Свято-Николаевский Черноостровский женский монастырь в г. Малоярославце. Основан в XIV в., в Смутное время находился в запустении, возобновлен в 1659 г. как мужской, в конце XVIII в. был обращен в приходскую церковь, но уже в 1800 г. началось его возрождение. В 1812 г. сильно пострадал во время решающего сражения с Наполеоном. Полностью восстановлен в 1822 г. В 1839 г. построен Свято-Никольский собор, как памятник победы при Малоярославце. В XIX — начале XX вв. в монастыре была поставлена строгая монашеская жизнь. В 1918 г. закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Восстановлены все храмы и монастырские постройки. Святыни . Частица мощей свт. Николая в ковчеге, привезена из г. Бари, стопа прп. Антония, старца Оптинского в ковчеге, два креста-мощевика со многими частицами святых мощей, резное распятие с частицей Животворящего Креста Господня, Хитона Господня и камнем от Гроба Господня; иконы с мощами святых: прпп. Киево-Печерских, прпп. старцев Оптинских, прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, прп. Феодосия Тотемского, св. Иоанна Тобольского, прмц. Елисаветы. Крестный ход 25 октября, в праздник Калужской иконы Божией Матери, установленный в честь заступничества Богородицы в войне 1812 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге. Основан в начале XVII в., имел странноприимный дом, монахини занимались шитьем белья, вязанием, деланием цветов и вышиванием золотом. После революции монастырь был закрыт, но просуществовал под видом трудовой артели до 1922 г., когда проживавшие в нем 118 монахинь и послушниц были репрессированы. Возобновлен в 1992 г. В настоящее время располагается в здании бывшего духовного училища с храмом в честь свт. Гурия Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и епархиальное женское училище с пансионом на 40 человек. С 2000 года монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря, построенного на месте Великого стояния на Угре (1480 г.). Святыни . Ковчег с мощами свт. Гурия Казанского, крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мчч. Савваитов в ковчеге, крест-мощевик с мощами прп. Сергия Радонежского, прп. Иосифа Оптинского, прп. Максима Грека, свт. Филарета Московского, свт. Луки Одесского, прп. Нила Столобенского, прп. Зосимы Владимирского, прп. Макария Калязинского, прп. Иова Почаевского, прп. Нектария Оптинского, прп. Анатолия Оптинского (мл.), блгв. кн. Петра Муромского, мчч. горы Елеон, мчч. пустыни Хузив; иконы с частицами мощей свв. угодников Божиих прп. Серафима Саровского, прпп. старцев Оптинских, свт. Иоанна Суздальского, свт. Иоанна Тобольского, свт. Игнатия Ростовского, свт. Филарета Московского, свт. Иннокентия Московского. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери (XVI в.) 21 июля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1416421...

19.07.1903 - Канонизация св.прп. Серафима Саровского 1923 - Закрытие Саровского монастыря (он становится летним, а затем концентрационным лагерем) 1929 - Разгон дивеевских монахинь 1920 г. - Разработано положение о ликвидации святых мощей " во всероссийском масштабе " Ноябрь 1920 г. - Уездный съезд советов в г. Темникове принял решение о вскрытии раки преп. Серафима 17.12.1920 - Рака прп. Серафима Саровского вскрыта 5.04.1927 - Святые мощи прп. Серафима изъяты из Саровского монастыря и увезены в неизвестном направлении, предположительно в Москву, в Донской монастырь, затем след терялся Конец 1990 г. - Решение о переводе музея религии и атеизма в Санкт-Петербурге из Казанского собора в другое помещение. В одном из помещений собора, где находились гобелены, была найдена рогожа, при вскрытии которой обнаружили мощи, на мощах обнаружены медный крест и рукавички. На одной вышито: " Преподобие отче Серафиме " , на другой: " Моли Бога о нас " . Об этом директор музея сообщил Святейшему Патриарху Алексию II, который утвердил комиссию и благословил прежде всего найти в архивах все документы, связанные с мощами преп. Серафима. Из Российского центрального архива были получены копии документов о канонизации Преподобного в 1903 г. и очень подробный акт, составленный при вскрытии мощей в Темникове. При сопоставлении мощей, найденных в музее, с этими документами было установлено полное совпадение до мельчайших подробностей 25 декабря по 10 января 1990 г. - Период освидетельствования святых мощей прп. Серафима Саровского. Оформлены все необходимые документы, получено разрешение Министерства культуры, сделана новая рака и сшито облачение. В присутствии архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения, архиепископа Истринского Арсения совершено облачение и положение в раку честных мощей преп. Серафима 11.01.1991 - В Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась торжественная церемония передачи святых мощей 07.02-23.06.1991 - Святые мощи находились в Москве 23-30.07.1991 - Мощи преподобного везли из Москвы в Дивеево через Богородск, Орехово-Зуево, Владимир, Боголюбов, Гороховец, Вязники, Нижний Новгород, Арзамас.

http://sedmitza.ru/text/713589.html

В 1990 в Сарове был организован православный приход. Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован. В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево. 2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия. В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых. В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского. 17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась. В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин. В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря. Современное состояние [ править править код ] 17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове. 27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

«О развитии социальной инфраструктуры вокруг Саввино-Сторожевского монастыря», докладчик — глава города Звенигорода Л.О. Ставицкий; «О планах строительства в Москве храма прп. Саввы Сторожевского и благоустройстве Савиновского подворья в Москве», докладчик – председатель комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Московской Государственной Думы И.О. Елеференко; «О Премии прп. Саввы Сторожевского за вклад в будущее России», докладчик — председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Московской Государственной Думы С.А. Попов. Решение об учреждении Премии прп. Саввы Сторожевского было принято для того, чтобы поощрить граждан нашей страны и других государств, являющих современному обществу примеры беззаветного служения России в духовной, политической, общественной, культурной и иных сферах. Премия прп. Саввы обращена к людям разного социального, профессионального, национального статуса. Завершилось заседание церемонией вручения наград. Святейший Патриарх Алексий вручил лауреатам премию прп. Саввы Сторожевского, а также церковные награды и памятные знаки, посвященные 600-летию преставления прп. Саввы Сторожевского членам Попечительского совета монастыря и Оргкомитета по проведению юбилейных торжеств. Премия прп. Саввы Сторожевского вручена председателю Попечительского совета председателю Государственной Думы Федерального собрания РФ Борису Вячеславович Грызлову. Во внимание к вкладу в проведение юбилейных торжеств наградами Русской Православной Церкви отмечен ряд лиц: — председатель комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы С.А.Попов награжден орденом прп. Серафима Саровского (III степени); — депутат Московской Городской Думы В.С.Степаненко награждена орденом св. равноап. кн. Ольги (III степени); — председатель совета директоров ООО «Ваш представитель» К.К. Отто награжден орденом св. блгв. кн. Даниила Московского (III степени); — заместитель начальника отдела департамента экономической безопасности МВД России П.В. Десятых награжден орденом св. блгв. кн. Даниила Московского (III степени);

http://patriarchia.ru/db/text/385654.htm...

30 июля 1920 г. Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 авг. того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 нояб. 1920 г. Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского еп. Алексия (Симанского , впосл. Патриарх Московский и всея Руси) на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 г. «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе. «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, к-рая почернела и была негодной, а также лишние пелены). По офиц. сведениям, опубликованным в ж. «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 г. произведено 63 публичных В. м. Помимо этого были вскрыты мощи свт. Алексия в Чудовом в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех муж. мон-ре весной 1919 г., Белгородского и Обоянского свт. Иоасафа (Горленко) 1 дек. 1920 г., прп. Серафима Саровского 17 дек. 1920 г. Мощи прп. Серафима Саровского, несмотря на массовые протесты верующих, оставили обнаженными для обозрения. В 1921-1922 гг. нек-рые из вскрытых властью нетленных мощей (свт. Иоасафа, св. католич. Церкви Андрея Боболи и др.) перевезены в Москву на выставку, организованную Народным комиссариатом здравоохранения. К 1922 г. публичные В. м. почти прекратились, но во время изъятия церковных ценностей при отобрании у Церкви серебряных рак и ковчегов производилось множество неофиц. вскрытий, зачастую без надлежащих протоколов. Так, в марте в связи с изъятием серебряной раки в Андроникове в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. мон-ре вскрыты мощи прп. Андроника Московского и прп. Саввы , игумена Спасского; в том же году вскрыты мощи Тобольского митр. прп. Иоанна (Максимовича) . Неск. раз в 20-х гг. вскрывались мощи св. прав. Симеона Верхотурского . Последние публичные В. м. состоялись в кон. 20-х - нач. 30-х гг. К делу о В. м. св. блгв. кн. Анны Кашинской в 1930 г. был приурочен громкий антирелиг. судебный процесс.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Конечно, эти чрезвычайные явления воскресшего Христа были вызваны необходимостью укрепить раз и навсегда веру только что зарождавшейся на земле Его Церкви в основной ее догмат воскресения Христова. После в таких частых явлениях Воскресшего Господа не было особенной нужды. Однако Господь Спаситель наш не оставил Своих последователей без приобщения к этому вечному веселию еще в земной их жизни. Он послал ученикам от Своего Божественного Отца Другого Утешителя, благодать которого стала потом изливаться на нас в Православной Церкви, в ее таинствах. Эта благодать в своих разнообразных и дивных проявлениях стала источником великих небесных радостей, источником того же «вечного веселия» в жизни святых людей. Как мог, например, св. Марк Фраческий не испытывать этого веселия, когда от действия его великой благодати однажды сдвинулась гора с места, хотя он этого чуда не просил у Бога, но лишь беседовал с другим праведником о том, что Господь всегда был, есть и будет с нами Своею божественною всемогущею силою?! Могла ли быть непричастной этому вечному веселию Мария Египетская, которая неоднократно переходила Иордан, как по сухому пути, а когда по просьбе отца Зосимы стала молиться за весь мир, то поднялась на воздух?! Разве менее апостолов ощущали в себе божественную радость святые люди, когда они воскрешали мертвых и творили силою своею благодати многие великие знамения и чудеса, когда Господь удостаивал их чрезвычайных небесных видений и откровений, как это было, например, в жизни прп. Сергия Радонежского и прп. Серафима Саровского . Прп. Сергий сподобился видения Божией Матери в такой великой ее славе, что свидетель сего видения ученик св. Сергия инок Михей не мог вынести этой славы от божественного света и упал на землю, как мертвый. После видения прп. Сергий говорил ему: «И во мне душа трепещет от небесного восторга». Такого же видения Божией Матери удостоился в день праздника св. Благовещения незадолго до своей смерти и прп. Серафим вместе с праведной инокиней Дивеевской обители Евпраксией. Последняя также не могла вынести небесного света, среди коего явилась во всей Своей славе Пречистая Матерь, окруженная ангелами, апостолами Иоанном Богословом и Петром и двенадцатью мученицами. Она упала, и Божия Матерь подняла ее Своими пречистыми руками. По окончании сего видения, которое длилось более двух часов, прп. Серафим говорил инокине Евпраксии: «Есть нам почему иметь веру во Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

По благословению прп. Серафима в Дивеево для обустройства св. канавки (тропы), по к-рой, по словам преподобного, каждую ночь проходила Божия Матерь, рядом с Казанской общиной устраивалась новая Мельничная община, и М. вместе с девицей Прасковьей Степановной Шаблыгиной (мон. Пелагеей) принимали в этом непосредственное участие. 9 дек. 1825 г., в праздник Зачатия Пресв. Богородицы, прп. Серафим, вышедший из затвора, посетил Дальнюю пустынь Саровской обители. Здесь преподобный с Шаблыгиной и М. более часа молился перед Распятием с зажженными свечами. Считается, что эта совместная молитва положила начало созданию Мельничной общины. Шаблыгина стала 1-й старшей сестрой в общине, а М., по словам о. Серафима,- «начальницею над дивеевскими сиротами в царствии небесном». Земли, предназначенные для устроения Мельничной общины, принадлежали заводчикам Баташёвым. Шаблыгина вспоминала, что за 3 года до кончины прп. Серафим «благословил зарывать канавку, рыли мы ее три года и зимою и летом. Так мы жили на чужой земле». По поручению преподобного М. с Прасковьей ходили пешком (ок. 15 км в одну сторону) на Илевский чугунолитейный и железоделательный завод к А. Стребулаеву, приказчику Баташёвых, «но милости нам он никакой не сделал». Только когда в Саров приехала генеральша В. А. Посникова (урожд. Баташёва) и пообещала прп. Серафиму оформить эту землю, как свою долю наследства, в кон. апр. 1828 г. необходимые бумаги на землю Дивеевской обители были получены (Там же. С. 185-186). В течение 4 лет М. трудилась, помогая прп. Серафиму в устроении Мельничной общины. Преподобный рассказывал мон. Мелитине, что при строительстве Рождественских храмов (1829-1830) в Дивеево «девушки сами носили камушки, кто по два и по три», а М. «наберет пять или шесть и с молитвою на устах молча, возносила свой дух горящий любовию к Господу, вскоре с больным животиком преставилась к Богу». По письменным свидетельствам дивеевских сестер, прп. Серафим постриг Марию в великую схиму с именем Марфа, вероятно за год до ее кончины.

http://pravenc.ru/text/2562492.html

Соч.: Ист. описание Николаевской Берлюковской пуст. М., 1889; Акафист св. мц. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. СПб., 1893. М., 1992; История подлинного Нерукотворенного образа Спасителя. М., 1894. СПб., 2000; Жизнь и страдания св. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. М., 1897; Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. М., 1897; Житие, чудеса и открытие честных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия Углицкого, архиеп. и чудотворца Черниговского. М., 1897; Сказание о мытарствах прп. Феодоры. М., 1897; Великий пост: Святоотеческое учение о посте и беседы христианина со своей душой во дни св. четыредесятницы. М., 1898. СПб., 2000; Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. М., 1898; Жизнь и страдальческая кончина св. вмч. Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и детей их Агапия и Феописта. М., 1898; Жизнь и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия. М., 1898; Жизнь св. Макария Египетского. М., 1898; Жизнь и страдания св. мч. Трифона и почитание его в России. М., 1898, Жизнь и страдания св. вмц. Варвары. М., 1899; Жизнь и страдания св. вмц. Екатерины. М., 1899; Явления и чудотворения святых семи архангелов. М., 1899, 1996; Ад и рай: Святоотеческое учение о вечных муках ада и вечном блаженстве рая и видение рая святыми. М., 1900, 2003р; Жизнь и покаяние прп. Марии Египетской. М., 19002; Покровители брака: Жизнь св. мучеников Гурия, Самона и Авива и св. чудотворцев муромских кн. Давида и кнг. Евфросинии, в иночестве Петра и Февронии. М., 1900; О памятниках древнерус. иконописи в Берлюковской пуст.//Моск. ЦВед. 1901. 30. С. 348-351; Плач Пресв. Богородицы при Кресте Господнем. М., 1901; Небесные друзья трезвости: Жизнеописания прп. Моисея Мурина и св. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. М., 1903, 1996; Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904 (то же, под назв.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р); Правосл. мон-ри Рос. империи: Полный список. М., 1908.

http://pravenc.ru/text/171685.html

Впрочем, св. угодникам Божиим присуще, как отличительное их свойство, и другое трогательное проявление любви христианской, которое сознается даже и недуховными людьми. Мы имеем в виду их строгое отношение к себе и весьма снисходительное отношение к недостаткам своих ближних. Св. ап. Павел в своем Послании к галатам говорит: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» ( Гал. 6:2 ). Как надо понимать эти апостольские слова? По святоотеческому толкованию, здесь под выражением «друг друга тяготы носите» надо разуметь наше снисходительное отношение к недостаткам ближних, в чем и обнаруживается в нашей жизни исполнение всего христианского закона, всего христианства. Дивным воплощением этих слов представлял собою, подобно ап. Павлу, великий угодник Божий прп. Серафим Саровский . Сам он питался три года только травою снытью, а о сестрах Дивеевской обители, им руководимой, заботился, чтобы они досыта питались хлебом. Одной из них, бывшей в унынии от больших физических работ, советовал класть хлеб себе под подушку, чтобы вкушать его и ночью. Сам он день и ночь молился, а для сестер Дивеевской обители умолял их настоятельницу сократить богослужебный устав, не желая обременять их, как немощных и слабых, продолжительностью молитвенного подвига. Накануне своей смерти прп. Серафим в последний раз пришел в церковь , приложился ко всем иконам иконостаса, простился со всею братией, причастился св. Христовых Тайн и потом пошел к игумену. Преподобный беседовал с ним в течение целых двух часов. О чем же св. Серафим беседовал? Он умолял игумена снисходительно относиться к молодым немощным инокам, к их недостаткам и поддерживать их через эту любовь в борьбе со страстями в подвиге за целомудрие и за св. Церковь . Вот чем были заняты ум и сердце прп. Серафима перед его смертью. Так до самого последнего издыхания он любил ближних, и этою любовью было проникнуто все его существо. За это Господь изливал на прп. Серафима всю Свою Божественную любовь во исполнение Своих непреложных слов: «...в ню же меру мерите, возмерится вам» ( Мф. 7:2 ). За эту любовь Господь сподобил преподобного поразительных видений и откровений и удостоил его дивной кончины. Вот за что св. ангелы вознесли душу Саровского подвижника после его смерти, при необычайном Божественном свете, разлившемся ночью по всему небу, к престолу св. Троицы для вечной непрестающей радости в небесном Царстве Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Строителей было всего 3-4 человека, реконструкция шла медленно. Хотя финансов имелось немного, стройка всё – таки велась непрерывно, и зимой, и летом. Сметная стоимость храма определялась внушительной суммой. Страх одолевал – сумма огромная, но молитвенно надеясь на Господа, всё промыслительно устраивалось. Каждую копеечку берегли и ценили, но самое главное — укрепляли веру, духовную жизнь прихода. С 1998 года регентское послушание исполняет Тимошенко Наталья Николаевна. Без церковного хора службы не совершишь. Организовалась миссионерская деятельность среди школьников. Под руководством педагогов дети проводят рождественские и пасхальные утренники. Божественная Литургия в храме совершалась один-два раза в месяц по воскресным и некоторым праздничным дням. При отсутствии настоятеля, в некоторые воскресные дни чтение Псалтири и Акафистов совершали сами прихожане. Настоятель ещё окормляет иные три прихода и поочерёдно по воскресеньям служит в них. Первая Божественная Литургия в новом храме под открытым небом совершилась 1 августа 2004 года, а с 2005 года в зимнем помещении храма с июля уже совершается постоянно. А с лета 2008 года Божественная Литургия проходит постоянно в новом храме. Современное состояние [ править править код ] При храме имеется Библиотека. Также работает Воскресная школа, которая расположена в доме возле храма по адресу ул.Садовая, 1«А». На территории храма имеется Крестилка-купель, келия прп. Серафима Саровского, где находится камень, на котором можно помолиться с воздетыми вверх руками и с молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному.» Здесь же имеются святые камешки привезенные из мест Святой Земли Иерусалим. Также, почти ежедневно совершаются крестные ходы с молитвой: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.» Читается 150 раз. По праздничным и воскресным дням после службы предлагается братская трапеза. Святыни [ править править код ] По милости Божией, в приходе имеются благодатные частицы, более 100 святых угодников Божиих. Среди них находятся частички святых мощей: св. Андрея Первозванного, св. апостола Иакова, брата Господня, святителя Николая архиепископа МирЛикийского, святителя Спиридона Тримифунтского, святителей Иоанна Златоустого, Тихона патриарха Московского и Всея Руси, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иова Почаевского, Амфилохия Почаевского, Амвросия Оптинского, благоверного князя Александра Невского, святого равноапостольного князя Владимира, Великомученика и целителя Пантелеимона, блаженной Мотроны Московской, преподобных и блаженных жен Дивеевских и иных. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_преподобн...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010