Сеяй убо есть Тот, Который Отеческого недра не отлучался яко Бог, снисшел на землю, воплотился ради нас, и возвестил нам спасения догматы. Представив же таким образом притчу, явил проповедником Евангелия не только Самого Себя, но и Богоглаголивых Апостолов, и святых Иерархов и Учителей, и всякого другого благочестия и православия проповедника. Знай же, что не сказал: изыде делатель, но изыде сеяй, чтоб чрез сие показать, что как истинный земледелец не есть тот, который хотя имеет семя, но не сеет, но который и имеет семя, и сеет: так и истинный учитель, не тот есть, который имеет способность научать, но не научает, но который, имея дар учения, делом и истиною учит. Виждь же: что случилось с рассеянным семенем, то же случается и в проповедании слова. Когда, говорит, земледелец сеял семя, одно, то есть часть семян, пало на пути: почему и проходящие потоптали, и птицы летающие по воздуху позобали то. Лк.8:6. «А другое паде на камени, и прозяб усше, зане не имеяше влаги.»    Другая часть семян пала на камени, — прозябла, но засохла, поелику камень не имеет влаги. Не думай же, чтобы камень был простой и сухой, ибо на таковом никогда не прозябает семя; но послушай, как яснее описывают сие другие два Евангелиста, Матфей и Марко: «другая же падоша на каменных, идеже не имеяху земли многи» (Мф.13:5). «И абие прозябе, зане не имеяше глубины» (Мк.4:5). Где земли мало и не имеется глубины, там семя, не могши во глубину пройти и распустить корень по причине препятствия камней, сущих во глубине земной, не внедряется и вкореняется, но все вверх поднимается, и скоро вырастает; почему семя, на каменистой земле падшее, вырастает хотя скоро, но, не имея соответственного корня, который есть вина растения, ниже заимствуя влажности от лежащего корня, для укрепления своего, когда взойдет солнце, вянет, по писанию сих Евангелистов: «и зане не имеяше корения» (Мф.13:6; Мк.4:6), то есть, поколику не было соответственности в корне, — «усше». Лк.8:7. «И другое паде посреде терния, и возрасте терние, и подави е.»    Другая же часть семян пала на тернистой земле; но возрастшее купно с растущим семенем терние подавило то.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3703...

Скачать epub pdf 29. 21 неделя по Пятидесятнице О сеятеле. О сеянии слова Божия на поле нашего сердца (Лк. 8:5–15; Мф:13. 1–23; Мк:4. 1–20) «Живо слова Божие и действенно.» ( Евр. 4:12 ). Однажды, братия и сестры, Иисус Христос пришёл на берег Галилейского моря. Окружённый множеством народа, Он сначала учил его сидя у моря ( Мф. 13:1 ). Но когда народ, стекаясь, стал теснить Его, Он сел в лодку и тут пред Его взором открылось зрелище прекрасной палестинской природы. На берегу около лодки большим полукругом, расположился молчаливый, жаждущий слова Божия, народ. Сзади его залегали поля. Ещё дальше виднелись масличные зелёные рощи. А там, на самом горизонте, в лёгкой дымке обрисовывались вершины невысоких гор. Прекрасная природа располагала Спасителя говорить и учить языком этой природы и труда людей, связанных с этой природой. И вот, как бы созерцая пред Собой сеятеля на окружающих полях, Иисус Христос начал учить иносказательно, образно, приточно, наглядно. Из Его Божественных уст полились одна притча за другой (всего 7 притч), связанных единством содержания и темы: поле и зёрна (притчи: 1, 2, 3), поле – сокровище – жемчужина (5, 6). Вот вышел, начал Он первую притчу, сеятель сеять семя своё ( Лк. 8:5 ). И когда сеял, случилось, что иное семя пало при дороге, и было поклёвано птицами ( Мк. 4:4 ), потоптано людьми ( Лк. 8:5 ). Иное упало на каменистую почву и, взойдя, быстро посохло, не имея влаги ( Лк. 8:6 ). Иное угодило в почву с терниями и было заглушено ими ( Лк. 8:7 ). Иное упало на добрую почву и принесло плод в 30, 60, 100 крат ( Мк. 4:8 ). Сказав сие, Христос возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Каждый из слушателей Христа имел уши, чтобы слышать Его слова, но не каждый имел внутренний слух, внутреннее разумение смысла этих слов. Ибо, – сказал Христос, – огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат... и не уразумеют сердцем слышанное ( Мф. 13:14 ; Ис. 6:9–10 ). Особенно огрубело сердце у книжников и фарисеев, которые не только не хотели уразуметь слова Христа о Царстве Божием, но и всячески противились этим словам и Самому Учителю, считая, что несть Сей От Бога ( Ин. 9:16 ). Не каждый из слушателей понял, что в притче речь идёт о нём самом, о почве его собственного сердца, в которую Спаситель забрасывал слова-семена Своего учения о спасении, о наступлении на земле Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Как вещественное семя, сколь бы ни возрождалось, не теряет присущей ему жизненности, так и духовное семя — слово Божие, которое принес на землю Единородный Сын Божий, — не перестает сеяться в сердцах человеческих во всех странах мира и возрождать в новую, духовную жизнь души людские, и будет оно приносить плоды до скончания мира. Но, к сожалению, не во всех сердцах Божественное слово бывает одинаково плодоносно. И причины бесплодности сей указаны ныне в притче Господней. Господь говорит, что когда сеятель стал сеять, то иное   семя   упало при дороге и было потоптано; налетели птицы и поклевали его (см.: Лк.8:5 ). Это означает слушающих слово Божие, но неразумеющих, к которым вскоре приходит диавол и похищает слово сие из их сердец, чтобы они не уверовали и не спаслись. И, следовательно, первым препятствием к тому, чтобы слово Божие принесло в душе человека плод, являются невнимательность, легкомыслие, рассеянность и беспечность — то, чем страдает большинство людей. Души и сердца таких людей представляют как бы большую дорогу, открытую для всех мимоходящих помыслов, впечатлений, для всех соблазнов и увлечений, для всякого пустословия и суесловия. Такие люди только и живут-то, что интересом к новым впечатлениям, слухам и увлечениям, отчего души их скоро иссушаются и становятся невосприимчивыми к слову Божию. Проникая в такие души, диавол, или злые люди, или впечатления, не согласные со словом Божиим, уносят, вытесняют из них слово Божие, и так оно бывает бесплодным. Как помочь избавиться от подобного душевного состояния, возвратить душе ее восприимчивость? Пример для этого можно позаимствовать из жизни земледельца. Когда он захочет обратить дорогу в пашню, то перегораживает ее, чтобы путники не могли по ней ходить, обрабатывает ее и засевает семенами. И она приносит плоды. Так и рассеянные души пусть оградят себя от суетных увлечений и впечатлений мирских, сосредоточатся на прилежном чтении слова Божия, и оно мало-помалу возродит в них добрые христианские чувства и любовь и станет приносить обильный плод в их истинно христианской жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

9:9), но о нас говорит»), — там они совершают исповедание Иисуса, облекшегося в скудель нашего тела. И сеятель шести мерок (артабов) сделает только три меры. Ужели у земледельцев бывает когда–либо такой неурожай, чтобы посеять шесть артабов (и) сделать только три меры? Но исследуем смысл Писания, возлюбленные, войдем во внутреннюю завесу буквы, и мы встретимся с божественным разумением Духа. Сеятель шести артабов сделает три меры. Шесть артабов — Новый Завет, то есть, четыре евангелиста, Деяния и апостолы. Посеявший эти шесть артабов в какой–либо одной душе делает три меры — исповедание в Отца и Сына и Святого Духа. « Вышел сеятель сеять » не злак для приготовления хлеба, но животворную веру; не ячмень в пищу неразумным, но пищу для дыхания людей; не пшено, питающее птиц, но божественное слово, огненное, подобное зерну горчичному, сильно возгревающее наши души для благочестия и мудрости. « Вышел сеятель сеять…, и… иное упало при дороге и было потоптано, и пришедшие птицы небесные поклевали его; а иное упало в тернии, и заглушило терние росток. А иное упало на каменистость  , и так как не имело корня, прозябнув, тотчас засохло» (Лк. 8:5–7). То, что при пути, — ариане; терние — евномиане; то, что на камне — марафониане. И ты заметь в точности, возлюбленный! « Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге ». Не сказал: «на пути», но « при дороге ». Какой же путь, кроме Христа, говорящего: « Я есмь путь и истина » (Ин. 14:6)? То, что при пути — ариане. Они не на пути, не православны, и опять не вдали от пути, как эллины или иудеи, но при пути, то есть, подле Христа, подле правой веры. Исповедание ими Христа делает, что они близ пути; непризнание ими Христа Сыном Божиим препятствует им быть на пути. Поэтому, прилетевшие небесные птицы, то есть, духи лукавства, уносят из их сердец божественное слово, и совершенно лишают их правой веры. Терния — евномиане; у них самих есть терния злословий; они произрастают траву веры, но не заканчивают колосом исповедания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Неделя 20-я по Пятидесятнице Сегодняшнее евангельское чтение вновь и вновь свидетельствует о милосердии Господа Иисуса Христа и Его всемогущей силе. Чудо воскрешения дочери Иаира: девица! встань ( Лк. 8:54 ). И по слову Господа умершая встает, и дают ей есть. И другое чудо: исцеление кровоточивой женщины, 12 лет болевшей и истратившей на врачей все свои средства. Она лишь прикоснулась к краю одежды Господа с верой и выздоровела. И можно думать: «Как хорошо было жить в те времена, когда Господь пребывал на земле с людьми. Можно было просто подойти, попросить и получить желаемое. Достаточно было лишь прикоснуться к краю Его одежды, чтобы исцелиться от самой тяжелой болезни. Ведь и сейчас сколько больных, особенно тех, у кого душа болит – кровоточит, иногда, быть может, долгие годы. Вот если бы жить во времена земной жизни Спасителя!» Братие и сестры! Христос Спаситель был, есть и будет. И теперь мы можем подойти к Господу в своей молитве, услышать слово Его в Священном Писании и не только прикоснуться к Господу, но даже и принять Его к себе в Таинстве Святого Причащения. И теперь мы бываем свидетелями всемогущей силы и милосердия Божия. Только нужна искренняя вера и доверие к Господу, желание не только получать что-либо от Него, но и жить с Ним и по Его святой воле. Сей святой храм и да укрепляет и да освящает нашу повседневную жизнь христианскую. Мир и любовь да будут с вами! Аминь. Притча о сеятеле. (Лк. 8:5–15) Неделя 31-я по Пятидесятнице Вышел сеятель сеять, и когда он сеял, то семена падали на разную почву. Одни упали при дороге, и их потоптали прохожие и поклевали птицы. Другие упали на камень, взошли, но быстро увяли, потому что не было влаги. Третьи упали среди сорной травы, которая заглушила семя. Наконец, четвертые упали на хорошую землю и принесли сторичный плод. Ученики спросили Господа, что значит эта притча? И Господь объяснил. Семя – это слово Божие, учение Христово. Различная почва – это различные души человеческие. Семя, упавшее при дороге, – это люди, которые услышали слово Божие и не удержали его для жизни. Семя, упавшее на каменистую почву, – это люди, которые услышали слово Божие, с радостью приняли его, но не имеют корня, постоянства и при искушениях отпадают от учения Христова. Семя, упавшее в сорную траву, – это люди, которые слушают слово Божие, но разные житейские заботы отвлекают их от Господа. И, наконец, семя, упавшее на добрую землю, – это люди, которые слушают слово Божие, хранят его с терпением и, осуществляя его в жизни, приносят плоды христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Христос почти всегда учил притчами, т.е. символическими иносказательными повествованиями. И вот удивительно: прошли века, до неузнаваемости изменился быт, обычаи, даже сам язык человеческий, а притчи Христа остаются как бы не тронутыми временем, словно сказаны они сейчас, в нынешних условиях, нам. Послушаем сегодня притчу о сеятеле. Христос сказал: Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав cue, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это me, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и еременем веруют, а вο время искушения отпадают; a упавшее в терние, это me, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; аупавшее на добрую землю, это me, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! ( Лк.8:5–15 ). Попробуем отнести слова этой притчи к себе самим, к нашей жизни, и мы увидим, до какой степени все, что относится к внутреннему миру человека, к его духовной, т.е. глубокой, жизни, не меняется, остается, каким было тысячелетия назад. Ибо каждый и в наши дни узнает из них, как сам он относится к Богу и человеку, высокому и низкому, узнает о разных соблазнах, так или иначе переплетающихся с его жизнью. …Иное упало при дороге, и было потоптано. Боже, сколько раз в своей жизни слышали мы к нам обращенный зов, сколько раз стояли на перепутье, когда так близка была возможность изменить, исправить нашу жизнь! Но слишком близка была миллионами людей протоптанная, давно испытанная большая дорога, и настолько легче было следовать за толпой, поступать как все!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Аминь. Беседа XV, говоренная к народу в храме Святого Апостола Павл... Говоренная к народу в храме Святого Апостола Павла в неделю шестнадцатую. Чтение Св. Евангелия: Лк 8.5-15. Лк 8.5-15. Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!   1. Чтение Святого Евангелия, которое вы, возлюбленнейшая братия, теперь только слышали, не имеет надобности в объяснении, но (имеет надобность) в увещании. Ибо того чтения, которое изъяснила Сама Истина, человеческая слабость изъяснять не берется. Но в самом этом Господнем объяснении есть, на что вы должны обратить тщательное внимание, потому что, если бы мы говорили вам, что семя есть слово, поле — мир, птицы — демоны, терния — богатство, то могло бы статься, что ваш ум усомнился бы поверить нам. Поэтому-то и благоволил тот же Господь лично изъяснить то, что говорил, дабы вы умели отыскивать значения вещей в тех даже, которых Он не благоволил объяснять лично.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вот, возлюбленные братия, чудесное воскресение из мертвых, которого причиной бывает только один Господь. И оно выше, благотворнее воскресения по телу: потому что здесь воскресает от смерти к жизни бессмертная душа, искупленная кровью Сына Божия. а не тело тленное! Дай Бог , чтобы побольше было таких чудес со всеми нами. Господи! Видя во граде Наин вдовицу, зельне плачущую, яко же тогда умилосердився, сына ея, на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси.. Аминь. 14. Слово в неделю 21-ю по Пятидесятнице О различном действии слова Божия на сердца человеческие, по различию сердец,. Сегодня, возлюбленные, была читана Евангельская притча о Сеятеле и семени; о неодинаковом качестве земли, на которую упало семя и о различной судьбе семени. В конце Евангельского чтения притча объяснена Самим Господом no просьбе учеников Его. Вот эта притча: «Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его. А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие. А упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись. А упавшее на камень – это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают. А упавшее в терние – это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода. А упавшее на добрую землю – это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» ( Лк.8:5–15 ) Здесь конец Евангелию нынешнего воскресного дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Кстати, в этом кроется одна из причин того, что воспринять Церковь вне всевозможных внешних симуляторов современному человеку оказывается непросто. Мы привыкли жить и мыслить категориями, разделяющими нас по культурным, национальным, социальным и политическим признакам, в то время как Церковь – это место, где все складывается воедино. Люди же яростно не желают объединиться и возлюбить друг друга, потому искажены грехом. Человеческая природа тяготеет к индивидуализму, каждый стремится быть «сам по себе». И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22: 31). Этот евангельский образ, как всегда, не случаен! Ведь что такое пшеница? Маленькое твердое зерно, наглухо отделенное от своих собратьев. Сатане не составит ни малейшего труда исклевать их по одному… С другой стороны, Христос так говорит о зернах: Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8: 5-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Лк, 35 зач., 8, 5–15 Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано. Ученики спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Мы должны стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему «Разумееши ли, что чтеши?» ( Лк.10:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010