Западная: граница 150; Европа 194. 226. Западно-русские: униатские митродолцты 216; униаты 196. » . Западно-русский край 205. Западно-русские области 195. Западные пограничные военные округа 5. Западный; край 151; фронт 282. Западные епархии 149.186.194.202.204–205.245. Зеландский епископ 187. Зимний дворец в Петрограде 7. 8. 9. 12. 13. 51. 57. 58. Зубчанинов Сергей Иванович, главно-уполномоченный по устройству беженцев 154. 155. 157. Игнатьева Софья Сергеевна, графиня 148. «Известия Верховного Совета по призрению семей лиц, призванных на войну, а также семей раненых и павших воинов» 89–90. 96. 119. Иларион(Троицкий), архимандрит 198. Илия, епископ супурганский 194 225. Илия, пророк 1. Иркутск 124. Исаакиевская площадь в Петрограде 33. Исаакиевский собор в Петрограде 33. Испанский представитель в Берне 185. Итальянская, улица в Петрограде 179. Итальянское происхождение 258. Иезуиты 203. Иерусалимская: Миссия 194. 195. 218. 219. торненская обитель 218. 219. Иерусалим 194. 217. 218. 219. Иоанн Богослов, евангелист 282. Иоанн Воин, св. 284. Иоанн Креститель 149. Кавказская: граница 222; минеральная группа 124. Кавказский фронт 73. Казанская икона Божией Матери 46. Казанский: собор в Петрограде 9. 11. 14. 31; Университет 294. Калишский православный собор 180. Карталинский архиепископ 15. Кахетинский архиепископ – см. Карталинский. Кильбурн Дж., пастор 277. Киржач, г. 281. Кисловодск, г. 227. Кишанев 175. Киевопечерская лавра 182. Киевская епархия 150. Киевский: митрополит 182; округ 309. Киевское Славянское благотворительное Общество 210. Киев 37. 38. 39. 210. Ковенский госпиталь 279. Ковкин Василий, церковник 282. «Колокол», газета 45. Комаров Л. В., священник 283. Кондратьев Георгий Андреевич, чиновник особых поручений при министре Внутренних Дел 193. Кони Анатолий Федорович, член Государственного Совета 166. Константиновский уезд 154. Константинопольский патриарх 197. 306. Константин Константинович, Великий Князь 32. Копенгаген 187. Коссоры 73. Костромской Богоявленский монастырь 282,

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

б) Значение этих слов в приложении ко временам Мессианским раскрыто в Евангелии. По объяснению Св. Евангелистов под гласом вопиющего в пустыне пр. Исаия разумел Иоанна Предтечу ( Мф. 3:3 ; Лк. 3:4–6 ; Мк. 1:1–5 ). По свидетельству Св. ев. Иоанна, в таком именно смысле объяснил эти слова пророка сам Иоанн креститель. Когда фарисеи ( Ин. 1:19 : жидове от Иерусалима, – 24: посланнии беху от фарисеи), услышав, что Иоанн проповедует в пустыне крещение покаяния и учит народ, послали спросить его: Христос ли он, или Илия, или другой пророк, или вообще кто он такой, то Иоанн сказал: аз глас вопиющаго в пустыни: исправите путь Господень, якоже рече Исаия пророк ( Ин. 1:19–23 ). Св. Иоанн Предтеча действительно был послан в мир прежде явления Мессии для того, чтобы приготовить в сердцах людей путь к принятию Мессии. Самые первые последователи Иисуса Христа – апостолы: Петр, Андрей, Филипп, Варфоломей, были из учеников Иоанна Предтечи и проповедью его были настолько подготовлены к принятию Мессии, что достаточно было сказать им: се Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ) или: гряди по Мне ( Ин. 1:43 ), чтобы они последовали за Иисусом Христом. Подготовительная деятельность Иоанна Предтечи состояла в том, что он убеждал людей очистить свою совесть от грехов и загладить их покаянием ( Мф. 3:2–12 ). Разные виды грехов и пороков, которые изобличал Иоанн Предтеча, изображаются у пр. Исаии под образом дебри, холма, утесов и проч. Этот голос, призывающий исправить все неровности сердца, слышен был не только из уст Иоанна Предтечи Господня, но и теперь пастыри и учители церкви возглашают тоже: «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших и наполнялись добродетелями и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие» (бл. Иероним). 5 ст. «И явится (тогда) слава Господня и всякий человек (всяка плоть) увидит спасение Божие, ибо (яко) это сказал Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Странноприимный дом на месте крещения Господа Иисуса Христа на реке Иордан Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Место, в котором находится русский Странноприимный дом в Иордании , Вифавара, овеяно святостью и колоритом Востока. В переводе с еврейского, Вифавара означает " переправа " - это место на Иордане, где в древности был переход через реку. В Вифаваре происходили важнейшие события библейской истории. Здесь израильтяне под предводительством Иисуса Навина совершили переход через полноводный тогда Иордан в Землю Обетованную после сорокалетнего странствования по пустыне (Нав. 3, 14-17); здесь святой пророк Илия перешел Иордан перед тем, как Господь взял его на небо на колеснице огненной (4 Цар. 2, 4-11); здесь крестил святой Иоанн Предтеча (Ин. 1, 28) и здесь от его руки принял Крещение Сам Господь наш Иисус Христос; здесь произошло призвание Христом апостолов из учеников Иоанна Крестителя (Ин. 1, 35-51), на это же место «за Иордан» Иисус Христос вернулся, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления (Ин. 10, 39-42), здесь Мария Египетская перешла Иордан, отправляясь в пустыню для совершения аскетических трудов и покаяния. В 1990-е гг. на восточном берегу реки Иордан международной группой археологов были проведены раскопки. Место подсказала известная древняя мозаичная карта в храме святого Георгия в близлежащем городе Мадаба. Во время раскопок на указанном месте были обнаружены руины византийской церкви и основа греческой колонны, которая обозначала место Крещения Господня. Исследования показали, что на протяжении семи столетий, с V по начало XII века, на месте Крещения Господня последовательно сменили друг друга пять христианских храмов. Первый храм был сооружен здесь при византийском императоре Анастасии (491-518). Он был построен на специальных арках на высоте шесть метров над землей, чтобы избежать разрушения во время разливов Иордана. Здесь же был обнаружен каменный остов часовни на месте, где Господь снял ризы перед схождением в воду. Недалеко отсюда находится источник св. Иоанна Крестителя и руины византийского монастыря на предполагаемом месте подвига преподобной Марии Египетской. На некотором расстоянии отсюда располагается холм св. пророка Илии – место взятия пророка на небо (2 Цар. 2:5-14), холм «Тель Харрар» с руинами византийской пещерной церкви, почитающейся как жилище пророка Илии и Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/palomnik/Странноприимны...

После восьми лет, проведенных в монастыре, Бог призвал его на иное служение. Известно, что Румынская Православная Церковь располагает двумя духовными центрами в Святой Земле. Это церковь и духовная миссия в Иерусалиме и скит на Иордане с храмом св. Иоанна Крестителя недалеко от Иерихона, в местах, где два тысячелетия назад крестил приходивших к нему Святой Иоанн. После второй мировой войны возникла потребность в служащем священнике и настоятеле для церкви скита на Иордане. Поэтому настоятель румынской церкви в Иерусалиме архимандрит Викторин (Урсаке) предложил Румынской Патриархии рукоположить во священника инока Иоанна Якоба. Благодаря наилучшим рекомендациям архимандрита Викторина выбор пал на Иоанна. Во время литургии, совершенной в ротонде Гроба Господня, Иоанн был рукоположен в диакона и священника. В течение пяти лет, вплоть до 1952 года, иеросхимонах Иоанн был настоятелем скита на Иордане, исполняя свои обязанности с рвением и благочестием. С помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита, как для них самих, так и для паломников. Иоанн служил постоянно литургии, исповедовал, причащал, обращался к паломникам со словами духовного утешения и поддержки. Часто трудился в небольшом саду. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню; пребывая в посте, молился и клал многочисленные поклоны. Не оставлял он и написания стихов, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды, которые он любил больше, чем какие-либо другие. Находясь в окружении многих людей и угнетаемый преходящими заботами, которые мешали ему углубиться в себя и в молитву, к тому же будучи больным, в 1952 году, пробыв какое-то время в госпитале в Иерусалиме, он решает оставить настоятельство и удалиться в иное место. Так объясняется его решение поселиться в монастыре прп. Георгия Хозевита. Это был древний монастырь, появившийся в начале V века, расположенный к западу от Иерихона, в долине потока Хорат или Керит времен Ветхого Завета, ныне называемого Хозива, в окрестностях которого жил пророк Илия в царствование нечестивого царя Ахава. Монастырь знал и времена процветания во второй половине VI века, когда спасался здесь прп. Георгий Хозевит.

http://pravoslavie.ru/41309.html

И вопросиша его: что убо? Илия ли ecu ты? И глагола: несмь. Пророк ли ecu? И отвеща: ни. Реша же ему: кто ecu? Да ответ дамы пославшим ны: что глаголещи о себе самом ( Ин.1:19–22 )? Люди всех сект без различия стремились к нему, и св. Иоанн в числе приходящих, к нему на крещение видел многих фарисеев и саддукеев ( Мф.3:7 ). И сам Господь Иисус Христос свидетельствует, что фарисеи малое время хотели порадоваться при свете его ( Ин.5:35 ). Но это было дотоле, доколе проповедь Иоанна не касалась их лично, а держалась общих обличений. В истории св. Иоанна Крестителя повторилась история многих сильных проповедников, говоривших о покаянии и исправлении. Великие и сильные в общественном положении окружают их похвалами и сочувствием, когда они проповедуют против общего развращения или против развращения других, далеких от них, слоев общества. Но как скоро проповедь касается их, нападает на их недостатки, – тотчас пропадает прежнее сочувствие, и рождается ненависть, злоязычие плетет клеветы, оскорбленное самолюбие готовит неприятности и гонения. И вот мытари, любодейцы и грешники теснее пристают к св. Иоанну, жадным сердцем ловят и принимают слова его, и воздают за него славу Богу; а фарисеи и законники отталкиваются от него, отвергают волю Божию о себе, открывавшуюся им чрез Иоанна, и, видев оправданную веру мытарей и блудниц, не раскаиваются в своем неверии ( Мф.21:32 , Лк.7:29–30 ). Они напротив в дурную сторону толкуют его святость и благочестие. Прииде Иоанн (говорит Спаситель наш) ни ядый, ни пия: и глаголют: беса имат ( Мф.11:18 ). Между тем авторитет Иоанна возрос до того в народе, что недовольная им власть боится нападать на него, и не решается открыто отвергать его правду и божественное посланничество. Как-то в храме, уже по смерти Иоанна, приступили к Иисусу Христу, изгнавшему пред тем из церкви продающих и покупающих, первосвященники и старейшины народа, с вопросом: коею властию сия твориши? И кто Ти даде власть сию? Иисус Христос вместо ответа говорит им: вопрошу вы и аз слово едино: еже аще речете мне, и Аз вам реку, коею властью сия творю.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Крещение Иоанново откуду бе? С небесе ли, или от человек? Они же помышляху в себе, глаголюще: аще, речем с небесе: речет нам: почто убо не веровасте ему? Аще ли речем: от человек: боимся народа: вси бо имут Иоанна яко пророка. И отвещавше Иисусови, реша: не вемы ( Мф.21:23–27 ). Из этих слов евангелиста понятно все величие авторитета, каким окружено было имя Иоанна в глазах всего иудейского народа. Ему волею или неволею подчинялись все, без различия званий и состояний, от Ирода, который боялся и уважал его и долгое время соблюдал его в безопасности, несмотря на строгие его обличения, считая его человеком праведным и святым ( Мк.6:20 ), и до последнего мытаря и поденного работника, которые с жаром непритворного усердия выслушивали проповедь неподкупного судии и повелителя народной совести. Синедрион, высшее правительственное место иудейское, при всем своем желании не может поколебать побеждающей силы великого авторитета и после того, как посланник Божий, его приобретший, уже перестал действовать среди людей на этом колеблющимся земном поприще. Между тем св. Иоанн Креститель, окруженный необычайным вниманием народа, со всех сторон встречавший благоговейное уважение, стоя неизмеримо выше всех своих современников по духу и силе, был довольно смирен в своей собственной оценке, и при всяком случае отстранял от себя все пышные титла и все почетные звания. «Я не Мессия, ни Илия, ни пророк», – отвечал он посланным от синедриона спросить его: кто он такой ( Ин.1:19–27 ). И синедриону и народу, чаявшему видеть в нем обетованного Мессию, он представлял себя простым передовым вестником, который послан приготовить путь Господу, имеющему скоро явиться среди людей своих для их избавления от всех бед и напастей, и, по его словам, к нему относились слова Исаии: глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего ( Лк.3:4 ; Мк.1:3 ; Мф.3:3 ). По отношению к этому Господу, о пришествии которого он возвещает иудеям, он представлял себя таким малым, что называл себя недостойным преклонившись разрешить ремень сапогов Его ( Мк.1:7 ; Лк.3:16 ; Мф.3:11 , Ин.1:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Еще доселе мы можем слышать от детей молитвенное обращение к солнцу: «Солнышко, солнышко! выгляни в окошечко, твои детки плачут, пить-есть просят». Равносильные выражения, прилагаемые к Иоанну Крестителю: «Предтеча солнца, денница солнца», народ понимает по-своему. Недаром в русском народе, почти повсеместно помнится Иван Купала (древнее обоготворение высшего развития и проявления оплодотворяющей силы солнца, с которым слился в народных понятиях Иоанн Креститель). В самих иконах народ видит (по-своему) подтверждение своих ложных мнений. Так, например, на иконах Флора и Лавра часто рисуются лошади, и народ говорит, что «Хлор Лавер коневий бог». Св. Илия-пророк рисуется на огненной колеснице, везомой огненными крылатыми конями; народ говорит, что Илья-пророк и доселе еще ездит по небу и производит гром и молнию. Так что же, скажут, пожалуй, вы говорите о вреде дурного чтения в церкви? На это давно обратили внимание. Вы говорите, что и хорошее чтение непонятно для простого народа, вследствие подстрочного перевода наших книг с греческих и вследствие образного выражения, так, по-вашему, не перевести ли вновь богослужебные книги на русский язык и не ввести ли его в церковное употребление? Не следует ли выбросить образные выражения и оставить некоторые иконы, так как, по-вашему, народ находит в том и другом поддержку своим ложным воззрениям? Совершенно мы имеем в виду другие следствия. Мы только желали бы и смеем думать, что от этого будет большая польза, если бы священники, объясняя в проповеди Святое Писание, объясняли и значение предметов находящихся в церкви и содержание церковного чтения и пения. Через это люди простые, люди внешности, будут уразумевать истинный смысл христианского богослужения; они уже не будут считать одну внешность достаточным средством для спасения, так как усвоение внутреннего содержания христианского богослужения требует не внешнего только участия в молитвах церкви, но более всего – принятия известной истины умом и усвоения сердцем. Народные полуязыческие понятия, которые суть не что иное, как непонятное благоговение пред таинственными силами природы и олицетворение этих сил под различными внешними символами, падут сами собой, когда народ уразумеет истинного Творца и Правителя видимой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Все это выразилось наглядно в отношениях Ирода Антипы, тетрарха Галилейского, к св. Иоанну Крестителю. Великий проповедник истины, строгий обличитель неправд и беззаконий человеческих, суровый пустынник выходит из уединенной и суровой пустыни в среду народную с духом и силою Илииною, чтобы возвестить о Христе, приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их ( Лк.1:76:77 ). Как посланник Божий, действующий во имя правды и истины, как Предтеча Христов, мог ли он оставлять без назидания и наставления приходящих к нему и без строгого обличения застаревших пороков? И св. евангелист Лука говорит, что одних он поучал с кротостью (мытарей и воинов, 3 гл. 12:14), других обличал со всею строгостью (Саддукеев и Фарисеев, 7, – 8, Мф.3:7,8:9 ), и вообще шел в исполнении предназначенного ему дела прямым путем, без страха и потворства. И вот на этом св. поприще он встречается лицом к лицу с постыдным беззаконием и открытым соблазном в лице Ирода, беззаконно жившего с женою брата своего Филиппа. Как древний Илия пророк громил своими обличениями Ахава и Иезавель откровенно и прямо в лицо, так Иоанн, без страха и потворства, со строгостью посланника Божия, говорит Ироду: не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего ( Мк.6:18 ). Естественно, такие обличения не нравились Ироду, возбуждали в нем негодование и гнев, как обличения Илии – в Ахаве и Иезавели, и особенно возмущали честолюбивую Иродиаду, которая готова была бы скорее освободиться от своего грозного обличителя; но, по суду Божию, час его еще не настал; почему и говорит св. евангелист, что Иродиада гневашеся на него и хотяше его убити, но не можаше; а между тем слово св. Иоанна настолько было властно и действенно, что Ирод бояшеся его, ведый его мужа праведна и свята, и соблюдаше его (очевидно, против своего желания) потому, что боялся народа, зане яко пророка его имеяху ( Мф.14:5 ), и послушав его, многа творяше и в сладость его послушаше ( Мк.6:19–20 ). Таким образом неприязненные отношения открылись, и начинается борьба тьмы со светом, бессильная обнять его; буйство страстей еще действует глухо и нерешительно, вследствие силы слова Иоанна и его значения в народе, доколе не помрачается сознание, и голос совести еще не заглушается. Нужен был подходящий случай, который бы мог служить для Ирода оправдательным актом в глазах народа. Этот случай и открылся.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

3-й ( Nc. XXIV–XXXVI ), 1891; один из лучших русских ученых комментариев на книгу Псалмов, труд, к сожалению, неоконченный. – Вишняков С. Г. († 1892), прот. московский, „Св. великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Историко-истолковательное изложение его жизни, служения и учения“, Москва, 1880, 2-е изд. 1893. – Владимирский П., „Опыт краткого толкования на книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и на 12 начальных глав первой книги Царств“, С.-Петербург, 1884. – Виталий Гречулевич (1822–1885), епископ могилевский, известный основатель и первый редактор журнала „Странник“, хороший знаток св. Писания, оставивший немало почтенных трудов в этой области: „Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия“, ч. 1, 2 и 3, С.-Петербург, 1859–1866; „Евангельская история“, С.-Петербург, 1856; „Изложение евангельской истории по руководству Подробного Сравнительного Обзора Четвероевангелия“, С.-Петербург, 1861; „Последняя Пасхальная вечеря Иисуса Христа и день Его смерти. Опыт критического исследования“, С.-Петербург, 1877; „Нагорная проповедь Спасителя“ (сущность христианского учения), Седлец, 1889; „Притчи Христовы“, изд. 3-е, С.-Петербург, 1901. – Властов Г. К. (1827–1899), широко образованный; человек, прекрасно изучивший богословские науки, известен своим большим библейско-историческим и экзегетическим трудом, содержащим массу богословского и исторического материала: „Священная летопись первых времен мира и человечества, как путеводная нить при научных изысканиях“, том I (книга Бытия), II (Исход и Левит), III (Числа и Второзаконие), 2-е изд. С.-Петербург, 1878; том IV, часть 1-я (Прообразования, пророчества и пророки до разделения царств) и 2-я (Пророки Илия, Елисей, Иона после разделения царств), С.-Петербург, 1893; том V, в двух частях (Пророк Исаия, вступление и толкование), С.-Петербург, 1898. Ему же принадлежат еще два сочинения, обнаруживающие обширные богословские и научные знания и высокую религиозную настроенность автора: „Библия и наука“, С.-Петербург, 1870; „Опыт изучения Евангелия св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

____________ Итак, мы нашли, что, оставаясь только на почве ветхозаветных данных, надо понимать в смысле пророка и, в частности, – пророка в духе и силе Илии. Но что этот Илия, которому должно прийти, есть именно предтеча Мессии (св. Иоанн Креститель), это в точности открылось уже только в Новом Завете ( Лк.1:17 ; Мф.17:10 ; Мк.9:11 ). Для ветхозаветных же слушателей и читателей пророка Малахии лишь при условии весьма большой внимательности к пророческому слову и весьма большой проницательности могло открыться, что пророк говорит, в сущности, больше, чем можно думать при простом, непосредственном отношении к его словам. Это и есть тот избыток смысла, о котором мы говорили выше 1678 , – тот несводимый вполне к условиям личности и среды элемент пророчества, в котором обнаруживается вдохновение Духа Святого, говорившего чрез пророков 1679 . Но, повторяем, ясное познание этой вдохновенности от Духа Святого и точного значения пророчества в применении к мессианскому будущему, – согласно выставленному нами в самом начале своего исследование принципу, – дается только историей исполнения этого пророчества, т. е. Евангелием 1680 . ____________ § 112. . Перевод этих слов не возбуждает никаких затруднений. Почти все древние и новые переводчики передают: «и приготовит (==уравняет) путь предо Мною» или, – сообщая финальное значение. – «чтобы он приготовил путь предо мною». Такой перевод вполне соответствует пиельному значению гл. ( – 3 л. ед. ч. м. р. perf. пиель). 1681 LXX перевели πιβλψεται (==слав. «призрит»), читая, по-видимому, . 1682 Другие греческие переводы, по-видимому, читали . Они передают: Акила – σχολσει, Симмах – αποσκευσει и Феодотион – ετοιμσει. 1683 Что касается значения этого «приготовление пути», то и оно, в общем, не возбуждает разногласий. Соответственно буквальному смыслу образа, приготовление пути состоит в устранении с него всяких препятствий, в уравнении его посредством срытия гор и засыпания рвов. Ср. Ис.40:3–4 : «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу вашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся, и неровные пути сделаются гладкими» 1684 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010