на оборотной стороне. По традиции она считалась произведением кон. XIII в., по мнению специалистов, икона написана ок. 1558 г. и, вероятно, воспроизводит более древний образ. Богоматерь Одигитрия. Икона из ц. Вознесения Господня. 1718 г. Мастер Стефан Соколов (ВУИАХМЗ) Богоматерь Одигитрия. Икона из ц. Вознесения Господня. 1718 г. Мастер Стефан Соколов (ВУИАХМЗ) Среди выдающихся памятников местной художественной школы, а также привозных произведений более всего изображений св. Прокопия и Иоанна, Христа ради юродивых, их образы встречаются на иконах и произведениях лицевого шитья, напр. священных облачениях. мастера, работавшие в Вел. Устюге в кон. XVII - нач. XVIII в., следовали стилю московских изографов Оружейной палаты, как напр., Стефан Соколов, написавший для придела ц. Вознесения в честь Воскресения Христова в 1718 г. икону Богоматери Одигитрии и в 1719 г. образ «Сошествие во ад», или Иван Кондаков, автор образа «Вмч. Димитрий со сценами жития» - храмовой иконы ц. св. Димитрия Солунского в Дымковской слободе (1725, все - ВУИАХМЗ). Художественная школа Вел. Устюга в XVIII в., как и архитектура и искусство резьбы, испытала влияние европ. живописи стиля барокко, среди представителей этого направления - К. Волков («Рождество Богородицы», 1768), В. Колмогоров («Жена, облеченная в солнце», 1782; все - ВУИАХМЗ). Влияние станковой живописи проявлялось даже в редких монументальных росписях, напр. в декорации придела в честь Воскресения Христова ц. Вознесения Господня (1801): евангельские сюжеты представлены на сводах как отдельные картины в барочных золоченых рамах.

http://pravenc.ru/text/150143.html

колокольни, как правило, шатровые в храмах XVII в., иногда в неск. ярусов с завершением в виде шпиля. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Сретения Господня Спасо-Преображенского мон-ря. XVIII в. Фотография. 2003 г. Действующие храмы Вел. Устюга: собор св. Прокопия Устюжского (в совм. пользовании с ВУИАХМЗ), в нижнем этаже ц. св. Симеона столпника (верхний этаж - территория ВУИАХМЗ) и кладбищенская ц. свт. Стефана Пермского. Среди крупных зданий традиц. типа - монастырские соборы в честь арх. Михаила (1653-1656) в Михаило-Архангельском (недействующий, в наст. время размещается автотехникум), во имя Св. Троицы (1659-1701) в Троице-Гледенском (недействующий), в честь Преображения Господня (1689-1696) Спасо-Преображенского мон-ря. Облик четверика с 5 главами имеют также ц. во имя св. Димитрия Солунского (1700-1709) в Дымковской слободе на противоположном берегу р. Сухоны и ц. во имя Жен-мироносиц (1714-1722); некогда имела 5 глав холодная ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1696-1703; недействующая). Большая часть храмов в стиле «нарышкинского барокко» была возведена на набережной, сохранились, напр., ц. Николы Гостунского с отдельно стоящей колокольней (кон. XVII - 1-я треть XVIII в., ныне выставочный зал ВУИАХМЗ), ц. во имя прор. Илии (1695; 1736-1745), ц. во имя Сретения Господня (1725-1739) бывш. Спасо-Преображенского мон-ря, ц. Симеона столпника с отдельно стоящей колокольней (1725-1728; 1736-1740; 1765), ц. прп. Сергия Радонежского (1739-1747) в Дымковской слободе. Среди немногих церковных построек XIX в. следует отметить теплую ц. Покрова Пресв. Богородицы (1884-1888) на Городище, к-рая некогда составляла единый комплекс с разобранной ц. во имя прп. Варлаама Хутынского (1698-1704) и ц. во имя свт. Стефана Пермского на кладбище. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Церковь в честь Вознесения Господня. 1648 г. Фотография. 2003 г. Самый ранний храм из сохранившихся каменных храмов Вел.

http://pravenc.ru/text/150143.html

Дофин (ВУИАХМЗ) В кон. XIX-XX в. закрепился иконографический тип К., отличающийся от сведений иконописных подлинников: удлиненный лик с впалыми щеками и длинным прямым носом, взор больших глаз обращен к небу, брови сдвинуты, уголки губ чуть опущены. Святой убелен сединами, длинные волнистые пряди спускаются на плечи, пышная борода до середины груди раздвоена. Изображения восходят к общему прототипу и принадлежат к одному художественному кругу. Наиболее интересна икона 1897 г., выполненная Н. А. Дофиным в Великом Устюге (ВУИАХМЗ): К. написан в рост на фоне основанной им обители с 2 деревянными храмами (церкви Введения и арх. Михаила?), облачен в темно-охристую рясу и темную мантию, на голове клобук, в правой согнутой руке четки, в левой развернутый свиток с текстом: «                      », в облаках - образ Богоматери с Младенцем. На лицевой стороне авторская подпись: «Писанъ въ 1897 году, живописецъ Н. Дофинъ в Устюге». Подобный образ К., с немного иным пейзажным фоном, помещен на зап. стене в росписи интерьера ц. во имя свт. Стефана Пермского в Вел. Устюге (1965-1966 (?) возможно, на основе более ранней живописи). К. представлен в левой части композиции на опушке елового леса (напротив - прп. Лонгин Коряжемский), в молении Казанской иконе Божией Матери. Пальцы правой руки К. сложены, как на иконе 1897 г., но четки не изображены, в левой руке - раскрытый свиток (без текста); вверху надпись: «Св. преп. Kunpiahъ В. Устюжс.». Поясной образ К., исполненный или поновленный во 2-й пол. XX в. (1965-1966?), находится на горнем месте придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» ц. свт. Стефана. Изображение во многом повторяет образ 1897 г., по стилю и иконографии схоже с росписью на зап. стене. На верхнем поле иконы помещен образ Богоматери с Младенцем, совпадающий по колориту с др. образами в этой группе произведений. В 70-х гг. XIX в. образ К. встречается в ряду рус. святых на стене лестницы, ведущей на хоры сев. части зап. крыла храма Христа Спасителя ( Мостовский М.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

изображен в куколе, в остальных случаях святой показан с непокрытой головой. В традиц. иконографии И. представлен на иконах из вологодских церквей: из собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (3-я четв. XVII в. под записью XIX в.), из ц. Спаса Преображения на Болоте (1-й пол. XVIII в., именован «         i»), из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (2-я пол. XVIII в.), из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (XVIII в.). На иконе «Спас Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в.) И. показан в 4-м регистре сверху, в одном ряду с преподобными Амфилохием и Дионисием Глушицкими, напротив него - прмч. Галактион. И. представлен вполоборота вправо, безбородым и безусым юношей, руки сложены в молении. У него правильный овал лица, большие глаза, дугообразные брови, довольно крупные нос и рот, откинутые назад прямые волосы до плеч открывают высокий лоб. Он более, чем другие изображенные, отмечен киноварной подрумянкой ланит. Одеяние монашеское, ряса и мантия писаны по золоту, притенения и складки обозначены коричневым цветом, параман и опущенный на плечи куколь темно-синего цвета с белыми крестами, именующая надпись помещена на нимбе: «      ». На иконах работы «Лазаря Климова Ершова со товарищи» (1778, АМИИ) и вологодских иконописцев Димитрия и Ивана Сумароковых (1779, ВГИАХМЗ, из ц. Николая Чудотворца во Владычной слободе г. Вологды), а также на иконе неизвестного автора из Семинарской ц. г. Вологды (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И., юноша с короткими волнистыми волосами, изображен справа во 2-м верхнем ряду, в традиционном облачении. И. с покрытой куколем головой представлен на 2 иконах «Спас Всемилостивый с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВУИАХМЗ) в левой части композиции, руки прижаты ладонями к груди. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Спаса Преображения на Болоте г. Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан в рост слева в 3-м ряду предстоящих.

http://pravenc.ru/text/578044.html

У. Зеленко и Марфельда. Сильно вытянутая шлемовидная форма куполов в столь же гротескном варианте встречается в ряде произведений неорусского стиля (напр., проект 1910 церкви Калязинского подворья в С.-Петербурге Н. В. Васильева и проекты с.-петербургского епархиального архит. А. П. Аплаксина, в частности ц. во имя вмч. Георгия (1910; не реализован) на Моцком погосте Гдовского у. С.-Петербургской губ. и Успенской ц. (1910; не сохр.) на Волковском кладбище). Несомненна стилистическая (но не композиционная) общность архитектуры устюжского собора с произведениями Аплаксина, к-рым свойственны, с одной стороны, лапидарность формы, строгая геометричность объемов, с другой - чрезмерная острота стилизации, использование гипертрофированно изломанных линий. Архитектура собора, в целом соответствующая принципам модерна, с трудом вписывается в конкретные стилистические рамки ввиду смелости и сложности объемного решения и многозначности образа. В экспрессивном вплоть до гротеска облике воплотились новые направления поисков для отечественного храмостроительства. Уникальность храма осознавалась самим автором, который, по сведениям Н. М. Кудрина, в дек. 1916 г. предлагал техническо-строительному комитету Синода повторное использование своего проекта, но получил отрицательный ответ. Новый собор мог бы стать оригинальнейшим памятником русского храмостроения нач. ХХ в., не имеющим прямых аналогов ни в России, ни за рубежом. Свящ. Александр Берташ, А. В. Слёзкин Арх.: РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 48; ИИМК РАН. Рукописный архив. Ф. 1. Д. 94; ГАВО. Великоустюжский фил. Ф. 14. Оп. 2. Д. 514; Ф. 435. Оп. 1. Д. 500; Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 575, 578; Ф. Р-984. Оп. 1. Д. 28. Л. 1 (фото); Ф. Р-1024. Оп. 1. Д. 48. Л. 32, 33 (фото); Устюгцентрархив. Ф. 363. Оп. 1. Д. 53; Ф. 364, Д. 7712; Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 76; Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 578; Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 3066; Зенкова О. Б. Иоанно-Предтеченский мон-рь: Ист. справка//ВУИАХМЗ. Науч. арх. 1977. Ркп.; Гороховский В. Н. Курицын В. Н.: Ист.-архивные и библиогр. исслед.//Там же.

http://pravenc.ru/text/577912.html

XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. Т. 3. Стб. 365, 521, 858). Эта икона, дата создания к-рой неизвестна, как и икона XVI в. под записью нач. XVIII в. из Вел. Устюга (ВУИАХМЗ), служит косвенным свидетельством распространения типа Д. С. на престоле в искусстве Сев.-Вост. Руси домонг. и послемонг. времени. Упрощенный вариант данного типа представлен также каменной иконкой XII в. (ГИМ). Тема наполовину извлеченного из ножен меча нашла отражение и в произведениях с изображением стоящего Д. С., также связанных с Владимиро-Суздальским княжеством. Это печати, к-рые В. Л. Янин приписывает кн. Всеволоду-(Димитрию) (1212-1238) - сыну вел. кн. Георгия Всеволодовича; М. В. Седова считает их печатями вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. К ним примыкает икона XIII-XIV вв. (с живописью XVII-XIX вв.) из Владимиро-Суздальского музея-заповедника (ныне в ЦМиАР), на к-рой святой обеими руками держит меч. Эти произведения принадлежат к иконографической традиции, известной в визант. искусстве XI-XII вв. Различные варианты образа Д. С.-воина имеются на печатях др. князей кон. XII - 1-й трети XIII в., связанных с Владимиро-Суздальской землей,- Ярослава Владимировича (в рост и на престоле), Ярослава и Святослава Всеволодовичей (в рост). На развитие рус. иконографии Д. С. особенно сильно должно было повлиять возведение и украшение дворцового храма вел. кн. Всеволода Большое Гнездо - собора во имя Д. С. во Владимире (90-е гг. XII в.), задуманного как символическая копия фессалоникийской базилики и хранилище реликвий святого - мироточивой «гробной доски» и «сорочки». В соответствии с традицией, известной по ряду рус. памятников домонг. времени, в состав созданных тогда же росписей собора мог быть включен цикл Жития Д. С. Рельефное изображение святого, скачущего на коне, очевидно, присутствует на юж. фасаде храма, в ряду изображений др. св. воинов-всадников, в т. ч. рус. князей Бориса и Глеба (М. С. Гладкая считает, что он представлен дважды: на зап. фасаде - вместе со св. Нестором и на юж. фасаде - с мечом в руке).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» Преподобные Евфимий и Харитон Сянжемские. Фрагмент иконы «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» На иконах XVIII-XIX вв. «Спас Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами» Е. обычно представлен рядом с учеником Х. и др. пострижеником Спасо-Каменного мон-ря, прп. Александром Куштским. К наиболее ранним их изображениям в сонме Вологодских святых относится икона 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре (ВГИАХМЗ). Е. помещен слева, в одном ряду с Х. и прп. Иоасафом Каменским, в знак принадлежности к братии Спасо-Каменной обители. Изображен вполоборота вправо, в монашеском одеянии, с куколем на плечах, руки перед грудью в молитвенном жесте, волосы и средней длины широкая борода с небольшой проседью. Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) Прп. Евфимий Сянжемский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с Вологодскими чудотворцами». Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы. 1779 г. (ВГИАХМЗ) На иконах этого извода 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде, на образе «Иисус Христос Великий Архиерей с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в., на иконе 1779 г. письма Димитрия Сумарокова и его сына Ивана, происходящей из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (все в собр. ВГИАХМЗ), на образе XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) Е. изображен, как правило, седым или со значительной проседью, с большими залысинами на лбу и короткими волнистыми волосами, длина и ширина бороды варьируются - пышная и окладистая до середины груди или более длинная, сужающаяся книзу, со слегка раздвоенным кончиком, иногда клинообразная, что более соответствует предписаниям иконописных подлинников. Иначе выглядит Е. на иконе нач. XIX в. из вологодской семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского (ВГИАХМЗ). Он изображен справа от Иисуса Христа, с прижатой к груди десницей, без лысины, с небольшой проседью, с раздвоенной длинной бородой, лежащей на груди 2 широкими волнами. Рядом с Е. везде изображен Х.- средовек в монашеском одеянии с опущенным на плечи куколем, со слегка волнистыми волосами и широкой окладистой бородой с проседью (иногда с небольшими залысинами на лбу). Исключение составляют иконы 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте и XVIII в. неизвестного происхождения (ВГИАХМЗ), где оба чудотворца представлены с длинными лопатообразными бородами со значительной проседью, но Х. изображен менее седым. На подобных иконах руки Х., как правило, в жесте моления, в произведении Сумароковых скрещены перед грудью.

http://pravenc.ru/text/187778.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН УСТЮЖСКИЙ, БЛАЖЕННЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. Иоанн Устюжский. Икона, Россия, XVIII век. ВУИАХМЗ, Великий Устюг. Иоанн Устюжский (+ 1494 ), Христа ради юродивый , блаженный . Память 29 мая Родом из села Пухово , близ Устюга , от благочестивых родителей Саввы и Марии. С юных лет отличался строгой постнической жизнью: по средам и пятницам ничего не ел, а в остальные дни питался хлебом и водой, ночи же проводил без сна, в молитвах. Родители его переселились в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг с именем Наталия в Троицком Орлецком монастыре . Отрок Иоанн начал безмолвствовать и, переселившись в город Устюг, возложил на себя подвиг юродства : днем он ходил в разодранном рубище и босой во всякое время года, отдыхая иногда на куче навоза и смиренно перенося насмешки и обиды, а ночью молился. Еще при жизни блаженный удостоился от Бога дара чудотворения. Однажды зимой Иоанн размешал руками в печи горящие уголья, и перекрестившись, улегся на них, не потерпев никакого вреда. Кроме того, он словом исцелил от горячки Марию, супругу устюжского князя Феодора Красного . В восемнадцатилетнем возрасте мирно скончался 29 мая 1494 года и был погребен близ Успенского собора в городе Устюге. Впоследствии над его мощами была построена церковь его имени. Служба блаженному Иоанну Устюжскому написана в XVI веке. Прославление святого последовало на Московском Соборе в 1547 году. В 1554 году по воспоминаниям знавших его людей было составлено его житие, а несколько позже - похвальное слово. Святой Иоанн особо прославился заступничеством при нашествии врагов. Благодаря его молитвам русское войско одержало победу над польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 году. Тропарь Наготою телесною и терпением/обнажил еси вражия коварствия,/обличая неподобное его деяние,/зельне стражда солнечный вар/и нуждныя великия студени мраза,/и огня не чул еси,/Божиею помощию покрываемь,/Иоанне премудре,/моли о верою творящих память твою честно/и усердно притекающих к раце мощей твоих,/избавитися от бед и падения избежати. Использованные материалы Редакция текста от: 11.06.2014 16:07:56 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11207.html

XIX в.- РНБ. Погод. 1931. Л. 166; см. также: РНБ. ОЛДП. F. 110. Л. 48-48 об.). Согласно традиции, он изображался в монашеской одежде, с покрытой клобуком или куколем головой, со свитком в руке. В малочисленных сохранившихся памятниках незаметно отмеченное в подлинниках сходство К. с прп. Сергием Радонежским. Прп. Киприан Устюжский. Наружная роспись ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери Михаило-Архангельского мон-ря в Вел. Устюге. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. Прп. Киприан Устюжский. Наружная роспись ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери Михаило-Архангельского мон-ря в Вел. Устюге. Кон. XVIII - 1-я треть XIX в. Сведения о времени появления первых икон К. отсутствуют. В кон. XIX в. был известен нагробный образ преподобного, писанный на холсте (вероятно, утрачен; см.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 201). В Великом Устюге, центре почитания К., сохранилось 4 его изображения. Наиболее ранним является наружная стенопись надвратной ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери в основанном святым Михаило-Архангельском мон-ре. Скорее всего настенный образ появился во время значительных переделок обители, производившихся в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., после городского пожара 1772 г. Живописная композиция вписана в арку, заключена в имитирующую профилированный багет раму. К. представлен в рост вполоборота вправо, обращен к благословляющему Спасителю в облаках. Святой в полном монашеском облачении, в куколе или клобуке, левая рука поднята в молении, в правой - развернутый свиток с традиц. текстом («не скорбите убо братия…»), под поновлением просматривается авторская надпись. У К. правильные черты лица, большие выразительные глаза и окладистая седая борода, из-под клобука выбиваются седые пряди волос. Под изображением в картуше помещена надпись в 9 строк (с утратами), где приведены сведения из Жития преподобного и летописи монастыря. Прп. Киприан Устюжский. Икона. 1897 г. Иконописец Н. А. Дофин (ВУИАХМЗ) Прп. Киприан Устюжский. Икона. 1897 г. Иконописец Н. А.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

2017. С. 504) и 8 апр. (БАН. Дружин. 131. Л. 168; опубл.: Романова. 2017. С. 520). Н. упоминается в Минеях еп. Ермогена (Добронравина; 1820-1893): РНБ. СПбДС. 25/12. Л. 111, XIX в. (ЭК ИРЛИ (ПД)). 21 июля 1999 г. во имя прп. Нифонта Телеговского была освящена часовня в дер. Нифантово Шекснинского р-на Вологодской обл. (часовня, прежде находившаяся на этом месте и разрушенная в 30-х гг. XX в., имела посвящение во имя свт. Нифонта , еп. Кипрского). Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 363; СИСПРЦ. 1836. С. 189; Милютин В. А. О недвижимых имуществах духовенства в России//ЧОИДР. 1860. Кн. 3. Отд. 1. С. 146; Евгений (Болховитинов), митр. Список мон-рей, прежде бывших и ныне существующих в Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1864. 5. С. 140; Суворов Н. И. Несколько топогр. и стат. сведений о бывшей Великоустюжской епархии//Там же. 1872. 16. С. 470; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 410; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 86. 350; Верюжский. Вологодские святые. С. 16; Зверинский. Т. 2. С. 461. 1258; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 371; Романова А. А. «Полный месяцеслов» Ф. П. Бабушкина//Русская агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 476-567. Е. В. Романенко Иконография Предполагаемое изображение Н. находится в трапезном иконостасе Воскресенского придела ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге (кон. XVIII - нач. XIX в., ВУИАХМЗ). На расположенной справа иконе представлены 2 преподобных на пейзажном фоне, подписанные как Ксенофонт и Нифонт (без пояснений). Н. стоит вполоборота влево за спиной прп. Ксенофонта, одет в монашеские ризы (синяя ряса, темная мантия, розоватая схима или епитрахиль), куколь на плечах, в руках открытая книга. Он читает, опустив взор, особенности внешности - разделенные на прямой пробор волосы и борода средней величины с проседью. Н. написан также на иконе «Святые земли Красноборской», созданной в древнерус. традициях по заказу прот. В. И. Кобылина выпускником иконописной школы при МДА С. А. Ширинкиным (2009, ц.

http://pravenc.ru/text/2577711.html

   001   002     003    004