Введение Политическое и церковное состояние северо-западной Африки в первой половине III века Политическая судьба государств северо-западной Африки, образовавших собою ко времени св. Киприана обширную и знаменитую церковь африканскую. Решение вопроса о времени появления здесь христианства и месте, откуда оно сюда проникло. Внешнее положение северо-западной африканской церкви за время до гонения Декия. Церковное устройство и церковное управление в северо-западной Африке. Особенное положение в этой стране карфагенского епископа и общее замечание о церковном значении на западе епископа римского. Практический характер Богословской мысли Запада. Успешное стремление Запада к уяснению догмата о Церкви, особенно в виду волнений, вызванных монтанизмом и новацианстовм. Киприан, как выразитель православного учения о Церкви. Тесная связь теоретических воззрений св. Киприана на Церковь с его практической, церковно-общественной деятельностью. На северо-западном берегу Африки финикийские купцы основали для своих сношений с богатой золотом и серебром Испанией цепь торговых местечек, между которыми основанный в 878 году до Р. Х. город Карфаген, бывший впоследствии епископским городом св. Киприана, достиг мало-помалу всемирно-исторического значения. При быстром росте населения, богатства и могущества, карфагеняне не только старались освободиться от туземных ливийцев, но и подчинить их своему господству, а также взять верх над древними финикийскими колониями Африки. И это им вполне удалось. Карфагеняне постепенно овладели всем громадным пространством земли, простиравшимся по берегу моря от «Arae Philaenorum» на востоке до реки Туска на западе; кроме этого, они владели всей западной частью Средиземного моря и своими кораблями, и торговыми продуктами наполняли южную Италию, Сицилию, Сардинию и Корсику 1 . Но стремление карфагенян утвердиться в Сицилии столкнуло их с римлянами, проникшими, после завоевания Тарента (272 г. до Р. Х.), до южной оконечности Италии. Между обоими народами возгорелась более чем столетняя борьба, которая в 146 году до Рождества Христова кончилась тем, что великолепный город Карфаген, бывший более тысячелетия господином Средиземного моря и вступивший за мировое господство в борьбу с Римом, был превращен в пепел; место, где он стоял, было сравнено с землей; на тех, кто вздумал бы его восстановить, произнесено проклятие 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

Вместо введения Общий обзор истории разделения митрополии Киевской и всея России I. Образование и утверждение Польско-Литовского государства в русских юго-западных княжествах. Временное открытие и закрытие Галицкой и Литовской митрополий. Открытие Галицкой митрополии (1371). Объединение митрополий западно-русской Литовской и Киевской с кафедрой во Владимире-Клязьминском под властью м. Киприана. Витовт-литовский и отделение Киево-Литовской митрополии (в пределах Литвы) от Киево-Московской митрополии (в пределах северо-восточной Руси – 1414 г.). Новое объединение их под властью м. Фотия (1419 г.). Окончательное разделение всероссийской митрополии на две – Московскую и Киевскую (1459 г.). II. Состав и общие территориальные границы Киевской и Московской митрополий при их разделении и по разделении в связи с определением состава и территорий литовско-польского и московского государства за этот период до нач. XVI в. I В начале XIV в. русская церковно-государственная жизнь отлила с юго-запада на северо-восток – из Киева чрез Владимир (на Клязьме) в Москву. В Москве около храма Пресвятой Богородицы возросло и окрепло русское православное государство. Предсмертные слова м. Петра, сказанные московскому князю Ивану Калите в 1326 г., были пророческими, относясь во всей своей полноте к далекому будущему. Почти умирающий митрополит сказал: «сын мой, если послушаешь меня и построишь храм Богородице, то и сам прославишься с твоим родом пред другими князьями и город твой будет славнее всех русских городов; святители поживут в нем, он подчинит тебе врагов твоих, и прославится Бог Наш» 1 . Признанный в орде великим князем, Иван Калита стал собирателем земли Русской. Северо-восточная Русь потянула к Москве. Киевские митрополиты, упрочив свою кафедру во Владимире, – около великокняжеского престола, а местопребывание в Москве – рядом с великим князем, послужили церковному и политическому объединению европейского северо-востока под властью Москвы. Но отрадные явления исторической жизни северо-восточной Руси встретились с печальными явлениями на юге. Удаление митрополита из Киева в Москву было великой потерей для жителей начальной России, привыкших видеть около себя представителя русского церковного и гражданского величия и единства. Митрополит, ушедший из разоренного татарами Киева, унес с собою последнюю его славу, лишив старый город прав государственного центра. Народился тяжелый вопрос, долго беспокоивший русскую церковь , – вопрос о единстве русской митрополии, разрешившийся церковным отделением Киева от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > У молодежи нет отторжения от Церкви Об итогах семинара руководителей отделов по делам молодежи из 21 епархии Северо-Западного федерального округа 24.04.2019 891 Время на чтение 5 минут С 16 по 18 апреля в СПбДА прошел семинар «Духовное пространство Северо-Запада», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. В нем приняли участие руководители отделов по делам молодежи из 21 епархии Северо-Западного федерального округа. Молебен перед началом семинара в академическом храме Двенадцати апостолов отслужил руководитель координационного центра Синодального отдела по делам молодежи в СЗФО, председатель епархиального молодежного отдела протоиерей Константин Головатский. С участием студентов СПбДА состоялся семинар «Организация молодежных форумов и съездов». Руководитель отдела по делам молодежи Гатчинской епархии иерей Николай Святченко рассказал о прошедшем образовательном форуме в Череменецком Иоанно-Богословском монастыре. Ведущий семинара заместитель председателя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии Александр Розмыслов выступил с сообщением о видах и форматах групповой работы на молодежных форумах. Работали группы по четырем направлениям: организация курсов повышения квалификации, методической библиотеки, содержание молодежного форума, отбор креативных идей. Прошла встреча с председателем петербургского комитета по делам Арктики Германом Широковым. Была озвучена проблема возвращения молодежи в свои регионы. Александр Розмыслов рассказал о развитии работы с молодежью на приходах и в благочиниях. Он также поделился опытом создания студенческой команды, а иерей Геннадий Титов из Тихвинской епархии рассказал о сотрудничестве со спортивными организациями. О форуме «Ладога», на котором будет идти речь о духовном пространстве Северо-Запада с участниками от епархий СЗФО, рассказал его руководитель Василий Петряев. Форум пройдет с 23 по 30 июня, возраст участников - от 18 до 35 лет. Состоится защита проектов с возможностью получения грантов.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/24/u_...

поиск:   разделы   рассылка Елена Чудинова Северо-западная армия: память и боль Источник:  Татьянин день Значение этого события сумеет оценить всякий, кому важно восстановление исторической справедливости. 20-21 ноября в Принаровье состоялась Первая Ямбургская международная научно-практическая конференция, посвященная 90-летию завершения военных действий на Северо-Западе России. Первая конференция в Ямбурге, но не первый съезд историков северо-западников. Ямбургская конференция явилась продолжением и расширением Псковских чтений, в последние годы называющихся Калкинскими чтениями – в честь их инициатора, покойного Олега Андреевича Калкина. При деятельном содействии местных властей, в чем несомненно можно усмотреть благодетельные признаки переосознания обществом событий прошлого, конференция была организована Историческим обществом Ямбурга-Кингисеппа (президент В.В.Аристов) и Воинским братством во имя Св.Архистратига Божия Михаила (председатель С.Г.Зирин). Первый день работы конференции был полностью, до позднего вечера, посвящен собственно научной работе, предваренной молебном и приветствиями городского и областного руководства. Однако перед докладами участникам был представлен документальный фильм Алексея Олиферука " Красным по белому. К истории одного похода " . Яркая, убедительная работа. Вместе с вышедшим немного ранее фильмом Андрея Кирисенко " Юденич " эта лента могла бы явиться в школы учебным пособием. Под новым углом позволил увидеть события прошлого доклад В.В.Аристова " Ямбург – место формирования первых полков Красной Армии и плацдарм мировой революции " . Мы слишком мало знаем и редко вспоминаем о том, что планы большевиков не ограничивались установлением своего режима в одной стране. Их амбиции шли много дальше. Недооценка этого факта нередко искажает наше представление о событиях тех лет. Доклад Р.А.Абисогомяна (Тарту, Эстония) был посвящен непростой судьбе так называемых " стрекопытовцев " , начавших красными и кончивших белыми. Отдельные человеческие судьбы явились объектом исследования для В.Г.Чичерюкина-Мейнгардта (Москва),

http://religare.ru/2_81138.html

Русская Православная Церковь на Северо-Западе в 1941–1945 годах. Часть 2 Протопресвитер Кирилл Зайц Огромную роль в возрождении церковной жизни на территории Северо-Запада сыграла Псковская миссия. 18 августа 1941 года в Псков из Риги приехали 15 миссионеров: 8 священников и 7 диаконов и псаломщиков. Среди них были как выпускники православного Богословского института в Париже, так и деятели Русского христианского союза. В Пскове они разделились на несколько групп, во главе которых были священники, и отправились в поездку по заранее намеченному маршруту. Это была своего рода «миссионерская разведка», которая должна была выяснить, каково церковное положение на Псковщине, как встретит священников народ, сохранилось ли в его душе семя христианской веры или же после двадцатилетнего насаждения атеизма он встретит священников равнодушно и даже враждебно. «Миссионерская разведка» получила неожиданные результаты. Местные жители «встречают нас со слезами радости на глазах!» – восклицал один из участников миссии. Узнав, что в ту или иную деревню приехал священник, люди стекались туда со всех сторон. Воодушевление, с каким местные жители встречали миссионеров, превзошло их самые смелые ожидания. «Нам казалось, что не священники приехали укреплять народ, а народ укрепляет священников», – позднее вспоминали они. В Политическое управление Северо-Западного фронта постоянно приходили шифровки, в которых возрождению религиозной жизни на временно оккупированных территориях уделялось большое внимание. Вот как в одной из шифровок 1942 года оценивалась церковная политика гитлеровцев: «Немецкое командование широко использует в своих целях Церковь. Ряд церквей, особенно в Дновском районе, восстановлены, и в них проходит богослужение. О службах даются объявления в газетах. Особенно большая служба была в г. Дно в июле месяце – с крестным ходом – по случаю годовщины оккупации г. Дно. На этом сборище присутствовали представители германского командования. На богослужении глава г. Дно произнес речь, в конце которой призвал население благодарить немецкое командование за освобождение города от красных». Однако это были только первые шаги немецких военных властей, а церковную политику оккупантов, как мы увидим, определяли не только они.

http://pravoslavie.ru/34205.html

Часть первая. Московская митрополия (с 1589 г. патриархия) и северовосточные епархии в XVI–XVII в.в. Глава I Увеличение территории Московской митрополии после отделения от неё Киевской. Ревизия церковной жизни и епархиального управления на Стоглавом соборе (1551 г.). Число епархий Московской митрополии перед учреждением патриаршества. Учреждение патриаршества на Руси и неосуществившийся проект о прибавке новых архиерейских кафедр. Обзор территориального устройства и состава северо-западных, северных, северо- и юго-восточных епархий к половине XVII в. Епархии: I – Новгородская, II – Псковская, III – Тверская, IV – Ростовская. Просвещение Перми и открытие V – Пермской епархии, переименованной в Вологодскую. Заселение великопермского края при деятельном участии бояр Строгановых. – Завоевание Казанского и Астраханского царств;– VI – Казанская и VII – Астраханская епархии. В 1458 году большая половина древнейших епархий отошла под власть киевского митрополита. Сравнительно небольшое населенное пространство, сосредоточенное около Новгорода, Твери, Ростова, Суздаля, Владимира, Москвы и Рязани, инородческий восток и пустынный юг достались Москве с её митрополией. На северо-востоке ей достались тундры, леса и болота, населенные не столько людьми, сколько зверями, или людьми похожими на зверей. В одних местах ничего не было, в других жили и хозяйничали враги русских и христианства – татары, ногаи и другие кочевые народы, сменявшие друг друга. Русскому человеку, на долю которого выпала трудная задача просветителя и культурного пионера на европейском северо-востоке, пришлось идти в одну сторону со словом евангелия и мирной проповедью христианства, в другую с мечем и крестом, в третью, наконец, выселять жителей из центра и сторожить свои окраины, не защищенные природой от постоянных вторжений. Всем – и церкви и государству – было много дела. Нашлись подвижники – мирные распространители христианства и герои-борцы за русскую веру и русскую народность. Загорелись огоньки, засветились лучи христианства с севера и востока, даже до моря Каспийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Северо-Западные епархии Русской Православной Церкви после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. День Победы в Ленинграде Свидетельства правящего архиерея Лидия Александрова-Чукова   Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков)   00:16 10.05.2019 1780 Время на чтение 65 минут Состояние духовенства и храмов Ленинг рада и Ленинградской области во второй половине 1944 года. В результате антицерковной политики советского государства, к концу 1930-х годов Русская Православная Церковь, в том числе и ее Северо-Западные епархии, понесла большие человеческие и материальные потери. С наступлением немецко-фашистских захватчиков, окормление верующих Русской Православной Церковью МП в оккупированных районах, было и вовсе прекращено.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

В ста сорока пяти верстах от Вильны и в пятидесяти пяти от уездного города Вилейки находится местечко Кривичи, представляющее своей историей немалый интерес для всякого, желающего ближе ознакомиться с историей Северо-Западного края вообще и православия здесь в частности. Предлагаемый рассказ из истории Кривичского православного прихода может осветить, каким образом этот издревле православный приход почти совершенно окатоличился и какое противодействие встречали в семидесятых годах настоящего столетия, при виленском генерал-губернаторе Потапове, попытки к восстановлению православия в этом месте. По рассказу этому можно будет судить и вообще о направлении политики этого печальной памяти администратора Северо-Западного края, одного из ближайших преемников незабвенного для сего края графа Михаила Николаевича Муравьева. В доисторические времена среди обитателей здешнего края появилась славянская колония кривичей. Колония эта мало-помалу распространялась, придерживаясь течения рек, по которым эти колонисты проникали в глубь непроходимых лесов и пущей Литовской земли. От имени этих обитателей получило свое название и местечко Кривичи, из дальнейшей его истории узнаем, что до 1642 года оно находилось во владении помещика Кишки, сын которого Януш был воеводою Полоцким и гетманом Великого княжества Литовского, а потом перешло в другие руки. Самое местечко расположено на правом берегу сплавной реки Сервача. Местность, большего частью, низменная и кое-где болотистая, покрыта кустарником; почва земли песчаная, усыпанная массою мелких камней. До половины XVII века здесь господствовало православие, что доказывается, между прочим, названием некоторых деревень, как-то: Русачки, Филиппки, а также существованием православной церкви, в которую Януш Кашка пожертвовал в 1651 году евангелие виленской печати издания 1640 года, и доселе хранящееся в церкви. Но, вероятно, именно со смертью Януша началось успешное совращение православных сперва в унию, а потом и в католицизм. Результатом всего этого было то, что в списке, составленном в 1802 году настоятелем униатской церкви в Кривичах, значится совращенных из прихожан в католицизм 647, а в 1840 году из прежних 140 домов с униатским населением оставалось всего 41.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Вятка (Киров). Спасо-Преображенский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Спаса Преображения Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Церковь иконы Божией Матери " В скорбях и печалях утешение " Карта и ближайшие объекты Преображенский монастырь, 3 класса, в городе Вятке. Построен в 1624 году. Здесь находятся особо чтимые иконы святых исповедников Гурия, Самона и Авива и великомученика Пантелеймона. При монастыре в 1891 году открыто женское отделение миссионерской школы Вятского братства Николая чудотворца. Монастырь имеет больницу и мастерские: живописную, позолотную и рукодельную. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» К числу ранних комплексов города следует отнести Преображенский девичий монастырь, который был основан по грамоте Михаила Фёдоровича при поддержке патриарха Филарета в начале XVII столетия. Деревянные монастырские строения располагались за кремлёвскими укреплениями на высоком холме над Вяткой. Небольшой монастырь, отделённый от кремля рвом, стоял уединенно, «прилежа» только с северо-запада к Пятницкой слободе. Позднее территория монастыря вошла в черту города и уже с XVIII века являлась частью его исторически сложившегося центра. Преображенский монастырь был значительно беднее другого действовавшего в Вятке монастыря - Трифоновского. С самого основания он содержался за счёт государственной казны и «мирским подаянием». Приходов монастырь не имел, а первые угодья были пожалованы ему только в конце XVIII столетия после указа императора Павла об увеличении монастырских денежных средств. Значительные доходы приносили пожертвования благотворителей «на поминовение усопших родственников», продажа различных изделий, изготовленных сестрами обители, и крестные ходы. Однако средств явно не хватало, монастырское строительство велось медленно. Многие жилые, хозяйственные и подсобные постройки, располагавшиеся на территории монастыря, и в XX веке оставались деревянными. Комплекс каменных зданий складывался в течение длительного времени - с конца XVII до начала XX века, что определило его стилистическую неоднородность. Первоначально планировочная композиция ансамбля со свободно застроенной культовыми строениями серединой и службами по периметру ограды представляла традиционный пример организации древнерусского монастырского комплекса. Позднейшие переделки, особенно строения конца XIX века, сильно исказили старый облик ансамбля. Вдоль продольной оси территории, намеченной постройкой Преображенской каменной церкви в 1696 году, последовательно были возведены: храм Тихвинской иконы Божией Матери (1838) в одной связи с домом настоятельницы и северное крыло северо-западного корпуса келий с ремесленными мастерскими (1877). Плацпарадную площадь украсило западное крыло келий северо-западного корпуса с церковью Божией Матери «Утоли скорбь и печали» (1883). Новые постройки заслонили древнюю Преображенскую церковь, лишив город одной из интереснейших видовых точек, и замкнули цепочку основных строений, формирующих парадный двор монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=03208

Некоторые черты деятельности митрополита Макария (Булгакова) по управлению Литовскою епархией Источник Служение в Литовской епархии, после смерти митрополита Иосифа, управлявшего этой епархией 35 лет и потому сроднившегося с нею, не могло не представляться трудным для нового архипастыря Литовской кафедры – архиепископа Макария, который дотоле не служил еще в северо-западном крае, а потому недостаточно был знаком с его нуждами и потребностями. Затруднительность его положения усугублялась еще тем, что приходилось служить вместе с таким Виленским генерал-губернатором, каким был Потапов, оставивший по себе столь печальную память за свое антирусское управление северо-западным краем. Новому архиепископу была, конечно, хорошо известна история с смотрителем Виленского духовного училища, иеромонахом Смарагдом, которого Потапов выслал в 24 часа под конвоем жандармов из Вильны в Петербург за проповедь на 14 апреля, которая почему-то ему показалась затрагивающею иноверцев. В скором времени после вступления архиепископа Макария на Литовскую кафедру должен был оставить свой пост в Вильне один из высокопоставленных сановников в крае из-за того, что стойко отстаивал интересы православия и русской народности в северо-западном крае. Но, не смотря на все это, преосвященный Макарий показал себя на высоте своего положения и явился добрым пастырем, который не позволяет волку прийти и разогнать овец его стада. В доказательство сего мы приводим весьма любопытную переписку архиепископа Макария с Потаповым, из которой обнаруживается очень ясно, с одной стороны, насколько мало содействовали, или вернее, как много противодействовали успеху православия и русской народности большинство чиновников, служивших в Виленском генерал-губернаторстве, начиная с самого Потапова и кончая волостным писарем, а с другой – та энергия и твердость духа, с какою преосвященный Макарий выступил в защиту интересов православной церкви и русской народности. «Ваше Высокопревосходительство, милостивый государь! – писал архиепископ Макарий Потапову, – При обозрении мною в июне и июле месяцах сего 1869 года церквей и приходов вверенной мне епархии, по Виленской и Гродненской губернии, я обращал особенное внимание на те приходы, где есть в большем или меньшем числе прихожане, недавно воссоединившиеся с православною церковью, и к великому прискорбию нашел большую часть таких приходов в положении весьма неутешительном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010