«Согласно большинству троицких документов, игумен Парфений покинул земной мир 17 мая 1878 года, быв пред кончиною особорован елеем и напутствован причащением Святых Таин. Во второй половине XIX века существовал определенный порядок действий, связанных с погребением монашествующих Троицкой обители. Прежде всего, Учрежденным собором лавры посылалось уведомление в городское полицейское управление Сергиевского посада о кончине того или иного инока, сопровождаемое просьбой дать разрешение на его погребение. Подобного рода уведомление было отправлено 18 мая и относительно скончавшегося игумена Парфения. В нем говорилось, что “бывший на покое Игумен Парфений 72 лет после продолжительной болезни от старческих недугов 17-го сего мая волею Божиею скончался”» 182 . В тот же день из полицейского управления поступило разрешение на предание тела игумена Парфения земле у Смоленской церкви Лавры. После отшествия старца Парфения остались древние иконы числом шесть, три креста, медная кадильница, четыре настоятельские трости и двенадцать наименований книг различным числом. Именно все это «богатство» окружало старца в последние годы жизни. Впрочем, схиигумен Парфений и ранее никогда не прилеплялся ни к чему земному и не дорожил никакими богатствами и драгоценностями. 19 мая 1878 года Учрежденный собор Лавры отправил митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию донесение. В нем говорилось: «…бывший настоятель Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игумен Парфений, проживавший в Лавре на покое, после продолжительной болезни от старческих недугов, по преклонности лет 17 числа сего мая волею Божиею скончался на 73 году жизни, быв пред кончиною особорован елеем и напутствован причащением Святых Таин. Тело его, отпетое по чину монашескому, похоронено сего 19-го числа в Лавре на Смоленском кладбище…» 183 . В списке погребенных на территории Лавры читаем запись: «Игумен Гуслицкого монастыря иеросхимонах Парфений, живший на покое, скончался 1878 мая 17, на 74 году от рождения» 184 . Это единственная запись из известных нам на сегодня, где старец упоминается как схимник на территории Российской империи. Второе упоминание погребения игумена Парфения встречается в документе, который хранится в Сергиево-Посадском музее-заповеднике 185 . Там, в описании памятников и надгробий, находящихся на Смоленском кладбище, есть запись: «Под сим камнем погребено тело бывшего Игумена Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря Парфения, который жил на покое в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, пострижен в монашество на Святой Афонской Горе в 1841 году. Скончался в 1878 году мая 17 дня» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Выставка уникальных литографий «Преподобный Сергий Радонежский» открылась в Москве Москва, 13 апреля 2014 г.      10 апреля в Московском объединенном музее-заповеднике в Коломенском открылась выставка " Преподобный Сергий Радонежский " . Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник предоставил для экспонирования уникальные литографии. Они принадлежат к серии графических картинок " Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца " , издававшихся литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры с 1849-1850 года и до конца ее деятельности в 1910 году, сообщает ИА REGNUM . Эта серия складывалась постепенно. К середине 1850-х годов издавалось только четыре листа - " Моление Преподобного Сергия " , " Преподобный Сергий священнодействует " , " Видение птиц Преподобному Сергию " и " Преподобный Сергий кормит медведя " , выполненные лаврским литографом Михаилом Гадаловым. Кроме этого мастера над литографиями в дальнейшем работали иконописец Иван Болдырев, рисовальщик Петр Михайлов, литограф Иван Старченков. Представленные литографированные картины относятся к периоду 1859-1868 г. Эта серия включала 24 листа и издавалась до конца 1880-х годов, так как листы были необычайно востребованы паломниками. По мере спечатывания литографских камней, рисунок на них поправлялся, иногда заменялся новым. Для серии были отобраны наиболее значительные события из жития Преподобного Сергия. Каждая картина сопровождалась текстом, раскрывающим смысл изображенного сюжета. Тем самым зрительный образ дополнялся словесным толкованием, донося образное содержание до неискушенного паломника. Воображение рисовальщиков и литографов следовало за текстом Жития Преподобного Сергия, наполняя картины реальными деталями земного пребывания, а порой наглядно усиливая текстовые описания. Литографии были созданы как исторические и бытовые картины на темы Жития Радонежского Чудотворца. Реальность происходящего свойственна и житийным событиям, и сценам чудесных проявлений. Строгий иконный образ был, таким образом, сведен с умозрительной высоты и помещен в среду, понятную и знакомую русскому человеку XIX века. Эту среду составляли узнаваемые пейзажи, архитектурные виды Лавры, интерьеры келий и домов, одежда и привычные действия молитвы, богослужения, различного труд, а также чудесные действия. 13 апреля 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/69920.html

В Москве открывается выставка, посвященная 625-летнему юбилею Куликовской битвы Москва, 6 сентября 2005 г. Спас на Убрусе с предстоящими. Москва, 1389 г. Шелк, разноцветные шелковые нитки, золотные и серебряненые пряденые нити; шитье, ткачество 20 сентября 2005 года в 16:00 в Государственном Историческом музее открывается выставка " Князь и игумен. Куликовская битва, Дмитрий Донской и Преподобный Сергий Радонежский " . Выставка работает с 20 сентября по 14 ноября, сообщается на сайте «Музеи России» . Выставка посвящена 625-летнему юбилею Куликовской битвы – одной из самых крупных битв средневековья. Это важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Сражение на Куликовом поле стало поворотным пунктом в борьбе русского народа против татаро-монгольского ига, оно оказало решающее влияние на создание единого российского государства, на утверждение русского национального самосознания. Крест-мощевик. Куликово поле, XIV в. Медь; литье, оправа XIX в. - серебро, гравировка. На оправе надпись на фр. языке: ’’Крест, найденный в Куликове, где князь Московский Дмитрий разбил татар в 1380 г.’’ События 1380 г. неразрывно связаны с деятельностью выдающихся исторических личностей XIV в. – великого князя московского Дмитрия Ивановича (1359-1389) и Преподобного Сергия Радонежского (1314 или 1319-1392). Значение свершенного Дмитрием Донским и его воинами на поле Куликовом, трудно переоценить. Ценой величайших жертв был нанесен сокрушительный удар могуществу Золотой орды. Русь еще переживет нашествия татарских орд, тем не менее, именно 8 сентября 1380 г. была одержана первая блестящая военная победа в длительном противостоянии. В исторической памяти потомков Дмитрий Донской остался, прежде всего, как национальный герой, победитель на Куликовом поле, а Сергий Радонежский был назван впоследствии собирателем духовной мощи Руси, " светильником Веры " , озарившем путь к ее государственному и политическому возрождению. Битва на реке Воже. 1378 г. Миниатюра лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. Экспозиция продолжает цикл историко-патриотических выставок ГИМ к юбилейным датам. Ее основу составляют документы, иконы, предметы лицевого шитья и мелкой пластики, рукописные книги, рассказывающие об этом историческом событии и его отражение в памятниках прикладного искусства и литературы из коллекции ГИМ. Эти материалы дополняют экспонаты, предоставленные Сергиево-Посадским музеем-заповедником, Государственными Музеями Московского Кремля и Российским Государственным архивом древних актов.

http://pravoslavie.ru/14444.html

Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, среди которых подлинные раритеты эпохи – реликвии семьи императора Николая II, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года: архивные документы, фотографии, оружие, средства связи, военное обмундирование. Особую ценность имеют мемориальные вещи последних царей династии Романовых – шашка Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны. История иконы Богоматери Державной раскрывается с момента ее обретения и прослеживается на протяжении всего ХХ столетия. В 1929 году почитаемая в народе икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в начале 1990-х годов, в связи с возрождением церковной жизни в стране, возвращена в Коломенское в церковь Казанской иконы Божией Матери, где пребывает до настоящего времени. Икона Богоматери Державной послужила символом важнейшего события новейшей истории России в начале XXI века, когда произошло объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. В 2007-2008 годах икона Божией матери Державная посетила центры русской эмиграции в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира. Тема заступничества Пресвятой Богородицы за всю русскую землю раскрывается в зале «Покров Пресвятой Богородицы», где показаны памятники иконописи XIII – XX веков из запасников музея «Коломенское» и Сергиево-Посадского художественного музея-заповедника. Многие произведения будут показаны впервые. Наряду с подлинными экспонатами для посетителей подготовлена электронная экспозиция на основе уникальных кадров кинохроники, документов, фотографий, видеозаписей рассказов священнослужителей о чудотворном образе. Для демонстрации процесса реставрации икон и церковных тканей в течение двух лет проводилась специальная видеосъемка в реставрационных мастерских музея. Партнерами МГОМЗ в выставочном проекте выступили 16 организаций – музеи и архивы Москвы, Петербурга, Московской области. Подготовка велась в сотрудничестве с Русской Православной Церковью.

http://pravoslavie.ru/100956.html

Неудивительно, что композиционным центром части выставки, рассказывающей о торжественной коронационной Литургии, миропомазании и причащении венценосных особ, стали посвященные митрополиту Платону и святителю Филарету стенды. К сожалению, мемориальные предметы, связанные с коронацией митрополитом Платоном Александра I 15 сентября 1801 года, не сохранились. Поэтому в экспозиции организаторы выставки разместили подлинные саккос и омофор митрополита, а также митру настоятеля Троице-Сергиевой Лавры архиепископа Переславль-Залесского Арсения (Могилянского,  впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, + 1770), пожалованную владыке в 1744 году императрицей Елизаветой Петровной. Митру «наследовали» троицкие архимандриты-преемники; служил в ней и митрополит Платон, о чем свидетельствует хранящийся в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике его парадный портрет. Зато коронационное облачение святителя Филарета дошло до нас полностью. Парчовый саккос с имитацией древнего крестчатого узора, а также инкрустированный рубином, изумрудами и жемчугом золотой посох с бархатными омофором и палицей после состоявшейся 26 августа 1856 года коронации Александра II поступили по специальному императорскому Указу «для хранения на память потомству» в Синодальную ризницу как «царское облачение митрополита Филарета». «Это уникальный случай, - комментирует Наталья Смирнова. – Обычно очевидцы до мельчайших деталей, вплоть до шпор на ногах у герольдов, описывают одеяния придворных, детали же облачений священнослужителей остаются вне поля их зрения. Тут мы имеем дело со счастливым исключением. Кстати, для митрополита Филарета тогда же изготовили копии всех коронационных облачений». А самые поздние из выставленных уникальных комплектов богослужебных облачений датируются 1883 и 1896 годами – моментами последних коронаций дореволюционной России. В 1883 году по инициативе принимающего престол Александра III московской фирме Сапожниковых заказали облачения из золотой парчи, имитирующие итальянский петельчатый аксамит – одну из самых дорогих средневековых тканей. На размещенной здесь же, в экспозиции, картине Беккера «Коронация императора Александра II и императрицы Марии Федоровны 25 мая 1883 года» отлично видны фигуры одетых в подобные стихари протодиаконов. Тринадцать лет спустя фабрика Сапожниковых повторила удачный опыт – в частности, изготовила для митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского, + 1898) саккос по образцу саккоса Патриарха Адриана (+ 1700) из собрания Оружейной Палаты.

http://e-vestnik.ru/reports/venchaniya_i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Москве открылась выставка литографий " Преподобный Сергий Радонежский " 14.04.2014 10 апреля в Московском объединенном музее-заповеднике в Коломенском открылась выставка " Преподобный Сергий Радонежский " . Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник предоставил для экспонирования уникальные литографии. Они принадлежат к серии графических картинок " Житие и чудеса Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца " , издававшихся литографской мастерской Троице-Сергиевой Лавры с 1849-1850 года и до конца ее деятельности в 1910 году. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Министерства культуры Московской области. Эта серия складывалась постепенно. К середине 1850-х годов издавалось только четыре листа - " Моление Преподобного Сергия " , " Преподобный Сергий священнодействует " , " Видение птиц Преподобному Сергию " и " Преподобный Сергий кормит медведя " , выполненные лаврским литографом Михаилом Гадаловым. Кроме этого мастера над литографиями в дальнейшем работали иконописец Иван Болдырев, рисовальщик Петр Михайлов, литограф Иван Старченков. Представленные литографированные картины относятся к периоду 1859-1868 г. Эта серия включала 24 листа и издавалась до конца 1880-х годов, так как листы были необычайно востребованы паломниками. По мере спечатывания литографских камней, рисунок на них поправлялся, иногда заменялся новым. Для серии были отобраны наиболее значительные события из жития Преподобного Сергия. Каждая картина сопровождалась текстом, раскрывающим смысл изображенного сюжета. Тем самым зрительный образ дополнялся словесным толкованием, донося образное содержание до неискушенного паломника. Воображение рисовальщиков и литографов следовало за текстом Жития Преподобного Сергия, наполняя картины реальными деталями земного пребывания, а порой наглядно усиливая текстовые описания.

http://drevo-info.ru/news/16980.html

С XVII в. традиция молитвенного упования на поддержку со стороны Святого в военных кампаниях русских царей получает дальнейшее свое развитие. Важную роль при этом играл уже упоминавшийся образ «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию». Речь в данном случае идет о небольшой иконе (32 × 29 см), которая была написана в 1588 году келарем Троицкого монастыря Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки Святого, разобранной по случаю переложения его мощей в серебряную раку 14 августа 1585 г. До революции эта икона висела над южными вратами иконостаса Троицкого собора Лавры, в настоящее время она хранится в Сергиево-Посадском музее заповеднике . Она замечательна тем, что на ее «среброозолоченном и чеканном» киоте и окладе в разное время были оставлены надписи, касающиеся истории ее создания и, главное, последующей истории ее использования как палладиума русского воинства во все годы царствования Романовых. Эти надписи свидетельствуют, что во время русско-польской войны (1654-1667 гг.) царь Алексей Михайлович держал эту икону при себе, когда лично участвовал в военных походах. Икона также неизменно находилась в русском войске во время войны Петра I со шведским королем Карлом XII (1700-1721 гг.). Спустя столетие, в 1812 г., в канун Бородинского сражения, митрополит Московский Платон (Левшин) прислал эту икону императору Александру I как благословение московскому ополчению (стоит отметить здесь, что в своем благодарственном письме митрополиту император называет преподобного Сергия «святым поборником Российских военных сил» ). Аналогично в 1855 г., в разгар Крымской войны (1853-1856 гг.), другой знаменитый московский митрополит, святитель Филарет (Дроздов) благословил «на брань» императора Александра II, но тогда икона находилась при императорском стрелковом полку. То же самое было и в 1877-1878 гг., во время войны с Турцией. Наконец икона сопровождала русские войска в ходе Японской войны 1904-1905 г. и затем пребывала в ставке верховного главнокомандующего императора Николая II во время первой мировой войны.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Все эти сменявшие друг друга мотивы невероятно интересно исследовать вместе с событиями отечественной истории, и этому я уделяю значительное место в книге. Но здесь гораздо важнее подчеркнуть, что парадоксальным образом богоборческий ХХ век массово являет именно воинскую иконографию святого Александра Невского. Более того, негласно в Советском ­Союзе она стала государственной! В 1938 году на экраны выходит кинофильм «Александр Нев­ский» с доминирующим образом главного героя как великого воина, патриота и защитника Отечества. В войну учреждается орден Александра Невского, вручаемый офицерам за личное мужество и командирские заслуги. В 1942 году Павел Корин пишет своего «Александра Невского» — богатыря-великана с двуручным мечом, вбитым в землю подобно верстовому столбу, за который ни один враг сунуться не смеет. И вот этот образ защитника, триумфально прошедший по стране во время тяжелейших испытаний, так утвердился в общественном сознании, что незадолго до очередных тектонических перемен — в 1980-х годах, то есть спустя два поколения, — снова оказался в фокусе общественного внимания! В аванзале Большого Кремлевского дворца появляется картина Сергея Присекина «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет», на станции ленинградского метрополитена «Площадь Александра Невского» — великолепное мозаичное панно Александра Быстрова. И вновь там мы видим лидера, ведущего свою дружину навстречу испытаниям и угрозам. — Выше вы сказали, что к концу XIX столетия степень фантазийности в иконографических образах Александра Невского снизилась, уступив место исторической достоверности. Но в первую очередь речь идет об одеяниях и атрибутике, ведь прижизненных портретов Александра Невского нет? — Действительно, это так. И тем не менее, изучая иконописные памятники, можно предположить, как выглядел великий князь Александр, пускай и в общих чертах! Когда его мощи в 1380 году открыли, во владимирском Богородице-Рождественском монастыре их освидетельствовал митрополит Кирилл. После прославления для местного почитания была написана икона, которая, как я упоминал, не сохранилась. Но на надгробие по обычаю поместили шитые покровы. В дальнейшем они, как водится, заменялись, и при поновлении новые изделия копировали предыдущие образцы. В музейных фондах сохранились несколько таких облачений с «погребальными» трактовками лицевых образов, датируемых XVIII веком, — например, в Сергиево-Посадском и во Владимиро-Суздальском государственных музеях-заповедниках, в Государственном Русском музее. Почивший князь там предстает мощным широкоскулым мужчиной — этаким уснувшим русским богатырем, причем эти визуальные черты дублируются, повторяясь на всех подобных памятниках. Лично мне именно этот образ по своим изобразительным характеристикам кажется самым близким к тому, как великий князь Александр Невский выглядел при жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/5831134.ht...

Небольшой изящный храм в формах елизаветинского барокко сложен из кирпича, детали декора белокаменные или беленые. Поставленный на полуподвале одноглавый ротондальный объем с двумя ярусами окон пластически богато разработан с помощью чередования глубоких ниш во всю высоту здания и пилястровых портиков, поддерживающих лучковые фронтоны. Окружающие его по странам света сложные лестницы крылец на два всхода, с массивной балюстрадой, образуют своеобразный стилобат постройки. Храм завершен яйцевидным куполом с люкарнами и световым фонарем с фигурной главкой. Светлый и просторный интерьер обработан пилястрами и нишами, объединяющими окна в вертикальные звенья. Некогда голубые стены украшают сюжетные масляные росписи. Резной барочный иконостас работы Д.В.Ухтомского с обильной скульптурой перенесен в 1956 г. из разобранной церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице в Москве. Источники: Каталог " Памятники архитектуры Московской области " , т.2. М., Стройиздат, 1999 г., официальный сайт Троице-Сергиевой лавры " Дом Живоначальной Троицы " Кирилл Аминов, 08 апреля 2015 г. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746-1753) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади. На том месте, где стоит теперь церковь, в начале XVIII в. располагалось каменное здание братской поварни. На наружной стене поварни находилась чудотворная каменная резная икона Божией Матери «Одигитрии» Смоленской. Отсюда и происходит название церкви. В настоящее время эта икона находится в Сергиево-Посадском историко-художественном музее, а на наружной восточной стене церкви установлена почитаемая копия. В 1730 г. чудотворная каменная икона Одигитрия Смоленская представилась в сонном видении одному монастырскому псаломщику, имевшему пригнутые к спине и иссохшие руки, и который после сего видения получил исцеление. «О храмовом сей церкви образе Божией Матери в рукописном описании Лавры, составленном в 1781 г., приводится показание старожилов, взятое в 1746 г., что в 1730 г. образ сей, стоявший в то время на стене палаты, представился в сонном видении псаломщику, имевшему пригнутыя к спине и изсохшия руки; что после сего видения псаломщик получил исцеление и, по важности события, был представлен Императрице Анне Иоанновне в Измайловском Дворце и освидетельствован врачами»/А.В. Горский.

http://sobory.ru/article/?object=06568

Вопрос номера: Живу не свою жизнь. Как мне найти себя? Письмо читателя /Наталья ; Отвечает психолог Александр Ткаченко . Рисунки Марии Сосниной // Фома. - — апрель 2020. - С.14-20. - (рубрика « Вопрос номера »). Реклама : С.21. ВЕРА(раздел). – С.22-57. Школа «Фомы». Суть вещей : Как устроены царские врата и алтарь. [Инфографика]. На примере храма святого великомученика и целителя  Пантелеимона в Нижнем Новгороде.  Фото царских врат и алтаря — Борис Поваров. Информация представлена в четырех частях. Часть I. «Царские врата» (С.22-23) . Где находятся : Царские врата расположены в центре местного - самого нижнего - ряда иконостаса; Название и символизм : Символизируют собой врата рая, то есть вход в Царство Небесное; Богослужебная практика : Входить в алтарь через царские врата могут только священнослужители и только в облачении; История : Изначально царскими вратами назывался главный вход в базилику, через который в здание входил император или его представитель. Позднее наименование царских врат перенеслось  на центральные двери алтаря; Самые известные : Среди наиболее известных царских врат — работа кисти преподобного Андрея Рублева для иконостаса Свято-Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425 г.). В настоящее время находятся в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Часть II. «Как устроен алтарь» (С.24-25). Жертвенник : Стол слева от престола, на котором  приготовляются хлеб и вино для Евхаристии; Горнее место и запрестольный образ : Возвышенность за престолом  у восточной стены алтаря, на которой стоит трон для архиерея и стулья для священников — все вместе они символизируют Христа и апостолов. На горнем месте обычно есть изображение Христа или Троицы;  Запрестольные  крест и икона : Сразу за престолом стоят крест с распятием Христа и икона Богородицы. Обычно у них есть длинные древки, за которые их держат во время крестного хода. Поэтому их еще называют «выносные»; « Семисвечник »:  Богослужебный светильник из семи лампад. Символизирует семь таинств Церкви; Престол : Самое главное и священное место алтаря. По форме четырёхугольный стол. На нем совершается таинство Евхаристии.

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-204-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010