134. софократия или ноократия (греч.) — вид политического устройства или социальной системы общества, которая «основана на приоритете человеческого разума». По определению Платона ноократия или софократия представляет собой «аристократию мудрости» и должна стать будущей политической системой для всего человечества, заменив со временем иные формы правления, включая демократию (трактуемую им как «власть толпы»). 135. «банька 40 мучеников» — святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся. В 313 году император Константин Великий издал Миланский эдикт, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков. 136. Впервые статья была опубликована в журнале «Новый град» 5 за 1932 год. 137. Дмитриевский Сергей Васильевич (1893–1964) — российский революционер, советский дипломат. Окончил Петербургский университет. До революции 1917 года член партии эсеров. В 1919 году вступил в РКП(б). В 1923 году генеральный секретарь советского торгпредства в Берлине. В 1924 году первый секретарь советского посольства в Афинах. В том же году был назначен управляющим делами Народного комиссариата иностранных дел.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

Свидетельство новомучеников представляет собой форму проповеди — проповеди образа Божиего в человеке, который неизгладим, если человек сам не позволит себе его растоптать. Этот образ Божий в человеке и животворит тело и дух во время любых испытаний, если человек твердо решился следовать тому, что избрал — Богу, Его заповедям. Феномен мученического свидетельства является одним из факторов церковного единства, потому что идеал мученичества один — страдание во имя Иисуса Христа до смерти. Мученичество может принимать разные формы, однако стойкость мучеников одинакова во всех уголках земного шара. Свидетели мученичества зачастую сами становятся верующими во имя Иисуса Христа и принимают мученическую кончину или кардинально изменяют свою жизнь. В числе сорока Севастийских мучеников был один соблазнившийся о бане, которая, находясь на берегу, могла принять и обогреть замерзших людей. Но когда один вышел из воды и тотчас скончался, его место в озере занял мучитель. И таких примеров множество. Иногда Господь обнаруживает, раскрывает Себя людям до такого предела, когда люди убеждаются в явном присутствии Бога, в Его всемогущей силе, и это изменяет их жизнь. Стойкость свидетелей, осуществляющая их надежды, рождает в других людях доверие к свидетелю. Это доверие может крепнуть и перерасти из доверия свидетелю в доверие Богу, в Котором свидетель будет зримым, близким посредником, помогающим и направляющим человека. Свидетели являются такими ориентирами в нашей жизни, к которым мы можем обратиться с молитвой, с просьбой о помощи, или просто укрепиться духом в наших испытаниях, видя, что путь, которым мы идем, возможно, кем-то был пройден и у этого кого-то мы можем почерпнуть пример, попросить помощи, как у уже имевшего опыт, искушенного. Свидетельство каждого человека несет в себе печать его индивидуальности, подражать которой не нужно, помня, что у каждого есть своя индивидуальность и неповторимость. В каждом свидетельстве нужно видеть частичку Бога, потому что «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Это чувство укрепит нас и будет само свидетельствовать о печати Бога на словах свидетеля, отличая его тем самым от лжесвидетельства.

http://patriarchia.ru/db/text/2490783.ht...

В один год память святых сорока мучеников Севастийских совпала с Неделей Крестопоклонной. Как обычно, в скитском соборе совершалась праздничная всенощная. Старец Мина пришел на всенощную и услышал, что чтец не читает канона святым сорока мученикам на повечерии, потому что, как ему объяснили, пришел паломник и заплатил за то, чтобы служба была другому святому. Старец сразу же подошел к дикею и сказал ему: «Прошу тебя, старче дикей, соделай милость, пусть служба совершается и святым сорока мученикам, я тебе тоже заплачу». Дикей смутился, потому что он знал о нестяжательности и бедности старца. Растроганный его слезами и просьбами, дикей повелел совершать всенощную в честь святых сорока мучеников. И небесные молитвенники воздали отцу Мине за его благоговение к ним: он отошел в вечные обители в день их памяти. Если кто-нибудь из братии собирается умирать, его ведут на скитское кладбище, где в присутствии духовника он просит прощения у всех братьев, так как, может быть, он обидел кого-то. Когда отец Мина уходил из этой временной жизни, ни один из братьев не смел сказать, что мой старец его чем-то огорчил. Все признали, что, хотя старец часто уставал, он никогда не отказывался помочь никому из нуждающихся материально или духовно. Как-то два брата поссорились. Один из них взял у другого несколько монет и не отдавал, говоря, что ничего не должен. Когда отец Мина узнал об этом, то сказал мне: «Ой, друг Онуфрий, они поссорились. Надо бы найти деньги и отдать истцу, тогда ссора прекратится». Старец взял все деньги, которые нашлись в каливе, и пошел к брату, сказав ему: «Отец Зосима, возьми деньги, мне их передал отец имярек, который тебе задолжал. Только ни с кем об этом не говори, чтобы не подвести афонского духовника». На этом ссора двух братьев закончилась. После кончины отца Мины все собрались восхвалить его добродетели. Отец Зосима сказал, что старец тайно дал ему деньги от имени брата, с которым он был в ссоре. Тот брат, услышав об этом, закричал: «Нет, я никогда не просил его передавать деньги!» Когда отцы это услышали, то все – и старые, и молодые – дружно сказали: «Поистине, отец Мина отошел из этой временной жизни в вечную, ознаменованный святостью!» – и прославили Бога. Отец Серафим

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Булочки в память о венцах Бога Мы привыкли к слову «Любовь», и поэтому оно обесценилось. 22 марта, 2015 Мы привыкли к слову «Любовь», и поэтому оно обесценилось. Севастия — это область древней Армении. Там когда-то располагалась армянская столица. После резни там нет ни армян, ни христиан. Кругом мечети. Осталось то самое небольшое озеро и построены новые бани. Но для нас оно продолжает оставаться святым местом. Посещение святых мест освежает в душе память о главном. Благодаря той же неизменной обстановке события приобретают силу убедительности и реальности так, что кажутся случившимися только вчера или могущими случиться сегодня. Как-то легко можно представить себя на месте тех людей, которые были здесь. Сегодня это Севастийское озеро расположено в Турции. Это небольшое озеро зажато между горами, стоящими к воде впритык, как стены амфитеатра. На этих камнях стояли святые люди. Где-то здесь на берегу была разложена баня, ждущая отступника. Можно стать на разных местах этого ущелья и увидеть то, что видели люди, участвовавшие в этой драме. Вспоминая подвиг сорока севайстийских мучеников, я поставил камеры наблюдения за событием сразу в нескольких точках и вот, что увидел. Точка наблюдения среди сорока воинов На иконах мучеников часто изображают какими-то тщедушными. Иконописцы пририсовывают им лица, перекошенные болью и следами плача. Они как бы не рады и у них как бы нет сил, и они валятся снопами друг на друга или в воду. Этот вид неверен. Прежде всего, они были римскими солдатами и офицерами. Это сильные и мужественные люди, умевшие убивать и достойно умирать. Они рождены в суровом мире, где смерть обыденное дело. Это сейчас мы живем так, словно смерти нет. Сегодня смерть прячут. Говорить о смерти – моветон. Почти никто из нас не готовится к смерти. Мы не умеем умирать. А в Риме смерть была ежедневным зрелищем. Римляне умели умирать. Точнее, они точно знали, что умереть им не удастся. Вера в иной мир не была даже верой. Потусторонний мир был простой и понятной реальностью. Мы, сегодняшние христиане, изо всех сил пытаемся уговорить себя или внушить себе непонимаемую нами близость иного мира. Но у нас почти ничего не получается. Мы люди цивилизации, в которой нет смерти, в которой смерть — недоразумение.

http://pravmir.ru/bulochki-v-pamyat-o-ve...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Современная семья: сохраняя и преумножая. Тема утраты и смерти в контексте семьи 18.12.2020 19:00 Протоиерей Максим Первозванский Участники: Практический психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбэк-практик Ольга Малинина. Передача цикла «Современная семья. Сохраняя и преумножая». Ведущий протоиерей Максим Первозванский, клирик храма 40 мучеников Севастийских в Спасской слободе вместе с гостем, практическим психологом, психодраматерапевтом, арт-терапевтом, плейбэк-практиком Ольгой Малининой, говорят о смерти в рамках семьи, затрагивая следующие темы и вопросы: Почему люди обходят тему смерти, стараются о ней не говорить? Нужно ли говорить о смерти? Существуют ли нормы переживания потери? Почему не стоит брать вину за смерть близкого на себя? Почему люди часто «забывают» о том, что смерти нет? Как рассказать ребенку о смерти близкого? Почему от ребенка нельзя скрывать смерть близкого человека? Стоит ли брать ребенка на похороны? Если ребенок умирает во время родов до срока, нужно ли устраивать похороны? Как поддержать женщину, которая потеряла ребенка? Почему внезапная смерть может переживаться тяжелее, чем смерть ожидаемая? Почему смерть близкого от суицида воспринимается особенно остро? Стоит ли овдовевшему пожилому человеку переезжать к детям или стоит начать строить жизнь в одиночестве? Почему важно не отрицать факт смерти близкого человека? Почему важно вспоминать об умершем? Программа создана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/12/18/19-0...

Полагаем, что это и есть вторая трапеза роду и рожаницам, за поставление которой наше духовенство столь страстно порицало свою паству. Наше предположение относительно того, что в языческую эпоху масленица праздновалась позже, подтверждается существованием другого праздника в честь весны: разумеем сороки, 9 марта. Название «сороки» – произошло от 40 севастийских мучеников, память которых празднуется православною церковью 9 марта, но самое празднество с 40 мучениками не имеет ничего общего. «Сороки» празднуются и болгарами. Какой-то Добри работал и играл на свирели в день сорока святых «на свети на четириси». Змея выползла и укусила его 349 . В Смоленской губернии 9 марта утром старшие посылают детей покликать весну. Дети выбегают на улицу кликать весну, обыкновенно, без теплого верхнего платья, – таков обычай. В этот день из теста пекут всевозможных птичек, называя их жаворонками; им делают глаза из зернышек конопли. Пекут из теста птичек на гнездышках, гнездышки с яичками также из теста. К изготовлению «жаворонков» охотно допускаются дети. Когда «жаворонки» готовы, несколько птичек сажают на подоконник, а окно открывают. Кроме жаворонков из пресного теста пекутся большие блины и хорошо подсушиваются; их зовут «преснушками» (тесто пресное). Никаких игр и увеселений на «сороки» не бывает, так как в это время бывает Великий пост . Полагаем, что приблизительно на «сороки» в прежнее время и происходили те празднества, которые теперь перенесены на сырную неделю. В селе Уколове Смоленского уезда кличут весну на Благовещение. Часа в четыре по полудни девушки и молодые парни идут на «рожь» (ржаное поле), здесь расстилают чистую скатерть, кладут на нее принесенные пироги, молятся Богу, затем едят принесенное; потом молодые люди поют песню, начинающуюся так: «Весна, весна, красное леточко! Приди весна, принеси добра». В песне говорится про зиму, которая «хлебушко и сенушко подобрала»… В заклинании весны на Благовещенье можно видеть попытку приурочить древний весенний праздник к христианскому празднику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нашему грузчику пришлось объезжать грузовик, перегородивший тротуар, и я уловил этот родной, ни с чем не сравнимый запах, об­давший меня. Запах свежевыпеченного хлеба. В свежести этого зимнего утра он ощущался особенно отчетливо, и заполнил всего меня. Это был запах родного дома. Бабушка, которую мы звали Бабаней, сама пекла хлеб, и когда вытаскивала ухватом противень из печи, дом наполнялся этим чудесным запахом.      Но об этом я расскажу чуть позже. Вот и дом, в котором живет тетя Клава, мамина сестра. Вот меня обнимают и целуют и поднимают на руки как малень­кого. Но это мне не очень-то нравится, потому что осенью я уже пойду в первый класс. Писать и читать я уже научился, а мои ри­сунки, где наши самолеты громят танки фашистов, даже попали на выставку. И не потому, что я хорошо нарисовал. А потому, что уже в детском садике написал: «Смерть немецким захватчикам!», «За Ро­дину! За Сталина!» Расспросам нет конца, возбуждение не проходит, но вот меня ук­ладывают в постель – отдохнуть. Но какой там отдых, если я в самой Москве, где горят рубиновые кремлевские звезды, где идет ласковый снег, и где на улице с род­ным названьем «Сретенка» так вкусно пахнет свежевыпеченным хлебом. Этот запах остался во мне на всю жизнь – как самое драгоценное воспоминанье. И когда я думаю о Родине, о России, я вижу перед собой этот тихо струящийся снег, падающий почти отвесно, Красную площадь, улицу с заповедным названьем «Сретенка», и ощущаю запах све­жевыпеченного хлеба. Теперь скажу о том, что я родился 22 марта. По церковному календарю в этот день отмечают память со­рока мучеников, в Севастийском озере мучавшихся. В народе нашем отмечается праздник со славным названием «Жаворонки прилетели». А мой День Ангела — 30 марта, когда празднуется память святого Алексия Божьего человека. Бабушка моя по матери, у которой мы жили в годы моего детства, на мой день рождения пекла плюшки в виде жаво­ронков , вместо глаз встав­ляя им ягодки клюквы. В одного из жаворонков она вкладывала монетку. Кому этот жа­воронок попадет, тот будет самым счастливым .

http://pravoslavie.ru/69523.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Практический психолог, психодраматерапевт, арт-терапевт, плейбэк-практик Ольга Малинина Психолог, психорамотерапевт Станислав Ефремов Передача цикла «Современная семья. Сохраняя и преумножая». Ведущий протоиерей Максим Первозванский, клирик храма 40 мучеников Севастийских в Спасской слободе вместе с гостями, практическим психологом, психодраматерапевтом, арт-терапевтом, плейбэк-практиком Ольгой Малининой и психологом, психорамотерапевтом Станиславом Ефремовым, говорят о семейных мифах и сценариях, затрагивая следующие темы и вопросы: Что такое «семейный миф»? Что такое «семейный сценарий»? В чем отличие? Как они работают и на что влияют? В каком случае миф и сценарий работают не на созидание, а на разрушение? Откуда берутся семейные мифы и сценарии? Нормально ли следовать семейному сценарию в плане определения будущего, если подросток не знает, какая область деятельности ему интересна? Чем отличаются сценарии «неудачника», «победителя» и «непобедителя»? Как понять, в каком мифе и в каких сценариях существует семья и отдельные ее члены? Как понять, вредят ли они развитию личности и семейных отношений или, наоборот, полезны? Что такое «антисценарий»? В каких ситуациях он проявляется и как работает? Что происходит, если в брак вступают люди с разными семейными мифами и сценариями? Можно ли придумать семейный миф или скорректировать существующий? Программа создана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2020/06/17/20-0...

Он достаточно часто сравнивает словесное описание с живописной картиной, выставляя их подобие в качестве достоинства словесных образов. Приступая к похвале подвига 40 мучеников Севастийских и отдав дань риторическому сомнению в своих писательских способностях для описания столь высокого подвига, св. Василий начинает свое изложение с уподобления этих в общем-то далеких друг от друга искусств. Однако античные визуально-пластические интуиции еще живы в грекоязычных христианах, и они отнюдь не считают их чуждыми своему духовному складу. Василий обещает в своем Слове «показать всем, как на картине, доблестные подвиги этих мужей». Ведь и военные подвиги часто изображаются и историками, и живописцами – одни прославляют воинов словами, другие – изображая их подвиги красками. И тем и другим они побуждали многих к мужеству. «Что повествовательное слово ( λγος τς στορας) передает через слух, то живопись (γραφικ) показывает молча чрез подражание. Так и я напомню стоящим здесь добродетель сих мужей, как бы выведя пред взором деяния их» (Hom. 19, 2). Из контекста этого отрывка, как и ряда других, следует, что Василий именно в визуальной рельефности словесного изображения видит один из важных риторических приемов воздействия на слушателей в направлении побуждения их к подражанию (в данном случае не к буквальному, естественно, но к добродетельной жизни вообще) изображенным персонажам и деяниям, а также – и одну из особенностей именно христианского жанра похвалы. Св. Василий интуитивно ощущает, что «слова о святых не могут рабски следовать правилам похвальных слов», т. е. античному лаудационному жанру. И хотя христианские проповедники используют, как правило, те же словесные приемы, что и античные ораторы, они считают, что их похвала должна носить не столько развлекательно-гедонистический характер, сколько – действенный – реально побуждать слушателей и читателей к подражанию добродетельной жизни. Отсюда миметический принцип представляется св. Василию особо эффективным средством не только в живописи, но и в словесном описании, в частности в похвале.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том, что такое «добрый юмор» и о том, может ли незлая шутка выручить и поддержать человека, портал «Правмир» спрашивает священников и мирян. Протоиерей Александр Авдюгин , настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область, редактор православной газеты «Светилен», писатель: Протоиерей Александр Авдюгин Чувство юмора выручало меня, и не раз. Вот, к примеру. После вечерней службы возвращаюсь домой весь из себя расстроенный, по причине жары, давления и невозможности найти нормального непьющего и благообразного ночного сторожа. Путь мой проходит мимо детского садика. Далее маленькая сцена достойная и описания, и памяти: Ребенка родители забирают домой и усаживают в машину. Мальчишка, увидев меня, звонко кричит: — Мне с батюшкой поговорить надо. Маму с папой такое заявление откровенно удивляет. Они прекращают процесс отъезда, а пацаненок подбегает ко мне и спрашивает. — Батюшка, ты Бог? Отвечаю, что нет, я не Бог. Мальчишка хмыкает и выдает продолжение: — А когда Богом станешь? Куда моя хмурость, вкупе с расстройством делась…. Протоиерей Максим Первозванский , клирик храма Сорока Севастийских мучеников: Протоиерей Максим Первозванский Юмор помогает мне не относиться к себе слишком серьезно. Мне нравятся строки из популярной некогда песни: «Пускай, капризен успех, он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Можно сказать, юмор спасает от прелести слишком серьезного отношения к собственной персоне. А значит – помогает надеяться на Бога. Что такое добрый юмор? Будем рассуждать от противного, добрый юмор – это не злой юмор. А злой юмор – тот, от которого кому-то становится плохо. Добрый юмор не должен никого обижать, зато может помочь. Пример доброго юмора из недавнего прошлого нашей семьи. Один из моих младших сыновей закатывал истерики с воем. Мы никак не могли найти способ остановить эти истерики. Однажды попытались передразнить его. Этот способ оказался действенным. Сын увидел себя со стороны, и мы все вместе посмеялись. Но, конечно, такое решение подходит не для каждой похожей ситуации. В другом случае можно было усугубить положение, обидев человека, и это был бы уже злой юмор. Для доброго юмора важно чувство меры и индивидуальный подход.

http://pravmir.ru/yumor-s-chelovecheskim...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010