Нас, христиан, пытаются уверить, что в этом месте говорится не об Иисусе Христе, а о Мухаммеде. Аргументация построена на том, слово за к Иисусу отнести нельзя, потому что он родился в один год с великим Пророком и Крестителем. Так может думать только тот, кто не может или не хочет понять духовный смысл великого служения Предтечи Господня. Проповедь покаяния Иоанна Крестителя теснейшим образом связана с началом общественного служения Спасителя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Лк. 3:4 ). Миссия св. Иоанна была в том, чтобы приготовить народ иудейский к проповеди Иисусом Царства Небесного. Когда св. Иоанн говорит: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его ( Мар. 1:7 ), то очевидно, что речь идет о современнике, а не о человеке, который родится 6 веков спустя. Искусственное толкование прямо противоречит тексту Евангелия от Иоанна. Когда фарисеи спросили св. Иоанна: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?( Ин. 1:25 , он ответил: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его ( Ин.1:26–27 ). Слова стоит среди васясно указано на современника великого Предтечи. – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек( Ин. 14:16 ). Мусульмане доказывают, что речь идет о Мухаммеде. Приводится место из Корана: «И вот сказал Иса, сын Марйам: «О сыны Исраила! Я – посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому будет Ахмад» (61:6). Слово Ахмад по-арабски значит «прославленный» (греч. periclytos). Однако в евангельском тексте стоит другое слово – Утешитель (Paraclete). Вновь видим полную искусственность аргументации. Утешителя Иисус Христос обещает именно апостолам, которые печалились в виду скорой разлуки со своим Учителем. Господь говорит ученикам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин. 16:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

„И возвратились к Охозии посланные, читаем в кн. Царств, и сказали... навстречу нам вышел человек. Человек тот весь в волосах, и кожаным поясом подпоясав по чреслам своим. И сказал он: это Илия Фесвитянин“. ( 4Цар.1:8 ). В такой одежде из верблюжьего волоса ходил Иоанн Креститель. „Он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих“ ( Мф. 3:4 ). В такую власяницу одевались и ложные пророки. „И будет в тот день, говорит пророк Захария, устыдятся такие прорицатели каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать“ ( Зах. 13: 4 ). Цари и вельможи на Востоке в торжественных случаях надевали мантию виссонную и пурпуровую „И Мардохей, читаем в кн. Есфирь, вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета, и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой“ ( Эсф. 8:15 ). Очень может быть, что эта царская мантия для торжественных случаев оторачивалась мехом. Меховую одежду принято на Востоке считать признаком богатства и знатности, и в Турции богатых людей даже хоронят в украшенной мехом одежде. Была еще одежда, называемая мад. Это название встречается в Библии всего 9 раз и большею частью при упоминании о царях и полководцах – об Аоде ( Суд. 3:16 ), о Сауле, Давиде и Ионафане ( 1Цар. 7: 38–39; 18: 7 ), об Иоаве ( 2Цар. 20:8 ) Переводчик Библии на латинский язык полагает, что словом мад означается верхняя одежда, употребляемая в военное время. Наконец в позднейших книгах Св. Писания Ветхого Завета и в книгах Нового Завета упоминаются некоторые греческие и римские одежды: хламида –греческий охотничий и солдатский плащ, который сшивался на правом плече и простирался до колен, хламида червленая, или багряница, в которую облечен был Господь, конечно это была багряница, выкрашенная самой дешевой краской, а не пурпуром. Это шерстяной ярко- красный плащ римских полководцев и офицеров, а со времени Диоклетиана и императоров; наконец фелонь – дорожный и дождевой плащ без рукавов, только с вырезкой на шее и сзади с капюшоном для покрытия головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Многие 102 у пророка Малахии под именем Илии разумеют Иоанна Крестителя. Основания этого мнения, по-видимому, тверды. Действия Илии, описанные Малахией, действительно таковы, каковы были действия Иоанна. В Евангелии Св. Луки ангел говорит, что Иоанн предыдет пред ним (Иисусом Христом) духом и силою Илииною, обратити сердца отцем на чада 103 . Сам Иисус Христос ученикам, высказавшим Ему мнение книжников и фарисеев, что прежде пришествия Мессии должен явиться Илия, говорит: Илия убо приидет, и устроит вся. Глаголю же вам: яко Илия уже прииде, и непознаша его. Ученики поняли, что Иисус Христос сказал об Иоанне Крестителе. Что касается сходства характера и действий Иоанна и Илии, то оно еще не дает права решительно утверждать, что пророк Малахия действительно под именем Илии разумел Иоанна Крестителя. А ангел в Евангелии Луки не называет Иоанна прямо Илиею, но указывает только на сходство сих двух лиц, говорит, что Иоанн будет действовать в духе и силе Илии; следовательно, и из его слов нельзя утвердительно заключить, что пророчество Малахии исполнилось. По этому же сходству и Иисус Христос называет Иоанна Илиею, но в Его словах можно видеть две мысли. Иудеи смешивали два пришествия Мессии на землю в одно, или лучше, они ожидали одного пришествия, а о другом и не думали; а потому и говорили, что пред пришествием Мессии должен явиться Илия. Иисус Христос и не отвергает этого мнения, говорит, что действительно Илия придет и устроит все, но, чтобы указать на двоякое пришествие Мессии, выражаег, что Илия уже приходил, только иудеи не узнали его. Посему из слов Спасителя нельзя еще заключить, что пророчество Малахии вполне исполнилось; можно еще ожидать исполнения его в будущем. Самые слова пророка Малахии не позволяют отступать от собственного значения имени Илии, потому что если пророк разумел действительно Иоанна Крестителя, то почему он не назвал его собственным именем, или, по крайней мере, так, как он назвал его прежде – ангелом? Таким образом, можно согласиться с мнением большей части отцов церкви 104 , что пророк Малахия говорит о явлении Илии пред вторым пришествием Иисуса Христа. Так думать заставляют и некоторые места Св. Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/glavnej...

Далее св. Евангелист начинает повествование о том, как св. Иоанн Креститель свидетельствовал о Христе Спасителе. Слава о его святой жизни, о его проповеди и крещении достигла Синедриона, или Верховного иудейского судилища.. Гордым членам этого судилища было неприятно, что Иоанн Креститель выступил со своей проповедью без их на то разрешения; в народе между тем стала ходить молва, что Иоанн есть не кто иной, как сам ожидаемый Христос или воскресший один из древних пророков. И вот, желая показать ему свою власть, иерусалимские законники послали к нему священников и левитов спросить: кто ты? Не Христос ли ты? «И исповеда, и не отвержеся, и исповеда, яко несмь аз Христос». «Три раза Евангелист говорит одно и тоже, чтобы показать и добродетель Крестителя, и все лукавство и безсмыслие иудеев. Таково свойство верного и доброго раба – не только не присваивать себе чести, принадлежащей его господину, но отвергать ее даже тогда, когда ее предлагают ему другие» ( Иоанн Златоуст ). «Илия ли еси ты?» Иудеи верили, что перед пришествием Христа Спасителя должен был сойти с неба пророк Илия или воскреснуть другой кто-либо из великих древних пророков ( Мф.17:10 ). А Иоанн напоминал пророка Илию и своей ревностью о славе Божией, и своими строгими обличениями грешников, и пустыннолюбием, и образом жизни, и даже одеждой. Он действовал в духе и силе Илии, почему и Спаситель наименовал его Илией; но он не был древним Илией и потому на вопрос иудеев отвечал: нет, я не тот Илия, какого вы ожидаете. «Пророк ли еси?» He тот ли ты пророк, о котором возвестил еще Моисей? ( Втор.18:15 ). Моисей наименовал пророком Самого Христа, но иудеи думали, что этот пророк и Христос – не одно и то же лицо. Потому Иоанн отвечал им: нет, то есть я не тот предвозвещенный Моисеем пророк ( Иоанн Златоуст ). Кто еси? настаивают посланцы Синедриона. «Я – тот, о ком предсказал Исаия Пророк, – отвечал им Креститель, – «аз глас вопиющего в пустыне». Я взываю к вам: Господь уже на пути, уже пришел в мир, уже начинает Свое дело, а мое дело сказать вам: приготовьте, уравняйте Ему путь к вашим сердцам».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В самом деле облик Христа оказался весьма непохож на то представление о Мессии, которое сложилось в Израиле. В средневековом «Диспуте Нахманида» (1263 г.) раввин так будет объяснять, почему невозможно признать Мессию в Назаретском плотнике: «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о мессии, что «он будет владеть от моря до моря и от реки до концов земли» (Пс. 71, 8). У Ешу же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он сам был гоним врагами и скрывался от них… А в агаде говорится: «Скажут мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя», а он скажет: «да погубит его нашествие саранчи». Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе». А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее» (Диспут Нахманида. — Иерусалим-Москва, 1992, с. 32-33). В талмудическом трактате Берахот (34b) приводятся слова рабби Шемуэля: «нет никакого различия между настоящим временем и мессианским, кроме порабощения народов» (цит. по: J. Eisenberg, A. Abecassis. A Bible ouverte. vol. 2. Et Dieu crea Eve — Paris, 1979, p. 25). Иоанн Креститель, похоже, не хотел быть вестником такого времени и такого царства… 109 «В этом месте Христос открывает тайну Илии-Иоанна» (Фрилинг Р. Христианство и перевоплощение. М., 1997, с. 83). 110 «Итак, среди иудеев была молва о пришествии Христа и Илии, но они неправильно толковали ее. Писание говорит о двух пришествиях Христа, о бывшем и будущем. Предтечею одного из них, именно второго, будет Илия, а первого был Иоанн, которого Христос называет Илиею — не потому, что он был Илия, но потому, что он совершил служение его… Какой же ответ дал Христос? Илия точно придет тогда, пред Моим вторым пришествием; но и ныне пришел Илия, — называя этим именем Иоанна… Когда Иоанна назвал Илиею Христос, то назвал по причине сходства служения» (св. Иоанн Златоуст. 17 Беседа на Еванг. от Матф., 557-560). «И Илия тогда придет, чтобы поддержать верующих. Потому об Иоанне сказано, что он предъидет пред Господом в духе и силе Илии, так как он не творил ни знамений, как Илия, ни чудес. Что же значат слова «в духе и силе Илии»? То, что Иоанн будет проходить то же самое служение. Как Иоанн был предтечею первого пришествия, так Илия будет предтечею второго» (он же, 4 Беседа на 2 Посл. Фесс., 2, 487-488). 111

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Агнец Божий постоянно стучится в двери нашей истории.       Чтобы это понять, нам прежде всего необходимо взглянуть на такого Христа, каким Он был указан Израилю своим предтечей, а через него и всему человечеству. Нам небходимо выяснить, что означает жест св. Иоанна и слова – «вот Агнец Божий», которые он произнес, представляя Христа ожидающему Его богоизбранному народу. 1. УКАЗАНИЕ НА ХРИСТА      Кто же такой св. Иоанн Креститель? Кто эта противоречивая личность? Кто он, который, говоря словами самого Христа, больше пророка, но меньший в Царстве Небесном больше его (ср. Мф. 11, 9-11). Кто он – этот святой, который по значимости и в Восточной и в Западной Церкви стоит сразу же после Девы Марии и чей день смерти и даже день рождения отмечает и та и другая Церковь?       Этот вопрос поднимаем не только мы. Его поднимали и священники из Иерусалима и левиты, спрашивая самого Иоанна – «кто ты?» (Ин. 1, 19). Может Христос? Может Илия? А может пророк? Когда же на все вопросы Иоанн ответил отрицательно, посланцы иудеев спросили его: «что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин. 1, 25). Священникам Израиля были непонятны ни характер личности Иоанна, ни значение его деятельности. Они не знали, кто он такой, не знали, какое значение имеет его крещение. Но им все-таки было необходимо узнать от Иоанна что-то «доброе», поэтому они так настойчиво требовали ответа на вопрос, кто же он в конце-концов такой; они хотели знать это, дабы «дать ответ» пославшим их (Ин. 1, 22). Тогда Иоанн открыл свою тайну: «Он сказал: «я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу» (Ин. 1, 23). Иоанн Креститель – прокладыватель пути Христу. В этом кроется смысл и его служения и сущность его личности.       Иоанн, как Предтеча Христа, заранее был предвозвещен пророком. Во время богослужения в праздник Рождества Иоанна Предтечи (этот праздник отмечается и в Восточной и в Западной Церкви 24 июня ) читается текст из книги пророка Исаии, где говорится, что Господь призвал его от чрева, от утробы матери и назвал его имя (ср. Ис. 49, 1). Пророк Малахия говорит о посланнике, которого Господь посылает приготовить путь (Мал. 3, 1). Но точнее всего св. Иоанн представлен в словах пророка Исаии – «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» (Ис. 40, 3). Вне сомнения, сами по себе эти слова также непонятны, как и все пророчества. Возможно сегодня мы даже и не знали бы, что этот пророк имел в виду, если бы только Евангелие не отнесло бы эти слова Исаии к Иоанну Крестителю. Все четыре евангелиста подчеркивают, что Иоанн есть «тот, о котором сказал пророк Исаия: «глас вопиющего в пустыне» (Мф. 3, 3; ср. Мк. 1, 3, Лк. 3, 4, Ин. 1, 23). И, наконец, сам Иоанн, уступая настойчивым требованиям посланцев, назвал себя, как упоминалось, гласом вопиющего в пустыне. Видение Исаии, описанное приблизительно 700 лет тому назад, нашло воплощение в личности св. Иоанна Крестителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

бб) Но большинство св. отцов, не отрицая прямо указанного евангельского толкования, охотнее и настойчивее проводят толкование эсхатологическое. Они обыкновенно различают двоякую παρουσα Илии: 1) в Иоанне, действовавшем «в духе и силе» Илии, и 2) – действительное и личное пришествие именно Илии пред страшным судом. При этом первому пришествию они как-то не придают большого значения. Это различение вполне ясно и в приведенных нами выше словах Иустина. Еще яснее говорит об этом Златоуст в беседе 57 на Матфея: «как Иоанн был предтечей первого пришествия Христова, так Илия будет предтечей второго пришествия». И еще: «Иоанна Христос назвал Илией по общности служения» 2253 . Бл. Феодорит так толкует рассматриваемое место Малахии: «Се Аз послю вам Илию Фесвитянина, и означая время, присовокупил: прежде пришествия дне Господня великого и просвещенного. Так наименовал день второго пришествия» 2254 . Подобным же образом и св. Кирилл: «Доказательством милосердия и долготерпения Божие служит то, что некогда предвоссияет нам Илия Фесвит, предвозвещая по всей вселенной, что явится, наконец, Судия. И Судия снидет во славе Бога и Отца, окруженный воинством ангельским, и сядет на престоле славы Своея ( Мф.25:31 ), судя вселенную в правде ( Пс.9:5 ), – и всенепременно воздаст каждому по делу его ( Мф.16:27 ; Рим. 2:6 ). Так как мы находимся в многочисленнейших грехах, то предшествует благополезно божественный пророк, приводя обитателей земли к единодушию, дабы все, собравшись в единство чрез веру и прекратив рвение ко злу, решились совершать добро и таким образом получили спасение при пришествии Судии. Но прежде пришел блаженный Креститель Иоанн в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ). И как он проповедовал, говоря: уготовайте путь Господень, правы творите стези Бога нашего ( Ис.40:3 ; Мф.3:3 ), – так и божественный Илия будет тогда проповедовать близ сущего и вскоре имеющего быть, да судит вселенную в правде» ( Пс.9:5 ) 2255 . Феодор Мопс.: «Так как вы обнаружите свойственную вам неблагодарность к явлению Его, то послан будет к вам блаженный Илия пред вторым пришествием с неба Владыки Христа» 2256 . Бл. Августин : «Уверены в том христиане, что чрез сего Илию великого и чудного пророка, по изъяснению закона, в последнее время, прежде суда иудеи уверуют в истинного Христа, т. е. во Христа нашего. Ибо не напрасно и не всуе верим, что прежде пришествия Спасителева Илия придет, о котором не сомневаемся, что поныне еще не вкусил смерти, потому что восхищен он на колеснице огненной, как явственно свидетельствует священное писание» 2257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вот и другой текст из Евангелиста Матфея, приводимый Кардеком. В главе 17-й сказано: «ученики спрашивали Господа: почему книжники говорят, что Илии подобает прийти прежде? Иисус же отвечал: Илия уже пришел и не познали его, но сотворили с ним, что хотели: так и Сын человеческий от них пострадает. Тогда уразумели ученики, что Он им говорил о Иоанне Крестителе ( Мф.17:10–13 )». Из сего заключает Кардек, что поскольку Иоанн Креститель был то же, что и Илия, то душа Илии воплотилась вновь в теле Иоанновом, так как, по его мнению, одной жизни недостаточно для исполнения судеб Божиих. Читал ли Кардек у Евангелиста Луки ( Лк.1:16–17 ), что предсказал Архангел, явившийся в храме отцу Иоанна, священнику Захарии, о рождении его дивного сына, что «он многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их, и придъидет пред ним духом и силою Илииною». Это пророчество осталось в памяти у иудеев: посему они спрашивали, когда Иоанн стал проповедовать в пустыне, не он ли есть Илия? Иоанн же прямо отвечал им: «нет» ( Ин.1:21 ). Кажется, ясно такое свидетельство и не следует объяснять его иначе. Надобно, вспомнить еще, что по свидетельству Свящ. Писания св. пророк Илия, восхищенный на небо, на огненной колеснице, не разлучился с телом, не умирал, следовательно, не мог принять нового тела. Я привожу все сии тексты из Евангелия для верующих, т. е. для православных христиан для того, чтобы их не сбивали лжеучители искаженными текстами, в которых не каждый может подметить обман. Для тех же, которые увлекаются всяким ветром ложного учения, нет пользы ни в доказательствах против спиритизма, ни в самых текстах евангельских. Если они слепо убеждены, что с ними беседуют духи, и духи добрые, то может ли быть принято ими какое-либо человеческое слово, когда даже и евангельские слова искажают, по своему произволу, их духовные учители с того света? Как, однако, они сами себе противоречат! Не они ли утверждают, что спиритизм совершенно согласуется с христианством, которому даже будто бы служит утверждением и освящением? Не из уст ли самого Господа, в беседе его с Никодимом, и в отзыве его ученикам своим о Иоанне Крестителе, ищет г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Стефан Лазаревич мирно скончался 19 июля 1427 г. (Свв. южн. слав. Филарета, Арх. Черн.) 20-е число Св. прор. Илии Фесвитянина. Пр. Аврамия Галицкого. (Освящение храма студийского монастыря Иоанна Предтечи. Муч. Афанасия брестского. Абалацкие знаменские иконы Божией Матери. Чухломские Иконы Божией Матери). Св. пророка Ильи Фесвитянина Св. пророк Илия был один из великих пророков ветхозаветной церкви. Он был человек с сильным и пламенным характером, с горячим чувством, с твердою волею, и, что особенно важно, с крепкою верою в Бога и сердцем, полным глубокого благочестия. Избранный Богом на пророческое служение, Илия был одним из самых пламенных ревнителей истинной веры и благочестия. По учению Сираха, он был, «как огонь, и слово его горело, как светильник». Вот почему народ израильский всегда помнил своего великого пророка; так что, когда, уже спустя 900 лет после жизни Илии, Иоанн креститель выступил с проповедью о Мессии, то посланные от народа священники и левиты приняли Крестителя ни за кого другого, как за пророка Илию ( Ин.1:21 ). И в нашем народе память св. пророка чтится с особенным благоговением, и день этой памяти празднуется наравне с великими христианскими праздниками 8 . Такое отношение к пр. Илии находит для себя полное объяснение в жизни и делах этого великого праведника Божия. Пророк Илия был родом из Фесвы, города Нефалимова. Существует предание, что во время рождения пророка отец его видел мужей, которые беседовали с отроком, повивали его огнем и давали ему есть огненный пламень. Устрашенный этим видением, отец Илии отправился в Иерусалим и просил священников объяснить ему виденное. «He бойся того видения о своем дитяти,– сказал один из священников: знай, что отрок будет преисполнен светом благодати Божией, что слово его будет сильно и действительно, как огонь, ревность его о славе Божией и жизнь его будут приятны Богу». Действительно, Илия с малых лет посвятил себя на служение Господу. Сохраняя чистоту душевную и телесную, он поселился в пустыне, проводя жизнь в строгом посте и подвигах благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В контексте Книги пророка Иеремии очевидно, что в данном случае речь идет не о перевоплощении, а также о предвидении Бога: Он предназначил Иеремию к особому пророческому служению, когда тот еще не родился. Также в Псалтыри есть такие слова: «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие» ( Пс.89 ). Однако и в них неверно видеть ключ к реинкарнации, они являются перефразировкой другого библейского изречения: «Ты прах, и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Мог ли Иоанн Предтеча быть перевоплотившимся прор. Илией ( Мф.11:11-14 , Мф.17:10-13 )? Для начала следует вспомнить, что св. прор. Илия, согласно Священному Писанию, не умирал, но был вознесен на небо, и его душа не рассталась с телом, а соответственно, его душа не могла «вселиться» в Иоанна Крестителя. Не стоит забывать и о том, что пророк Илия (именно как он, в своем «старом» теле) предстоял Господу Иисусу Христу на Горе Преображения вместе с Моисеем. Наконец, на прямой вопрос иерусалимского священника «Не Илия ли ты» святой Иоанн отвечает: «Нет» ( Ин.1:21 ). Может быть, Предтеча просто не помнит о своем прежнем воплощении? По этому поводу даже уважаемый защитниками реинкарнации Ориген говорит : «Как можно утверждать, что тот, о ком Христос сказал, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», может не знать, кто он есть, может скрывать правду или давать ошибочный ответ?» ( Комментарии на Евангелие от Иоанна ). Почему же Иисус Христос говорит об Иоанне Крестителе: «Он и есть Илия» ( Мф.11:14 ), при том, что Предтеча отрицает свою тождественность с ветхозаветным пророком? В данном случае следует обратить внимание на речевой оборот, который использует Спаситель – «Если хотите принять» ( Мф.11:14 ) что является несомненным указанием на иносказательность, аллегоричность речи. Иудеи не могли принять Мессии без того, чтобы прежде Илия не указал на Оного. Книжники использовали этот аргумент, возражая против мессианского достоинства Иисуса Христа. И Господь указывает на того, кто исполняет пророческое служение Илии.

http://azbyka.ru/reinkarnaciya

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010