Но Христос говорит: «вы дайте им есть» (перв. три ев.), a по ев. Иоанну, Сам Господь обращается с вопросом к Филиппу: «где нам купить хлебов чтобы их накормить?» Тот отвечает, что для такого множества мало будет хлеба и на двести динариев». Тогда Господь спрашивает: «сколько у вас хлебов? Пойдите, посмотрите» (Марк). Андрей возвращается и говорит, что есть у одного мальчика пять хлебов и две рыбы. (Иоан.) Тогда Иисус Христос велит принести их к Себе и чудесно насыщает народ. Чудесное хождение no водам моря Галилейского. После чудесного насыщения народа Иисус Христос тотчас велел ученикам войти в лодку и отправиться на другую сторону. Сам же Он пошел в уединение в гору. К этому побудило плотское настроение народа, грозившее политическим возмущением в пользу Иисуса, как. царя политического. Как можно видеть из ев. Иоанна 17 , Иисус Христос, повелев ученикам одним отправиться на западную сторону моря, обещал прийти к ним на каком-нибудь пункте берега. Отсюда можно думать, что ученики должны были сначала держаться берега. Но вдруг поднялся северо-восточный ветер и начал гнать их лодку в глубину моря. В таком положении они пробились до четвертой стражи (3–6 час утра), а берега достичь не могли. В это время, когда они были посреди моря (Мф., Мр.), они видят идущего по водам Господа. Измученные борьбой с волнами и страхом за жизнь, они не верят своим глазам, считают это за призрак. Ho Иисус Христос ободряет. их Своим голосом. Здесь следует рассказ, принадлежащий одному ев. Матфею: о хождении ап. Петра по водам. Потом Господь вошел в лодку и прибыл с учениками в страну Генисаретскую. Слух о Его прибытии сюда быстро разнесся по окрестностям, и жители сел и деревень начали приносить на постелях больных туда, где Он находился, клали их на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю Его одежды, и те, которые прикасались к Нему, исцелялись. Иисус направил путь в Капернаум и скоро пришел сюда. Здесь Христос раскрыл учение о Себе Самом, как хлебе животном, сошедшем с небеси.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

О значении города в последующие столетия говорит тот факт, что Давид сделал его своею столицей и семь лет правил своим царством отсюда – до того, как завоевал Иерусалим. Пещера Махпела Сакральным сердцем города на протяжении четырех тысячелетий является пещера Махпела – место погребения праотцев Авраама, Исаака, Иакова и их жен. Она расположена в самом центре Хеврона и представляет собой место, в равной степени святое для трех, как их называют, «авраамических» религий. Для евреев и арабов Авраам является – через Исаака и Измаила – прямым родоначальником, для христиан – мистическим «отцом верующих». О первоначальной истории Махпелы Библия повествует так: И умерла Сарра в Кириаф- Арбе, что ныне Хеврон... И пришел Авраам... оплакивать ее и сказал сынам Хетовым: я у вас пришелец и поселенец, дайте мне в собственность место для гроба между вами... И сказали ему: послушай нас, господин наш... в лучшем из наших погребальных мест похорони умершую твою, никто из нас не откажет тебе... Авраам встал и поклонился народу земли той и сказал: если вы согласны... попросите за меня Ефрона... чтоб он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля... Ефрон же сказал: нет, господин мой... я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее. Авраам поклонился и сказал: если послушаешь, я даю тебе за поле серебро, возьми у меня, и я похороню умершую мою. Ефрон отвечал... земля стоит четыреста сиклей серебра, для меня и для тебя что это?.. И отвесил Авраам Ефрону серебра сколько он объявил... И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре... и все деревья, которые на поле во всех пределах вокруг, владением Авраамовым ( Быт. 23, 2–18 ). Так было положено начало оседлому пребыванию древнееврейского народа в Святой Земле. Пещера Махпела (в переводе «двойная») расположена с юго-западной стороны высокого холма. Никто не знает, как она выглядела первоначально, предположительно «двойная» могло означать: «одна глубже другой». Ирод Великий оградил священное место мощными высокими стенами, так что образовался прямоугольник, вытянутый с северо-запада на юго-восток (63 м в длину и 36 м в ширину). Толстые стены с широкими пилястрами сложены из типичных для Иродовых построек каменных блоков, напоминающих – особенно в нижней части – циклопические квадры Стены Плача в Иерусалиме. В результате образовалось святилище под открытым небом с шестью кенотафами (ложными гробницами), стоявшими на тех же местах, что и теперь, хотя выглядевшими, разумеется, иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

От Визеова дорога, сильнее уклоняясь к северо-западу, направлялась к 30° северной широты. Сначала она шла по плодородной горе, усеянной и тогда, как теперь, роскошными виноградниками, смоковницами и оливковыми де­ревнями 1411 , затем направлялась по горному западному склону, служившему водоразделом между двумя большими —141— долинами, из которых северная 1412 начиналась у Гофны, далее соединялась с южной 1413 и многими другими, менее значительными, долинами и уже в виде одной широкой долины направлялась к Лидде 1414 . Этот спуск по гор­ному склону так удобен, что упомянутому новейшему путешественнику Риттеру казалось, что «он самой приро­дой назначен быть дорогой» 1415 . Когда дорога достигала долины, то она уклонялась немного в левую сторону 1416 ; самая долина была покрыта хлебными посевами, а тянув­шиеся по ее сторонам горы – пышной палестинской ра­стительностью 1417 . – Пересекши 30° северной широты, до­рога приводила к издавна славному и хорошо укреплен­ному городу, расположенному на горах Ефремовых, Фамнаф-Сараи в Суд.2:9 , , Θαμνασαρξ, Θαμναϑσρ, Θαμναϑαρς Thamnath Saraa, Thamnatsare, Thimnath Serach) 1418 . Фамнаф-Сараи был расположен по северному склону горы Gaas’a (), которая стояла на западном конце помянутой выше северной долины 1419 . С его именем соединялось до- —142— рогое для каждого еврея воспоминание о том присно­памятном вожде еврейского народа, которому судил Господь по смерти Моисея вести народ в обетован­ную землю и завоевать ее. Когда (Евреи) окон­чили разделение земли по пределам ее, тогда сыны израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину: по повелению Господню дали ему город Фамнаф-Сараи, которого он просил, на горе Ефремовой; и построил он город и жил в нем 1420 . Когда же умер Иисус Навин, то похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; и положили там с ним во гробе, в котором похоронили его, каменные ножи, которыми Иисус обрезал сынов израилевых в Галгале, когда вывел их из Египта, как повелел Господь и они там же до сего дня 1421 . Нужно думать, что гробница и укрепленный город Иисуса Навина существовал во все время иудейской истории и при Ап. Павле был довольно значительным. По крайней мере, гробницу Иисуса На­вина именно в Θαμνα видел Евсевий 1422 , Иероним 1423 , Рабби Иаков 1424 и др., а остатки тамошних укреплений видел даже Риттер 1425 . Быть может, свв. путники покло­нились праху великого вождя 1426 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта. Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии. На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище. В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4). Там, где были Самария и поток Хораф Статуя св. пророка Ильи, избивающего вааловых жрецов при входе в кармелитский монастырь В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

http://pravoslavie.ru/3509.html

По природным и историческим условиям древний Египет можно разделить на следующие важнейшие районы: Нижний Египет, Средний Египет, Верхний Египет и Синай. Нижний Египет включает низовья и дельту Нила. Средний и Верхний Египет включает в себя центральную и южную часть долины Нила. Синайский полуостров – обширный район площадью около 25 тыс. кв. км. Через Синайский полуостров, с которым Египет не имел никакой естественной преграды, в него легко могли проникать соседние ханаанейские и семитские племена Палестины. Таким образом, сама природа северо-западной Африки очертила границы древнего Египта: с юга, востока и запада – страшная пустыня песка, а с севера – необъятная «пустыня» вод Средиземного моря. Плодородная почва нильской долины давала урожая не меньше, чем в Двуречье. В долине и дельте Нила колосились на полях ячмень и пшеница – основные зерновые культуры; зеленел лён, из которого египтяне изготовляли полотняную одежду; в огородах зрели овощи; в садах – фрукты. Со временем Египет превратился в основную житницу Древнего мира. Когда в сирийских степях и Ханаане случался голод, кочевые племена снимались со своих насиженных мест и устремлялись в Египет. «И был голод в той земле. И сошёл Авраам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той» ( Быт.12:10 ). Гонимые голодом, тем же путём пришли в Египет и потомки Авраама. И говорили они фараону: «Пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши... мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем» ( Быт.47:3–4 ). Но и богатый Египет не всегда был гарантом благополучия. В одном из старейших исторических источников – Библии – описывается драматическое событие, когда вследствие недостаточного разлива Нила и знойного ветра, страна была ввергнута в невиданный доселе голод, продолжавшийся семь лет. Лишь благодаря мудрому совету молодого иудеянина по имени Иосиф, ещё мальчиком проданного в рабство, сделать громадные запасы хлеба во время урожайных лет, удалось предотвратить катастрофу. Разумный совет юного чужеземца способствовал тому, что ничтожный раб поднялся на вершину успеха и великолепия. Сам фараон вручил Иосифу регалии, соответствующие новой должности – быть надзирателем над всею землёю египетской: перстень со своей руки; «висонные одежды», составлявшие отличительный признак жрецов – высшего класса в Египте; золотую цепь на шею. Иосиф получил египетское имя. В жёны дали ему египтянку, дочь жреца Асенефу. Всё это явилось началом его феноменальной карьеры в Египте – он был принят в высший класс богатейшей и знаменитейшей страны того времени. Даже сегодня в Египте приписывают Иосифу строительство канала Бахр-Юсеф, соединяющего реку Нил с озером Моэрис (Биркет-Карун), позволяющего орошать огромные площади в Фаюме.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Посему свой первоначальный план Апостол и оставил неисполненным. Свое посещение он заменил своим посланием. Писал я вам, говорит Апостол, дабы, пришедши не иметь огорчения от тех, от которых мне надлежало радоваться 1884 . Однако отправленное Апостолом к коринфянам Послание было словом строгим и сильным. Св. Павел очень опасался и жалел: не произвело бы оно на них слишком большого огорчения и глубокой печали. Я пожалел было, говорит Апостол коринфянам, если я опечалил вас посланием 1885 . Даже когда дух Апостола успокоился после получения вестей из Коринфа через Тита, и тогда однако он, как бы жалея и оправдываясь, писал коринфянам: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам 1886 ; я для того писал, чтобы узнать на опыте: во всем ли вы послушны 1887 . Из приведенных мест можно видеть, как Апостол тревожился о том впечатлении, какое произведет его Послание в Коринфе. Выйдя из Ефеса, он сильно был занят этими тревожными мыслями и нетерпеливо ждал как можно скорее получить известия о действии Послания на коринфян. Вероятно, потому, что Тит был отправлен св. Апостолом в Коринф из Ефеса ранее других посланцев, или, быть может, по иным каким причинам, но только св. Павел надеялся получить первые известия о Коринфе именно от Тита, ожидая встретить его в Троаде 1888 . Но вот, наконец, Апостол и в Троаде. Троада – это приморский город Малой Азии, лежавший в северо-западном углу Мизии, недалеко от знаменитой в древности Трои, несколько к югу от устья Геллеспонта. У древних этот город более был известен под именем Alexandria Troas 1889 , каковое имя дано было ему Лизимахом в честь Александра Великого 1890 . Здесь много жило римских колонистов 1891 ; от Рима этот город получил много привилегий, а Август даже даровал ему jus italicum 1892 . Судя по сохранившимся развалинам, можно полагать, что здесь была громадная гавань, много храмов, театров, водопроводов. Троада получила свое особенное значение в силу своего местоположения; она лежала на пути из малой Азии в Македонию и имела значение передаточного пункта между Азией и Европой.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Постоянно помните о том, что на Вас лежит особая ответственность - поскольку Вы сегодня самый популярный человек в патриотической среде.Цена Ваших ошибок поэтому тоже особая.Итак, решайте - дружба или Долг? Тусовка или Россия? Сопли или сталь?Евгений Шнуровский, автор идеи Эволюционного Марша:http://evolution-march.livejournal.com/ . В качестве эпиграфа: " Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. " Мф.10:34–35 157. Re: О попытке превратить Стрелкова в пресловутую «третью силу» Открытое письмо Игорю Стрелкову: дружба или Долг? Уважаемый Игорь Иванович! Вы назначили И. Иванова своим преставителем по Северо-Западному региону. И. Иванов - ярый антипутинист: 5 и 19 июля 2014 года в газете " Наша страна " он назвал Путина врагом России, а свержение его режима - необходимым. И до сих пор публично от этого не отказался. Вы заявили о том, что намерены противостоять антипутинским силам - не с охранительских позиций, а согласно тактике Эволюционного Марша " Смена курса без смены власти " : Но Ваши слова расходятся с Вашими делами - ведь " кадры решают всё " : если антипутинцы будут " защищать " Путина от бунтовщиков, то доверия к такому проекту не будет ни у Путина, ни у здравомыслящих патриотов. Путин будет тормозить Ваш проект сверху, а патриоты снизу - они просто не пойдут к Вам. Вместо них набегут радикалы всех мастей. Они уже считают Вас " Штирлицем патриотического Майдана " : А назначением Иванова Вы ещё больше обнадёжили их. И как Вы будете потом спасать от них Ваш проект? Сейчас всё решается, в самом начале. Потом поздно будет спохватываться. А теперь о моральной стороне дела: И.Иванов - Ваш давний друг. Вам нелегко порвать с ним в политической сфере. Но тогда перед Вами встаёт жёсткий выбор: что для Вас важнее - личные отношения или служение Отечеству? Зачем Вы идёте в политику - приятно потусоваться или спасти Россию? Не забывайте о том, что наступили судьбоносные времена.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/24/o_...

Притч.25:23 .  Северный ветер производит дождь, а тайный язык – недовольные лица. Притч.25:24 .  Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притч.25:25 .  Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны. Притч.25:26 .  Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым. Притч.25:27 .  Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава. Притч.25:28 .  Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим. В ст. 23 неприятные последствия тайных разговоров и сплетен – подозрения и под. – сравниваются с действием северного, точнее северо-западного (в Палестине) ветра, приносящего тучи. Ст. 24, сн. Притч 21.9 ; ст. 25, сн. Притч 15.30. 26 ст. говорит о нравственной слабости праведного пред нечестивым, напр., в виде уступчивости первого в отношении суждений второго, – или о физическом страдании праведника со стороны грешника: то и другое, как явление печальное, Премудрый сравнивает с мутным, только обманывающим путника, источником. Ст. 27 труден для понимания и вызвал много толкований. По-видимому, здесь следует видеть указание на то, что даже в таком почтенном деле, как искание истины, исследование высоких предметов, должно соблюдать меру. Подобный смысл дает перевод Вульгаты: qui scrutator est majestatis, opprimetur a gloria. Ст. 28, резюмируя сказанное в предыдущих стихах, в отрицательной форме высказывает мысль о необходимости и пользе самообладания для человека: не владеющий собою человек, не могущий полагать узду своим страстям, открыт всем внешним влияниям и соблазнам для его свободы и нравственности, и в этом отношении подобен городу с разрушенными стенами (ср. 2Пар 32.5 ; Неем 2.13 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Книга притчей Соломоновых. 538-654 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 100. О невзгодах и испытаниях. В пятницу 7й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано. ( Деян.27:25 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы с вами много говорили о воле Божией и о предпочтении ее несовершенной воле человеческой. Сегодня в Апостольском чтении нам был прочитан большой отрывок из Деяний святых апостолов, повествующий о трудном путешествии апостола Павла в Рим и об уповании верного ученика Христова на Божественную волю (см. Деян.27:1-44 ). Только вера в Промысл Божий помогла ему выстоять во всех выпавших на его пути трудностях и испытаниях. Эта же вера уберегла и других людей, находящихся на корабле, отчаявшихся получить избавление. Евангелист Лука рассказывает нам об этих событиях как их непосредственный свидетель и участник. Действительно, он плыл на том корабле вместе с апостолом Павлом. Из церковной истории мы знаем, что рядом с апостолом находился еще и другой последователь апостола Павла Аристарх, как говорит Лука, Македонянин из Фессалоник. Павел и его спутники, а также другие пленники находились в распоряжении сотника Юлия, который поступал с апостолом Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием. Путешествие в Рим с самого начала выдалось непростым. Приплыли в Кипр спутники не по своей воле, а по причине противных ветров, преследовавших корабль и отклонивших его от первоначально намеченного направления. Лука подробно описывает, как в Мирах Ликийских нашли александрийский корабль, плывущий в Италию, и на нем уже, медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного ветра, подплыли к Криту, с трудом пробирались мимо него, прибыв к месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого располагался город Ласея. Это была бухта, хорошо защищенная от жестоких северо-западных ветров. Но здесь путешественники столкнулись с новой бедой — задули не менее сильные и опасные юго-западные ветры.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Символическое значение акта заклания заключалось в идеях: 1) смерть есть оброк греха ( Рим 6.2–3 ) и 2) без пролития крови не бывает прощения грехов ( Евр 9.22 ; Ис 53.12 ), идеях, проникавших весь Ветхий Завет ( Быт 2:17, 3:17 ; Ис 34.6 ; Иер 50.27 и др.) и предуказывавших Жертву Крестную. Заклание было последним действием приносителя; теперь начинал действовать священник. Подставив большую чашу (с 2 ручками), священник собирал в нее текущую из раны животного кровь и совершал кровекропление (zeriqah) со всех сторон жертвенника, по преданию: сперва на северо-восточный угол жертвенника, и окроплял две стороны жертвенника, северную и восточную, затем на юго-западный, причем окроплялись стороны южная и западная. Под кровекроплением, впрочем, разумеется всякое употребление жертвенной крови, неодинаковое по различию рода жертв и по степени интенсивности умилостивительного момента (кропились бока жертвенника всесожжений или только роги его, или роги кадильного алтаря и место против завесы во святилище, или, наконец, ковчег завета во святом святых). Остаток крови выливался к подножию жертвенника. Здесь в Соломоновом храме были устроены две сточные трубы, через которые кровь стекала в поток Кедронский (отсюда брали ее для полеудобрения). Иудейская традиция рассматривала кропление, как «radix et principium» жертвоприношения, и жертву, при которой кропление совершал мирянин, считали недействительною (Мишна, Зебахим 2:7). Очистительная сила крови и кропление ею связана с тем библейским воззрением, что кровь есть седалище души и жизни животного, и жертвенное пролитие ее имеет искупительную силу за грехи людей ( Лев.17.11 ), конечно, в силу прообразовательного значения жертвы ветхозаветной по отношению к искупительной смерти Христовой (ср. Евр 10.4 ). Лев.1:7 .  сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; Лев.1:8 .  и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; Лев.1:9 .  а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение, жертва, благоухание, приятное Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010