Закладка храма состоялась 21 янв. 1885 г., в надписи было указано: «Сей священный храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергея и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны». Храм построили за 3 года. Большую часть денег на строительство -135 тыс. р.- пожертвовал имп. Александр III, по 15 тыс. р. выделил каждый из 4 его братьев (Алексей, Владимир, Сергей и Павел Александровичи), еще 5 тыс. р.- их сестра Мария Александровна, герц. Эдинбургская. Представители придворной аристократии участвовали в украшении и обустройстве храма. Автором проекта был рус. архит. Д. И. Гримм (1823-1898), руководил строительством иерусалимский инженер и архит. Георгий Франгья. 7-главый храм с золотыми куполами построен в типичном для царствования Александра III новорус. стиле с характерными для московского зодчества XVII в. кокошниками и шатровой колокольней. Главным украшением интерьера является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для к-рого были написаны В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из 4 стен храма, работы худож. С. В. Иванова (живопись по холсту, прикрепленному затем к стене), отражают основные эпизоды из жизни равноап. Марии Магдалины. Работу по размещению икон и холстов осуществлял командированный из С.-Петербурга худож.-реставратор П. К. Соколов. При строительстве храма были обнаружены остатки древнеевр. гробниц эпохи Второго храма. В находящейся на участке небольшой естественной пещере, по местному монастырскому преданию, спали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Для участия в торжественном освящении церкви, состоявшемся в праздник Покрова Пресв. Богородицы, 1 окт. 1888 г., в Иерусалим приехали вел. кн. Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем. На церемонии присутствовали губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греч. консул, рус. консульство и более 150 рус. паломников. Паломничество в Св. землю и посещение храма-мемориала в память имп. Марии Александровны несомненно сыграли роль в принятии решения вел. кнг. Елизаветы Федоровны о переходе в Православие. Впосл. сюда были перенесены ее мощи.

http://pravenc.ru/text/164927.html

Оба храма обслуживал один священник. В 1885–1922 в них служил прот. Александр Иоаннович Альбов. При больнице имелась часовня для отпевания и с 1861 – лютеранская часовня, убранство которой было взято из дома Барятинского. При посвящении в сестры милосердия священник возлагал на них четки, которые они носили на шее, под верхней одеждой. Обе церкви закрыты в мае 1922, несмотря на просьбы прихожан. Ныне в зданиях находится Детский консультативно-диагностический центр. Официальной датой основания общины считается 15 мая 1853, когда императором Николаем I был утвержден ее устав. До 1890 она название Община сестер милосердия Литейной части. Однако фактически община возникла еще в середине 1840-х. Ее учредительницей стала кнг. Мария Федоровна Барятинская, которая в 1843, после ранней смерти своей дочери Марии (в замуж. кнг. Кочубей), устроила в память о ней Мариинский приют для бедных женщин. Приют, опекавший 24 одиноких женщины, расположился в приобретенном княгиней деревянном здании на участке Сергиевской ул. (ныне ул. Чайковского), 52 и позже передан приходу лютеранской церкви св. Анны. Вскоре в том же доме был учрежден приют-ясли для детей в возрасте до трех лет (Marien Asyl). Для девочек 8–10 лет в помещениях дома кн. Барятинских (Сергиевская ул., 46–48) открылась школа рукоделия, где их учили (в том числе и сама княгиня) грамоте, вязанию, кройке и шитью. В первый год после утверждения устава община состояла под непосредственным покровительством императрицы Александры Федоровны, а затем вошла в Ведомство учреждений императрицы Марии. Первоначально община опекала преимущественно беднейших жителей Литейной части, однако постепенно расширяла зону своей деятельности. В 1852 архитектор К. И. Брандт построил на месте деревянного здания общины четырехэтажный каменный дом (фасад выполнил М. Е. Тупиков). 25 июля 1853, в день св. равноап. Марии Магдалины, на верхнем этаже здания был освящен православный храм в честь небесной покровительницы княгини-основательницы. Значительную часть здания – более 70 комнат – заняло отделение неимущих одиноких женщин, представительниц разных сословий и вероисповеданий. В него сразу поступило 77 женщин, а десятки кандидаток встали в очередь, ожидая свободного места. Плата за полное содержание подопечной, часто вносимая благотворителями, составляла от 60 до 150 руб. в год. На первом этаже здания располагались дневные ясли на 24 места для детей малообеспеченных работниц. Плату за содержание детей (60 руб. в год на ребенка) вносили благотворители, чьи имена выставлялись над каждой колыбелью.

http://sobory.ru/article/?object=24618

В 1915 г. болг. царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя рус. святого, и А. Н. с. был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия; заменены памятные доски, изменено расположение икон. Только в 1919 г., когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, к-рое возвратило собору первоначальное наименование. 12 сент. 1924 г., в день празднования памяти св. блгв. кн. Александра Невского, митр. Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь св. Александра Невского, сев. придел во имя святых равноап. Кирилла и Мефодия был освящен 13 сент., а юж.- во имя св. царя Бориса - 14 сент. А. Н. с. занимает центр большой площади, носящей его имя. Крестово-купольный собор (площадь 70 ´ 52 кв. м., объем 86 тыс. м, высота главного купола 45 м, колокольни 50 м, накупольных крестов ок. 5 м, главный барабан 16 м в поперечнике) вмещает более 5 тыс. человек. С сев., вост. и юж. сторон собор опоясывают крытые галереи, в вост. их части размещаются ризница и б-ка. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболг. стиле. Колокола А. Н. с. отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг, самый маленький - ок. 16 кг, звон колоколов слышен за 30 км. В украшении А. Н. с. принимали участие выдающиеся рус. и болг. художники: проф. П. Е. Мясоедов (Господь Саваоф в главном куполе), проф. М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), проф. И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в сев. нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), акад. А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), акад. Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), акад. А. Н. Новоскольцев, проф. А. Митов, проф. Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и др.

http://pravenc.ru/text/64446.html

Если абстрагироваться от секулярного словосочетания «эмансипация женщин», вызывающего устойчивые ассоциации с отечественной публицистикой начала XX в. и деятельностью большевички А. М. Коллонтай (1872–1952), тезис Ю. В. Оспенникова констатирует важную проблему, актуальную не только для церковного права, но для всего христианского богословия. Например, некоторые современные специалисты в области библейской экзегетики даже высказывают предположение о том, что равноап. Мария Магдалина, осуществляя апостольские труды, могла принимать участие в написании Евангелия от Иоанна . Раннехристианская Церковь знала такие виды церковного служения, как служение диаконисс и пресвитерид, которые принимали активное участие в литургической жизни. В частности, 15е правило Халкидонского Собора 451 г. содержит каноническую норму, регламентирующую «хиротонию» (χειροτονεν) диаконисс. Император Юстиниан I (527–565) в 535 г. учредил значительный (40 чел.) штат диаконисс для храма Св. Софии (Novell. Just. 3. 1), что было подтверждено в 612 г. императором Ираклием (610–641). Диакониссы упоминаются в 14м и 48м правилах Трулльского Собора 692 г. Анна Комнина свидетельствует о том, что диакониссы совершали служение в великой церкви Константинополя еще в период правления ее отца, императора Алексея I (1081–1118) (Anna Comnena, 2001, 484). Пресвитериды упомянуты в 11м правиле Лаодикийского Собора (IV в.), однако прецеденты женского священства существовали в Византии и в более позднюю эпоху. Подобные прецеденты отражены в неизданном источнике IX в., а именно в одной из редакций «Хроники» Георгия Амартола: Paris. Coisl. gr. 305, XI в., Fol. 209–210, впоследствии сокращенной . В изданной редакции «Хроники» сохранился лишь фрагмент, упоминающий (в критическом контексте) практику совершения женщинами в Византии таинства Крещения (Georg. Hamart., 1904, 463–464). Весьма показательно, что фрагмент, в котором упоминалось женское священство, пусть и в полемическом ключе, был сокращен еще в византийскую эпоху и остается неопубликованным до сих пор вследствие официальной позиции Ватикана.

http://bogoslov.ru/article/6192912

МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (Иванов Михаил Николаевич;1788 - 1860), иеросхим. Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 7 сент., 11 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Курских святых, в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?) - 1864), иеросхим., прп. Глинский (пам. 21 февр. и в Соборе Глинских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты, за исключением Ватиканского МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († 11.11.1433 (1434?)), блж., Христа ради юродивый, Московский (пам. 11 нояб., 13 авг.- обретения мощей, в Неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), затворник, в Дальних пещерах почивающий, прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА (в иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)

http://pravenc.ru/rubrics/123208_15.html

Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. Интерьер собора равноап. Марии Магдалины. Фотография. 2013 г. 27 марта 1884 г. по указу имп. Александра III Александровича Синод на заседании заслушал представление Орловского и Севского еп. Симеона (Линькова) об общине и постановил учредить в с. Никольском первоклассный общежительный мон-рь с уч-щем для девочек и богадельней, «с таким числом монахинь и послушниц, какое может содержать на свои средства, без всякого отпуска на сей монастырь содержания от казны». Первой настоятельницей стала игум. Зинаида, постриженица Аркадиевского вяземского монастыря . В монастыре было начато обширное строительство. По проекту воронежского архит. А. А. Кюи был возведен кирпичный 6-столпный 5-главый 2-этажный собор (1884-1885); в нижнем, отапливаемом, этаже освящены приделы: центральный - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, левый - во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, правый - во имя св. Дионисия Ареопагита и сщмч. Климента, папы Римского. В верхнем храме находился главный престол во имя равноап. Марии Магдалины и приделы вмч. Георгия Победоносца и Всех святых. Самой почитаемой иконой собора стал Тихвинский образ Божией Матери в сребро-позлащенной ризе, по молитвам перед к-рым насельницы, селяне и паломники получали исцеления. При соборе была поставлена деревянная звонница с 7 колоколами (самый большой весил 103 пуда). По завещанию Охотниковой ее останки и прах ее родителей перенесли из Знаменского храма с. Никольского в склеп под монастырским собором. В 1885 г. при М. М. м. на средства И. Н. Васильева, душеприказчика Охотниковой, было построено уч-ще для девочек-сирот, попечительницей к-рого являлась игумения. Сестры занимались религиозно-просветительской деятельностью среди населения. Так, за 1897/98 уч. г. было проведено 5 чтений, на к-рых присутствовало ок. 1 тыс. чел. В 1886-1889 гг. обитель возглавляла игум. Серафима (Николаева), в 1889-1900 гг.- игум. Моисея (Лялина), выпускница московского Николаевского ин-та и постриженица елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря , в 1900-1908 гг. игум. Мария (Боева), в 1908-1918 гг.- игум. Магдалина (ГАОО. Ф. 220. Оп. 1. Д. 95. Л. 1 об.- 2).

http://pravenc.ru/text/2562016.html

В 1864 община приняла новый устав, согласно которому одним из главных направлений ее деятельности стало оказание медицинской помощи малообеспеченным лицам. В 1865, когда в столице случилась эпидемия «возвратной горячки» (тифа), община открыла больницу для рабочих. Как и другие общины сестер милосердия, она принимала у себя раненых и пострадавших во время Крымской, Русско-турецкой, Русско-японской и I Мировой войн. Деятельность общины постоянно расширялась. В 1871 она открыла женскую больницу на 8 кроватей – как для своих пансионерок, так и для приходящих. В 1881 на месте деревянного дома на Сергиевской ул., 73 по проекту архитектора А. И. Кракау возвели четырехэтажное каменное здание детской и женской больницы (на 22 и 30 коек соответственно). На третьем этаже дворового флигеля в 1884 была устроена небольшая церковь во имя св. равноап. кнг. Ольги – небесной покровительницы умершей в 1876 гр. О. И. Орловой-Давыдовой. Вскоре по соседству (Сергиевская ул., 54) общиной был куплен двухэтажный дом с большим мезонином и каменным надворным флигелем, где разместились школа рукоделия и бесплатная квартира. К концу XIX в. в собственности общины имелось дачное поселение – пустошь «Успенское» близ станции Саблино по Николаевской железной дороге. После кончины гр. О. И. Орловой-Давыдовой попечительницей общины стала ее дочь – гр. Мария Владимировна Орлова-Давыдова, которая еще при жизни матери практически взяла на себя управление учреждением. Она же известна как основательница церковной женской общины «Отрада и Утешение» в унаследованном родовом имении Орловых с. Добрыниха Серпуховского уезда Московской губ. Здесь в 1903 графиня приняла монашеский постриг под именем Магдалины и стала игуменьей, оставаясь при этом до самой революции и попечительницей петербургской общины. Ее помощницей была племянница (дочь младшей сестры Евгении) – кнг. Екатерина Петровна Васильчикова. 14 апреля 1890 был принят новый устав общины, в котором ей придавался подчеркнуто православный характер и закреплялось название «Община сестер милосердия во имя Христа Спасителя».

http://sobory.ru/article/?object=24618

Уникальным примером частной инициативы в сфере жен. духовного образования в Белоруссии было открытие Паричского уч-ща для девиц духовного звания, пользовавшегося активной поддержкой архиепископа. В 1860 г. М. Я. Пущина (урожд. Подкользина, 1812-1895), выпускница С.-Петербургского жен. патриотического ин-та, жена генерал-майора (с 1865), бывш. декабриста М. И. Пущина, основала учебное заведение в имении мужа мест. Паричи Бобруйского у. (ныне поселок Светлогорского р-на Гомельской обл.). 17 июня 1860 г. Пущина сообщила М., что имп. Мария Александровна и Августейшие дети 6 июня пожертвовали 1300 р. на содержание уч-ща, а в кон. авг. 1860 г. императрица согласилась наименовать его в честь равноап. Марии Магдалины. Государыня стала покровительницей училища, средства поступали ежегодно, в т. ч. и от частных лиц, напр. москвича, почетного гражданина М. Л. Королёва (4 тыс. р.), свояченицы основательницы Е. И. Бароцци (2 тыс. р., по завещанию). К 1 сент. 1860 г. был определен первоначальный штат воспитанниц из 25 дочерей беднейшего местного правосл. духовенства, и в праздник Рождества Богородицы М. возглавил церемонию открытия. 10 окт. 1862 г. по благословению М. для заведования делами уч-ща был учрежден комитет при Минской духовной консистории. К 1863 г. на средства Пущина была построена в русском стиле ц. во имя св. Марии Магдалины, освященная М. 13 нояб. (разрушена в 70-х гг. XX в.; в 1991 построен новый храм). 18 нояб. 1863 г. был утвержден штат Минского жен. ДУ, и по предложению Пущиной на эти средства стали содержаться 20 воспитанниц в Паричах. Через 2 года в Паричи были помещены еще 20 девочек для буд. ДУ в г. Минске. В нач. 1865 г. по приказу Муравьёва на устройство более удобного здания для уч-ща было выделено 6 тыс. р. из штрафных сумм за мятеж. Инженер А. Скуратов составил смету на возобновление и капитальное расширение училищного здания. На 4 тыс. р., полученных от Мин-ва внутренних дел, в 1866-1867 гг. были устроены кухня, столовая, галерея, баня и прачечная, о чем Пущина отчиталась императрице.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Глубокая религиозность помогала М. А. преодолевать жизненные испытания. В 1849 г. огромным горем стала для нее смерть 7-летней дочери Александры. Для того чтобы помочь пережить эту потерю, митр. Филарет по просьбе М. А. составил для нее особую молитву. В 1865 г. умер любимый старший сын Николай, наследник престола. От этой трагедии она уже не смогла оправиться. В сент. 1868 г. М. А. гостила у кор. Баварии Людвига II Виттельсбаха в его замке Берг, но путешествие лишь ненадолго отвлекло ее от тяжелых мыслей. Ухудшение в состоянии здоровья М. А. и разлад с супругом, имп. Александром II, привели к тому, что она фактически отказалась от светской жизни. По рекомендации врачей основную часть времени императрица стала проводить в теплом климате Ливадии (Крым), Сан-Ремо (Италия) и Канн (Юж. Франция). Несмотря на тяжелые болезни и переживания, связанные с многочисленными покушениями на жизнь Александра II, М. А. продолжала помогать страждущим и поддерживала близких. После кончины М. А. гроб с телом усопшей был торжественно перенесен из Зимнего дворца в Петропавловский собор, где в течение недели любой желающий мог проститься с почившей императрицей. По свидетельству коменданта Петропавловской крепости Е. И. Майделя, во все дни был «неимоверный натиск в крепость почти всего населения Петербурга» (ГАРФ. Ф. 94. Оп. 1. Д. 304. Л. 33). Погребение состоялось 28 мая 1880 г. Память о М. А. сохранилась не только в названии мариинских гимназий. Еще в 1856 г. по высочайшему указу Александра II в Казанской губ. был основан город, получивший в честь императрицы название Мариинский Посад (ныне Чувашия). На следующий год на главном почтовом Московско-Иркутском тракте появился г. Мариинск (ныне Кемеровская обл.). В 1861 г. на Аландских о-вах был основан г. Мариехамн (ныне Маарианхамина, Финляндия). К наст. времени во всех этих городах установлены памятники М. А. Бронзовый памятник-бюст можно увидеть и в Сан-Ремо. Имя М. А. носят также Мариинский театр в С.-Петербурге (здание отстроено после пожара 1859) и Мариинский дворец в Киеве (ныне - церемониальная резиденция президента Украины). В Гефсиманском саду Иерусалима на средства детей императрицы построена ц. св. равноап. Марии Магдалины (1888). Поэт Ф. И. Тютчев , неоднократно встречавшийся с М. А. в Ницце, посвятил ей неск. стихотворений.

http://pravenc.ru/text/2562128.html

Лит.: Кондаков Н. П. Изображения рус. княжеской семьи в миниатюрах XI в. СПб., 1906. С. 45-48; Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 54, 16, 44, 62; Голышенко В. С. К вопросу об изображении князя в Чудовской рукописи XII-XIII вв.//Проблемы источниковедения. М., 1959. Вып. 7. С. 391-415; Божков А. Миниатюри от Мадридския ръкопис на Йоан Скилица. София, 1972; Томов Е. Български възражденски щампи. София, 1975; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная кн. Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV вв. М., 1980. С. 15-17. Кат. 1, 2; Джурова А. 1000 години българска ръкописна книга: Орнамент и миниатюра. София, 1981. С. 26; Босилков С. Гравюри от 18 и 19 в. с образи на първоучителите: Иконографски наблюдения//Междунар. симп. в чест на 1100 години от смъртта на св. Методий. София, 1989. Т. 2. С. 168-170. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых) КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306) МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля) МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла ОЛЬГА (Елена) (ок. 920 - 11.07.969), равноап. (пам. 11 июля, в Соборе Псковских святых, в Соборе Волынских святых) кнг. Киевская, правительница Древнерусского гос-ва (2-я пол. 40-х - нач. 60-х гг. X в.) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.)

http://pravenc.ru/text/153131.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010