Русь, как целая государственная народность, крещена св. кн. Владимиром. Но это событие имело свои корни в веках предшествующих. Поэтому обратимся в глубь веков, чтобы проследить начальные судьбы распространения христианства на Руси, как причину ее позднейшего всеобщего крещения. Terminus a quo наших поисков нельзя обозначить с математической точностью, как нельзя указать его и для начала самой «Руси». Одно только было ясно даже для наших предков IX и начала XII веков, что «сде (т.е. в русской земле) не суть апостоли учили», что «телом апостоли не суть сде были»; так говорится в летописной повести об убиении варягов-христиан при Владимире. То же повторяет и преп. Нестор в своем житии Бориса и Глеба. Тем не менее, в одном из сказаний, входящих в состав «Повести временных лет», редактор его уже проявил тенденцию связать русское христианство с временами апостолов. Назвав нашего первоучителя Мефодия «настольником Андрониковым» (апостол из числа 70-ти), он продолжает: «темже словеньску языку учитель есть Андроник апостол, в Моравы бо ходил; и апостол Павел учил ту, ту бо есть Илюрик, его же доходил ап. Павел, ту бо беша словени первое. Темже и словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь, тем же и нам Руси учитель есть Павел». Если таковы были взгляды русских людей по вопросу об апостольском сеянии на ниве русской до начала XII века включительно (момент образования «Повести Временных Лет»), то очевидно, лишь после этого времени они приняли ту уверенную форму, какая сообщена им повестью о посещении русской страны ап. Андреем Первозванным. Повесть эта вставлена в киевском летописном своде среди рассказа о расселении русских славян. При упоминании имени Полян речь сразу переходит к описанию «пути из варяг в греки» и наоборот «из грек по Днепру в море варяжское, и по тому морю до Рима». «А Днепр втечеть», говорится здесь, «в Понетьское море, еже море словеть Руское, по нему же учил апостол Оньдрей, брат Петров, яко же реша». Характерно в последних словах появление некоторого скепсиса у автора в отношении к передаваемому факту, в виду чего он и спешит сложить с себя ответственность за его достоверность путем неопределенной ссылки на какой-то источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

412 См. толков. Вальсамона на Апост. пр. 67-е, 79-е; 1-го всел. 15-е; 2-го всел. 6-е; Ефес. 6 -е; Халкид. 3-е, 7-е, 16-е, 20-е, 23-е, 26-е; Трул. 7-е, 9-е, 10-е, 13-е, 20-е, 21-е, 44-е, 51-е, 87-е, 90-е; 7-го всел. 19-е; Анкир. 4-е, 12-е, 25-е; Неокес 2-е; Антиох. 4-е, 14-е; Лаодик. 34-е; Сардик. 1-е, 7-е; Карф. 6-е, 10-е, 12-е, 25-е (34-е), 33-е (42-е), 80-е (91-е); 120-е (134-е); в храме св. Апост. 4-е, 10-е; Григ. Неокес. 1-е и 2-е; св. Василия В. 27-е, 28-е и 29-е, 32-е, 53-е, 58-е и 59-е, 60-е, 77-е, 78-е и 79-е, 81-е, 83-е. 416 В толковании на 6-е Апост. пр. Вальсамон пишет: «...Как это Апост. пр. говорит, что клирик поступающий таким образом извергается, а 81-е Апост. пр. и другие правила говорят: или да престанет, или да извержется, то иной может спросить: чему мы должны следовать? И я думаю тому, что более человеколюбиво, потому что св. синод и пречестного оного великого эконома Аристина в течение тридцати дней чрез троекратное напоминание приглашал удержаться от светской, судейской должности». Правила св. Апостол с толков., стр. 11. 417 Так, в толковании на 39-е (48-е) пр. Карф.соб., запрещающее первенствующему епископу именоваться экзархом, Вальсамон замечает: «9-е пр. Халкид. соб. и 6-е и 7-е Сардик. экзархами областей называют епископов метрополий, и держись правила Халкидонского собора, как позднейшего...» Прав. св. поместн. соб., стр. 498. – См. также Апост. пр. 54-е; 1-го всел. 17-е; Трул. 50-е; Анкир. 22-е; Карф. 102-е (115-е), 126-е (140-е). 419 Апост. пр. 5-е, 16-е, 17-е, 20-е, 28-е, 38-е, 48-е, 67-е, 75-е; Халкид. 3-е, 16-е, 17-е, 24-е; Трул 8-е, 24-е, 26-е, 34-е, 41-е, 47-е, 62-е, 64-е, 70-е, 73-е, 76-е, 86-е, 87-е, 92-е, 93-е, 94-е, 97-е; 7-го всел. 4-е, 5-е, 8-е, 17-е, 18-е; Неокес. 8-е; Антиох. 12-е; Лаодик. 36-е, 42-е; Сардик. 5-е; Карф. 13-е, 15-е (15-е – 18-е), 20-е (29-е), 26-е (35-е), 35-е (44-е), 44-е (53-е), 48-е (59-е), 64-е (75-е), 81-е (92-е), 96-е (107-е и 108-e), 120-е (134-е), 122-е (136-е), 129-е (144-е), 130-е (145-е), 131-е (146-е); в хр. св. Апост. 1-е, 5-е, 6-е, 17-е; Григ. Неокес. 2-е, 3-е, 5-е, 8-е, 9-е, 10-е; св. Василия В. 6– е, 22-е, 24-е, 25-е, 27-е, 30-е, 32-е, 33-е, 39-е, 41-е, 43-е, 48-е, 55-е, б1-е, 62-е и 63-е, 67-е и 68-е, 69-е, 71-е. – В толковании на 4-е пр. св. Василия Вел. Вальсамон приводит полное содержание «тома единения» (τμος νσεως), составленного при императоре Константине Порфирородном и Романе в 6428 (920) г. В виду важности этого акта, укажем на главные его положения: 1) 4-й брак совершенно запрещается; 2) вступившие в 3-й брак, после 40 лет, если нет детей от первых браков, подвергаются пятилетнему отлучению от св. причащения; 3) если у лиц, перешедших 40-летний возраст, есть дети, то 3-й брак вовсе не дозволяется; 4) вступившие в 3-й брак в 30-летнем возрасте подвергаются – имеющие детей отлучению от св. причащения на 4 года, а не имеющие детей на 3 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

469–70). «Еда не может рука Моя спасти?» ( Ис.59:1 ) – взывает Сам Господь, укрепляя нашу в Него надежду. Каких затруднений не разрешит многоразличная Премудрость Его? Какого греха не победит благость Его? «Живу Аз, – глаголет Господь, – не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» ( Иез.33:11 ). Наипаче же должно помышлять о неизреченном милосердии Божием в Иисусе Христе, Которого апостол знаменательно именует «упованием нашим» ( 1Тим.1:1 ). «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» ( Рим.8:32 , ср. Рим.8:11 ; Еф.2:4–7 ) (там же, стр. 422–27). Таким образом, человек должен уповать на Бога, к Нему взывать, на Его всесильную помощь надеяться. Надежда на Бога имеет высокое достоинство, о чем говорит ап. Павел: «Хвалимся упованием славы Божия. Не точию же, но... хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит» ( Рим.5:2–5 ). «Как благотворно упование, когда оно так обильно исполняет душу чувством внутреннего благополучия, что св. апостол, при свойственной ему скромности и смирении, не может оного скрыть, но обнаруживает оное, хваляся упованием! Как могущественно упование, когда апостол решительно уверяет, что оно «не посрамит», т. е. никогда не обманет человека в его благочестивом ожидании! Как победоносно упование, когда оно дает возможность не только без ропота переносить скорби, но даже хвалиться ими! Сколь велико сокровище должно быть заключено в уповании, когда апостол не поколебался объявить столь великую цену, которою оно должно быть приобретено, а именно: опытностью, терпением, скорбями (там же, стр. 426–7). Человек, имея твердую надежду на Бога и уверенность, что Он печется о его спасении и подает Свою благодатную помощь, не должен забывать того, «что Бог дарует надежду кающимся и желающим своего исправления грешникам, а не беспечным презрителям закона Его. Кающийся и надеющийся прославляет бесконечное милосердие Божие, – надеющийся и не кающийся хулит Бога, представляя Его покровителем зла» (там же, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание Эпоха догосударственная Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси?    Русь, как целая государственная народность, крещена св. кн. Владимиром. Но это событие имело свои корни в веках предшествующих. Поэтому обратимся в глубь веков, чтобы проследить начальные судьбы распространения христианства на Руси, как причину ее позднейшего всеобщего крещения.    Terminus а quo наших поисков нельзя обозначить с математической точностью, как нельзя указать его и для начала самой «Руси». Одно только было ясно даже для наших предков IX и начала XII веков, что «сде (т. е. в русской земле) не суть апостоли учили», что «телом апостоли не суть сде были»; так говорится в летописной повести об убиении варягов-христиан при Владимире. То же повторяет и преп. Нестор в своем житии Бориса и Глеба. Тем не менее, в одном из сказаний, входящих в состав «Повести временных лет», редактор его уже проявил тенденцию связать русское христианство с временами апостолов. Назвав нашего первоучителя Мефодия «настольником Андрониковым» (апостол из числа 70-ти), он продолжает: «темже словеньску языку учитель есть Андроник апостол, в Моравы бо ходил; и апостол Павел учил ту, ту бо есть Илюрик, его же доходил ап. Павел, ту бо беша словени первое. Темже и словеньску языку учитель есть Павел, от него же языка и мы есмо Русь, тем же и нам Руси учитель есть Павел». Если таковы были взгляды русских людей по вопросу об апостольском сеянии на ниве русской до начала XII века включительно (момент образования «Повести Временных Лет»), то очевидно, лишь после этого времени они приняли ту уверенную форму, какая сообщена им повестью о посещении русской страны ап. Андреем Первозванным.    Повесть эта вставлена в киевском летописном своде среди рассказа о расселении русских славян. При упоминании имени Полян речь сразу переходит к описанию «пути из варяг в греки» и наоборот «из грек по Днепру в море варяжское, и по тому морю до Рима». «А Днепр втечеть», говорится здесь, «в Понетьское море, еже море словеть Руское, по нему же учил апостол Оньдрей, брат Петров, яко же реша».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Девятнадцатый день. Поучение 1-е. Св. апостол Иуда. (О вечных мучениях). I. О св. ап. Иуде, память коего совершается ныне, церковный историк Никифор пишет: «божественный Иуда, не искариотский, но другой, которого также звали Фаддеем и Леввеем, сын Иосифа, брат Иакова, сброшенного с крыши церковной, уловил сетию св. Евангелия сначала Иудею, Галилею, Самарию, Идумею, потом города Аравии, Сирии и Месопотамии; напоследок пришел в гор. Едес, принадлежавший царю Авгарю, и где другой Фаддей, один из 70-ти апостолов, проповедывал Христа еще прежде него». По преданию известно еще, что ап. Иуда проповедывал Евангелие и в Персии, откуда написал соборное послание к верующим, краткое, но назидательное, в котором он предохраняет от лжеучителей и угрожает, что как было с Содомом и Гоморрою, «так точно будет и с сими мечтателями, злословящими то, чего не знают, ропотниками, ничем не довольными, поступающими по похотям своим (нечестиво и беззаконно); уста которых произносят надутыя слова»; «это люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа», говорит апостол, «безводные облака, носимые ветром, осенния деревья, бесплодныя, дважды умершие, исторгнутые, свирепыя волны морския, пенящияся срамотами своими, звезды блуждающия, которым блюдется мрак тьмы на веки»... Св. ап. Иуда далее пишет в своем соборном послании, что Господь, не пощадивший и ангелов, накажет всякого грешника, не старающегося исправить жизнь свою. Св. ап. Иуда скончался мученически в Месопотамии (около 80-го года по Р. X.), он был распят на кресте; место погребения его осталось неизвестным. II. Обратим внимание, братия мои возлюбленные, на те страшные угрозы грешникам вечными мучениями, которые в пророческом духе изречены в послании св. ап. Иуды, и побеседуем в настоящий раз «о вечных мучениях грешников в аду». Представьте себе мрачную подземную темницу, глубочайшую пропасть, безотрадное место плача или ужаснейшую пещь огня неугасимаго, и посмотрите там на заключенного горящего в пламени грешника!.. Его непрестанно уязвляет там державная десница Вышняго тремя страшными стрелами и наносит ему три страшные раны: вечное раскаяние без пользы, безмерную муку без отрады, крайнее желание без надежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Св. Златоустый говорит: извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас: иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша ( 2Кор. 2:21.22 ). Опять из бывшего утверждает истину будущего; ибо если сам Бог утверждает нас во Христе, то есть, не попускает нам колебаться в вере во Христа, и Сам помазал нас и даровал Духа в сердца наши, то как не дарует нам благ обещанных в будущей жизни? То есть, как не даст нам и сих благ после того, как даровал уже начало и основание, корень и источник оных, т.е. истинное познание о Нем и причастие Св. Духа? Подлинно, если и настоящие блага, которыми пользуемся, уже даны ради тех, которых ожидаем еще, то тем более Даровавший сии блага верно дарует и ожидаемые. И если сии полученные нами блага Он даровал нам тогда, когда мы были еще врагами Его, то тем паче дарует нам будущие, когда мы сделались уже любезными Ему. Посему Апостол не просто сказал – Духа, но прибавил обручение, то есть, залог, дабы сим более уверить нас и обнадежить в получении всего обещанного Богом» 70 . 23. Аз же свидетеля Бога призываю на мою душу, яко щадя вас ктому не приидох в Коринф. Доказав прежде, что преподанное Коринфянам учение есть истинное, неизменное, так как Бог истинен и Иисус Христос есть самосущая истина, и что как сам Апостол, так и сотрудники его суть истинные посланники Божии, возвещающие несомненную истину, теперь св. Павел защищает себя от другого нарекания, будто он непостоянен в своих предприятиях, потому что, обещавшись прийти в Коринф, не приходит. В оправдание себя, Апостол, указывает на такие соображения, побудившие его отложить до времени путешествие в Коринф, которые не унижают его, а показывают в нем истинную отеческую любовь к Коринфянам, и апостольскую, мудрую попечительность о духовном благе их. «Бога призываю в свидетеля на душу мою, что я, щадя вас, доселе не приходил в Коринф». Апостол столько считает важным объясняемое дело, что употребляет клятву для удостоверения Коринфян в истине своих слов. Как бы так говорит он: чтобы удостоверить вас в истинной причине моего замедления, я призываю Бога в свидетеля, пусть Он накажет меня, если говорю неправду: доныне не пришел я в Коринф, щадя вас, или из любви к вам, чтобы, пришедши к вам, не быть вынужденным употребить апостольскую строгость.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

3. цитат и вот его настроенному так воображению делается из незначительного – великое, из мухи – слон, как говорится в быту. Наши русские переводчики, без всяких натяжек, превосходно достигли цели, к которой так усиленно стремился ученый, для уяснения подлинного смысла еврейского текста с сохранением и верного подлиннику выражения 70-ти – τι παξ – на котором, как увидим, не без основания зиждет свое толкование св. Апостол. Они перевели следующим образом: «ибо так говорит Господь Саваоф: аще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю» (см. русский перевод Агг. 2:6 . Спб. 1875). Итак, не оцеждают ли подобные Ротэ (см. у него еще других) критики комаров, пожирая верблюдов в своих напрасных обвинениях? Но не без основания св. Апостол зиждет свое толкование на выражении «еще раз». «Обетование», выраженное в изречении пророка и приводимое как такое Апостолом ( Евр. 12:26 : дал такое обещание πγγελται), «охватывает собой всецелое раскрытие царства Божия до конца дней, или, до прихода его в полноту совершенства», как выразился один из наших Богословов, хорошо выяснивший подлинный смысл пророческого изречения, см. Ив. Смирнова – «пророки: Аггей, Захария и Малахия», 1:15 стр. Срав. стр. 12 и дал. Рязань 1872 срав. также Рейля, коммент. на Аггея, 2:6, стр. 505, 2 изд. Лейпциг 1873. В этом именно смысле объясняет рассматриваемое обетование и св. Апостол Павел, как очевидно из всего контекста речи его. Он точно также берет весь период царства Божия – сперва ветхозаветный, когда при установлении завета на Синае (срав. Евр. 12:18  и дал. Гал. 4:24–25 ) происходило колебание одной только земли. Срав. также погибель первого мира потопом ( 2Петр. 3:6 ) перед установлением завета с Ноем ( Быт. 9 гл.), причем погибло очевидно опять только то, что на земле было и могло погибнуть от потопа. В поступательном развитии прообразовательных соотношений при следующем моменте («еще раз») колебания в период новозаветного царства Божия оно должно было быть еще величественнее и сильней, как колебание не только земли, но и неба ( Евр. 12:26 ), не только разумной, чувственной, видимой природы (– земля), но и духовной, даже невидимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иначе вина в его смерти пала бы на иудеев, а не на Нерона. Христос распят по проискам иудеев, по приказанию Пилата и римскими воинами. Но обвинит ли кто в смерти Христа Тиверия или даже Пилата? Нет ничего невероятного, что дело Ап., по его прибытии в Рим, было передано префекту города (praefectus urbis), гражданскому начальнику столицы. Что Ап. не был отдан под надзор военного префекта, можно видеть из сообщения Дееписателя, что св. Павел поместился с воином, стерегущим его в частном доме 66 . Если бы Апостол был под надзором военного префекта, то, вероятно, он был бы заключен в преторианские казармы, где, обыкновенно, содержались те преступники, которых судил военный префект. В 62 г. гражданским начальником Рима был Педаний Секунд 67 . Педаний Секунд пользовался плохой репутацией. Он мог брать с иудеев взятки и удерживать Апостола, не произнося ему никакого приговора: как человек корыстолюбивый он мог желать, как можно более получить с иудеев за осуждение ненавистного им Апостола. Такие деяния Педаний Секунд совершал неоднократно. По сказанию Тацита, он убит рабом, который выкупился на свободу и не был отпущен 68 . Очевидно, Секунд хотел взять с раба не один, а два или более выкупов. То же самое Секунд мог сделать и с иудеями, по отношению к Апостолу. Секунд был убит в половине 62 г. Его место, по Флавию, занял честный и благородный человек. Это обстоятельство могло дать Апостолу надежду на освобождение, о чем он и писал Филиппийцам 69 и Филимону 70 . Если Апостол не был освобожден в это время, то весьма сомнительно, что он не получил желанной свободы в начале 63 г. В это время у Нерона от Поппеи родилась дочь и император, сенат и народ передались торжествам и празднествам 71 . Сомнительно, чтобы во время этих празднеств, легким преступникам, к каковым относили и Апостола, не была дарована свобода. За это говорит и то, что на пороге храма капитолийского Юпитера, по случаю рождения императорской дочери, были поставлены изображения богини счастья 72 . Это свидетельствует о временном повороте к нормальному порядку в деле государственного управления, об ожидании прекращения безобразий императора. После начала 63 г. Апостол не мог освободиться: тогда иудеи, по свидетельству Иосифа Флавия, через Поппею вошли в силу у Нерона, стали добиваться освобождения своих заключенных священников 73 и, конечно, других распоряжений власти в свою пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Одиннадцатый день. Поучение 1-е. Св. ап. Варнава. (О дружбе). I. Св. апостол Варнава , память коего совершается ныне, принадлежит к числу 70-ти учеников Христовых. Св. Варнава отправлен был своими родителями в Иерусалим к знаменитому в то время учителю Гамалиилу, и у него воспитывался вместе с св. ап. Павлом, тогда носившим имя Савла. Юноши: Иосия (так прежде назывался Варнава) и Савл, лучшие ученики первого в свое время законоучителя, одаренные богатыми способностями, оба ревностно искавшие просвещения, учась вместе, не могли не соединиться между собою тесною дружбою. Но по выходе из школы, Богу угодно было вести их разными путями. Савл долго оставался ревнителем отеческих преданий ( Галат. 1, 13, 14 ). Напротив, Иосия гораздо ранее познал Господа и уверовал в Него. Говорят, что дружба двух учеников продолжалась и по выходе из школы. Св. Варнава часто виделся с Савлом в Иерусалиме и всячески убеждал его обратиться к Евангелию. Когда же Господь чудесно обратил Савла, Варнава привел его к апостолам и представил, как усердного проповедника Евангелия. II. По поводу св. дружбы ап. Варнавы с ап. Павлом побеседуем, братия, о христианской дружбе, которая в настоящее время стала, к глубокому прискорбию, весьма редка. а) А между тем неисчислимы блага от истинной дружбы. Счастлив человек, имеющий истинного друга. Сын Сирахов говорит: «верный друг крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены и нет меры доброте его. Верный друг – врачество для жизни» ( Сир. 6, 14–16 ). Подобное говорится в русских присловиях: «не имей ста рублей, а имей сто друзей. – Доброе братство милее богатства. – Друг денег дороже». Действительно, услуги верного друга неоцененны. Так, впадаешь ли ты в беду и горе? верный друг постарается выручить тебя из беды, подобно тому как Ионафан выручил друга своего Давида; верный друг не пожалеет своего спокойствия, здоровья и собственности, чтобы облегчить твое положение; верный друг, если не делом, то добрым советом, поможет тебе: ведь и добрый совет ко времени дороже золота; верный друг «одним участием» своим облегчит твое горе. Тяжело бывает горе, когда некому его высказать, не перед кем его выплакать, – но оно вполовину облегчается, или совсем исчезает, если есть близкое к нам существо, перед которым мы можем излить наше сердце и в сочувствии которого мы не сомневаемся. (См. кн. «Очерки хр. жизни», прот. Нечаева, ныне Виссариона, епископа костр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преводът е направен от оригинал, който се отличавал от масоретския текст . Изследването на Кумранските ръкописи показва, че в Стария Завет съществували няколко ръкописни традиции, една от които използвали и 70-те преводачи. Това е установил още Ориген , който използвал еврейски текст, напълно съвпадащ с масоретския. По своя състав Септуатинга се отличавала от палестинското събрание на старозаветните книги. В него били включени и неканонични книги. Преводът на седемдесетте станал общоприет в християнската Църква. Както за новопокръстените, така и за юдеите в диаспора (които вече не знаели добре родния език), той е бил всъщност Стария Завет. Него са цитирали и апостолите, и евангелистите, и Св. Отци. Затова и юдеите предприели собствени преводи. Преводът на Библията на църковнославянски език е направен от Септуагинта. Серафим (староевр. «изгарящ, пламенен») – висш шестокрил ангел. Сердикийски събор – поместен църковен събор с канонотворческо значение, състоял се през 343 г. в Сердика (днешна София). В него взели участие 318 епископи от вече разделената на Източна и Западна империя. Съборът бил свикан от синовете на св. Константин Велики, за да преодолее смутовете, породени от все още неотшумялата арианска ерес, която Първият вселенски събор в Никея осъдил през 325 година. Отците разгледали арианските клевети срещу защитника на Православието св. Атанасий Велики, който бил изгонен от своята катедра от еретиците. На Сердикийския събор той бил оправдан и възстановен за Александрийски епископ. Отците от Сердикийския събор потвърдили още веднъж Никейския символ на вярата и православното учение за Света Троица. Извън речника: Сердикийски събор. Свети апостол Сила – един от седемдесетте апостоли, ученик и най-близък сътрудник на св.ап. Павел. Църквата празнува паметта му на 4 януари. Извън речника: Св. ап. Сила. Сим (име, слава) (Бит 5:32; 6:10; 9:23,26,27; 10:1,21:22; 11:10,11; 1Пар 1:4,17 ; Лк 3:36 ) – големият син на Ной, родоначалник на семитските народи. Сим живял 602 години и починал, когато Иаков навършил едва 50 години. Сим е един от предците на св. Йосиф Обручник в родословието на Иисус Христос. .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010