Так это было в северо-западной Африке. Во всяком случае в Завете Новом еще несравненно более, чем в Ветхом, не Откровение скрывалось от людей, а люди уходили от Откровения. Вот почему безответность людей христианской эпохи перед Богом выступает особенно поразительно и является подлежащей строжайшему осуждению. Если о ветхо-заветных язычниках ап. Павел сказал, что они безответны; о тех, кому возвещалось новозаветное Откровение, и кто не принял Его, Христос сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его: ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Матф. 12: 41 42; Лука 11: 31 32; точно также Матф. 11: 21  24 ; Лука 10: 13 15; также Матф. 10: 14  15 ; Марк 6: 11 ; Лука 9: 5; Деян. 13: 51 ). При размышлении об этих Божественных прещениях должно помнить всегда, что люди и погибают и спасаются обыкновенно не индивидуально, а коллективно, они образуют собою или совет нечестивых или собрание праведных, представляют собой (нравственные) общины, двигающиеся в своем целом более или менее в одном направлении. У этих общин всегда непременно должны быть духовные вожди. О тех из них, которые ведут вверившихся им ко благу, сказано; «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие“ ( Евр. 13: 7 ). Но к великому несчастью человечества на пространстве веков у людей было много иных вождей, к которым обращено такое слово Господа: »горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете... Горе вам, вожди слепые,... змеи порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?« (Матф. 23: 13, 16, 33 и вся глава, также Лука 11: 39 и след., особенно 52). Уже в Ветхом Завете, мы видим, увещания и угрозы пророков обращаются преимущественно к царям, князьям, священникам, пророкам ложным, потому что, если у вождей народа ясное зрение, то они выведут его на добрый путь; но если они слепы, то они повлекут его за собой в яму.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Так это было в северо-западной Африке. Во всяком случае в Завете Новом еще несравненно более, чем в Ветхом, не Откровение скрывалось от людей, а люди уходили от Откровения. Вот почему безответность людей христианской эпохи пред Богом выступает особенно поразительно и является надлежащей строжайшему осуждению. Если о ветхо-заветных язычниках ап. Павел сказал, что они безответны; о тех, кому возвещалось новозаветное Откровение и кто не принял Его, Христос сказал: «Ниневитяне возстанут на суд с родом сим, и осудят его: ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная возстанет на суд с родом сим и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12. 41–42; Лк. 11, 31–32 : точно также Мф. 11, 21–24 ; Лк. 10, 13–15 ; также Мф. 10, 14–15; Мрк. 6, 11 ; Лук. 9, 5 ; Деян. 13, 51 ). При размышлении об этих Божественных прещениях должно помнить всегда, что люди и погибают и спасаются обыкновенно не индивидуально, а коллективно, они образуют собою или совет нечестивых или собрание праведных, представляют собою (нравственные) общины, двигающияся в своем целом более или менее в одном направлении. У этих общин всегда непременно должны быть духовные вожди. О тех из них, которые ведут вверившихся им ко благу, сказано: «поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие» ( Евр. 13, 7 ). Но к великому несчастью человечества на пространстве веков у людей было много иных вождей, к которым обращено такое слово Господа: «горе вам, книжницы и фарисеи, лицемеры, что затворяете царство небесное человекам, ибо сами не входите, и хотящих войти не допускаете…Горе вам, вожди слепые,… змеи, порождения ехидны! как убежите вы от осуждения в геену?» (Мф. 23, 13, 16, 33 и вся глава, также Лк. 11, 39 и след., особенно 52). Уже в Ветхом Завете, мы видим, увещания и угрозы пророков обращаются преимущественно к царям, князьям, священникам, пророкам ложным, потому что, если у вождей народа ясное зрение, то они выведут его на добрый путь; но если они слепы, то они повлекут его за собою в яму.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор Мы осматриваем гору. Поют птицы. В ярком свете южного солнца хорошо видна плодородная Изреельская долина. Греки называли ее «большим полем Ездрелона». Для римлян она Campus Legiones (лагерь легионеров). Во время Иудейской войны 66–70 годов здесь проходили сражения с римлянами. Оборону в Галилее возглавлял Иосиф бен Маттафия, будущий известный историк Иосиф Флавий. Разгромленные легионерами повстанцы отступили к горе Фавор и укрылись в крепости, но когда кончилась вода, они вынуждены были покинуть ее. Они были казнены, хотя римляне обещали пощадить их. После поражения, понесенного евреями в Галилее, командующий войсками сопротивления Иосиф бен Маттафия сдался и перешел на сторону римлян. Позже Тит Веспасиан дал ему свое родовое имя – Флавий. У этой равнины есть еще одно наименование – долина Мегиддо. Одноименный город находится в юго-западной части Изреельской долины. По Откровению святого Иоанна Богослова здесь, в Армагеддоне, произойдет последняя битва сил добра и зла: «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр. 16: 13–17). Фрески православного Преображенского монастыря на горе Фавор Через несколько дней после сошествия с горы Фавор Спаситель с учениками окончательно покинул Галилею, чтобы отправиться в Иерусалим на Свою последнюю Пасху – Пасху страданий. О Иерусалиме говорили и пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Иисусом на Фаворе (см.: Лк. 9: 31). Сначала Господь хотел пройти в Иерусалим северным путем через Самарию. Эта была самая прямая и короткая дорога, занимавшая примерно три дня пути. Но не общавшиеся с иудеями самаряне не приняли Его в том селе, куда Господь послал пред Собою вестников. Видимо, это произошло по причине общего враждебного отношения ко всем, кто в это время совершал паломничество в святой град, ибо приближалась еврейская Пасха, и многие из северных уделов шли через Самарию на праздник. Дополняя этот рассказ апостола Луки повествованием других евангелистов, можем сделать предположение, что Спаситель избрал другой путь – на северо-восток. Он был значительно протяженнее. Иисус, окруженный учениками, переправившись через Иордан, вошел в Перею – обширную заиорданскую область, простиравшуюся от Пеллы на севере до крепости Махерон, в которой томился величайший пророк – Иоанн Креститель.

http://pravoslavie.ru/30087.html

Это не указывало ли прямо на Божественность учения Христова? . Мк.1:17 . И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. Идите за Мною (приидите вслед Мене), т. е, будьте Моими последователями, учениками. Следовать за ним, значит быть учеником того, принять учение его ( 4Цар.6:19 ). Я сделаю вас (сотворю вас быти) ловцами человеков, т. е. проповедниками Моего спасительного учения. Как неводом вы уловляете рыбу и привлекаете к себе, так учением вы будете уловлять людей и привлекать ко Мне, – в Мою церковь и царство небесное (слич. Лк.5:10 ). Мк.1:18 . И они тотчас, оставивши свои сети, последовали за Ним. Оставльше мрежи (сети), т. е. Симон и Андрей оставили то, что может быть было у них единственным средством к жизни с семействами. Так велика была сила слова Господа Иисуса Христа и так изумительна вера и самоотвержение избранных Им! Долг и всякого христианина – оставлять все, что препятствует добродетели и богоугождению. Читая о таком самоотвержении и послушании первых учеников Христовых, невольно обращаешься к себе и чувствуешь, как слабо наше самоотвержение и послушание Евангелию Христову, тогда как и мы зовемся Его учениками... Последовали за Ним (по Нем идоста). С этого времени Апостолы сделались уже неразлучными спутниками Господа: нужно было им, как проповедникам о Нем, быть свидетелями Его жизни, учения и чудес до самого Его восшествия на небо. Мк.1:19 . И прошед оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна брата его, также в лодке починивающих сети; Мк.1:20 . и тотчас призвал их. И они, оставивши отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. Оставили (оставльше) отца своего Зеведея. Так велико было самоотвержение и послушание Христу и сих учеников Его: Иакова и Иоанна, что даже кровные обязанности не могли противостоять им – ради высших целей: повинуясь голосу Христову, они оставили своего отца родного! Мк.1:21 . И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. В Капернаум. Капернаум, это – многолюдный город, находившийся на северо-западном берегу Галилейского озера (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

языческим богам, ибо одному только Иегове – истинному богу – подобает божеское поклонение, и никому другому. Мф.4:11 . Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. «Диавол оставил» Его, по Его повелению ( Мф.4:10 ). – «Ангелы приступили»: «доколе продолжалась брань, Христос не допускал являться Ангелам, дабы сим не отогнать того, которого надлежало уловить. Но когда изобличил его во всем и заставил бежать, тогда явились и Ангелы» (Злат.). Мф.4:12 . Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею «Услышав, что Иоан отдан под стражу»: см. Мф.14:1–13 и прим. Это было уже спустя довольно долгое время после искушения. Евангелист опускает здесь повествования о событиях, описанных Иоанном во 2-й, 3-й и 4-й гл. (до ст. 45). Впрочем о некоторых из сих событий он упоминает, как увидим, после. – «Удалился в Галилею» из Иудеи, куда Он приходил на праздник Пасхи (ср. Ин.2:13–4:45 ). О Галилее см. прим. к Мф.2:22 . Мф.4:13 . и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, «И, оставив Назарет»: потому что жители его дурно приняли Иисуса, изгнав Его из своего города (см. Лк.4:14–31 ); или же, оставив – в смысле миновав, прошедши мимо, если предполагать (как есть основания к тому), что назаретская беседа, которую передает ев. Лука в упомянутом месте, была уже спустя несколько времени после поселения Господа в Капернауме.– «Поселился в Капернауме»: это был небольшой городок на северо-западном берегу Геннисаретского озера или Тивериадского моря; о нем не упоминается в Ветхом Завете, но часто в Евангелиях. Здесь и в окрестностях Иисус провел значительную часть времени Своего общественного служения; вот почему Капернаум и называется иногда Его городом ( Мф.9:1 ).– «В пределах Завулоновых и Неффалимовых»: еврейский народ, пред вступлением в Палестину, разделен был на 12 колен или родов, по числу детей патриарха Иакова, каковое разделение сохранялось более или менее точно до самого рассеяния иудеев, по разорении Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Асмирейские горы – 23. VI, 16, 2; 3; 5 (σμιραα ρη) – горы в стране серов между областью Асмирея на севере и областью исседонов на юге; идентифицируются как восточная оконечность Тянь-Шаня (т. е. на севере нын. района Синьцзян на северо-западе Китая) с узкой и низкой цепью гор к югу. См. еще Аннибы (горы). Асмирея, 1, – 23. VI, 16, 6 (σμιραα) – город в стране Серов; идентифицируется как нын. город Хами (=Камул=Кумул; 42°48» 93°27») на северо-востоке района Синьцзян (на самом северо-западе Китая), который был одним из важнейших стратегических и торговых узловых пунктов на серском торговом пути. Другая идентификация Асмиреи как нын. города Цемо (=Черчен; 38°05» 85°33» на юго-востоке района Синьцзян) отвергается. Асмирея, 2, – 23. VI, 16, 5 (σμιραα χρα) – область вокруг города Асмирея, 1 (см.), выше Асмирейских гор (ниже которых обитали исседоны). Аспаганы – VI, 79 (Aspagani) – народ, по всей видимости, в северо-западной Индии, между рекой Коф (нын. Кабул) и Индом (т. е. на северо-западе нын. Пакистана и северо-востоке Афганистана). Это название встречается только здесь. У Солина (52, 24), который использовал Плиния или общий источник, приводится такая же характеристика этой области с ее растениями и плодородием, но народ этот назван «астаканами» (Astacani), см. астакены. Некоторые возражают против отождествления аспаганов с астакенами, связывают их этимологически с ассакенами. Предположения по этому поводу ненадежны. Эта область в указанном месте и сейчас отличается пышной растительностью; в индийских сочинениях она называется «Садом» Уджаны (Udyâna, пракр. Uiyna). Китайский путешественник, посетивший в 630 г. н. э. тогдашнюю столицу Мангала (Mangala – «Счастливая»; нын. Мингаора, 34°47» 72°22» на северо-западе Пакистана, у южного изгиба реки Сват, северного притока реки Кабул), особенно превозносит изобилие винограда там. Аспакара – 23. VI, 16, 7 (σπαρα) – город в стране серов, по-видимому, в области народа аспакаров; предположительно идентифицируется как нын. город Синин (36°35» 101°40») на северо-востоке провинции Цинхай (к юго-востоку от района Синьцзян, приблизительно в середине северной части Китая). Но сейчас страну серов многие локализуют на северо-западе нынешнего Китая, ограничивая ее нын. районом Синьцзян (=Восточный Туркестан).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Склавены (склавины) – народ, живший западнее Днестра от Дуная до Вислы 271, 273, 275 Сколоты – скифский народ 35 Скопел – город в Азиатской Сарматии 195 Смирна – греч. город в Малой Азии 32 Соана – река, впадающая с северо-запада в Каспийское море 193 Соаны – народ на Кавказе 122 Созы – город дандаров в Северном Причерноморье 252 Солама – город в Северном Причерноморье (в Дардании) 280 Сподуса – остров около побережья Черного моря западнее Крыма 245 Ставаны – народ в Европейской Сарматии 186 Стактары – город в Крыму 242 Стамуамум – город в Северном Причерноморье (в Дардании) 280 Старая Ахея – пункт в Северо-Восточном Причерноморье 147 Старая Лазика – пункт в Северо-Восточном Причерноморье 147 Стома Певки (греч. «Устье Певки») см. Певка (1) и (2) Стратоклия – город на Таманском полуострове 247 Стурны – народ в Европейской Сарматии 187 Стурум – город в Северо-Западном Причерноморье 280 Сугамбры (сигамбры) – германский народ, живший у Рейна 105 Сугдабон – местность в Северном Причерноморье 280 Судины – народ в Европейской Сарматии 186 Сузы – столица Ахеменидской Персии 57 Сулоны – народ в Европейской Сарматии 186 Суппатос – город в Боспорском царстве 278 Сураны – народ в Азиатской Сарматии 195 Суруба – город в Азиатской Сарматии 195 Табана – город в Крыму 189 Таврика (Таврическая земля) – совр. Крымский полуостров 40, 58, 94, 95, 99, НО, 136, 148, 180, 209, 242 Тавроскифы – население Крыма (ср. скифотавры) 187, 256 Таврские горы – горы в Малой Азии 34, 142, 226, 276 Тавры (таврики, таурин) – древнее население Крыма 57, 58, 63, 68, 94, 99, 111, 112, 114, 129, 131, 143, 152, 231, 234, 242, 244, 253, 277 Тагры – народ в Европейской Сарматии 187 Таз (1) – город в Северо-Восточном Причерноморье 192 Таз (2) – город в Крыму 189 Тайфилы – народ в Северо-Западном Причерноморье 264 Талы – народ на Северном Кавказе 247 Тамасидава – город в Северо-Западном Причерноморье 190 Тамирака – поселение на северо-западном побережье Крымского полуострова 110, 148, 184 Тамиракский залив на Крымском полуострове 108

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между тем такое неудачное обозначение рва Помпея на карте ветхозаветного храма вовлекает Варрена в дальнейшие противоречия. По свидетельству Иосифа Флавия, на северо-западном углу площади храма, на выдающемся скалистом пике, стояла крепость Антония. Этого места Антонии нельзя не узнать и в настоящее время на северо-западном углу нынешнего харам-ес-шериф. Спрашивается теперь: каким образом крепость Антония могла быть на внешнем северо-западном углу нынешнего харама, если границею ветхозаветного храма на севере была северная линия верхней платформы и если здесь проходил и защищавший храм крепостной ров? Варрен сначала недоумевает. «Я колеблюсь признать, говорит он, стояла ли башня Антония на нынешнем северо-западном углу нижней платформы харама или же на северо-западном углу верхней платформы». Затем решает дело безобидно: «башня Антония была и в том и в другом месте. Были две (?) башни Антония, одна на северо-западном углу харама, другая на северо-западном углу верхней платформы, соединявшиеся между собою проходами или коридорами» («The Recovery of Jerusalem», 311). Вот это так открытие! Где же какое нибудь основание для такого смелого предположения? «Это видно из того, что Тит, уже овладев Антониею, воздвигает валы против стены храма, как еще не взятого, и именно между двумя воротами, против какой-то новой башни, которая могла быть второю башнею Антония» («Bellum Judaicum», VI, 2:7). На самом деле, в приведенном месте Иосифа Флавия выражена совершенно другая мысль: по взятии крепости Антония или того, что Варрен называет первою Антониею, вход в храм был уже открыт и если легионы римские стали затем строить новые валы, то не против наружной стены храма, а против внутреннего двора, один против северо-восточного угла этого двора, другой против северной стены между двумя воротами, между тем как два другие легиона продолжали действовать против незанятых галерей внешнего двора, где еще держались осажденные иудеи. Двое ворот, о которых Иосиф упоминает, сами по себе уже указывают стену внутреннего двора, потому что внешний двор имел на севере только одни ворота. Что касается башни между двумя воротами или второй Антонии Варрена, то Иосиф Флавий не намекает на нее ни одним словом.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Архив Пн Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в учредительном круге Северо-Западного войскового казачьего общества 25 декабря 2023 г. 12:40 23 декабря 2023 года в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в г. Санкт-Петербурге состоялся учредительный круг Северо-Западного войскового казачьего общества. Его участники обсудили вопросы создания Северо-Западного войскового казачьего общества, принятия его устава, формирования органов управления. На круг прибыли 64 делегата от четырех окружных (отдельских) казачьих обществ Северо-Западного региона Российской Федерации — окружных казачьих обществ «Балтийский отдельный казачий округ — Балтийский казачий союз Калининградской области», «Казачий округ Санкт-Петербурга» и Вологодского окружного казачьего общества, а также отдельского казачьего общества «Областной отдел» (Ленинградская область). Перед кругом был совершен молебен. Богослужение возглавил наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин . По окончании молебна была совершена заупокойная лития на могиле генералиссимуса А.В. Суворова. Богослужение возглавил ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин . Приветствие участникам круга направил председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества, помощник Президента РФ Дмитрий Миронов. «Сплочение казаков, их консолидация для защиты Родины является целью государственной политики. И сегодняшний учредительный круг прямое тому подтверждение», — отмечается в тексте документа. Дмитрий Миронов выразил надежду, что это событие даст новый импульс развитию казачества в северо-западных регионах: «Надеюсь, учредительный круг даст новый импульс развитию казачества в Северо-Западном регионе, а войсковое казачье общество станет значимым слагаемым национальной безопасности, послужит делу победы над неонацизмом». Также было оглашено приветствие председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла . «Отрадно свидетельствовать сегодня историческое событие, нацеленное на укрепление западных рубежей нашего Отечества. Перед каждым из вас, вне зависимости от возраста, пола и занимаемой должности, будет стоять крайне важная и ответственная задача — быть опорой для государства, защитниками для народа, примером для подрастающего поколения и, самое главное, настоящими христианами. Ведь сегодня все общество смотрит на вас, казаков, с надеждой, видя в казачестве последний оплот традиционных духовно-нравственных ценностей, и силу, которая реально может противостоять врагам нашего государства», — подчеркнул архиерей.

http://patriarchia.ru/db/text/6087171.ht...

Сверх того, место ветра – в воздухе. Ибо местом каждого тела служит то, что облекает его. А что, кроме воздуха, облекает тела? Места же, откуда происходит движение воздуха, от которых и ветры имеют свои названия, различны. А всех ветров – двенадцать. Говорят же, что воздух – погашенный огонь или пар нагретой воды. Поэтому воздух по своей природе горяч. Холодным же он делается вследствие смежности, в какой он бывает в отношении к воде и земле, так что нижние его части холодны, а верхние теплы. Дуют ветры: от летнего восхода солнца – северо-восточный ветер, также и ветер, дующий между тем и бореем. От равноденственного восхода солнца – восточный ветер. От зимнего восхода солнца – юго-восточный ветер. От зимнего захождения солнца – юго-западный ветер; от равноденственного захождения солнца – западный ветер; от летнего захождения солнца – северо-западный ( аргестис или олимпиас, он также и япикс). Потом – южный ветер и северный, дующие друг против друга. Есть же и средний между северным и северо-восточным ветрами: борей. А средний между юго-восточным ветром и южным – феникс, называемый эвронотом. Средний между южным и юго-западным ветрами – ливонотос, он также и левконотос. Средний же между северным и северо-западным – фракийский, или соседями, живущими около [этой страны], называемый керкиосом. Народы же, населяющие пределы [вселенной, следующие]: к восточному ветру живут бактриане; к юго-восточному – индийцы; к ветру, среднему между юго-восточным и южным, находятся Красное море и Эфиопия; к ветру, среднему между юго-западным и южным, живут гараманты, находящиеся выше Сирта; к юго-западному – эфиопы и западные мавры; к западному находятся Геркулесовы столбы и концы Ливии и Европы; к северо-западному находится Иверия, нынешняя Испания; а к ветру, среднему между северным и северо-западным, живут кельты и сопредельные племена; к северному ветру – скифы, находящиеся выше Фракии; к борею находятся Понт, Мэотийское озеро и Сарматы; к северо-восточному ветру – Каспийское море и Саки. Глава 9 (23). О водах

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010