Подпишитесь на наш Телеграм Вокруг нас нет ни языческих императоров, ни атеистических комиссаров, ни озлобленных иконоборцев. Нас никто не убивает и от веры отречься не требует, как требовали от 40 воинов, известных нам как Севастийские мученики. Но мы можем присоединиться к ним. Правда, для этого нам придётся отвлечься от самой яркой детали мученичества — от мучений как самоцели. Флагелланты, хлеставшие себя верёвками, и шахиды, обвязанные взрывчаткой, — не мученики, а самоубийцы. Потому что они не служат Богу, а пытаются заставить Его, купить милость своими мучениями. Но Бог не обязан никого слушать. Его планы немыслимы, Его милость неисчерпаема, Его Любовь покрывает всё. Наши мучения ничего не изменят для Него. Он всё равно пойдёт на Крест, даже ради одной заблудшей овцы. Овце, собственно, не обязательно сильно страдать. Она может вообще ничего не заметить. Да, мученики и самоубийцы похожи. Как зацикленный на диете человек похож на строго постящегося. Оба мало едят, но один только и думает, что о рационе, а другому просто не до еды. Зерно из притчи, попав в землю, умирает, чтобы дать плод. Но умирает и зерно, которое просто передумало расти. Самоубийца убивает себя, потому что мир вокруг него недостаточно хорош, и самоубийцу можно оправдывать в этом. Более того, я уверен, что настоящих, искренних самоубийц почти не бывает, что убивающие себя безумны — от горя, от одиночества, от какой-то обиды. Я понимаю обычай не поминать самоубийц в храме, но я также знаю, как иногда тянет перешагнуть черту. Отказавшийся от жизни человек тоже «мученик» по самому простому признаку — он перенёс очень много боли. Господь любит всех, а значит и для тех, кто отказался от всего, у Него есть какой-то план. А настоящее мученичество противоположно самоубийству. Мученик отказывается от жизни не потому, что мир плох, а потому, что есть кое-что поважнее мира. Ребёнок, который прогулял школу, потому что ему страшно туда идти, достоин жалости и помощи, а ребёнок, который прогулял школу, чтобы не оставлять заболевшую сестру, достоин уважения и похвалы, хотя с точки зрения классного журнала между ними нет никакой разницы.

http://blog.predanie.ru/article/kak-stat...

37 Одолень-трава — одолей трава — приворотная, одолевающая. (АМР) 38 Водяники — водяницы, русалки, утопленницы. (АМР) 39 Кукушка — Можно заметить, что обрядовые действия, вырождаясь у взрослых, переходят к детям в виде игры. Так древние обряды Ивановского кумовства (на Ивана Купала) с завиванием венков, с сплетением травы, волос, с поцелуями и песнями перешли в игру «Крещение кукушки». Крестят кукушку на Николин день или на Вознесенье, на Семик и Троицу. Гурьбой отправляются дети в лес или рощу. Дорогой, отыскав траву-кукушку, наряжают ее девочкой, а другую траву-кокуна мальчиком, обе травки кладут под березу, на сук вешают крест-тельник и, став друг против друга под крестом, кумятся: протягивают одна другой руку и, поцеловавшись, переменяют место, так трижды. Потом раскладывают костер и готовят яичницу. Иногда на кумовстве завивают венки, через венки целуются, потом пускают венки на реку. (АМР) 40 Прилетел кулик из-за моря — кулик прилетает 9 марта, на святые Сороки, на сорок мучеников. В этот день пекут жаворонков. (АМР) «…прилетел кулик из-за моря…» — комплекс примет, присловий и обрядов, непосредственно связанных с православным днем поминовения Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся (9 марта ст. ст.), воспроизведен И. П. Сахаровым в «Сказаниях русского народа». 41 Кукушечье-горюшечье — кукушка — символ тоскующей женщины. (АМР) 42 Виловатая сосна — развилистая. (АМР) 43 На красе — на басе, так что все только и любуются. (АМР) 44 Гора-круча — обрывистая гора. (АМР) 45 Кукушка, кукушка, сколько годов мне осталось жить? — Кукушка почитается имеющей влияние на судьбу человека, по ее голосу можно узнать, сколько лет осталось жить. (АМР) 46 Ворогуша — веснуха, одна из сестер-лихорадок, она садится в виде белого ночного мотылька на губы сонного и приносит ему болезнь. Ворогуша — ворогуха — ворожея. В Орловской губернии больного купают в отваре липового цвета. Снятую с него рубаху больной должен ранним утром отнести к речке, бросить ее в воду и промолвить: «Матушка-ворогуша! на тебе рубашку с раба Божьего, а ты от меня откачнись прочь!» Затем больной возвращается домой молча и не оглядываясь. (АМР)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Огромный каменный бассейн этот состоит из пяти сообщающихся коридоров под арками, каждый 30 шагов длины и 6 ширины. Коридоры разделяются в свою очередь на небольшие камеры, тоже сообщающиеся, так что уровень воды во всех камерах одинаков. Глубина воды в цистерне до 3 саж. Цистерна никогда не иссякает; к сожалению, теперь загрязнена и она служит только для водопоя скота и для купания арабских мальчишек. Хотя арабское указание за 372 год и свидетельствует о небольшой древности этой пещеры, но можно думать, что указание это относится только ко времени реставрации, а самое основание ко временам более отдалённым – эпохи постройки великих цистерн в Палестине. От библейской Аримафеи сохранилось до настоящего времени, помимо цистерны св. Елены, лишь несколько водохранилищ, к которым, по словам проф. Олесницкого, конечно, относится выражение игумена Даниила (XII в.) – «ту воды многи суть». В числе этих цистерн мы укажем на глубокий колодезь, Бир-эм-Мористан (колодезь умалишенных) и Биркет бе-эл-Кофер («пруд дочери неверных»). Все остальные памятники Рамле принадлежат христианскому и арабскому периоду. Из них, помимо описанной Джами эл-Кебир, надо упомянуть еще о белой мечети Джами эл-Абиод, башне 40 мучеников Севастийских. Находясь ныне в некотором расстоянии от города, эта башня, без сомнния, некогда была внутри городских стен. Высота её 16 метров, ширина 9 метров, витая лестница в 100 саж. ведет на самый верх. Некоторые писатели видят в этой башне остаток храма, воздвигнутого в честь замученных императором Лицинием в Севастии Арменской 40 юношей; но надпись, найденная на башне, и монета, открытая в известковой её оболочке, свидетельствуют, что эта башня воздвигнута была султаном Салехом в 1318 г., как минарет или сторожевой пункт. Стоит только, в самом деле, подняться на полуразвалившуюся верхнюю площадку башни, чтобы убедиться в этом. Вид отсюда, особенно при закате солнца, открывается великолепный. На востоке видны подходящие близко горы Иудейские, которые на севере переходят в горы Самарии; по склонам их рассыпана длинная вереница живописно разбросанных селений. На запад, как на ладони, видна синяя поверхность Средиземного моря, уходящего в бесконечную даль; прекрасная равнина Сарона, белеющая Яффа, многочисленные деревни среди полей, виноградников и садов, тонущая в зелени белая Лядда, синеющая вдали гора Самуилова, все это вместе представляет чудную картину, которого нельзя не залюбоваться. Это, без сомнения, одна из лучших панорам в Палестине. Кроме четырехугольной белой башни 40 мучеников, превратившихся по мусульманскому сказанию в 40 друзей Магомета, положивших свою жизнь за распространение ислама, от белой мечети остается еще большая квадратная ограда со входом, обращенными к городу, ряд огивных аркад, две часовни (зиарета) местных мусульманских праведников и большие подземелья, по всей вероятности, служившие цистернами. Так как внутри ограды мечети много полузакрытых ям, то при посещении белой башни следует их остерегаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 Устами Буниных. Запись от 13 октября 1929 года. [Из записей Веры Николаевны в дневничке «в черном мягком переплете»]   Бабореко А.К.  Бунин. Жизнеописание.   Самутина   Наталья . Праздник неоднозначности, или Как сделан «Дневник его жены» Алексея Учителя//Неприкосновенный запас, (16). 2001. http://www.iek.edu.ru/projects/ppnsamu2.htm   Бабореко А.К . Бунин. Жизнеописание.  Искусство невозможного. Дневники, письма.   Бабореко А.К . Бунин. Жизнеописание.   Лавров В.В . Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920–1953).  Искусство невозможного. Дневники, письма.  Миссия русской эмиграции (1924)//Бунин Иван. Публицистика 1918–1953 годов. Библиография. Новый Завет. М.: Синопсисъ, 2020. Бабореко А.К . Бунин. Жизнеописание. М.: Молодая гвардия, 2004. Бунин И. А . Собр. соч. Т. 1–9. М.: Художественная литература, 1965–1967. Бунин Иван . Публицистика 1918–1953 годов. М.: Наследие, 1998. Бунин Иван.  Окаянные дни. М.: Молодая гвардия, 1991. Галина Кузнецова . Грасский дневник. Издание подготовлено О. Р. Демидовой. С-Пб.: 2009. Искусство невозможного. Дневники, письма. М.: Грифон, 2006. Иван Алексеевич Бунин. Вера Николаевна Бунина . Устами Буниных. Т. 1–2. Франкфурт-на-Майне: Посев, 2005. Лавров В.В . Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции (1920–1953). М.: Молодая гвардия, 1989. Шамбаров В. Е . Антисоветчина, или Оборотни в Кремле. М.: Алгоритм, 2008. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Валентина 29 января 2022, 12:07 Случайно прочитала рассказ Бунина " Мелитон " . Поразилась судьбе человека, который носит имя одного из 40-ка Севастийских мучеников. Рассказ пропитан связью с этой историей, множеством зашифрованных символов, но при этом ни одним словом она не упоминается. Только имя героя рассказа - Мелитон. Так как я хорошо знаю подвиг доблестных мучеников, то рассказ показался мне таким близким и удивительным! А главное, что Бунин, разбросав по тексту очень важные ключи, так и оставил возможность понять до конца суть рассказа только посвященным. Людмила 5 ноября 2020, 22:22

http://pravoslavie.ru/134814.html

— А мама, Аня? — Им же тут просторнее будет. — Без меня? Наоборот. Вернулась Евдокия Ивановна. — Александр Васильевич, подействуйте на Сашу, вас она послушает, она совсем не ест ни молока, ни мяса. На что ты стала похожа… — Пост же, мама. Великий же пост. — Больным, — высказал я свое знание, — пост можно не держать. — В школе, — перевела разговор Саша, — я говорила о «Шинели» Гоголя. Говорю: Акакий Акакиевич переписывал бумаги. Чтоб понятнее, говорю: он делал копии. Один мальчишка: а, значит, Акакий Акакиевич работал ксероксом. Но в этой «Шинели» одно ужасное место. Я детям не стала говорить. Вот, когда выбирают имя, повивальная бабка читает святцы. Святцы! — Саша замедлила на этом слове. — И вычитывает она имена мучеников, преподобных, прославленных церковью, и вроде как вызывает автор желание посмеяться над этими именами. Мол, никакое не подходит. А имена освященные, политые кровью. Хоздазат, Варахисий. Кстати, Акакий — это один из сорока севастийских мучеников. Саша хотела мыть посуду, мать нас прогнала. Наконец-то я был в комнате Саши. — Прямо светелка у тебя. — Вся тобою заполнена, — тихо сказала Саша, отводя мои руки. — Тут я стояла, когда луна, потом все время музыка. Она во мне возникала, когда я думала о тебе, то есть все время. Такое было мучение думать, угадывать: откуда она, чья? Я много всего и по памяти знала, и переслушала много дисков, может, поближе начало «Итальянского каприччо», Моцарта «Серенада», Пятая Бетховена, Глинка, Вагнер, Свиридов… — Все какие высоты. — Но это только наша музыка. Так бурно и нежно. Может быть, Орф, помнишь? Вечность назад. Я никогда не думала, что все так будет, думала, это все литература, эти солнечные удары, нет, правда. Я сяду? — Ложись! — велел я. — Ложись, ты же вся такая бледная. Я рядом сяду. — Я насильно уложил ее, подоткнул под ноги толстую шаль с кистями. — Бабушкина, — объяснила она. — Бабушка пережила папу, хотя тоже блокадница. Она говорила, что если кто в испытания входит уже закаленным, то их вынесет, а молодым тяжело.

http://azbyka.ru/fiction/nezakatnyj-svet...

" Были в истории случаи, когда и святые проходили через страшные мучения, - продолжил архипастырь. - Мы вспоминаем Севастийских мучеников, которые были воинами-каппадокийцами, прекрасно служили, защищали Отечество. Но командиры-язычники принуждали воинов поклоняться идолам. И вот, сорок каппадокийцев из Армении не захотели поклоняться, потому что были верны Христу. Их всячески хотели склонить к этому, лишить воинских званий, но они не пошли на предательство. Тогда мучители вывели их на озеро Севан. В Армении зимой в горах тоже холодно, все замерзает. Их заставили всю ночь стоять босыми ногами на льду замерзшего озера. Для соблазна затопили баню, чтобы они могли туда сбежать. Только один из воинов сбежал. Но на его место пришел охранник, потому что увидел, как ночью на головы воинов с неба спускаются венцы. Он вошел в число сорока Севастийских мучеников. Господь пришел им на помощь, сделав лед теплым. Но их все-таки сожгли, и епископ Петр Севастийский устроил их погребение " . " Русские священномученики в XX веке тоже претерпевали страшные мучения и искушения на Севере - в Магадане, Воркуте, на Соловках. Святые спокойно переносили мучения за Христа, понимая, что они с Ним и потому всегда живы. А вот когда мы Бога теряем, наша душа умирает. Поэтому мы должны быть с Господом и не бояться смерти. У святителя Феофана Затворника (Вышенского) умирала сестра, и он писал ей, что смерти нет, она должна готовиться, исповедоваться, каяться в грехах, чтобы спокойно перейти на тот свет, где ее ожидают папа и мама, сестры, братья. Там она получит истинную радость, и он тоже там скоро окажется. Нужно спокойно переселяться отсюда в другой мир, где будет все хорошо. Так рассуждали святые. Мы должны бояться только греха, который разлучает нас с Богом. А соединяет с Ним только благодать. Поэтому будем стремиться весь пост стяжать благодать Божию, очищать сердце в молитве и покаянии, совершать как можно больше добрых дел " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Храму было подарено Евангелие.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В этом будет состоять вечное мучение грешников. Оно будет состоять в том, что они будут чувствовать себя отверженными от Бога, проклятыми Богом, будут захлёбываться своей злобой, своей ненавистью к добру и Богу. Разве виноват Бог в этом? Разве Он заранее осуждал их на вечное мучение? Они сами себя осудили, они сами выбрали путь зла. И Он предоставляет им шествовать в вечности этим путём зла. 24 февраля 1946 г. Сорок святых мучеников Севастийских Мы празднуем сегодня память преславных мучеников, замученных в озере Севастийском в Армении. Это было давно, в IV веке. Они были римскими воинами и христианами. От них потребовал начальник войска отречения от Христа. Они отказались, и тогда их раздели догола и погнали в озеро. А была холодная мартовская ночь. Озеро было подернуто льдом, и дул холодный ветер. Для соблазна на берегу топилась баня. Стояли святые мученики в воде до самой полуночи, стойко перенося мучения. И только один из них не вытерпел и побежал в баню, но на пороге её упал мёртвым. Тогда свет небесный воссиял над озером, и на головы мучеников опустились сияющие венцы. Увидя это, один из стражи сбросил одежды свои и побежал к озеру с возгласом: «Я христианин!» И восполнил число мучеников до сорока. В это время свет небесный согрел воду, и потому не замерзли они до утра. А утром их подвергли страшным мучениям, терзали всячески и затем сожгли, а кости их бросили в реку. Но Бог внушил во сне епископу Севастийскому взять из воды кости мучеников. И пошёл епископ ночью выполнять повеление Божие. Пришёл к реке и увидел, что на дне, как звёзды, сияют кости мучеников. И вынес их оттуда епископ, и стали они предметом почитания во многих местах, где хранятся частицы их. Вот как охраняли святые мученики свою веру во Христа. Вот как ничто не могло остановить их в последовании Христу. А что ныне у нас, слабых христиан? Знаете вы, какое множество верующих отреклось от Христа тогда, когда никто не мучил их, даже не угрожал им никакими мучениями, когда просто требовалось в анкетах написать, веруют они или не веруют. И, убоявшись страха там, где не было страха, множество людей объявили себя неверующими, а, следовательно, отреклись от Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Наталия 25 марта 2018, 05:23 Вадиму К. Категорично судите, брат! Помните: " Кто в чём осудит - тот в том и пребудет! " Помоги вам Господь! Наталия С. 24 марта 2018, 22:31 Странно, что не была исполнена просьба свв. мучеников об их совместном погребении. Как можно было не выполнить последнюю волю, при этом столь убедительно выраженную в завещании? Одно уж дело в наше время, когда волей усопшего пренебрегают по причине неверия в жизнь вечную и руководствуясь исключительно мирскими представлениями. Встретиться с этим хотя и достаточно тяжело, но пусть какое-то объяснение можно найти. А здесь даже не знаю, что и думать, почему желание иметь частицы мощей было поставлено выше последней просьбы святых? Вадим К. 24 марта 2018, 13:14 Если мы еще питаем сомнения и считаем, что малодушие может быть прощено, то подумаем и над этими словами Говорящего: Аз есмь альфа и омега. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном; БОЯЗЛИВЫХ же и НЕВЕРНЫХ участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая, (Откр. 21, 6-8). Господь не даст нам искушения больше нашей силы, а если кто не выдержит данного, вина в нем. И это объяснено Им в притчах о неразумных строителях, один из которых строил на песке неисполнения заповедей, а другой не смог окончить строительство за нехваткой средств, которых недостало ему потому, что сперва не отрекся от всего своего, но самонадеянно начал стройку. Вадим К. 24 марта 2018, 12:54 Дорогие братья и сестры! Зачем нам так малодушествовать и расслаблять свои души маловерием? Почему не понимаем, что Бог сразу умертвил бежавшего с подвига не столько для видевших это его 39 сподвижников, сколько сделал это в назидание нам, чтобы страшились давать малодушию входа в свое сердце под обманными предлогами и извинениями? Мы хотим спорить с Истиной, Которая прямо говорит: кто отвергнется от Сына Человеческого перед людьми, того Я отвергнусь перед лицом Отца и Его Ангелов? Не помним, что Она сказала еще: претерпевший до конца, тот спасен будет? А его апостол что напоминает нам, как не слова Господа: если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя, (Евр. 10, 38)?

http://pravoslavie.ru/111638.html

Что же в нем произошло? Он решился стать таким, как они. Он был покорен их подвигом, он был поражен божественной красотой их христианского мужества, он был побежден их кротостью. То есть его сердце по своему внутреннему устроению стало совершенно тождественно сердцам этих людей. Поэтому все остальные вещи: и молитва, которой он не знал, и Священное Писание, которого он не читал, и, конечно, он никогда не входил в евхаристическое собрание, и был некрещеным человеком, – но за одну вот эту решимость Господь все восполнил. Потому что и крещение, и чтение слова Божия, и молитва, и общее церковное собрание – все те неисчислимые драгоценности, которые мы с вами имеем, – это всего лишь средства достижения любви к Богу, средства достижения близости к Нему, средства, с помощью которых человек может возгреть в себе желание подвига ради Христа, желание взвалить на себя это иго, о котором Господь говорит: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» в вечной жизни. И вот этой решимости не хватает, собственно, каждому из нас, чтобы уподобиться им, чтобы получить тот же венец от Бога. Спрашивается, почему мы никаких венцов над головой других людей не видим, а этот грубый воин, который еще несколько секунд назад исполнял роль палача, почему он увидел? Дело в том что Господь человеку, который готов решиться на подвиг, помогает. Вот этот человек всю ночь сидел у натопленной бани, ему было тепло и хорошо, и он смотрел на мучеников, и созерцание их прекрасного подвига перерождало его душу. Видимо, ему осталось совсем немножко, наверное, он колебался, поэтому Господь ему помог. Господь смилостивился над ним и показал ему ту славу небесную, которую получают эти мужи. И тогда он возжелал того же. Спасение души возможно только тогда, когда человек возжелает жизни духовной, возжелает подвига, а не этой пошлой мирской жизни. Особенно современная цивилизация – это вообще царство пошлости, потому что все превратилось в суррогат, ничего настоящего уже не осталось. Отдельные крупицы чего-то подлинного еще кое-где есть, а все остальное насквозь фальшивое. Поэтому в наше время отказ от всего этого даже подвига не представляет, потому что в мире царствует очевидная самодовольная пошлость. Дьявол, он вообще пошл, он даже ничего придумать-то не может интересного, а только бесконечно повторять, нудить все одно и то же. Это сплошная серятина, это все настолько примитивно, что мы только в силу своей духовной неразвитости можем попадаться на его дурацкие уловки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

приняли православную веру. Им не давали строить православных церквей, они молились по хатам из наших православных книг, сами крестили детей своих, а для причащения св. Тайн уходили в окрестные страны: или в Россию, или к православным сербам, или к молдаванам... Тогда встрепетали демоны, державшие народ в узах ереси; вострепетали и ксендзы униатские и, не имея силы словом опровергнуть истинную веру, обратились к жандармам и тюремщикам и, сговорившись с ними, начали также истязать новообращенных православных христиан, как истязали наших прадедов, когда здесь была еще Польша,- как истязали в далекой древности блаженных мучеников несчастные язычники. Их теперь многократно таскают по судам в самые рабочие дни , бросают в тюрьмы без всякой вины; в тюрьмах их мучают, подвешивают за руки и за ноги к кольцам, вбитым в стену и ,не стесняясь, приговаривают, " это не мы вас мучим, это православная вера вас мучит " . Девственниц, которые собрались вместе, чтобы спасать души в посте и молитве, раздели зимой, загоняли в мерзлое озеро, как 40 мучеников севастийских, после чего некоторые скончались. Так мучат наших русских в Венгрии и Австрии среди бела дня в наш просвещенный век. И они все это терпят, прославляя Бога, и никто из этих новых исповедников не изменил св. вере нашей и не возвратился к еретической унии. Но всего ужаснее то, что из шестерых православных …священников из Венгрии, трое томятся в тюрьме, и из них двое почти полтора года. Паства их, лишенная молитв и проповеди, тщетно умоляет жестоких католических властителей освободить ни в чем не повинных служителей Христовых. Власти и суда над ними не чинят, и на свободу не выпускают, а держат их невинных в тюрьме, как будто там не просвещенная страна, а черная Арапия или Китай. Об этих-то Божиих священниках, оторванных от паствы и от семейств своих, должны мы, братие, умножить свои молитвы - за иереев Максима и Игнатия, а также иеромонаха Петра, разделяющего с ними тюремное заключение. Да не приложится к ним слово писания : " Поражу пастыря и разойдутся овцы стада " ...

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010