Файл 32020.jpg:   Размер: 648x800, 0.52 MPix, 211 Kb. Дата: 2018-06-07, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (164) , (3) . Описание: Богоматерь с младенцем. Нач. XX века. Дерево, левкас, темпера. 31 х 26 см. Музей-заповедник " Дмитровский кремль " , г. Дмитров Московской обл. (Картины, аналогичные известной иконе в Белгородском государственном художественном музее, есть в Национальном художественном музее Республики Беларусь, встречаются на рынке западноевропейской живописи). Файл 32076.jpg:   Размер: 600x744, 0.45 MPix, 119 Kb. Дата: 2018-06-15, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (124) , (3) . Описание: Икона Божией Матери «Недремлющее Око» была принесена в дар Богоявленскому женскому монастырю в 1848 году рабой Божией А.В. Лебедевой. Икона находилась в специально устроенной для Неё часовне в подклете Богоявленского собора. Лебедева А.В. подтвердила, что икона является древней и давно почитается как чудотворная. Сейчас в нашей обители находится точный список с иконы. К великой скорби в годы гонений икона была утрачена, часовня разграблена. Список с иконы находится в Смоленской церкви женског[...] Файл 32905.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 77 Kb. Дата: 2018-10-27, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (133) , (3) . Описание: Литография. Икона-образок " Богоматерь Недреманное Око Угличская " Период создания: 70 - 90-е годы XIX в. Материал, техника: бумага, литография Размер: 17,5х13,0 см (изображение); 18,0х13,6 см (лист) Место создания: г. Сергиевский Посад Номер в Госкаталоге: 18512507 Номер по ГИК (КП): СПМЗ КП ИХО-17659 Инвентарный номер: 819-лит Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Московской области " Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-за[...] Файл 34251.jpg:   Размер: 533x800, 0.43 MPix, 115 Kb. Дата: 2019-08-21, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (80) , (1) . Описание: Богоматерь " Недремлющее око " . Период создания: 1960-е гг., копия с иконы XIX в. XVIII в. Материал, техника: масло, доска прессованная, живопись Размер: 37х29 см. Место создания: Россия Номер в Госкаталоге: 26730118 Номер по КП (ГИК): ТМЧ КП-13996 Инвентарный номер: И-58 Внешняя ссылка: — Местонахождение Государственное бюджетное учреждение культуры Ростовской области " Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник " http://goskatalo[...]

http://pravicon.com/icon-543

Заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе С.В. Николаева, приветствуя участников, заявила: «В 1998 году эта конференция была одной из первых, которая объединила силы науки, силы музея, силы исследователей, которые традиционно существовали в Свято-Троицкой Сергиевой лавре и Московских духовных школах. И это триединство позволило проекту просуществовать так долго и показало актуальность и этого соработничества, и неисчерпаемости удивительного явления истории нашей Свято-Троицкой Сергиевой лавры». Насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), сопредседатель конференции с ее первого заседания, представил сборник докладов предыдущего форума. «Общим знаменателем всех этих конференций было издание материалов конференции. Причем нельзя сказать, что эти 20 лет были очень благоприятными. Тем не менее, благодаря усилиям музея, материалы издавались, издаются и сейчас мы рады, что и к настоящей конференции изданы предшествующие материалы», — отметил, в частности, отец Макарий. Конференция проходит в Московской духовной академии и Сергиево-Посадском музее-заповеднике 3 и 4 октября. Первая международная научная конференция «Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России» открылась в 1998 году и с тех пор регулярно проходит раз в два года. Организаторами форума являются Министерство культуры Московской области, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Свято-Троицкая Сергиева лавра и Московская духовная академия. Членами оргкомитета конференции являются: насельник Троице-Сергиевой лавры доктор теологии архимандрит Макарий (Веретенников), заведующий кафедрой истории России до XIX века Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор исторических наук Н.С. Борисов, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН доктор исторических наук Б.М. Клосс, заведующий отделом Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ доктор искусствоведения Л.И. Лифшиц, ученый секретарь Сергиево-Посадского музея-заповедника заслуженный работник культуры РФ Т.Н. Манушина, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН В.Д. Назаров, заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе, кандидат исторических наук С.В. Николаева, заместитель директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева по научной работе, доктор искусствоведения Г.В. Попов.

http://patriarchia.ru/db/text/5277739.ht...

     Батюшка беззаветно любил родную обитель и преподобного Сергия. Когда у него случился инсульт и одна сторона тела стала плохо работать, он все равно старался посещать богослужения каждый день. Если кто-то из братии подходил и предлагал свою помощь, говорил: «Сейчас ты мне поможешь – легко привыкнуть, потом один я уже не смогу. Лучше потихонечку сам». По рассказам митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха (Смирнова), архимандрит Сергий очень любил служить литургию. «Когда он служил, все было продумано и тщательно приготовлено заранее – он очень ответственно относился к послушаниям, которые нес в лавре. И он был очень внимателен не только к братии лавры, но и к семинаристам. Отец Сергий заботился о будущих пастырях, которые обучались в духовных школах, старался, чтобы они участвовали вместе с братией в богослужениях, пели, молились».      По воспоминаниям лаврской братии, последние годы жизни, когда отец Сергий служил, он молился со слезами во время Евхаристического канона. Складывалось ощущение, что ему открыто нечто большее, чем простым смертным, – чувствовался какой-то совершенно особенный молитвенный настрой… Иеромонах Далмат рассказывал: «Когда заканчивалась литургия, архимандрит Сергий сам выходил и давал крест для целования, а не поручал это молодым священникам, как сейчас делают в лавре. При этом он с доброй улыбкой благодарил всех молящихся и даже каждого певчего – “за ангельское пение”. После инсульта батюшка долго и тяжело восстанавливался, но при этом никогда не унывал и хранил свою доброту. При встрече со мной он, благословляя, по-отечески обнимал меня и говорил ласково: “О, наш архидиакон…”, а я, совсем недавно рукоположенный, удивлялся и думал: “За что он меня так любит?”»      Своей добротой, простотой и кротостью батюшка умел расположить к себе, отогреть людские сердца, причем не только братии и прихожан, но порой и совершенно светских людей. Примечательным эпизодом поделился игумен Дорофей, который сменил отца Сергия на послушании в Сергиево-Посадском художественном музее-заповеднике:

http://pravoslavie.ru/157800.html

Иконостас имел четыре ряда икон: местный, деисусный, праздничный и пророческий. Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см). Из него сохранилось тринадцать икон. Есть недоказанные предположения, что их было больше. Часть Деисусного чина из иконостаса Успенского собора во Владимире.1408 год. Преп.Андрей Рублев и Даниил Черный. Выше располагался праздничный ряд, из которого уцелели только пять икон. Заканчивался иконостас поясными иконами пророков (это первый пример пророческого чина), их сохранилось только две. Схема иконостаса в Успенском соборе города Владимира. 1408 год. Аналогично был устроен иконостас в Успенском соборе на Городке в Звенигороде. Здесь так же сохранились фрески восточных столпов, разделявших иконостас. Сам иконостас не сохранился, хотя в него могли входить иконы поясного деисусного чина, приписываемые иноку Андрею Рублеву – Спас, архангел Михаил и апостол Павел. Первый цельный, не разделенный на части столпами иконостас был создан в 1425- 1427 гг. для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Исполнили иконостас преп. Андрей Рублев и Даниил Черный с мастерской. Иконостас в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. 1425–1427 годы . Иконостас сохранился до наших дней и остается на прежнем месте в Троицком храме. Его четвертый ряд – пророки был, вероятно, создан немного позднее. В Троицком иконостасе сохранились царские врата с Благовещением и четырьмя пишущими евангелистами (сейчас в Сергиево-Посадском музее) и храмовая икона из местного ряда – знаменитая Троица (в соборе копия, оригинал в ГТГ). К концу XV века традиция высоких 4-ярусных иконостасов закрепилась в московской иконописи. Древнерусский иконостас имеет много смысловых значений в литургическом, вероучительном и историческом планах, представляя образ Церкви и образ Таинства Царства. Русский иконостас – плод многовекового развития, получивший на Руси характер законченной, образно– богословской системы. Развитие иконостаса, завершилось на Руси под влиянием исихазма и распространения монашества, в эпоху наибольшего расцвета святости, иконопочитания, иконописания и литургического творчества .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/28/...

Новости 4 сентября, 2012 Суд приговорил православного активиста, избившего сторонника " Pussy Riot " , к трем месяцам исправительных работ По решению суда он обязан выплатить стороннику 'Pussy Riot' 15 тыс. рублей компенсации морального вреда и 2160 рублей материального ущерба на покупку коленного бандажа с силиконовым кольцом. 4 сентября, 2012 Игумен Филипп (Рябых): Призываю Совет Европы защитить свободу верующих от " троллинга " , прикрытого свободой слова В них принимает участие небольшая часть молодежи, однако подобные акции совершаются с максимальным оскорбительным и унижающим эффектом. Речь не идет о создании СМИ, организаций или учреждений, которые носят антирелигиозный характер или которые критикуют религиозные организации и религиозные учения. 4 сентября, 2012 Престольный праздник отметит храм при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих По традиции в богослужении примут участие воспитанники детского дома. Глухие будут помогать в алтаре и храме, слепые исполнять пономарское послушание по богослужебным книгам, написанным шрифтом Брайля. 4 сентября, 2012 В Республике Алтай повален и порублен топором православный крест Исчезновение креста на горе на Чуйском тракте было замечено во вторник утром. Неизвестные свалили крест и порубили его топором. Сейчас следствием отрабатываются разные версии, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. 4 сентября, 2012 В Византийском и Христианском музее в Афинах проходит выставка работ современных мастеров церковного искусства Директор музея Димитриус Константиос назвал эту выставку 'музееведческими инновациями в восприятии современными художниками византийской цивилизации'. 4 сентября, 2012 На кладбище в Ленобласти повреждены деревянные кресты В городе Приозерске Ленинградской области накануне неизвестный преступник повредил девять деревянных крестов на могилах городского кладбища. 4 сентября, 2012 Торжества по случаю празднования 300-летия Александро-Невской лавры начнутся 12 сентября В 2013 году пройдут основные мероприятия по случаю этого празднования: научные конференции, круглые столы, художественные и композиторские конкурсы, выставки, концерты, фестивали христианского кино и хоровых коллективов, презентации книжных новинок, образовательные проекты для молодежи.

http://pravmir.ru/category/news/page/487...

Уникальная церковь Спаса Нерукотворного, украшенная работами известных русских живописцев, откроется после реставрации 17 декабря в музее-заповеднике «Абрамцево» в Сергиево-Посадском районе Московской области. 12 декабря. ПРАВМИР. Уникальная церковь Спаса Нерукотворного, украшенная работами известных русских живописцев, откроется после реставрации 17 декабря в музее-заповеднике «Абрамцево» в Сергиево-Посадском районе Московской области. Это передает Седмица.Ru со ссылкой на Министерство культуры РФ. «Церковь Спаса Нерукотворного — уникальный пример творческого содружества таких крупнейших отечественных мастеров кисти и резца, как Илья Репин, Василий Поленов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Марк Антокольский, Николай Неврев и другие участники Абрамцевского (Мамонтовского) кружка», — говорится в сообщении. Строительство церкви объединило мастеров в совместном творчестве, результатом которого стало рождение национально-романтического направления русского модерна. В храме находится одно из наиболее оригинальных и новых для русского церковного искусства произведений — художественный иконостас, куда вошли иконы «Спас Нерукотворный» И. Репина, «Николай Чудотворец» Н. Неврева, «Сергий Радонежский» и «Богоматерь» В. Васнецова, «Благовещение» В. Поленова и др. Церковь Спаса Нерукотворного была построена в 1881-1882 годах по проекту В. Васнецова и при участии В. Поленова. В 1891 году к церкви пристроили часовню. Впервые в истории музея реставрация проведена на средства благотворителей. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 2 февраля, 2024 17 января, 2024 2 сентября, 2022 30 мая, 2022 14 апреля, 2022 7 апреля, 2022 4 апреля, 2022 21 августа, 2021 19 июля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-abramtsevo-posle-res...

Патриаршее богослужение в Сретенском монастыре в день памяти священномученика Илариона ФОТОРЕПОРТАЖ 28 декабря 2019 года, в день памяти священномученика Илариона (†1929), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Сретенский ставропигиальный монастырь в Москве. В храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, где покоятся мощи священномученика Илариона, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили митрополит Воскресенский Дионисий, митрополит Псковский и Порховский Тихон, архиепископ Каширский Феогност, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий, епископ Звенигородский Питирим, епископ Павло-Посадский Фома, епископ Солнечногорский Алексий, епископ Петергофский Силуан, а также клирики Москвы и выпускники Сретенской семинарии в священном сане. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Димитрия Ноздрина, учащегося Московской духовной академии. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил славление и прочитал молитву у раки с честными мощами священномученика Илариона. Приветствуя Святейшего Владыку, архиепископ Верейский Амвросий отметил, что сегодня Церковь вспоминает 90-летие преставления священномученика Илариона. В дар Его Святейшеству наместник Сретенской обители преподнес облачение, созданное по образцу облачения митрополита Платона (Левшина) середины XVIII века, находившегося в ризнице Чудова монастыря, а ныне пребывающего в музее ризницы Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь. Затем, обращаясь к митрополиту Псковскому Тихону со словами сердечной благодарности за труды, Предстоятель Русской Церкви отметил: «Радуюсь, что мы сегодня вместе с ним имеем возможность свершить здесь, в том месте, с которым была связана значительная часть жизни владыки Тихона, в Сретенском монастыре, совместную молитву. Благодарю Вас, владыка, за все то, что Вы сделали. Мы видим и этот величественный храм, и замечательную школу, и народ Божий, который объединялся вокруг Вас и который и сейчас посещает Сретенский монастырь. Это то доброе дело, которое зачтется Вам в вечной жизни и которое вызывает уважение и признательность нашу ныне. Пусть Господь помогает Вам на новом месте Вашего служения».

http://pravoslavie.ru/126774.html

Разделы портала «Азбука веры» подготовиться самому и помочь усопшим Оксана Головко Когда время становится Вечностью. Небольшое путешествие по некрополю Свято-Троицкой Сергиевой лавры " loading="" decoding="" srcset="" sizes=""/> Оксана Головко Когда время становится Вечностью. Небольшое путешествие по некрополю Свято-Троицкой Сергиевой лавры В Избранное В Свято-Троицкой Сергиевой лавре история нашей страны буквально становится видимой. Ты считываешь ее, глядя на архитектуру храмов монастыря, ты вспоминаешь ее события – Куликовская битва, Смутное время, бегство юного Петра I… И сейчас только речь о внешней, земной истории. Но ведь история лавры – это, прежде всего, история духовная, что особенно чувствуется у раки преподобного Сергия. Но внешнее и духовное – тесно связаны, святые шли по своему пути святости здесь, на этой земле, а рядом с ними жили обычные люди. Известные и не очень, именитые и нет, те, от которых осталось память в истории, или не осталась… И потому по-особенному история начинает звучать, когда ты узнаешь о том, кто был захоронен в стенах монастыря, вглядываясь в надписи на надгробиях… Но не от всех сохранились надписи и даже надгробья. Мы идем по монастырю с Владимиром Александровичем Ткаченко, кандидатом исторических наук, который с середины 70х гг. работал в Сергиево-Посадском музее-заповеднике. – Примерно на месте этого кустика, – Владимир Александрович показывает на южную стену Успенского собора, – или немного за ним была похоронена Мария, внучка Федора Ивановича Тютчева, которая прожила всего два дня. Это мы знаем из документов, поскольку в советское время могила была утеряна. Принято считать, что надгробия убирались и захоронения терялись только во времена советской власти. Но этот процесс происходил и раньше. Так, согласно указу Петра I, надгробия убирались от храмов, чтобы не мешали торжественно, с войсковым шествием, хоронить именитых людей. Указ гласил: «Надгробные камни при церквах и в монастырях опускать вровень с землею; надписи на камнях делать сверху; которые же камни неудобно так разместить, употреблять их в строение церковное».

http://azbyka.ru/death/kogda-vremja-stan...

3). Весьма существенными для нашей темы являются события 1670-х годов, когда реплики и копии «Киево-Печерского Успения» появляются в иконописи и получают распространение в искусстве Москвы. Наиболее раннее среди известных иконных повторений – «Успение» в Сергиев-Посадском музее, написанное в 1671 г. Симоном Ушаковым и в том же году вложенное в Троице-Сергиев монастырь Богданом Матвеевичем Хитрово, знаменитым московским боярином из окружения царя Алексея Михайловича, оружейничим, главой Приказа Большого дворца 1181 (ил. 4). В нижней части иконы, на поземе, сохранилась надпись: «Писал Симон Ушаков». Сведения о вкладе записаны на серебряной пластине, которая была прикреплена на обороте иконы, а сейчас хранится отдельно: «В лета 6180 сентября в 21 день поставил сей чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго ея Оуспения, во обители Пресвятыя и Живоначальныя Троицы в Сергиеве монастыре Богдан, зовомый Иов, Хитрово, до вечнаго поминовения оусопших роду моево». Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря, 1673 г., имеется запись об этой иконе, в перечне вкладов Богдана Матвеевича Хитрово: «Во 180-м образ пресвятые Богородицы честнаго и славнаго ея Успения написан с того образа, что во граде Киеве в Печерском монастыре во церкве образ сам изобразися в олтаре. А сей написанный образ устроен золотом и серебром, киот древян резной с коруною золочен сусальным золотом и серебром. Всему окладу, золоту и жемчюгу, и киоту цена 200 рублев» 1182 . Текст свидетельствует, прежде всего, о том, что легенда о святости и чудесном происхождении «Успения» продолжала развиваться. Если в 1660 г. «Успение» было отождествлено с принесенной из Влахерн «наместной» иконой от самой Богородицы, то в 1671 г. то же «Успение» отождествляется с «самоизобразившейся» мозаикой апсиды 1183 . Запись Вкладной книги указывает также на чрезвычайную роскошь и дороговизну оклада и киота этой маленькой иконы, на исключительное значение, которое придавалось этому произведению. Боярин Богдан Хитрово был своего рода меценатом, собирателем 1184 , он знал толк в красоте древних памятников (судя по вкладу Евангелия его имени, то есть знаменитого Евангелия Хитрово с миниатюрами времени Андрея Рублева в тот же Троице-Сергиев монастырь в 1685 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Что еще мешает современному храмовому искусству? – Спешка. Когда цель – сделать все и подешевле, и побыстрее. Я не считаю, что не может быть некоего упрощения: машинной вышивки, помощи непрофессионалов в работе профессионалов, чтобы они помогали колоть смальту или даже фоны выкладывать под присмотром. Но все ключевые произведения должны быть на уровне. Если в данный момент у храма нет средств, то лучше не торопиться и подождать с росписью, и если нет написанных икон, можно купить на время качественные репродукции. Вот, недавно в Париже освящали храм и там в иконостасе из-за нехватки времени поместили увеличенные фото эскизов мозаик. – Может ли иконописец заниматься светской живописью? – Если иконописец занимается традиционным иконописанием, то серьезное занятие светским искусством, думаю, для него не полезно. Это не значит, что нельзя написать когда-то пейзаж или портрет, чтобы отвлечься, отдохнуть. Я не считаю, что можно заниматься иконой, церковной росписью или мозаикой и в равной степени столь же серьезно светской живописью. Не знаю, как на светское искусство, а на церковное будет влиять отрицательно. P.S. С 25 октября по 24 ноября в Сергиево-Посадском музее-заповеднике проходит выставка-конкурс «Осенний салон – 2017», на котором представлены работы выпускников Иконописной школы и других художников Сергиево-Посадского района, работающих в области храмового искусства. Экспозиция выставки-конкурса «Осенний салон – 2017. Фото: mpda.ru   Экспозиция выставки-конкурса «Осенний салон – 2017. Фото: mpda.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 21 февраля, 2024 11 февраля, 2024 21 февраля, 2010 5 апреля, 2016 23 сентября, 2016 23 марта, 2024

http://pravmir.ru/arhimandrit-luka-golov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010