А чтобы вы знали, в какое время Я приду к вам с судом и милостию, чтобы осудить нечестивых и наградить благочестивых, и что вы должны делать для встречи и принятия Меня, вот Я пошлю «ангела моего пред лицем моим» ( Мал. 3:1 ), «пошлю к вам Илию Фесвитянина» 64 , то есть, пошлю к вам пророка, похожего по духу и ревности на Илию Фесвитянина. Иудеи, не поняв сего места св. пр. Малахии, думали, что Илия Фесвитянин лично придёт к ним перед пришествием Мессии, а потому ученики Спасителя говорили после Фаворского события: «как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» (т. е. прежде Мессии). Тогда Господь отвечал им: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его... Тогда ученики поняли, что Он говорит им об Иоанне Крестителе» ( Мф. 17:10–13 ; Сн. Мк. 9:11–13 ; Лк. 9:8 ). Сам Господь ещё прежде говорил народу, что Иоанн Предтеча есть Илия, которому должно прийти ( Мф. 11:14 ), а св. Ангел пояснил Захарии, что Иоанн потому называется Илиею, что предидет пред Спасителем в духе и силе Илии ( Лк. 1:17 ), т. е. Иоанн будет действовать с такою же силою и ревностью, с какими действовал и Илия. Есть, впрочем, другое мнение, что Илия пророк лично явится перед вторым пришествием Христовым вместе с Енохом, и полагают, что они-то и будут теми свидетелями или обличителями Антихриста, о которых говорит св. Иоанн в Апокалипсисе ( Апок. 11:3 ) 65 . «Прежде, – говорит св. Кирилл Александрийский , – приходил блаж. Иоанн Креститель в духе и силе Илии; но как он проповедывал, говоря: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего», так и Божеств. Илия проповедает, что скоро, немедленно грядет имеющий судить вселенную в правде... Пророк возстановит порядок, приведет некогда разделившихся к единой вере и устроит сердце человека ко искреннему его, дабы Судия, пришед, не поразил земли в конец, т. е. совершенно и всецело». Поскольку же св. прор. Малахия здесь говорит о первом пришествии Спасителя, то у него под Илиею должно разуметь Иоанна Предтечу. «Пророчественно говорит это Малахия (поясняет св. Ефрем Сирин ), об Иоанне Крестителе, и это исполнилось (что обратит отца к сыну и проч.) на Иоанне, как подтверждает слышанное 3ахарией от Ангела ( Лк. 1:17 ); о нем и Господь наш говорил Иудеям ( Мф. 11:14 )». А потому, днем великим и страшным ( «просвещенным») должно разуметь не второе 66 , а первое пришествие Спасителя в мир. Оно воистину велико, ибо сопровождалось величайшими делами, оно воистину страшно для неверующих, ибо обрекало их на вечную погибель, грозило страшными бедствиями за неверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

В контексте Книги пророка Иеремии очевидно, что в данном случае речь идет не о перевоплощении, а также о предвидении Бога: Он предназначил Иеремию к особому пророческому служению, когда тот еще не родился. Также в Псалтыри есть такие слова: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие» ( Пс.89 ). Однако и в них неверно видеть ключ к реинкарнации, они являются перефразировкой другого библейского изречения: «Ты прах, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Мог ли Иоанн Предтеча быть перевоплотившимся прор. Илией ( Мф.11:11-14 , Мф.17:10-13 )? Для начала следует вспомнить, что св. прор. Илия, согласно Священному Писанию, не умирал, но был вознесен на небо, и его душа не рассталась с телом, а соответственно, его душа не могла «вселиться» в Иоанна Крестителя. Не стоит забывать и о том, что пророк Илия (именно как он, в своем «старом» теле) предстоял Господу Иисусу Христу на Горе Преображения вместе с Моисеем. Наконец, на прямой вопрос иерусалимского священника «Не Илия ли ты» святой Иоанн отвечает: «Нет» ( Ин.1:21 ). Может быть, Предтеча просто не помнит о своем прежнем воплощении? По этому поводу даже уважаемый защитниками реинкарнации Ориген говорит : «Как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ?» ( Комментарии на Евангелие от Иоанна ). Почему же Иисус Христос говорит об Иоанне Крестителе: «Он и есть Илия» ( Мф.11:14 ), при том, что Предтеча отрицает свою тождественность с ветхозаветным пророком? В данном случае следует обратить внимание на речевой оборот, который использует Спаситель – «Если хотите принять» ( Мф.11:14 ) что является несомненным указанием на иносказательность, аллегоричность речи. Иудеи не могли принять Мессии без того, чтобы прежде Илия не указал на Оного. Книжники использовали этот аргумент, возражая против мессианского достоинства Иисуса Христа. И Господь указывает на того, кто исполняет пророческое служение Илии.

http://azbyka.ru/reinkarnaciya

Захария (I в) – праведный, пророк; отец св. Иоанна Предтечи – 439. Зосима Соловецкий (1478) – преподобный, чудотворец – 274. Иаков (ок. 63) – св. апостол от 70-ти; брат Господень по плоти. Первый епископ Иерусалимской церкви. Составил чин Божественной литургии. Автор послания – 409. Иаков (он же Израиль) – второй сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Исава – 208. Игнатий Богоносец (107) – священномученик; архиепископ Антиохийский. Ученик св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова – 139. Иероним Стридонский (342–420) – блаженный; Учитель западной Церкви. Автор многих духовных сочинений, в том числе латинского перевода Ветхого Завета, известного под названием «Вульгаты» – 250. Илиодор преосв. Возможно, Илиодор (IV в) – епископ Трикки в Фессалии. Друг и адресат известных писем Иеронима Стри-донского – 250. Илия (IX в. до Рождества Христова) – св. пророк. За пламенную ревность о славе Божией был взят на небо живым в огненной колеснице – 309. Илия Михайлович Сергиев (1808–1851) – отец святого праведного отца Иоанна Кронштадтского – 145. Иоанн Богослов (98–117) – св. апостол и евангелист; один из самых близких учеников Господа – 309, 334. Иоанн Златоуст (347–407) – святитель, архиепископ Константинопольский; Учитель Церкви, проповедник. Автор многих духовных сочинений, в том числе толкований, слов, писем. Составил чин Божественной литургии – 15, 130, 236, 445, 450, 453, 455. Иоанн Лествичник (649) – преподобный. Автор книги «Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, лествица» – 236. Иоанн Предтеча – св. пророк, Предтеча и Креститель Господень – 107, 200, 258, 304, 426, 427. Иов Многострадальный (ок. 2000–1500 гг. до Рождества Христова) – праведный – 44, 45, 280, 338. Иона (VIII в. до Рождества Христова) – св. пророк из числа 12 малых пророков – 435, 436. Ирод Антипа (I в) – царь галилейский, приказавший обезглавить св. Иоанна Предтечу. ( Мк. 6, 20 ; Лк. 23, 8 ) – 304. Исаак Сирин (VII-VIII вв) – преподобный. Аскет Церкви. Автор книги «Слова подвижнические» – 117. Исав – старший сын ветхозаветного патриарха Исаака; брат Иакова – 208, 281. Исайя (VIII в. до Рождества Христова) ветхозаветный пророк; сын св. пророка Алиха – 16. Иуда Искариот – был выбран в число Двенадцати Апостолов. После предательства Господа удавился – 133, 328, 378, 387. Константин Павлович (1779–1831) – цесаревич и великий князь; второй сын императора Павла I – 432. Корнилий (I в) – сотник (см. Апостольские Деяния, гл. 10) – 196. Лазарь Четверодневный (I в) – праведный; епископ Китийский. Брат еванг. сестер Марфы и Марии – 33, 48, 264, 268. Левашов – 479.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что нужно заметить о Святых Божиих и делах их, воспоминанию коих посвящены дни года? О Святых Божиих и делах их, воспоминанию коих посвящены дни года, должно заметить следующее: Святые Божии, это – св. Ангелы и Св. человеки. Дни, посвященные воспоминанию о Святых Божиих и делах их, посвящены именно воспоминаниям сих св. Ангелов и св. человеков. Кто такие св. Ангелы? Св. Ангелы, это – существа небесные, бесплотные, как и наша душа, а потому невидимые. Их жизнь – прославление Бога, Творца своего, и служение Ему и служение спасению человеков. Ангелы разделяются на чины или степени, от того разные названия их: Серафимы, Херувимы, Архангелы, просто Ангелы и проч. Кто такие св. человеки? Св. человеки, это – люди, которые приняли дарованное им от Спасителя Бога спасение, освятили себя верою и исполнением Христова закона и за то удостоены блаженства и прославления у Бога на небе. Не разделяются ли на чины или степени, подобно ангелам, и св. человеки? Разделяются. Между ними есть так называемые: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные и Праведные. Кто такие св. Пророки? Св. Пророки – люди, которые за свою добрую и святую жизнь удостоены были от Господа дара предсказывать (прорекать) будущее, особенно о И. Христе Спасителе прежде Его пришествия, например Пророк, Предтеча (т. е. предшественник) и Креститель Христов Иоанн, Илия Пророк. Кто такие св. Апостолы? Св. Апостолы, это – первые ученики Христа Спасителя, первые христиане, которых Он посылал в мир проповедовать о своем пришествии на землю для спасения людей, (отчего и название их «Апостолы», что с греческого значит «посланники»), например, Апостолы Иоанн Богослов, Петр и Павел. Кто такие св. Святители? Св. Святители, – это святые из высшего священного сана – из архиереев, как например Святит. Николай Чудотворец, архиепископ (архиерей) в одном из городов Греции, Тихон Задонский , епископ города Задонска в нашем отечестве. Кто такие св. Мученики и Мученицы? Св. Мученики и Мученицы, – это пострадавшие за веру Христову от неверующих в Него, как св. великомученик Георгий Победоносец, великомученица Варвара.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Как изображаются Ангелы? Ангелы изображаются так, как являлись людям, – в человеческом виде; как духи, тела и вида они не имеют. Изображаются всегда молодыми, так как они никогда не стареют; изображаются с крыльями для означения того, что они как бы на крыльях, подобно птицам, быстро переносятся из одного места на другое, несмотря ни на какое расстояние, и всегда готовы с необыкновенной скоростью исполнять повеления Божии. Кто такие Святые человеки? Св. человеки, это – люди, которые угодили Богу святыми делами на земле и удостоены блаженства с Ним на небе. Зная наши скорби и нужды и любя нас, они пекутся о нас, преимущественно о нашем спасении, и молятся о нас Богу. Господь же, любя Святых, принимает их молитвы о нас и милует нас, спасает. Какие еще понятия должно иметь о Святых человеках? Живя на земле, они проходили разные звания и угождали Богу разными святыми делами, потому и известны под разными названиями. Так, между святыми человеками известны: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные и Праведные. Выше же всех святых человеков, возвышенная даже и пред Ангелами, первая после Самого Бога – Пресвятая Богородица. Кто такая Пресв. Богородица? Пресв. Богородица, это – Св. Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Господа Спасителя человеков И. Христа. Она самая сильная заступница наша пред Богом. Кто такие св. Пророки? Св. Пророки, это – св. люди, которые пророчествовали, т.е. предсказывали о И. Христе прежде Его пришествия, напр. Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Христов и Илия Пророк. Кто такие св. Апостолы? Св. Апостолы, это – первые ученики И. Христа, которых Он посылал в Мир проповедовать о Своем пришествии на землю для спасения людей, напр. св. Апостолы Петр и Павел. Имя Апостол значит – посланник. Кто такие св. Святители? Св. Святители, это – святые из Архиереев, как напр. Святитель Николай Чудотворец, бывший Архиепископом в одном из городов греческих, и Святитель Тихон Задонский , бывший епископом в Воронеже – городе нашего отечества. Кто такие св. Мученики?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

После восьми лет, проведенных в монастыре, Бог призвал его на иное служение. Известно, что Румынская Православная Церковь располагает двумя духовными центрами в Святой Земле. Это церковь и духовная миссия в Иерусалиме и скит на Иордане с храмом св. Иоанна Крестителя недалеко от Иерихона, в местах, где два тысячелетия назад крестил приходивших к нему Святой Иоанн. После второй мировой войны возникла потребность в служащем священнике и настоятеле для церкви скита на Иордане. Поэтому настоятель румынской церкви в Иерусалиме архимандрит Викторин (Урсаке) предложил Румынской Патриархии рукоположить во священника инока Иоанна Якоба. Благодаря наилучшим рекомендациям архимандрита Викторина выбор пал на Иоанна. Во время литургии, совершенной в ротонде Гроба Господня, Иоанн был рукоположен в диакона и священника. В течение пяти лет, вплоть до 1952 года, иеросхимонах Иоанн был настоятелем скита на Иордане, исполняя свои обязанности с рвением и благочестием. С помощью румынских монахов он возвел несколько келлий вокруг скита, как для них самих, так и для паломников. Иоанн служил постоянно литургии, исповедовал, причащал, обращался к паломникам со словами духовного утешения и поддержки. Часто трудился в небольшом саду. По ночам он выходил на берег Иордана и молился там до рассвета. Иногда на несколько дней удалялся в пустыню; пребывая в посте, молился и клал многочисленные поклоны. Не оставлял он и написания стихов, в которых говорилось о красотах тех мест, где протекали его подвижнические труды, которые он любил больше, чем какие-либо другие. Находясь в окружении многих людей и угнетаемый преходящими заботами, которые мешали ему углубиться в себя и в молитву, к тому же будучи больным, в 1952 году, пробыв какое-то время в госпитале в Иерусалиме, он решает оставить настоятельство и удалиться в иное место. Так объясняется его решение поселиться в монастыре прп. Георгия Хозевита. Это был древний монастырь, появившийся в начале V века, расположенный к западу от Иерихона, в долине потока Хорат или Керит времен Ветхого Завета, ныне называемого Хозива, в окрестностях которого жил пророк Илия в царствование нечестивого царя Ахава. Монастырь знал и времена процветания во второй половине VI века, когда спасался здесь прп. Георгий Хозевит.

http://pravoslavie.ru/41309.html

В христианской и святоотеческой письменности образ Иоанна Предтечи раскрывается многогранно, но как правило, без крайностей. Прп. Дамаскин Студит называет Иоанна Предтечу «ангелом и мучеником, подвижником» , а прп. Иоанн Дамаскин помимо более традиционных эпитетов именует его «апостолом» . 1. Св. пророки Иоанн и Илия Иоанн Креститель неоднократно упоминается наряду с пророком Илией как учитель аскетической жизни. «Они показали путь подвижничества для желающих его облобызать» . «Я прошу тебя вести отшельнический образ жизни, о если бы ты стал Иоанном Крестителем или Илией Кармильским», – призывает свт. Григорий Богослов в одном из своих посланий . Они начинают собою «список бесчисленных подвижников, которые уподобились пренебесным чинам ангелов в немощи человеческой плоти» . Как через Илию «честь Кармила дается душе, подобной пустыне», так через Иоанна освящается стихия Иордана. Не только воды Иордана освящают пустыню, но и сами они освящаются пустыней «в духе Илии» . И тот и другой именуются Предтечами и светоносцами . 2. Родоначальник монашества Впоследствии в византийской письменности Иоанн стал классическим образцом монашества, он вошел в историю монашества как его учредитель. У свт. Германа Константинопольского (VII–VIII в.) находим: «Монашеская схима осуществляется по подражанию пустынножителя и крестителя Иоанна, ибо было одеяние его из влас верблюда и пояс кожаный на чреслах его. Затем и по причине нрава, отличавшегося плачем, понуростью, опущенным взором, трудолюбием, кротостью и смирением, и принадлежавшего тем, кто избрал уединенное житие. Ибо все плачущие облекаются в черное, уповая получить белое и божественное одеяние славы и утешения во Христе Иисусе Господе нашем» . 3. Учитель покаяния. В июльской службе святому поется, что «благодать предуказала тебя преуготовителем покаяния – того, кто из чрева предвозвестил Бога нашего» . С самой глубочайшей древности проповедь покаяния Иоанна Предтечи считалась даже среди нехристиан не просто призывом, но пророческим обращением, школой святости, требованием к чистоте души и тела, обретаемым для того, чтобы принять и исполнить пророческое слово. По свидетельству Иосифа Флавия пророк призывал приступать к крещению, приступать, безусловно, в чистоте тела и правде души .

http://bogoslov.ru/article/2478385

В подобных случаях обычно ссылаются на девятую главу Евангелия от Марка, где повествуется о том, как трое апостолов сразу после чуда Преображения, свидетелями которого они были, спускаясь вместе с Учителем с горы Фавор, спрашивают Христа: (Мк. 9, 11-13). Объясняя это место, лукавые «перевоплощенцы» говорят: «Вот видите! — значит, Илия-то пророк воплотился в новое тело! Это его душа переселилась в тело Иоанна Крестителя, о котором Христос говорит, что «Илия пришел, и поступили с ним, как хотели»! Ведь именно Иоанн, называемый Предтечей, пришел перед Христом, проповедовал, а затем был убит». Лукавство здесь, дорогие братья и сестры, заключается, как и всегда, в заведомо ложной трактовке цитаты, вырванной из общего контекста Священного Писания. Но св. Церковь учит, что для правильного понимания того или иного сложного или спорного отрывка необходимо рассмотреть все аналогичные места Писания, говорящие о том же самом. Только тогда станет понятно — о чем идет речь. Итак, что же говорится, например, об Иоанне Крестителе и об Илие-пророке в Евангелии от Луки? Откроем первую главу: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн; И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; Ибо он будет велик пред Господом И предъидет пред Ним в духе и силе Илии» (Лк. 1, 13-17). Из прочитанного текста мы с вами узнаем, что не человек, и даже не пророк, а сам Ангел Божий (по учению Церкви это был архангел Гавриил) полностью развенчивает мифическую теорию переселения души пророка Илии в новое тело. Из слов Архангела становится совершенно очевидным, что новый пророк, который еще только должен родиться, будет иметь такую же духовную силу, какую имел прежде пророк Божий Илия, стяжав тот же самый Дух Божий. Но помимо этого текста мы должны принять во внимание и то пророчество, которое было изречено задолго до Рождества Христова пророком Малахией о будущем служении Илии-пророка, который ко времени Малахии был давно уже взят Богом из материального мира и перемещен в мир духовный. Из пророчества Малахии становится понятно, что Илия-пророк вновь появится на земле непосредственно перед окончанием земной жизни человечества, т.е. перед концом этого мира и наступлением Страшного Суда. Именно об этом и говорит Создатель устами пророка: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, пришед, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6).

http://pravoslavie.ru/48162.html

Святой Иоанн Креститель. Мозаика храма св. Софии, Константинополь Истолковывая этот стих, блаженный Иероним пишет: «Он говорит: “из… волоса”, а не: из шерсти. Одно служит для обозначения одежды крайне скромной («из верблюжьего волоса». – прот. О.С. ), а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление. А следующее затем: “А пищею его были акриды и дикий мед”, – [показывает, что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле» . «Акриды» – это разновидность кузнечиков, вкушение которых не возбранялось Пятикнижием Моисея. Подобного строгого и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от всякой нечистоты и скверны. Сказано: «А Иуда Маккавей… удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей, питаясь травами, чтобы не сделаться причастным осквернения» (2 Мак. 5: 27). С другой стороны, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, жившего в древности, а именно пророка Илии. Написано в Книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин» (4 Цар. 1: 8). Дело в том, что Иоанн Креститель пришел в этот мир «в духе» пророка Илии. И Сам Христос говорил о нем: «И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф. 11: 14). То есть пророк Илия, который живьем был взят на Небо, еще явится в этот мир при его кончине; но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илии был пророк Елисей. Сказано: «опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4 Цар. 2: 15). На Иоанне Крестителе тоже «опочил дух Илии». «Итак, Иоанн называется Илиею не в смысле безумных философов и некоторых еретиков, которые вводят учение о переселении душ, но потому, что, по другому евангельскому свидетельству, он пришел в духе и силе Илии и принял ту же благодать или меру Святого Духа. Кроме того, у Илии и Иоанна были одинаковы строгость жизни и суровость мыслей; тот в пустыне, и этот в пустыне; тот опоясывался кожаным поясом, и этот носил такой же пояс; тот за обличение царя Ахава и Иезавели в нечестии был вынужден бежать, а этот за то, что объявил брак Ирода и Иродиады незаконным, был обезглавлен. Некоторые же думают, что Иоанн зовется Илиею потому, что, как Илия, по пророчеству Малахии, придет перед вторым пришествием Спасителя и возвестит Его Судией, так и Иоанн сделал это перед первым пришествием; и оба они являются вестниками или первого, или второго пришествия Господа» .

http://pravoslavie.ru/93462.html

Не разделяются ли на чины или степени, подобно ангелам, и св. человеки? Разделяются. Между ними есть так называемые: Пророки, Апостолы, Святители, Мученики, Преподобные и Праведные. Кто такие св. пророки? Св. пророки – люди, которые за свою добрую и святую жизнь удостоены были от Господа дара предсказывать (прорекать) будущее, особенно о И.Христе Спасителе прежде Его пришествия, например Пророк, Предтеча (т. е. предшественник) и Креститель Христов Иоанн, Илия Пророк. Кто такие св. апостолы? Св. Апостолы – это первые ученики Христа Спасителя, первые христиане, которых Он посылал в мир проповедывать о Своем пришествии на землю для спасения людей (отчего и название их «Апостолы», что с греческого значит «посланники»), напр. Апостолы Иоанн Богослов, Петр и Павел. Кто такие св. святители? Св. святители – это святые из высшего священного сана – из архиереев, как наприм. свт. Николай Чудотворец, архиепископ(архиерей) в одном из городов Греции, Тихон Задонский , епископ города Задонска в нашем отечестве. Кто такие св. мученики и мученицы? Св. Мученики и мученицы – это пострадавшие за веру Христову от неверующих в Него, как св. великомученик Георгий Победоносец, великомученица Варвара. Кто такие св. преподобные? Св. преподобные – это святые из иноков, т.е. монахов, как преподобный Сергий Радонежский, преподобномученица Евдокия. Кто такие св. праведные? Св. праведные – это святые из простых людей, спасшихся, живя в мире и имея семейства, но не увлекаясь соблазнительными примерами разных неправд людских, а поступая во всем по правде, по св. закону Христову, как правед. Иоаким и Анна, родители Пресв. Богородицы. Что именно вспоминается из жизни и дел св. человеков? Празднуется преставление святых, т. е. смерть их. Некоторым из святых празднуется в году не раз: и преставление, и обретение мощей, наприм. 26-го сентября преставление, 5 июля обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Какое место в ряду святых занимает Пресв. Богородица? Пресв. Богородица – это Св. Дева Мария, удостоившаяся родить по плоти Бога Спасителя. По сему рождению Она не только выше св. человеков, но и выше св. ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010