На рус. минейных иконах на нояб. фигура О.- молодого человека обычно помещается с фигурами Ераста и Родиона, как, напр., на иконе XVII в. (ЦАК МДА; О. справа), близкой к прориси в лицевой части Строгановского иконописного подлинника (1-я четв. XVII в.; О. в центре) (см.: Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. 10 нояб.), или только с ап. Ерастом, как, напр., на иконе «Минея годовая» нач. XIX в. (УКМ). К этой же традиции примыкает изображение на листе на нояб. в гравированных святцах работы И. К. Любецкого (1730, РГБ) - апостолы Ераст, О. и Родион; на гравюре на нояб. в святцах Г. П. Тепчегорского (1722, РГБ), исполненных под влиянием западноевропейского искусства эпохи барокко, О. (вместе с апостолами Родионом и Сосипатром) предстает безбородым юношей с длинными, ниже плеч, вьющимися волосами. Образ О. входит в композиции с изображением Собора 70 апостолов. Будучи сформированной еще во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в. (росписи церквей: Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, 1366; свт. Ираклидия в монастыре св. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис, Кипр, ок. 1400; Пресв. Богородицы Пантанассы в Мистре, ок. 1428), эта композиция встречается в рус. памятниках монументальной живописи со 2-й пол. XVI в. (на подпружных арках в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле, 1563-1564). Но наибольшее распространение она получила в иконописи в связи со сложением иконографии апостольских проповедей и страстей, в к-рую включен и Собор 70 апостолов, помещенных 2 группами по сторонам центрального изображения с «деяниями и страстями» (напр., иконы «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), «Апостольские деяния» (1698, частное собрание), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля, иконописец Федор Рожнов (1700, ГММК)). На этих иконах О., как правило, показан молодым (или юным) человеком в группе апостолов в левой части композиции.

http://pravenc.ru/text/2578315.html

Иконография апостола включает 2 вида изображений: сцену мучения и единоличный образ (в рост или по пояс). Одной из ранних является миниатюра в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 401, 1-я четв. XI в.), на к-рой О. забивают палками 2 палача; из одежд святого - лишь перевязь на бедрах, О. опрокинут на землю, из его ног, на к-рые обрушивают удары мучители, льется кровь. Подобным образом О. представлен на миниатюре еще одного рукописного Минология (ГИМ. Греч. 376 (Син. греч. 183). Л. 68 об., 2-я четв. XI в.), а также в настенной минее в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18). Ошибочное изображение мучения святого - через посечение мечом (палач держит меч на уровне корпуса поставленного на колени святого) - находится на фреске в притворе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391), в минейном цикле на февр. Единоличные образы О. включены в состав Миней в греко-груз. рукописи (т. н. Афонская книга образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 100, кон. XV в.) - в рост, а также в росписи ц. свт. Николая в Пелиново, Черногория (1717-1718),- погрудно. На рус. минейных иконах на февр. изображение О.-средовека соответствует описанию в Софийском списке подлинника Новгородской редакции (напр., на иконах нач. XVII в., ЦАК МДА, кон. XVI в., ВГИАХМЗ). В поздних станковых циклах, напр. в созданных под влиянием западноевроп. искусства барокко (что отразилось на сложной постановке фигуры святого и на трактовке складок одежд) святцах гравера Г. П. Тепчегорского, сохраняются основные черты образа О.- средовека в хитоне и гиматии, но без омофора, с Евангелием в руке; указание подлинника писать его босым воспринято буквально - он без сандалий. В получившем распространение в XVII в. изображении Собора 70 апостолов образ О. обычно представлен в левой группе апостолов: напр. на иконах «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольская проповедь» из ц. прор. Илии в Ярославле (1660-1662, ЯИАМЗ), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Вел. Устюге (1668, ВУИАХМЗ), на псковской иконе «Апостольские проповеди и страсти» (кон. XVII в., собрание К. В. Воронина), «Распятие с апостольскими страстями» из Успенского собора Московского Кремля (иконописец Федор Рожнов; 1700, ГММК).

http://pravenc.ru/text/2578413.html

Троицкий собор находился в ведении Северодвинского музея. Остальные постройки Г. м. занимали: колония для беспризорников (1925), детдом-изолятор для детей, больных врожденным сифилисом и туберкулезом костей (1926-1929), пересыльный пункт-лагерь для раскулаченных и административно высланных (1930-1934), дом инвалидов (1934), дом престарелых. До 1945 г. дом инвалидов состоял под надзором НКВД. К нач. 2006 г. в Г. м. расположен филиал Великоустюжского музея-заповедника. Сохранилась Псалтирь XVII в. из Г. м. (РГБ ОР. 3659). Арх.: РГАДА. Ф. 237, 280, 1187; РГИА. Ф. 237, 834; ГА Вологодской обл. Великоустюж. Ф. 363, 364, 367, 436, 496, 693, Р-43, 44, 45, 54, 147, 170, 264; Гончаров Э. П. , Калиниченко Ю. П. , Наседкин Э. Э. Памятник архитектуры XVII в. ц. Тихвинская с трапезной Троице-Гледенского мон-ря г. Вел. Устюг Вологодской обл.: Проект реставрации (науч. исслед., науч.-реставрационное обоснование, ист. справка)//ВУИАХМЗ. Науч. архив. 1984. Ркп.; Роднин Н. Н. Ограда, ворота, башня Троице-Гледенского мон-ря: Ист. справка//Там же; Фадеева Г. В. Троицкий собор Троице-Гледенского мон-ря в г. Вел. Устюг Вологодской обл.: Ист. справка//Там же. 1975. Ист.: Путешествие через Московию Корнилия де Бруина (при Петре Великом)//ЧОИДР. 1873. Кн. 1. Отд. 4. С. 261-292; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1889. С. 65-66; Акты Холмогорской и Устюжской епархий XV - XVII вв.//РИБ. 1890. Т. 12; 1894. Т. 14; 1908. Т. 25; Устюжский летописный свод. М.; Л., 1950; ДАИ. Т. 10. 34. Лит.: Августин, архим. Описание Великоустюжского Архангельского мон-ря//Вологодские ГВ. 1847. 9. С. 83-87; Савваитов П. И. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 35-38, 49-50; Вологодский сб. 1887. Т. 5. С. 92; Руководство по ист. и физическому описанию областного г. Вел. Устюга, сочиненное акад. Фризе в 1793 г./Сообщ.: И. Парийский//ВАИ. 1899. Вып. 11. С. 217-252; Дунаев Б. И. Город Вел. Устюг: Северо-рус. гражд. и церк. зодчество. М., 1915; он же.

http://pravenc.ru/text/165111.html

И. Бовыкина в московской мастерской Л. К. Ершева (АМИИ), и на ее копии, выполненной для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды на средства того же вкладчика в 1779 г. вологодскими иконописцами Д. В. и И. Д. Сумароковыми, а также на списке (дополненном 2 патрональными святыми) нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (обе во ВГИАХМЗ). На иконе 2-й пол. XVIII в. из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (ВГИАХМЗ) П. показан в правой части композиции в ряду с др. Комельскими преподобными - Сергием Нуромским, Корнилием и Иннокентием. Возле Спасителя справа П. предстоит на 2 иконах XVIII в. (ВУИАХМЗ). Гораздо реже образ П. размещали в левой части композиции, напр., на иконе XVII в. (?) (с поздними записями, ВГИАХМЗ) - в верхнем ряду предстоящих, рядом со свт. Антонием Вологодским, и на иконе 1-й пол. XIX в. с поновлениями из вологодской ц. прав. Лазаря (П. припадает к стопам Иисуса Христа слева - возможно, неточность поновителя иконы). Уникален по иконографии образ кон. XIX в. в академической манере (ц. прав. Лазаря в Вологде): стоящему на облаке Спасителю предстоят 2 Вологодских преподобных - Сергий Нуромский и П. (справа, со скрещенными на груди руками, с длинными четками). Обнорский святой изображен с длинной клинообразной седой бородой и волнистыми волосами до плеч, разделенными на прямой пробор. В совр. иконописи появился «Образ Пресвятой Богородицы Вологодской» (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов), находящийся в приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (П. слева, со свитком в правой руке). Образ П. изредка вводился в иконописные и монументальные ансамбли, посвященные последователям прп. Сергия Радонежского, напр. на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ); на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» в Успенском соборе ТСЛ (1881-1882, московский иконописец М. А. Рогожкин); в росписи ц. прп.

http://pravenc.ru/text/2581815.html

Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Фрагмент иконы «Шестоднев, с избранными святыми». 1-я треть XIX в. Палех (ГИМ) В XIX в. И. довольно часто изображался вместе с др. юродивыми. Вместе с блж. Прокопием (симметрично блаженным Василию и Максиму Московским) он представлен на нижнем поле нек-рых икон «Шестоднев», входящих в большую группу произведений на этот сюжет работы палехских мастеров (напр., икона 1-й трети XIX в. в ГИМ; см.: Москва православная. 1996. С. 528); впрочем, в таких случаях блж. Прокопий гораздо чаще изображался в паре с блаженными Иоанном Большой Колпак или Исидором Ростовским. Образы блаженных Прокопия и И. встречаются на иконах «Собор российских чудотворцев», бытовавших в старообрядческой среде (напр., икона из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл.; икона, написанная в 1814 П. Тимофеевым, обе в ГРМ; см.: Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 62, 70): устюжские святые включены в расширенную группу праведных и юродивых в верхней части композиции; их фигуры помещены среди святых сев. происхождения, причем И. изображен над соименным московским юродивым Иоанном Большой Колпак. Существуют близкие по времени примеры появления образа И. в сложных многофигурных композициях, создававшихся по заказу старообрядцев (складень с образом «О Тебе радуется», икона образов Божией Матери, праздников и избранных святых кон. XVIII в., ГРМ; см.: Там же. Кат. 176, 180). Особое место среди памятников XIX в. занимает образ московской работы 1852 г. (ВУИАХМЗ), имеющий условное название «Христос - Св. Евхаристия», где блаженные Андрей, Симеон, Василий, Максим, Прокопий и И. представлены в коленопреклоненном молении дискосу с сердцем, в к-рое вписан образ Христа с орудиями страстей ( Сорокатый. 2003. С. 148-149). Эта аллегорическая композиция прославляет юродивых Христа ради как святых, особо возлюбивших Спасителя. Фронтальное изображение И. в рост (в коричневом рубище) входит в число миниатюрных икон рус. юродивых, к-рые вставлены в резные киотцы иконостаса, выполненного в 1895 г. для придела св. Василия Блаженного московского собора Покрова на Рву (проект А. М. Павлинова, иконы написаны артелью под рук. О. С. Чирикова). Икона И. вместе с изображениями прп. Михаила Клопского и блж. Николая Кочанова находится над юж. вратами иконостаса.

http://pravenc.ru/text/469408.html

1892. 45. Ч. неофиц. Стб. 707; Коноплёв Н. А. , свящ. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 105-106; Савваитов П. И. Описание вологодского Спасо-Прилуцкого мон-ря. Вологда, 19144. С. 45; Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. М., 1960. С. 257; Зимин А. А. , Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982. С. 35; Каган М. Д. , Прохоров Г. М. Логгин//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 69-71; Голейзовский Н. К. Начало деятельности Кассиана Учемского по письменным источникам//ДРВМ. 2002. 4(10). С. 20-27; он же. Дионисий и кн. Андрей Угличский//Там же. 2005. 4(22). С. 103-118; Горстка А. Н. Горяй: (Повесть об Андрее, кн. угличском). Углич, 2005. С. 70-71. А. Е. Тарасов Иконография Изображения Д. А. (в княжеских одеждах, без бороды) встречаются в цикле миниатюр Шумиловского тома Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. в рассказе о взятии под стражу кн. Андрея Васильевича Угличского и его сыновей (РНБ. F. IV. 232. Л. 457 об.- 459 об.). По-видимому, именно Д. А. (согласно надписи на накладном серебряном венце: «Св. прп. князь Димитрий», хотя он не принимал пострига) изображен на иконе «Господь Вседержитель с предстоящими и припадающими Вологодскими святыми» 3-й четв. XVII в. из иконостаса собора Спаса Всемилостивого Спасо-Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ), поскольку с противоположной стороны в том же ряду находится его брат - прп. Игнатий Прилуцкий. Д. А. представлен вполоборота влево, в 3-м ряду сверху, в правой части композиции, как средовек с большими залысинами и короткой окладистой бородой, контур головы округлый. Одежда святого - ряса и параман (?) - значительно отличается от одеяний др. преподобных, изображенных в мантиях, с куколями на голове или плечах (Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89. Кат. 31). Др. изображение - на аналогичной иконе XVIII в. (ВУИАХМЗ), вероятно, устюжского мастера. Живописный образ блгв. князя находился на его гробнице, устроенной в 1896 г. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг.

http://pravenc.ru/text/178189.html

С посл. трети XVI в. наряду с большими по размеру Ж. и. известны небольшие, предназначенные для аналоя или домашнего обихода, как правило соименные заказчику или особо почитавшиеся им, напр. «Св. Артемий, в житии» из Троице-Сергиева мон-ря (посл. треть XVI в.), «Прп. Герасим Иорданский, в житии» из собрания П. М. Третьякова (2-я пол. XVII в.; обе - в ГТГ). Особый вид представляли складни и кузова, на створках и киотах к-рых иллюстрировалось Житие святого: створки складня с житием св. Григория Армянского (2-я пол. XVII в., Кировский художественный музей), складень с житием святых вмч. Георгия и Димитрия на полях кузова и с Акафистом Богоматери на створках из собрания П. Д. Корина (2-я пол. XVII в., ГТГ). Вмч. Никита, побивающий беса, с житием. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Вмч. Никита, побивающий беса, с житием. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГТГ) Каждая эпоха вносила в Ж. и. новые темы и композиционные решения. В кон. XVI в. особый интерес к подробному иллюстрированию житийных текстов характерен для строгановских мастеров. Клейма часто имели арочные завершения, напоминавшие оформление киотов. Мелочное письмо сопровождалось подробным текстом. Нередко святой в среднике был обращен в молении к Спасителю или Богоматери. У его ног могли изображать его атрибуты, напр. колчан со стрелами у воинов. Ярким примером новаторских тенденций в композиционном решении служит икона «Прп. Сергий Радонежский, с житием и со сценами Сказания о Куликовской битве» из ц. Св. Троицы в Ярославле (кон. XVI в., ЯХМ), сочетающая сюжеты Жития прп. Сергия, изображения Куликовской битвы и осады мон-ря в Смутное время. Следующие друг за другом по времени события переданы на иконе по-другому, чем это изображалось в более ранних памятниках, у каждого свое пространство внутри клейма, сюжеты развернуты: на клейме «Приведение в учение отрока Варфоломея» на переднем плане отец ведет Варфоломея в школу, на заднем плане видны здание школы и ученики. В строгановских произведениях XVII в. появляются Ж. и. св. покровителей членов семьи Строгановых и особо ими почитаемые: «Св. Прокопий Устюжский, с житием» из Прокопиевского собора Вел. Устюга (1602, ВУИАХМЗ), «Св. Максим Исповедник, с житием» из Благовещенского собора Сольвычегодска (кон. XVI - нач. XVII в., СИХМ). В их произведениях отражаются общие для рус. искусства поиски нового сочетания в Ж. и. фигуры святого и эпизодов Жития: на иконе «Св. Климент, папа Римский, с житием» из ц. Спаса Преображения в Усолье (1-я пол. XVII в., ПГХГ) сцены из Жития представлены на фоне иконы за фигурой святого.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Во 2-й пол. XVII в. под влиянием монументальной живописи в композициях клейм Ж. и. произошли заметные изменения: стали использовать приемы расположения сюжетных сцен, заимствованные из арсенала европ. художников. Привычную раму с клеймами вокруг изображения святого сменило размещение сцен на поземе у ног святого или в пейзаже, архитектурных кулисах. Нарушался построчный принцип прочтения - отдельные эпизоды сюжетного повествования расположены вразброс. Практически стерлись пространственные границы не только между клеймами, но и между житийным циклом и средником; фигура святого и сцены из Жития сосуществуют в едином пространстве. Тем не менее прежние принципы организации пространства не исчезли и сохраняли главенство на протяжении XIX в. Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской. Икона. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) Мученицы Параскева, Варвара и Ульяна, с житиями Варвары, Ульяны Илиопольской и Ульяны Никомидийской. Икона. 1-я пол. XVI в. (НГОМЗ) В XVII в. формирование политической концепции России как хранительницы Православия повлияло на развитие апостольской темы в иконописи и монументальной живописи. Так, на иконе «Ап. Матфей, с житием» из Никитской ц. в Ярославле (посл. четв. XVII в., ЯХМ) средник выделен лишь подобием арки со сложными архитектурными элементами, остальное пространство занимает рассказ, события которого плавно перетекают одно в другое. Кроме того, разрабатывается иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний: икона «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопьевского собора Вел. Устюга (1668, ВУИАХМЗ), икона «Распятие, с апостольскими страстями», написанная Федором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1699, ГММК), икона «Апостольские проповеди и страсти» (Псков, кон. XVII в., собрание К. В. Воронина). Рождению новых сюжетов способствовали также тесные контакты с правосл. Востоком, в частности с Афоном. Принесение мощей святых влияло на появление новых житийных циклов. В XVII в. в Москву доставили главу мч. Авксентия. Очевидно, с этим событием связаны появившиеся иконы т. н. пяточисленных мучеников Евстратия, Евгения, Мардария и Ореста, с которыми почитается мч. Авксентий (пам. 13 дек.). Икона с их изображением была написана в кон. XVII в. для московского храма св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГМЗК, см.: Бродовая Ю. В. «Малы суть мои страсти противу Божию воздаянию…»: Страдания и чудо святых «пяточисленных» мучеников//ИХМ. 2002. Вып. 6. С. 188-196). Воинская тема пополнилась Ж. и. мч. Иоанна Воина: икона с 12 традиционно расположенными клеймами жития (нач. XVIII в., ЦМиАР); икона с житийными сценами на поземе средника из ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках, Ярославль (2-я четв. XVIII в., ЯХМ), и др.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Прп. Корнилий Комельский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с сонмом Вологодских чудотворцев». 1779 г. Иконописцы Д. и И. Сумароковы (ВГИАХМЗ) Прп. Корнилий Комельский. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель с сонмом Вологодских чудотворцев». 1779 г. Иконописцы Д. и И. Сумароковы (ВГИАХМЗ) Известно много композиций «Господь Вседержитель, с сонмом Вологодских чудотворцев», куда включался и образ К. На иконах подобного извода расположение фигуры святого варьируется (чаще изображен в нижней части правой группы предстоящих), но типичные особенности внешнего облика К. остаются неизменными. Примерами являются иконы 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого Димитриева Прилуцкого мон-ря; 1-й пол. XVIII в. из ц. Спаса Преображения на Болоте; XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (святой внизу слева, согбенный, седой, с глубокими морщинами на лбу, у него небольшая окладистая борода); XVIII в. из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (все в собрании ВГИАХМЗ); а также иконы 2-й пол. XVIII в. (ВУИАХМЗ); посл. трети XVIII в. (АМИИ) и др. На идентичных по иконографии больших иконах 1778 г. московской мастерской Л. К. Ершова из кафедрального Троицкого собора Архангельска (АМИИ) и 1779 г. письма Д. и И. Сумароковых из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды (ВГИАХМЗ) К. представлен в правой группе, в ряду с преподобными Павлом Обнорским и Стефаном Комельским. На иконе XVIII в. (ГРМ) К. в глубоком поклоне припадает к ногам Спасителя вместе с прп. Димитрием Прилуцким. Как К. идентифицируют преподобного с этим именем на иконе свящ. Георгия Алексеева «Новгородские святые» (1728, ГТГ; см.: Бекенёва Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация: Сб. ст./ВНИИР. М., 1984. 9(39). С. 95), но скорее там изображен прп. Корнилий Палеостровский. К. писали в изводе «Собор Тверских святых», в частности в верхнем ряду на иконе 1890-х гг.- 1902 г., созданной по заказу члена Тверской УАК И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Димитрий (Самбикин). 1908. С. 3-4, 8. Ил.). Образ святого присутствует и в совр. произведениях с этим сюжетом: на иконе из собора Св. Троицы («Белая Троица») в Твери (после 1989, иконописец А. Б. Запруднов), из ц. блж. Ксении Петербургской (2007, иконописец М. Г. Кондрашова).

http://pravenc.ru/text/2458683.html

Афонские списки «О. или У.» и. кон. XIX - нач. XX в. хранятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (в киоте у сев. стены в вост. части), Богоявленском соборе Кургана, ц. вмц. Ирины (Троицкой) в Покровском в Москве, новопостроенной ц. в честь «О. или У.» и. в пос. Вадино (Сафоновский р-н Смоленской обл.; образ передан цыганами, сохранявшими его с 20-х гг. XX в.), в рус. соборе свт. Николая Чудотворца в Вене, в музейных собраниях (ВУИАХМЗ, Историко-худож. музей г. Арзамаса). Небольшой список образа (собрание В. В. Селиванова, Москва) исполнен в 1890 г. и, согласно штампу на обороте, освящен в рус. скиту ап. Андрея Первозванного. Подобные иконы, написанные отчасти в академической манере (личное письмо) с условной «золотопробельной» разделкой одеяний, только в общих чертах воспроизводят иконографию оригинала, детали рисунка варьируются; они именуются, как правило, образом Пресв. Богородицы «Отрады или Утешения». На основе подобных икон в 1887, 1896 гг. в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе исполнены хромолитографии образа разного размера (на золотом и зеленоватом фонах). В качестве небольших «раздаточных» икон в рус. обителях на Афоне бытовали печатные оттиски на атласе. Небольшие творческие повторения ватопедской иконы писали также в мастерских российских мон-рей, напр. Казанской Богородицкой обители (нач. XX в., частное собрание, Казань), на Украине и в южнорус. землях (частные собрания), в Москве, во Мстёре (ЦАК МДА) и др. Раскрашенная фотография с «О. или У.» и. (без оклада, раскраска условная) изготовлена в 1860 г. П. И. Севастьяновым (РГБ. Ф. 269/2. К. 26. Ед. хр. 29. Л. 39); прорись с рус. иконы или фотографии из собрания Лихачёва опубликована им в 1911 г. ( Лихачёв. 1911. С. 216. Рис. 456). Неточный рисунок с образа помещен в рукописи «Книги странствий во Иерусалим и в гору Афонскую в 1858 и 1859 годах» иером. Иеронима (Суханова) из Николо-Пешношского мон-ря (3-я четв. XIX в.; РГБ. Ф. 218. 925.2. Л. 180, описание на л. 180 об.; икона именуется «Отрадой»). Литография работы А. И. Траншеля иллюстрирует кн. «Вышний покров над Афоном» (1861), др. литографии (иконография образа немного варьируется) встречаются в переизданиях книги (указаны размеры образа: 1 аршин 14 вершков × 1 аршин 61/2 вершков) и в сборниках изображений явленных и чудотворных икон (1848, 1866 и др.).

http://pravenc.ru/text/2581723.html

   001    002   003     004